Научная статья на тему 'Малые инновационные фирмы вуза: формирование, оценка эффективности и привлечение финансирования'

Малые инновационные фирмы вуза: формирование, оценка эффективности и привлечение финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковлева Тамара Владимировна, Суржикова Анна Владимировна, Петрова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные фирмы вуза: формирование, оценка эффективности и привлечение финансирования»

7. Trott P. Innovation Management and New Product Development. 5Ed. Prentice Hall Publisher, 2011.

8. Суржикова А. В., Петрова М. А. Весомая роль активов. Определение ценности ресурсов книгоиздательской фирмы на основе алгоритма нечеткой логики // Креативная экономика. 2011. № 2. С. 111-116.

9. Martin M. J. C. Managing Innovation and Entrepreneurship in Technology-based Firms. Wiley-IEEE, 1994.

Т. В. Яковлева, А. В. Суржикова, М. А. Петрова

малые инновационные фирмы вуза: формирование, оценка эффективности и привлечение финансирования

Сегодня вопросы, связанные с инновационными предприятиями при вузах, являются достаточно актуальными, поскольку их необходимость уже осознанна научным сообществом, а значительный опыт создания такого рода структур пока еще не накоплен. Тем более что при создании таких предприятий возникают разного рода проблемы — как организационные, так и юридические. Так, создание малого инновационного предприятия (МИП) при вузе предусматривает сложную схему, подразумевающую оформление юридического лица, оформление юридических отношений между вузом и малым предприятием, регулирующих финансовые потоки, а также процесс сдачи в аренду материально-технической базы вуза.

Главной особенностью МИП при вузе является прямое подчинение как непосредственному руководителю, так и ректору учебного заведения, причем создание МИП должно быть зафиксировано в уставе вуза.

Необходимо учитывать особенности создания МИП при вузе в связи с типом интеллектуальной собственности, лежащим в его основе. Так, в зависимости от направления (техническое или гуманитарное) интеллектуальная собственность регистрируется либо получением патента, либо регистрацией авторского права.

При создании малого инновационного предприятия администрации вуза необходимо принять решение по ряду вопросов:

• Наличие научных разработок, на основе которых возможно создать МИП.

• Наличие зарегистрированных патентов и авторских прав.

• Изыскание средств на регистрацию нового патента.

• Поиск спонсоров для создания МИП.

В зависимости от наличествующих ресурсов (материально-технических, финансовых, образовательных, кадровых и других), а также имеющихся (и необходимых для использования этих ресурсов) способностей, можно определить те направления деятельности вуза, которые имели бы возможность коммерциализации и являлись бы эффективными для реализации инновационно-предпринимательской деятельности [1]. Необходимо отметить, что специфические малые МИП при вузах являются не только экономически выгодными для инвестирования, но и в целом повышают конкурентоспособность выпускников данного вуза [2 : 381—383].

Инвестиции вуза должны быть нацелены на инновационную деятельность в соответствии со спросом на рынке образования. Затраты на покупку помещений, нового обо-

рудования, разработку инновационных методик обучения являются капитальными вложениями, которые в будущем повысят способность вуза оказывать более качественные и конкурентоспособные услуги. Ресурсная база для инвестирования, которая может быть использована для создания и поддержки деятельности малых инновационных предприятий, включает в себя внутренние и внешние ресурсы, которые подразделяются на пять основных групп:

> финансово-экономический (расширенное финансирование, наличие сформированной финансовой системы работы вуза);

> кадровый [3 :61-62] (преподавательский состав вуза, административный ресурс вуза, студенты, наличие поддержки органов местного самоуправления);

> маркетинговый (восприятие образования как бизнеса, изучение рынка, наличие конкурентной среды в конкретной сфере деятельности);

> материально-технический (наличие собственной материально-технической базы);

> образовательный (наличие лицензированных образовательных программ, повышение качества образовательных услуг).

