Научная статья на тему 'Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства: гарантийный механизм и микрокредитование'

Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства: гарантийный механизм и микрокредитование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства: гарантийный механизм и микрокредитование»

2 (Я81 ФЕВРАЛЬ 2003

МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ОРЕДОРИНИМАТЕАЬСТНА: гарантийный механизм и микрокредитование

Й.И. ДОБРОНРАВОВ,

финансовый менеджер ЗАО "«Центр" (г. Москва)

В современных условиях малый бизнес относится к числу необходимых элементов рыночной экономики. Он оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. В развитых странах его доля в ВНП составляет 40-50%. Этот сектор по своей сути является одной из важнейших составляющих структуры современной модели рыночно-конкурент-ного хозяйства.

Поданным Госкомстата и МНС России, сегодня в России имеется около 5,5 миллионов субъектов малого предпринимательства — малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПВОЮЛ), а также фермерских хозяйств.1

По состоянию на 1 полугодие 2002 г. число малых предприятий в стране составило 878,7 тыс., на которых занято 7 780 тыс. работников (10% всего занятого населения), около 4,5 млн человек занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью.2

В сельской местности на конец 2001 г. действовали 265,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, по сравнению с 1997 г. их число уменьшилось на 5%. Кроме того, около 2,5 млн семейных подворных хозяйств также поставляют свою продукцию на рынок.

В целом в малом секторе экономики занято примерно 15 млн человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.

1 Третья Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства. Аналитический обзор: «Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения», http://www.smb-suppon.org/news/doc01.htm

2 Ресурсный центр малого предпринимательства. Статистические данные о развитии малого предпринимательства в России по итогам 1-го полугодия 2002 года (на основе данных Госкомстата России). http://docs.rcsme.ru/rus/Tacis/ statrus2002.doc

Общий вклад малого предпринимательства в ВВП России не превышает 11%, а совокупный вклад в валовое производство продовольствия составляет около 20%.

По прогнозу Минэкономразвития России, темпы прироста численности занятых в сфере малого предпринимательства в ближайшие 2-3 года снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2% и к концу 2004 г. не превысит 876 тыс., вклад в ВВП составит не более 10-12%.

Таким образом, развитие МП в России - при сохранении существующих тенденций - все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач.

Малый бизнес уже несколько лет (фактически, с середины 1990-х годов) находится в фазе «нулевого роста». И дальнейшее улучшение ситуации в этом секторе экономики, на наш взгляд, будет во многом зависеть от реализации комплекса мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам. Это предполагает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулирование создания новых предприятий.

Анализ механизма финансовой поддержки малого бизнеса в развитых странах позволяет выделить следующие ее особенности:

• значительное сокращение или отказ от прямого бюджетного финансирования и преобладание косвенных методов поддержки;

• предоставление государственной помощи только на конкурсной, возвратной и платной основе;

2

ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ (ИНАНСЫ

2 (381 ФЕВРАЛЬ ШЗ

МККРОвМНАМСНРОВЙЩЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

• продуманная, эффективно функционирующая система государственного гарантирования займов, предоставленных коммерческими банками малым предприятиям (гарантирование от 60 до 90% займа);

• создание сети специальных банков, обслуживающих малые предприятия на федеральном и особенно на региональном уровнях. Финансирование их осуществляется по принципу возмещения правительством затрат банка на обслуживание малых предприятий;

• усиленное финансовое стимулирование инновационной деятельности малых предприятий. С этой целью — предоставление целевых субсидий на федеральные исследовательские проекты и на заказы для производства новой продукции;

• обеспечение доступа наиболее перспективных малых инновационных фирм к федеральным бюджетным средствам на развитие науки, сохранение льготного налогообложения инновационной деятельности малых предприятий;

• стимулирование венчурного капитала, требующее: создание гибкой системы скидок с налога на прибыль от прироста стоимости акций новых инновационных предприятий; усиление роли местных властей в поддержке малого инновационного предпринимательства через региональные венчурные фонды;

• стимулирующая система налогообложения и особый порядок амортизации;

• создание условий для равного доступа для всех предпринимателей к информационно-консультационным услугам (особенно по вопросам налогообложения, кредитования и страхования). Россия в состоянии с учетом особенностей

национальной экономики эффективно использовать перечисленные направления, формы и методы поддержки, однако их применению препятствует ряд причин. Кризисная макроэкономическая ситуация негативно сказывается на финансовых условиях развития малого предпринимательства. Финансовый рынок в России находится на начальной стадии своего формирования и развития. Его отличительными особенностями являются общая неразвитость институциональной системы, ограниченный набор используемых финансовых инструментов и услуг, высокая цена финансовых ресурсов, преобладание предложения средств на короткий срок, концентрация денежных средств в крупных городах, периодически повторяющиеся кризисы на фондовом рынке, значительная доля теневого денежного оборота. На фоне этой негативной ситуации малые предприятия и здесь находятся в условиях, менее благоприятных по сравнению с другими субъектами рынка.

