Научная статья на тему 'МАЛЫЕ ГОРОДА РИМСКОГО ДЕКАПОЛИСА (ЗАИОРДАНЬЕ)'

МАЛЫЕ ГОРОДА РИМСКОГО ДЕКАПОЛИСА (ЗАИОРДАНЬЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
The work presents an outline of the history and archeology of small towns in the historical and geographical region of ancient Western Asia – the Decapolis (Decapolis) in Transjordan. Along with the well-studied cities of Gadara and Gerasa / others are much less known / primarily due to poor study or poor preservation of material culture. At the same time / during the Roman period / these cities formed a certain territorial and cultural unity / located between Palestine and Southern Syria in the north of modern Jordan. / Decapolis / Transjordan / history / archeology / city / monument / ancient / Roman.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Н. В.

В работе представлен очерк истории и археологии малых городов историкогеографической области античной Передней Азии – Декаполиса (Десятиградия) в Заиорданье. Наряду с хорошо изученными городами Гадара и Гераса, прочие значительно менее известны в первую очередь из-за слабой изученности или плохой сохранности материальной культуры. Вместе с тем в римский период данные города составляли определенное территориально-культурное единство, располагаясь между Палестиной и Южной Сирией на севере современной Иордании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL TOWNS OF THE ROMAN DECAPOLIS (TRANSJORDAN)

Декаполис, Заиорданье, история, археология, город, памятник, античный, римский.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЕ ГОРОДА РИМСКОГО ДЕКАПОЛИСА (ЗАИОРДАНЬЕ)»

УДК 94 (37)

МАЛЫЕ ГОРОДА РИМСКОГО ДЕКАПОЛИСА (ЗАИОРДАНЬЕ)

© 2024 Н. В. Жукова

аспирант кафедры всеобщей'истории e-mail: zzzzhnv@gmail.com

Белгородский государственн ый национальный исследовательский университет

В работе представлен очерк истории и археологии малых городов историко-географической области античной Передней Азии - Декаполиса (Десятиградия) в Заиорданье. Наряду с хорошо изученными городами Гадара и Гераса, прочие значительно менее известны в первую очередь из-за слабой изученности или плохой сохранности материальной культуры. Вместе с тем в римский период данные города составляли определенное территориально-культурное единство, располагаясь между Палестиной и Южной Сирией на севере современной Иордании.

Ключевые слова: Декаполис, Заиорданье, история, археология, город, памятник, античный, римский.

SMALL TOWNS OF THE ROMAN DECAPOLIS (TRANSJORDAN)

© 2024 N. V. Zhukova

Postgraduate student of the Department of General History e-mail: zzzzhnv@gmail.com

Belgorod State National Research University

The work presents an outline of the history and archeology of small towns in the historical and geographical region of ancient Western Asia - the Decapolis (Decapolis) in Transjordan. Along with the well-studied cities of Gadara and Gerasa, others are much less known, primarily due to poor study or poor preservation of material culture. At the same time, during the Roman period, these cities formed a certain territorial and cultural unity, located between Palestine and Southern Syria in the north of modern Jordan.

Keywords: Decapolis, Transjordan, history, archeology, city, monument, ancient, Roman.

Группа городов, известных под общим названием Декаполис и лежащих на нынешних территориях северной Иордании и примыкающих частях Израиля и Сирии, в литературных источниках фигурирует как греческий лоХвг^. Сообщается, что большинство этих городов были основаны эллинистическими правителями, тогда как большинство из них называли Александра Македонского своим клотп^ или уеуархп^.

Тем не менее археологические данные об этих городах в период царства Птолемеев и Селевкидов довольно скромны: это связано с тем, что в этом районе царили война и политическая нестабильность.

Создание собирательного термина «Декаполис» было связано с «освобождением» Помпеем «греческих» городов к востоку от Иордана от власти Хасмонеев в 64-63 гг. до н.э.

В список городов Декаполиса современными учеными включаются различные объекты, исходя из различных методологических установок. Однозначно следует

исключить из перечня Дамаск - центр Южной Сирии, расположенный слишком далеко от собственно Декаполиса.

Несмотря на то что все античные авторы включают в Десятиградье Скифополь и Антиохию Гиппос, их также следует исключить, так как Скифополь, несмотря на близость к Гадаре, расположен всецело в Палестине, а Гиппос, находясь на восточном берегу Тивериадского озера (Голанские высоты), также является скорее городом Палестины, а не Заиорданья (и ныне оба эти города находятся на территории Израиля, а не Иордании).

Следовательно, в список входят города Канафа, Адраха, Дион, Рафана, Гадара, Капитолия, Абила, Пелла, Гераса и Филадельфия.

