Научная статья на тему 'Малое предпринимательство в региональной экономике: проблемы и направления развития'

Малое предпринимательство в региональной экономике: проблемы и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачева О. А.

Региональный характер малого предпринимательства в современной России является одной из важнейших специфических особенностей, качественно отличающий его от зарубежного. Во всех регионах России малые предприятия на 75-90% используют местные ресурсы (трудовые, материальнотехнические, природные) и на 70-90% удовлетворяют потребности местного рынка с ареалом охвата от одного до трех-четырех административных районов [4, с. 59]. Малое предпринимательство в условиях трансформации экономического потенциала России в период реформ сыграло системообразующую роль в создании региональной и местной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство в региональной экономике: проблемы и направления развития»

сы экономики.-1995.- №1,- с.135.

6.Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма//Вопросы экономики.-1998.-№10,- с. 61.

7.См., например: Авдашева С., Колбасова А., Кузьминов Я. и др. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике: Оценка возможностей интернализации трансакционных издержек и их вывод из сферы теневой экономики. М.: Высшая школа экономики, 1998; Долгопятова Т. и др. Неформальный сектор в российской экономике. М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998; Радаев В. Формирование новых российских рынков: Трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий (при поддержке CIPE), 1998.

8.См., например: Э. де Сото Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.

9.Некрасов В.Н., Головко М.В. Особенности государственного воздействия на теневые процессы национальной экономики в условиях глобализации. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005. с. 20.

10.Enste D., Schneider F. Increasing Shadow Economies all over the World-Fiction or Reality?//IZA Discussion Paper.1998. №26. Р.35.

11.См., например: Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализации преступных доходов. Спб: Питер, 2003; Некрасов В.Н., Головко М.В. Особенности государственного воздействия на теневые процессы национальной экономики в условиях глобализации. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005; Артемьева Н.А. Развитие подходов к дефинированию теневой экономической активности в современной экономической науке/Современная глобализация и Россия. -Ростов-на-Дону, 2004; Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и треП тья сила. М., 1997; Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма//Вопросы

QI

Z экономики.1998. №10 и др.

12.Вяткин В.В. Экономическая преступность в финансовой сфере России на этапе трансформа-q ции (международный опыт противодействия). Автореферат на соискание ученой степени кандидата 0экономических наук. М., 2000. с. 11.

^ 13.Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализации преступных

<î> доходов. Спб: Питер, 2003. с. 27.

14.Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 №63-03/ Сборник кодексов РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. с. 390-392.

15.См., например: Вакурин А.В. Коррупционные факторы в сфере государственного управления российской экономикой/Россия и мировой опыт противодействия коррупции. М., 2000. с. 107.

^ 16.Гражданский кодекс от 30.11.94 № 51-Ф3/Сборник кодексов РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

^ с. 72._

о -

§ ТКАЧЕВА О.А.

X

CD

g МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И

§■ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ <

> _

о -

О О

g Региональный характер малого предпринимательства в современной России является одной из

о важнейших специфических особенностей, качественно отличающий его от зарубежного. Во всех регионах России малые предприятия на 75-90% используют местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 70-90% удовлетворяют потребности местного рынка с ареалом охвата | от одного до трех-четырех административных районов [4, с. 59]. Малое предпринимательство в усло-о виях трансформации экономического потенциала России в период реформ сыграло системообразую-m щую роль в создании региональной и местной экономики. При этом становление и развитие различ-5 ных форм предпринимательства во многом следствие специфических особенностей регионов. Одной ф из общих характеристик развития малого бизнеса в масштабах региона, федерального округа, страны s является количество субъектов малого предпринимательства. Распределение малых предприятий по о федеральным округам показано на рисунке 1.

9 При этом в регионах со сравнительно благоприятным экономическим положением, а также в

крупнейших городах наблюдается реальная конкуренция малых предприятий и индивидуальных пред-

о

CL

О

принимателей не с крупным бизнесом, а между собой, происходит их реструктурирование и рыночно стимулируемая диверсификация. В таблице 1 представлена общероссийская региональная классификация регионов, проведенная по следующим показателям: число малых предприятий (тыс.ед.); численность безработных (тыс. чел.); среднедушевой доход (тыс. руб.); плотность населения в регионе (число жителей на 1 км2); инвестиционная активность малых предприятий (млн. руб./чел.); производительность труда (млн. руб./чел.).

