Научная статья на тему 'МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ МАГРУЙ МУЗАФФАРИИ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ МАГРУЙ МУЗАФФАРИИ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Магруй Музаффария / просветительницы / педагогическая деятельность / женское образование / женские школы / татарская периодическая печать / путеводитель / город Казань / Magruy Muzaffaria / enlighteners / pedagogical activity / women's education / women's schools / Tatar periodical press / guidebook / Kazan city

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатуллина Алсу Анваровна

В статье представлена педагогическая и просветительская деятельность выдающейся личности татарского народа Магруй Габделвалиевны Музаффарии, которой в этом году исполнилось бы 150 лет. Дана краткая биография просветительницы, осуществлена попытка раскрыть её роль в распространении образования среди населения в целом, в просвещении татарских девушек в частности. Особое внимание уделено анализу письменного наследия. Наиболее подробно описаны и проанализированы две её работы, которые до сегодняшнего дня не становились объектами научных исследований. Это книга наставнического характера «Насихатнамэ ли-эхли замана» («Наставление или благодатное время») и первый путеводитель по городу Казани для татароязычных путешественников и горожан. Труды написаны на старотатарском языке на основе арабской графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITTLE KNOWN PAGES OF SCIENTIFIC HERITAGE MAGRUY MUZAFFARIA (TO THE 150TH ANNIVERSARY)

The study of the life and work of outstanding personalities of their people is one of the most significant areas of modern historical research. It is especially important to study the heritage of educators who lived and worked at the turn of the XIX-XX centuries. They directed all their efforts, knowledge and skills to the enlightenment of the people. Magruy Muzaffaria is one of the first Tatar enlighteners of that time. She made a significant contribution to the development of the Tatar people and to the education of Tatar girls. The article is dedicated to the 150th anniversary of her birth. The article highlights her brief biography, pays special attention to her teaching activities, and analyzes her written legacy. The main novelty of the article is a brief overview of her two works, which until today have not yet become objects of scientific research. This is the book "Nasihatnamе li–ehli zamanа" and the first guide to the city of Kazan for Tatar-speaking travelers and citizens. The book "Nasihatnamе li-ehli zamana" is of a moralizing nature. It was published in 1901. The book consists of three small parts. The first part of the book is addressed to young girls and women. In this part, the author emphasizes the need for education, pays special attention to the upbringing and education of children. The second part of the book contains instructions for relatives and mothers-in-law. According to the author, it is the mother-in-law who should be the main assistant, adviser and support of her bride. The third part of the book describes the rights and obligations of husband and wife to each other. Another very important work of Magruy Muzaffaria is the compilation of a guide to the city of Kazan. The guide was addressed to the Tatar-speaking audience and was called “Tatars”. This is the first reference and information publi¬cation of this genre in Kazan in the Tatar language. Magruy Muzaffaria has done a lot for the development of national education. Studying the heritage of such educators can add a lot of interesting facts to our knowledge.

Текст научной работы на тему «МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ МАГРУЙ МУЗАФФАРИИ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

15. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. Казань : Татарское книжное издательство, 2001.192 с.

References:

1. Amirov K.F. Kazan': gde jeta ulica, gde jetot dom? Kazan' : Kazan', 1995. 320s.

2. Aristov V. Stranicy slavnoj istorii : rasskazy o Kazanskom universitete. Kazan' : Izd-vo Kazanskogo universi-teta, 1987. 224 s.

3. Berson M.S. Volzhskij vestnik kak istoricheskij istochnik dlja izuchenija kul'turnoj zhizni Kazani // Voprosy istoriografii i istochnikovedenija : sbornik statej. Kazan', 1969. S.102-119 (Uchenye zapiski / M-vo prosveshhenija RSFSR. Kazan. gos. ped. in-t).

4. Borozdina I.N. Iskusstvo kazanskih tatar. Moskva : Centr. izd-vo narodov SSSR. 1925. 19 s.

5. Blagov Ju.A. P.M. Medvedev i kazanskij teatr vo vtoroj polovine XIX veka. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe iz-datel'stvo, 2001. 95s.

