Научная статья на тему 'Малые жанры фольклора на сельской свадьбе в начале ХХ века'

Малые жанры фольклора на сельской свадьбе в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
522
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЬБА / ЖЕНИХ / НЕВЕСТА / ПОДРУГИ / ГОСТИ / МОЛОДЫЕ / ПРИДАНОЕ / ЗАСТОЛЬЕ / WEDDING / GROOM / BRIDE / GUESTS / YOUNG / DOWRY / FEAST / HER FRIENDS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондарева Надежда Ивановна

Обряд сельской свадьбы уникален. В современной свадьбе села Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области в большей степени сохранились малые жанры фольклора. А каждый этап свадебного обряда имел свои определённые правила и порядок, своё фольклорное сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL GENRES OF FOLKLORE AT THE COUNTRY WEDDING IN THE EARLY XX CENTURY

The rite of the rural wedding is unique. In the modern wedding of the village Visni Peni Rakitski district of Belgorod region remained genres of folklore. Every step of the wedding ceremony had its own specific rules and orders, its folklore accompaniment.

Текст научной работы на тему «Малые жанры фольклора на сельской свадьбе в начале ХХ века»



этнокультуры

в прошлом и настоящем

Бондарева Н. И.

Малые жанры фольклора на сельской свадьбе в начале XX века

Село Вышние Пены богато традициями и обрядами. Особое место среди обрядов занимает свадьба. Сельская свадьба — это выверенный и последовательный ритуал, в котором всё расписано по деталям. Каждому участнику этого обряда отводится определённая роль. В современной сельской свадьбе нашего села ещё сохранились некоторые элементы свадьбы начала XX в. Это — малые жанры, среди которых приметы, частушки, потешки, приговорки. Они самобытны и интересны. Знатоки фольклора утверждают, что в селе могли неправильно понять тех, кто на свадьбе «припел частушку» не в том месте или не на ту тему. Свадебный обряд включал и включает на селе до сих пор четыре этапа: сватовство, запой, свадьба и похмелянье (второй день свадьбы). Каждый этап имел свои определённые правила, приметы, порядок, своё фольклорное сопровождение.

сватовство. Жених и невеста могли не знать друг друга до свадьбы. Выбирали пару им родители жениха или дед с бабкой. Выбирали по «природе»: какой отец, какая мать, были ли в роду судимые, как жил двор с соседями, чтоб не было в роду ленивых, крикливых, умственно отсталых. Второе условие, которое соблюдалось почти всегда — приданое. Богатые шли к богатым, бедные — оставались с бедными. Свататься ходили на «старом месяце». Говорили, что свататься надо идти, «напившись святой воды». Засылали сватов в дом невесты сразу после праздника Крещения. Сватьями были дед и бабка, позже стали ходить в этой роли родители жениха. Обряд сватовства имел определённые приметы и поверья. Например, перед тем, как идти свататься, обязательно молились Богу. В доме жениха перевязывали ножки стола его штанами, чтобы сватовство прошло удачно. Зайдя

в дом невесты, жених и его родители не переходили под матицу до согласия невесты. После согласия невесты родители проходили в дом и садились за стол. Сватовство начиналось с прибауток, шуток. Диалог мог быть конкретным или иносказательным: «У нас бычок, у вас тёлочка. Давайте нам до пары» или «Мы — купцы. У нас купец, у вас товар. Давайте торговаться». На сватовстве шёл сговор: согласна ли невеста выходить замуж, о приданом, если таковое имелось, и о дне «запоя». На сватовстве обсуждали и число приглашённых на «запой».

Запой. Запой был двух видов. Отличался составом приглашённых. Если приглашены только родственники невесты и жениха — это «запой», а если приглашены ещё и подруги невесты — это «пропой». Назначался запой через неделю-две после сватовства. В назначенный день запоя действие разворачивалось с полудня, часов с трех-четырех дня. Родня жениха приходила в дом к невесте, принося с собой спиртное, еду, пироги. Приходила и самая близкая родня невесты. Усевшись за празднично накрытый стол, шёл разговор о дне свадьбы, о количестве приглашённых на свадьбу гостей. После деловых разговоров звучали застольные песни: лирические, протяжные, жизненные, затем они сменялись плясками под гармонь и частушками.

«Отворю я в избу двери, Погляжу я на цветы. Моё сердечко замирает —

За столом сидят сваты».

***

«Сватайся, не сватайся, — Нам с тобой не сладиться: Ты старик, я девушка —

Не пойду за дедушку».

***

«Ты отдай-ка маменька, Где семейка маленька, Где золовок — девок нет. —

Без золовок — белый свет».

