Научная статья на тему 'Формирование и развитие института финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом'

Формирование и развитие института финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мицкий А. И.

В современных условиях факторами недостаточного развития малого бизнеса в России является отсутствие доступных источников кредитного финансирования, административные барьеры, высокие налоги. При этом обеспечение потребности малых фирм в кредитных ресурсах необходимо считать одной из важнейших и обязательных предпосылок формирования современной модели малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие института финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом»

МИЦКИЙ А.И.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В современных условиях факторами недостаточного развития малого бизнеса в России является отсутствие доступных источников кредитного финансирования, административные барьеры, высокие налоги. При этом обеспечение потребности малых фирм в кредитных ресурсах необходимо считать одной из важнейших и обязательных предпосылок формирования современной модели малого бизнеса.

Отличительной особенностью малого бизнеса является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов, зависимость от заемных средств, и в первую очередь — от кредитов банка. Основные причины этого: объективная ограниченность свободных финансовых ресурсов, ускоренная оборачи-2ваемость оборотных средств, меньшие возможности для долгосрочного планирования движения де-¡5 нежных потоков. В свою очередь, для кредитных организаций малый бизнес представляет значитель-[д ный коммерческий интерес. С точки зрения банка, к позитивным особенностям малого бизнеса мож-7 но отнести следующие: относительно короткие сроки окупаемости инвестиционных ссуд, способность 2быстро реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, оперативно внедрять результаты ^ научно-технического прогресса. Существовавший тезис о некредитоспособности малого бизнеса оп-^ ровергает практикой работы ЕБРР по кредитованию малого бизнеса: среди кредитов, выданных ма-| лому бизнесу, уровень просрочки составляет всего 1%.

Ь По оценкам экспертов, потенциальная емкость рынка кредитования малого бизнеса достигает

N 10 млрд. долл. в год, но банки готовы удовлетворить лишь одну пятую часть спроса. Совокупный объем □ текущих кредитов для малого бизнеса не превышает сейчас 1,5 млрд. долл. В сложившейся ситуа-2ции многие предприниматели вынуждены искать необходимые средства на черном рынке. ^ Анализ опросов, проведенных в июле 2006 года Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с ВЦИОМ по изучению условий ф функционирования малого бизнеса в регионах РФ [3], показывает, что более 80% предпринимате-^ лей нуждается в кредитных ресурсах.

ф При всей значимости кредитования для малого предпринимательства его система несовершенна.

ц Для развития системы финансово-кредитной поддержки предпринимателей необходимо изуче-^ ние, оценка и адаптация зарубежного опыта в исследуемой области.

о Остановимся на рассмотрении основных направлений взаимодействия банков, государства и

х малого бизнеса за рубежом. У истоков становления государственной политики содействия мелкому ^ и среднему бизнесу находятся Нидерланды, где под эгидой правительства и при долевом участии 25 ^ небольших банков был создан специализированный финансовый институт для кредитования малых $ и средних предприятий. С 1989 года действует схема, по которой Министерство экономики Нидер-о ландов гарантирует 90% от суммы займа, при этом банкам устанавливаются квоты льготного креди-о тования, и для выдачи ссуды им не требуется разрешения министерства, а 10% гарантий резервиру-° ются за стартовыми компаниями [1].

§ В Германии поддержку малому бизнесу оказывают органы государственной власти и местного

о самоуправления, а также ряд институтов публичного права, в частности специализированные банки, такие, как Кредитный институт по восстановлению экономики, а также саморегулируемые организа-Ц ции частного бизнеса. Малые предприятия Германии с 1951 года имеют возможность использовать о кредиты, гарантированные государством и частными финансовыми организациями. Гарантируется до ™ 80% кредита, средний срок которого равен 1,5 годам, а в случае капитального строительства он уве-5 личивается до 23 лет. После объединения восточных и западных земель Германии для возрождения ф малого бизнеса на территории бывшей ГДР правительство ФРГ наметило и осуществляет Федераль-| ную программу субсидирования мелких и средних фирм с целью повышения в них доли собствен-§ ных средств [1].

2 В Германии существенное влияние на развитие малого бизнеса оказывают кредитные коопера-

тивы. Сегодня система кооперации Германии представлена кооперативами трех уровней. Кредитные кооперативы являются в соответствии с Законом о кредитном деле кредитными институтами, осуществляющими все функции коммерческих банков. Их основная задача заключается в содействии членам кооператива финансовыми средствами и иным образом.

В США около 25 программ государственной поддержки малого бизнеса, включая программу ссуд общего назначения, ссуды пострадавшим от стихийных бедствий; ссуды по закону об экономических возможностях; займы на развитие внешней торговли; займы на реконструкцию предприятий и другие. В 80-е годы XX века в США имел место резкий рост мелкого индивидуального и группового инновационного бизнеса, организованного на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей. Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяется два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала.

Во Франции довольно широко применяется прямое и долевое кредитование. Наиболее распространена помощь на инновации, которая, как правило, покрывает до 50% расходов предприятия, связанных с основными стадиями этого процесса. Данная мера называется ссудой, возмещаемой в случае успеха, и существует с 1979 года. Кроме того, приоритетом этих видов кредитования является содействие экспортной деятельности малых предприятий. Во Франции для реализации гарантий перед финансово-кредитными учреждениями, государством созданы специальные институты — общества взаимного поручительства, деятельность которых управляется и координируется через единый центр [1].