Мы отобрали для данного обзора Канафу, Адраху, Дион, Капитолию, Абилу и Пеллу, так как Гадара [1; 2; 3] и Гераса [4; 5] изучены гораздо лучше, им посвящено много публикаций. О Филадельфии недавно также выходила публикация [6]. Рафана совершенно не сохранилась археологически, и ее местонахождение неизвестно.

КАНАФА (Qanawat) [7, р. 100-105] расположена в плодородном районе Джебель-эль-Араб, в восточном Хауране, ныне на юге Сирии, к северу от Бостры (в Декаполис не входившую). Это крайний северо-восточный город региона, достаточно удаленный от прочих. И арамейское СапаШа, и арабское Канават означают «каналы»: вероятно, это связано с обилием воды в этой местности.

До прибытия Помпея история города почти полностью не ясна. В эллинистические времена эта территория Авранитида находилась под властью Птолемеев. После создания римской провинции Сирия город был застроен большими зданиями и сооружениями, отвечающими стандартам эллинистическо-римской городской культуры.

Город начал исследоваться европейцами в XIX в. В начале ХХ в. были опубликованы работы Р. Эрнста Брюннова и Г. Батлера, в которых содержалось описание памятников с учетом анализа надписей и декоративных форм, что помогало установить датировку памятника. Также в 80-е гг. XX в. были опубликованы исследования Роберта Донсила [8; 9].

Немецкий археологический институт в течение семи лет, с 1997 по 2004 г., реализовывал в Дамаске проект совместно с Главным управлением древностей и музеев Сирии [10].

Археологические находки доэллинистических времен немногочисленны и разнородны: мы не можем утверждать, что поселение было основано до I в. н.э.

Канафа имеет продолговатый план строительства за счет того, что город был выстроен вдоль вади. Главная улица, проходившая с востока на запад, разделяла город на две части - северную и южную. Северная часть состояла из нижнего города, в котором в византийский период находились жилые дома и несколько церквей. Южная часть - сакральная зона, где был представлен акрополь. Существовала еще одна улица, которая была обнаружена к югу от главной улицы. Она соединяла юго-западные ворота с монументальной площадью, от которой отходила в северном направлении улица, примыкавшая к этой территории.

Наиболее сохранившиеся памятники являются сакральными. Святилища представляют собой крупные центры взаимодействия, связывающие религиозные, экономические, политические и социальные процессы, и относятся преимущественно к I в. [11], когда также был построен более ранний театр. Реконструкция зданий произошла в III в., когда были перестроены храм Зевса Мегиста, храм Раббу и театр.

В I в. до н.э. - I в. в южной части Канафы был возведен главный археологический комплекс, первоначально служивший святилищем. Впоследствии его сооружения были перестроены в масштабную христианскую религиозную область. В XIX в. началось исследование главного здания комплекса - прямоугольного «Западного храма», или «Храма С», который ориентирован на север, в сторону города. Его внутреннее пространство, предположительно, было разделено двумя рядами колонн на три нефа. В южной стене, имевшей форму монументальной апсиды с тремя нишами, размещались культовые статуи. По бокам апсиды были расположены две меньшие апсиды. Центральная апсида, которая была несколько больше других, возможно, выполняла функцию aöuxov (святилища с алтарем). Существует версия, что здесь поклонялись трем божествам. Сооружение имеет многочисленные входы, подземный проход и винтовую лестницу, ведущую на плоскую крышу, которая, вероятно, использовалась для ритуальных целей. Храм был реконструирован во время правления династии Северов, когда нартекс был украшен шестью колоннами коринфского ордера.

Клаус Фрейбергер в 2003 г. обнаружил в юго-восточной части двора еще один небольшой храм - «Восточный храм». Его частично разрушенный vao^ (главный зал) был виден еще в XIX в.: два ряда из семи дорических колонн были выровнены с колоннадами во дворе, соединявшими два храма [12].

К северной стороне храма примыкает монументальный атриум. Предположительно, религиозный центр был связан с большим рыночным районом. Существовала традиция, по которой в Восточном Средиземноморье была связь между экономическим и религиозным процессами.

Нижняя терраса рыночной площади вела паломников на вторую террасу, где располагалась самая высокая точка акрополя - высокий храм, посвященный Зевсу Мегисту, который являлся верховным божеством города. Первоначально храм был построен во 2-й половине I в., но уже в III в. претерпел изменения. Здание располагалось на подиуме, было ориентировано на север с четырехколонным портиком у входа. Это самый большой храм в регионах Авранитида и Трахонитида во времена римского владычества.

