УДК 811.111
DOI 10.52575/2712-7451 -2022-41 -2-226-237
Малоформатные новостные тексты в сети Instagram с позиций лингвосинергетического подхода
Черкунова М.В.
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34 E-mail: m.cherkunova@mail.ru
Аннотация. Современный этап развития системы средств речевого взаимодействия характеризуется появлением новых текстовых форм, объективированных преимущественно в электронной среде в виде малоформатных образований. Ограниченный объем обусловливает специфический характер взаимодействия текстовых единиц в процессе реализации прагматической задачи, который требует специального теоретического осмысления. Современные англоязычные новостные публикации в сети Instagram, относящиеся к разряду малоформатных текстов,-рассматриваются автором как поликодовые дискурсивные образования, представляющие собой систему смыслов, формируемую совокупностью вербальных и невербальных средств их выражения. Цель исследования заключается в выявлении средств и способов создания прагма-семантического плана дискурса, а также в описание динамики образования целостного смыслового конструкта. Процесс становления дискурсивной системы описан в терминах лингвосинергетики, а именно как поступательное движение дискурсивной системы в сторону функционального аттрактора при согласованном взаимодействии разноуровневых поликодовых элементов, обусловленном воздействием внешней среды и способностью дискурсивной системы к функциональной (прагмасемантической) самоорганизации.
Ключевые слова: новостной текст, Instagram, малоформатный текст, лингвосинергетика, функциональный аттрактор, флуктуация, бифуркация, самоорганизация
Для цитирования: Черкунова М.В. 2022. Малоформатные новостные тексты в сети Instagram с позиций лингвосинергетического подхода. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(2): 226-237. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-226-237
Small-format News Items on the Instagram in Terms of Linguosynergetic Approach
Marina V. Cherkunova
Samara National Research University 34 Moskovskoye shosse, Samara 443086, Russia E-mail: m.cherkunova@mail.ru
Abstract. The present-day system of means of verbal interaction is characterized by the emergence of new textual formations which mainly circulate on the Internet as short-length textual units. Due to the limited volume of such texts the interaction between the elements of the textual structure acquires specific character, which calls for special theoretical insight. Modern English news items on Instagram, which belong to the category of small-format texts, are viewed in the article as polycode pieces of discourse representing a system of meanings formed by the combination of verbal and non-verbal means of expression. The purpose of the study is to identify the means and methods of creating the pragma-semantic content of the news items studied, as well as to describe the process of the development and formation of the integral meaningful construct. The formation of the discourse system is described in terms of linguosynergetics, namely, it is considered as the progression of the discourse system towards its functional attractor. This process is viewed as the one involving the coordinated interaction of all the multi-level polycode elements
of the discourse, which is influenced by the external environment and preconditioned by the potential of the discourse system for functional (pragmasemantic) self-organization.
Keywords: news item, Instagram, small-format text, linguosynergetics, functional attractor, fluctuation, bifurcation, self-organization
For citation: Cherkunova M.V. 2022. Small-format News Items on the Instagram in Terms of Linguosynergetic Approach. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(2): 226-237 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-226-237
Введение
Технологический прогресс последних десятилетий оказал колоссальное влияние на все без исключения сферы жизнедеятельности человека и не только вызвал очевидные внешние изменения, касающиеся ритма и стиля жизни, но также затронул сферу ценностных ориентиров современного человека и спровоцировал изменения на более глубинном ментально-психическом уровне. Такие масштабные изменения неизбежно повлияли и на область человеческой коммуникации. Трансформируются основные каналы передачи и восприятия информации, меняются перцептивные возможности человека, возрастает способность к мультиэкранности, но одновременно утрачивается умение адекватно прорабатывать большие текстовые массивы: «...Доминирование образов в получении и осмыслении знаний о мире и резкое сокращение традиционных буквенных текстов приводит к изменениям в структуре и функционировании памяти, к возрастанию значимости скорости в передаче информации, к существенной трансформации концептов - квантов переживаемого знания» [Карасик, Слышкин, 2021, с. 22]. Данные изменения отчетливо проявляются не только в бытовых коммуникативных практиках, где межличностное общение все чаще переходит в электронно-опосредованный формат и осуществляется при помощи коротких текстовых сообщений в электронных мессенджерах, но и на институциональном уровне, где Интернет также становится основным средством осуществления взаимодействия в системе человек - общество.
Средства массовой информации, которые представляют собой один из наиболее оперативных и мобильных операторов институционального взаимодействия, быстро отреагировали на появление интерактивных информационно-коммуникативных сред. В настоящий момент СМИ не только успешно интегрировались в интернет-пространство, создав электронные версии печатных изданий и открыв каналы на видео-хостингах, но и продолжают осваивать все новые интерактивные площадки, пользующиеся наибольшей популярностью у аудитории, такие как 1т1а^;гат.
