Литература
1. Волков Владимир Николаевич Постмодерн: недоверие к метанарративам // Культурное наследие России. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodern-nedoverie-k-metanarrativam (дата обращения: 15.03.2020).
2. Зайцева Ю. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С. 118-136.
3. Кутковая Е. С. Нарратив в исследованиях идентичности // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 23-33.
4. Маслов Е.С. Нарратив и целеполагание // Ученые записки Казанского университета. 2015. Т. 157, кн. 1. С. 66-76.
5. Лозинская Е. В. 2013. Постклассическая нарратология: методы и исследования. Postclassical narratology: approaches and analyses/Ed. By Fludernik M., Alber J.-Columbus: Ohio state univ.. Press, 2010. 323 p. //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 2013. № 2. С. 2031.
6. Нуркова В. В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности //Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 22-30.
7. Тета Ж.-М., Маяцкий М. Нарративная идентичность как теория практической субъективности. К реконструкции концепции Поля Рикёра //Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 2. С. 100-121.
8. Barkhuizen G. A. short story approach to analyzing teacher (imagined) identities over time // Tesol Quarterly. 2016. Т. 50. № 3. С. 655-683.
9. Choi E. et al. Small stories in online classroom discussion as resources for preservice teachers' making sense of becoming a bilingual educator // Teaching and Teacher Education. 2016. Т. 58. С. 1-16.
10. Flores M. A. Feeling like a student but thinking like a teacher: a study of the development of professional identity in initial teacher education // Journal of Education for Teaching. 2020. С. 114.
УДК 740
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Суркова Лариса Валерьевна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и здоровья Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, г. Москва, РФ, е-шаП: [email protected]
Аннотация.
В настоящее время в вузах постоянно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ) для занятий физической культурой. У многих студентов этих групп практически отсутствует мотивация к занятиям физической культурой. Учебная и воспитательная деятельность в СМГ должна быть направлена на активное формирование мотивационно-ценностных установок к регулярным занятиям физической культурой.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, специальная медицинская группа, мотивация к занятиям физической культурой, эффективность занятий оздоровительной физической культурой.
THE PROBLEM OF MOTIVATING STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE
Surkova Larisa Valeryevna - Senior Lecturer, Department of Physical Education and Health, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Abstract.
Currently, the number of students assigned to special medical groups (SMGS) for physical education is constantly increasing in higher education institutions. Many students in these groups have almost no motivation to engage in physical education. Educational and educational activities in SMG should be aimed at the active formation of motivational and value attitudes to regular physical training.
Keywords: physical education of students, special medical group, motivation for physical education, effectiveness of health -improving physical education.
Студенческая молодежь - особая профессиональная группа: информационные и профессиональные перегрузки, которым она подвергается, очень часто приводят к срыву адаптационных процессов организма, за которым следуют разные отклонения в состоянии здоровья. Согласно статистическим данным системы здравоохранения, обобщенным результатом научных наблюдений, в последнее время среди студентов отмечается значительное снижение уровня здоровья. В вузах постоянно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ) для занятий физической культурой. Вместе с тем, по мнению большинства специалистов, основным фактором, способствующим улучшения здоровья студенческой молодежи, является физическое воспитание [2, 4, 7].
В настоящее время, проблемы совершенствования системы физического воспитания студенческой молодежи связывается с созданием необходимых психолого-педагогических условий для занятий физической культурой и опорой на мотивационно-ценностный подход к занятиям физической культурой. Вопросом повышения мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой посвящено большое количество работ как в психологической, так и в педагогичекой науке [3, 6, 8].
На протяжении многих лет учеными фиксируется устойчивая тенденция снижения мотивации к посещаемости занятий по дисциплине «физическая культура». При этом у большинства учащихся наблюдается отсутствие в режиме дня самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Это свидетельствует о том, что система физического воспитания детей и молодежи не решает одной из главных задач - формирование устойчивой мотивации к реализации двигательной активности.
В вузы поступает много абитуриентов с хроническими заболеваниями, с ослабленным здоровьем, низкой физической подготовленностью, а самое главное с несформированным положительным отношением к физической культуре и спорту, практически с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры. Такие студенты (особенно студенты, отнесенные к СМГ) зачастую негативно относятся к занятиям физической культурой, занимаются без должного усердия, стремятся под разными предлогами пропускать занятия. С одной стороны, это объясняется непониманием студентами всей значимости физической культуры и спорта как ведущих средств оздоровления организма и коррекции имеющихся у них отклонений, повышения интеллектуальной и двигательной активности, познавательной и физической работоспособности. С другой стороны, часто для учебных занятий по физической культуре характерно однообразие построения, однотипность используемых средств и методов физического воспитания, отсутствие творческого подхода к организации
учебного процесса, учитывающего потребности, мотивы и ценностные приоритеты самого студента [9, 10].