***

«За высокие хоромы, Тятенька, не отдавай — Человек дороже денег,

Человека выбирай».

***

«Я не сам гармошку красил, Не сам лаком наводил.

Я не сам милашку сватал, Отец с матерью ходил».

Расходились далеко за полночь, договорившись о дне свадьбы. Между запоем и днём свадьбы мать невесты со свахой или родственниками приходили к жениху смотреть подворье. Представители невесты «обмеряли» окна, считали живность на дворе. Помнят в селе случаи, когда после визита родни невесты к жениху, свадьба не состоялась: беден жених. Обговаривали дары: кого из родственников жениха «об-даривать на свадьбе», т.е. дарить подарки. Такой визит можно назвать уточняющей беседой.

Свадьба. Обряд сельской свадьбы был уникален, размерен и требовал тщательной подготовки. Готовили праздничный стол, приданое, праздничную одежду, подарки родным жениха, различные атрибуты. Здесь важно было не упустить мелочей. Утром, в день свадьбы, в доме невесты собирались подруги. Их могло быть от двух до десяти. Назначалась «главная» подруга, которая «вела кон», т.е. знала, где какую песню спеть, где какую припевку или потешку «при-сказать». Все остальные подруги подчинялись ей на протяжении всего обряда: подпевали песни, устраивали хороводы. Подруги брали заранее пойманную хозяевами курицу, украшали разноцветными лентами и шли к дому жениха. По дороге пели, в основном, частушки. «Ах, спасибо тому дому, Где жила я 20 лет, А теперь пойду к другому,

Где родимой мамы нет».

***

«Бело платье надевала, Становилась под венец: Полюбуйся, родна мама,

Что красе моей конец».

***

«Глупо сделала девчонка — Замуж торопилася: Увидала бабью жизнь — Скоро прослезилася».

Несколько раз останавливались, устраивали пляски. Ходоков от невесты называли «поезжане». Кстати, перетягивать верёвку через дорогу для откупа было нельзя — плохая примета. В доме жениха утро начинается с совершения обрядов от сглаза: в костюм жениха следует воткнуть иглу или булавку — оберег от дурного взгляда завистников или злопыхателей.

49

50

Придя к жениху, «поезжане» выпускали курицу на дворе или отдавали её хозяевам, а сами садились за праздничный стол. Жених садился тоже, сваха садилась рядом с женихом. Свахой была или крёстная жениха, или близкая родственница. В начале праздничного застолья сваха вставала, брала гребень и говорила: «Князья да бояре! Разрешите молодому Ивану кудри расчесать?» С этими словами она расчёсывала волосы жениха. Перекусив, поезжане брали жениха, сваху и ехали или шли «за невестой», то есть к невесте в дом. Сваха несла пирог жениха в дом невесты, где клала его рядом с пирогом невесты. Этими пирогами угощали всех гостей. Кстати, оставшийся после застолья хлеб никогда не засушивали на сухари — чтоб молодые «не сохли». Подходя к дому невесты, подруги оставляли жениха и быстро занимали место рядом с невестой. Подруги просили выкуп у «дружка» жениха. «Дружком» называли старшего на свадьбе (сейчас «тамада» — прим. автора). У «дружка» был отличительный знак: полотенце или рушник, перекинутый через плечо и завязанный внизу. Роль дружка в самом начале двадцатого века доверяли «ведунам» — тем, кто знал различные обереги. Впоследствии выбор падал на необидчивых, весёлых, общительных мужчин. В руках у него должна быть обязательно сумка, где находится самогон и закуска. На протяжении всей свадьбы «дружок» должен быть в первых рядах: наливать всем желающим по чарке. Желающих бывает много: они берут верёвки и перегораживают дорогу свадебному шествию или поезду, когда идут вместе жених и невеста. Вот тут-то и нужна находчивость «дружка» и его запасы в сумке — чтобы всем хватило и все остались довольны, выпив за здоровье молодых. Подруги просили за невесту выкуп — «Сто рублей серебра и четверть вина». Называли «дружка» разными непристойными словами, ругали его. А «дружок» должен был плясать, да подешевле за невесту выкуп давать.

Подружки дразнили «дружка», не уступая место для жениха. Они пели потешки: «Тебе было не дружковать, А тебе было свиней пасти С долгою ломакою, С чёрною собакою. Наша девка не рублёвая, Наша девка сторублевая...»

«Дружко» должен быть скупым и долго не уступать. Были случаи, когда он отдавал выкуп монетами по одной копейке. Получалась большая горсть медяков. Выторговав выкуп у «дружка», подруги пели:

«Продали мы девку за одну копейку, Перины за четыре полтины, Подушки за две полушки...»

