Научная статья на тему 'Малый бизнес как институциональная организация'

Малый бизнес как институциональная организация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНСТИТУТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симоненко Н. Н.

Малый бизнес в России не приносит ожидаемого эффекта, не реализуются его основные функции, такие как рыночная адаптация к условиям производства, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, поступление налогов в бюджет, создание конкурентной среды. Темпы развития малого бизнеса и фактические показатели присутствия малых предприятий на рынке существенно ниже не только по сравнению с западными странами, но и постсоциалистическими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как институциональная организация»

работники. Для каждой группы должны быть разработаны свои ипотечные программы, которые преследовали бы цель сохранения на предприятии наиболее активной части работников, предоставление им жилья, внесение предприятием первоначального взноса и ускорения выплаты кредита. Социальная ипотека на предприятии должна распространяться на молодых работников, по аналогии с государственными программами.

Сегодня ощутимый вклад в решение жилищных проблем с помощью ипотеки могут внести предприятия экспортно-ориентированных отраслей, имеющих относительно высокие прибыли. В рамках регионов всегда можно найти предприятия, которые бы могли содействовать продвижению ипотеки для своих работников.

Российская модель жилищной ипотеки как никакая другая модель должна строиться с учетом ее социальной и политической востребованности.

Практика многих российских регионов показала, в чем специфика социальной направленности ипотеки, а именно предоставление жилья малоимущим, многодетным и молодым семьям, оказание помощи военнослужащим.

Российская модель ипотеки, учитывающая различный уровень доходов населения, должна содержать в себе и диверсифицированный подход к кредитным инструментам.

Все инструменты ипотечного кредитования, применяемые в различных странах, можно разделить на традиционные и альтернативные. К традиционным инструментам будем относить кредиты с фиксированной и переменной процентной ставкой, использующие различные способы определения платежей по ним. К альтернативным — индексируемые инструменты ипотечного кредитования, разработанные для стран с высокой и волатильной инфляцией (кредит с индексацией непогашенной суммы долга, кредит с двойной индексацией).

Российская модель ипотеки должна иметь достаточно полную и совершенную правовую систему.

Эта сторона отношений требует совершенствования. Для повышения надежности государственной регистрации прав Закон «Об ипотеке» (п. 1 ст. 20) требует, чтобы в регистрирующий орган обращались сразу две стороны договора об ипотеке, залогодатель и залогодержатель, подавая совместное заявление. Раньше, когда договор об ипотеке удостоверял нотариус, достаточно было заявления одной из сторон.

В п. 1 ст. 29 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» однако, осталась прежняя норма, позволяющая регистрировать ипотеку по заявлению одной из сторон. А поскольку эта норма общая, то получается, что сейчас она распространяется даже на случаи, когда нотариус договор об ипотеке не удостоверяет.

Российская модель жилищной ипотеки, при условии, что она является еще недостаточно зрелой, могла бы добиться повышения своей эффективности за счет широкого использования компьютерных технологий. Они играют важную роль определении кредитоспособности заемщика, что является одним из узловых вопросов ипотечного кредита.

Тем самым российская модель жилищной ипотеки должна учитывать весь спектр вопросов как экономическо-правового характера, так и смежных отраслей. Только в таком случае это будет работоспособная модель, позволяющая гражданам России получить доступ к доступной ипотеке.

СИМОНЕНКО Н.Н.

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Малый бизнес в России не приносит ожидаемого эффекта, не реализуются его основные функции, такие как рыночная адаптация к условиям производства, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, поступление налогов в бюджет, создание конкурентной среды. Темпы развития малого бизнеса и фактические показатели присутствия малых предприятий на рынке существенно ниже не только по сравнению с западными странами, но и постсоциалистическими государ-

ствами. Так, например, на долю малых и средних предприятий в Германии приходится почти 70% рабочих мест, в Японии 80% [1, с. 109]. В Венгрии малые предприятия производят 50% ВВП страны, на них работает 2/3 численности занятых [2, с. 20]. Доля малого бизнеса в создании ВВП Польши составляет 40,5%, а в занятости населения 69,5% [3]. Особенностью же российского малого бизнеса продолжает оставаться нелегитимность малых предприятий. В связи с чем необходимо более тщательное его изучение, а также рассмотрение его через призму институционального анализа.