В центре южной стены под храмом Зевса Мегиста был расположен небольшой квадратный храм. Время строительства - вторая половина I в. до н.э. Храм имел один aöuTOV. Он был окружен с обеих сторон помещениями меньшего размера и притвором. Вероятно, храм был посвящен городской богине Канафе, но этому нет подтверждения: никаких надписей или статуй не было найдено.

За пределами древнего городища был построен храм Раббу. Ранее известное как «храм Гелиоса», сооружение было идентифицировано как храм Раббу благодаря находке надписи на храме. Судя по стилю и технике, надпись была датирована II в. Здание имеет вид лергатвро^, хотя и устроено необычно: вход, обращенный к востоку, был украшен шестью коринфскими колоннами, но пролет между двумя центральными колоннами был необычайно широк. На западной стороне стояло семь колонн. Последние работы в храме велись в 1-й половине III в. [13].

Общественные постройки города были обнаружены в Канафе на восточном склоне вади в глубокой долине Вади Гар - это театр и нимфейон. Была найдена надпись, на которой театр обозначался как «фбеюу» (одеон). Его строительство было начато в I в. Вероятно, в правление Антонинов театр отреставрировали. В нем обустроили новый фасад: вывод сделан на основании букв большой надписи, в которой говорится, что «Марк Ульпий Лисий, сын Икавра, занимавший должность лроебро^, дал 10 000 динариев на строительство кавеи». Судя по имени «Ульпий», его предок, вероятно, получил римское гражданство во время правления императора Траяна. Театр был построен из местного базальтового камня. Внутри было проложено несколько водостоков от южного нимфейона. Сложная водосточная система была построена в I в. до н.э. [14].

Существовала и оборонительная система, которая была построена в 1-й половине IV в. Этому свидетельствует керамика и стекло, которые были обнаружены в слоях фундамента. В оборонительную стену был включен и храм Зевса, утративший религиозную функцию.

Многие ранние сооружения сохранились в византийских перестроениях.

АДРАХА (Адраа, современный Дераа) [7, р. 106-108] на юге Сирии не упоминается Плинием Старшим, хотя она есть в списке городов Декаполиса и Келесирии Клавдия Птолемея.

В ХХ в. проходило развитие современного города. Становление Дераа началось с создания железнодорожной станции на северной стороне Вади-аз-Зейди. И поэтому древний город, который находился к югу от Вади, стремительно был покрыт новым городом.

Город Адраха располагался в области Батанея, недалеко от Вади-аз-Зейди, на пересечении двух важных путей. Один проходил через города Дион и шел в Герасу (начинался с севера), а другой - из Тверии в Босру, проходя мимо Гадары, Капитолии и самой Адрахи. Исследования города доказали, что Адраха значительно выросла во II и III вв., что, возможно, связано с тем, что Публий Геминий Маркиан управлял провинцией Аравия в 162 г. В городе найдено 216 фрагментов греческих и римских надписей, большей частью погребальных. На этих надписях идентифицировано 303 имени: 53% из них составляют семитские, 26% - латинские и 15% - греческие имена.

В период после аннексии Набатейского царства Римской империей Адраха приобрела существенное значение.

Первым европейским ученым, посетившим северо-западный Хауран, стал в 1805 г. У. Зитцен. Он определил, что современный Дераа соответствует древнему городу Адраха. В 1818 г. У. Дж. Бэнкс задокументировал греческие и латинские надписи, а также изображения бань, водоема, частей акведука и театра.

Г. Шумахер представил детальное описание исследованных им памятников в Дераа, включая акведук/мост через Вади-аз-Зейди, два больших резервуара, вероятно связанных с акведуком, римские бани, резиденцию наместника и фрагмент древнего укрепления в северо-восточной части города. Кроме того, он обнаружил подземный город, состоящий из семи соединенных между собой помещений.

В 1978 г. начались археологические раскопки в центре города: театр был восстановлен, а прилегающая территория исследована. На востоке театра сирийская команда под руководством Х. аль-Мукдада и К. аль-Мохаммеда в сотрудничестве с французской командой, возглавляемой Т. Фурне, обследовали местность и раскопали остатки так называемого «маленького храма». Далее современный город почти полностью перекрыл древний город.

Эллинистический город возник на месте древневосточного по плану, основанному на двух осях: первая, идущая с севера на юг, была связана с маршрутом в Герасу; вторая, по-видимому, является границей между древневосточным и новым городом.

Между II и III вв. городской план снова был изменен. Вероятно, это произошло из-за того, что Адраха получила статус города в период правления Антонинов. Это изменение может быть связано с ролью Публия Геминия Марциана, правителя провинции Аравия с 162 г. Возможно, в этот период были построены большие общественные здания.

Ныне нет следов оборонительных стен, замеченных в XIX в. Предположительно, строительство укреплений датируется III в., когда они были построены также в Гадаре, Герасе и Скифополе.

