большом бизнесе ведущую роль играет перспектива, ради которой проводятся структурные изменения, долговременные целевые инвестиции, устанавливаются длительные связи, ведутся научные исследования и др. Кроме того, на крупных предприятиях широко используется коллективная подготовка принципиальных решений, которые зачастую имеют политические аспекты. Следует отметить и чувство уверенности у бизнесменов, обусловленное масштабами управления крупными хозяйственными объектами, имеющих значительную устойчивость в деловом мире.
Для малого бизнеса представляют интерес "короткие" деньги, обеспечивающие прибыль в ближайшее время. Это требует, как правило, оперативного и единоличного решения, динамики в установлении хозяйственных связей, оперативного изменения вида деятельности. Кроме того, ликвидация малого предприятия не оставляет значительного следа в социально-экономической ситуации даже в местном масштабе. Тогда как трудности крупной фирмы имеют значительный резонанс, часто в международном масштабе.
Большой и малый бизнес неоднозначно испытывают последствия конкуренции. Среди малых предприятий она носит непосредственный, оперативный характер. Продукция же крупных предприятий выходит на рынок через посредников, которые конкурируют между собой и зачастую находят совместные компромиссные решения. В результате крупные предприятия имеют больше возможностей заниматься производством, проводить структурные изменения, чтобы повысить конкурентоспособность как своей продукции, так и своих посредников.
Создание подобных инфраструктурных звеньев облегчит крупным предприятиям связи с малым бизнесом. Однако это опосредственные связи и они могут только расширить поле взаимоотношений. Что касается непосредственных взаимоотношений, то здесь необходимо развивать франчайзинг, лизинг, субподряды и др. Это можно сделать лишь при государственной поддержке, в частности через распределение госзаказа с обязательным выделением его части для малых предприятий. Это предусмотрено российским законодательством, но не исполняется на практике.
Развитие взаимосвязей между большими и малыми предприятиями, достижение взаимосоответствия между большим и малым бизнесом является важной частью общей политики в деле реструктуризации российской экономики.
Куцулова Ф.А.
Малый бизнес и сфера услуг: проблемы кредитования; мировой опыт
В числе главных приоритетов экономических преобразований в РФ формирование и укрепление малых и средних предприятий, которые в основе своей составляют, предприятия занятые в сфере услуг. В целом сфера услуг по сравнению с производством товаров, отличается преобладанием мелкого предпринимательства, что накладывает отпечаток на условия маркетинговой деятельности и организацию управления факторами производства услуг. Сфера услуг, выступает одной из наиболее благоприятных отраслей для бурного развитии предпринимательской дей-
ствительности на основе использования сети малых предприятий. Следует отметить, что малый бизнес имеет большое значение и в обеспечении занятости населения, так - как, решение этой социально-экономической проблемы в значительной мере возможно за счет обеспечения занятости на малых предприятиях. Причем основным работодателем призвана стать сфера услуг, в связи с огромным потенциалом данной сферы.
Наиболее острые проблемы в этой сфере связаны с нехваткой у предпринимателей финансовых ресурсов и сложность их привлечения. Во всем мире кредитование малого бизнеса является весьма актуальной проблемой, в связи с стремлением банков работать с крупными клиентами. Поэтому как правило, плата за равнозначный кредит для малого предприятия выше, чем для крупного, и кроме того, малое предприятие обычно может получить кредит, лишь заручившись соответствующей гарантией платежеспособности, что представляет для него значительную сложность.
В последние десятилетия, в связи глобальным ростом сферы услуг, в мировой экономике наблюдались тенденции признания малого бизнеса как гибко и динамично развивающейся системы, с высокой способностью быстро реагировать на изменения рыночной среды.
В мировой практике существуют три варианта финансовой поддержки малых предприятий: прямое финансирование, снижение стоимости кредита, обеспечение гарантиями на получение кредита.