1т1а^;гат представляет собой мобильное приложение с элементами социальной сети, которое дает возможность размещать фотографии и видеозаписи, а также добавлять к ним подписи и комментарии. В настоящий момент 1т1а^;гат позволяет в одном посте разместить до 10 фотографий, видео длительностью до 60 минут и текстовую подпись объемом до 2200 знаков. В одном только российском сегменте аудитория 1т1а^;гат составляет более 59 млн пользователей 1.
Безусловно, коммуникативный потенциал платформы 1т1а^;гат не остался без внимания исследователей, однако их научный интерес направлен главным образом на изучение возможностей данной сети в сфере рекламы и маркетинга [Долда, 2020; Симакова, 2020], а также как вспомогательного средства обучения иностранному (в частности, английскому) языку [Handayani et я1., 2018; Борщева, 2020; Zayats, Astafyeva, 2020]. В то же время потенциал 1т1а^;гат в рамках других коммуникативных практик до сих пор не был
1 Instagram. 2021. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Instagram (дата обращения: 21.05.2021).
подвергнут теоретическому осмыслению. Тем не менее огромная популярность этого приложения в сочетании с возможностью органично сочетать средства различных семиотических систем открывает новые горизонты для СМИ c точки зрения оказания воздействия на аудиторию. При этом данная информационно-коммуникативная среда диктует необходимость существенных изменений в плане организации новостного сообщения. Изучению данного аспекта функционирования современного новостного текста и посвящено настоящее исследование, ставящее своей целью выявление средств и способов формирования смысловой системы малоформатного новостного текста в процессе динамического взаимодействия разноуровневых текстовых элементов при консолидирующей роли факторов внешней среды.
Объекты и методы исследования
Объектом изучения в данной работе являются новостные тексты, размещенные на официальном аккаунте bbcnews в сети Instagram. Для анализа были использованы публикации, размещенные в период с марта по июнь 2021 года.
С точки зрения современного языкознания, функционирование любого текста, а семиотически осложненного текста в особенности, трактуется как «...сложный комплекс смыслопорождения, его языкового форматирования, речепроизводства и речевосприятия в совокупности со всеми смысловыми приращениями, обусловленными различными факторами ситуации и участников общения» [Пономаренко, 2013]. При таком подходе, интерес представляет не конечный продукт, а именно процесс его становления: ".One such challenge [...] is to move beyond descriptions of the static phases of development, instead focusing on the transition between such phases and the ways in which patterned language behavior emerges in context" [de Bot et al., 2013; Evans, Larsen-Freeman, 2020].
Кроме того, отмечается, что в связи с появлением абсолютно новых коммуникативных явлений, характеризующихся многозначностью и сложностью, их изучение уже невозможно вести в рамках монометодологии [Астафьева, 2002]. Для анализа подобных сложных образований во всей динамике их развертывания в процессе коммуникации необходим комплексный подход, требующий учета таких факторов, как общий социально-культурный контекст речевого взаимодействия, способы языкового кодирования информации, особенности взаимодействия с сознанием реципиента. Для решения подобных задач используется методология, разработанная в рамках функциональной лингвосинерге-тики, основные положения которой сформулированы в трудах Е.В. Пономаренко [Пономаренко, 2013, 2015; Ponomarenko, 2018], D.S. Khramchenko, A.V. Radyuk [Khramchenko, Radyuk, 2014; Khramchenko, 2019; Radyuk, Kuznetsova, 2020], А.А. Харьковской [Харьковская, 2019] и других. Кроме того, принципы анализа сложных языковых систем описаны в трудах таких западных исследователей, как D. Larsen-Freeman, L. Cameron [2008], H. Diessel [2020], W.A. Pickering [2016], и других.
