Научная статья на тему 'МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ'

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5880
933
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФУНКЦИИ / КРИТЕРИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SMALL BUSINESS / FUNCTIONS / CRITERIA / PRODUCTION ACTIVITY / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова А.А., Конева А.А.

В статье рассмотрены ключевые различия понятий «бизнес» и «предпринимательство». Проанализированы и систематизированы теоретические подходы к пониманию категории «малое предпринимательство» (МП). Исследованы критерии отнесения субъекта хозяйствования к МП в РФ и зарубежных странах. Определены формы субъектов МП в соответствии c законодательством РФ. Выделены основные виды субъектов МП в аспекте отраслей и сфер экономической деятельности. Проанализированы и систематизированы функции малого предпринимательства. В результате выполненных исследований обосновано, что функции, реализуемые малым предпринимательством, создают благоприятные условия для стимулирования экономического роста. Установлена специфика малых производственных предприятий и особенности их влияния на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS: ESSENCE AND FUNCTIONS

The article discusses the key differences between the concepts of "business" and "entrepreneurship". Theoretical approaches to understanding the "small business" category are analyzed and systematized. The criteria for classifying a business entity as an MP in the Russian Federation and foreign countries are studied. The forms of MP subjects are defined in accordance with the legislation of the Russian Federation. The main types of MP subjects in the aspect of industries and spheres of economic activity are highlighted. The functions of small business are analyzed and systematized. As a result of the research, it is proved that the functions implemented by small businesses create favorable conditions for stimulating economic growth. The specifics of small industrial enterprises and their impact on the economy are established.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

DOI: 10.17747/2311-7184-2020-12-330-336

Том 8, № 12 (2020) Business Strategies

стр 330

[ccj

Малое предпринимательство: сущность и функции 1

Давыдова А.А.

Заведующий центром трансфера и коммерциализации технологий, младший научный сотрудник ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук» г. Вологда, Россия e-mail: arina.davydova.1992@mail.ru

Конева А.А.

Инженер ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук» г. Вологда, Россия e-mail: koneva.anna98@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые различия понятий «бизнес» и «предпринимательство». Проанализированы и систематизированы теоретические подходы к пониманию категории «малое предпринимательство» (МП). Исследованы критерии отнесения субъекта хозяйствования к МП в РФ и зарубежных странах. Определены формы субъектов МП в соответствии c законодательством РФ. Выделены основные виды субъектов МП в аспекте отраслей и сфер экономической деятельности. Проанализированы и систематизированы функции малого предпринимательства. В результате выполненных исследований обосновано, что функции, реализуемые малым предпринимательством, создают благоприятные условия для стимулирования экономического роста. Установлена специфика малых производственных предприятий и особенности их влияния на экономику.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, функции, критерии, производственная деятельность, инновационная деятельность.

SMALL BUSINESS: ESSENCE AND FUNCTIONS

Davydova A.A.

Head of the center for technology transfer and commercialization, junior researcher Federal State Budgetary Institution of Science «Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences» Vologda, Russia

e-mail: arina.davydova.1992@mail.ru Koneva A.A.

Engineer of Federal State Budgetary Institution of Science «Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences» Vologda, Russia

e-mail: koneva.anna98@yandex.ru

Abstract. The article discusses the key differences between the concepts of "business" and "entrepreneurship". Theoretical approaches to understanding the "small business" category are analyzed and systematized. The criteria for classifying a business entity as an MP in the Russian Federation and foreign countries are studied. The forms of MP subjects are defined in accordance with the legislation of the Russian Federation. The main types of MP subjects in the aspect of industries and spheres of economic activity are highlighted. The functions of small business are analyzed and systematized. As a result of the research, it is proved that the functions implemented by small businesses create favorable conditions for stimulating economic growth. The specifics of small industrial enterprises and their impact on the economy are established. Keywords: small business, functions, criteria, production activity, innovation activity.

В настоящее время приоритетной задачей государства является достижение высоких темпов экономического роста с целью обеспечения социально-экономического развития страны и повышения уровня благосостояния населения. Малое предпринимательство (МП) выступает неотъемлемой частью современной рыночной системы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно развитие малых форм предпринимательства является одним из приоритетных направлений ускоренного роста экономики страны [1,2].