Наиболее существенные финансовые проблемы, с которыми сталкиваются малые предприя-

тия России, — это проблемы финансирования инвестиций, кредитования оборотных средств, налогообложения, взаимодействия с фондами поддержки, неразвитости финансовой поддержки инновационной активности и др.

На наш взгляд, основная задача в поддержке малого бизнеса заключается не в предоставлении финансовой помощи отдельным предприятиям, а в кардинальном изменении самой экономической среды, в которой они ведут свою хозяйственную деятельность. Бюджетные средства необходимы на мероприятия, которые в рамках программ способны изменить ситуацию. Если помочь нескольким десяткам или сотням малых предприятий, ситуация в сфере малого бизнеса не изменится. Если же попытаться выработать механизмы изменения ситуации в целом, вот это будет, действительно, работа по поддержке предпринимательства.

В настоящее время Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства разработаны финансово-кредитные механизмы, которые при условии проведения последовательной поддержки со стороны государства, должны обеспечить более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования, и что особо важно, дают возможность для многих стартующих предприятий начать с нуля свой собственный бизнес.

ГАРАНТИЙНЫЙ МЕХАНИЗМ

Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии. Большинство банков ориентируется исключительно на крупных заемщиков и предпочитают выдать один крупный кредит, чем массу мелких; их системы и процедуры не приспособлены для работы с малыми предприятиями. Кроме того, персоналу банков не хватает знаний и навыков для оценки возможных выгод при работе с данным сектором экономики.

Следует отметить также, что российские банки предъявляют слишком жесткие требования к обеспечению, выполнить которые МСП часто не в состоянии. Для банков считается обычным делом требовать легкореализуемое обеспечение в размере 200% ссуды . Причинами столь высокого обеспечения являются:

• высокая степень риска;

• значительные судебные издержки и стоимость

услуг юристов, при возврате активов в случае

невыполнения обязательств по ссуде;

3 Гарантии по кредитам в России. М., 2001. Программный продукт. Подготовлен Ресурсным центром малого предпринимательства в рамках ТАСИС СМЕРУС 9803.

НМРМтНМИ ИШИШШ КУРИМ ДАЙДЖЕСТ«НШЫ

3

2 Ml ФЕВРАЛЬ 2003

МККРОаШКИРНШЕ МИЛОГО Б131ЕСА

• сложность с реализацией имущества заемщика из-за неразвитости в России рынка поддержанного оборудования.

Отсутствие долгосрочной депозитной базы также не позволяет большинству банков начать или расширить кредитование малых предприятий. Кредитование производится преимущественно за счет средств, предоставленных Международными финансовыми институтами и организациями-до-норами для последующего кредитования МСП. Однако, как показывает статистика Центрального банка РФ, финансовое положение российских банков улучшается. Растет общая сумма средств, которую они могут направить на кредитование малого бизнеса в виде ссуд, и они готовы начать кредитование малых предприятий при условии наличия достаточных гарантий, но на короткие сроки.

Решить данную проблему в России можно посредством создания и реализации программ кредитных гарантий.

Как свидетельствует международный опыт, схемы кредитных гарантий появились для того, чтобы расширить потоки капитала в реальный сектор экономики, и особенно малым и средним предприятиям. При этом правительства, создавшие такие схемы, получали двойную выгоду. Они уменьшали необходимость прямых бюджетных ассигнований для кредитования малого предпринимательства, передав свои полномочия финансовым учреждениям и гарантийным фондам по оценке заемщика.

В рамках большинства программ кредитных гарантий финансистам гарантируют лишь какую-то часть выданной ими ссуды. В случае банкротства заемщика, не связанного с халатностью работников банка, кредитная гарантия компенсирует банку согласованную заранее часть его потерь. В большинстве стран программы кредитных гарантий создаются и финансируются правительством, однако все большую активность в этой области начинают проявлять сами банки, ассоциации предприятий и представительные органы.

Проведенная оценка позволяет говорить об эффективности программы кредитных гарантий, проводимой Управлением малого бизнеса (УМБ) США . Гарантии предоставляются, главным образом, рискованным компаниям, которые вынуждены искать средства на финансовом рынке с высокой степенью концентрации, то есть на котором действуют финансовые учреждения-монополисты, предъявляющие слишком жесткие требования к потенциальным заемщикам. Программа осуществляется при посредничестве частных банков и ряда небанковских кредитных учреждений, представляющих ссуды, которые гарантируются УМБ. Претендентами, отвечающими требованиям УМ Б, гарантируется до 85% от ссуды в размере

150 тыс. дол. и меньше и до 75% от ссуды на сумму свыше 150 тыс. дол. США (обычно до максимальной гарантируемой суммы в 1 млн долл. США).4

Основным показателем, лежащим в основе решения УМБ о предоставлении гарантии на ссуду, является способность предприятия погасить ссуду из собственной прибыли, хотя не менее важными соображениями являются личные качества заемщика, уровень управления, обеспечение и собственный капитал владельца предприятия.

Основная цель программ кредитования УМБ - стимулировать более долгосрочное финансирование малых предприятий. Установлены следующие максимальные сроки погашения ссуд: 25 лет применительно к недвижимости и оборудованию; и, как правило, 7 лет на пополнение оборотных средств.

