Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ДУЭТНОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ДУЭТНОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

1608
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дуэтный танец / хореографическая миниатюра / форма / сюжет / хореографическая композиция / пляска / перепляс / балетный спектакль / жанр хореографическая сюита / хореографическая картина. / duet dance / choreographic miniature / form / plot / choreographic composition / dance / re-dance / ballet performance / genre choreographic suite / choreographic picture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Татаринцева Валерия Вячеславовна, Ершова Елизавета Александровна

В статье рассматриваются особенности сценических форм дуэтного танца в направлениях хореографического искусства и раскрываются основные понятия. Подробно анализируются типы в виды хореографической миниатюры, включающие в себя дуэтный танец, а также описывается вид парной пляски и перепляса в жанре народного танца. Дается историческая справка о становлении и развитии дуэтных форм в балетном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STAGE FORMS OF DUET DANCE IN THE CHOREOGRAPHIC ART

The article discusses the features of the stage forms of duet dance in the directions of choreographic art and reveals the basic concepts. The types and types of choreographic miniatures, including duet dance, are analyzed in detail, as well as the type of pair dance and re-dance in the genre of folk dance. The article provides historical information about the formation and development of duet forms in the ballet art.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ДУЭТНОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ»

III Международная научно-практическая конференция

УДК 793.3

Татаринцева Валерия Вячеславовна, Ершова Елизавета Александровна Tatarintseva Valeria Vyacheslavovna, Yershova Elizaveta Aleksandrovna

ассистент кафедры хореографического творчества,

студент,

Assistant of the Department of Choreographic Creativity,

student

ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт культуры и искусств», Белгород Belgorod State Institute of Culture and Arts, Belgorod

ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ ДУЭТНОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

FEATURES OF THE STAGE FORMS OF DUET DANCE IN THE

CHOREOGRAPHIC ART

Аннотация: В статье рассматриваются особенности сценических форм дуэтного танца в направлениях хореографического искусства и раскрываются основные понятия. Подробно анализируются типы в виды хореографической миниатюры, включающие в себя дуэтный танец, а также описывается вид парной пляски и перепляса в жанре народного танца. Дается историческая справка о становлении и развитии дуэтных форм в балетном искусстве.

Annotation: The article discusses the features of the stage forms of duet dance in the directions of choreographic art and reveals the basic concepts. The types and types of choreographic miniatures, including duet dance, are analyzed in detail, as well as the type of pair dance and re-dance in the genre of folk dance. The article provides historical information about the formation and development of duet forms in the ballet art.

Ключевые слова: дуэтный танец, хореографическая миниатюра, форма, сюжет, хореографическая композиция, пляска, перепляс, балетный спектакль, жанр хореографическая сюита, хореографическая картина.

Key words: duet dance, choreographic miniature, form, plot, choreographic composition, dance, re-dance, ballet performance, genre choreographic suite, choreographic picture.

Форма в хореографическом искусстве выступает как система изобразительно-выразительных средств и художественных приемов, призванная

III Международная научно-практическая конференция воплощать и выражать духовную сущность содержания. Форма является

носителем художественно-эстетических качеств хореографического

произведения. Она существует для воплощения содержания, для донесения его

до зрителей [1, с. 343].

Анализируя существующие на сегодняшний день сценические формы дуэтного танца в хореографическом искусстве, необходимо отметить важную деталь. Во-первых, дуэтный танец в XIX веке приобрел новое понятие, нежели то, которое существовало ранее и под которым понимался любой парный танец. Во-вторых, появилось четкое определение формы дуэта в хореографическом искусстве:

Дуэт - малая форма сценического танца, характеризующая образы, развивающая их, способствуя тем самым развитию сюжета, определяющая отношения между двумя персонажами, выражая их чувства и взаимоотношения. Может быть диалогом, выраженным пластической формой [6, с. 23].

Наиболее ярко дуэтный танец представлен в такой распространенной и универсальной для всех направлений и жанров форме, как хореографическая миниатюра, которая широко раскрывает авторскую мысль, а также характеры и взаимоотношения героев.