В экономической литературе имеется значительное число публикаций как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященных проблеме раскрытия сущности категории «малое предпринимательство». Однако еди-

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

электронный научно-экономический журнал стр 331

ный подход к пониманию данной категории, обосновывающий сходства и отличия с понятием «малый бизнес» не сформирован.

В связи с этим цель настоящего исследования заключается в обобщении и систематизации подходов к определению категории «малое предпринимательство», и выявлении ее функций в экономике.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1) систематизировать подходы к пониманию категории «малое предпринимательство»;

2) исследовать экономическую сущность, виды и формы МП;

3) проанализировать функции МП.

Ряд авторов [3,4] отождествляют понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство», так как «бизнес» является англоязычной версией понятия, которое обозначает деятельность с целью получения дохода, а «предпринимательство» - русскоязычное понятие, имеющее схожую трактовку.

Под бизнесом понимается экономическая деятельность, которая направлена на производство, приобретение товаров или оказание услуг с целью получения взаимной выгоды хозяйствующих субъектов [5,6]. На наш взгляд, данное определение отражает основную функцию бизнеса, а именно удовлетворение потребностей населения путем производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

В научной литературе «предпринимательство» как экономическая категория впервые было введено в обращение Р Кантильоном в XVIII в. и понималось как активное экономическое поведение, основной характерной чертой которого является риск [7].

В середине XX в. Й. Шумпетером была сформирована теория предпринимательства, в которой центральное место занимает инновационная концепция. Предприниматели являются движущей силой экономики, функцией которых является осуществление новых комбинаций, то есть реализация нововведений. Й. Шумпетер рассматривает инновации в качестве новой комбинации производственных факторов, мотивированной предпринимательским духом. Так, выделяется четвертый фактор производства - предпринимательские способности. В данной концепции была заложена роль инновационной деятельности как фактора, влияющего на развитие экономической системы [8].

В современной научной литературе предпринимательство рассматривается как инициативная самостоятельная деятельность, направленная на реализацию инноваций для создания новых или усовершенствования существующих продуктов, осуществляемая на свой риск, с целью получения прибыли [9,10].

Таблица 1. Систематизация подходов к определению категории «малое предпринимательство»

Подход к пониманию малого предпринимательства Определение категории «малое предпринимательство»

Как экономическая система «Это сложная, вероятностная, динамическая экономическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ» [11]

«Это совокупность взаимосвязанных между собой экономических элементов, образующих устойчивую целостность и являющихся подсистемой экономической системы» [12]

Как сектор экономики «Сложная совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих субъектов, различающихся местом в общественном разделении труда и в социально-экономической структуре, располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами» [13]

«Сектор малого бизнеса - система отношений, осуществляемая посредством специфической предпринимательской деятельности между субъектами права» [14]

Как вид экономической деятельности «Массовое явление, сущность которого заключается в специфической деятельности малых форм, главным образом, предпринимателя, собственника в условиях конкурентной среды по осуществлению поиска наиболее эффективного решения в области сочетания экономических, трудовых и других типов ресурсов на инновационной, рисковой и законодательной основе с целью получения прибыли» [2]

«Инициативная, независимая, целенаправленная, инновационная, быстро адаптируемая деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в соответствии с установленным законодательством страны, в котором зарегистрировано предприятие, осуществляемая в личных и общественных целях, за счет производства и реализации товаров или услуг под свою имущественную ответственность и на свой риск» [3]

«Бизнес небольших фирм, малых предприятий, опирающийся на предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли» [15]

«Целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, в соответствии с критериями отнесения к малому предпринимательству, основанная на использовании инновационной идеи, связанной с повышенным риском, основной целью которой является максимизация прибыли» [16]

«Социально-экономическая категория, включающая специфическую креативную деятельность субъектов в лице микро- и малых предприятий, направленную на комбинирование ресурсов, результатом чего является выпуск товаров или услуг и получение предпринимательского дохода» [17]

электронный научно-экономический журнал стр 332

В результате анализа научной литературы, было выявлено, что «бизнес» представляет собой экономическую деятельность, главной целью которой является получение прибыли, а «предпринимательство» содержит инновационную составляющую, которая проявляется в новаторской деятельности хозяйствующих субъектов.