Каждый из этих видов может быть одновременно и внешним, и внутренним ресурсом.

Ключевой информацией при принятии решения вузом об учреждении МИП является оценка его экономической привлекательности и эффективности. К простым методам оценки экономической привлекательности МИП относятся: срок окупаемости вложений, рентабельность капитальных вложений, средняя рентабельность за период жизни проекта, минимум приведенных затрат. Финансовый анализ МИП имеет несколько направлений, которые могут применяться в зависимости от типа проекта, к которым относятся: анализ, потребности в финансировании, финансовый анализ вуза-учредителя, анализ возмещения издержек.

Каждый из указанных видов финансового анализа имеет особую задачу, зависящую от того, рассматривается ли финансовая целесообразность проекта с позиций проекта в целом или с точки зрения лиц, в интересах которых проект осуществляется, финансирующей проект организации и других экономических агентов, которые могут участвовать в осуществлении проекта. Такой анализ заключается в прогнозировании всех финансовых потребностей для осуществления проекта и составлении финансового плана, обеспечивающего поступление всех необходимых средств для завершения проекта и его эксплуатации.

Отметим, что оценить, насколько эффективно функционирует вуз — задача сложная и требующая нетривиальных решений. Для оценки эффективности предпринимательской деятельности вуза необходима система показателей, позволяющая оценить требуемый и измерить реально получившийся результат. Следовательно, возникает необходимость формирования системы показателей, которая дает возможность всесторонней оценки (в том числе на качественном уровне) результата функционирования.

Таким образом, системная (комплексная) оценка результатов образовательной деятельности вуза и корреляции этих результатов с результами деятельности МИП представляет собой нетривиальную задачу и требует особых подходов на основе специфической системы взаимодополняющих показателей (в том числе и имеющих качественный характер) [4].

Отметим, что подобного рода проблемы возникают только с вузом. Измерить эффективность деятельности МИП (безотносительно к деятельности вуза) достаточно легко. Как правило, применяется относительно простая схема, основанная на постулате о том,

что инвестиции при реализации какого-либо проекта генерируют положительный денежный поток, которого должно хватить для возврата собственно инвестиций (с учетом получения так называемого «дохода удержания») и обеспечения требуемой отдачи на вложенный капитал. Таким образом, к основным принципам оценки эффективности можно отнести [5]:

• принцип оценки возврата инвестируемого капитала и получения дохода на основе расчета денежного потока от проекта, который формируется за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений в процессе реализации проекта;

• принцип дисконтирования — приведения будущих поступлений от проекта ко времени начала его реализации (операции дискаунтинга и компаунтинга);

• принцип гибкой дисконтной ставки в процессе выбора способа дисконтирования потоков для различных инвестиционных проектов. При этом норма доходности формируется с учетом следующих факторов: средней процентной ставки; альтернативных норм доходности по другим возможным видам инвестиций; норм доходности по текущей хозяйственной деятельности; темпа инфляции; премии за риск.

Как правило, МИП на базе вуза стремится привлечь внешние инвестиционные ресурсы для осуществления своей деятельности. По мере развития инновационного проекта вуза или созданного на его базе предприятия возникает высокая потребность в финансовых средствах, что заставляет остановиться на проблеме выбора способа привлечения инвесторов. В зависимости от стадии инновационного проекта вуза или его предприятий могут быть использованы разные подходы, поэтому рассмотрим особенности различных этапов инновационной деятельности [6].

Этап мобилизации капитала, подразумевает поиск и развитие возможностей получения доступа к средствам для распределения их в инновационные предприятия (вузы, обладающие перспективными разработками) и установление связей со специализированными финансовыми посредниками.

Инвестиционный этап, на котором в проект привлекаются первые значительные средства путем взаимодействия с бизнес-ангелам и фирмам венчурного капитала. Первостепенной задачей данного этапа для инновационного проекта является обеспечение потока сделок (deal flow), c помощью создания и развития инвестиционных возможностей.