Миниатюра - это произведение искусства, отличающееся малыми размерами и особенной тщательностью и тонкостью исполнения[7, с. 55].

В «Словаре балета» под термином «хореографическая миниатюра» подразумевается «малая форма танцевально-сценического представления, существующая как на эстраде, так и в балетном театре» [2].

Балетмейстер Ф.В. Лопухов в своей книге «В глубь хореографии» говорит о том, что хореографическая миниатюра представляет собой произведение малое по форме или по размеру, содержание которого «наталкивает на понимание «большого в малом» [4].

Хореографическая миниатюра делится на два типа - бессюжетная и сюжетная. На наш взгляд, именно сюжетная хореографическая миниатюра

III Международная научно-практическая конференция наиболее полным образом раскрывает взаимоотношения героев, их характеры и чувства средствами дуэтного танца.

По определению известного теоретика хореографического искусства, профессора искуствоведения Богданова Г.Ф., сюжетная хореографическая миниатюра - это небольшое танцевальное произведение, в котором участвует одно лицо, или несколько, но не более пяти, где содержание раскрывается за счет танцевальных действий - поступков, понятных и узнаваемых зрителем.

Прежде чем стать самостоятельной хореографической формой, сюжетная миниатюра прошла долгий путь своего становления. По мнению культурологов, истоки данной формы следует искать в жанре сюжетного игрового хоровода, в котором отдельные плясуны исполняли сольные партии, состоящие из оригинальных проходок и сложных технических элементов, выстроенных на импровизационной основе, что впоследствии привело к зарождению формы сюжетной миниатюры.

В основе сюжетной хореографической миниатюры могут лежать современные темы, взятые из жизни, а также темы из различных литературных произведений. Темой могут стать исторические события, или ситуации, в которых люди проявили лучшие человеческие качества. Важное значение при выборе темы имеет музыкальный материал, который должен отличаться глубоким идейным и эмоциональным содержанием. Зачастую, балетмейстеры, создавая сюжетный танец, раскрывают в форме хореографической миниатюры темы музыкальных произведений с развитой драматургией.

Сценический сюжетный танец - понятие широкое и многообразное. Одной из важнейших его функций является способность взволновать зрителя и не оставить равнодушным: вызвать у него смех, слезы, заставить серьезно размышлять. В данном контексте, определение темы и разработка сюжета является краеугольным камнем в создании хореографической миниатюры.

Сюжет (франц. sujet - тема, предмет) - это ход событий, развитие действия в балетном спектакле или в любом другом виде хореографии раскрывающих художественные образы [8].

III Международная научно-практическая конференция

Многообразие тем, а также способы разрешения конфликтов, позволили выявить классификацию видов сюжетной хореографической миниатюры. Благодаря разработке Богданова Г.Ф. в хореографическом искусстве существует три вида сюжетных миниатюр, в которых широко представлен дуэтный танец. Стоит отметить, что выбор средств воплощения хореографической миниатюры достаточно широк. Это может быть и народно - сценический танец, и эстрадный , и классический, и современный, и бальный танец, и др.

Виды и особенности сюжетной хореографической миниатюры:

1. Игровая хореографическая миниатюра.

Целью данного вида является демонстрация характера персонажа или персонажей, то есть создание пластического портрета героев хореографической постановки. Например, в миниатюре И.А. Моисеева «Воскресенье» представлены две пары влюбленных молодых людей. Действие начинается с момента ожидания любовной встречи, где ярко проявляются основные черты характеров героев. В процессе развития действия, выстроенного на музыкальных мотивах кадрили, характеры героев и их взаимоотношения полностью раскрываются в сценах ухаживаниях друг за другом и, гармонично вплетаясь в драматургию танцевального произведения, логично доходят до момента любовного откровения в финале номера. Данная миниатюра осуществлена средствами народно - сценического танца.

2. Тематическая миниатюра.

В основе данного вида всегда должен присутствовать:

а) четко обозначенный конфликт между персонажами, или персонажами и обстоятельствами.