Так, с позиций лингвосинергетического подхода дискурс трактуется как «...система смыслов [...], формируемая всей совокупностью вербальных и невербальных средств их выражения» [Пономаренко, 2013, c. 35]. Динамический процесс формирования прагмасе-мантического плана дискурса рассматривается как направленное движение к коммуникативной цели, которая в терминах лингвосинергетики называется функциональный аттрактор. Дискурсивная система представляет собой открытое, нелинейное речемысли-тельное образование, находящееся в постоянном взаимодействии с внешней средой, а именно с сознанием коммуникантов и коммуникативной ситуацией. Благодаря своей открытости, система подвержена притоку новой информации/смыслов из внешней среды, которые, включаясь в систему, нарушают ее исходную упорядоченность и вызывают смысловые колебания, так называемые флуктуации. По мере того, как увеличивается объем поступившей извне информации, количество флуктуаций возрастает. Тенденция к разупорядоченности системы, ее энтропия, увеличивается до такой степени, что начинает
нарушать целостность системы (изначально заданного смыслового пространства) и может привести к ее перерождению или распаду. В этот момент система достигает точки бифуркации, переломного момента, в котором происходит выбор дальнейшего пути развития (направленности смыслового вектора). Чтобы избежать разрушения, системе необходимо инкорпорировать новые элементы за счет внутренних структурных изменений, а также избавиться от излишков информации, погасив их или вытеснив во внешнюю среду, то есть «забыть» те смысловые компоненты, которые препятствуют достижению коммуникативной цели. При этом, благодаря взаимоусиливающему влиянию элементов друг на друга, у системы как у единого целого возникают эмерджетные свойства, то есть такие свойства/смыслы/качества, которые не были присущи ей ранее и не являются суммой смыслов системообразующих элементов. Таким образом, на пути движения к аттрактору система задействует все свои элементы, благодаря когерентному взаимодействию которых возникает синергийный эффект, позволяющий системе дискурса завершить цикл самоорганизации и выйти на новый (необязательно лучший) уровень функционирования, обогатившись новыми смыслами. Именно в этом проявляется свойство нелинейности системы, которое синергисты образно выражают в формуле 2 + 2 = 5, то есть общий смысл речевого произведения не равен механической сумме смыслов его элементов [Пономаренко 2013; Малахова, 2015; Харьковская, 2019].
Данный методологический подход к анализу дискурса позволяет выявить речевые способы комплексного воздействия на сознание и чувства человека в процессе коммуникации и представить всю динамику функционального плана дискурса как развернутый наглядный процесс, обусловленный необходимостью кооперирования элементов и частей системы для реализации коммуникативной цели [Пономаренко, 2013].
Таким образом, предметом исследовательского интереса в данной работе являются особенности формирования прагмасемантического плана новостного текста в сети Insta-§Тат как самоорганизующейся системы, проходящей этапы хаотизации и упорядочивания на пути к функциональному аттрактору.
Результаты и их обсуждение
Прежде всего необходимо отметить, что в структурном отношении публикации в Insta-§уат представляют собой многослойные, иерархически организованные, поликодовые конструкты, органично сочетающие средства разных семиотических кодов. Так, все рассмотренные публикации можно разделить на три типа в порядке возрастающей структурной сложности и степени креолизации: 1) статичное/динамичное изображение (одна/несколько фотографий или видео) + подпись; 2) статичное изображение, поверх которого размещается текст, + подпись; 3) динамичное изображение (видео) с субтитрами + подпись.
Как можно заметить, инвариантную структуру новостного текста данного типа составляют изображение и вербальная составляющая в виде краткой подписи под изображением. В то же время обращает на себя внимание такая особенность новостных текстов в Instagram, как отсутствие заголовка. Данный элемент является обязательным для традиционного новостного текста и представляет собой то, что принято называть «позицией его актуализации» [Ремчукова, Апостолиди, 2018; Ledeneva, 2018], так как в процессе развертывания прагмасемантического плана дискурса заголовок выполняет функцию информирования, а также привлечения и удержания внимания реципиента. Однако в рассмотренных текстах функциональная нагрузка традиционного заголовка смещается на визуальный компонент. Именно изображение, которое по силе воздействия на реципиента существенно превосходит традиционный вербальный текст, формирует стартовый когнитивный план дискурса, включающий некий набор прагматических ожиданий.
Например, в публикации, размещенной в аккаунте ЪЪcnews 5 мая 2021 г., пользователь видит следующую фотографию (рис. 1):
O Q V П
Нравится: 117 356
bbcnews Xueli's parents left her outside an orphanage when she was a baby. Now, she's a model.
In China, albinism is seen by some as a curse. The condition means Xueli's skin and hair is very pale.
But looking different led Xueli to her career where she's been in Vogue and fronted campaigns for top designers.
Tap the link in bio to read more about her condition and inspiring story.
Рис. 1. Публикация в аккаунте bbcnews от 5 мая 2021 г.
