Научная статья на тему 'Христианская церковь ранневизантийского Скифополя'

Христианская церковь ранневизантийского Скифополя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИФОПОЛЬ / ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / МОНАШЕСТВО / МОНАСТЫРИ / КИРИЛЛ СКИФОПОЛЬСКИЙ / SCYTHOPOLIS / CHRISTIAN CHURCH / MONASTICISM / MONASTERIES / CYRIL OF SCYTHOPOLIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелудченко Ю.В.

В работе дается очерк истории становления христианской церкви в палестинском городе Скифополе (Бейт-Шеане), столице провинции Палестина II. В этом городе, расположенном к югу от Тивериадского озера, на границе Галилеи и Самарии, родился видный агиограф VI в. Кирилл Скифопольский. Ранняя история христианства в городе реконструируется как по письменным, так и по опубликованным археологическим источникам. Важное место уделено истории ересей и религиозных споров, в частности арианству IV в. Скифополь, несомненно, являлся важнейшим центром монашеского движения V-VI вв., тесно связанным с монастырями Иудейской пустыни. Кирилл Скифопольский посвятил немало своих сочинений его отдельным представителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work gives an outline of the history of the formation of the Christian church in the Palestinian city of Scythopolis(Beit She'an), the capital of the province of Palestine II. In this city, located south of Lake Tiberias, on the border ofGalilee and Samaria, was born Cyril of Scythopolis a prominent hagiographer of the 6-th century. The early history of Christianity in the city is reconstructed both from written sources and from published archaeological sources. An important place is given to the history of heresies and religious disputes, in particular to the Arianism of the 4-th century. Scythopol was undoubtedly the most important center of the monastic movement of the 5-th-6-th centuries, closely connected with the monasteries of the Judean Desert. Cyril of Scythopolis devoted a lot of his works to the personal representatives of this movement.

Текст научной работы на тему «Христианская церковь ранневизантийского Скифополя»

УДК 94(495).01

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ РАННЕВИЗАНТИЙСКОГО СКИФОПОЛЯ

CHRISTIAN CHURCH OF EARLY BYZANTINE SCYTHOPOLIS

Ю.В. Шелудченко Yu.V. Sheludchenko

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: sheludchenko@bsu.edu.ru

Аннотация

В работе дается очерк истории становления христианской церкви в палестинском городе Скифополе (Бейт-Шеане), столице провинции Палестина II. В этом городе, расположенном к югу от Тивериадского озера, на границе Галилеи и Самарии, родился видный агиограф VI в. Кирилл Скифопольский. Ранняя история христианства в городе реконструируется как по письменным, так и по опубликованным археологическим источникам. Важное место уделено истории ересей и религиозных споров, в частности арианству IV в. Скифополь, несомненно, являлся важнейшим центром монашеского движения V-VI вв., тесно связанным с монастырями Иудейской пустыни. Кирилл Скифопольский посвятил немало своих сочинений его отдельным представителям.

Abstract

The work gives an outline of the history of the formation of the Christian church in the Palestinian city of Scythopolis (Beit She'an), the capital of the province of Palestine II. In this city, located south of Lake Tiberias, on the border of Galilee and Samaria, was born Cyril of Scythopolis a prominent hagiographer of the 6-th century. The early history of Christianity in the city is reconstructed both from written sources and from published archaeological sources. An important place is given to the history of heresies and religious disputes, in particular to the Arianism of the 4-th century. Scythopol was undoubtedly the most important center of the monastic movement of the 5-th-6-th centuries, closely connected with the monasteries of the Judean Desert. Cyril of Scythopolis devoted a lot of his works to the personal representatives of this movement.

Ключевые слова: Скифополь, христианская церковь, монашество, монастыри, Кирилл Скифопольский. Key words: Scythopolis, Christian Church, monasticism, monasteries, Cyril of Scythopolis.

Скифополь (Бейт-Шеан), расположенный на границе Галилеи и Самарии южнее Тивериадского озера, был известен еще с древневосточных времен. Заново основанный при диадохах город имел важное значение в эллинистическо-римское время, находясь на перекрестке торговых путей (Царской дороги и ответвления Морской дороги)1.

Значение города возросло в начале V в. Римская провинция Палестина была разделена на три отдельные провинции, и Скифополь стал столицей Палестины II, наряду с Кесарией - столицей Палестины I. Это разделение имело место до 409 г., так как город уже упоминается как отдельный в кодексе Феодосия2.

