Научная статья на тему 'МАЛЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ'

МАЛЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1226
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный танец / балетмейстер / создание хореографического спектакля / малые хореографические формы / хореографический образ / драматургия. / contemporary dance / choreographer / creation of a choreographic performance / small choreographic forms / choreographic image / drama.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисенко Татьяна Сергеевна, Выскребенцева Анна Викторовна

В статье проанализирована творческая работа балетмейстера по созданию целостного хореографического спектакля. Раскрыта структура хореографического спектакля, включающая: тему, идею, хореографический и музыкальный образ, соло, дуэт, трио, квартет. Определена роль малых хореографических форм в воплощении балетмейстерского замысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL CHOREOGRAPHIC FORMS IN THE STRUCTURE OF A CHOREOGRAPHIC PERFORMANCE

The article analyzes the creative work of the choreographer to create a holistic choreographic performance. The structure of the choreographic performance is revealed, including: theme, idea, choreographic and musical image, solo, duet, trio, quartet. The role of small choreographic forms in the embodiment of the ballet master's idea is determined.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ»

«Вопросы развития современной науки и техники»

УДК 378.6

Борисенко Татьяна Сергеевна Выскребенцева Анна Викторовна Borisenko Tatiana Sergeevna Vyskrebentseva Anna Viktorovna

преподаватель кафедры хореографического творчества,

студент,

Lecturer at the Department of Choreographic Creativity,

student

ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», Белгород State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Belgorod State Institute of Arts and Culture", Belgorod

МАЛЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ

SMALL CHOREOGRAPHIC FORMS IN THE STRUCTURE OF A CHOREOGRAPHIC PERFORMANCE

Аннотация. В статье проанализирована творческая работа балетмейстера по созданию целостного хореографического спектакля. Раскрыта структура хореографического спектакля, включающая: тему, идею, хореографический и музыкальный образ, соло, дуэт, трио, квартет. Определена роль малых хореографических форм в воплощении балетмейстерского замысла.

Annotation. The article analyzes the creative work of the choreographer to create a holistic choreographic performance. The structure of the choreographic performance is revealed, including: theme, idea, choreographic and musical image, solo, duet, trio, quartet. The role of small choreographic forms in the embodiment of the ballet master's idea is determined.

Ключевые слова: современный танец, балетмейстер, создание хореографического спектакля, малые хореографические формы, хореографический образ, драматургия.

Key words: contemporary dance, choreographer, creation of a choreographic performance, small choreographic forms, choreographic image, drama.

Хореографическая культура современных танцевальных направлений в настоящее время становится всё более востребованной, так как потенциал развития современного танца безграничен: с одной стороны - для индивидуальной реализации мастерства исполнителя, с другой стороны - для

III Международная научно-практическая конференция воплощения творческих задумок балетмейстера. Современный танец имеет

широкий диапазон для творчества и требует новой актёрской и

балетмейстерской техники. Это позволяет постановщикам использовать в своей

художественно-творческой деятельности такую крупную форму как

хореографический спектакль. В настоящее время руководители коллективов

современного танца (Баганова Т., Варнава В., Бородицкий Д., Нургали Э.,

Масленников Д. и др.), всё чаще обращаются к хореографическому спектаклю,

так как - это «синтетическое представление» (Р. Захаров), органически

соединяющее в себе драматургию, музыку, хореографию, пантомиму,

художественно-сценическое оформление и живое исполнительское мастерство

артистов является многогранной формой для достижения основной цели

хореографического искусства - в художественно-хореографических образах

раскрыть идейно-содержательную тематику сценического действия.

Однако, в результате анализа современных хореографических спектаклей («Клетка для попугаев», «Бабы. Год 1945» (Е. Панфилов), «Тряпичный угол» (С. Смирнов), «Встречи» (О. Пона), «Island Of No Memories» (Kaori Ito), «Same Difference» (С. Леон) и др.) мы делаем вывод, - не всегда постановщикам удаётся решить художественно-творческие задачи в достижении раскрытия балетмейстерского замысла: наблюдается бессмысленное формотворчество, зрелищность, не несущая в себе заряда эмоций, чувств и мыслей.