Рисунок 1. Распределение субъектов малого предпринимательства по федеральным округам.* *Составлено автором по данным НП «Московский центр развития предпринимательства».

Анализ табличных данных позволяет судить о потенциале развития малого предпринимательства в регионах и выявляет значительную неоднородность развития его сфер в целом по всем субъектам РФ.

Анализ территориальной (региональной и местной) ориентации малого предпринимательства выявил, что максимальное количество зарегистрированных малых предприятий в большинстве регионов приходится на сферу торговли и общественного питания, что связано прежде всего с относительно низкими стартовыми затратами на данные виды бизнеса и относительно быстрой оборачиваемостью капитала. На 01.01.05 г. число малых предприятий этой сферы составило 440 тыс., или 46% зарегистрированных предприятий этого сектора [6, с. 45]. При этом наибольшее их число сконцентрировано в макрорегионах с высоким уровнем социально-экономического развития - Центральном (151 тыс.) и Северо-Западном (75 тыс.) федеральных округах.

Таблица 1

Классификация 77 регионов РФ по уровню развития малых предприятий [3, с. 43]

П

01

Z

03 □

01 о

I—

ф

I—

s

о а ф

Группы ре то мои ПП у|ЮНН|Л рнзвнтин МП Негвоны Ч не; к) нйв

Г^гиопы с шнкжвтеяьннН тенденцией р«»итня МП г. Москва, г. СпкьПекр^фг, Килпки вСшп. Магшкш области 4

Рсгнсиеы со средним уронили ранниня ниши] бизнеса ^п тендеицнем к снижению дннАшжл ра ИЧ |Г||Я № МИЛОМ бпнш) Алтлнскин кр. Апрпвсш nEi, Владимирская обл. Вшита рядския обл, I ievror i^cl к-лл olvi. 1 Scpnn-j>Ki.K.L4 обл. Иркутская ойл. Кал1пэкн|ра:к:кая обл, Kjlij.азская оол, Кемеровская обл. Красноярским кр. Красноярскнп кр, .'k'EllllCI р^.'|СК;1Н О&Л, МоСКРПСКЦЯ С"бл, Нп^сТОрОЛСГЛЯ СЙЛ, tlOB|!OpU.4CKILH обл. КпвосЕшнр^кая обл^ Омская обл, Оренбурга кая об л, 1 lenient кон си>л. Пермская обл, 1 1римпрск1гн кр. I'lscny блика Алтай, Ре-пгуоликд Дагестан, IVtnyiV[NK<i XiiKJt.fi ч. Ростовская об-л, t-тгир^ноя обл, Сахалинская об-л. Свердловская обл. Стакропольскчи кр. Тюменская ойл. Хайирсшекни кр. Ч^пяоннская обл. ЧукотскиЁЁ йнтАЯомный йЦгуг, Ярое. iuiickhh оол. 35

Е\нионы, с ВИПШЕЩ вняон урошэс'М развития ипдго прецлрнннмятсл |,с 1 на ( регнекы- лутса Й деры) Амурекля обл. Архангельская очал, Белгородская обл, Брянская поп, Ивановская оби, Калшрдино-Ьад курская Fwirf^mv, Республика, Кнропекая общ Костромская ойл, Курганская обл, Курская обл, ЛпЕЕецкая обл. Мурманска обл, Орловская обл, 11ековская обл, Республика Адыгея, Республика Башкортостан. Ptci lyftmua Бурятия. Реснублика Интушстя, Рсспу€1лнкл Кадмыкпя., Г-есЕ1уйлнкц Карелия. Республика Комн. Республика М"арп г}л, Рсенубл лка Мордовия, РнЕЕу^шв Саха (Явупи]^ 1Ч'с>- Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рл'13Е1сках (Я1т, Саратовская обл. Смоленская обл, ТамСовскля обл, Твереках обл, Тлисш обл, Тульская обл. Улья истаскал обсЕ, Читинская обл. 38

>

о о

о а

о

<

>

о о

о о

о

со

о

I—

о о

CL

о ф

о ф

о

X

о

о

п

01

г

На втором месте по значимости для 71 региона РФ находится группа малых предприятий промышленности и строительства, удельный вес которых в общем количестве в 2004 г. составил соответственно 13,3 и 13,1%. Максимальное их распространение наблюдается в тех субъектах РФ, в которых развиты легкая, лесная и пищевая индустрии. Практически всех регионах страны малые предприятия заняты в полиграфической промышленности - 26% от их общего количества, в производстве медицинской техники (23%), в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности (19% и 16%).