Прямое финансирование небольших фирм обеспечивает чаще всего путем создания государственными структурами фондов развития, задача которых - аккумулировать необходимые инвестиционные средства с целью поощрения банков в кредитовании малых предприятий.
Одним из вариантов проблемы уменьшения стоимости кредитных ресурсов может быть предоставление банком налоговых льгот по средствам, направляемым на кредитование малого бизнеса, что позволяет выдавать кредиты небольшим фирмам на более выгодных условиях. Но даже в таких условиях, малые фирмы сталкиваются со значительными трудностями в обеспечении кредитов надежными гарантиями, так как у них отсутствует необходимое материальное обеспечение. В большинстве западных стран выход из подобной ситуации находят в организации коллективных публичных гарантий для единой группы заемщиков.
Привлечению средств частных инвесторов в малый бизнес и следовательно развитию сферы услуг способствуют использование специализированных фондов и соответствующее законодательство, регулирующее их деятельность. Одним из основных источников средств для государственных и региональных фондов могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы. Однако облигации под малый бизнес могут быть привлекательными для частных (особенности иностранных) инвесторов только в том случае, если малые предприятия имеют существенные налоговые льготы. В последние годы важным внешним источником финансирования малого бизнеса помимо средств государственных про-
грамм, различных фондов и коммерческих банков, становятся частные или спонсорские средства. Особое значение приобретает в этом плане деятельность венчурных компаний, которые берут на себя риск проектной разработки нового пакета услуг предприятия и его внедрения на рынок.
Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании, быстро освоившей производство нового пакета услуг. В этом случае инвестор, купивший акции новой фирмы, сможет их выгодно реализовать. Еще одной формой поддержки разработок, осуществляемых малыми предприятиями, является совместное финансирование. Например, в Германии банками и страховыми организациями создаются специальные фирмы, участвующие в капитале малых и средних предприятий.
Широкое распространение в последние годы получил такой источник финансирования малых и средних фирм, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Однако этот способ чреватой возможностью частичной или полной утраты финансируемым предприятием - элементом самостоятельности, если контрольный пакет акций достанется внешним инвесторам. Определенную роль в решении проблем финансирования малого бизнеса играют торгово-промышленные палаты, которые выступают в роли гарантов кредита, давая коммерческим банкам или специальным фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния, что значительно снижает требования к залоговому обеспечению вплоть до выдачи кредита без залога. И тем не менее, несмотря на появление в последние десятилетия новых финансовых схем и механизмов, позволяющих привлекать в малый бизнес, а значит и в сферу услуг, частные инвестиционные ресурсы, главенствующую роль в финансировании данного сектора экономики продолжает играть поддержка со стороны государства. В разных странах подходят к решению этой проблемы по разному, но практически везде особое место занимает государственная программа по финансированию малого бизнеса. В связи с этим особый интерес представляет ознакомление с тем, как поставлено финансирование малого бизнеса за рубежом. К примеру в США действенную помощь малым предприятиям в получении кредитов и гарантийных займов оказывает Администрация по делам малого бизнеса, созданная Конгрессом в 1953г. и финансируемая за счет средств федерального бюджета. Помимо бесплатных информационных услуг, это учреждение для повышения заинтересованности в представлении кредитов малым фирмам дает кредиторам государственные гарантии в размере до 19% заемного капитала, уменьшая тем самым их риск. Кредиты непосредственно за счет средств этой организации выдаются лишь тем предприятиям, владельцы которых являются ветеранами вооруженных сил или представителями национальных меньшинств, а также фирмам, находящимся в районах с высокой безработицей.
Другая крупная программа осуществляемая Администрацией по делам малого бизнеса - помощь в расширении и модернизации действующих малых предприятий.