б) объект, интересующий стороны, из-за которого происходит столкновение интересов героев хореографической постановки.

Автор произвел классификацию конфликтов по следующим типам:

• конфликт между действующими лицами, где выясняется вопрос: кто главнее;

• административный конфликт;

III Международная научно-практическая конференция

• конфликт амбиций;

• философский конфликт;

• этнический конфликт.

Каждый из конфликтов может решаться в миниатюре средствами дуэтного танца. В постановке Л. Якобсона «Встреча», выявляется тип философского конфликта. В произведении затрагивается такая важная тема, как преданность любви. По сюжету, матрос возвращается из плаванья и сталкивается на набережной со своей подругой, при этом замечает, что она слегка пьяна и вообще, стала не такой, с какой он расставался. Он понял, что она беззаботно проводила время без него и не берегла их отношений, а сейчас расскаивается в этом. Простит ли он ее? Это еще один вечный философский вопрос. Миниатюра раскрыта через дуэтный танец средствами современной хореографии.

3. Миниатюра с развитым, или развернутым сюжетом

Особенностью данного вида хореографической миниатюры является наличие ярко выраженного события, или происшествия. Существует два определения события, каждое из которых влияет на построение миниатюры. В первом случае:

Событие - это происшествие, о котором можно узнать, поставив вопрос «что случилось?».

Ярким образцом сюжетной хореографической миниатюры с развернутым сюжетом, в которой разворачиваются несколько последовательных событий является произведение знаменитого балетмейстера П. П. Вирского «Ой, под вишнею», в котором происходят неожиданно сменяющие друг друга события. Сюжет развивается вокруг оживших персонажей кукольного театра - девушки и старика. Первое событие разворачивается в сцене попытки ухаживания старика за девушкой против ее желания. Сцена заканчивается появлением молодого хлопца, проявляющего интерес к девушке. Неожиданность ситуации проявляется в том, что старик, приложив все силы, избавляется от соперника и выходит победителем, тем самым, расстроив девушку. Развитие сюжета происходит по пути накала напряжения, где старик почувствовав уверенность в

III Международная научно-практическая конференция себе, пытается активнее добиваться взаимности от девушки, которая в свою

очередь, ожесточенней отбивает его ухаживания. Ситуация изменяется, когда

происходит второе появлением хлопца. Совместными усилиями молодая пара

избавляется от надоевшего старика. В данной миниатюре присутствует три

персонажа, но все танцевальные сцены выстроены в форме дуэтного танца.

Проанализировав особенности сюжетной хореографической миниатюры, отметим, что не каждый танцевальный дуэт может соответствовать критериям данной формы. Во первых, в произведении должны присутствовать ясно читаемые характеры персонажей. Во вторых, ярко выраженный конфликт между персонажами, или персонажами и обстоятельствами. В третьих, обязательное наличие четко обозначенного события, или ряда событий.

Дуэтный танец, являясь важным копмонентом хореографического искусства, может также существовать в форме самостоятельной хореографической композиции.

Хореографическая композиция - это сочинение хореографа, составление им единого целого из различных танцевально-пластических элементов, соединения связь, то есть соотношения отдельных частей (компонентов), образующих единое целое - танец [9].

Примерами могут послужить многие произведения именитых мастеров, заслуживших авторитет своей многолетней деятельностью в области хореографического искусства, а также талантливые работы молодых авторов, имена которых стали известны в последнее время. На конкурсе «Большой балет - 2018» прозвучало имя постановщика Игоря Булыцина, который представил хореографическую композицию «Дуэт» на музыку Антонио Сальери из собственого балета «Увертюра», созданного в рамках проэкта «Dance платформа». Композиция выстроена в соответствии с развитием музыкальной драматургии и сочетает в себе как сольные, так и парные хореографические комбинации, расположенные в пространственно - временном континиуме танцевального действия с применением всех выразительных средств, создающих художественный образ. Лексический язык хореографической композиции

III Международная научно-практическая конференция разработан автором посредством стилизации движений историко - бытового

танца, с присущими ему положениями корпуса, рук и ног, а также

многочисленными реверансами, на основе классической хореографии.