История церкви в Скифополе важна для реконструкции истории монастырей Иудейской пустыни, описанных уроженцем этого города агиографом VI в. Кириллом Скифопольским3, в контексте общей истории Палестины Поздней античности4.

Самые ранние свидетельства существования Церкви в Скифополе имеются в рассказе Евсе-вия о гонениях при Диоклетиане. Первым, кто принял мученическую смерть в волне преследований, был, по свидетельству Евсевия, Прокопий из церкви Скифополя, хотя был родом из Иерусалима. Он был обезглавлен 7 июля 303 г. Прокопий был образованным человеком, который, когда ему предложили совершить возлияния четырем императорам, ответил стихом из Илиады5. В его обязанности в Скифополе входили литургическое чтение Евангелий и их перевод на сирийский язык, а также изгнание демонов6. Прокопий прибыл из Иерусалима, чтобы сделать сирийский перевод Священного Писания, так как самые ранние христиане в Скифополе происходили не из культурной эллинистической среды, но были простыми, необразованными сироязычными людь-

1 См. подробнее: Abel F.-M. 1967. Geographie de la Palestine. Paris.

2 Codex Theodosianus, 7.4.30.

3 Elliott-Binns J. 1989. Cyril of Scythopolis and the Monasteries of the Palestinian Desert. London.

4 Sivan Hagith. 2008. Palestine in Late Antiquity. Oxford.

5 Il. II, 204: «Нет в многовластии блага, да будет единый властитель!»

6 Euseb. Mart. P. I. 1-2.

ми. В их число также входили работники льняных мастерских и торговцы. Это предположение подтверждается тем фактом, что некая мученица из Скифополя, упомянутая Евсевием, имела сирийское имя. Это была дева по имени Эннафа; ее избили, протащили по улицам Кесарии, а затем сожгли (в ноябре 308 г.)1.

Прокопий оставил о себе память в Скифополе. В дополнение к часовне, посвященной ему, в Скифополе, была также освящена церковь св. Савы во время его второго посещения; также имелись посвященная ему церковь в Кесарии, перестроенная императором Зеноном в 484 г., и святилище в Константинополе2.

Позже, в IV веке, церковь в Скифополе была подвержена влиянию арианской ереси. Епископом города тогда был образованный и властный Патрофил. Сократ рассказывает, как Евсевий Эмес-ский изучал Священное Писание еще мальчиком в Эмесе, а затем ездил в Палестину, чтобы узнать его далее от Евсевия Кесарийского и Патрофила3. Евсевий и Патрофил, а также Павлин Тирский были среди первых сторонников Ария4. Вместе они доминировали в палестинской Церкви и стали причиной смещения Максима, епископа Иерусалимского, и поставления Кирилла в его епархии5. Этот союз между Кесарией и Скифополем был продолжен преемником Евсевия, Акакием. В 346 г. синод палестинских епископов приветствовал Афанасия при его возвращении в Египет, но Патро-фил и Акакий при этом отсутствовали6. Позже Акакий подписал письмо Иовиана, подтверждающее Никейскую веру, но Патрофил не сделал этого7. Патрофил из Скифополя мог претендовать на двойную роль: Палестинского епископа, наиболее приверженного арианской ереси, и человека, превратившего церковь Скифополя в мощный центр влияния в Палестине.

Арианские симпатии Скифополя могли повлиять на императора Констанция II в его выборе этого города как места ссылки Евсевия Верцелльского, после того как он отказался принять участие в осуждении Афанасия на Миланском соборе в 355 г.

Возрастающее влияние христианской церкви в Скифополе отмечается и визуально: языческий храм на вершине древнего телля был разрушен, и на этом месте построена большая круглая церковь8. Эта церковь была раскопана Дж. Фицджеральдом в 1921-1923 гг. Основная часть ее структуры состояла из двух концентрических круговых стен с атриумом и притвором на западном конце и апсиды на востоке. Церковь была большая, протяжённостью с запада на восток 50,4 м, включая нартекс и апсиду. Две круглые стены имели диаметр 36,4 м и 26,4 м. Двор между этими двумя стенами, кажется, находился под навесом (вплоть до апсиды), но центральное пространство было под открытым небом. Церковь имела дренажную систему, которая является доказательством того, что центральная площадь располагалась не под навесом и требовалось средство избавления от дождевой воды. Вряд ли это была коническая церковь с деревянным куполом, по аналогии с характером остатков церквей, например в Кесарии. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а пол покрыт мозаикой. Церковь имела колонны с капителями коринфского стиля. Храм был разрушен где-то до 806 г. Остатки состоят из фундаментов и некоего строительного материала, который был повторно использован в последующих арабских постройках9. Дата постройки этой церкви неясна. Стиль здания похож на стиль ротонды Святого Гроба Господня в Иерусалиме и собора в Бостре, который датируется началом VI века. Коринфские капители очень напоминают те, что в церкви св. Стефана в Иерусалиме, построенной императрицей Евдокией между 431 и 438 гг., хотя эти капители могли быть вторичного использования. Датировка постройки началом V века подтверждается не только сходством с храмом св. Стефана, но и сходством между ее мозаикой и мозаиками из церкви на горе Елеонской, а также отсутствием ризницы, или пастофория.