Фундаментальные работы по теории предпринимательства выделяют сущность предпринимателя как собственника, организатора производства, инноватора, преобразователя и создателя новых рынков, осуществляющего свою деятельность в условиях риска и неопределенности. Также немалым научным и методологическим потенциалом анализа малого предпринимательства обладает теория фирмы. Неоклассическая теория рассматривала фирму как условный объект, преследующий цель максимизации прибыли и принимающий решения на основе полной информации о рынке, доступности ресурсов, отсутствием затрат на совершение сделки. Такой идеальный подход к субъектам малого предпринимательства неизбежно заводит в ловушку, потому что не отвечает реальности и не соответствует этой идеальной модели. Методология институционализма преодолевает подход экономики нирваны, названную так за идеализирование экономических процессов. В институциональной теории фирма рассматривается как коалиция индивидуумов и подразделений, существование которой связано со стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынках, объясняя динамику экономических процессов не только экономическими, но и социально-политическими, этническими, этнографическими факторами жизнедеятельности, а также обычаями, традициями. Институционализм позволяет реально оценить эффективность и неэффективность хозяйственной деятельности малого предприятия. Поэтому наше внимание было обращено именно на инстициональный анализ малого предпринимательства.

Малый бизнес — это самостоятельный игрок на рынке, и эта самостоятельность проявляется в адаптивных и реактивных свойствах организации приспосабливаться к реальной рыночной конъюнктуре.

Сосредотачивая внимание на количественных и качественных критериях малого предпринимательства, исследователи малого бизнеса не уделяют должного внимания внутреннему устройству малого бизнеса. А ведь малое предприятие — это особая институциональная организация, имеющая только ей присущие цели, мотивы, интересы и внутреннее устройства (рис.1).

Малый бизнес — это единственная форма организации, где частная собственность встречается в чистом виде. На собственника падают все положительные и отрицательные результаты осуществ-

Рисунок 1. Внутреннее устройство малого бизнеса

U)

ü ь и га т

01

Ol

Z

ю

о ь

N □

N

^

о

I—

CD

I—

О

а

CD

X

О

X X

CD m i— О

а

о

<

>

о о

о о

CL

о

CD

О CD

О

X

О

О

со

л ь о га

7

П1

□I

г ю

о ь

N □

Ш

^

о

I— 0

I— ^

О

а ф

со ^

X

О X X 0 со

I—

О

а

о <

>

о о

о

о о

сь

о 0

о 0 т

О х

Предприниматель является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных факторов заключают контракты, при этом образуется зонтичная форма контрактации.

Малый бизнес отличается особыми персонифицированными отношениями. Знания, способности, личность предпринимателя выступают специфическим ресурсом.

Особенностью малого предприятия как особой формы институциональной организации является специфика располагаемых активов, таких как отношенческий, социальный, человеческий капитал. Отношенческий капитал вынуждает малое предприятие вкладывать средства в поддержание деловых связей с потенциальными партнерами, формировать особые «контракт-отношения». Социальный капитал представляет собой не только социально-политическую стабильность, законность, порядок, защищенность от коррупции, но и персонифицированное доверие, которое имеет важное значения для малого бизнеса. Особую роль в организации малого бизнеса имеет человеческий капитал. Запас человеческого капитала — это своего рода запас потенциальных возможностей малого бизнеса, а потому представляет для него особую ценность.

Как институциональная организация малый бизнес имеет специфический механизм управления трансакционными издержками, так как сокращаются затраты на ведение поиска, исчезает необходимость частного перезаключения контрактов, деловые связи приобретают долговременный характер, сокращаются издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма.

В ситуации нестабильности и неопределенности для малого предприятия особое значение приобретает рутинизация хозяйственной деятельности. Рутина определяется как запоминание действия через регулярное поведение. Рутина приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений участников. На рисунке 2 представлены виды рутин малого бизнеса.

Малый бизнес — это организация, в основе которой лежит контракт по поводу распределения интерспецифических ресурсов. Сердцевину составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Следует отметить, что интерспецифичность применительно к малому бизнесу в российской институциональной среде принимает особый характер. Скорее квазирыночный. Так, например, контракт найма носит неформальный характер. Малый бизнес по сути своей предполагает систему взаимопомощи и взаимовыручки, повышенного доверия, что отличает его от других субъектов экономики.

Малый бизнес как институциональная организация располагает только ей присущей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентирами, координацией, управлением и контролем, которые формируются на основе разделения труда, специализации исполненных функций и иерар-хизированной системы взаимодействий, сопоставимой с существующей институциональной средой.

Рутины

Внутренние:

— распределение должностных обязанностей;

— экономическая власть и система принятия решений;

— доверие и отсутствие коммерческой тайны;

— система показателей и способов к принуждению и исполнению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обучение мастерству и передача опыта.

Внешние:

— гражданские права и свободы;

— формальные контракты;

— механизм спецификации и защиты прав собственности;

— институциональное обеспечение развития малого бизнеса со стороны государства;

— социальная безопасность;

— формы интеграции малого бизнеса с другими институциональными организациями.