По этой программе предоставляются долгосрочные кредиты с фиксированной ставкой для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий под гарантии со стороны Администрации в размере 40% от общей суммы займа при максимальной сумме гарантий не более 1 млн.долларов. Эта программа отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но и предусматривает дополнительную помощь в поиске и приобретении оборудования, в осуществлении строительных работ по возможно более низким расценкам, в других аспектах на эту программу выделяется до 19,6% от общего бюджета Администрации. В числе других направлений расходования средств Администрацией по делам малого и среднего бизнеса -финансирование малых предприятий, создаваемых совместными усилиями двух и более компаний (7,2%) и выдача микрокредитов, которые, как правило, беспредельны, а то и вовсе невозвратны (на них выделяется 0,5% средств).
Несмотря на то, что 85% из общего количества малых предприятий, получающих помощь от Администрации по делам малого бизнеса в течении года разоряются дальнейшая деятельность вставших на ноги фирм, как считают эксперты Администрации полностью восполняет вкладываемые средства. И как следствие, следует отметить, что сфера услуг в США является одной из самых развитых отраслей экономики, обеспечивающей решение проблем безработицы и способствующей повышению уровня и качества жизни американских граждан.
Весьма широко распространения в США и различные программы поддержки малого бизнеса на уровне штатов, отдельных городов и отдельных организаций. В качестве примера можно привести деятельность Центра поддержки бизнеса и развития кредитования компаний в г. Сиэтл, организованного двумя некоммерческими организациями при поддержке Банка Сиэтла. Цель этой программы - объединив и координацией усилий общественных и частных организаций, направленных на поддержку малого бизнеса преимущественно в низкоодоходных отстающих в своем развитии районах города посредством кредитного обслуживания малых предприятий как на этапе создания, так и в процессе их дальнейшей деятельности. Как правило, это оказание тренинговых услуг, технической и прочей помощи на кредитной основе.
Таким образом, американский опыт показывает, что ключевым моментом в формировании механизма кредитования малого бизнеса является создание государством условий, при которых для малых фирм были бы широко доступны финансовые ресурсы из самых различных источников.
В Европейском Союзе на общеевропейском уровне осуществляются три программы финансовой поддержки малых и средних предприятий. Программа «Объединение коммерческих предприятий» была задействована с 1985г. и нацелена на образование межстрановых синдикатов коммерческих предприятий для поддержки малых предприятий, вовлеченных в инновационные проекты.
Программа «Начальный капитал» была организована, чтобы увеличить финансовые возможности вновь создаваемых малых предприятий и повысить коэффициент их вытикаемости на начальных стадиях осуществления проектов. В рамках этой
программы действует 24 фонда начального капитала, которые представляют малым предприятиям имеющим менее 10 служащих, с объемом годовой продажи менее 100 тыс. экю и общим размерам уставного капитала на начальной стадии менее 1,5 млн. экю ссуды преимущественно от 25 тыс. до 100 тыс., но не более 350 тыс. экю.
Фонд «Евротех - капитал» является ведущей программой по частному финансированию транснациональных проектов, демонстрирующих высокую степень технологического прогресса. Этот фонд предназначен для предприятий, 50% капитала которых принадлежит акционерам ЕС, с приоритетом для фирм, где менее 500 служащих, объем основных средств - менее 75 млн. экю и не более одной трети капитала является собственностью крупных компаний.
Великобритания.
Основными источниками финансирования малого бизнеса в Великобритании служат сбережения частных лиц и банковские кредиты. Значительную роль в обеспечении малых предпринимателей финансовыми ресурсами играет сформировавшийся в начале восьми десяти годов рынок ценных бумаг компаний, не зарегистрированных на фондовой бирже. Широко распространены специальные фирмы, финансирующие малый бизнес. Свыше 20% всех английских малых предприятий получают кредиты в Корпорации финансирования промышленных и торговых предприятий (ИКРК), контролируемый Банком Англии и лизинговыми банками.
Государственная политика в Великобритании направлена на то, чтобы заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого и среднего бизнеса.