Минимальный удельный вес малых предприятий наблюдается в сельском хозяйстве большинства регионов - их доля в числе всех предприятий составляет не более 5%. Нишу малых предприятий здесь заняли домохозяйства населения, на которые приходится значительная доля производства, превышающая по некоторым продуктам две трети регионального выпуска. Лидером по количеству сельскохозяйственных малых предприятий (4,3%) от общего их числа является ЮФО (см. таблицу 2).

Отраслевая структура малого предпринимательства является специфической особенностью, которую необходимо выделить при анализе развития этой сферы в России. Малые предприятия на всех территориях занимали ниши, освободившиеся после ликвидации государственной монополии на экономическую деятельность, которые не были сразу заняты крупным и средним капиталом. Отраслевая структура малого предпринимательства в каждом регионе стала прямым отражением становления местного рынка, потребительских возможностей населения и новых хозяйствующих субъектов. Распределение малых предприятий различных отраслей экономики по регионам России представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение числа малых предприятий отдельных отраслей экономики по регионам Российской Федерации на начало 2004 г. [5, с. 25-26]

СО □

N

о

I—

®

I— ^

о

а

ф

ей ^

х

>

О О

о а

о

<

>

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о

X

о

о

Чиню лред ■гримтий всего, тыс. й процента* от числа предприятий и регионе

промышленность мльекп с ЕЫ ¿трпктс оргг таргпвля II пЕнцсстш:! 1 нес ШПИЦ

Российския Федерации Я9П.9 и,з 2,0 13,1 1,5 46,8

Центральный федеральный сиру; 322,2 11,3 1,4 11,5 2.0

Северо-Западный (¡«моральный округ 136,1 15,1 1,1 13,0 3,3 46,4

Южный федеральный округ £М(4 н,а 4,3 13,9 2,5 46,3

При волжский федеральный округ 13,3 2,1 Ш К9 46,8

Уральский федеральный икр\т 57,8 13,5 2,0 16.2 2.1 41,2

Сибирский фел^ря'!ЬР[Ыи 9 14,7 2,5 12,5 V 47,0

ДшьЕ^-шк^ичнын ||}сдерш!ьнык Округ 332 18,2 3,0 13,7 5,1 Зв.З

Отраслевой анализ малого предпринимательства позволил сделать вывод, что этот сектор имеет в ряде отраслей явные конкурентные преимущества относительно крупных, занимая доминирующее положение по численности и объему выручки - это розничная и оптовая торговля, общественное питание и сфера услуг. В промышленности, связи, транспорте доля малого предпринимательства незначительна. Однако в ряде отраслей, например в строительстве, показатели его эффективности выше, чем показатели крупного и среднего предпринимательства. Так, если фондовооруженность малого предпринимательства ниже во всех отраслях, то фондоотдача в большинстве основных отраслей - в общественном питании, строительстве, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере - выше, чем аналогичные показатели крупного и среднего предпринимательства [11, с. 64].

Существенная региональная дифференциация малого предпринимательства проявляется по числу занятых, объемам производства и производительности труда. Высокая производительность труда на

малых предприятиях отмечается в регионах, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (150 тыс.руб. продукции на 1 занятого) и Дальневосточном (140 тыс.руб.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В Приволжском федеральном округе отмечен самый высокий средний объем производства в сельском хозяйстве (более 700 тыс.руб.). В ЮФО отмечены успешно функционирующие транспортные малые предприятия, средний объем производства на 1 занятого в которых - более 2000 тыс. руб., тогда как в Сибирском округе - около 600 тыс.

Таким образом, анализ статданных и аналитических отчетов позволяет сделать вывод о значительной региональной дифференциации отраслевой направленности малых предприятий в зависимости от специализации хозяйства региона и его экономико-географических параметров. Сложившаяся территориальная специализация малых предприятий позволила им дополнить "большую" экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований.

Однако малому предпринимательству всех регионов свойственны определенные недостатки. Проведенный автором анализ новейшей экономической литературы, программных и информационно-аналитических документов федеральных и региональных органов власти, а также данных социологических опросов предпринимателей позволил выявить имеющиеся на современном этапе проблемы малого предпринимательства (в частности см.: [1; 7, с. 4-15; 8, с. 49-85; 2; 9; 10]).