Анализ литературы показал наличие трех основных теоретических подходов к определению категории «малое предпринимательство» (табл. 1). Отсутствие единого подхода связано, в первую очередь, с различными целями и задачами исследований ученых.

В рамках первого подхода малое предпринимательство рассматривается как сложная и динамическая экономическая система [11, 12]. В данном случае МП представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, создающую новые качественные характеристики, не присущие отдельным элементам. Также выделяются такие отличительные черты МП, как самостоятельность и возможность саморегулирования. Стоит отметить, что подход не раскрывает функций субъектов хозяйствования в экономике, а выделяет горизонтальные и вертикальные связи взаимоотношений в процессе создания, доведения товаров и услуг до потребителя. В рамках данного подхода МП рассматривают также как отдельную подсистему общей экономической системы [12].

В основе второго подхода лежит исследование данной категории как сектора экономики. Представители данного направления [13, 14] рассматривают хозяйственные субъекты как сложную совокупность их взаимосвязей, различающихся местом в социально-экономической структуре. Очевидно, что подход к пониманию МП как системы является более полным, в отличие от сектора экономики, так как совокупность взаимосвязанных между собой хозяйственных субъектов образует экономическую систему. В данном подходе сектор МП является элементом хозяйственной системы.

Следующий подход характеризует малое предпринимательство как вид экономической деятельности, отличающийся целенаправленностью, инициативностью, креативностью, а также инновационностью [2, 3, 15, 16, 17]. Следует учесть тот факт, что данную деятельность необходимо осуществлять в соответствии с законодательством страны.

Анализ приведенных подходов к определению категории «малое предпринимательство» показал отсутствие единого понимания данной дефиниции. Авторы данной статьи придерживаются подхода к пониманию категории «малое предпринимательство» как вида экономической деятельности, направленного на реализацию инноваций, с целью максимизации прибыли, осуществляемого малыми формами хозяйственных субъектов, в соответствии с законодательством страны. При этом МП представлено не только в виде совокупности хозяйственных элементов, взаимосвязанных между собой, но также включает специфическую, рискованную деятельность на инновационной основе.

В мировой практике известны различные подходы к отнесению субъекта хозяйствования к «малому предпринимательству». В экономической литературе выделяется три группы критериев, определяющих категорию МП [17]:

1) количественные;

2) качественные;

3) комбинированные.

К количественным критериям относятся такие показатели, как численность сотрудников организации, выручка от реализации товаров, суммарная доля в уставном капитале коммерческих, государственных предприятий.

Отличием качественных критериев от количественных является отсутствие законодательного закрепления, так как в их основе лежит субъективная оценка. Выделяют следующие качественные критерии: мобильность, узкость рынков сбыта, уязвимость от внешних факторов, ключевую роль руководителя, личностный характер отношений внутри предприятия, а также инновационный потенциал и социальную ответственность [18]. Недостатком качественных критериев является сложность практического применения и законодательного закрепления. Комбинированные критерии включают как количественные, так и качественные критерии определения малого предпринимательства.

Количественные критерии отнесения к субъектам МП закрепляются на законодательном уровне в каждой стране. Анализ значений показателей в разных странах выявил отсутствие единого подхода к типологизации малого предпринимательства. Так, в Европейском Союзе, согласно рекомендациям Европейской комиссии, выделяется два критерия определения малого предприятия: численность сотрудников и годовой оборот. К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью сотрудников менее 50 человек, с годовым оборотом менее 10 млн евро [19].

В ряде стран, таких, как США, Канада и Япония, критерием является принадлежность предприятия к той или иной отрасли экономики и виду деятельности [19]. Соответственно, вид деятельности представляет собой четкий критерий при определении малого предприятия наряду с другими количественными критериями.

Например, в США к субъектам малого предпринимательства относятся следующие предприятия в зависимости от вида экономической деятельности:

- производство (максимум 500 сотрудников);

- торговля (максимум 100 сотрудников);

- добыча полезных ископаемых (менее 500 сотрудников).