Таково было впечатляющее храмовое здание, доминировавшее над городом. К нему подходила асфальтированная улица, которая вела от городских ворот до церкви, символически направляясь вперед и вверх через руины старого храма Диониса10.

Когда Сава прибыл в Скифополь в конце 518 г., чтобы объявить изменение в политике нового императора Юстина I, императорские письма были зачитаны в церкви. Кирилл говорит при этом: «в древней церкви»11. Кажется, что резиденция епископа была расположена рядом, и что эта церковь отличалась от «новой» церкви на холме.

1 Euseb. Mart. P. IX, 6-8. Эннафа - сирийское имя, тогда как большинство упоминаемых Евсевием имен мучеников -греко-римские.

2 Delehaye H. 1933. Les origines du culte des Martyrs // SHG. 20. Brussels, P. 169, 182-183, 237.

3 Socrates, HE, 2.9.

4 Sozomen, HE, 1.15.11.

5 Socrates, HE, 2.38.

6 Socrates, HE, 2.24.

7 Socrates, HE, 3.25.

8 Сообщение о раскопках см.: Fitzgerald G.M. Beth-Shan Excavations of 1921-1923, The Arab and Byzantine Levels. Philadelphia, 1931. Р. 1-31.

9 См. подробнее: Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970.

10 Tsafrir, Yoram; Foerster, Gideon. 1997. Urbanism at Scythopolis-Bet Shean in the Fourth to Seventh Centuries // Dumbarton Oaks Papers, 51. P. 85-146.

11 Некоторые рукописи дают чтение «старая церковь».

Позже были построены дома вокруг церкви на вершине телля и на нижней террасе. Некоторые из них имели значительные размеры, открытые раскопками1. Часть их принадлежала бедным людям и не оставила никаких следов. Иерусалимский Талмуд рассказывает нам о «домах» Бейт -Шеана, где верхние должны быть построены выше нижних2. Это перемещение населения на холм засвидетельствован и Пилигримом из Пьяченцы в VI веке. «Мы приехали в столицу Галилеи. Она называется Скифополь и стоит на холме»3. Это изменение в характере топографии городов в VI веке происходит и в других местах. Открытые пространства и элегантное расположение классического города были заменены домами, «сбившимися вокруг укрепленной цитадели, вмещающей дворец епископа и главный храм»4.

Приверженность арианской церкви в Скифополе проявлялась еще двумя епископами, которые наследовали Патрофилу. Это были Филипп и Афанасий, последний возглавлял церковь до 380 г.

Константинопольский собор (381 г.) положил конец арианскому влиянию на церковь Ски-фополя, как это произошло в большинстве городов Восточной империи. Епископ Сатурнин принимал участие в Соборе. Феодосий был епископом в 404 г., а Акакий в 431 г., но мало что известно об этих иерархах, занимавших местную кафедру5.

Епископ Севериан сопровождал Ювенала на Халкидонский Собор и, как и Ювенал, высказался в поддержку определения Символа веры. В 452 г. он был убит последователями узурпации Патриарха Феодосия.

В Скифополе, христианском городе вв., весьма влиятельным было монашество. Первые монахи, пришедшие в Скифополь, были оригенистскими беженцами из-за гонений Феофила. Ори-генистские монахи бежали из Нитрийской пустыни, и около трехсот из них пришли в Палестину в 400 г. Большинство обосновалось в Иерусалиме, но около 80-ти, в том числе знаменитые монахи Диоскор и Аммоний - двое из «длинных братьев», пришли в Скифополь, «привлеченные изобильными пальмами, с помощью которых они могли продолжать свою «обычную торговлю»6.