УМБ взимает с кредиторов комиссионные за гарантию и обслуживание за каждую утвержденную ссуду. Эти комиссионные могут взыскиваться с заемщика, как только кредитор перечислил ему денежные средства. Размер комиссионных зависит от размера гарантии по ссуде. Если размер ссуды равен 150 тыс. дол. США и меньше, комиссионные за гарантию составляют 2% от гарантируемой части ссуды. Для ссуд в размере от 150 и до 700 тыс. дол. США включительно комиссионные взимаются по ставке 3%, по ссудам, превышающим 700 тыс. дол. США - 3,5%. Кроме того, предоставление ссуды предполагает взимание комиссионных за обслуживание на уровне 0,5% годовых от непогашенного остатка по ссуде, на которую была выдана гарантия УМБ.

Такой же положительный опыт накоплен и в Голландии, где действует правительственная программа кредитных гарантий. Большинство руководителей банков положительно оценивают эту программу и утверждают, что она однозначно позволила удовлетворить спрос на рынке кредитов. Программа оказывает положительное влияние на рост малых и средних предприятий и, соответственно, развитие экономики Голландии в целом.

В Великобритании кредитные гарантии предоставляются, в основном, компаниям, испытывающим трудности в связи с низкой стоимостью имеющейся у них недвижимости. Поэтому программа кредитных гарантий стимулировала кредитование более рискованных предприятий, не имеющих возможности удовлетворить требования к обеспечению, предъявляемые финансовыми учреждениями. Выводы исследования однозначно указывают на необходимость продолжения развития данной программы, параллельно с другими видами поддержки, поскольку она помогает удовлетворять конкретные потребности малых и средних предпри-

4 Там же.

4

1ШМАЦ1Ш ШШПЕСНв ШУР1ЯД ДАЙДЖЕСТ «1М1Ш

2 (981 ФЕВРАЛЬ 2003

МНРИМШМШШЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

ятий, не имеющих обеспечения, но имеющих перспективные планы развития.

Программы кредитных гарантий доказали свою эффективность в качестве инструмента финансирования малых предприятий. Однако было бы не верно говорить о том, что у этого инструмента нет недостатков. С одной стороны, банки и другие финансовые учреждения обычно считают, что такие системы являются возможной причиной задержек и дополнительной работы при выделении ссуд, и они опасаются медлительности в удовлетворении требований к фонду кредитных гарантии. С другой, принято считать, что эти программы в какой-то cYeпeни освобождают банки и заемщиков от необходимости соблюдать условия взаимной договоренности о ссудах, позволяя им слишком легко требовать гарантий. В большинстве случаев тщательно проработанная структура программы гарантий в состоянии не допускать возникновения большинства подобного рода проблем.

Программы кредитных гарантий могут быть полезными в деле облегчения доступа малых предприятий к источникам финансирования при условии, что они применяются грамотно, и отработан процесс обследования, не допускающий автоматического предоставления гарантий. При создании новых фондов используют несколько эмпирических правил, в соответствии с которыми:

• максимальная гарантия, предоставляемая в первый раз, не превышает 50% суммы отдельного кредита, что позволяет предотвратить неграмотное и халатное кредитование;

• совокупный размер государственных гарантий не должен превышать пятикратного размера банковского счета фонда, что позволяет вселить уверенность в финансовые учреждения, что потенциальные потери от невозврата долга будут покрыта5;

• взимание комиссии для покрытия расходов, связанных с управлением программой (обычным делом считается разовый авансовый платеж в размере 1-3% от общей суммы выдаваемых гарантий и ежегодные комиссионные, привязанные к сумме остатка, все еще подпадающего под гарантию).

Кроме всего этого, гарантийный фонд должен быть строго диверсифицированным в плане отраслевого распределения.

Кредитная гарантия — это инструмент, дающий некое спокойствие кредитору, который считает, что без гарантии ту или иную сделку проводить слишком рискованно. Поэтому существен-

5 Вначале уровень невозврата ссуд, выдаваемых в рамках программы гарантий, обычно составляет порядка 20%, но со временем снижается. Руководствуясь этим практическим правилом, с помощью такой программы можно гарантировать кредиты на суммы, в пять раз превышающие размер капитала фонда.

ное значение имеет уверенность в том, что в случае банкротства заемщика сработает механизм гарантии. Важным элементом появления такой уверенности является закрепление правового положения кредитора по отношению к гаранту.

Кроме того, для эффективной работы инструмента очень важно защитить самого гаранта. Ни одна программа гарантий не начнет работать до тех пор, пока гарант не будет уверен в своей правовой защите в отношениях с кредитором, к примеру, в случаях, когда требование на выплату гарантии поступает тогда, когда отказа заемщика от погашения ссуды не было и в помине. Кроме того, гарант должен быть уверен, что у него имеется закрепленное законом право регресса по отношению к заемщику, который отказался от погашения ссуды, вынуждая тем самым гаранта улаживать вопрос об убытках с кредитором.

