УДК 930.85
Жамгарян Г.А.
студент 2 курса магистратуры Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ ИОРДАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
Аннотация: Данное исследование направлено на определение взаимосвязей между определенными историческими процессами и современной формой организации туризма в Иордании. Автор предлагает собственную периодизацию формирования и развития культурно-исторического наследия Иордании, характеризуя роль и влияние каждого из этих этапов на современное положение иорданского туристского сектора. В ходе данного исследования были также определены основные факторы, способствовавшие развитию туризма в Иордании.
Ключевые слова: история, культура, культурно-историческое наследние, туризм, Ближний Восток, Иордания, Ислам, Христианство.
Территория современной Иордании исторически обозначалась как Трансиордания, что означает «по ту сторону реки Иордан», или же «Заиорданье», (ар. «восток Иордана», или «к востоку от Иордана»).
Так или иначе, именно река Иордан с древнейших времен была основным фактором, позволяющим идентифицировать земли современного Хашимитского Королевства. Этот сравнительно небольшой регион, фактически расположенный в северо-западной Аравии, является транзитным пунктом между государствами Восточного Средиземноморья и Междуречьем, а так же входит в сухопутный маршрут из Аравии в Египет.
При исследовании и изучении путей культурно-исторического и социально-
экономического развития отдельных государств Ближнего Востока, Иорданию принято
относить к странам Леванта, тем самым, подчеркивая определенную историческую и
культурную близость Иордании с Палестиной, Сирией и Ливаном. Левантом
17
называется историческая местность на Ближнем востоке, представляющая собой перекресток между странами Восточного Средиземноморья, Передней Азией и СевероВосточной Африки.
Слово Левант заимствовано англичанами из французского языка, где оно переводится как «восходящий». Иными словами термин Левант обозначает тот регион, со стороны которого восходит солнце для Европы. Следует отметить, что арабское слово «аш-Шам» ), а так же «Ханаан» (Канаан), слово пришедшее из Древнего Египта, можно считать синонимами к имеющему латинское происхождение, слову Левант.
Историю Иордании можно разбить на несколько периодов, каждый из которых оставил собственные археологические, культурные и религиозные следы. Подобную периодизацию можно представить следующим образом: доисторический, библейский, римско-византийский, период арабских исламских завоеваний, османский, британский и современный периоды. [1]
Доисторический период
На территории Иордании, в Азраке и пустыне Вади Рам были найдены охотничьи орудия датируемые периодом от 50 тыс. до н. э. по 10 тыс. до н. э. В этот период в долине Иордана появляются первые оседлые племена и зарождается земледелие. [9, с. 54]
Одни из древнейших археологических находок на территории Иордании так же относятся к периоду ранее 10 тыс. до н. э. Неподалеку от всемирно известной Петры, в селении Шкарат Мсайяд, археологической экспедицией ЮНЕСКО, возглавляемой исследователями копенгагенского университета, не так давно, найдено древнее поселение, относящееся к эпохе докерамического неолита. Раскопки проходили с 1999 по 2016 годы.
Открытие в 1975 году остатков цивилизации Эбла доказало, что задолго до экспансии египтян и хеттов, примерно в ХХУ-ХХ11 веках до н.э., иорданские земли входили в состав этого государства и, находясь на перекрестке торговых путей из Малой Азии к Красному и Мертвому морям, играли важную роль в цивилизации Эблы.
С этого времени, библейские города Содом и Гоморра, некогда важные торговые узлы, ныне лежащие на дне Мертвого моря, перестали считаться мифическими. [3] Библейский период
Многочисленные поселения Сирии, Финикии, Палестины и долины Иордана были освоены земледельцами еще в VIII—IV тысячелетиях до н. э. С III тысячелетия до н. э. эти центры становятся важными узлами транзитных торговых связей, что способствовало их ускоренному развитию, сложению на их основе крупных городских комплексов, украшенных величественными храмами. Города демонстрировали тенденцию к укреплению и расширению за счет прилегающей к ним периферии, завоевания и присоединения соседних земель. Населенный преимущественно семитами, заимствовавший как египетские, так и вавилонские достижения культуры, средиземноморский район Западной Азии, получивший наименование Ханаан, с начала II тысячелетия до н. э. превратился в экономически процветающий край, источник ценных природных ресурсов. [10, с. 42]
Итак, именно семитские племена хананеев считаются древнейшим населением на территории современной Иордании. В течение III и II тыс. до н.э. иорданские земли входили в состав Аккадской, Вавилонской, Ассирийской и Египетской империй.