Таблица 3

Проблемы малого предпринимательства в современной России

П

01

г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о а ф

ей ^

X

>

О О

О

а

о

<

>

о о

о о сь

о ф

Кну г[>;шшс (ИР опросам прели рн кнм ¡шспеЬЪ

- ННЗШЙ урОНСЕ! Ь ЖВрЛ1ЦЖ1ЖВВСИ, прС.'ДОрКМНШТСДЬСКРК, ¡ШЕ'.^ТИШЮШН'Н К ММ1кЧМ11 Ми 1:1 1 культуры, культуры " "■■'

нншмютептпекть рушиолпл^леп и отсутствие упривлснчь-скшт оиыти; весбивлвраинвиЯапит; ввдгкгтвв опыти в мярегтннге-, фийвеь,

СИЗ&ЖСЕ! И1[ И ПрШЗЮДСП^

отсутствие ™ып] риоитьг в огриелн:

нейрпкнеогь в вс.ьсе! пи :к;л. мйдавнтап^_

- Еироеитостъ пршйаккчн и отношений ибсгонЕтостн. неяоетяи шител№ праводой (кну, слэСзя зтпшеннкп прщимипкля, ииккмфсп ш чилоент;

- недостаточная определенность л тршкиртнопь мдкродщнтифслюй ппунцшг; писиртпо финансовой инфраструктуры; дефицит пршпсшпонп^ирФрвботвнтп л

пприбнртцинщ исханщир и структур финансового дСккпачщн малы а прсд|рпиЦ, трудвоств рачыепкния и доступа I ллешнему фкншсирсаяним), трудности гииучешм крупна и высокая кредитвши сталка;

- Егдостаии в сфере нчпшбшидвн малых предлрннчий;

- недостатки в ра фял">огюс м трудности рсадизапцн рсснтсальиык норма швпых ажтоа, рсгнснг_пьнык программ рлчлнша ышцзго гредпрянимагглыттья^

- разоЕщсЕшоегь действий регионов ь-,1К ь пионе обмела информацией л апъгп^ ло ршнитию ■щш нредпрнннмательегла, тик н л иркшпишш пршггнчвсапго мнякствелногп взаимодействия предпринимателей различных рептнов иеащу собой;

- низкие геммы процесса создан ииораору ьтуры мшшго-бншкз;

-ензшс геммы увеличения числа малых иредпрлпнм, оюСенпо в припюдпккнпй фрс вд.че.четшк- ннощщкп иропчлолства, нцрллт прнзищетвнмых ллоличеп к шприишА -базы, получение права ¡га арешу Еюмешеннй и зсшшаркгаи;

- проблема предоставления малым предприятиям пзеудврпкннык и иуннцЕптышс заказав,

- Еищокрне чапдллых партнерол; огрплательнос смишпепле к предпринимателям Со стороны тевляш._

Изучение и анализ материалов конференций и круглых столов, посвященных проблемам функционирования малого предпринимательства и совещаний различных научных и экспертных организаций (Российской ассоциации развития малых предприятий, Российского профсоюза работников

о ф

малого и среднего бизнеса, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Центра развития малого и среднего бизнеса АНХ при Правительстве РФ, Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ и т.д.) позволило автору выделить основные направления, по которым эксперты, аналитики и политики определяют его перспективное развитие в России:

1) в сфере законодательства:

- инвентаризация и совершенствование существующей нормативно-правовой базы малого предпринимательства в русле формирования новой модели государственного регулирования этого сектора;

- внесение дополнений и изменений в Налоговом и Бюджетном кодексе РФ и других областях права в соответствии с ФЗ "О государственной политике в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ";

- применение положительного зарубежного опыта управления сферой малого предпринимательства;

- учет в нормативно-правовом механизме законодательных инициатив, поступающих от предпринимательского сообщества;

2) в сфере государственной поддержки малого предпринимательства:

- государственная поддержка должна проводиться в условиях разграничения полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и муниципальных образований;

3) в сфере взаимодействия с экономическими субъектами и обществом:

- совершенствование механизмов взаимодействия малых, средних и крупных предприятий стра-П ны, укрепление делового сотрудничества регионов РФ;

□I и

'Т. - политика переориентации экономической реформы на цели поддержки производства и ее со-

циальная направленность должны создать базисные условия развития и организации малых предпри-д ятий в различных хозяйственных сферах, ослабить теневой и криминальный характер его развития. □ 4) в сфере экономики:

^ - осуществление качественного анализа экономики МСП;

-<> - изучение бюджетообразующей составляющей малого предпринимательства, его налогооблага-

емой базы в разрезе отраслей в соответствии с критериями, параметрами, объемами и функциями ф различных видов бизнеса; и 5) в производственной сфере:

ф - формирование государством экономико-правовыми, социальными и организационными мера-

со ^

| ми предпринимательской среды с приоритетом производственного инновационного предпринимательства.