Основной правительственной программой в этом направлении является «Loon Quaranrtie Scheme» которая позволяет коммерческим банкам финансировать те видел бизнеса, представители которого не в состоянии взять кредит самостоятельно. По этой программе правительство гарантирует до 70% невозврата кредита, а в неблагоприятных районах до 85%. Процентная ставка при такой гарантии составляет 2,5% годовых, а в неблагоприятных районах - 2%. Гарантии правительства по этой программе охватывает 70% - 80т. кредитов, выдаваемых коммерческими банками малому бизнесу. На покрытие гарантий из государственного бюджета ежегодно выделяется около 50 миллионов фунтов стерлингов. В результате такой политики кредитование малых фирм практически полностью перешло к банкам, которые реализуют собственные программы в этом направлении. Работа крупных коммерческих банков с малым и средним бизнесом приносит им определенные преимущества. Так и крупнейших британских банках контролируют 90% операционного пространства малого бизнеса через разветвленную сеть своих филиалов. Как и в случае США, сфера услуг в Великобритании, с введением такой политики кредитования стала расширятся быстрыми темпами. Данному процессу способствовало также осуществление целого ряда конкретных целевых программ, обеспечивающих финансовую помощь малым предприятиям.
Программа «Агентства помощи предприятиям местного значения» представляет собой ассоциацию примерно 200 самостоятельных бюро, поддерживающих малые фирмы на региональном уровне. Программа «Схема содействия в создании пред-
приятия» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Согласно «Программе гарантирования кредитов» выплачиваются страховые премии от имени преуспевающих бизнесменов. С начала 30—х годов Конфедерацией британской промышленности реализуется «Программа расширения бизнеса», которой предусмотрен дополнительный источник финансирования любого бизнеса путем взимания федерального взноса с юридических и физических лиц, связанных с данным бизнесом и заинтересованных в его развитии. Специальные программы обеспечивают помощь молодежи при создании или расширении бизнеса, подготовку предпринимателей для малого бизнеса, содействие муниципальным властям в развитии малого бизнеса на местах.
Италия.
Значительное место в итальянской системе государственной поддержки малых предприятий и развития сферы услуг, занимает целевое субсидирование и льготное кредитование. На оба эти направления расходуется ежегодно значительные суммы; для реализации проектов создания новых фирм кредиты выдаются на 15 лет, а в случаях модернизации или расширения.
Действующих фирм - на 10 лет. Процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. Особые льготы предоставляются молодым предпринимателям, но при этом предусматриваются периодический аудиторский контроль за их деятельностью и отмена льгот в случае грубого нарушения законодательства.
Для содействия венчурному предпринимательству создан Закрытый инвестиционный фонд малых предприятий, который может вкладывать средства только в предприятия, не зарегистрированные на фондовой бирже. При этом капитал фонда не может быть инвестирован в государственные облигации или акции, выпущенные другими закрытыми фондами. Основным источником получения прибыли фондом является продажа акций компаний, учрежденных при долевом участии фонда. С целью поддержки наукоемкого бизнеса, научно-исследовательской деятельности и конструкторских разработок действуют инновационно-технологический фонд и Фонд прикладных исследований.
Германия. В Германии основные направления государственной финансовой поддержки малых предприятий включают предоставление ссуд на их расширение и реконструкцию, а также на приобретение и создание новых предприятий; привлечение для этих целей капитала крупных компаний; долгосрочные инвестиции в создание или сохранение рабочих мест; поручительства перед кредитными обществами; инвестиционную поддержку в проведении энергосберегающих мероприятий; субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; регулирование доходов и капитальных вложений предприятий посредством реализации специальных программ кредитования.
Разработана и осуществляется государственная программа поддержки малого бизнеса, согласно которой предпринимателю на первые два года деятельности выдается беспроцентный кредит, а в последующие годы — с незначительными процентами. Таким образом, стартовый капитал предпринимателю предоставляется
практически бесплатно. Льготные кредиты на основании бизнес-плана выдаются государственной организацией, которая в последующем осуществляет жесткий контроль за целевым использованием кредита и требует подтверждения всех расходов соответствующими счетами. Малые предприятия, действующие внепроизводствен-ной сфере, по льготным ценам получают в аренду участки под застройку.
