Эяещротый научно-методичесщй ¿гурнал
Омского ТЯГ
Глотова Н. И. Малые формы хозяйствования - потенциал развития сельских территорий (на материалах Алтайского края) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 4 (27) октябрь - декабрь -URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2021/4/00958.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 338.432:631(571.150)
Глотова Наталья Ивановна
Кандидат экономических наук, доцент, доцент ФГБОУ ВО Алтайский ГА У, г. Барнаул niglotovaainbox. ru
Малые формы хозяйствования - потенциал развития сельских территорий
(на материалах Алтайского края)
Аннотация: в статье рассматривается значимость малых форм хозяйствования в развитии сельских территорий. На материалах Алтайского края проведён анализ состояния данного сегмента агробизнеса. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к формированию мер государственной поддержки в разрезе регионов в силу разного уровня их экономического потенциала.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, сельские территории, государственная поддержка, Алтайский край, занятость, доходы, экономический потенциал.
Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без успешной деятельности малых форм агропромышленного бизнеса, к которым относятся крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК).
Для Алтайского края значимость развития малых форм хозяйствования на селе очень высока. Это обусловлено тем, что помимо сельскохозяйственного производства малый агробизнес обеспечивает занятость сельского населения, содействует развитию местных бюджетов, осуществляет селообразующие функции, сохраняет от деградации земельные ресурсы [1].
По состоянию на 1 января 2021 г. в Алтайском крае зарегистрировано 3283 крестьянских фермерских хозяйств (К(Ф)Х), включая индивидуальных предпринимателей (ИП), и 459108 личных подсобных хозяйств (ЛПХ) (рис. 1).
500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
4051
ЛПХ
♦—К(Ф)Х включая ИП
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Рисунок 1. Количество зарегистрированных К(Ф)Х, включая ИП, и ЛПХ в Алтайском крае за 2015-2020 гг., единиц [2]
Малыми формами хозяйствования за 2013-2020 гг. произведено 47,5% общекраевой продукции сельского хозяйства, в том числе: продукции растениеводства - 44,5%, продукции животноводства - 51,2% (рис. 2).
□ схо па К(Ф)Х и ип и лпх
Рисунок 2. Структура производства продукции сельского хозяйства Алтайского края
по категориям хозяйств за 2013-2020 гг., %
За 2013-2020 годы объёмы производства продукции растениеводства и животноводства в Алтайском крае выросли практически в 2 раза в К(Ф)Х, включая ИП (208,1% и 197,8% соответственно); в сельскохозяйственных организациях существенный рост наблюдается в животноводстве (189,3%), а в личных подсобных хозяйствах, напротив: тенденция снижения [2].
Развивать сельские территории и вкладывать в них деньги - это одна из приоритетных задач в развитии страны. Проведённые нами исследования показали, что за последнее время принято и реализуется множество государственных программ, направленных на развитие сельского хозяйства. Помимо этого успешно работают механизмы финансовой поддержки: льготные кредиты, субсидии, гранты для фермеров «Начинающий фермер» (конкурсные от-
боры на получение данного гранта проводились до 2020 года включительно), «Агростартап», при этом список получателей поддержки постоянно расширяется.
Так, например, грантовые адресные ассигнования малым формам хозяйствования в Алтайском крае за 2020 г. составили 129,4 млн руб. (рис. 3).
2018 г.
2019 г.
2020 г.
ц начинающие фермеры (кол-во грантов), ед.
шштшш развитие семейных
животноводческих ферм на базе К(Ф)Х (кол-во грантов), ед.
развитие СПоК (кол-во грантов), ед.
■ начинающие фермеры (сумма), млн руб.
-развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х (сумма), млн руб.
-•—развитие СПоК (сумма), млн руб.
Рисунок 3. Грантовая поддержка малых форм хозяйствования в Алтайском крае за 2018-2020 гг. [3]
Грант на реализацию бизнес-проекта получен снабженческо-сбытовым сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Колос» в размере 25 млн руб., это позволит приобрести необходимый специализированный транспорт и оборудование.
Грантовая поддержка в 2020 г. оказана 17 фермерам на 75 млн руб. из которых 12 -развивают молочное, 5 - мясное скотоводство.
Кроме того, в 2020 г. поддержано 3 бизнес-проекта на развитие молочного скотоводства в семейных фермах. Семейными фермами за 2020 г. произведено 2,3 тыс. тонн мяса скота и птицы на убой и 26,9 тыс. тонн молока. Нужно заметить, что в семейных фермах создано 435 постоянных рабочих места в сельской местности.
Таким образом, мы видим, что благодаря грамотным мерам государственной поддержки, в Алтайском крае наблюдается положительная динамика показателей деятельности малых форм хозяйствования.