Вырученные деньги подруги делили или покупали на них сладости.

После этого сажали жениха на место главной подруги возле невесты, а все подруги шли во двор петь и плясать. Наплясавшихся подруг приглашали за стол. Кстати, невеста всё это время сидела укрытая большой чёрной шалкой (платком).

После небольшого застолья все гости выходили во двор. В доме оставались невеста, жених и родители невесты. Они благословляли молодых иконой, отдали её в руки невесте. Руки жениха и невесты перевязывали особым способом рушником перед тем, как они должны были выйти во двор. Во дворе невеста кланялась на четыре стороны, крестилась, просила прощения у отца и матери.

«Дружко» шёл впереди молодых до самых ворот, разметая веником дорогу, а в коне пути бросал его через крышу. Гости и приглашённые внимательно должны были следить за полётом веника. Если веник перелетел через крышу — брак будет удачным, если не перелетел и упал на двор — вернётся невеста назад. Вот где нужна была сила дружку!

После этого невесту забирали и вели (или везли) в дом жениха, а в доме невесты оставались подруги невесты «тушить овин», т.е. допивать, доедать, петь песни и плясать.

Из дома жениха молодые ехали венчаться в церковь, позднее, когда церкви были разрушены, стали просто расписываться в сельском совете.

Когда невесту привозили в дом жениха, её сажали за стол. Сваха повязывала её платком, помогала надеть праздничный сарафан. Не оставались без внимания и действия свахи. Самые острые на язык гости припевали: «Свашеч-ка, повивай молодуху кругло».

Вечером в дом жениха съезжались гости. Родня невесты обязательно привозила четверть вина, копчёный окорок и «ряженый пирог». Свадебный поезд от невесты назывался «с калачами».

Невеста и жених не садились за праздничный стол, они должны были сидеть в отдельной комнате. Их выводили к гостям три раза. Первый раз под первую чарку, чтоб молодая одарила будущих родственников. Здесь тоже существовали свои законы: золовке — косник (украшение для волос), свёкру — рубаху, свекрови — вышитые рукава для пошива рубахи. Одаривая будущих родственников, невеста называла их «мама», «отец», золовок — по именам.

Второй раз выводили молодых «под стакан». Они кланялись и снова возвращались в отведённую для них комнату. Третий раз выводили молодых для того, чтобы их показать, и они опять уходили в комнату. Застольные песни сменялись частушками.

«У милого на дому Чесали голову мою, Русые волосоньки

Делили на две косоньки».

***

«Скоро девушку посадят За дубовенький столок, На головушку наденут

Восковой белой платок».

***

«В руки свечку подавали Со цветочком голубым. Моё сердечко замирало

Меня венчают не с любым».

***

«Не потерянные кудри, Не потеряна краса, Только волюшка потеряна Да русая коса».

Похмелянье. На следующий день гулянье продолжалось в доме жениха. Невесту прятали, а родные невесты приходили в дом жениха, искать её. Позже стали на похмелянье «подставлять» (подменять) невесту, т.е. в подобие белого

платья одевался мужчина или смелая женщина. Они говорили, что невеста такая стала за одну ночь, шутили, развлекая пришедших гостей. Позже находили настоящую невесту. Застолье продолжалось. Набор частушек был несколько иной. Особой популярностью пользовались частушки про тёщу:

«Ой, тёща моя, Старая, худая, Приходи ко мне на ночь,

Будешь молодая».

***

«Ой, тёща, ты тёща, моя, Несолёная капуста твоя, Несолёная, не масленая, Твоя дочка неласковая».

Тёща не обижалась. Молодому человеку, не видевшему обряд свадьбы, который был в прошлом веке, покажутся странными и сами этапы свадьбы, и частушки, и приметы. Но почему-то молодёжь, когда дело касается личной свадьбы, просят старших вспомнить обо всех приметах. Мне удалось побеседовать с активными участниками свадеб прошлого столетия и записать их воспоминания. Ещё и сейчас они помнят много частушек и припевок, тексты которых были мною записаны. В перспективе можно будет создать сборник свадебных примет, частушек, разного вида приговорок. Видеосъемка появилась в селе только в самом конце XX в. Поэтому, каждое письменное свидетельство о фольклорном сопровождении свадебного обряда — уникально и неповторимо.

Помогли мне записать малые жанры фольклора:

Трунова Анастасия Матвеевна, 1918 г.р.

Бондарева Татьяна Максимовна, 1931 г.р.

Фролова Валентина Михайловна, 1941 г.р.

Бочарова Наталья Матвеевна, 1953 г.р.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.