Дуэтный танец соотносится также с одним из видов жанра пляски в народном танце, а именно с парной пляской. Ее могут исполнять два парня, две девушки, но чаще всего, парень и девушка. Цель парной пляски заключается в показе зрителю взаимоотношений между персонажами танцевального произведения. Описание парной пляски «Голубец», удивительно лиричной и нежной по взаимоотношениям мужчины и женщины и известной во многих регионах России под названиями «Голубок», «Голубиная пляска», дает ученый этнограф и культуролог И.И. Георги: «Оная пляска весьма изразительна. Плясунья складывает руки накрест к грудям, помавает плясуну перстом, пожимает плечами, и тотчас уклоняется от него, наклоняя голову и поглядывая на него нежно с боку, без всякого подавания ему рук...» В пляске, называемой «Голубец», изображают телодвижениями ласканье голубей [3, с. 178].

Дуэтный танец достаточно ярко представлен и в такой хореографической форме, как перепляс, суть которого заключается в противоборстве двух сторон и выяснении в ходе развития действия, какая из сторон явится победителем.

Среди малых хореографических форм, в которых дуэтный танец имеет важное значение, необходимо отметить форму хореографической зарисовки, или хореографической картинки, которая может являться как частью произведения крупной и сложной формы, так и самостоятельными сценическим произведением.

Хореографическая картинка состоит из одного эпизода и построена на малое количество исполнителей. Она может быть сюжетной и бессюжетной, как длительной по времени, так и непродолжительной. Ярким примером, где дуэтный танец стал основой данной формы, является сюжетная хореографическая картинка «Валенки» из репертуара Северного государственного народного академического хора.

III Международная научно-практическая конференция

Дуэтный танец в танцевальном искусстве присутствует в самых разных

направлениях, жанрах, формах и видах. Приоритетную роль он играет в балетном искусстве, где на его основе создаются характерные и классические вариации и pas de deus, которые становятся частью спектакля.

Pas de deux - танец двух: диалог, кульминация балета, выразительные портреты основных персонажей. Состоит из entree (выход), adagio, двух вариаций (мужская и женская), coda. Примеры в балетах: «Жизель» - вставные pas de deux; «Лебединое озеро» - Оделия и Зигфрид (III акт), «Спящая красавица» - Аврора и Дезире (III акт) [6, с. 24].

Из анализа истории хореографического искусства можно сделать вывод, что полноценное развитие дуэтного танца в балетном искусстве началось с эпохи предромантических балетов. В западно - европейском театре осмысление необходимости постановки таких балетов произошло благодаря революции в балетном искусстве, произведенной Жаном Жоржем Новерром, который опираясь на идеи английского балетмейстера Джона Уивера о действенном танце, создал свои пантомимные балеты, отличавшиеся от бытующих тем, что действие спектакля раскрывалось полностью средствами пантомимы и танцевальной лексики.

Последователи Новерра, опираясь на его опыт, прокладывали дальнейший путь развития балетному искусству к эпохе романтических балетов. Известными последователями Новерра стал новые творцы, создателей предромантических балетов, такие как Максимилиан Гардель, Сальваторе Вигано и др..

Жан Доберваль, создавая свои балеты, акцентировал внимание не на сюжеты с античными богами и героями, а на жизни простых людей, со всеми их недостатками и страстями. В свои постановки он активно вводид народный танец, основанный на традиционных движениях и естественных жестах, а также использовал пантомиму и различные позы. Многие балетные критики характеризовали работы Доберваля как спектакли с реалистическим сюжетом. Из многих созданных им балетов, знаменитым на весь мир стал балет в двух действиях «Тщетная предосторожность», премьера которого состоялась в 1789

III Международная научно-практическая конференция году. Сюжет спектакля раскрывается в различных танцевальных сценах и

вариациях pas de deus средствами дуэтного танца.