Рисунок 2. Совокупность рутин малого бизнеса

Будучи особым игроком на рынке, малый бизнес требует соответствующего «институционального строительства», выращивания или импорта тех институтов-правил игры, которые соответствуют целям организации и не противоречат их экономическим интересам. В противном случае, малый бизнес отреагирует «протестным» экономическим поведением, уходя в тень, где издержки внелегаль-ности меньше издержек легальности воспроизводства.

Субъекты малого бизнеса совершают выбор в определенных рамках, обусловленных действующими институтами, функции которых заключаются в регулировании поведения людей, минимизации усилий, организации процесса обучения и передачи информации, снижения трансакционных издержек.

Неформальные институты

Институты, сложившиеся исторически

Институты, сформированные как реакция на изменение институциональной среды

Доверие

Традиции

Культура

Обычаи

Ценности

Менталитет

Привычки

Табу

Деловые сети

«Связи»

Крыши

Семейные и ± этнические обмены

Коррупция, взятка, откат

Нормы деловой этики

Рисунок 3. Дерево неформальных институтов малого бизнеса

Среди институтов, регулирующих деятельность малого бизнеса необходимо выделить институты-правила, институты-нормы, институты санкции, формальные, неформальные, мягкие, жесткие институты. Формальные институты малого бизнеса представляют собой законодательно установленные нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми экономическими субъектами, такие как ФЗ « 0 государственной поддержке малых предприятий», Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, закон «0 бухгалтерском учете» и другие. Эти законы определяют правовые, экономические и орга-

Ю

о х

X ф

со

I—

О О.

о <

>

о о

о о о

со О

I—

О

о

п

низационные основы государственной политики по развитию и поддержке малого бизнеса, устанавливают формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий. Неформальные ограничения, в отличие от формальных правил, являются продуктом человеческой деятельности, которые исторически сложились за долгие годы. Они закреплены в менталитете, обычаях, традициях, семейных нормах поведения. На рисунке 3 представлена структура неформальных институтов малого бизнеса. Анализ показал, что в России сегодня превалируют неформальные институты, структурирующие ведение малого бизнеса. Необходимые формальные институты зачастую просто отсутствуют, а существующие далеки от совершенства.

Современное институциональное пространство России характеризуется неактуальностью и нелегитимностью для большей части населения провозглашенных институционально правовых изменений; ослабление контроля со стороны государства за соблюдением правовых норм; активным нарушением властями различных уровне законных прав рядовых граждан. Все это ведет к институци-онализации неформальных и неправовых типов социальных воздействий.

Отсутствие необходимой поддержки государства малое предприятие компенсировало стремлением формировать собственные законы выживания, которые зачастую не только не соответствовали, но и прямо противоречили социальным, моральным и правовым нормам.

Неправовые и неформальные способы поведения сегодня демонстрируют свою эффективность и становятся важным элементом институционального пространства. Рост интереса к механизмам, основанным на доверии, резко возрос в России именно сейчас, когда обществу и бизнесу, как, впрочем, и самому государству было продемонстрировано низкое качество работы правительства, законодателей, судов и правоохранительных органов.

Таким образом, институциональный подход к анализу малого предпринимательства позволяет проанализировать внутреннюю сущность малого бизнеса, выявить зависимость малых предприятий от формальных и неформальных институтов. Кроме того, такой подход позволяет выделить факторы и специфические параметры, оказывающие наибольшее влияние на величину трансакционных издержек, а также обосновать выбор экономической модели поведения малых предприятий на основе принципа минимизации трансакционных издержек. А также разобраться в причинах слабого развития малого предпринимательства и предложить пути импортирования и совершенствования институтов воспроизводства малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бухвальд Т., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002. № 7.

2. Карпинская В., Калиниченко Н. Помогите бедному малому бизнесу // Итоги. 2000. 7 ноября.

3. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990.

4. Малый бизнес по-польски // Деловая Москва. Еженедельный номер. 2005. № 35(557). 19 сентября.

5. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА — М, 2000.

СКВОРЦОВА А.В.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

РЕКРЕАЦИОННОГО САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

В современную курортную индустрию вовлечено большое количество предприятий и организаций самой разнообразной направленности, организационно-правовых форм и форм собственности, видов предпринимательской деятельности, которые можно сгруппировать: представляющие услуги по размещению туристов (санатории, пансионаты, базы отдыха, гостиницы, мотели и т. д.); предоставляющие услуги питания (рестораны, бары, закусочные, столовые и т. д.); транспортные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.