Театр, который был построен в эпоху Северов, является самым сохранившимся памятником в городе. Он имеет небольшие размеры. По одной из версий, в эпоху Северов театр мог быть перестроен.

Рядом с театром, с восточной стороны, расположены руины «малого храма», состоящие из плохо сохранившегося фрагмента небольшой части южной стены. Поэтому невозможно установить действительное предназначение данного объекта.

Вполне вероятно, что в III в. Адраха представляла собой важный стратегический

пункт.

ДИОН [7, р. 109-111; 15, р. 245-247] пять раз упоминается Иосифом Флавием. Он находился на пути из Дамаска в Иерусалим, поскольку Помпей пересек Дион, Пеллу и Скифополь, чтобы отправиться в Иудею. Во время борьбы с набатейским царем Малихом Ирод Великий выиграл битву вблизи Диона.

Под именем Aiov Стефан Византийский упомянул город в Келесирии, основанный Александром Македонским. Более того, Стефан утверждал, что вода в этом городе нездорова. Этот город даже упоминается философом Дамаскием в начале VI в. Писатель вспоминал, что вода, которую считали стигийской (потому что считалась ядовитой), текла на равнине в Аравии недалеко от заброшенного города Диа (Vit. Is. 195).

Точное местонахождение Диона до сих пор неизвестно. Нет оснований полагать, что город находился к северу от реки Ярмук, как это предполагал Клавдий Птолемей, поместивший Дион недалеко от города Пелла.

Среди предложений по локализации Э. Шварц впервые предложил местонахождение Телль-эль-Ашари к востоку от Тафаса, на юге Сирии. Телль-аль-Ашари кажется лучшим кандидатом, и расположение Диона в этом месте было одобрено многими учеными; это место фактически соответствует описанию, сделанному Дамаскием, поскольку оно находится на равнине, пересекаемой притоками Ярмука.

Жители покинули эту местность в 1950-е гг. Судя по большому количеству останков на Телле, во времена Римской империи его размеры должны были быть значимыми.

С конца XVIII в. множество блоков, барабанов колонн и капителей видели несколько исследователей. Это остатки домов, построенных с рядом арок, соединенных базальтовыми балками, детали театра на восточной стороне Телля.

Недавние исследования на поверхности Телля обнаружили остатки плохо сохранившихся позднеримских домов, датированных IV в.

КАПИТОЛИЯ [7, р. 127-131; 15, р. 239] отождествляется с небольшой деревней Бейт-Рас на севере Иордании, в 5 км к северу от города Ирбид. Здесь римляне основали город Капитолию в I в. Ныне городище почти полностью перекрыто современным городом [16; 17; 18; 19].

Город упоминается в труде Клавдия Птолемея. Монетная чеканка началась в 97 или 98 г., и отсутствие города в перечне Плиния указывает на вероятное существование городского поселения во времена правления Нервы или Траяна. Вероятно, город был основан на территории, ранее находившейся под контролем городов Абила, Пелла и Дион.

Ввиду отсутствия письменных источников причина основания нового города в густонаселенном регионе остается неизвестной. Возможно, это было следствием обогащения и влияния определенных лиц в результате прихода римлян. Других объяснений для возникновения города в непосредственной близости от Гадары и Абилы, а также в 5 километрах от Арбелы (Ирбида) не существует. Очевидно, что после основания Капитолии Арбела утратила свое прежнее влияние на этот район.

Первоначальное название этого места, Бейт-Рас, ясно указывает на его арамейское происхождение. Римляне, вероятно, называли это место Капитолией в честь Юпитера Капитолийского, но для коренных народов это всегда был Бейт-Рас.

Археологический интерес сосредоточился на Бейт-Расе в 1983 г., когда начал работать проект Ирбид.

Вполне вероятно, что в эллинистическую эпоху это место использовалось как сторожевая башня. Возможно, эллинистическое присутствие в этой местности связано с деятельностью Пердикки.

Город процветал во время римской власти и развивался на протяжении столетий благодаря своему значению как производителя вина и своему стратегическому положению.

На монетах, отчеканенных в городе во второй половине II в., была надпись КАШ(ТЙЛШЙ^) АЛЕЕ(АШРОЕ) МАКЕ(ДЙ^) ГENAP(XHE): очевидно стремление жителей Капитолии возвысить свое прошлое, утверждая, что Александр был их увуархв^.

Греческая надпись, найденная на надгробии, датированная между 180 и 192 гг., дает латинские имена двух братьев: Юлий Антоний Валент и Марк Аррий Сабин, тогда как у их отца было семитское имя: Абдайос, по-арамейски «Абдай».