о

о Анализ причин, определивших динамику индикаторов развития малого предпринимательства,

Ее позволяет сделать вывод о том, что на данном этапе этот сектор достиг того уровня, которого позво-® „ „

ЕЕ лили ему достичь современная институциональная и экономико-правовая среда современной России. о. Кроме того, при сохранении существующих тенденций малое предпринимательство в России будет < отставать от потребностей динамично развивающейся рыночной экономики, что не позволит реали-^ зовать предпринимательский ресурс общества для решения макроэкономических и социальных задач. о Существенное повышение этого уровня возможно при кардинальных социально-экономических изо менениях и смене парадигмы развития страны.

^ Позитивные изменения в развитии сферы малого предпринимательства возможны в условиях оптимизации системы государственной поддержки этой сферы и механизмов взаимодействия субъек-

£ тов малого предпринимательства с крупными предприятиями и инфраструктурными организациями,

В сложившихся условиях особое значение приобретает активизация деятельности государствен-^ ных и муниципальных структур республик, краев, областей, регионов России по мобилизации внутри ренних резервов и собственных ресурсов с целью преодоления кризисных явлений в развитии сферы >| малого предпринимательства большинства российских регионов, приоритетные направления деятель-

5 ности которых представлены на рис. 2.

ф

т ^

2 О х О

О

о

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства.

Рисунок 2. Региональные направления совершенствования условий развития предприниматель-Составлено автором на основе анализа экономической литературы

о х О

СО

Литература.

1. Афанасьева Т., Буев В. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере 6 регионов). М.: АНО "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус", 2005.

2. Заявления, высказывания, мнения членов Правительства РФ (с 27.10.04 по 02.10.04 г.). М.: Республиканский центр развития предпринимательства, 2004.

3. Илышев А., Демчук О. Интегративные процессы в сфере малого бизнеса региона // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 5.

4. Калмакова И. Региональные особенности развития малого бизнеса // Российское предпринимательство. 2005. № 3.

5. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат.сб. / Росстат. М., 2004.

6. Малое предпринимательство в России. Сб. Федеральной службы государственной статистики. М., 2005.

7. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 8.

8. Ореховский П. Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика. 2005. № 12.

9. Предпринимательский климат в России: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола. М.: Институт открытой экономики, 2004.

10. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства (по итогам соцопроса). Ростов н/Д: ООО "Лео", 2004.

11. Слепокуров С. Малые предприятия: сравнительная эффективность // Экономист. № 7. 2004.

П

2 МУРУГОВ Е.И.

со КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ

□ -

N

Платежеспособность выступает одной из важнейших характеристик финансово-хозяйственной 2 деятельности организаций в условиях рыночной экономики. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем о. меньше риск оказаться на грани банкротства.

Учитывая то обстоятельство, что в условиях рыночных отношений невыполнение договоров может привести к гибели многих предприятий, вопросы управления платежеспособностью приобре-о тают все большую актуальность, что связано с необходимостью создания комплексной системы, обес-° печивающей управление платежеспособностью предприятия как имущественного комплекса, монист торинг ресурсов на основе денежных потоков, создание сетевой системы управления платежеспособен ностью в разрезе фракталов пространства и времени.

о Исследование форм и методов управления платежеспособностью, риском, рисковыми активами,

о

ф

ф

разработка системы показателей и управления ими, выработка оперативных, тактических и стратегических решений проводились автором в условиях системной разбивки информационной базы на три 2 уровня:

* 1) сетевая экономика и ее характеристика;

о 2) концепции управленческого учета платежеспособности предприятия;

0 3) учетно-аналитические механизмы, используемые в управлении оперативными, тактическими и стратегическими процессами.

1 При этом в качестве признаков целостности учетной системы управления платежеспособностью

I—

о выделены следующие позиции:

™ - используемые системы бюджетирования;

5 - методы учета денежных потоков;

ф - методы организации и использования управленческой отчетности;

| - внутренний и внешний аудит;

° - аналитическое отражение в двух аспектах: категории отчетности и виды деятельности;

° - методы определения эффективности.

О

о.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.