Для других областей определение основано на доходах, например, строительство - менее 1 млн долларов, розничная торговля - менее 6,5 млн долларов, архитектура, машиностроение - менее 4,5 млн долларов, сельское хозяйство - менее 750 тыс. долларов [19].

Следует отметить, что для одних видов деятельности в качестве критерия принимается численность занятых, в других - величина дохода. Таким образом, из-за разнообразия конкретных видов деятельности в США

электронный научно-экономический журнал стр 333

не существует стандартной общей модели отнесения субъектов к категории малого предпринимательства [19].

В Канаде к МП относятся субъекты, занятые производством, с численностью сотрудников менее 100 чел., а также оказывающие услуги с численностью сотрудников менее 50 чел. Таким образом, в Канаде также нет стандартизированного определения субъектов малого предпринимательства [19].

В Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся те субъекты, которые одновременно отвечают следующим критериям (табл. 2) [20].

Таблица 2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

Критерий Ед. измерения Значение

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год чел. < 100

Суммарная доля участия сторонних предприятий % < 49

Суммарная доля участия субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов % < 25

Доход от деятельности за предшествующий календарный год (без НДС) млн руб. < 800

Таким образом, проанализировав критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству различных стран, выделяются в основном численность персонала малого предприятия, размер уставного капитала, финансовые показатели деятельности (доход, годовой оборот). В отдельных странах еще одним критерием служит вид экономической деятельности, что не характерно для России.

В соответствии с законодательством РФ организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства может быть представлена в виде хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и индивидуальных предпринимателей.

По виду деятельности в аспекте отраслей и сфер человеческой деятельности субъекты малого предпринимательства подразделяются на следующие виды [4].

1. Производственные предприятия, основной деятельностью которых является предпринимательство в сфере материального производства и производственной инфраструктуры.

2. Предприятия в сфере оказания производственных и непроизводственных услуг.

3. Научные предприятия, результатом деятельности которых является создание продуктов интеллектуального труда.

4. Посреднические предприятия в сфере обращения товаров.

От уровня развития производственной деятельности зависит материальная основа экономического роста, так как население обеспечивается товарами и услугами, рабочими местами, развитыми формами экономических отношений. Основной целью производственных предприятий является выпуск конечной продукции и получение прибыли. Реализация данного направления возможна за счет создания высокотехнологичных производств, расширения номенклатуры и объемов выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью [21]. Крупные предприятия отличаются устоявшимися направлениями производства, в то время как малые предприятия способны быстро приспосабливаться к новым условиям рынка, оперативно реагировать на запросы потребителей и разрабатывать инновационную продукцию. Также малые предприятия требуют меньших капиталовложений и способны быстро перестроить технологию производства и адаптироваться под выпуск уникальной продукции. Развитие малых производственных предприятий обеспечивается через разработку и реализацию технологических инноваций.

Сущность категории также может быть раскрыта через выполняемые субъектами МП функции (рис. 1).

Блок экономических функций малого предпринимательства включает в себя следующие элементы.

1. Развитие рыночной экономики и, как следствие, ее диверсификация. Субъекты МП занимают те ниши, в которых не находится крупный бизнес и способствуют развитию производства, тем самым привлекая финансовые и трудовые ресурсы, что обеспечивает экономическое оживление как отдельного региона, так и страны в целом. Также малым предприятиям не требуются крупные стартовые инвестиции, поэтому они способны быстро и эффективно адаптироваться к условиям рынка и активизировать структурную перестройку экономики [22].

2. Развитие конкурентной среды. Благодаря увеличению конкуренции на рынке снижается уровень монополизации, что повышает качество произведенных товаров и услуг. Развитие МП создает систему мотивационных стимулов для более полного использования ресурсов, что обеспечивает стимулирование хозяйственной активности и развитие рыночных отношений в экономике [23]. Это приводит к росту эффективности производственных процессов на предприятиях.

3. Обеспечение поступления налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней. Малые предприятия формируют доходную часть бюджета, так как являются основными налогоплательщиками. Так, средний показатель поступлений от субъектов МП за счет применения специальных налоговых режимов составляет 47,5% местных бюджетов РФ [24].