6. Bushkanec E.G. Kazan'. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe izdatel'stva, 1961. 182s.

7. Volzhskij Vestnik. Kazan',1884-1898.

8. Garzavina A.V., Novickij A.N. Moja Kazan' : istoricheskij i arhitekturnyj hudozhestvennyj oblik. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo,1984. 192s.

9. Devjatyh L.I. Kazan' : zabytoe i neznaemoe. Kazan': Titul, 2002. 399s.

10. Kazanskij birzhevyj listok. Kazan',1885-1890.

11. Mihajlova S.M. Kazanskij universitet i prosveshhenie narodov Povolzh'ja i Priural'ja (XIX vek). Kazan' : Iz-datel'stvo Kazanskogo universiteta, 1979. 224 s.

11. Mustafina G.M., Mun'kov N.P., Sverdlova L.M. Istorija Tatarstana XIX veka: uchebnoe posobie dlja feder. obraz. shkol, gimnazij, liceev, sred. spec. uch. zavedenij. Kazan' : Magarif, 2003. 255s.

12. Petelin V.V. Zavolzh'e : dokumental'noe povestvovanie. Moskva : Sovremennik, 1988. 528s.

13. Hajrutdinova D.R. Zhizn', otdannaja iskusstvu : Julian Fjodorovich Zakrzhevskij // Chelovek v kontekste jepoh : sbornik statej. Kazan',1999. S.97- 101.

14. Juzeev A.N. Tatarskaja filosofskaja mysl' konca XVIII-XIX vv. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001.192 s.

УДК 37.01

А.А. Зиннатуллина

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ МАГРУЙ МУЗАФФАРИИ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В статье представлена педагогическая и просветительская деятельность выдающейся личности татарского народа Магруй Габделвалиевны Музаффарии, которой в этом году исполнилось бы 150 лет. Дана краткая биография просветительницы, осуществлена попытка раскрыть её роль в распространении образования среди населения в целом, в просвещении татарских девушек в частности. Особое внимание уделено анализу письменного наследия. Наиболее подробно описаны и проанализированы две её работы, которые до сегодняшнего дня не становились объектами научных исследований. Это книга наставнического характера «Насихатнамэ ли-эхли замана» («Наставление или благодатное время») и первый путеводитель по городу Казани для татароязычных путешественников и горожан. Труды написаны на старотатарском языке на основе арабской графики.

Ключевые слова: Магруй Музаффария, просветительницы, педагогическая деятельность, женское образование, женские школы, татарская периодическая печать, путеводитель, город Казань

Alsou A. Zinnatullina LITTLE KNOWN PAGES OF SCIENTIFIC HERITAGE MAGRUY MUZAFFARIA (TO THE 150th ANNIVERSARY)

The study of the life and work of outstanding personalities of their people is one of the most significant areas of modern historical research. It is especially important to study the heritage of educators who lived and worked at the turn of the XIX-XX centuries. They directed all their efforts, knowledge and skills to the enlightenment of the people. Magruy Muzaffaria is one of the first Tatar enlighteners of that time. She made a significant contribution to the development of the Tatar people and to the education of Tatar girls. The article is dedicated to the 150th anniversary of her birth. The article highlights her brief biography, pays special attention to her teaching activities, and analyzes her written legacy. The main novelty of the article is a brief overview of her two works, which until today have not yet become objects of scientific research. This is the book "Nasihatnamе li-ehli zamanа" and the first guide to the city of Kazan for Tatar-speaking travelers and citizens.

The book "Nasihatnamе li-ehli zamana" is of a moralizing nature. It was published in 1901. The book consists of three small parts. The first part of the book is addressed to young girls and women. In this part, the author emphasizes the need for education, pays special attention to the upbringing and education of children. The second part of the book contains instructions for relatives and mothers-in-law. According to the author, it is the mother-in-law who

should be the main assistant, adviser and support of her bride. The third part of the book describes the rights and obligations of husband and wife to each other.

Another very important work of Magruy Muzaffaria is the compilation of a guide to the city of Kazan. The guide was addressed to the Tatar-speaking audience and was called "Tatars". This is the first reference and information publication of this genre in Kazan in the Tatar language.