Этап создания добавленной стоимости, на котором происходит максимальное развитие и рост инновационного проекта. Возможно достижение точки безубыточности и получения первой прибыли от инвестиций.

Этап выкупа, на котором инвесторы получают возможность преобразовать добавленную стоимость (которая возникает за счет увеличения стоимости их доли в собственности инновационного проекта) в финансовые средства, которые могут быть использованы для следующей волны вкладов в инновационные предприятия (вузы, обладающие перспективными разработками).

С точки зрения создателей инновационного проекта можно также выделить несколько стадий финансирования, каждой из которых соответствуют свой объем и предназначение привлекаемых средств [7]:

— «Посевная» (seed) стадия охватывает начальные исследования по проработке идеи или концепции бизнеса; в фокусе находится технико-экономическое обоснование, первичные исследования рынка и поиск путей выхода на рынок, определение рыночного потенциала и экономической жизнеспособности проекта. Итогом посевной стадии становится создание бизнес-плана.

— «Стартап» (start-up) стадия подразумевает придание инновационному проекту официального статуса. Работы над созданием прототипа (бета-версии) продукции, а также пробный выход на отдельные рынки.

— Стадия раннего роста (early growth) имеет отношение к достижению уже небольшого масштаба коммерциализации инноваций и началу роста, а также к созданию основ для расширения производственной базы.

— Стадия расширения (expansion) инновационного проекта подразумевает существенный рост его размеров, доли рынка, а также рыночной стоимости.

Стоит отметить, что поскольку инновационная деятельность часто требует больших затрат на исследования и разработки на начальной стадии проекта и имеет более далекие горизонты возврата первоначально вложенных средств, чем ведение обычного бизнеса, то традиционные источники финансирования ранних стадий предпринимательской деятельности не вполне подходят для инновационных предприятий (вузов, реализующих инновационную деятельность). Нематериальная природа активов инновационного проекта, неустойчивость его денежных потоков, а также отсутствие удовлетворительной истории его деятельности делают вуз неподходящим для долгового финансирования. Поскольку требуется более продолжительный период времени для того, чтобы инновационный проект начало генерировать собственные средства, такие способы привлечения финансов, как коммерческий кредит или авансовые выплаты, которые очень эффективны в случае бизнеса, развивающегося в упрочившихся рынках и отраслях, не подходят для инновационного проекта в состоянии стартапа.

Наиболее приемлемыми с точки зрения развития инновационной деятельности на посевной стадии являются такие источники финансирования, как гранты и внешнее прямое инвестирование в акционерный капитал. Гранты, являющиеся по сути безвозмездными выплатами, предназначенными для финансирования реализации определенных целей, представляют собой удобный источник финансирования развития идей или исследований рынка. Наиболее адекватной формой финансирования инновационных проектов на ранней стадии является выделение внешним инвесторам доли в акционерном капитале. Данный способ финансирования отвечает соотношению уровня рисков подобных проектов с их потенциальным уровнем доходов. Примером такого рода финансирования

ч «-* т»

можно считать конвертируемый в акции долг или заемный капитал. В качестве источников подобного финансирования чаще всего выступают бизнес-ангелы.

Обычно бизнес-ангелы — это состоятельные люди, осуществляющие прямые инвестиции в перспективные с их точки зрения инновационные проекты. Они являются основными поставщиками посевного и стартового капитала в инновационные предприятия и проекты. Как уже отмечалось, в дополнение к деньгам они привносят в проект такие нематериальные активы, как опыт, знание бизнеса и собственную сеть контактов, которые также могут послужить на благо развития как собственно инновационного бизнеса, так и вуза, который реализует свои разработки.

После того как инновационный проект переходит на более позднюю стадию и на основе инновационной разработки вуза создается первая версия (как на собственной базе вуза, так и на базе предприятий, являющихся его структурными подразделениями, или его бизнес-партнеров) будущего рыночного предложения (продукта), появляется возможность обратиться за венчурными инвестициями в соответствующие фонды.