У. Зитцен стал первым известным европейским исследователем, посетившим поселение Бейт-Рас в 1806 г. Он отметил наличие древних останков, но не смог установить, какой именно город они представляют. Первое отождествление с городом Капитолия было сделано К. ван де Вельде во время его экспедиции в середине XIX в. Г. Шумахер опубликовал подробное описание этого места в 1890 г.

В 1930-х гг. К. С. МакКаун изучил окрестности города. В 1984 г. дополнительные археологические исследования провел Ч. Лензен. Позже Департамент древностей Иордании приступил к масштабным раскопкам, в ходе которых был обнаружен театр.

Археологический проект «Бейт-Рас (Капитолия)» проводился в 2014-2016 гг. Департаментом древностей Иордании в сотрудничестве с Польским центром средиземноморской археологии и Институтом археологии Варшавского университета

под руководством проф. Иоланты Млынарчик. Раскопки охватили участок к западу от театра.

Эллинистические остатки здесь, похоже, отсутствуют, поэтому сомнительно, существовало ли в это время городское поселение. На Расе - холме, доминирующем над всей территорией, была найдена керамика, датируемая 100 г. до н.э.

О городской застройке в I в. до н.э. - I в. ничего не известно: предполагалось, что на холме находилось святилище (найден алтарный камень).

Основание римской Капитолии относится к концу I в. Город обладает некоторыми архитектурными характеристиками, свойственными спроектированным городам: перпендикулярные улицы, окружающая стена, монументальный вход, некрополь, муниципальный центр, рынок и развитая система водоснабжения. Сведения об этапах строительства города фрагментарны, однако, предположительно, Капитолия развивалась в течение II и 1-й половины III в.

Город был окружен стеной из базальта и известняка, при этом известняк добывался в непосредственной близости. Городская стена определяла границы города, соединяя центр с пригородами; на юге и востоке были расположены два некрополя. В XIX в. еще были видны городские стены и улицы, однако в 1920-1950-х гг. они были в значительной степени разрушены. Первоначальная стена была построена из хорошо обработанного тесаного камня, типичного для построек II в. Путешественниками описаны монументальные ворота в восточной части города, воздвигнутые, вероятно, вместе с окружной стеной и сегодня полностью утраченные. Это был главный выход на главную улицу с востока на запад, которая делила город на две части. Дорога была вымощена базальтовыми камнями и еще 50 лет назад была частично видна.

Улица с востока на запад простиралась до Раса, который по-прежнему представлял собой городской центр.

В северной части города, вероятно, находилось общественное пространство: здесь были возведены девять расположенных в ряд сводчатых зданий - видимо, это были магазины. Чуть севернее во II в. был построен театр, его главный фасад имел семь проходов.

Большая система цистерн, вероятно, была построена, когда город находился на первых этапах своего развития, но никаких свидетельств, связанных с наличием акведука, обнаружено не было.

Сохранившиеся руины включают храм Капитолийской Триады, трехъярусную рыночную площадь, улицу с колоннадой, церковь V в., акведук, водоемы, римское военное кладбище и вымощенные дороги. Хотя все эти остатки были раскопаны, многие из них весьма минимальны. Наиболее выдающиеся остатки - это театр.

В 2018 г. была открыта гробница II в. с росписями в виде множества фигур людей, животных и богов, а также большой картины, иллюстрирующей строительство стены. Также открыто 60 подписей на арамейском языке греческими буквами, описывающих, что делали фигуры на картине. Считается, что эта роспись изображает основание города.

В IV и V вв. город был реконструирован: окружная стена все еще использовалась, сводчатые конструкции были перестроены, а все входы в театр были перекрыты стеной. Стены несколько раз реставрировались в византийский период, как и другие сооружения. В ранневизантийскую эпоху Капитолия была центром производства вторичного стекла в Заиорданье.

Известны имена епископов города ранневизантийского времени: Антиох, Аниан, Басс, Феодосий.

Город упоминается в VI-VII вв. у Гиерокла и Георгия Кипрского.

Древний город АБИЛА [7, р. 132-136] в настоящее время отождествляется с городищем Кувейльба, расположенным на плато Ирбид, вдоль реки Вади-Кувейльба, впадающей в реку Ярмук. Древний город располагался в долине между двумя Теллями: северный назывался Телль-Абиль, а самый южный — Телль-Умм-эль-Амад. Район характеризуется плодородной почвой и хорошим сезонным количеством осадков.

Это место было определено с уверенностью после обнаружения местной надписи, датированной концом II в., которая включала название АВ1ЛА [20].

Литературные упоминания об Абиле скудны, а реконструировать историю этого города сложно.