Ресурсная функция заключается в оптимальном комбинировании основных экономических ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и т.д.). Малое предпринимательство ориентировано на эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, что обеспечит достижение максимального экономического эффекта [25].

электронный научно-экономический журнал стр 334

Рис. 1 Систематизация функций малого предпринимательства

Источник: составлено авторами на основе [22, 23, 25, 26, 27]

Социальная функция проявляется в формировании групп людей, отличающихся рискованной и самостоятельной хозяйственной деятельностью. Развитие малого предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, рост занятости населения и, как следствие, сокращение уровня безработицы. Появляется возможность вовлечения в трудовую деятельность социально незащищенных групп населения, в результате обеспечивается рост благосостояния и повышение гражданской активности населения. Благодаря многочисленности малых предприятий образуется средний класс, а также формируется социальный слой собственников и предпринимателей. Увеличение их вклада в экономику является результатом стремления реализовать свои творческие способности для улучшения качества жизни. По данным исследований экспертов РИА Новости, в 2019 г. доля населения, занятого в малом предпринимательстве, составила 15% от общей численности рабочей силы, или 11,3 млн человек [26].

Организаторская функция заключается в формировании предпринимательского управления, создании стратегии деятельности предприятия и включает, главным образом, принятие предпринимателями самостоятельных решений в рамках реализации предпринимательских возможностей [25].

В качестве специфической функции МП в науке выделяют функцию генерации предпринимательского потенциала, в которую входят инновационно-развивающая, творчески-созидающая и организационно-управленческая функции [27]. Творчески-созидающая функция позволяет раскрыть новаторский потенциал личности, которая занимается предпринимательской деятельностью. Предпринимательская деятельность предполагает более эффективное использование творческих способностей населения. Инновационно-развивающая функция направлена на внедрение наукоемких видов продукции, что активизирует инновационное развитие экономики.

электронный научно-экономический журнал стр 335

Именно гибкость и адаптивность отличают малое предпринимательство от крупного, позволяя успешно осваивать технологические, продуктовые и управленческие инновации. Организационно-управленческая функция включает инновационную предпринимательскую деятельность в организации и управлении производственным процессом.

Проанализировав сущность МП через основные функции, важно отметить, что развитие малых предприятий стимулирует экономический рост, поскольку развиваются конкурентные отношения, возникают дополнительные рабочие места, осуществляется технологическая и структурная модернизация при помощи внедрения инноваций и достижений научно-технического прогресса, тем самым активнее идет реструктуризация экономики. Так как сфера производства является реальным сектором экономики, именно малые производственные предприятия ориентированы на внедрение наукоемкой продукции, а также доведение результатов научной деятельности до конечного потребителя. Кроме того, развитие МП ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Как следствие, малое предпринимательство создает предпосылки для ускоренного роста экономики регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, малое предпринимательство рассматривается в научной литературе как экономическая система или подсистема, как сектор экономики. Целям проводимого исследования отвечает подход, в котором данная категория определяется как вид экономической деятельности, связанный с созданием и использованием инноваций, направленный на получение максимальной прибыли, осуществляемый малыми формами хозяйственных субъектов в соответствии с законодательством. Для отнесения форм хозяйствования к малым устанавливаются количественные, качественные или комбинированные критерии. Проведенный анализ подходов, применяемых в различных странах, показал, что на законодательном уровне закрепляются только количественные критерии (численность сотрудников, доход и др.), что обусловлено их объективностью и однозначностью интерпретации. В то же время в США и Канаде значения количественных показателей разнятся в зависимости от вида деятельности субъекта, причем для производства характерны более высокие значения, чем для сферы торговли и услуг. В России критерии отнесения субъектов хозяйствования к МП закреплены в ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и включают в себя численность персонала, доход, размер уставного капитала. Исследование сущности МП через выполняемые функции в экономике показало, что малые предприятия отличаются гибкостью и приспосабливаемостью как к новым условиям рынка, так и запросам потребителей, что обеспечивает развитие рыночной экономики и ее диверсификацию. Специфическая функция малого предпринимательства, отличающая данную категорию от бизнеса, - функция генерации предпринимательского потенциала. То есть создание и использование творческого и новаторского потенциала личности в целях обеспечения инновационного развития, разработки и внедрения наукоемких видов продукции. В производственной деятельности реализация данной функции наиболее заметна, поскольку в результате формируется материальная основа для интенсивного экономического роста, основанного на реализации инноваций. Для подтверждения данной гипотезы на следующем этапе исследования планируется анализ влияния инновационной деятельности малых производственных предприятий на экономический рост территорий.