Fig. 1. Post on bbcnews, May 5th, 2021
Набор прагматических ожиданий может включать различные прогнозы относительно тематической направленности публикации, начиная от некой информации о модельном бизнесе до призыва к отказу от натуральных мехов. При этом количество и качество возникающих вариантов, то есть семантическая наполненность стартового прагматического пакета, формируется при непосредственном взаимодействии системы дискурса с внешней средой, то есть с сознанием реципиента, и зависит от таких факторов, как общая погруженность человека в ситуацию, знание социально-политического и культурного контекста, общекультурный фон реципиента и т.д. Таким образом, на начальном этапе функционирования, благодаря притоку новой информации извне, в дискурсивной системе возникают флуктуации; система приходит в неравновесное состояние. Смысловые комбинации, формируемые посредством визуального компонента, выводят дискурс на точку бифуркации, так как в этот момент происходит выбор дальнейшего пути развития системы - сбой коммуникативного взаимодействия в случае, если ни одно из сформированных прагматических ожиданий не согласуется со сферой интересов реципиента, и он отказывается от прочтения сообщения; либо продолжение движения дискурсивной системы в сторону функционального аттрактора, если реципиент продолжает знакомство с новостным сообщением, а именно выбирает вербальную составляющую текста (подпись) для получения дальнейшей информации.
Вербальная часть подобных новостных сообщений в силу своей краткости выполняет функции традиционного для новостных текстов вводного абзаца, так называемого лида (lead). В рамках данного дискурсивного компонента читателю предлагается ключевая информация о произошедшем событии; он получает ответ на следующие вопросы: кто, что, где, когда, как, зачем и почему. В частности, в приведенном примере под изображением приводится следующий текст:
Xueli's parents left her outside an orphanage when she was a baby. Now, she's a model. In China, albinism is seen by some as a curse. The condition means Xueli's skin and hair is very pale.
But looking different led Xueli to her career where she's been in Vogue and fronted campaigns for top designers.
Tap the link in bio to read more about her condition and inspiring story.
Из текста читатель узнает, что в Китае девочка-сирота, страдающая альбинизмом, сделала успешную карьеру в модельном бизнесе. На данном этапе в развитие системы смыслов включаются вербальные операторы - те лексические единицы, благодаря которым становится органичной связь теста с изображением. В данном случае это следующие элементы: an orphanage, a model, albinism, a curse, looking different, career, in Vogue, top designers. Они согласуют смысловое пространство дискурса с частью ранее сформированных ожиданий, привнося в систему новые смыслы. Движение системы в сторону функционального аттрактора приобретает направленный вектор и ускоряется. В то же время нереализованные ожидания реципиента «забываются» системой и вытесняются из поля внимания читателя.
В приведенном примере в последнем абзаце текста функциональный аттрактор данной дискурсивной системы получает свое вербальное выражение в виде фразы her condition and inspiring story, то есть новостное сообщение преследовало цель привлечь внимание читателя к редкому заболеванию и поделиться историей успеха. Таким образом, формирование прагмасемантического плана данной дискурсивной системы можно считать завершенным - привнесенные при помощи вербальных средств смысловые компоненты являются минимально достаточными для приведения системы смыслов в состояние функционального равновесия; дискурсивная система принимает форму относительно четко очерченного и адекватно воспринимаемого реципиентом смыслового конструкта.
Однако выстроенная таким образом система смыслов при дальнейшем взаимодействии с сознанием реципиента приобретает эмерджентные свойства, то есть в ней происходят когнитивные приращения, благодаря чему формируется смысловая надстройка. Так, ситуация с девочкой-сиротой, покинутой родителями в младенчестве (Xueli's parents left her outside an orphanage when she was a baby) и сделавшей успешную карьеру в модельном бизнесе именно благодаря своему необычному заболеванию, которое многими воспринимается как ущербность (albinism is seen by some as a curse), приобретает более широкое значение, выходящее за рамки описанного события. В данном случае смысловые приращения включают представление о равенстве возможностей, о необходимости веры в себя, о том, что общественный приговор не всегда является окончательным и т.д. Данная когнитивная надстройка формируется, в частности, благодаря включению таких функциональных операторов, как наречие now (Xueli's parents left her outside an orphanage when she was a baby. Now, she's a model) и союз but (But looking different led Xueli to her career...), нарушающих поступательное движение семантического плана дискурса и обозначающих бифуркационные позиции в структуре дискурса.
Таким образом, функциональный аттрактор данной дискурсивной системы, а именно формирование ценностной установки об уникальности каждого человека вне зависимости от его физических (или иных) данных, достигается в процессе поступательного движения дискурсивной системы через ряд сменяющих друг друга состояний хаотизации и относительного упорядочивания при когерентном взаимодействии всех дискурсивных элементов.