Изучив опыт создания балетных спектаклей балетмейстеров прошлого (Блазис К., Захаров Р.В., Смирнов И.В, Фокин М., и др.,) мы делаем вывод, что решалась идейно-содержательная основа спектакля - раскрытием художественно-хореографических образов, которые на протяжении всего спектакля развивались в отдельных «хореографических формах» - замкнутых устойчивых танцевальных структурах» [1, с. 62-63], логически связанных между собой единой драматургической линией. Исходя из этого мы констатируем: малые танцевальные формы, составляющие единый балетный спектакль, играли важную роль в раскрытии балетмейстерского замысла.

Анализ научных исследований современных педагогов-балетмейстеров

«Вопросы развития современной науки и техники» (Марченков А.Л., Никитин В.Ю., Поповичев А.В., Саратник А.С., Усачёв Ю.Ю.

и др.) позволили выявить, что современный хореографический спектакль в своей

структуре заимствует малые танцевальные формы классического танца.

Так, например, Поповичев А.В. исследуя роль малых танцевальных форм утверждает, что с течением времени танец трансформировался, приобрел свободу и независимость действия, отошел от каноничности и стандартов уже давно сложившейся классической школы, это всё позволяет исполнителю более полно и ярко выразить идею балетмейстера. С появлением новых техник преподавания, элементов и видов танца, облика танцоров, синтеза классического танца с современным, формируется такое новое понятие как современный балетный спектакль. Несомненно, эти перемены затрагивают и традиционные формы танца, которые подверглись некоторым изменениям, ушли от консервативности и утвердились в новых версиях. По мнению Поповичева А.В. «балетмейстер не ограничен в выборе средств, приёмов, принципов и других основных единиц творческой деятельности, что является главенствующим тезисом, побуждающим к активности и позволяющим выстраивать форму произведения по собственному усмотрению или трансформируя ее традиционные варианты под действием индивидуального авторского видения» [2, с.74].

Исследуя эволюцию развития сценических форм танца Марченков А.Л. повествует о том, что «на протяжении многих веков развивалось и хореографическое искусство, его виды и жанры, а также и танец, который подвергся многим изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые формы и виды танцев, в которых видоизменялась и обогащалась лексика. Сценическое искусство танца определило основные формы, ставшие каноническими: соло, дуэт, трио, квартет, миниатюра, пляска, сюита, хоровод, ансамбль, дивертисмент, одноактный балет, полнометражный трехактный балет». [3, с. 36]. С приходом новой эпохи появлялись и новые танцы. Вытеснялись жанры, популярные прежде, ведь раньше они были связаны с трудовой деятельностью людей, их бытом,

III Международная научно-практическая конференция языческими и бытовыми обрядами. Можно сказать, что современная

хореография и балетмейстеры современности повлияли на трансформацию форм

танца. В стремлении развивать уже имеющиеся формы танца, балетмейстеры

начали оснащать соло, дуэты, трио сложными техническими элементами, к

примеру, трюками, на уровне цирковой акробатики. Примерно так появились

дуэтно-акробатические танцы или танцевально-акробатические трио.

Анализируя специфику построения композиций малых хореографических форм современного танца Саратник А. С. рассматривает их композиционно -лексические особенности, такие как: индивидуально-личностный подход, особенность построения рисунков, использование сценической площадки в форме трёхмерного пространства, многоуровневость, принцип полифоничности, авангардные приёмы, акцентирование главного героя посредством всех имеющихся выразительных средств (лексики, пантомимы, жеста, мимики) [4, с. 5] Мы согласны с автором, что, учитывая композиционно-лексические особенности в построении композиций малых форм, способствует более яркому раскрытию идейного содержания всего целостного хореографического спектакля.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод: работа над созданием хореографического спектакля - это очень сложная, творческая работа, требующая от балетмейстера решение большого круга художественно -творческих вопросов, главным из которых является раскрытие его идейно-содержательной стороны через единство драматургии, музыки, танца и других выразительных средств. Работая над хореографическим спектаклем, балетмейстер «должен не только изложить сюжет, сочиненный им, но и найти решение этого сюжета в хореографических образах» [5, с. 65-66].