Франция. В начале девяностых годов во Франции была принята программа помощи малым и средним предприятиям по стимулированию производства и созданию новых рабочих мест. Всего кредитованием малого и среднего бизнеса во Франции занимаются около 50 крупных организаций, среди которых наиболее значительные — Национальный фонд гарантирования кредитов, Общество регионального развития, Институт развития промышленности, Компания по финансированию нововведений.
С 1996 года во Франции действует специальный Банк развития малых и средних предприятий, который имеет смешанную форму собственности и принадлежит государству и полугосударственной Кассе депозитов и управления активами. В число акционеров входят и частные финансовые организации. Банк предоставляет малым и средним предприятиям беспроцентные ссуды, а в некоторых случаях и субсидии размером до 30 тысяч франков. Один из основных принципов банка — работа на местах, поэтому большая часть операций совершается многочисленными региональными подразделениями в тесном сотрудничестве с местными филиалами коммерческих банков.
Учитывая, какое важное значение имеет для начинающего предпринимателя первоначальная финансовая поддержка, государство выделяет безработным, желающим открыть собственное дело, шестимесячное пособие, которое составляет 43 тысячи франков. Более четверти начинающих предпринимателей пользуются этим источником.
Кроме того, во Франции предоставляются налоговые льготы на вложение средств в фонды кредитования малого и среднего бизнеса и в лизинг оборудования для такого бизнеса.
Япония. По мнению экспертов, из всех стран Юго-Восточной Азии самая мощная поддержка, в первую очередь финансовая, оказывается малому и среднему бизнесу в Японии.
Там на это выделяются бюджетные средства в размере порядка 180 миллиардов иен в год. В сметах некоторых ведомств и министерств ежегодно по специальной статье предусматриваются средства для малых предприятий. Последние финансируются и по специальным бюджетным счетам в рамках программы государственных инвестиций и займов, доходную часть которой составляют средства пенсионных фондов, почтово-сберегательных касс, почтового фонда страхования, выпуска гарантированных правительством займов. Однако эти средства направляются малым фирмам не непосредственно, а на коммерческой основе через коммерческие кредитные учреждения. В их числе - Корпорация малого бизнеса, созданная при участии правительства Японии. Одним из основных направлений ее деятельно-
сти является предоставление государственных льготных кредитов малым предприятиям. В целом Корпорация ежегодно оказывает помощь на сумму в 20 миллиардов иен.
Наряду с непосредственной государственной финансовой поддержкой проблема кредитования малых предприятий в Японии решается и через достаточно сложную систему кредитной гарантии и страхования деятельности малых предприятий, состоящую из 52 префектурных ассоциаций кредитной гарантии - общественных организаций, которые функционируют на коммерческой основе. Получая от малых фирм за предоставляемое им поручительство 1% от суммы кредита, такая ассоциация образует страховой фонд, который пополняется еще и за счет членских взносов. Выдав поручительство малому предприятию, ассоциация страхует до 4/5 от суммы гарантии и берет на себя соответствующую часть долга малого предприятия в случае его неплатежеспособности. В то же время у ассоциации кредитной гарантии остается право возмещения ущерба за счет малого предприятия. Благодаря действию этой системы малые предприятия могут получать кредиты даже при отсутствии залога, а лишь под гарантии ассоциации.
