Научная статья на тему 'Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития региона'

Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE SYSTEM / MODERNIZATION / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяглов Сергей Гаврилович, Колычева Жанна Ярославна

Предлагаемая статья посвящена рассмотрению широкого круга проблем, связанных с развитием малого предпринимательства в системе региональной экономики. Подробно проанализированы приоритетные направления государственной политики модернизации и формирования малого инновационного бизнеса. Сформированы предложения по совершенствованию региональной инновационной системы Ростовской области, включающие меры по обеспечению взаимодействия крупного и малого инновационного бизнеса, а также некоммерческого и научного сектора при содействии региональных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тяглов Сергей Гаврилович, Колычева Жанна Ярославна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offered article is devoted to consideration of a wide range of problems connected with development of small business in system of regional economy. The priority directions of a state policy of modernization and formation of small innovative business are analysed in detail. Offers on improvement of regional innovative system of the Rostov region, including measures for ensuring interaction of big and small innovative business, and also noncommercial and scientific sectors with assistance of regional authorities are created.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития региона»

С.Г. Тяглов, Ж.Я. Колычева

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация

Предлагаемая статья посвящена рассмотрению широкого круга проблем, связанных с развитием малого предпринимательства в системе региональной экономики. Подробно проанализированы приоритетные направления государственной политики модернизации и формирования малого инновационного бизнеса. Сформированы предложения по совершенствованию региональной инновационной системы Ростовской области, включающие меры по обеспечению взаимодействия крупного и малого инновационного бизнеса, а также некоммерческого и научного сектора при содействии региональных органов власти.

Annotation

Offered article is devoted to consideration of a wide range of problems connected with development of small business in system of regional economy. The priority directions of a state policy of modernization and formation of small innovative business are analysed in detail. Offers on improvement of regional innovative system of the Rostov region, including measures for ensuring interaction of big and small innovative business, and also noncommercial and scientific sectors with assistance of regional authorities are created.

Ключевые слова

Малый бизнес, инновационная система, модернизация, регион.

Keywords

Small business, innovative system, modernization, region.

Исследуя малый бизнес как структурный элемент региональной воспро-

изводственнои системы, следует, в первую очередь, рассмотреть его соотно-

2012 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

шение с крупным и средним бизнесом, а также структуру самого сегмента малого бизнеса.

Доля малого бизнеса в экономике региона может быть определена различными способами. Это, в частности, могут быть: доля числа малых предприятий в общем числе предприятий и организаций региона; доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднегодовой численности занятых в экономике региона; доля оборота малых предприятий в общем обороте предприятий и организаций региона.

При этом для определения полной картины, отражающей реальный вклад сектора малого бизнеса в экономику региона, целесообразно рассмотреть данные показатели в динамике и в совокупности, поскольку ни один из них не даст полной и четкой картины в отдельности. Кроме того, можно выделить различные типы структур малого бизнеса: распределение малых предприятий по видам экономической деятельности; соотношение инновационного и неинновационного сектора малого бизнеса.

По данным Правительства Ростовской области, на 1 января 2011 года в Ростовской области было зарегистрировано 7334 малых предприятия (без микропредприятий), что на 140 предприятий больше, чем на 1 января 2009 года.

Самым распространенным основным видом экономической деятельности у малых предприятий без учета микропредприятий остается «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 28,3 процента предприятий (рис. 1).[1]

Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных иско-

паемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляют в суммарном выражении 17,7 процента малых предприятий. Операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг занимаются 16,7 процента малых предприятий, строительством - 14,9 процента малых предприятий.

По сравнению с 2008 годом в области незначительно сократилась доля малых предприятий, занимающихся промышленными видами деятельности и строительством (соответственно на

0,9 и 0,3 процентного пункта), при также незначительном увеличении доли малых предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (соответственно на 1,4 и

0,7 процентного пункта).

В целом можно сказать, что в Ростовской области малые предприятия наиболее успешно развиваются в сфере услуг.

Что касается инновационного сектора малого бизнеса, то за последние несколько лет его развитие характеризуется следующими показателями.

Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности представлено на рис. 1 (см. ниже).

Как видно из табл. 1(см. ниже), доля инновационных малых предприятий в общем количестве малых предприятий и общем количестве предприятий и организаций региона критически мала: из 33,5 тысяч малых предприятий Ростовской области только 238 являются инновационными, что составляет всего 0,71 %.

■ сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

■ рыболовство, рыбоводство

■ добыча полезных ископаемых

■ обрабатывающие производства

■ производство и распределение электроэнергии, газа и воды

■ строительство

■ оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

■ гостиницы и рестораны

■ транспорт и связь

■ финансовая деятельность

■ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

■ образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

■ предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Рис. 1. Распределение малых предприятий Ростовской области по видам экономической деятельности, 2011 г.

(Составлен авторами по материалам монографии «Модернизация государственной поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики» / С.Г. Тяглов, Ж.Я. Колычева 2011.)

Таблица 1. Основные показатели инновационного развития Ростовской области[2]

2GG8 г. 2GG9 г. 2G1G г. 2G11 г.

Валовой региональный продукт в текущих основных ценах, млн. рубл. в процентах к предыдущему периоду 264067,2 106,9 319579,6 108,2 392012,6 109,4 458781,2 109,5

Совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, по полному кругу предприятий (отгруженная промышленная продукция), в млн. рублей в процентах к предыдущему периоду 205863,4 116,1 243607,2 115,8 302101,2 110,0 373113,4 114,1

Объем отгруженной инновационной продукции (по крупным и средним предприятиям), млн. рублей 6089,5 6551,2 9500,0 14100,0

Доля в валовом региональном продукте инновационной продукции, в процентах 2,31 2,05 2,42 3,07

Доля инновационной продукции в отгруженной продукции (отгруженная промышленная продукция по полному кругу), в процентах 2,96 2,69 3,14 3,78

Стоимость научных исследований и разработок, млн. рублей 6031,4 6899,8 9290,0 13950,0

Доля в валовом региональном продукте выполненных научных исследований и разработок, в процентах 2,28 2,16 2,37 3,04

Затраты на технологические инновации (по крупным и средним предприятиям), млн. рублей; 1861,2 1373 1920 3500

из них на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, млн. рублей 875,76 679,9 1020,0 1920,0

Доля затрат на технологические инновации в отгруженной продукции (отгруженная промышленная продукция по полному кругу), в процентах 0,90 0,56 0,64 0,94

Количество малых инновационных предприятий, единиц 53 92 150 238

Для получения реальной картины в части влияния доли малых предприятий на уровень развития региона целесообразно использовать корреляционнорегрессионный анализ, который будет осуществлен по пяти регионам-лидерам Юга России: Ростовской области, Крас-

нодарскому краю, Ставропольскому краю, Астраханской области и Волгоградской.

Для расчетов использованы данные Федеральной службы государственной статистики за период с 2003 по 2011 гг.[3]

Таблица 2.Динамика доли оборота малых предприятий в обороте организаций

регионов-лидеров Юга России, %

Субъект 2GG8 2GG9 2G1G 2G11

Краснодарский край 48,0 56,5 54,8 54,6

Ставропольский край 39,6 41,6 47,2 48,5

Астраханская область 35,5 41,5 42,6 43,0

Волгоградская область 30,4 29,1 29,3 44,8

Ростовская область 66,0 71,0 74,1 71,2

Динамика показателей, представленных в табл. 2-3, также позволяет сделать вывод о сохранении диспропорций в воспроизводстве инновационной системы и сегмента малого бизнеса,

а также их влиянии на общие воспроизводственные пропорции в экономике Ростовской области.

В частности, представляет интерес соотношение следующих показателей:

Таблица 3. Динамика доли среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях, в среднегодовой численности занятых в экономике регионов-лидеров Юга России, %[4]

Субъект 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Краснодарский край 8,7 8,0 10,0 11,7 12,0 12,2 12,2 12,8 13,0

Ставропольский край 8,0 5,9 8,0 10,9 10,8 9,4 11,4 12,7 12,2

Астраханская область 8,5 8,5 8,4 8,7 9,6 10,2 11,3 11,9 13,6

Волгоградская область 7,9 6,7 9,1 10,2 9,7 8,3 8,5 8,8 21,4

Ростовская область 9,7 8,7 8,6 9,1 9,2 9,8 10,3 10,5 13,9

- доли числа малых предприятий в общем числе предприятий и организаций - 34,2 % (что само по себе в целом выглядит как позитивный фактор);

- доли оборота малых предприятий в общем обороте организаций - 71,2 %;

- доли среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях, в среднегодовой численности занятых в экономике региона -13,9 %.

В соотношении второго и третьего из перечисленных показателей видно, что 13,9 % занятых на малых предприятиях обеспечивают 71,2 % оборота региона. Некоторое преобладание второго показателя над первым и вторым может быть оправданным за счет торговопосреднической специализации Ростовской области и ее транзитнофункциональной ролью в межрегиональном разделении труда.