Учебная и воспитательная деятельность на занятиях физической культурой должна быть направлена на активное формирование интереса, мотивационных и ценностных установок к регулярным занятиям физической культурой, стимулировать мотивационную направленность студентов на сохранение, укрепление своего здоровья и поддержание оптимального режима двигательной активности.
Формирование активной мотивации, личностно значимой потребности к совершению целенаправленной двигательной активности, к регулярным занятиям физической культурой происходит через овладение студентами необходимой системой знаний, подкрепленных положительными эмоциями от занятий.К сожалению, на практике часто наблюдается отсутствие у студентов элементарных знаний физической культуры, они часто не знают ни о биомеханике движений, ни о воздействии физических упражнений и физических нагрузок на организм человека, на отдельные его органы и системы. Нередко у студентов отсутствует реальная адекватная оценка уровня собственного физического состояния, физической подготовленности и уровня здоровья. Просматривается очевидная зависимость информированности студентов о влиянии физических упражнений на организм, состояние здоровья, работоспособность и мотивации их к занятиям физической культурой [1, 5].
Формированию позитивной мотивации к занятиям физической культурой способствуют учебные программы, составленные с учетом интересов и потребностей студентов, с учетом уровня их физической подготовленности, индивидуальных возможностей, а также имеющихся заболеваний или каких-либо отклонений в состоянии здоровья. В частности, на кафедре «Физическое воспитание и здоровье» РАНХиГС на занятиях физической культурой со студентами СМГ, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, используются специально разработанные комплексы физических упражнений. В комплексы в различных сочетаниях включены физические упражнения из арсенала общей физической подготовки, лечебной физической культуры, нетрадиционных видов оздоровительной физической культуры (элементы стретчинга, хатха-йоги, дыхательная гимнастика, система упражнений Пилатеса), аквагимнастика и бадминтон. Предварительные результаты использования данных комплексов на занятиях в СМГ показывают, что они являются весьма эффективным средством коррекции многих отклонений в состоянии здоровья студентов, улучшают уровень их физического состояния (физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности), положительно влияют на психоэмоциональное состояние студентов и повышают мотивацию к занятиям физической культуры.
Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой - это сложный и трудоемкий процесс, который должны пройти студенты в ходе обучения в вузе. Это многоступенчатый процесс от первых простейших гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теорий и методики физического воспитания и интенсивных занятий физической культурой.
В формировании мотивации основополагающее значение приобретает принцип сознательности. Сознательное отношение к занятиям физической культурой и положительный эффект от них наблюдается только тогда, когда студент четко осознает: -необходимость определенного ежедневного объема двигательной активности; -необходимость систематических учебно-тренировочных занятий физической культурой;
-необходимость использования различных видов оздоровительной культуры для коррекции имеющихся нарушений и отклонений в состоянии его здоровья;
-необходимость в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой в свободное время;
-значимость физической культуры, как важнейшего элемента здорового образа жизни, необходимого для полноценной реализации своего потенциала, как в социальной, так и профессиональной деятельности.
Литература
1. Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В.В. Беляничева, Н.В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2 - Саратов: ООО Издательский центр «Наука». - 2009. - С. 6-9.
2. Бондарь С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий: учеб.-метод. пособие. - Ульяновск, 2007. - 156 с.
3. Васельцова И.А. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи /И.А. Васельцова, А.Б. Бродецкий, С.А.Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 19-25.
4. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. М.: Гардарики. - 2007. — 218 с.
5. Горелов А.А. Регулирование двигательной активности студентов с учетом особенности мотивации достижения успеха или избегания неудач./А.А. Горелов, Е.В. Гаврилова// Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 2. - С. 16-18.
6. Касаткин А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе. // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
7. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе. //Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. - С. 293-298.
8. Седых Н.В. Возможности повышения мотивации студенток к занятиям физическими упражнениями / Н.В. Седых, Е.Э. Червякова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 83-86.
9. Столяр Л.М., Логинов О.Н., Любина Е.В., Макаренкова Т.И., Аверясов В.В. Мотивационные факторы, повышающие интерес к занятиям физической культурой у студенческой молодежи. // «Теория и практика физ. культуры» . -2018. - № 8. - С. 83-88.
10.Туренков А.Н. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Туренков, Л.Н. Скотникова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 3 (39). - С. 90-94.