В 1841 году во Франции балетмейстер Жан Коралли в поставил «фантастический» романтический балет «Жизель» на музыку Адольфа Адана, представляющий трагическую историю главных персонажей Альберта и Жизели, о потерянной ими любви — любви, которая сильнее смерти. Дуэтный танец, включенный автором в вариации pas de deus, особенно остро подчеркнул лиризм и драматизм произведения.

Вершиной романтических балетов, где дуэтный танец проявил себя в полном объеме, стали такие балеты как «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса в постановке М. Петипа (1877 г.), «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского в постановке М. Петипа (1890 г.), «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского в постановке М. Петипа (1892 г.), «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского в партитуре Рикардо Дриго, в постановке М. Петипа и Л. Иванова (1895 г.).

С конца XIX века и до сегодняшнего дня дуэтный танец является основным выразительным компонентом, неотъемлемым и важным элементом любого балетного спектакля, двигающим его событийный ряд и раскрывающим целостность хореографической драматургии произведения.

Дуэт имеет важное значение в построении крупных и сложных форм в народно - сценическом танце. Он присутствует в таких формах, как хореографическая сюита и хореографическая картина.

Хореографическая сюита - это композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной темой и чередующихся по правилу контраста [5, с. 415].

Хореографическая сюита «Танго «Del Plata» аргентинского хореографа Лауры Роаци, поставленная в 2018 году в Государственном ансамбле народного танца им. И.А. Моисеева, выстроена на дуэтном танце.

Хореоргафическая картина - это композиция, состоящая из нескольких эпизодов, может быть сюжетной и бессюжетной, длиться как продолжительное,

III Международная научно-практическая конференция так и непродолжительное время, выстроенная как на большое, так и на малое

количество исполнителей [5, с. 485].

Примерами дуэтного танца в хореографической картине могут служить такие эпизоды, как танец двух партизан их картины И.А. Моисеева «Партизаны», или дуэт из его картины «На катке» и мн. др.

Проанализировав особенности сценических форм дуэтного танца в хореографическом искусстве, мы пришли к выводу о том, что дуэт может существовать в виде самостоятельного хореографического произведения в таких сценических малых и простых формах, как хореографическая миниатюра и хореографическая композиция, а также хореографическая картинка, или зарисовка. Определили роль дуэта в вида парной пляски и перепляса в жанре народного танца и выявили его значение в вариациях pas de deus в балетном спектакле. Отметили существование дуэта в построении таких крупных и сложных форм народного танца, как хореографическая сюита и хореографическая картина.

Библиографический список:

1. Богданов, Г.Ф. Русский народно-сценический танец: методика и практика создания : учебное пособие / Г.Ф. Богданов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — ISBN 978-5-8114-4447-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/121155 (дата обращения: 25.01.21).

2. Большая российская энциклопедия. РУССКИИ БАЛЕТ. - М., 1974

3. Георги И.И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. - СПб., 1799. Ч. 3.

4. Лопухов Ф. В глубь хореографии. - М., 2005

5. Мурашко М.П. Классификация русского танца: Монографическое исследование - М.: МГУКИ, 2012. - 552 с., илл., ноты

6. Нарская, Т. Б. Основы репетиторской работы в хореографии : учебно -методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки

III Международная научно-практическая конференция 52.03.01 Хореографическое искусство, профиль «Искусство балетмейстера» / Т. Б. Нарская. — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2016. — 48 c.

7. Саратник Н.А. Малые хореографические формы: понятия и классификация/ А.С. Саратник, Н.А. Клименко// Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 27 марта 2016г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1(5). - С. 55-60. - ISSN 2413-3981.

8. Сюжет, [Электронный ресурс]. - URL: https://mfourok.ru/urok-syuzhetao-horeograficheskaya-miniatyura-3211109.html (дата обращения: 25.01.21)

9. Хореографическая композиция, [Электронный ресурс]. - URL: https://studopedia.info/2-75983.html (дата обращения: 25.01.21)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.