повышает значимость профессиональной деятельности, вплоть до уровня высшего смысла всей жизни человека [5]. Это называлось всегда «призванием».
В идеале процесс образования должен удобрять почву смыслов, на которой впоследствии должны происходить поиск и обретение общего качества жизни, а не только смысла зарабатывания на жизнь. Одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями. Здесь цифровая среда может быть помощником педагога, что отражено и в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» [6].
Литература
1. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов. Психол. Журн.т.18, 1997, N6, С.13-27.
2. Ермакова И.В. Социально-психологические факторы экономической социализации старших подростков. Автор. канд. психол. наук. Ярославль, 2008,178 с.
3. Мартынова Е.В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: Дисс... канд.психол. наук. М.: МГОУ, 2002. 183с.
4. Вербицкий А.А, Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998. №1.
5. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного образования. Вопросы психологии. 2009. №4. С.50-60
6. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года N 10н.
УДК 378.1
«МАЛЫЕ НАРРАТИВЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ПЕДАГОГОВ
Белякова Евгения Гелиевна - доктор педагогических наук, доцент, Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», Тюмень, ул. Семакова, д.10, email [email protected]
Аннотация
Обосновывается роль нарративных методов как средства активизации профессиональной самоидентификации студентов вуза. Раскрываются возможности «малых нарративов» как элемента сопровождения профессионального самоопределения студентов -будущих педагогов.
Ключевые слова: нарративные методы, «малые нарративы», профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность педагога
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00106.
«SMALL NARRATIVES» AS AN INSTRUMENT FOR SUPPORTING PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF STUDENTS - TEACHERS
Belyakova Eugenia Gelievna - doctor of pedagogical sciences, associate professor, Federal State autonomous institution of higher education "Tyumen State University", Tyumen, Semakova, 10, email [email protected]
Abstract
The role of narrative methods as a means of enhancing the professional self-identification of university students is substantiated. The possibilities of «small narratives» as an element of supporting professional self-determination of students - future teachers are revealed.
Keywords: narrative methods, «small narratives», professional self-determination, teacher's professional identity
Целью статьи является обоснование способов использования нарративных методов в процессе сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов, важнейшим критерием которого является развитие профессиональной идентичности.
В настоящее время нарративный подход признан междисциплинарным и широко экспортируется в социальные науки, позволяя расширить представления об идентичности и групповых отношениях как конструктах, оформляющихся в процессе наррации [5]. В современных философских исследованиях культуры постмодерна (Ж.-Ф. Лиотар) присутствует мысль о «кризисе метанарративов», отражающих легитимизированные в обществе мировоззренческие идеи, ценности и эталоны, и наступлении эры «малых нарративов», в большей степени соответствующих характеристикам современного социума с присущими ему динамичностью, информационной перенасыщенностью, противоречивостью и многообразием [1]. Микронарративы рассматриваются как основной исследовательский инструмент, в наибольшей степени чувствительный к индивидуальности человека, живущего в современном мире. В контексте психологических исследований значимость нарративного подхода и актуальность «малых нарративов» связываются с тем, что конструирование и переконструирование идентичности могут рассматриваться как «постоянная жизненная задача» современного человека [2, с. 123]. В обзоре Е.С. Кутковой, отмечается, что традиционный анализ больших автобиографических нарративов в настоящее время дополняется новыми подходами, в которых интерес исследователей смещается на изучение отдельных жизненных эпизодов и дискурсивную природу нарративов, раскрывающих их обусловленность не только социальными нормами, но, прежде всего локальным контекстом порождения [3]. Так, Ю. Е. Зайцева раскрывает потенциал автобиографирования как дискурсивного феномена и носителя определенной нарративной структуры повествования, оказывающей влияние на конструирование образа героя повествования и его рассказчика. Используемое ей различение «эмпирического Я», множественного, со свойственными ему динамическими трансформациями и текучестью, и «нарративного Я» рассказчика, обладающего потенциалом осознания единства и цельности «экзистенциального Я», позволяет установить связь между непрерывно обновляющимся индивидуальным опытом и самотождественностью личности [2, с. 118]. В.В. Нуркова в качестве структурно-функциональных единиц нарративной идентичности выделяет «самоопределяющие воспоминания», содержащие самооценку человека по значимым параметрам Я-концепции, которые организуются в целостную и интегративную концепцию жизненной судьбы на основе механизмов автобиографической памяти [6].
Ряд современных исследователей акцентирует крайне важный, на наш взгляд, вопрос о возможной связи нарративных практик и реальной деятельности субъекта. В работах Ж.-М. Тета нарративная идентичность рассматривается как результат опосредования сознания нарративами, трактуемыми как разнообразные модели повествовательной конфигурации действия [7, с.101]. Нарративная практика является «приписыванием авторства актам», когда посредством повествования субъект выстраивает отношение к себе, сам заявляет о себе и возлагает на себя действия, которые ему приписывает или может приписать другой. Как полагает Ж.-М. Тета, позиция П. Рикера является наиболее многообещающей для понимания нарративной активности, опосредующей связь между текстом и жизнью. Идентификация, соответственно, трактуется как результат самоинтерпретации, в которой субъект «понимает
себя как взявший инициативу некоторого действия, последствия которого он может задним числом оценить, а затем вменить себе соответствующую ответственность» [7, с. 119]. Е. А. Маслов подчеркивает связь нарратива и целеполагания. Целостность и завершенность нарратива и отдельного события в нем определяются свойствами цели, а именно ее способностью выступать в качестве критерия значимости опыта [4, с. 66]. Опираясь на приведенные выше исследования, следует сделать вывод о необходимости включения нарративных методов в более сложный циклический процесс, включающий проектирование нарративной идентичности, ее реализацию в деятельности и рефлексивное осмысление полученного опыта в форме повествования, содержащего новое смыслоцелеполагание.