Magruy Muzaffaria has done a lot for the development of national education. Studying the heritage of such educators can add a lot of interesting facts to our knowledge.

Key words: Magruy Muzaffaria, enlighteners, pedagogical activity, women's education, women's schools, Tatar periodical press, guidebook, Kazan city

Введение

С формированием нового понимания национальной идентичности в общероссийском пространстве, изучение жизни и деятельности выдающихся личностей, внёсших значительный вклад в развитие своего народа, становится одним из значимых направлений исследований. В настоящее время, когда перед педагогами наиболее остро стоят вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения, особенно актуально изучение наследия педагогов-просветителей, живших и творивших на рубеже XIX-XX вв., когда основу воспитания и образования составляли духовно-нравственные, национальные и религиозные ценности.

Среди татарских просветительниц своё достойное место занимает Магруй Музаффа-рия, которой в этом году исполняется 150 лет. В связи с этим, обращение к биографии и научному наследию просветительницы, обозначение её вклада и роли в процессы развития национального образования и культуры является весьма актуальным на сегодняшний момент. Таким образом, главной целью статьи является освещение жизни и деятельности просветительницы и анализ её малоизвестных трудов.

Материалы и методы исследования

Основным материалом для исследования послужили книга М.Музаффарии «Насихат-намэ ли-эхли замана» («Наставление или благодатное время») и первый путеводитель по городу Казани на татарском языке под названием «Татар». Также были использованы материалы из

дореволюционной периодической печати, научные труды и статьи.

В работе применялись проблемно-хронологический, описательный,

сравнительно-исторический методы.

Литературный обзор

Личность М.Музаффарии становилась объектом исследования таких учёных как М.Гайнуллин, А.Х.Махмутова и

Т.А.Биктимирова. Наиболее подробно жиз-

ненный путь просветительницы описала А.Х.Махмутова, которая занималась вопросами женского образования татар в начале ХХ века. Она также пристально изучила наиболее значимые статьи М.Музаффарии. Однако книги просветительницы до сих пор не были объектами научного исследования, а лишь вскользь упоминались в некоторых работах, посвящённых женскому вопросу.

Результаты

Магруй Габделвалиевна Музаффария родилась в 1873 г. в деревне Большая Турма Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан) в семье сельского муллы. Как и многие дочери мусульманского духовенства первоначальное образование она получила у своего отца, позже у мужа, а в дальнейшем расширила свои знания путём самообразования. Она достаточно хорошо знала арабский, персидский и тюркский языки, читала книги разнообразной тематики, особенно любила художественную литературу. Тяга к знаниям ей передалась по наследству. Её отец, Габдулвали хазрат Габделсаттар был муллой и мударри-сом в своей деревне. Мама была дочерью муллы деревни Малые Кайбицы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Кайбицкий район Республики Татарстан) Тухватуллы хазрата и родной сестрой известного татарского просветителя Мутыгуллы Тухва-туллина, который основал новометодное медресе «Мутыгия» в г.Уральске.

Магруй с юного возраста начала заниматься преподавательской

деятельностью. В 15-16 лет она уже обучала девочек родной деревни, а после замужества в г.Казани продолжила своё любимое дело. В городе она работала по новому, звуковому методу. Как отмечают современники, она была второй, кто приступил обучать девочек г.Казани по новому методу [4, 1914, №8]. Первой в 1891 году начала использовать новый метод Магруй Барудия, жена известного татарского богослова-реформатора и основателя медресе

«Мухаммадия» в г.Казани Галимджана Баруди.

Школа Магруй ханум находилась в районе Сенного базара (ныне ул.Татарстан). Это была ибтидаия, т.е. начальная школа для девочек. Учебный год начинался примерно в 25-ых числах августа и заканчивался в середине апреля. Сам учебный процесс продолжался с 8 утра до 12 дня, куда входили уроки чтения, письма, арифметики и рукоделия. После окончания учебного года устраивались публичные экзамены. Проведение публичных экзаменов было одним из новшеств, введённых новометодистами в мусульманскую образовательную систему. В отличие от старометодной cиcтемы, где отсутствовало жёсткое разделение по кланам, в новометодных школах начинает

использоваться классно-урочная гастема, которая требовала оценки знаний [5].