Это в полной мере относится и к малому предприятию, участвующему в сделке с гарантией, которое должно быть уверено, что его права защищены законом и что оно не заключает договора, который может поставить его на грань банкротства.

Программы кредитных гарантий не новы и для России. Возможно, самым известным примером является попытка Федерального фонда поддержки малого предпринимательства создать программу кредитных гарантий совместно с СБС Агробанком. Программу создавали в 1997-1998 годах, и средства федерального бюджета были переведены в СБС Агробанк под 1% годовых. После этого депозит использовался в качестве гарантии. Общая сумма программы составила 150 млн руб. (по тогдашнему курсу - 25 млн дол. США), и их планировалось использовать до 2003 года. Оценку клиентов проводил банк, и он же предлагал 100-процентную гарантию по ссудам. Однако финансовый кризис августа 1998 года «съел» весь депозит. До сих пор стороны судятся по поводу этих денег. Прямым следствием этого эксперимента стало то, что Бюджетный кодекс запретил размещение бюджетных средств на депозите в любом банке.

В 1990 году для содействия развитию малого бизнеса в Москве был создан Московский фонд развития малого бизнеса (МФРМБ). В то время малым предприятиям было чрезвычайно сложно получить кредит в банках, которые устанавливали непомерно высокие процентные ставки; к тому же у банков было слишком мало средств для кредитования малых предприятий. Как правило, все средства использовались для покупки государственных облигаций и межбанковского кредитования. В 1996-1997 грдах в структуре МФРМБ был создан фонд кредитных гарантий для оказания помощи малым предприятиям, не имеющим достаточного обеспечения, в получении банковских

MilPMRHIHII ШШ1ЧЕПМ1 ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ illAICU

5

2 1381 ФЕВРАЛЬ 2В ИЗ

МККРОаИШСИРИАШ МАЛОГО БИЗНЕСА

ссуд. В обшей сложности из городского бюджета на эти цели было выделено 25 млн дол. США, которые были вложены в государственные облигации и использовались в качестве обеспечения гарантий, выдаваемых банкам. Опыт фонда показал, что «крепким» предприятиям не требовалось гарантий и что за гарантиями обращались только предприятия, не имеющие какого-либо обеспечения. Кроме того, поскольку за предоставление гарантий комиссионные не взимались, обратиться за помощью старалось каждое предприятие. В результате девальвации рубля в 1998 году эти заемщики оказались не в состоянии погасить ссуды, и банки стали требовать выплаты гарантий, в результате чего фонд потерял 20 млн дол. США.

В настоящее время программа гарантий оперирует 180 млн руб., и банки очень заинтересованы получить гарантию в стране, где чрезвычайно сложно реализовать свое право на заложенные активы через суд в случае неспособности заемщика вернуть долг. Однако если фонд решит предложить в качестве обеспечения ценные бумаги, то банки оценят их на уровне 40% их рыночной стоимости. Единственным приемле-ч мым вариантом считаются гарантии, обеспеченные живыми деньгами, но до сих пор страх повторения событий августа 1998 года сдерживает фонд от выдачи гарантий.

Тем не менее в России накоплен и положительный опыт создания и реализации программ кредитных гарантий. Так, в конце 1999 года Нижегородским региональным фондом была взята на вооружение программа кредитных гарантий частного швейцарского фонда «Свиссконтакт». Фонд гарантирует до 50% суммы кредита, предлагаемого малым предприятиям с кредитной историей, в которой отсутствуют долги по налогам в бюджет.

Фонд стремится работать, главным образом, со ссудами на пополнение оборотных средств и выдает гарантии максимум на 500 тыс. руб., взимая за это комиссию в размере 4%. Совокупный максимальный размер программы кредитных гарантий составляет 1 млн руб., средства на которую выделяют областная администрация и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. На половину каждой гарантии выдается обязательство в виде наличных, а другая половина представляет собой гарантийное письмо. Вследствие краткосрочного характера большинства ссуд, в 2000 году фонд смог гарантировать 50 ссуд на общую сумму 3-4 млн руб. Оценка заявок фактически выполняется банком, а фонд лишь делает поверхностную проверку расчетов. До сих пор требований на выплату гарантий не было.

Известно, что кроме Нижегородского, еще несколько региональных фондов выделяют ссуды и предоставляют гарантии малым предприятиям в своих регионах. Большинство этих программ фи-

нансируются из региональных бюджетов. По мнению региональных фондов, спрос малых предприятий на гарантии достаточно велик и внедрение программ кредитных гарантий может стать эффективным инструментом улучшения кредитования малого предпринимательства в России.

Существуют различные мнения по поводу кредитных гарантий, суть которых сводится к тому, что такой механизм создает почву для мошенничества и злоупотреблений, связанных с финансовыми ресурсами. Они действительно могут иметь место, если создаваемая схема кредитных гарантий не отвечает строгим требованиям целого набора методических рекомендаций, а заинтересованные стороны не осуществляют должного надзора и управления.

В методических рекомендациях по созданию фонда необходимо учитывать уроки прошлого опыта и предлагать методы, показавшие свою эффективность как внутри страны, так и за рубежом. Они должны касаться таких вопросов, как максимальная гарантия на уровне 50% от размера ссуды; проверка заемщика как кредитором, так и гарантом; взимание комиссионных за использование гарантии и т.п.