Теперь рассмотрим новостную публикацию с более сложной структурой, включающей, помимо видеофрагмента, два вербальных компонента: 1) подписи поверх изображения в виде субтитров и 2) текстовую подпись под изображением. Данное текстовое образование имеет следующий вид (рис. 2):
Q V П
Просмотры: 253 308 • Нравится lisasimeoni bbcnews The zero-waste bus delivering affordable food during lockdown - Inner city residents of Johannesburg in South Africa have been given access to a new kind of shopping experience: a zero-waste mobile grocery store.
The bus. called Skhaftin after the local slang word for
йз Q О Q? ©
Рис. 2. Публикация в аккаунте bbcnews от 4 мая 2021 г.
Fig. 2. Post on bbcnews, May 4th, 2021
В целом начальный этап развития дискурсивной системы в данном случае идентичен описанному выше, однако, в отличие от предыдущего примера с более простой структурой, данная новостная публикация предполагает наличие трех вариантов развития системы в первой точке бифуркации: 1) коммуникативный сбой; 2) знакомство с текстом, расположенным под изображением; 3) просмотр видео в сопровождении субтитров. Анализ материала показал, что текстовые компоненты, представленные подписью под видео и подписями поверх изображения, не идентичны; они являются функционально самодостаточными, однако по отношению друг к другу тексты находятся в отношениях комплемен-тарности: оба текста содержат одни и те же смысловые константы, однако подписи на видео расширяют их за счет дополнительных сведений, цитат и количественных данных (см. таблицу ниже). Таким образом новостной текст из линейного образования превращается в объемный нелинейный конструкт. При этом следует отметить смыслообразующую роль, которую приобретают в данном случае параграфемные средства, в частности нарративная текстовая составляющая в субтитрах выделяется более крупным белым шрифтом, в то время как цитатные включения выделяются синим, зеленым и другими цветами (при этом определенный цвет маркирует речь конкретного человека). В то же время традиционные знаки препинания, использующиеся для обозначения прямых цитат, в данном типе текста не применяются - их функцию выполняет цветовое варьирование.
Как видно из приведенных текстов, вербальные операторы (в примерах они выделены жирным шрифтом), отвечающие за семантическое наполнение данной дискурсивной системы, параллельно присутствуют в обоих текстах - это такие единицы, как Johannesburg, zero-waste bus, mobile grocery store, lockdown, pandemic, avoiding the use of packaging, to access healthy food, affordable food, without having to travel far from home.
Соотношение вербальных элементов в публикации bbcnews от 4 мая 2021 г. Correlation of verbal parts in the post on bbcnews, May 4th, 2021
Подпись под изображением Подписи на видео
The Zero-waste bus delivering affordable food during lock-down. Inner city residents of Johannesburg in South Africa have been given access to a new kind of shopping experience: a zero-waste mobile grocery store. The bus, called Skhaftin after the local slang word for 'lunchbox', sells fresh dry foods such as rice, beans and lentils, as it makes its way around the city. Shoppers bring their own containers, avoiding the use of packaging that could harm the environment. Founder Ilka Stein and her team came up with the concept during the pandemic, to allow people to access healthy food, without having to travel far from home. Nkosinathi, local resident • It's like a lunchbox. It's an insurance for your stomach that when you have a skhaftin you won't starve. This is Johannesburg's Skhaftin (lunchbox) bus. It's helping people access healthy food without plastic waste. Samele Msibi, store assistant • We have porridge, mabele porridge. We have brown sugar. And out best seller, black beans. Thulisile, local resident • Most of us, you know, there is no jobs and most of the time you cannot afford to buy full groceries. So with them you're able to buy most of the things that you need. Like especially in a week's time, that would be enough for you. Ilka Stein, founder of skhaftin bus • We knew, kind of, that food was important and that we had an interest in it. And we wanted to see how could a different way of access to food look like. And we looked into concepts of zero waste. We got a group of 12 young people together and that is where the journey really started. The team turned this old bus into a shop in 90 days. Fresh produce from the local farm is also sold on the bus. 20 rants ($1.30) a bunch. Refiloe Molefe, the owner of inner city farm • I work so much with Skhaftin because we started feeding the community when Covid started. We decided to say, since there is Covid people who are locked down they cannot have access as they used to, to come to the farm. So we have to introduce a bus which will deliver the food to the people at their doorstep. But it's not just about lockdown. So it teaches people to live [with] less and [be] sustainable also and buy what they can, and afford at that time. And also whatever they can buy, it can also last. Because this thing will last me, it will last me for months. But the price that I had to pay for this thing, it's so [much] less. Skhaftin!