В японской банковской системе, отличающейся высокой степенью специализации, существует несколько видов банков, непосредственно работающих с малыми и средними предприятиями. В первую очередь к ним относятся местные банки, расположенные в главных городах префектур. Таких банков — 64, большинство из них небольшие и в основном обслуживают малые и средние предприятия. Другая категория банков, ориентирующихся на малый и средний бизнес, - Sogo banks, созданные на базе традиционных совместных кредитных компаний, которых насчитывается 68. Их клиентура не превышает 300 человек, а прибыльность -800 миллионов иен. Третья категория - Shikhin banks. Они представляют собой кооперативы, членами которых являются владельцы малых и средних предприятий. Эти банки обслуживают малые и средние предприятия и население, причем на кредитование нечленов таких кооперативов может выделяться не более 20% от общих объемов кредитов.
Корея. В Южной Корее на первых этапах становления современной экономики правительство уделяло главное внимание крупным корпорациям - «чебо-лям». Однако с восьмидесятых годов государство начало оказывать активную поддержку развитию малых и средних предприятий, в том числе и финансовую. Был облегчен доступ малых и средних фирм к кредитным ресурсам, им начали выдавать целевые ссуды на проведение научно-технических исследований и модернизацию, коммерческим банкам было вменено в обязанность выдавать не менее 30% от общего объема кредитов малым и средним предприятиям. Были созданы Банк малого и среднего бизнеса, Федерация малого бизнеса, Фонд страхования технологий.
В настоящий момент в Южной Корее государственная финансовая поддержка малых и средних предприятий осуществляется в основном через Фонд структурных изменений малых и средних предприятий, Фонд развития промышленности, Фонд социальной поддержки, Гражданский инвестиционный фонд и другие фонды. Прави-
тельство оказывает малым и средним предприятиям финансовую помощь для установки нового и замены устаревшего оборудования на льготных условиях. При этом малые и средние предприятия являются по существу единственными заемщиками кредитного гарантийного фонда Республики Корея, аккумулирующего финансовые ресурсы как правительства, так и специализированных коммерческих финансовых учреждений (на долю крупных предприятий приходится менее 1% общего объема займов, выдаваемых этим фондом). Если крупное предприятие может рассчитывать на кредитную гарантию в сумме до 15 млрд. вон при комиссионном сборе 1,5% годовых, то малые и средние - до 3 млрд. вон при комиссионном сборе до 1%. Кроме того, вложение малыми и средними предприятиями полученных от банковских учреждений средств в основные фонды автоматически страхуется на 70% от вложенной суммы в пределах до 1,5 млрд. вон.
Израиль. В Израиле существует Фонд поддержки малых предприятий, бюджет которого составляет 11 млн. шекелей. В его задачи входит не только прямое предоставление льготных кредитов. За счет средств Фонда оплачивается до 75% расходов на деловое сопровождение проектов, а также предоставляются государственные гарантии, которые обеспечивают 40% сумм ссуд, выдаваемых предпринимателям. К 1998 году Фонд получил от правительства 680 миллионов шекелей.
Фонд предоставляет кредиты, не превышающие 500 тысяч шекелей на срок не более 5 лет. Кредиты выдаются только для создания нового дела или расширения уже существующего. Запрещено использовать кредиты на приобретение недвижимости или уже существующего бизнеса. При получении кредита предприниматель обязан нести свою долю риска, внося не менее 25% собственных средств от суммы кредита, предоставляемого фондом. При организации экспортоориентированного бизнеса предоставляются целевые средства на изучение рынка, проведение маркетинговых мероприятий и даже на организацию рекламной компании.
С целью более интенсивного привлечения финансовых ресурсов в развитие малого и среднего бизнеса в Израиле предоставляются гарантии частным банкам по их рискам при выдаче кредитов малым предприятиям. Государственная гарантия составляет до 80% с каждой ссуды (ранее она составляла 100%) и до 30% от общего портфеля ссуд. При принятии решения о выделении финансовых средств предъявляются весьма серьезные требования к качеству бизнес-планов, к проработке проектов.
Представляется, что изучение распространенных в развитых странах форм и методов финансовой помощи малым предприятиям. А также недостатков и тенденций в этом направлении в переходных странах позволит значительно усовершенствовать систему поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, что в свою очередь будет способствовать развитию сферы услуг.