Кроме того, управление фондом должно быть независимым, а его работа полностью прозрачной; к тому же для недопущения мошенничества и злоупотреблений необходимо создать возможности для объективной оценки величины фонда кредитных гарантий в любое время.

В настоящее время существующие программы кредитных гарантий в большей степени построены на принципе взаимного доверий между банком и гарантом, чем на твердых правовых принципах. Для дальнейшего развития данного инструмента требуется более прочная правовая основа, которую можно создать на базе действующего законодательства РФ. В этой связи необходимо пересмотреть существующую нормативно-право-вую базу, регулирующую деятельность в области кредитных гарантий.

Следующий шаг - на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры необходимо создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. Этот шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению кредитов малым предприятиям. Потенциальными кредиторами в этом случае могут выступить банки, имеющие развитую сеть филиалов и опыт работы с населением и соучредителями которых являются региональные органы власти. Это позволит реально обеспечить приток финансовых ресурсов в данный сектор экономики. В будущем опыт этих банков может быть востребован и дру-

6

ИИШОРМАЦИОШ АНАЛИТИЧЕСКИ! ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ

2 1991 ФЕВРАЛЬ 2903

МНРОвИШСИРНШЕ МАЛ1ГО БИЗНЕСА

гими коммерческими банками. Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении ряда условий:

• гарантия банкам должна предоставляться фондами поддержки малого предпринимательства за счет средств гарантийного резерва в форме заключения договора поручительства;

• должен быть установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который будет прописан в соответствующем законодательстве. Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних внебюджетных источников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.

Широкое распространение в мире получили также доказавшие свою эффективность фонды взаимных гарантий, использующие коллективные накопления группы предприятий для гарантирования индивидуальных ссуд участвующим в программе малым и средним предприятиям (МСП).

В странах Европейского Союза взаимные гарантии, как бизнес, существуют уже несколько десятилетий. Они считаются важным инструментом расширения доступа МСП к источникам финансирования. Традиционно деятельность компаний взаимных гарантий (КВГ) заключается в предо-ставлении поручительств МСП для облегчения их доступа к банковским ресурсам. КВГ обеспечивают также более благоприятные условия получения кредита по сравнению с рыночными, поскольку они объединяют интересы сотен МСП. Эти гарантии могут предоставляться только по обязательствам, взятым на себя участниками (МСП) компании взаимных гарантий при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности. КВГ могут также проконсультировать своих участников по финансовым вопросам, а при определенных условиях участвовать в работе компаний и ассоциаций, которые также оказывают услуги МСП. КВГ ни в каком случае не имеют права выдавать ссуды своим участникам. Для финансирования своей деятельности они могут выпускать облигации, но только при соблюдении определенных строгих условий, установленных правительством.

КВГ оперируют особым капиталом, и у них особые условия платежеспособности. К примеру, в Испании применяются следующие правила, которые помогают лучше понять суть явления:

• по крайней мере, 50% прибыли компании после уплаты налогов направляются в резер-

вный фонд, минимальный размер которого должен быть втрое больше минимального капитала компании;

• КВГ не имеют права выдавать ссуды своим членам;

• совокупная величина облигаций, выпускаемых КВГ, не может превышать величины их собственных ресурсов (в которые входят капитал, резервы и фонд технического обеспечения);

• собственные ресурсы КВГ подчиняются тем же правилам, что и ресурсы других финансовых структур;

• минимум 75% собственных ресурсов КВГ должны быть вложены в государственные облигации, корпоративные ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке, и положены на банковские счета;

• использование собственных ресурсов и соблюдение правил платежеспособности контролируются Центральным банком.

По российскому законодательству МСП еще не могут объединить ресурсы и образовать юридическое лицо, которое будет гарантировать обязательства, взятые его членами в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности. Существующие учреждения (кредитные кооперативы, кредитные союзы и общества взаимного страхования) не имеют дела с гарантиями или, по крайней мере, они не являются основной целью их деятельности. Более того, МСП и не обязаны создавать их. Поэтому в России еще необходимо сформировать нормативно-правовую базу для схем взаимных гарантий.

МШШЕД1Т1ВШЕ (МИКРОФИНАНСНРОВАНИЕ)

Эффективным финансово-кредитным механизмом поддержки малого предпринимательства является система микрокредитования. Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками. Цель микрокредитования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы финансирования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала. Микрокредит представляет собой гибкую форму классического банковского кредита и позволяет беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории. Микрокредитование способствует решению как минимум трех задач:

ШОЫЩННО А1М1ТИЕСК11 ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ1И1А1СЫ

7

2 ¡981 ФЕВРАЛЬ 2083

М№0«Ш1СМП1АНЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

• увеличению количества предпринимателей;

• росту налоговых поступлений;

• созданию кредитной истории для дальнейшего развития субъектов МП через банковский сектор.