М.Музаффария дополнительно была вероучительницей и в «Первом русско-татарском женском училище» для татарских девочек г.Казани, открытом в 1901 г. по официальному разрешению властей и успешно работавшем вплоть до 1917 г.

После революции 1917 года Магруй ханум также трудилась в сфере просвещения: занималась агитаторской работой, была организатором и руководителем

педагогических курсов по подготовке учительниц для сельских школ, работала в отделах Народного образования Тетюшского и Свияжского уездов, учительствовала в школе №5 г.Казани, была инспектором детских дошкольных учреждений [3, с108].

Хотелось бы отметить, что дети М.Музаффарии также стали довольно знаменитыми личностями. Дочь,

Музаффарова Махмуда Ходжа-Ахмедовна (1893-1969), ещё до революции стала известной татарской поэтессой и педагогом. Она, как и мама, выступала за равноправие женщин, призывала их к самостоятельности и просвещению. А сын, Музафаров (Музаффаров) Мансур Ахметович (19021966) - заслуженный деятель искусств ТАССР (1950), первый татарский композитор с высшим специальным образованием.

С появлением татарской периодической печати М.Музаффария стала с ними активно сотрудничать. На страницах многих изданий начали появляться её стихи, рассказы и статьи разного содержания, в основном просветительского характера. Только в журнале

«Сююмбике» были опубликованы более десяти её статей. Как и многие просветительницы в своих произведениях она призывала девушек к знаниям, к просвещению, к борьбе против отсталости и косности. Также она освещала общественную и педагогическую деятельность знаменитых татарских личностей, таких как Ш.Марджани. И.Гаспринский, Г.Тукай. Однако о ком бы или о чем бы она ни писала, мыели её возвращались к проблемам женского воспитания и образования. Самым известным произведением Магруй ханум стало её стихотворение «Знаменитые женщины», опубликованное в газете «Эль-ислах» за 1907 год, где красной нитью проходит мысль о равенстве прав женщин с мужчинами.

Кроме статей нам известно об издании ею книги «Насыйхатнамэ ли-эхли замана» («Наставление или благодатное время») и путеводителя по городу Казани под названием «Татар».

Первой и пока единственной нам известной книгой М.Музаффарии является книга «Насыйхэтнамэ...» («Наставление...») [2]. Как следует из названия, книга носит нравоучительный характер. Рукопись книги была подготовлена в конце XIX века. В 1900 году в Санкт-Петербурге она прошла цензуру и в 1901 году была издана в типолитографии Императорского университета г.Казани. Книга написана на старотатарском языке на основе арабской графики. Она небольшого формата, состоит всего из 14 страниц. Надо сказать, что издание даже такой маленькой брошюрки было решительным и смелым поступком для татарской женщины на рубеже веков. Хотя и в татарском обществе начинали распространяться просветительские идеи, подавляющее большинство мусульманского населения страны все же придерживалось консервативных взглядов и пыталось всячески препятствовать прогрессу.

Как и многие произведения того времени, книга начинается c восхваления Всевышнего, пророка и его сподвижников. Далее идёт предисловие, где автор обращается к своим читателям со словами, что она хочет дать им наставления, какими владеет сама. Надо полагать, весь свой накопленный жизненный опыт она и решила передать молодому поколению через своё произведение.

Книга состоит из трёх маленьких частей.

Первая часть книги адресована молодым девушкам и женщинам. Она наиболее ёмкая и, на наш взгляд, наиболее значимая. В этой

части автор, в первую очередь, подчёркивает необходимость получения образования как мужчинам, так и женщинам. Пишет, что по мусульманским законам «знания одинаково обязательны для мужчин и женщин». Далее особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей. Она сравнивает их с молодыми деревьями, которые очень легко поддаются формированию. Она считает, что ещё с детского возраста их нужно наполнять необходимыми знаниями и навыками, направлять в нужное русло, ибо взрослея, большинство из них теряют интерес к образованию. Здесь же Магруй ханум даёт наставления молодым замужним женщинам. Чтобы не допускать трений с мужем, она призывала их к чистоплотности, терпению, проявлению уважительного и ласкового отношения к супругу и глубокому почтению к его родителям.