Отбор инновационных проектов вуза, которые далее будут внедряться на базе МИП, потенциально привлекательных с точки зрения обеспечения высокой конкурентоспособности вуза и потенциально способных привлечь внешние инвестиции, должен осуществляться на всестороннем изучении рыночной ситуации. Этот подход требует оценки

типовых возможностей и угроз, с которыми вуз и его МИП могут столкнуться. Поэтому, одним из методов анализа конкурентоспособности реализуемых инновационных программ может стать БШОТ-анализ, который позволит сравнить существующие конкурентные преимущества и слабости с возможностями, которые дает вузу и его МИП, а также внешняя среда.

Согласно этому методу формулирование инновационной стратегии связано с рассмотрением четырех ключевых факторов, определяющих границы возможностей успешных вузов. Сильные и слабые стороны вуза зависят от структуры его ресурсов и отличительных компетенций (внутренних ресурсов, управленческих компетенций, репутации вуза и т. д.). Сильные и слабые стороны в сочетании с индивидуальными ценностями определяют внутренние (по отношению к вузу) ограничения, накладываемые на возможности альтернативного выбора успешно реализуемой стратегии. Внешние ограничения вуза определяются сферой его деятельности и более широким окружением. Возможности и угрозы, существующие в сфере высшего образования, характеризуют конкурентную среду, свойственные ей риски и потенциальные выгоды. Социальная ответственность и социальные ожидания отражают влияния на вуз таких факторов, как государственная политика, социальные отношения, общественные нравы.

При проведении БШОТ-анализа необходимо придерживаться правил [9 : 21]:

1. Конкретность: необходимо тщательно определить сферу анализа — это может быть конкретная образовательная или инновационная программа либо положение образовательного учреждения на образовательном рынке.

2. Внешнее восприятие. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимает рынок, потребители, конкуренты.

3. Информационная адекватность: при проведении БШОТ-анализа необходимо основываться на объективных фактах и данных исследований, используя разностороннюю входную информацию.

4. Четкость: чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ. При проведении БШОТ-анализа желательно избегать пространных и двусмысленных заявлений.

В целом, эффективность использования БШОТ-анализа очень сильно зависит от квалификации применяющих его лиц, от знания ими сильных и слабых мест данного инструмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атарщикова Н. В. Коммерционализация научно-технических разработок посредством малых инновационных предприятий при вузах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 5. [Электронный документ] — http://www.uecs.ru/uecs-29-292011/item/453-2011-05-26-10-37-54?format=pdf

2. Бончукова Д. А. Конкурентоспособность вуза: понятие и влияние качества образовательных услуг // Вестник ИНЖЕКОНА. 2012. № 2. С. 381-383.

3. Старобинская Н. М. Молодежные исследовательские команды как основа научно-инновационной деятельности // Вестник Герценовского университета. 2011. № 6. С. 61-62.

4. Пашкус Н. А. Инновации в системе образования: понятие, особенности, подходы к сравнению // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 387-391.

5. Бoчapoв B. B. Ключевые правила прибыльного инвестирования [Электронный документ] — http://www.elitarium.ru/2010/12/03/ pravila_investirovanija.html

6. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. М.: Вильямс, 2007.

7. Shelton R., Epstein M., Davila T. Making Innovation Work: How to Manage It Measure It & Profit from It... — Filadelfia (Pennsylvania): WhartonSchool Publishing, 2005.

8. Пашку с В. Ю., Пашкус Н. А. Алгоритмизация матричных инструментов стратегического анализа и подходы к их применению в некоммерческом секторе экономики // Стратегический менеджмент. 2011. № 3. С. 200-218.

9. Катькало В. С., Чайка В. А., Шемракова В. Н. Методические указания для подготовки годового курсового проекта по теме «SWOT-анализ компании». 2-е изд. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.