Таким образом, достижение функционального аттрактора, то есть выстраивание семантически законченного полноценного смыслового конструкта, возможно при знакомстве с каждым текстовым компонентом в отдельности. Подпись под изображением позволяет сэкономить время и получить минимально необходимую информацию о событии; просмотр видеофрагмента займет больше времени и предоставит больше дополнительных сведений, но в конечном счете приведет к формированию практически идентичной системы смыслов. Благодаря взаимоусиливающему воздействию компонентов дискурсивной системы друг на друга, на конечном этапе формирования у системы возникает синергий-ный эффект, в результате которого прагмасемантический план данной системы приобретает эмерджентные свойства, а именно формируется представление о том, что даже в условиях пандемии есть люди, готовые предложить помощь; о необходимости креативного мышления; о том, как важно беречь планету и т.д.
Таким образом, в рассмотренном примере функциональный аттрактор дискурсивной системы достигается при помощи элементов разных уровней, включая параграфемные, структурные и собственно языковые элементы, согласованное взаимодействие которых
позволяет системе пройти ряд этапов хаотизации и упорядочивания и сформировать целостный, относительно устойчивый смысловой конструкт, суммарный смысл которого не тождествен сумме смыслов входящих в него элементов.
Заключение
Таким образом, новостной текст в сети Instagram можно охарактеризовать как специфическое малоформатное образование, обладающее рядом особенностей по сравнению с традиционным новостным сообщением. Он представляет собой органичное сочетание средств разных семиотических систем, организованных в объемные формирования с разной степенью структурной сложности и креолизации. В рассмотренных текстах отмечается явная тенденция к исчезновению традиционных элементов новостного текста (в частности заголовочного комплекса) и перераспределению их функциональной нагрузки между визуальной и вербальной составляющими текста, при этом визуальные компоненты приобретают важную смыслообразующую функцию в процессе формирования прагмасе-мантического плана дискурсивной системы. Достижение функционального аттрактора рассмотренных новостных публикаций происходит в ходе поступательного движения дискурсивной системы через ряд сменяющих друг друга состояний дестабилизации и упорядочивания при непосредственном взаимодействии с внешней средой, то есть с сознанием реципиента и общим контекстом данной коммуникативной ситуации. Все элементы дискурсивной системы, действуя согласованно, направляют движение по заданному вектору в сторону функционального аттрактора. В ходе данного процесса у системы возникают эмерджентные свойства, то есть она обогащается смысловыми приращениями и приобретает прагмасемантическую надстройку, которая невыводима из суммы смыслов системообразующих элементов. Благодаря подобному процессу смысловой самоорганизации, дискурсивная система эволюционирует и выходит на качественно новый уровень функционирования.
Список литературы
Астафьева О.Н. 2002. Эвристические возможности синергетики в исследовании современных
социокультурных процессов. Дис. ... докт. филос. наук. Москва, 371 с. Борщева О.В. 2020. Инстаграм на занятиях по иностранному языку. Вопросы педагогики, 4-2: 66-71. Долда М.Е. 2020. Формирование методики запуска нового продукта в социальной сети «Инстаграм». Вестник факультета управления СПбГЭУ, 8: 58-67. URL: http://vfu.unecon.ru/docs/Vestnik 8 2.pdf (дата обращения: 01.05.2021). Карасик В.И., Слышкин Г.Г. 2021. Тенденции развития современного дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 1: 14-31. DOI: 10.29025/2079-60212021-1-14-31.
Малахова В.Л. 2015. Влияние дискурсивного пространства на формирование притяжательного
смысла. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2-1 (44): 138-140. Пономаренко Е.В. 2013. О самоорганизации и синергизме функционального пространства английского дискурса. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 13 (156): 131-140. Пономаренко Е.В. 2015. Основания функциональной лингвосинергетики. М., Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 316 с. Ремчукова Е.Н., Апостолиди А.А. 2018. Малоформатные медиатексты «новостного потока» в фокусе лингвистики: жанровые и языковые особенности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 9 (3): 651668. DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-3-651-668. Симакова К.И. 2020. Семиотический анализ таргетированной рекламы фитнес-индустрии в «Инстаграм». Медиаисследования, 7. Под ред. Т.А. Семилет, И.В. Фотиевой. Барнаул, Изд-во АлтГУ: 465-469.
Харьковская А.А. 2019. Лингвосинергетический потенциал научных публикаций по гуманитарной проблематике: на материале английских малоформатных текстов. В кн.: Малоформатные тексты в различных типах англоязычного дискурса. Сб. науч. ст. Под ред. А.А. Харьковской, И.Б. Кривчен. Самара, Самар. нац. исслед. ун-т им. С.П. Королева: 140-148. URL: http://repo.ssau.ru/handle/MALOFORMATNYE-TEKSTY-V-RAZLIChNYH-TIPAH-ANGLOYaZYChNOGO-DISKURSA/Lingvosinergeticheskii-potencial-nauchnyh-publikacii-po-gumanitarnoi-problematike-na-materiale-angliiskih-maloformatnyh-tekstov-79393 (дата
обращения: 05.05.2021).