Во второй половине II тысячелетия до н.э. в Заиорданье выделились несколько сильных самостоятельных государств, таких как Аммон, Моав и Эдом. Это время принято считать концом доисторической истории Иордании. С этого момента вся территория Заиорданья была разделена между тремя королевствами: Аммоном, со столицей Раббат Аммон (Амман), Моавом, со столицей Дибон (близ Мадабы) и Эдомом, со столицей Петра. Этот период можно считать ключевым, при исследовании древней истории Трансиордании, так как рассматривая этот период, не приходится говорить об Иордании как части истории Сирии и Палестины.
В следствие постоянных конфликтов с иудейскими племенами произошло некоторое ослабевание упомянутых государств. Это приводит к тому что в. VIII в. до н. э. заиорданские территории завоевываются Ассирийской державой, а в VII в. до н. э. коалицией Мидии и Вавилона.
В 530-х гг. до н. э. Вавилония, Египет и земли Благодатного полумесяца были завоеваны ахеменидской Персией. Это могущественное государство просуществовало около двухсот лет, пока в 330 г. до н. э. Александр Великий (Македонский) со своим войском не нанес серию поражений армии Дария III, что привело к падению Ахеменидской Империи и покорению всех ее народов Александру.
В это же время значительно укрепили свои позиции набатеи, вытеснив эдомитов из южной Иордании. Расположившись на юге Иордании и территориях Моава, набатеи начали развивать сельское хозяйство и торговлю. Более того, значительного уровня достигла военная мощь Набатейского царства.
Столицей государства стала Петра. Именно этот город оказался на перекрестке торговых путей между Египтом, Сирией, Аравией, Палестиной и Месопотамией. Набатейское царство достигло во 11-1 вв. до н.э. значительного экономического и культурного расцвета. В этот период были созданы все самые значимые набатейские памятники - дворцы, храмы, усыпальницы царей и знати.
Это внесло большой вклад в формирование современного облика Иордании, став плацдармом развития исторического потенциала в качестве ресурса культурно-исторического туризма. Сам город Петра сегодня является «Визитной карточкой Иордании» и одним из объектов «новых Семи чудес света».
Набатея при своём образовании оказалась объектом соперничества молодых держав диадохов - птолемеевского Египта и государства Селевкидов, заинтересованных в торговле с Аравией, так как караванные пути, по которым шла торговля пряностями и благовониями, проходили по набатейской территории. В это время, Амман, будучи под контролем птолемеевского Египта, был переименован в Филадельфию, по прозвищу царя Птолемея II - Филадельф, что в переводе с древнегреческого языка означает «любящий сестру» и отсылает к эпизоду женитьбы Птолемея II на родной сестре Арсионе II.
С ослаблением государства Селевкидов, которое было образовано в результате войн между диадохами - наследниками империи Александра Великого, за раздел сфер влияния после смерти царя, власть набатеев распространилась до Дамаска, который был захвачен ими в 85 г. до н.э. В течение римской экспансии в I в. до н. э. - I в. н. э. Набатея
сумела сохранить независимость и союзнические отношения с Римом. Однако в 106 г. при императоре Траяне, столица Набатейского царства пала под очередным ударом римских легионеров. Траян присоединил Набатею к Риму, образовав на её территории провинцию Аравия Петрейская. [6, с. 112]
В Заиорданье происходило множество библейских событий - от сорокалетнего странствования иудеев в 1600-х годах до н.э. до крещения Иисуса Христа в 30 году н.э.
Путь евреев из Египта шел от Синайского полуострова, по землям Едома, Моава и Аммона, восточнее Иордана и Мертвого моря. Одно из самых почитаемых паломниками мест в Иордании - гора Небо (Нево), неподалеку от основанной еще моавитянами Медевы (современная Мадаба). Здесь, согласно приданию, господь позволил Моисею взглянуть на Землю Обетованную перед кончиной. В городе Вади-Муса, рядом с Петрой, паломники могут увидеть источник, который Моисей выбил из камня жезлом. Одним из ключевых паломнических центров так же является Вифания -место крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Здесь же, неподалеку, в городе Макавир, в 31 г. был обезглавлен Иоанн Креститель.
Таким образом, Иордания имеет особое значение для библейской истории, что в современном мире является ключевым фактором позиционирования страны как центра паломнического/религиозного туризма.
Римский и византийский периоды
В эпоху завоеваний Римской Империи, на закате Набатейской Империи, восточный берег Иордана был процветающим краем. Римляне строили здесь новые города для дальнейшей экспансии на восток. Город Джераш, севернее Аммана - хорошо сохранившийся пример римского градостроения в Заиорданье.
Эпоха правления римлян оставила значительный след на современном облике Иордании. Этот период ознаменовался расцветом восточного берега Иордана, словно в аммонитско-моавитянско-эдумейскую эру. Иорданские земли находились в эпицентре развития культуры и инфраструктуры. В частности, это касается Декаполиса - группы из десяти античных городов, расположенных в восточной части Иорданской долины. Десять городов, не образовывая какой-либо политический союз, были объединены на основе языка, культуры своего политического статуса. Шесть городов Декаполиса,
сегодня, расположены в Иордании: Амман (Филадельфия), Рафана (Абила), Гадара, Дион, Пелла, Джераш (Гераса).