Вторая часть книги содержит наставления свёкрам и свекровям. Из произведения видно, что автор уважительно и почтительно относилась к пожилым людям, в особенности к свёкрам и свекровям. По её словам, они почтенные люди и достойны всякого уважения. Но в то же время и они, в свою очередь, тоже должны вести себя правильно: относиться милосердно и снисходительно к своим невесткам, хотя бы в начале семейной жизни, потому что фактически ни одна из девушек не видела ничего дальше родительского дома и даже не общалась ни с кем, кроме родной матери, поэтому молодым невесткам очень тяжело привыкнуть к новому месту, приспособиться к правилам и порядкам чужого дома. По мнению автора, именно свекровь должна была быть главной помощницей, советчицей и опорой своей невестке.

В третьей части книги описываются права и обязанности мужа и жены друг перед другом. По религиозным законам в отношении супругов существуют

определенные обязанности, и каждый правоверный должен строго выполнять их. В первую очередь, жена должна повиноваться мужу, проявлять к нему уважение, стремиться доставить ему удовольствие. В то же время и муж не должен злоупотреблять своим положением, а, наоборот, обязан относиться к ней как к равной, должен оберегать и защищать её.

Как видно из содержания, М.Музаффария довольно доходчиво и понятно излагала свои наставления и пожелания молодым

девушкам и женщинам. Она всячески пыталась пробудить у женской половины населения интерес к учебе, к образованию. Надо полагать, что книга была востребована и использовалась в качестве книги для чтения в новометодных женских школах, так как в то время книги нравоучительного характера создавались именно для этой цели. Возможно, сегодня некоторые высказывания автора покажутся нам неинтересными и устаревшими, однако с исторической точки зрения они, несомненно, имеют ценное значение, поскольку являются важным источником для представления об образе жизни и быта того времени. А части, касающиеся воспитания, уважения к старшим, нравственности, гигиены, чистоплотности и по сей день не утратили своей актуальности и значимости.

Еще одна очень важная работа Магруй Музаффарии - это составление иллюстрированного и исторического путеводителя по городу Казани. Путеводитель был адресован для татароязычной аудитории и носил название «Татар» [7]. Это первое справочно-информационное издание данного жанра по Казани на татарском языке. Год издания путеводителя не указан, однако можно предположить, что это был период между 19081909 годами, так как в нем опубликовано объявление о подписке на газету «Эль-ислях», которая выходила с октября 1907 г. по апрель 1909 г. Путеводитель был составлен в соавторстве с Камилем Башировым.

Казань издревле была одним из крупнейших городов Поволжья. Она всегда оставалась центром просвещения и культуры, торговли и промышленности, следовательно, являлась одним из самых посещаемых городов России. Сюда приезжали люди из разных уголков страны и мира и разной сферы деятельности. Авторы же путеводителя «Татар» Казань считали духовной «столицей» мусульман России и полагали, что каждый правоверный мусульманин должен был хоть раз в жизни посетить её.

Для того, чтобы лица, вновь прибывшие в город, смогли быстро в нем ориентироваться, найти необходимые учреждения и ночлег и, при желании, познакомиться с историей города, была необходима соответствующая литература. Первым путеводителем по городу стала книга И.Чернова «Указатель города Казани или памятная книга на 1840

г.» [8]. Далее были бедекеры С.М.Шпилевского [9], Н.П. Загоскина [6] и др. Мы видим, что для русскоязычной аудитории существовали путеводители или указатели по городу, однако для татароязычного населения книг подобного содержания не было. Ректор Казанского университета (1906-1909 гг.), автор многочисленных исследований по краеведению и составитель одного из самых содержательных путеводителей по г.Казани конца XIX столетия, Николай Павлович Загоскин писал, что «русские города, не выключая и столиц, ещё весьма бедны как литературою по части своей истории вообще, так и указателями их исторических достопримечательностей и памятных событий», тогда как за границей «почти каждый сколько-нибудь значительный город имеет несколько «гидов» с важнейшими историческими и практическими указаниями и сведениями, облегчающими ознакомления с ним в прошлом и настоящем» [6, с.1]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что даже для титульной нации книг подобного содержания было недостаточно.