В исследованиях развития профессиональной идентичности педагога нарративный подход занимает заметное место в течение последних десятилетий и используется как в диагностических, так и формирующих целях, причем и здесь можно отметить возрастающий интерес к жанру «малых нарративов». Так, в работе M. A. Flores анализ письменных повествований студентов-педагогов позволил определить актуальные для становления профессиональной идентичности темы, среди которых - восприятие себя как студента и как учителя, анализ актуального и прошлого опыта, проблемы выбора и дилеммы в работе педагога, повышение осведомленности о сложности контекста в классе, стремления и проблемы будущих учителей [10]. E. Choi, R.E. Gaines, J. B. H. Park, K. M. Williams, D. L. Schallert использовали «короткие истории» как дискурсивную практику в онлайн формате на курсах подготовки учителей, в результате чего участники эксперимента сумели связать академические знания с опытом преподавания, продвинулись в понимании своего профессионального роста [9]. В исследовании G. A. Barkhuizen в качестве «коротких историй» для анализа профессионального роста педагога использовались материалы бесед, интервью, письменные рассказы и мультимодальные цифровые истории [8].
Эти и многие другие исследования указывают на продуктивность нарративных методов для качественного анализа и активизации процесса профессиональной самоидентификации педагога, предполагающего не только освоение соответствующих знаний, умений и компетенций, но, прежде всего, становление внутренней самотождественности, складывающейся через осмысление себя как профессионала, в том числе через самоинтерпретацию актуального практического опыта в форме «малых нарративов».
В нашем исследовании нарративные методы были использованы для поддержки профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов. В ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны и апробированы нарративные методики, включенные в качестве элемента в процесс сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов. Основные этапы сопровождения, на которых нарративные практики являются продуктивными: осмысление сущности педагогической профессии и создание эталонного образа профессионала, конструирование персонального проекта профессионального будущего, текущая рефлексия опыта проб себя как профессионала, ретроспективное целостное осмысление себя на определенном отрезке профессионального пути, выдвижение новых целей саморазвития. Формат малых нарративов оптимален на этапе рефлексии опыта освоения педагогической деятельности в форме профессиональных проб. Переживание профессиональной самоидентичности, как мы полагаем, должно основываться на осмыслении процесса вхождения в профессию. Малые нарративы в данном случае выполняют функцию «накопления» субъективных доказательств переживания аутентичного профессионального опыта, отражающегося в повествованиях.
Литература
1. Волков Владимир Николаевич Постмодерн: недоверие к метанарративам // Культурное наследие России. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodern-nedoverie-k-metanarrativam (дата обращения: 15.03.2020).
2. Зайцева Ю. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С. 118-136.
3. Кутковая Е. С. Нарратив в исследованиях идентичности // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 23-33.
4. Маслов Е.С. Нарратив и целеполагание // Ученые записки Казанского университета. 2015. Т. 157, кн. 1. С. 66-76.
5. Лозинская Е. В. 2013. Постклассическая нарратология: методы и исследования. Postclassical narratology: approaches and analyses/Ed. By Fludernik M., Alber J.-Columbus: Ohio state univ.. Press, 2010. 323 p. //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 2013. № 2. С. 2031.
6. Нуркова В. В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности //Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 22-30.
7. Тета Ж.-М., Маяцкий М. Нарративная идентичность как теория практической субъективности. К реконструкции концепции Поля Рикёра //Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 2. С. 100-121.
8. Barkhuizen G. A. short story approach to analyzing teacher (imagined) identities over time // Tesol Quarterly. 2016. Т. 50. № 3. С. 655-683.
9. Choi E. et al. Small stories in online classroom discussion as resources for preservice teachers' making sense of becoming a bilingual educator // Teaching and Teacher Education. 2016. Т. 58. С. 1-16.
10. Flores M. A. Feeling like a student but thinking like a teacher: a study of the development of professional identity in initial teacher education // Journal of Education for Teaching. 2020. С. 114.
УДК 740
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Суркова Лариса Валерьевна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и здоровья Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, г. Москва, РФ, е-шаП: [email protected]
Аннотация.
В настоящее время в вузах постоянно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ) для занятий физической культурой. У многих студентов этих групп практически отсутствует мотивация к занятиям физической культурой. Учебная и воспитательная деятельность в СМГ должна быть направлена на активное формирование мотивационно-ценностных установок к регулярным занятиям физической культурой.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, специальная медицинская группа, мотивация к занятиям физической культурой, эффективность занятий оздоровительной физической культурой.