Полибий вспоминал, что Антиох III дважды захватывал город вместе с Гадарой во время сирийских войн, окончательно взяв его после битвы при Паниасе в 200 г. до н.э. Как и другие близлежащие города, Абила в этот период был переименован в EsXsuKsta AßtXa, что видно на монетах II в.

Евсевий определил город AßsX, расположенный в 12 милях от Гадары, как «богатый вином» (огуофоро^), что отражено на нескольких реверсах монет, которые город отчеканил с гроздью винограда.

У. Зитцен открыл Абилу в 1806 г. и описал ее как поселение, расположенное на склоне горы с двумя возвышенностями и многочисленными пещерами на склонах. Город был заброшен, но Зитцену удалось обнаружить остатки городских стен, а также несколько арок и колонн.

Г. Шумахер упомянул о наличии цитадели на вершине Телль-Абиля, но в настоящее время установить точное местоположение объекта не представляется возможным. Он обнаружил и мост, соединявший два холма. В Телль-Умм-эль-Амаде он ошибочно принял христианскую базилику за храм из-за большого количества фрагментов колонн и капителей. Шумахер предположил наличие амфитеатра на основе конфигурации северной стены Телль-Умм-эль-Амада и нескольких ныне утраченных сооружений. В центре города исследователь описал руины здания прямоугольной формы с цистерной внутри и христианской базилики.

В 1959 г. Департамент древностей Иордании начал первые раскопки в Абиле под руководством Хасана Авада Кутшана. В 1981-1983 гг. французская группа под руководством А. Барбе и К. Вирбе-Гига работала над несколькими погребениями, найденными в окрестностях города. В 1980 г. Г. Маре из Сент-Луиса начал археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки пяти византийских базилик. С 2004 г. раскопки вели Д. Чепмен, затем Д. Вила.

Эллинистический храм и обнаружение статуи Артемиды, казалось, подтвердили эту идею. Стилистическое сравнение датирует статую IV в. до н.э., но это могла быть более поздняя римская копия.

На монетах, отчеканенных со времен правления Марка Аврелия до Элагабала, изображены три разных храма, при этом центральными культовыми фигурами были Геракл, Тюхе и Афина. В Абиле поклонялись нескольким божествам, в основном Гераклу, возможно в синкретической форме, как Геракл-Мелькарт, в сочетании с иконографическими аспектами Диониса.

В ходе раскопок 2004 г. на восточных склонах Телль-Абиля были обнаружены остатки гипокауста (отопительной системы), однако датировать сооружение не представляется возможным. Единственная найденная монета относится к византийскому периоду.

Обнаруженные неподалеку высеченные в скале гробницы II-III вв. частично сохранили настенные росписи. Погребальные сооружения содержат ценную информацию о римской Абиле. Большинство захоронений относится к III в. Усопших

хоронили в многочисленных локулах, высеченных в камне саркофагах или простых могилах. Гробницы обычно имели одну камеру, надписи греческие.

Абила продолжала процветать и в византийский период и стала видным региональным христианским центром, о чем свидетельствует наличие нескольких крупных церквей. На Телль-Абиле найдена базилика VI в., перекрывшая эллинистический храм.

ПЕЛЛА [7, р. 154-151; 15, р. 265-268]. На восточной стороне долины реки Иордан на южном конце обширного плато расположена современная деревня Табакат-Фахл. Рядом с ней находятся остатки древнего города Пелла, который простирался на двух холмах, разделенных небольшой аллювиальной долиной Вади-Джирм. Пелла в разное время служила перевалочным пунктом, предоставляя путешественникам ночлег, питание и другие удобства.

Особенностью этого места является огромный земляной холм (телль). Этот Центральный холм сплющен сверху и является основной жилой зоной старого города, а естественный холм, Телль-аль-Хусн, находится на юго-востоке.

Город существовал в древневосточные времена, а в эллинистический период был основан заново: Стефан Византийский сообщил, что Александр Македонский основал Пеллу. Однако ни один источник не упомянул о визите Александра в Заиорданье.

Стефан был также единственным автором, который утверждал, что Пелла была даже известна как Береника и Бутис. Это указывает на то, что город был основан Птолемеем III. Полибий, рассказывая о завоеваниях Антиоха III в 218 г. до н.э., сообщает только название Пеллы. Напротив, Аппиан утверждал, что город был основан Селевком I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По словам Иосифа Флавия, Александр Яннай завоевал и разрушил город, потому что от него не ожидал принятия еврейских обычаев. Помпей освободил Пеллу, которая стала частью Декаполиса.

Город достиг максимальной численности населения и процветания в VI в., когда велась обширная торговля с Сирией, Египтом и другими регионами ранневизантийского мира. Город также был епископством, и, возможно, здесь размещались какие-то силы для наблюдения за движением транспорта на пути между Иерусалимом и Дамаском, что подтверждало бы наличие форта на вершине Телль-эль-Хусна.