Появление египетских монахов-оригенистов вызвало интерес христиан Скифополя, так как палестинские церковники играли важную роль в оригенистских спорах начала V в., но пребывание первых в Скифополе, вероятно, было кратковременным. В 401 г. некоторые из них продолжили свой путь в Константинополь7.

Более длительное влияние оказал епископ Косьма, который сменил Олимпа «после смерти Феоктиста», произошедшей в сентябре 466 г. Косьма - один из трех братьев, родившихся в Каппа-докии и воспитывавшихся в Сирии, которые первыми были привлечены Евфимием жить монашеской жизнью вместе с ним. Их можно было бы назвать первыми членами-основателями его лавры в Хан-эль-Ахмар. Косьма был самым первым. Он стал сначала диаконом церкви Воскресения, затем ставрофилаксом, после чего был посвящен в епископы и занимал этот пост в течение 30 лет, оказав значительное влияние на церковь. Кирилл высоко отзывается о нем. Нет никаких сведений об основании им монастырей, но он обеспечил связь между Скифополем и монашеской традицией Иудейской пустыни.

Эта связь была усилена, когда Сава провел некоторое время (с 500 по 507 г.) в пещере в пустыне близ Скифополя, в унынии оставив свою лавру из-за растущей силы группировок, выступавших против него. Он был уже известен в Скифополе, и это случилось незадолго до того, как он принимал любопытных посетителей из города и из соседней Гадары8. Среди прочих здесь был богатый человек по имени Василий (Basileios), который следовал подвижнической жизни под руководством Савы. Другие присоединились к ним, в том числе два грабителя, которые пришли, чтобы украсть у Василия товары, но решившили стать монахами, после того как впервые были предупреждены провидением от грабежа при помощи двух львов, от которых затем были избавлены после воззвания в молитве к помощи Савы. Поселение было основано как киновия с помощью исав-ра по имени Матиас. Его преемником стал другой исавр, Тарасия9.

Монашеское движение в городе было усилено в связи с культом Иоанна Крестителя. Важный паломнический пункт Энон близ Салима, где Иоанн крестился, был расположен в восьми милях к югу от Скифополя. По словам паломницы Эгерии, участок находился в саду и был достижим из села Седима (Sedima). Это заявление подтверждается картой мозаики из Мадабы, на которой показан Энон, вдали от какого-то крупного города10. Невдалеке было расположено альтернативное

1 Fitzgerald G.M. Beth-Shan Excavations. Р. 4-14.

2 Baba Mezia 12c; цит. по: Avi-Yonah M. 1962. Scythopolis // IEJ. 12. Р. 123-134.

3 Antoninus Placentinus, 8.

4 Cameron, Averil. 1985. Procopius and the Sixth Century. London, P. 112.

5 См.: Abel F. -M. Beisan // RB. 9. 1912. Р. 420 (409-423).

6 Soz. 8, 13, 1. Chitty D.J. 1966. The Desert a City. Oxford, P. 58.

7 Soz. 8, 13, 1.

8 Возможно, Сава, посетивший Скифополь в Великий Пост, путешествовал через пустыню, которая простиралась в одном случае через Галилею вплоть до Паниаса на склонах горы Хермон. 107.27-108,15.

9 Оно находится на восточном берегу реки Иордан.

10 Itinerarium Aetheriae 13. 2-4 (SC; pp.182-184). Мозаичная карта из Мадабы датируется M. Ави-Йоной (Avi-Yonah М. Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 16-18) 560-565 гг., что делает ее почти синхронной сочинениям Кирилла. Об Эноне см. с. 35.

место крещения Иоанна - «Энон, а ныне Сапсафас», также обозначенный на карте из Мадабы1. Вероятно, это место, которое посетил Антонин. Он так описал свой визит: «В той части Иордана есть родник, где святитель Иоанн совершил крещение, и который находится в двух милях от Иордана, и Илия был в той долине, когда вороны приносили ему хлеб и мясо. Вся долина полна отшельников»2. Иоанн Мосх также упоминает отшельников, живших там, и пещеру, в которой Иоанн Креститель явился отшельнику с некоторыми своевременными советами о его будущем роде занятий, хотя он и под именем Сапса (Sapsas)3. Связанное с Илией и Иоанном Крестителем -библейскими фигурами, которые вдохновили монахов, это место стало привлекательным для колонии отшельников.