Однако многократное преобладание характеризует тот факт, что малые предприятия в настоящее время по доле объема оборота достигли своего логического предела, и дальнейшее их развитие ограничивается недостаточным развитием не столько самой системы поддержки малых предприятий, сколько сегментов крупного и среднего бизнеса, резерв которых в связи с этим не используется для взаимодействия с сектором малого бизнеса.

В связи с этим целесообразно рас-

смотреть структуру сектора малых предприятий в контексте соотношения инновационного и неинновационного его сегментов. В частности, следует рассмотреть влияние доли инновационных предприятий и доли малых инновационных предприятий на экономику региона.

На основе собранных и рассчитанных данных сделана попытка оценить влияние следующих факторов на уровень развития региона:

Х1 - доля числа малых предприятий в общем числе предприятий и организаций;

Х2 - доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций;

Х3 - доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях, в среднегодовой численности занятых в экономике;

Х4 - удельный вес организаций, осуществлявших

технологические инновации, в общем числе организаций;

Х5 - удельный вес объема инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

Х6 - доля численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в экономике.

В качестве У - выбран показатель Индекс развития человеческого потен-

циала (ИРЧП) региона как наиболее общий показатель, отражающий уровень его социально-экономического развития.

Процедура расчета уравнений регрессионной зависимости по регионам-лидерам Юга России представлена.

На основе данных, были рассчитаны коэффициенты корреляции, которые показали высокий уровень зависимости по следующим трем параметрам (аргументам):

• доле объема инновационных товаров, работ, услуг, в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

• доле числа малых предприятий в общем числе предприятий и организаций, %;

• доле численности работников, занятых на малых предприятиях, в среднегодовой численности занятых в экономике, %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для данных выбранных параметров были рассчитаны коэффициенты регрессии и составлены уравнения регрессии для регионов-лидеров Юга России.

Полученные уравнения регрессии показывают достаточно высокую зависимость во всех регионах уровня развития (ИРЧП) от выбранных факторов.

Для Ростовской области на основе полученного уравнения можно сделать вывод о том, что наиболее значимым фактором, влияющим на ИРЧП, является доля численности работников, занятых на малых предприятиях, в среднегодовой численности занятых в экономике. Так, рост численности работников малых предприятий региона на 1 % позволит обеспечить рост ИРЧП на 7,6 %.

Такие результаты объясняются и подтверждают уже высказанную ранее мысль о том, что в регионе сложились диспропорции, проявляющиеся в недостаточном уровне занятости населения в малом предпринимательстве, обеспечивающем тем не менее 71 % от оборота

предприятий и организаций региона, что требует выработки соответствующих корректирующих мер.

Полученные в результате расчетов результаты позволяют отметить, что в настоящее время, по-видимому, все еще не решены вопросы снижения административных барьеров, как в части предпринимательства в целом (в том числе, и крупного и среднего бизнеса, а не только малого), так и в части малого предпринимательства и его инновационного сегмента.

В связи с этим основным направлением совершенствования системы регулирования малого предпринимательства все еще остаются инструменты снижения административных барьеров. Нами предлагается использовать имеющийся позитивный опыт снижения административных барьеров в странах ЕС, в которых за период с 1990-х годов было сформировано несколько стратегий, механизмов и мер:

• Сбор информации и исследования относительно размера и областей присутствия административных барьеров.

• Информационно-консультативная поддержка предприятий относительно требований к ним.

• Совершенствование и упрощение форм отчетности.

• Упрощение процедур, сокращение частоты их использования и количества организаций, требующих предоставления информации.

• Предоставление льгот предприятиям, в наибольшей степени страдающих от административных барьеров.

• Изучение нового законодательства на предмет устранения административных барьеров.

На государственном уровне был разработан широкий набор инструментов:

1. Упрощенное законодательство для внутреннего рынка (программа

SLIM). Программа SLIM появилась в 1996 г. как инструмент преодоления неэффективных бюрократических проволочек на уровне ЕС. Принцип работы заключается в формировании групп официальных представителей государств-членов и пользователей законодательства, которые проводят монито-

ринг законодательства и готовят предложения по упрощению законодательства Сообщества в конкретном секторе экономики. Начиная с 1996г., экспертизу провели в 14 секторах. Рекомендации Рабочих групп, хотя им и придается значительный вес, не навязываются странам-членам ЕС.