В городе были обнаружены по крайней мере три трехапсидные церкви: Западная церковь у западного подножия телля; церковь Гражданского комплекса в Вади-эль-Джирм у юго-восточного подножия телля, которая из-за своего размера и местоположения, вероятно, была собором; и возвышенная Восточная церковь на более высоких склонах Джебель-Абу-эль-Хаса. Епископский дворец, датируемый около 550 г., также был обнаружен.

Предположительно в VI в. вся вершина телля была выровнена, и во времена императора Юстиниана I была построена новая городская зона с сеткой улиц. Подъездные улицы были застроены магазинами и большими зданиями, выполнявшими как коммерческие, так и жилые функции. Похожие процессы происходили в Гадаре и Герасе.

В VII в. город быстро пришел в упадок и, вероятно, прекратил свое существование, а землетрясение разрушило большинство уцелевших зданий в 747 г.

Первыми исследователями, посетившими это место, были Ч.Л. Ирби и Дж. Манглс: они видели руины в 1818 г. - квадратное здание, окруженное колоннами, но не высказали никаких предположений о том, что это за древний город. Первым исследователем, идентифицировавшим это место как древнюю Пеллу, был

Э. Робинсон, посетивший это место в 1852 г. В. Геренн был первым, кто отметил, что «древняя христианская базилика» была вымощена мозаикой.

В 1887 г. Г. Шумахер отметил наличие христианских символов на некоторых колоннах. В западной части Вади-Джирма Шумахер исследовал пещеры и идентифицировал их как монастырские жилища; далее он описал церковь, уже увиденную предыдущими исследователями, как «великую христианскую базилику», а затем центральный курган, состоявший из «бесчисленных груд строительных камней».

В 1933 г. Дж. Ричмонд из Департамента древностей Палестины начал составлять первый точный крупномасштабный топографический план центрального кургана; он сосредоточил свою работу на кладбищах вокруг города, заявив, что основная часть керамики была византийской, но также большое количество римских черепков.

В 1967 г. Р. Хьюстон Смит из Вустер-колледжа в Огайо провел первые систематические раскопки в Пелле. Международная группа, возглавляемая Р.Х. Смитом, возобновила работы в 1979 г. и вела их до 1985 г., после чего в Пелле работала только австралийская группа, сосредоточившая особое внимание на позднеантичном периоде.

Большая часть эллинистического материала относится почти исключительно ко II - началу I в. до н.э. Напротив, позднеэллинистические остатки гораздо более многочисленны: две крепости были найдены на Джебель-Сартабе и на Телль-Хамме, тогда как сам город, по-видимому, не имел укреплений, в отличие от других городов Декаполиса.

В эпоху Августа центральный курган был заселен, хотя культурный и торговый центр мог переместиться в Вади-Джирм, между двумя холмами.

Среди общественных зданий самыми древними остаются остатки ф5б1^, вероятно, использовавшегося для политических собраний. Оно находится в плохой сохранности, поскольку в ранневизантийский период его разобрали для строительства новых построек. Западная часть почти полностью исчезла, как и лучшая часть восточной стороны. Конструкция вполне традиционна: кавея имела девять рядов плитных скамеек из белого известняка и, вероятно, была крытой.

Рядом с ф5б1^, к западу от лестницы церкви Гражданского комплекса, в 1981 г. была обнаружена полукруглая стена. Археологи полагали, что это остатки нимфейона, изображенного на нескольких монетах III в. Это сложное здание имело три этажа и богато украшенный фасад с колоннами и статуями. Но далее экседра была идентифицирована как остатки городских бань.

Остальные сооружения известны только по монетам, выпущенным городом. Вероятно, они располагались в Вади-Джирме, где можно предполагать наличие форума. На римских монетах на высокой горе на большой платформе изображен храм, окруженный стеной и улицей с колоннадой.

В ходе археологических раскопок были обнаружены остатки хорошо уложенных стен позднеримского периода (III-IV вв.), которые являются явным признаком реорганизации жилой зоны в юго-восточной части города. Конец III в. был периодом трудностей для торговли. Город, казалось, пришел в упадок, хотя некоторые импортные товары все еще ввозились.

***

Итак, все эти города развивались в I и особенно II в. Под господством Рима Средиземноморье во многих отношениях стало взаимосвязанной системой [21].

Важно отметить, что до прихода римлян театры или другие зрелищные сооружения в Сирии не строились, в то время как в Малой Азии, по всему

Ионическому побережью, мы имеем множество свидетельств наличия театров. Ирод не финансировал никакого строительства в районе Декаполиса.