По разным оценкам, до 70% предпринимателей в России прибегают к услугам так называемых неформальных кредиторов. Доступность легальных источников кредитования позволяет снижать долю теневого предпринимательства. Опыт многих развивающихся стран с переходной экономикой показал эффективность программ развития микрокредитования.

Микрокредитование — это не просто еще один сектор хозяйственной деятельности. Это бизнес, призванный решать социальные задачи; он функционирует на стыке социального развития и коммерческой деятельности. Именно по этой причине и правительство, и доноры должны выделять этому сектору финансовые средства и способствовать его развитию. Общеизвестно, что микрокредитование является эффективным инструментом расширения занятости, взращивания предпринимателей, помощи людям ориентироваться в рыночных условиях и борьбе с бедностью.

Во многих странах грань между микрокредитованием и другими формами кредитования МСП проводится в зависимости от максимального размера ссуды конечным клиентам, которую все еще можно считать «микро». Несомненно, отличительной чертой микрокредитования является небольшой размер ссуды. Однако любой «потолок» является абсолютно произвольным, поскольку единого стандарта не существует. В развивающихся странах в качестве потолка обычно называют сумму в 500 дол. США (на практике она нередко достигает 1 тыс. дол. США и выше), а в промышленно-развитых — 5 тыс. дол. США или 10 тыс. немецких марок обычно считается микроссудой. Подобный стандарт желательно установить и в России.

Исключительно важным различием между микрокредитованием и «формальным» кредитованием является то, что первое обслуживает клиентов без учета прошлых результатов хозяйственной деятельности (начинающие), клиентов без досье заемщика и без зарегистрированного обеспечения. Важной отличительной чертой микрокредитования является то, что оно преследует цель оказания содействия и защиты, поощряя обращаться за финансовыми услугами тех клиентов, которые обычно сами себя считают «неплатежеспособными».

Можно вьшелить 4 категории учреждений, занимающихся предоставлением микрокредитов:

• учреждения микрокредитования. Эти учреждения создаются в рамках донорских программ и занимаются, в основном, предоставлением

микрокредитов. Они получают статус негосударственных организаций и полностью или в основном финансируются из внешних источников;

• кредитные кооперативы и их союзы. Эти организации с коллективным членством создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам, и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как правило, они не имеют доступа к внешним источникам финансирования;

• государственные фонды (региональные фонды) функционируют под эгидой органов государственного (регионального) управления и полностью или в основном финансируются из регионального бюджета;

• коммерческие банки.

Учитывая то, что условия, выставляемые коммерческими банками, нередко оказываются непосильными для малого предпринимательства (особенно это касается обеспечения кредита), можно сделать вывод что, учреждения микрофинансирования оказывают услуги, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым всю финансовую систему.

Как правило, у учреждений микрофинансирования (УМ) больше возможностей для работы в сельской местности, особенно у кредитных союзов и кредитных кооперативов. Учреждения микрофинансирования осуществляют небольшие по размеру финансовые операции, которые неинтересны для коммерческих банков. У них имеются специальные технологии, благодаря которым они могут предоставлять небольшие финансовые средства с некоторой выгодой и низкой степенью риска. Таким образом, УМ заполняют бреши, которыми не могут и не хотят заниматься коммерческие банки. Более того, успешно действующие УМ плодят успешных предпринимателей, которые переходят на уровень малых и средних предприятий. Каждый успешный микропредприниматель является потенциальным клиентом коммерческого банка. В связи с этим коммерческие банки иногда помогают УМ ссудами или покупкой доли в них. Тем самым они просто инвестируют свой собственный бизнес.

Микрокредитование — это относительно молодое явление, развивающееся последние 30 лет. Возникнув в густонаселенных странах Азии, оно переместилось в Латинскую Америку и Африку. Хорошо известными примерами служат «Грамин бэнк» в Бангладеш, имеющий свыше 2 млн клиентов-заемщиков, банк «Ракьят» в Индонезии, насчитывающий 1,89 млн заемщиков, и «БанкоСоль» в Боливии, у которого 62 тыс. клиентов. И «Грамин бэнк», и «БанкоСоль» выросли благодаря проектам микрофинансирования на базе фантов. Эти

I

■•1ПЩ111ИА1АА11НЕМ11 ХУПМ ДАЙДЖЕСТ411А1СЫ

2 1381 ФЕВРАЛЬ 2ВВЗ

М1КР0«ИНАИСИН1АНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

примеры как раз подтверждают тот факт, что расширение масштабов деятельности в области микрофинансирования вполне возможно. Важнейшим критерием успеха является не абсолютный размер, а достижение учреждением уровня и масштабов экономической жизнеспособности.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются учреждения микрофинансирования, является погашение ссуд. Благодаря работе, которую проделали такие первопроходцы, как «Грамин бэнк» в Бангладеш и «Аксьон» в Латинской Америке, можно утверждать, что показатель возврата ссуд свыше 95% является вполне реальным. На сегодняшний день имеется масса доказательств этого по всему миру. Нельзя сказать, что добиться этого легко. Здесь требуются отработанная и проверенная методология, процедуры, управление процессом выдачи ссуд и внутренний контроль параллельно с обучением персонала, способного решать эти задачи.