Антонин из Плаценции описывает Скифополь как место, «где святой Иоанн совершал множество чудес»4. Существовало несколько мест, связанных с культом св. Иоанна в Скифополе. В списке подписавших акты Константинопольского Собора 536 г. есть «диакон и монах монастыря св. Иоанна», поставивший подпись «от имени всех монахов из Скифополя»5. Этот монастырь св. Иоанна должен быть идентифицирован с монастырем в Энфеменефе (Enthemanaith), или Энфе-мене (Enthemane), который находится в месте почитания св. Иоанна. По словам Кирилла Скифо-польского, он проходил по широкой улице в центре города с колоннадами с обеих сторон, которая находилась рядом с «апсидой» св. Иоанна. Эта «апсида» св. Иоанна представляла собой круглое сводчатое здание, которое содержало реликвию. С другой стороны, там мог разместиться источник и бассейн. Enthemane может быть эллинизированной формой En Temane, что переводится как «К восьми». Вполне возможно, что там имели место исцеления, связанные с Иоанном Крестителем. Еще в XII веке русский игумен Даниил показывал здесь «замечательную пещеру, которая развертывается в чудесном бассейне».

В сочинениях Кирилла говорится о большом влиянии на церковь в Скифополе культа Иоанна Крестителя с ее монашескими коннотациями, что подтверждается тем фактом, что многие жители города носили имя Иоанн. Таковы святой отшельник Иоанн, который жил в монастыре Эн-феменеф, Иоанн Expulsor и Иоанн, отец Кирилла.

В V-VI веках монастыри Скифополя были большими и процветающими и пользовались покровительством влиятельных граждан.

Наиболее обширные остатки монастыря раскопал Г. Фитцджеральд на северной стороне реки Харод в 1930 г. Он назвал их монастырем Госпожи Марии. Это комплекс помещений с церковью в северо-восточном углу. Украшения великолепны и включают в себя прекрасные мозаичные полы с растительными и животными мотивами. Надпись в вестибюле увековечивает имена покровителей монастыря: «Просфора ради памяти и полноценного отдыха во Христе Зосимы Иллю-стрия и ради спасения и принятия Иоанна Эндоксотата из префектов, и Петра, и Анастасия - христолюбивых комитов, и всеми ими благословенном доме, за молитвы святых. Аминь». Другая надпись в том же монастыре свидетельствует о том, что он был основан «Христолюбивой Госпожой Марией и ее сыном Максимом»6.

В Скифополе были найдены и другие надписи, говорящие о том, что высокопоставленные чиновники оказывали протекции монастырям. Таковы, например, «схоластик», который появляется в надписи, датируемой 522 г., и «комит и архонт мегалопрепестата», упомянутый в строительной надписи Евстафия, также датируемой 522 г.

Труды Кирилла Скифопольского также свидетельствуют о развитой монашеской жизни Скифополя. Помимо монастыря Энетеменеф, в котором жил отшельник Иоанн, Сава также посетил часовню, или «апостолион» апостола Фомы, где жил исихаст Прокопий7. Там также имеется ссылка на одного из евфимиевых монахов, Кириона, который ранее был священником в часовне мученика Василия8. Возможно, епископ Феодосий был тесно связан с монашеским движением в городе. Сава во время своего второго приезда останавливался вместе с епископом. «Великий старец был доставлен в здание епископа и остановился в монастыре святого мученика Прокопия»9. Вполне вероятно, что здесь были собраны монахи, ранее рассеянные по разным местам, что предусматривало наличие епископа и его резиденции, как это имело место в Иерусалиме при патриархе Илии.

1 Avi-Yonah М. 1954. Madaba Mosaic Map. Jerusalem, P. 37.

2 Antoninus Placentinus 13.

3 John Moschus, Prat. 1-2 (PG 87.3: 852C-853C).

4 Ant. Plat. 8.

5 Abel F.-M. Beisan. P. 420.

6 Раскопки и описание: Fitzgerald G.M. 1939. A Sixth Century Monastery in Beth-Shan (Scythopolis). Philadelphia, О тексте надписи: р. 13.

7 Elliott-Binns J. 1989. Cyril of Scythopolis and the Monasteries of the Palestinian Desert. London, P. 34.

8 Ibid.

9 Кирилл использует слово oikos для описания этого монастыря. Oikos также используется для описания монастыря св. Стефана в Иерусалиме, построенного Евдокией. Евдокия гарантировала, что его возглавит Гавриил, младший брат Космы, епископа Скифополя, объявленный настоятелем. Позже делегаты из этого монастыря присутствовали на Константинопольском Соборе 536 г. См.: Vailhe S. 1897-1898. Les premieres monasteres de la Palestine // Bess. 3. P. 351.