De Bot K., Lowie W., Thorne S. L., Verspoor M. 2013. Dynamic systems theory as a comprehensive theory of second language development. Contemporary approaches to second language acquisition. Eds. M. García Mayo del Pilar, M. Junkal Gutierrez Mangado & M. Martínez Adrián. Amsterdam, John Benjamins Publishing Company: 199-220.
Diessel H. 2020. A Dynamic Network Approach to the Study of Syntax. Frontiers in Psychology, 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.604853. Available at:
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.604853/full (accessed: 28.04.2021).
Evans D.R., Larsen-Freeman D. 2020. Bifurcations and the Emergence of L2 Syntactic Structures in a Complex Dynamic System. Frontiers in Psychology, 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.574603. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7658482/ (accessed: 28.04.2021).
Handayani A.D, Cahyono B.Y., Widiati U. 2018. The Use of Instagram in the Teaching of EFL Writing: Effect on Writing Ability and Students' Perceptions. Studies in English Language Teaching, 6 (2): 112-126. DOI:1Q.22158/selt.v6n2p112
Khramchenko D.S. 2019. Functional-Linguistic Parameters of English Professional Discourse. Professional Discourse & Communication, 1 (1): 9-20. DOI: 10.24833/2687-0126-2019-1-1-9-20.
Khramchenko D.S., Radyuk A.V. 2014. The Synergy of Modern Business English Discourse: Holistic Approach to Teaching Unconventional Rhetoric. In: 8th International Technology, Education and Development Conference. Conference Proceedings INTED 2014, 10-12 March, 2014, Valencia, Spain. Eds. L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Valencia, Publisher Academy IATED: 6779-6783.
Larsen-Freeman D., Cameron L. 2008. Complex Systems and Applied Linguistics. Oxford, Oxford University, 287 p.
Ledeneva S. 2018. Advertising as specific discourse type: ontology and functional pragmatics. In: 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. Vienna Art Conference Proceedings, 19-21 March, 2018, Sofia, Bulgaria, 3.1: 3-10. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/31/S10.001.
Pickering W.A. 2016. Natural languages as complex adaptive systems. Estudos Lingüísticos, Sao Paulo, 45 (1): 180-191. DOI: http://dx.doi.org/10.21165/el.v45i1.787.
Ponomarenko E.V. 2018. The notion of functional synergism in linguistics. In: 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. Vienna Art Conference Proceedings, 19-21 March, 2018, Sofia, Bulgaria, 3.1: 501-508. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/31/S10.063.
Radyuk A.V., Kuznetsova M.V. 2020. Systemic properties of judgmental discourse. International Journal of English Linguistics, 10 (6): 224-236. DOI: 10.5539/ijel.v10n6p224.
Zayats T.V., Astafyeva Y.V. 2020. Instagram as a Teaching Tool in the EFL Classroom. Актуальные научные исследования в современном мире, 5-8 (61): 51-54.
References
Astafeva O.N. 2002. Evristicheskie vozmozhnosti sinergetiki v issledovanii sovremennykh sotsiokul'turnykh protsessov [Heuristic possibilities of synergetics in the study of modern socio-cultural processes]. Dis. ... doc. philosophy Sciences. Moscow, 371 p.
Borshcheva O.V. 2020. Instagram na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku [Instagram in foreign language classes]. Voprosy pedagogiki, 4-2: 66-71.
Dolda M.E. 2020. Formation of a new product launch methodology in Instagram social network. Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU, 8: 58-67. Available at: http://vfu.unecon.ru/docs/Vestnik_8_2.pdf (accessed: 01.05.2021).
Karasik V.I., Slyshkin G.G. 2021. Modern discourse developmental trends. Current issues in philology and pedagogical linguistics, 1: 14-31 (in Russian). DOI: 10.29025/2079-6021-2021-1-14-31.
Malakhova V.L. 2015. Influence of discursive space on formation of possessive meaning. Philology. Theory & Practice, 2-1 (44): 138-140 (in Russian).
Ponomarenko E.V. 2013. O samoorganizatsii i sinergizme funktsional'nogo prostranstva angliyskogo diskursa [On self-organization and synergy of the functional space of English discourse]. Scientific bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, 13 (156): 131-140.
Ponomarenko E.V. 2015. Osnovaniya funktsional'noy lingvosinergetiki [Foundations of functional lin-guosynergetics]. M., Publ. MGIMO University, 316 p.