Список литературы

1. Юсупова С.М. Роль малого предпринимательства в экономике России [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2020. № 8. URL: http://www.vectoreconomy. ru/images/publications/2020/8/worldeconomy/Yusupova.pdf (дата обращения 22.11.2020).

2. Мазилов Е.А., Кремин А.Е. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии российских регионов: проблемы и тенденции // Проблемы развития территории. 2018. № 2. С. 7-18.

3. Смирнова И.Ю. Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства // Экономика строительства и природопользования. 2017. № 2. С. 82-86.

4. Артемов А.В. Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 44-49.

5. КохЛ.В. Трансформация сущности предпринимательства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. № 1. С. 44-51.

6. Долженков С.В. Малый бизнес: понятие, критерии, роль // Известия регионального финансово-экономического института. 2017. № 3.

7. Передков А.В. Генезис понятия «малое предпринимательство» // Экономические науки. 2010. № 4. С. 21.

8. Шпалтаков В.П. Шумпетер о проблемах инновационного развития // Инновационная экономика и общество. 2017. № 2. С. 25-34.

9. Экономический словарь терминов [Электронный ресурс] // Gufo.me - словари и энциклопедии. URL: https:// д^о.теМС/есопот^^епт^/МАЛЬ^БИЗНЕС (дата обращения: 23.11.2020).

10. Грибов В.Д., Камчатников Г.В. Сущность и содержание малого инновационного предпринимательства // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 1. С. 49-53.

11. Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. 2006. № 3/4. С. 171-174.

12. Тумунбаярова Ж.Б. Об определении понятия «малое предпринимательство» // Российское предпринимательство. 2013. № 5. С. 18-24.

13. Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей // Российское предпринимательство. 2010. № 7. С. 11-16.

электронный научно-экономический журнал стр 336

14. Меркулова А.В. К вопросу о субъектах предпринимательских правоотношений // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 4. С. 243-245.

15. Игнатова И.В. Предпринимательство и бизнес: терминологическая дифференциация // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/63EVN614.pdf

16. Мусаева З.Н. Экономическая сущность и значение малого предпринимательства // Экономические науки. 2017. № 3. С. 74-78.

17. Мукосеев Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/11995

18. Юдин Н.С. К вопросу о качественных критериях идентификации малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 9. С. 104-112.

19. Buculescu M.M. (2013) Harmonization process in defining small and medium-sized enterprises. Arguments for a quantitative definition versus a qualitative one [Process garmonizacii pri opredelenii malyh i srednih predpriyatij. Argumenty v pol'zu kolichestvennogo opredeleniya protiv kachestvennogo]. Teoreticheskaya i Prikladnaya ekonomika (Theoretical and Applied Economics), 2013, no. 9, pp. 103-114.

20. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ. - Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».

21. Давыдова А.А. Теоретико-методологические подходы к изучению условий осуществления производственной деятельности в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 3. С. 32-45.

22. Федонина Е.В. Малое предпринимательство в структуре экономики // Транспортное дело России. 2010. № 11. С. 157-159.

23. Кремин А.Е. Теоретические подходы к определению категории малого предпринимательства // Экономика и социум. 2015. № 3. С. 959-967.

24. Барашева Т.И. Малое и среднее предпринимательство: проявление функциональных возможностей // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2018. № 11. URL: http://www.vectoreconomy. ru/images/publications/2018/11/economic_theory/Barasheva.pdf

25. Шолох О.В. Место и роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона // Вестник ПГУ Серия D. 2011. № 5. С. 36-39.

26. Названы регионы, жители которых больше всего вовлечены в малый бизнес [Электронный ресурс] // РИА Новости^и https://ria.ru/20200512/1571295418.html (дата обращения 26.11.2020).

27. Адаменко А.А. Раскрытие функции генерации предпринимательского потенциала региональной экономики // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 51. С. 218-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.