По мнению авторов «Татар», основной задачей путеводителя являлась донесение до читателей, по возможности, полной информации о городе (как современной, так и исторической), необходимые справочные и статистические сведения. Они считали, что данное издание должно было стать помощником и для посетителей города, и для коренного населения, так как очень многие жители города также были мало знакомы или вообще не знали о прошлом и настоящем своего населенного пункта. Авторы отметили, что на русском языке книги подобного содержания уже имеются, однако тата-роязычный человек, не владеющий русским языком, не сможет ими воспользоваться. Именно поэтому ими было решено издать данный путеводитель.

Содержание путеводителя «Татар» можно условно разделить на несколько тематических блоков. Это исторические очерки о городе, легенды, информационно-ознакомительные рассказы о значимых культовых объектах и о наиболее видных просветителях татарского народа, современные адресно-справочные сведения, объявления и реклама.

В путеводителе особое место уделялось описанию самого города. Вначале даётся общая информация о современном состоянии

Казани, далее идёт исторический очерк про город, легенды о происхождении названия «Казань» и о башне Сююмбике. Как дополнение к историческому очерку, опубликовано стихотворение Г.Тукая «Пар ат» («Пара лошадей»), которое было написано в 1907 году по случаю возвращения автора в Казань. Авторы путеводителя старались знакомить читателей и с наиболее видными личностями, которые играли важную роль в истории просвещения татар. Это Ш.Марджани, А.Максуди и Г.Исхаки. В путеводителе дана краткая биография просветителей, упоминались труды и описаны их главные достижения. Таким образом, размещая на страницах бедекера познавательные публикации разного содержания, можно с уверенностью сказать, что авторы старались решать и просветительские задачи.

Кроме просвещения населения, путеводитель должен был выполнять свою основную функцию, а именно - предоставлять адресно-справочную информацию об основных объектах города. В данном путеводителе размещены адреса гостевых номеров, постоялых дворов, ресторанов и трактиров, разных общественных мест (клубов, театров и других развлекательных учреждений), учебных заведений, мечетей и медресе, книжных магазинов и издательств, читальных залов, перечислены названия улиц и переулков города, адреса и часы работы врачей, поверенных присяжных, музеев, расписания пароходов и поездов и т.д.

Одним словом, в предлагаемом путеводителе «Татар» отражена довольно объёмная историческая и современная авторам информация, необходимая жителям и гостям города. Предполагается, что данная работа была выполнена по образцу русскоязычных аналогов, так как подобных работ на татарском языке ещё не было. Следовательно, путеводитель имел важное значение для культурного и всеобщего развития татарского народа.

На наш взгляд, данный путеводитель имеет не только историческое, но и практическое значение. Книга предоставляет возможность воссоздать картины Казани начала ХХ века (дома и здания, где жили и работали знаменитые люди и т.д.) и построить туристические маршруты по столице Татарстана.

Подводя итоги, надо сказать, что Магруй Музаффария сделала многое для развития национального образования. Она оставила

после себя большое количество публикаций наше время. Введение в научный оборот ещё дидактического, методического и не изученных письменных источников

педагогического характера, которые национального характера позволит представляют особую ценность для расширить представление об истории историков, языковедов и педагогов. Многие России, её региональных особенностях, о её работы не теряют своей актуальности и в роли малых народов в истории России.

Литература:

1. Aвхадиева A.R История изучения эпистолярного стиля в татарском и русском языкознании // Учёные записки КГУ. Т.149. кн.4., 2007. С.32-37.

2. Габделвэли кызы Маhруй. Насыйхэтнамэ ли^ли замана. Казан, 1901. 14 б.