Римляне же хорошо понимали огромные возможности, которые давало строительство театров. Растущее римское влияние и власть в регионе после иудейского восстания VG г. привели к массовому строительству городских объектов, среди которых были театры, ипподромы, амфитеатры.

Библиографический список

1. Жукова, H. В. Гадара и Хамат-Гадер римско-византийского времени / Н. В. Жукова // Церковно-исторические чтения. Круглый стол - 3 (19 мая 2G23 г. Белгород) / ответственный редактор Н. Н. Болгов. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2G23.

- С. V5-8V.

2. Maxwell, L. Gadara of the Decapolis / L. Maxwell. - St. Louise: Concordia Seminary, 199G. - 23G p.

3. Weber, T. Gadara of the Decapolis: Prelim. Rep. on the 199G Season at Umm Qeis / T. Weber, A. Hoffmann // Annual of the Department of Antiquities of Jordan (ADAJ). 1991. Vol. 35. - P. 223-235.

4. Browning, I. Jerash and the Decapolis / I. Browning. - London: Chatto & Windus, 1982. - 224 p.

5. Kennedy D. Gerasa and the Decapolis: a 'virtual island' in northwest Jordan / D. Kennedy. - London: Duckworth, 2GGV. - 21б р.

6. Жукова, H. В. Филадельфия (Амман) в римско-византийское время / Н. В. Жукова // Классическая и византийская традиция. 2G21. - Белгород, 2G21. -С. 183-189.

V. Cimadomo, P. Conflicts and Cohabitations in the Southern Levant during the first Centuries of the Roman Rule (б4 BCE - 135 CE) / P. Cimadomo. - Napoli: Universita, 2G1V.

- 239 p.

8. Donceel, R. L'exploration de Qanaouat (Qanawat) / R. Donceel // Annales Arabes Archéologiques Syriennes (AAAS). 33.2, 1983. - Р. 129-139.

9. Donceel, R. L'évêque Epiodore et les basiliques de Kanatha d'après une inscription grecque inédite / R. Donceel // Le Muséon. 1GG. 198V. - Р. 6V-88.

1G. Freyberger, K. S. The Roman Kanatha: Results of the Campaigns in 199V/1998 / K. Freyberger // Bulletin d'Etudes Orientales, LII. 2GGG. - Р. 143-15б.

11. Freyberger, K. S. Local temples in Kanatha: Religious life in the Hellenistic and Roman Period / K. Freyberger // Et in Arcadia ego: studia memoriae professoris Thomae Mikocki dicata. - Warszawa: University of Warsaw, 2G13. - P. 149-1б4.

12. Freyberger, K. S. Der „Peripteraltempel" in Qanawat. Ein Arbeitsbericht / K. Freyberger / K. Freyberger // Damaszener Mitteilungen (DM). V. 1993. - S. 63-V9.

13. Freyberger, K. S. Die frükaiserzeitlichen Heiligtümer der Karawanenstationen im hellenisierten Osten / K. Freyberger. - Mainz am Rhein: P. von Zabern, 1998. - XV, 138 S.

14. Freyberger, K.S. Das Theater in Kanatha: Funktion und Bedeutung / K. Freyberger // Sacralidad y Arqueología: homenaje al Prof. Thilo Ulbert al cumplir б5 años. - Murcia: Universidad de Murcia, 2GG4. - Р. 13-32.

15. Cohen, G. M. The Hellenistic settlements in Syria, the Red Sea Basin, and North Africa / G. Cohen. - Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2GG6. -Р. 245-24V.

16. Lenzen, C. J. Continuity or discontinuity. Urban change or demise? / C. Lenzen // Trade, contact, and the movement of peoples in the Eastern Mediterranean: Studies in honour of J. Basil Hennessy. - Sydney: Southwood Press, 1995. - Р. 325-331.

17. Lenzen, C. J. Kapitolias - Die vergessene Stadt im Norden / C. Lenzen // Gadara -Gerasa und die Dekapolis. - Mainz am Rhein: P. von Zabern, 2002. - P. 36-45.

18. Lenzen, C. J. Beit Ras - Capitolias. A preliminary evaluation of the archaeological and textual evidence / C. Lenzen, E. Knauf // Syria. 64. 1987. - P. 21-46.

19. Mfynarczyk, J. Beit Ras (Capitolias): the archaeological project (2014-2016) / J. Mlynarczyk // Polish Archaeology in the Mediterranean. 26 (1). 2018. P. 473-504.

20. Wineland, J. D. Ancient Abila: An Archaeological History / J. Wineland. - Oxford: Archaeopress, 2001. - 216 p.

21. Jones, A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces / A. Jones. - Oxford: Clarendon Press, 1937. - 595 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.