В результате анализа современных хореографических спектаклей («Весна священная» Пины Бауш, спектакль «Faust» Жан-Кристофа Майо, спектакль Соль Леона и Пола Лайтфута «Stop-Motion» и др.), мы отмечаем, что развитие малых форм в хореографическом спектакле, использование их всех выразительных возможностей для раскрытия замысла, на современном этапе балетмейстерами

«Вопросы развития современной науки и техники» не уделяется должного внимания: наблюдается активное использование

массовых хореографических композиций, редко - использование таких форм как

«Соло», «Дуэт», при этом «Трио», «Квартет» - практически не используются.

По нашему мнению, использование в хореографическом спектакле всех малых танцевальных форм, органически связанных между собой, позволяет балетмейстеру создать такую драматургию спектакля, которая бы волновала и захватывала зрителя.

Профессиональное разработка драматургии целостного хореографического спектакля, по нашему мнению, является самым сложным этапом в работе над хореографическим спектаклем, так как она: 1) развивается в течение всего спектакля; 2) зависит от сценического действия отдельных хореографических композиций, составляющих основную тематическо-идейную основу целостного спектакля, его драматургическую линию, развитие сюжета и образов.

Размышляя о перспективах развития хореографического спектакля в современном сценическом пространстве, прежде всего необходимо говорить о поисках единства формы и содержания, единства музыкальной драматургии с драматургией хореографической, единства всех танцевальных композиций в контексте целостного хореографического спектакля.

Следовательно, для создания целостного хореографического спектакля балетмейстер должен владеть:

- технологией создания композиции и постановки танца;

- умением использовать законы композиционного построения;

- умением разбираться в анализе музыкальных композиций;

- мастерством пантомимы и режиссёрского построения мизансцен;

- умением создавать драматургию целостного хореографического спектакля.

Исходя из анализа литературных источников, современных научных исследований, балетмейстерского анализа хореографических спектаклей прошлого и настоящего, а также собственного творческого опыта, мы можем

III Международная научно-практическая конференция сделать вывод: для раскрытия балетмейстерского замысла хореографический спектакль в своей структуре должен содержать компоненты, которые нами раскрыты в таблице 1 [составлено автором].

Таблица 1. Структура хореографического спектакля

«Вопросы развития современной науки и техники» Продолжение Таблицы 1

Использование балетмейстером малых танцевальных форм в контексте целостного хореографического спектакля способствует:

- оригинальности хореографического спектакля;

- полноценному раскрытию хореографического образа каждого героя и художественного образа всего целостного спектакля;

- более полному раскрытию балетмейстерского замысла.

Творчество балетмейстера-сочинителя немыслимо без постоянного поиска оригинальных выразительных средств, которые способны донести до зрителя его балетмейстерский замысел, наиболее верно выразить мысли и чувства героев. Малые хореографические формы, по нашему мнению, являются ярким выразительным средством и играют немалую роль в достижении цели, которые ставит перед собой балетмейстер.

Библиографический список:

1. Линькова Л. А. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета: [сб. ст.]. Л.: Музыка, 1979. Вып. 3. С. 54 - 71.

2. Поповичев А.В., Усачев Ю.Ю. Особенности форм художественного

III Международная научно-практическая конференция произведения на материале современного танца // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №11-12 С. 15-16.

3. Марченков, А. Л. Искусство балетмейстера. Эволюция сценических форм танца. Сольный танец: учеб. пособие / А. Л. Марченков, А. И. Марченкова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 124 с.

4. Саратник А.С. Специфика построения малых хореографических форм в современном танце «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» Одиннадцатая международная научно-практическая конференция: сборник статей. Издательство: ООО ГиК (Белгород), 2018 - С. 297-304

5. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: учеб. пособие для студентов культ-просвет. Фак. Вузов культуры и искусств. - М., Просвещение, 1986. - с. 192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.