Однако, на сегодняшний день, на наш взгляд, для развития сельских территорий принципиально важными становятся вопросы диверсификация источников дохода и развитие альтернативной занятости. Доля сельскохозяйственной занятости в сельской местности снижается: за 2010-2020 гг. - с 26 до 20%. Для сравнения: доля занятых в сельском хозяйстве в развитых странах: в ЕС - 11%; в США - 5% [4]. При этом, уровень безработицы в сельской местности России почти в два раза выше, чем в городах (8% по сравнению с 5%), около 1/5 сельских жителей получают доход ниже прожиточного минимума [4].
Можно сделать вывод: бедность является значимым препятствием для развития сельских территорий, а сельское хозяйство на данный момент перестаёт быть основным источником занятости и дохода в сельской местности.
Проведенный обзор показал, что сегодня у населения страны, особенно у семей с детьми, все большую популярность приобретает сельский туризм, который дает дополнительные стимулы и ресурсы для развития небольших сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
В связи с этим Правительство РФ с 2022 г. вводит новую меру государственной поддержки по развитию сельского туризма в Российской Федерации - грант «Агротуризм» [6, 7]. Для реализации данной меры на 2022-2024 годы предусмотрены ассигнования федерального бюджета в объёме 1,5 млрд руб.. Новый грант в размере до 10 млн руб. будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на развитие агротуризма [8].
Действительно, планы федерального центра достаточно грандиозны. Так, например, до 2025 г. в России планируется ввести в оборот 4 млн га сельскохозяйственных земель. Принятые поправки в Закон №299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который позволяет строить на землях сельскохозяйственного назначения жилые дома, должен способствовать привлечению на землю новых человеческих ресурсов и вводу земель в оборот [9].
Кроме того, для решения проблемы, связанной с невозможностью К(Ф)Х конкурировать с крупными сельскохозяйственными производителями в доступе к земельным участкам, будет доработан специальный законопроект, к рамках которого позволяется осуществлять однократное предоставление К(Ф)Х земельных участков из состава земель сельхозназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Подводя итоги, стоит отметить: как бы ни складывалась ситуация в конкретных регионах, те импульсы, которые уже даны федеральным центром и правительством, не остановить. Считаем, что политика поддержки малых форм хозяйствования на селе в большей степени должна быть дифференцирована, так как сельские территории в границах крупнейших городских агломераций, в зонах развития высокопродуктивных агропромышленных технологий имеют совершенно разный экономический потенциал и в связи с этим требуют различных наборов мер государственной помощи.
Ссылки на источники:
1. Глотова Н.И. Цифровая экосистема - инновационный инструмент для ведения сельскохозяйственного бизнеса // «Агротехнологии XXI века: стратегия развития, технологии и инновации», Всероссийская науч.-практическая конф. (20 октября ; 2020 ; Пермь). - Пермь : ИПЦ «Прокростъ», 2020.- С. 300-302.
2. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - URL: https://akstat.gks.ru/folder/34967 [дата обращения 08.11.2021].
3. Глотова Н.И. Сельскохозяйственная кооперация - основа развития мясного скотоводства Алтайского края // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник материалов: в 2 кн. / XVI Международная научно-практическая конференция (9-10 февраля 2021 г.). - Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2021. - С. 62-63.
4. Алексеев Д. Были на селе: как вернуть жизнь российской деревне. - URL:
https://iz.ru/1173713/dmitrii-alekseev/byli-na-sele-kak-vernut-zhizn-rossiiskoi-derevne [дата
обращения 20.12.2021].
6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - URL: http://agroportal2.garant.ru:81/SESSION/PILOT/main.htm [дата обращения 20.12.2021].
7. Федеральный закон от 02.07.2021 N 318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федераль-
ного закона «О развитии сельского хозяйства». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389013/ [дата обращения 20.12.2021].
8. Аграрии смогут получить гранты до 10 млн руб. на развитие агротуризма с 2022 года. - URL: https://tass.ru/ekonomika/12221767 [дата обращения 20.12.2021].
9. Федеральный закон от 02.07.2021 N 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388989/ [дата обращения 08.11.2021].
Natalya Glotova
Candidate of Economic Sciences, associate professor Altai State Agricultural University, Barnaul ni gl otova@inb ox. ru
Small businesses - the potential for the development of rural areas (based on materials from the Altai Territory)
Abstract: the article discusses the importance of small forms of management in the development of rural areas. The analysis of the state of this segment of agribusiness was carried out on the materials of the Altai Territory. The conclusion is made about the need for a differentiated approach to the formation of state support measures in the context of regions due to the different levels of their economic potential.
Keywords: small businesses, rural areas, government support, Altai Territory, employment, income, economic potential.