Эти города представляли собой центры греческой и римской культур на фоне оригинальной семитской. Правители Рима стремились к процветанию в отдаленных землях своей империи, одной из таких периферийных территорий была иорданская долина. В связи с этим римляне всячески поощряли развитие Декаполиса. В этих городах отчетливо прослеживается печать римской культуры.
В начале IV века Римская империя распалась на Западную и Восточную. Палестина, вместе с восточным берегом Иордана, превратилась в одну из префектур Византийской империи. Далее, вплоть до VII в. эти земли были очагом распространения и христианской богословской мысли и развитием христианского паломничества.
В Мадабе туристам показывают уникальные напольные фрески в христианских церквях. На востоке Иордании в Ум эр-Расас, посреди пустыни активно проводятся раскопки древнего города, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Полученные сведения, относящиеся к первому тысячелетию нашей эры, свидетельствуют о богатстве и высоком культурном уровне обитателей города. [2, с. 86]
Исламский период (от Арабского Халифата до Османской Империи)
В начале VII в., арабские племена, вышедшие из глубин Аравии, объединенные новой религией - исламом, начали свои захватнические походы. С развитием арабской экспансии в регионе, иорданская долина подвергается завоеванию династией Омейядов, установившим столицу Омейядского халифата в Дамаске. На территории современной Иордании омейяды отметились строительством так называемых замков пустыни (ар. . Все девять замков расположены в северной части Иордании,
вокруг Аммана, близ сирийской границы. Они были возведены в период с 660 по 750 гг. В 750 г. аббасиды перехватили власть у омейядов и перенесли столицу теперь уже Аббасидского халифата в Багдад. С этого момента трансиорданские земли отдалились от эпицентра развития и постепенно стали приходить в упадок.
С XVI в. Иорданские земли, как и большая часть всего Ближне-восточного региона оказываются под властью Османской Империи. Наступление аравийских
песков привело к упадку сельского хозяйства в южных районах трансиордании, прилегающих к Красному морю. В связи с этим вся хозяйственная и культурная деятельность сосредоточилась на севере - близ нынешнего Аммана и сирийской границы. Конец османскому владычеству в регионе положила Первая Мировая война.
Этот период можно считать ключевым для истории Иордании и всего региона, учитывая тот факт, что укоренение Ислама на ближнем востоке сформировало современный идеологический и социально-экономический облик всех арабских стран. На территории Иордании, в частности, сохранились многочисленные архитектурные памятники эпохи исламских завоеваний, в том числе упомянутые омейядские замки в пустыне, притягивающие сегодня немалую долю туристов. Британский мандат
Незадолго до начала Первой Мировой войны в Османской Империи была запущена волна антиправительственных восстаний. Арабские повстанцы защищали идею единства и независимости арабского народа. Эти настроения постепенно обострялись, несмотря на жесткие подавления со стороны турецкой армии. В данном контексте, весьма удобным случаем для арабов предстало начало Первой Мировой войны, в которой Империя вступила на стороне Германии. [8, с. 16]
Арабы поддержали Антанту, в частности, Великобританию, в обмен на обещание создать единое арабское государство. В 1916 г. шериф Мекки Хусейн ибн Али (прапрадед нынешнего короля Иорданского Хашимитского Королевства Абдаллы ибн Хусейна II) поднял восстание в Хиджазе. Эти события ярко описаны в мемуарах Томаса Эдварда Лоуренса (Лоуренса Аравийского) «Семь столпов мудрости». Томас Лоуренс сыграл важнейшую роль в свершении Великой арабской революции ( ар. Ъ^'
) будучи в роли связующего звена, координатора и гаранта для разрозненных и враждебно настроенных многочисленных арабских племен.