Еще одна проблема, которую приходится решать УМ* это возмещение затрат. Если на начальном этапе учреждения микрофинансирования, как правило, «живут» за счет субсидий, то в период, когда они должны выйти на уровень самоокупаемости, финансисты обычно устанавливают жесткие требования. А вот выйдут ли учреждения на этот уровень, зависит от трех факторов:

• является ли методика кредитования достаточно эффективной;

• достаточно ли быстро растет масштаб деятельности, позволяющий снизить постоянные накладные расходы до приемлемого уровня;

• достаточна ли ставка процента для покрытия операционных расходов.

К середине 1980-х годов ведущие учреждения микрофинансирования, доноры и государственные ведомства вели жаркие споры о необходимости устанавливать ставки процента, достаточные для покрытия затрат или, по крайней мере, на уровне, принятом на местном финансовом рынке. К концу десятилетия практически все успешно действующие программы микрофинансирования устанавливали процентные ставки, по меньшей мере, равные процентным ставкам, устанавливаемым банками на местных рынках. Таким образом организации-доноры пришли к единому мнению на предмет того, что учреждения микрофинансирования должны стремиться к полной окупаемости затрат, откуда следует, что ставки могут быть выше рыночных.

Говоря о зарубежном опыте, особенно об опыте создания учреждений микрокредитования, кредитных кооперативов и их союзов в соседних странах с переходной экономикой, нельзя не задаться вопросом, а почему же развитие этого движения отстает в России? Судя по опыту организаций, дей-

ствующих в этих секторах в России, можно выделить четыре основных фактора, тормозящих этот процесс:

• отсутствие ясной политики на федеральном уровне, которой могли бы руководствоваться региональные власти в вопросах развития микрофинансирования и кооперативного кредитования малых и средних предприятий;

• несовершенство федерального законодательства, создающего неопределенности относительно законности кредитования негосударственными учреждениями микрокредитования;

• неопределенные перспективы финансирования учреждений микрокредитования, которые еще не стали полностью самодостаточными с точки зрения мобилизации ресурсом:

• ограниченность возможностей организаций микрофинансирования и кооперативного кредитования из-за сложностей с расширением масштабов деятельности и операций. Для решения данных проблем, исключительно важно, чтобы позиция Правительства РФ по вопросам развития отрасли микрокредитования была четко сформулирована. В этом отношении многие регионы уже опередили федеральный уровень, приняв специальное законодательство, прокладывающее дорогу для небанковских финансовых учреждений, таких как кредитные союзы или сельскохозяйственные кооперативы. В других регионах или городах учреждениям микрокредитования не оказывается абсолютно никакой поддержки. Цель федеральной политики в области микрокредитования состоит в том, чтобы информировать органы управления всех уровней относительно стратегии развития данного сектора и основных принципов, которые они должны учитывать при принятии своих решений. Как только будет выработана четкая стратегия на федеральном уровне, руководителям нижестоящих звеньев управления будет легче работать с учреждениями микрокредитования. По этой причине желательно сформировать федеральную политику или, по крайней мере, разработать меры по развитию отрасли микрокредитования и включить их в проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы.

Особое внимание необходимо уделить развитию кредитных кооперативов и их союзов, обладающих возможностями для удовлетворения финансовых потребностей обычных граждан, у которых вряд ли имеется доступ к банковским кредитам. Кредитные кооперативы и их союзы играют роль эффективных финансовых посредников, мобилизуя сбережения и предоставляя небольшие ссуды, когда в них возникает необходимость.

Ш1РМА|10Ш АШИТИЕСКИ! ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ (ИВАНЫ

е

2 1331 ФЕВРАЛЬ 2303

М11Р0«ИШСИР11ШЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В других странах кредитные кооперативы и их союзы доказали, что могут быть эффективным механизмом финансирования не только обычных граждан, но и малых предприятий. Опыт, накопленный в регионах, говорит об огромном потенциале этих учреждений. Однако долгосрочное развитие сектора невозможно без наличия разумных правил контроля, основных направлений государственной политики, правил хозяйственной деятельности и управления, а также систем мониторинга и аудита.

В соответствии с законодательством РФ о кредитных кооперативах данные учреждения могут предоставлять ссуды только физическим, но не юридическим лицам. По сути, это лишает кредитные кооперативы возможности выделять ссуды малым предприятиям, которые нередко имеют статус юридических лиц. Однако на практике ссуду можно выдать через наемного работника, являющегося членом кредитного кооператива, члену семьи, занимающемуся бизнесом. Если этот метод применять на практике, то вышеупомянутое ограничение на кредитование юридических лиц действует ограниченно.

Еще одним препятствием развития отрасли микрокредитования, как отмечалось ранее, является несовершенство федерального законодательства, создающего неопределенности относительно законности кредитования негосударственными учреждениями микрокредитования.

Большинство специалистов в области законодательства, регулирующего банковскую деятельность, сходится во мнении, что любая деятельность, связанная с систематической выдачей ссуд физическим или юридическим лицам, не разрешается, если кредитор не является банком или кредитной организацией, получившей лицензию от Центрального банка.