Таблица 4. Уравнения регрессии индекса развития человеческого потенциала по параметрам развития малого бизнеса для регионов-лидеров

Юга России [5]

вес свободный член формула OT4U=d+a*x1+b*x2+c*x3

Доля объема инновационных товаров, работ, услуг, в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг Доля числа малых предприятий в общем числе предприятий и организаций, % доля численности работников, занятых на малых предприятиях, в среднегодовой численности занятых в экономике, %

х1 х2 х3 d

Краснодарский край 0,0097 0,0026 0,9733 60,7 ИРЧП=60,7+0,0097х1+0,026х2+0,973х3

Ставро- польский край 0,0017 0,0032 0,7993 6,64 ИРЧП=6,639+0,0017х1+0,0032х2+0,7993х3

Астраханская область 0,0095 0,0018 0,9364 24,55 ИРЧП=24,5485+0,0095х1+0,0018х2+0,9364х3

Волгоградская область -0,0029 0,0042 0,5625 2,14 ИРЧП=2,1428-0,0029х1+0,0042х2+0,5625х3

Ростовская область 0,0016 0,0052 0,7605 5,29 ИРЧП=5,2913+0,0016х1+0,0052х2Я),7605х3

(Составлена авторами по материалам монографии «Модернизация государственной поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики» / С.Г. Тяглов, Ж.Я. Колычева 2011.)

2. Оценка последствий для бизнеса (ОПБ) существует с 1986 г. и предназначена для повышения осведомленности о проблемах бизнеса еще до того, как принимаются предложения по законодательству. С 2000 г. потребность в улучшенной и всеобъемлющей системе

оценки последствий стала очевидной, и предполагается, что усиленная ОПБ сфокусируется на начальном этапе, на интегрированном подходе, улучшенных внешних консультациях, более строгом анализе возможных экономических последствий законодательных предложе-

ний и на усилении завершенности оценки влияния.

3. Меры прямой поддержки: Ев-ро-Инфо центры (ЕИЦ). Потребности предприятий в информации и консультациях относительно административных процедур и внутренних рынков удовлетворяются в ЕС Евро-Инфо центрами, которые представляют собой надежно работающую автоматизированную сеть, представляющую предприятиям самую последнюю информацию. В Европе - в 265 городах 37 стран - действует порядка 300 ЕИЦ, в которых предприятия могут получить информацию, консультацию и помощь. Находясь в непосредственной близости от предприятий, ЕИЦ помогают предприятиям получать информацию о программах и инициативах ЕС, что позволяет им максимально использовать возможности, предлагаемые ЕС. Работа по мерам поддержки начинающих предприятий исключительно полезна и охватывает широкий круг вопросов, с которыми им приходится иметь дело, включая распространение информации о наиболее успешных предприятиях.

4. «Специальная рабочая группа по упрощению условий деятельности предприятий (BEST)», состоящая из предпринимателей, общественных администраторов и экспертов от науки из всех государств-членов. Задачей рабочих групп является изучение качества законодательства и формулировка советов по конкретным действиям. Некоторые из рекомендаций включали улучшение оценки последствий для бизнеса, улучшение процедур для начинающих предприятий и меры по облегчению давления со стороны налоговой, социальной среды и статистических требований в первые годы существования предприятия.[6]

Вышеназванные инструменты будут способствовать развитию малого предпринимательства, становлению его как института и реализации тех функций, которые малое предпринимательство должно выполнять в развитии экономических систем, в том числе, региональных.

Библиографический список

1.С.Г. Тяглов, Ж.Я. Колычева «Модернизация государственной поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики»/ Монография 2011.

2.Информационно-аналитический материал «О деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Ростовской области в январе-декабре 2010 года» // Материалы официального сайта Администрации Ростовской области. -Режим доступа: www.donland.ru.

3.Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2001-2008 гг: Стат. сб./ Росстат.-М., 2002-2010 гг. 4.Отчет по процедурам BEST 2001, Рабочий документ персонала Европейской Комиссии, SEC (2001) 1704, ЕС 2001.

Bibliographic list

1.S.G. Tyaglov, Zh.Ya.Kolychev «Modernization of the state support of small business in system of regional economy» / the Monography 2011.

2. An information and analytical material

«About activity of small enterprises (without the microenterprises) of the Rostov region in January-December

2010»//Materials of an official site of Administration of the Rostov region. - Access mode: www.donland.ru.

3.Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2001-2008 гг" М., 2002-2010.

4. Report on the procedures BEST 2001, Brief of the personnel of the European Commission, SEC (2001) 1704, EC 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.