Обещания англичан не были исполнены, и, в ходе формирования и вступления в силу ряда конференций и мирных соглашений, таких как тайное соглашение Сайкс-Пико в 1916 г., Сервский мирный договор и конференция в Сан-Ремо в 1922 г., заседание Совета Лиги Наций в 1922 г. и Лозанский договор в 1923 г., окончательно распределивших сферы влияния стран победителей на «обломках» Османской
Империи, и установивших новую мандатную форму управления, сформировался и очертил свои границы современный облик Ближнего Востока. Согласно окончательной договоренности территория Палестины осталась под протекторатом англичан. Она была поделена на две части: Палестину и Трансиорданию. Лишь благодаря усилиям первого короля Трансиордании Абдалле ибн Хусейну I и его договоренности с Уинстоном Черчиллем, Трансиордания, в 1923 г. была признана Великобританией как отдельный от Палестины эмират. [4, с. 29]
События данного периода истории несут судьбоносный характер для последующего развития современной Иордании. Дело в том, что, во-первых, Трансиордания была отделена от Палестины, получив статус самостоятельной единицы, и, во-вторых, именно Трансиордании, в процессе формирования новой политической карты региона, удалось избежать, в отличие от Ирака, Сирии и Ливана, предпосылок социальной дестабилизации. Иными словами, этнический и религиозный состав Иордании представлен подавляющим большинством арабами-суннитами, в отличии от стран-соседей, где по сей день не утихают и, даже обостряются этнические и конфессиональные противоречия, ставшие корнем дестабилизации военно-политической ситуации на Ближнем Востоке. Данный факт прямо отражается на современном преимущественно стабильном положении иорданской экономики, и делает возможным осуществление туристской деятельности, несмотря на окружающий Иорданские границы хаос во всех сферах жизни общества.
Современность
В целом, с точки зрения истории, основной проблемой для Иорданского Хашимитского Королевства на протяжении практически всей второй половины XX в. были враждебные отношения с Израилем, обострение которых не раз перерастало в вооруженные конфликты, а так же временами напряженные отношения с палестинской администрацией и некоторыми арабскими вождями, таким как например Гамал Абд ан-Насер. Проблема заключалась в нивелировании опасных конфликтов при сохранении «лица» в глазах всего арабского мира, а так же сопровождалась массовым притоком палестинских беженцев, что однако являлось скорее важным историческим фактом,
нежели разрушило социальную сферу иорданского общества. Так Иордания традиционно находилась в эпицентре арабо-израильского конфликта. [7, с. 160]
В то же время, современный период истории Иордании, берущий свое начало в середине прошлого столетия, связан непосредственно с зарождением туристской индустрии на фоне развития экономики.
В результате, можно выделить следующие ключевые факторы становления и развития туристской индустрии в Иордании:
• Непосредственное отношение к библейской истории и событиям библейского периода;
• Римский и омейядский периоды истории, находящие отчетливое отражение в современном облике государства;
• Уникальный рекреационный ресурс в виде Мертвого моря и ландшафтные объекты, (Вади Рам, ущелье Сик и иорданская долина);
• Древний город Петра, выделенный в самостоятельную единицу, в силу своего значения для международного туризма;
• Стабильная социально-политическая ситуация (относительно соседних стран, таких как Сирия и Ирак)
• Создание важнейших институтов по развитию туризма и его смежных отраслей и нацеленность правящей династии расширять и содействовать развитию сферы услуг со второй половины прошлого века.
Таким образом, мы попытались выявить ключевые взаимосвязи между определенными историческими событиями в Иордании и характером развития туристской индустрии этого государства.
На концептуальном уровне Иордания стремится интегрировать такие противоречивые факторы национального развития, как традиционализм и модернизм, ислам и умеренный светскии характер власти, идеи этно-культурнои самобытности и западные либерально-демократические ценности. Это в конечном итоге будет способствовать реализации «иорданскои модели» эффективного развития, которая могла бы стать примером для всего арабо-мусульманского мира.
Список литературы:
1. Аналитический портал о Ближнем Востоке Fanack Chronical. [сайт] URL: https://chronicle.fanack.com (дата обращения 12.11.2018).
2. Дарк Д. Иордания: Путеводитель. — М.: ФАИР, 2010. - 176 с.
3. Копенгагенский университет / Kobenhav's Universitet. [сайт] URL: http://www.ku.dk (дата обращения 12.11.2018).
4. Котлов Л.Н. Иордания в новейшее время — М.: «Издательство восточной литературы», 1962. - 260 с.
5. Burckhardt J.L. Travels in Syria and the Holy Land. Published by the Association for promoting the discovery of the interior parts of Africa. — London: John Murray, 1822. -325 p.
6. Gerard P.F. A history of Trans-Jordan and its tribes Vol. 1. — Amman: Institute of Islamic studies, 1934. - 245 p.
7. Hussein ibn Talal. Uneasy Lies The Head. The Autobiograpahy Of His Majesty King Hussein I Of The Hashemite Kingdom Of Jordan. Library of Congress. — New York: Bernard Geis Associates, 1962. - 344 p.
8. Lawrence T.E. Seven pillars of Wisdom. Classics of World Literature Series. - London: Wordsworth Editions, 1997. - 665 p.
9. Metz. H.C. Jordan : a county study / Federal Research Division, Library of Congress ; edited by Helen Chapin Metz. — 4th ed. Area handbook series. — Washington: DA pam, 1991. -330 p.
10. Taylor B. Travels in Arabia. — NY: Charles Scribner's sons, 1892. - 296 p.