С этим связан также вопрос о том, разрешается ли учреждениям микрокредитования выдавать ссуды за счет заемных средств, например за счет кредитной линии, открытой донором. Опыт Сети организаций микрофинансирования женщин России показывает, что налоговые органы рассматривают полученные учреждениями микрокредитования заемные средства как депозиты, в связи с чем такая деятельность считается банковской, на которую требуется получать лицензию.

Представляется, что данные ограничения препятствуют деятельности учреждений микрокредитования, особенно организованных в форме негосударственных фондов.

Как известно, большинство учреждений микрокредитования действуют в форме некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит

достижению целей, ради которых она создана6. Можно утверждать, что для учреждений микрокредитования, действующих в форме некоммерческих организаций, систематическое выделение ссуд не направлено на систематическое получение прибыли и, таким образом, не может быть отнесено к предпринимательской деятельности.

Тем не менее, Закон о некоммерческих организациях не признает микрокредитование как законную, однозначно некоммерческую деятельность. Отсюда следует, что с точки зрения налогообложения ссудная деятельность считается коммерческой, а это влечет за собой налогообложение процентного дохода. Поэтому представляется желательным внести соответствующее изменение в законодательство о некоммерческих организациях.

Что касается перспектив финансирования учреждений микрокредитования, то оно характеризуется тем, что данные учреждения финансируются за счет грантов, получаемых от организаций-доноров.

Преимущество помощи в виде фанта заключается в том, что происходит капитализация этих институтов, за счет чего они могут нести значительные расходы, связанные с открытием нового рынка, экспериментальной отработкой новых методов работы и созданием правовой и административной среды. Без существенных субсидий не состоялся бы ни один проект в области микрокредитования. Финансирование посредством фантов является обычным делом на начальном этапе развития системы микрокредитования.

Однако у субсидируемого финансирования имеются и недостатки. Во-первых, по сути, это ненадежная форма финансирования. Каждой субсидии рано или поздно приходит конец. Даже когда этот конец и не слишком близок, целесообразно подумать о том, что произойдет, когда фанты прекратятся. Во-вторых, мировой опыт говорит о том, что существует опасность того, что учреждения станут слишком зависимыми от субсидий вместо того, чтобы полагаться на собственные силы. Под разными предлогами момент полной самоокупаемости отодвигается все дальше и дальше. В-третьих, существует риск искажения рынка. Если какие-то организации отрасли получают субсидии, а другие оплачивают свой капитал по полной стоимости, то, очевидно, правила ифы оказываются неравными. Получатели субсидий смогут предоставлять более дешевые кредиты, чем те, кто субсидий не имеет. Тогда учреждения, уже достигшие уровня финансовой устойчивости, будут вынуждены работать в условиях нечестной конкуренции со стороны тех учреждений микрокредитования, которые этого уровня еще не достигли. А это будет идти во вред развитию всей

6 Федеральный закон РФ от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

ю

1И1Р1Щ11Ш иШТПЕСШ ЖУР1ЯЯ ДАЙДЖЕСТ »ШД1СЫ

2 1001 ФЕВРАЛЬ 2003

МШ0«Ш1СИРИШЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

отрасли. В связи с этим существует мнение, что субсидирование учреждений микрокредитования следует всячески сводить к минимуму и что средства для последующей выдачи кредитов следует предоставлять в форме ссуд или кредитных линий.

Масштабы деятельности и операций организаций микрофинансирования и кооперативного кредитования пока ограничены.

По данным исследований американского Фонда ФИНКА Интернэшнл, ежегодное предложение микрофинансовых ресурсов в России оценивается на уровне 263 млн руб., а предложения по американским программам составляют 10 млн дол. Потребность же в микрокредитах в России в настоящий момент в 3-4 раза превышает предложение7.

Программы микрокредитования наиболее популярны в государственных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии. В 2001-2002 годах Федеральный фонд поддержки малого

предпринимательства совместно с Фондом «Евразия» осуществлял реализацию программы микрофинансирования малого бизнеса в 5 субъектах Российской Федерации: Мурманской, Новгородской, Орловской, Тульской областях, Республике Хакасия. В рамках этой программы предусматривалось выделение более 1,5 тысяч микрозаймов субъектам малого предпринимательства объемом от 1 до 100 тыс. руб. каждый. На реализацию программы Федеральный фонд направил 4 млн руб., а также привлек 6,4 млн руб. средств региональных фондов поддержки малого предпринимательства и 151,8 тыс. дол. США средств Фонда «Евразия»8.

Дальнейшее расширение масштабов деятельности учреждений микрофинансирования будет зависеть, в первую очередь, от кредитной политики, проводимой этими учреждениями, которая должна быуь гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрокредита будет расширяться, а сам он станет наиболее востребованным и доступным инструментом поддержки малого предпринимательства.

7 Микрокредитование в России, http://msb.karelia.ru/

пмсгосгесШ/

НШРМЦШН АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ

1 Комментарии: Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства, http://minamp.rbc.ru/ru/commentaries/ 288/рпт.Ыш1

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.