Церковь Скифополя не только сама оказалась объектом щедрых пожертвований, но и сыграла важную роль в жизни города, финансируя строительные проекты для тех, кто в них нуждался. Так, надпись на известняковой плите в 70 м за пределами городской стены гласит: «Феодор Пастырь выделяет [средства], обновляя ими бани для больных с очень тяжкой болезнью проказы во время 7-го индикта в 622 году» (то есть 622 г. помпейской эры, следовательно, в 558/9 г.)1. Проказа была тогда эндемичной только в Египте и Палестине (и, возможно, в Персии), и прокаженным было запрещено входить в общественные бани. Это привело к необходимости размещения бань для них за пределами города. Услуги для прокаженных были особенно важны в Скифополе ввиду его репутации как места исцеления. Купание в Иордане, особенно в месте крещения Христа, расценивалось как лекарство от проказы2. Надпись показывает, что церковь заботилась о больных и имела ресурсы для предоставления им помощи.

Скифополь V-VI вв. был славен монастырями. Аскетический пафос христианства, который они создавали, привлекал как богатых и влиятельных людей, так и бедных (как женщина с кровотечением под аркой возле исцеляющей часовни св. Иоанна, мимо которой проходил Сава)3. Но прославил Скифополь как христианский центр именно Кирилл Скифопольский, составивший в VI в. жития монахов Иудейской пустыни, расположенной к югу от города4.

Библиография References

1. Житие св. Савы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерусском переводе / Изд. И. Помяловский. СПб., 1890. CXLVI, 588 с.

Zhitie sv. Savy Osvjashhennogo, sostavlennoe sv. Kirillom Skifopol'skim, v drevnerusskom perevode / Izd. I. Pomjalovskij. SPb., 1890. CXLVI, 588 s.

2. Abel F.-M. 1912. Beisan // Review Biblique. 9. Р. 409-423.

3. Abel F.-M. 1967.Geographie de la Palestine. Paris.

4. Avi-Yonah M. 1962. Scythopolis // Israel Exploration Journal (IEJ). 12. Р. 123-134.

5. Avi-Yonah M. 1963. The Bath of the lepers at Scythopolis // IEJ. 13. Р. 325-326.

6. Avi-Yonah М. 1954. Madaba Mosaic Map. Jerusalem.

7. Cameron, Averil. 1985. Procopius and the Sixth Century. London, P. 112.

8. Chitty D.J. 1966. The Desert a City. Oxford.

9. Codex Theodosianus / ed. Th. Mommsen. Berlin, 1905.

10. Delehaye H. 1933. Les origines du culte des Martyrs. Brussels.

11. Elliott-Binns J. 1989. Cyril of Scythopolis and the Monasteries of the Palestinian Desert. London: King's College.

12. Fitzgerald G.M. 1939. A Sixth Century Monastery in Beth-Shan (Scythopolis). Рhiladelphia, О тексте надписи: p. 13.

13. Fitzgerald G.M. 1931. Beth-Shan Excavations of 1921-1923, The Arab and Byzantine Levels. Philadelphia.

14. Kyrillos von Scythopolis / Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1939.

15. Lives of the Monks of Palestine by Cyril of Scythopolis. Kalamazoo, 1991.

16. Ovadiah A. 1970. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn.

17. Sivan, Hagith. 2008. Palestine in Late Antiquity. Oxford: Univ. Press.

18. Tsafrir, Yoram; Foerster, Gideon. 1997. Urbanism at Scythopolis-Bet Shean in the Fourth to Seventh Centuries // Dumbarton Oaks Papers, 51. P. 85-146.

19. Vailhe S. 1897-1898. Les premieres monasteres de la Palestine // Bess. 3. Р. 334-356.

1 Avi-Yonah M. 1963. The Bath of the lepers at Scythopolis // IEJ. 13. Р. 325-326.

2 2 Цар. 5.10.

3 Житие св. Савы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерусском переводе / Изд. И. Помяловский. СПб., 1890.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Kyrillos von Scythopolis / Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1939; Lives of the Monks of Palestine by Cyril of Scythopolis. Kalamazoo, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.