3. Махмутова A.X. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение). Казань : Татар. кн. изд-во, 2006. 254 с.

4. Маhруй ханым Мозаффариянен, кыскача гына тэрж;емэи хэле / / Свембикэ, 1914. №8. Б.12-13.

5. Муртазина Л.Р., Зиннатуллина A.A. Проведение экзаменов в татарских женских школах (по материалам татарской периодической печати начала XX века) // Pedagogical Review. 2019. 6 (28). С.178-184.

6. Спутник по Казани : иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / под ред. Н.П. Загоскина. Казань, 1895.759 с.

7. Татар. Казан вчен юл KYрсэтYче / твз. М.Мозаффария, К.Бэшир. Казан, 76 с. Режим доступа: URL: https://vk.com/doc15380143_485482179 ?hash=zNZa50osZXaGCd0wodbx299tnpzPULnkMelUlYfZcyz (дата обращения 10.11.2023).

8. Чернов И. Указатель города Казани или памятная книга на 1840 г. Казань, 1841.

9. Шпилевский С.М. Указатель исторических достопримечательностей г.Казани. Казань, 1873. 66 с.

References:

1. Avhadieva A.I. Istorija izuchenija jepistoljarnogo stilja v tatarskom i russkom jazykoznanii // Uchjonye zapiski KGU. T.149. kn.4., 2007. S.32-37.

2. Gabde^li kyzy Mahruj. Nasyjhэtnamэ li^hli zamana. Kazan, 1901. 14 b.

3. Mahmutova A.H. Pora i nam zazhech' zarju svobody! (Dzhadidizm i zhenskoe dvizhenie). Kazan' : Tatar. kn. izd-vo, 2006. 2S4 s.

4. Mahruj hanym MozaffarijaneH, kyskacha gyna tэrж;emэi hэle / / Sвembikэ, 1914. №8. B.12-13.

5. Murtazina L.R., Zinnatullina A.A. Provedenie jekzamenov v tatarskih zhenskih shkolah (po materialam tatarskoj periodicheskoj pechati nachala HH veka) // Pedagogical Review. 2019. 6 (28). S.178-184.

6. Sputnik po Kazani : illjustrirovannyj ukazatel' dostoprimechatel'nostej i spravochnaja knizhka goroda / pod red. N.P. Zagoskina. Kazan', 189S.7S9 s.

7. Tatar. Kazan echen jul kYrsэtYche / tez. M.Mozaffarija, K^shir. Kazan, 76 s. Rezhim dostupa: URL: https://vk.com/doc1S380143_48S482179 ?hash=zNZaS0osZXaGCd0wodbx299tnpzPULnkMelUlYfZcyz (data obrashhenija 10.11.2023).

8. Chernov I. Ukazatel' goroda Kazani ili pamjatnaja kniga na 1840 g. Kazan', 1841.

9. Shpilevskij S.M. Ukazatel' istoricheskih dostoprimechatel'nos-tej g.Kazani. Kazan', 1873. 66 s.

УДК 371.134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.С. Королева

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ПЕРЕЧНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ СТРУКТУРЫ МЧС: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И

РАСХОЖДЕНИЯ

В статье раскрыты требования работодателей к уровню сформированности компетенций студентов - будущих специалистов структуры МЧС, проанализированы пожелания работодателей о необходимых навыках и умениях в рамках практикоориентированного подхода. Результаты опроса, проведенного авторами, наглядно отражают противоречия между запросом потенциальных работодателей в структуре МЧС России и перечнем профессиональных компетенций ФГОС для выпускников технического вуза. Результаты работы позволяют скорректировать обучение студентов в сторону большей практической ориентированности и могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования.

Ключевые слова: риск, чрезвычайные ситуации, компетенции, техносферная безопасность Elena S. Koroleva REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AND EMPLOYERS TO THE LIST OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS: POINTS OF CONTACT AND DISCREPANCIES

The article reveals the requirements of employers to the level of competence formation of students - future specialists of EMERCOM structure, analyzes the employers' wishes about the necessary skills and abilities with-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.