Remchukova E.N., Apostolidi A.A. 2018. Semiotic analysis of targeted advertising of fitness industry in "Instagram". RUDN journal of language studies, semiotics and semantics, 9 (3): 651-668 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-3-651-668.
Simakova K.I. 2020. Semioticheskiy analiz targetirovannoy reklamy fitnes-industrii v «Instagram» [Semiotic analysis of targeted advertising of the fitness industry on Instagram]. Mediaissledovaniya, 7. Eds. T.A. Semilet, I.V. Fotieva. Barnaul, Publ. AltGU: 465-469.
Khar'kovskaya A.A. 2019. linguo-synergetic potential of english academic articles on the humanities problematic issues: based on english minitexts. In: Maloformatnye teksty v razlichnykh tipakh an-gloyazychnogo diskursa [Small-Format Texts in Different Types of English-Language Discourse]. Eds. A.A. Khar'kovskaya, I.B. Krivchen. Samara, Publ. Samara National Research University: 140-148. Available at: http://repo.ssau.ru/handle/MALOFORMATNYE-TEKSTY-V-RAZLIChNYH-TIPAH-ANGLOYaZYChNOGO-DISKURSA/Lingvosinergeticheskii-potencial-nauchnyh-publikacii-po-gumanitarnoi-problematike-na-materiale-angliiskih-maloformatnyh-tekstov-79393 (accessed: 05.05.2021).
De Bot K., Lowie W., Thorne S. L., Verspoor M. 2013. Dynamic systems theory as a comprehensive theory of second language development. Contemporary approaches to second language acquisition. Eds. M. García Mayo del Pilar, M. Junkal Gutierrez Mangado & M. Martínez Adrián. Amsterdam, John Benjamins Publishing Company, 199-220.
Diessel H. 2020. A Dynamic Network Approach to the Study of Syntax. Frontiers in Psychology, 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.604853. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2020.604853/full (accessed: 28.04.2021).
Evans D.R., Larsen-Freeman D. 2020. Bifurcations and the Emergence of L2 Syntactic Structures in a Complex Dynamic System. Frontiers in Psychology, 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.574603. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7658482/ (accessed: 28.04.2021).
Handayani A.D, Cahyono B.Y., Widiati U. 2018. The Use of Instagram in the Teaching of EFL Writing: Effect on Writing Ability and Students' Perceptions. Studies in English Language Teaching, 6 (2): 112-126. DOI: 10.22158/selt.v6n2p112
Khramchenko D.S. 2019. Functional-Linguistic Parameters of English Professional Discourse. Professional Discourse & Communication; 1 (1): 9-20. DOI: 10.24833/2687-0126-2019-1-1-9-20.
Khramchenko D.S., Radyuk A.V. 2014. The Synergy of Modern Business English Discourse: Holistic Approach to Teaching Unconventional Rhetoric. In: 8th International Technology, Education and Development Conference. Conference Proceedings INTED 2014, 10-12 March, 2014, Valencia, Spain. Eds. L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Valencia, Publisher Academy IATED: 6779-6783.
Larsen-Freeman D., Cameron L. 2008. Complex Systems and Applied Linguistics. Oxford, Oxford University, 287 p.
Ledeneva S. 2018. Advertising as specific discourse type: ontology and functional pragmatics. In: 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. Vienna Art Conference Proceedings, 19-21 March, 2018, Sofia, Bulgaria, 3.1: 3-10. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/31/S10.001.
Pickering W.A. 2016. Natural languages as complex adaptive systems. Estudos Linguísticos, Säo Paulo, 45 (1): 180-191. DOI: http://dx.doi.org/10.21165/el.v45i1.787.
Ponomarenko E.V. 2018. The notion of functional synergism in linguistics. In: 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. Vienna Art Conference Proceedings, 19-21 March, 2018. Sofia, Bulgaria, 3.1: 501-508. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/31/S10.063.
Radyuk A.V., Kuznetsova M.V. 2020. Systemic properties of judgmental discourse. International Journal
of English Linguistics, 10 (6): 224-236. DOI: 10.5539/ijel.v10n6p224. Zayats T.V., Astafyeva Y.V. 2020. Instagram as a Teaching Tool in the EFL Classroom. Aktual'nye nauchnye issledovanija v sovremennom mire, 5-8 (61): 51-54.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 28.08.2021 Received September 28, 2021
Поступила после рецензирования 06.05.2022 Revised May 6, 2022 Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Черкунова Марина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, г. Самара, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Marina V. Cherkunova, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of English Philology, Samara National Research University, Samara, Russia