В Японии во всех административно-территориальных единицах страны созданы Ассоциации по гарантированию займов. Они предоставляют гарантии по ссудам, выдаваемым мелким предприятиям частными финансовыми учреждениями, на всю их величину. Ассоциации действуют как общественные организации на коммерческой основе: за предоставление гарантии они получают один процент от суммы ссуды [1].

В Великобритании при Министерстве торговли и промышленности создана «Служба мелких фирм». Она оказывает помощь мелким предпринимателям в организации собственного дела, получении кредитов, заключении договоров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Эта служба имеет местные отделения по всей стране [2].

В программах развития малого бизнеса правительства зарубежных стран обычно применяют три вида ссуд: прямые, долевые и гарантированные. Прямые займы целиком предоставляются государством. Долевые имеют своим источником как государственные, так и частные средства, причем доля государства обычно не превышает 75%. Гарантированными являются ссуды, предоставляемые малому предприятию коммерческим банком под полную либо частичную гарантию государства. Различия между ссудами состоят не только в источнике финансирования, но и в том, что прямые ссуды по своим размерам практически всегда относительно меньшие по сравнению с долевыми и особенно гарантированными.

Основной преградой развития взаимодействия коммерческих банков с предприятиями малого бизнеса в России выступает высокий риск их банковских операций. Это связано с особенностями организации хозяйственной деятельности в масштабах малого бизнеса:

- ограниченные размеры собственных реальных активов, их специфическая структура, характеризующаяся минимальным вкладом в недвижимость, следствием чего является снижение залоговых возможностей;

- система налогообложения не позволяет малым предприятиям вести прозрачную бухгалтерию, однако банку необходимо показать работающие денежные потоки, показать наличие стабильной денежной выручки, наличие имущества в виде товаров, оборудования, транспортных средств;

- характерный для малых фирм короткий жизненный цикл и, соответственно, отсутствие репутации на кредитном рынке;

- значительно меньшая по сравнению с крупными и средними предприятиями потребность в заемных средствах, что ведет к росту операционных издержек банка при кредитовании;

- относительно низкие показатели рентабельности, что приводит к снижению спроса на кредит, отсутствию возможности оплачивать информационно-консультационные услуги, страхование кредита;

- отсутствие у сотрудников специальных знаний в финансово-экономической области, что яв-

ляется причиной возникновения проблем при разработке документации на получение кредита, неэффективному использованию кредитных средств.

С позиции банка основными причинами слабого взаимодействия коммерческих банков с предприятиями малого бизнеса выступают:

- отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков и связанные с кредитованием высокие риски;

- нехватка длинных и дешевых кредитных ресурсов, требуемых малым предприятием;

- отсутствие действенных инструментов возврата кредитов.

Кроме этого, малые предприятия очень часто стремятся срочно получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулась финансовое положение, что не всегда соответствует интересам банка.

Значимым фактором, влияющим на формирование рисков банковского кредитования малого бизнеса, является также деформация хозяйственной среды малого бизнеса, проявляющаяся в разрыве между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота, что вызывает малую информационную прозрачность данного сектора экономики.

Как следствие, малому бизнесу объективно присуще отсутствие доступного кредита как по цене, расстояниям, так и по процедуре оформления; неблагоприятное положение на рынке кредитных ресурсов и инвестиций, что требует развития необходимой инфраструктуры финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. й Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов

малого предпринимательства является микрофинансирование. Микрофинансовые услуги могут пре-

N

л ь

о

I-

доставлять коммерческие банки, кредитные союзы, общественные банки, фонды, кооперативы, региональные фонды поддержки малого предпринимательства.

Следующие важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предприни-о мательства — предоставление кредитных гарантий. В настоящее время в отдельных субъектах Российской Федерации применяются механизмы предоставления гарантий (поручительств) финансово-^ кредитным институтам по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства. □ Широко применяется механизм возмещения из федерального и региональных бюджетов разни-

2цы в процентных ставках по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в рос-^ сийских кредитных организациях.

0 Данная форма относится к мерам прямой поддержки отдельных хозяйствующих субъектов. У ® субъектов малого бизнеса сложилось стойкое убеждение в том, что получателями этой поддержки о могут являться только хозяйствующие субъекты, «приближенные» к органам власти. Второе заблуж-® дение касается того, что процедура получения субсидий требует дополнительных, в том числе неофициальных выплат посредникам между получателями субсидии и органом, принимающим решение о ее предоставлении. Данные оценки не только не соответствуют действительности, но и дискредитируют одну из самых конкретных и открытых процедур поддержки. В этой связи органам государственной власти совместно с кредитными организациями необходимо вести самую широкую разъяс-о нительную работу с субъектами малого бизнеса. Дополнительного регулирования требуют докумен-

о тарные формы, предоставляемые претендентом на получение субсидии [3]. <

и Важной частью механизма финансово-кредитной поддержки является, по нашему мнению, информирование субъектов малого предпринимательства о возможностях и условиях получения кре-2 дитов и другой финансовой помощи. В России в целом сформировался рынок информационных про* дуктов и услуг, наиболее развитым сектором которого является сектор деловой информации. Вместе о с тем пока не создана единая система в области информационного обеспечения малого предпринимательства, важной составляющей которой должны стать консалтинговые услуги в области финансов и кредита.

X

0

1_

О

х Ф

О

о о.

о ф

о ф

о

ЛИТЕРАТУРА.

1. Зайцев А.Н. Государственная кредитная поддержка малого бизнеса: зарубежный опыт // Банковские услуги. 1999. № 11-12.

2. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. Отчет по результатам общероссийского исследования. М.: ОПОРА РОССИИ — ВЦИОМ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.