Научная статья на тему 'Сущность и значение малого предпринимательства'

Сущность и значение малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2178
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгушина В.А.

Дается определение понятию «малое предпринимательство». Определяются цели и задачи малого предпринимательства. Исследуются разные подходы к значению предпринимательства: управленческий, экономический, социальный, экологический и стратегический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение малого предпринимательства»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

127

Так, основная цель правительства в области животноводства, а также с учетом участия в ВТО, должна состоять в разработке экспортной стратегии, которая бы предполагала расширение рынков сбыта и их диверсификацию. В сочетании с экспортной стратегией необходимо активно проводить маркетинговые мероприятия и программы, так как высокий уровень зависимости экспорта мяса от одного рынка может привести к негативным последствиям -снижению экспорта.

Список литературы:

1. Андреева Н.М. Организация крупных индустриальных комплексов в сельском хозяйстве США / Н.М. Андреева. - М.: Наука, 1972. - 63 с.

2. Андреева Н.М. США: специализация сельского хозяйства. - М.: Наука, 1974. - 147 с.

3. Инновационные технологии в свиноводстве: учебное пособие / Д.И. Файзрахманов, Ф.С. Сибагатуллин, М.Г. Нуртдинов, Г.С. Шарафутдинов, Ф.Н. Мухаметгалиев, ГФ. Кабиров, Н.Н. Хазипов, Р.Ш. Аскаров, Р.Р. Шайдул-лин, М.П. Афанасьев, М.М. Миннебаев; под общей ред. члена-корр. АНРТ, доктора эконом. наук, профессора Д.И. Файзрахманова. - Казань: «Идел-Пресс», 2011. - 352 с.

4. Сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.Org/english/tratop_e/agric_e/ag_work_e.htm#

other (дата обращения: 08.04.2015).

5. Сутырин С.Ф. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / С.Ф. Сутырин. - М.: ЭКСМО, 2008. - 400 с.

6. World Trade Report 2014 [Электронный ресурс] // World Trade Organization. - Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/publications_e/ wtp14appfly_e.pdf (дата обращения: 16.01.2015).

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Долгушина В.А.*

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Дается определение понятию «малое предпринимательство». Определяются цели и задачи малого предпринимательства. Исследуются разные подходы к значению предпринимательства: управленческий, экономический, социальный, экологический и стратегический.

Студент.

128 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: задачи и цели малого предпринимательства, малое предпринимательство, стратегия развития малого предпринимательства, критерии малого предпринимательства.

Малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы. Оно имеет большое значение для формирования и развития структуры экономики. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значения малого предпринимательства, необходимо определить, что скрывается за понятием «малое предпринимательство».

Существует и часто используется термин «малое предпринимательство», и им довольно часто заменяют понятие «малый бизнес», так как на сегодняшний день серьезного разграничения этих понятий нет. Но на мой взгляд, следует различать эти два понятия. И основное их отличие заключается в том, что само понятие «бизнес» подразумевает доходность определенного вида деятельности с точки зрения его владельца, при этом не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих понятию «предпринимательство». Употребление понятия «малый бизнес» подразумевает также предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, не учитывая соблюдения всех норм и правил действующего законодательства конкретного государства. Следовательно, к бизнесу можно отнести и незаконную с точки зрения государства деятельность. Поэтому термин «бизнес» неправомерно использовать при характеристике активной хозяйственной деятельности законопослушных субъектов хозяйствования и ее значения для развития экономики и государства в целом.

Более правильным и емким является понятие «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счет производства и продаже товаров, а также выполнение различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства.

Под «малым предпринимательством» понимается не только целенаправленная деятельность физического или юридического лица, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счет производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, но и обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству.

Для того, чтобы отнести предприятие к «малому предпринимательству» используются различные критерии. К наиболее часто применяемым критериям можно отнести: вид деятельности предприятия; размер уставного ка-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

129

питала; финансовые показатели деятельности предприятия; численность персонала предприятия.

Критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству в Российской Федерации определяются Федеральным Законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с законом субъекты малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиям [1]:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должны превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяют микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»:

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

- малые предприятия - 400 млн. руб.

Существует так называемая «комиссия Боултона», которая определяет три основных признака «малого предпринимательства» [4]:

- небольшой риск сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

- правовая независимость - предприятие управляется собственником или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;

- управление предприятием, которое предполагает, что собственник или партнеры-собственники сами принимают участие во всех ас-

130 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

пектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления.

Аналитические критерии малого предпринимательства в свей социально-экономической трактовке могут определяться теми целями и задачами, которые призвано решить малое предпринимательство. Основными целями малого предпринимательства являются:

- инновационный рост и инновационное развитие отраслей, регионов и страны в целом;

- повышение уровня и качества жизни населения регионов и страны в целом;

- формирование и устойчивое поступательное развитие инновационной экономики государства в целом.

Для их достижения необходимо сформировать и обеспечить приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства, а также разработать комплексную модель социально-экономического функционирования малого предпринимательства как одного из основных элементов инновационного производственного механизма.

Согласно поставленным целям, малое предпринимательство призвано решить следующие задачи:

- выявить факторы инновационного рост малого предпринимательства и определить силу влияния каждого фактора;

- определить факторы, которые влияют на повышение уровня и качества жизни населения;

- сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства.

Рассмотрим основные преимущества малого предпринимательства:

1) близость к клиенту. Это позволяет предприятиям быстро адаптироваться и проявлять гибкость в зависимости от желаний клиентов;

2) способность постоянно изменяться и адаптироваться. Предприятиям приходится постоянно «бороться за выживание», так как велика вероятность вытеснения со стороны других предприятий;

3) низкие накладные расходы. В организации в процессе ее расширения круг управленческих задач постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается и рост удельных накладных расходов. Небольшие компании могут держать такие расходы на низком уровне;

4) использование «малых ниш». Мелкие предприятия видят необходимость в поиске микрониш. Работая в начале с минимальной прибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, которая с течением времени может стать новым, крупным источником дохода;

5) инновационный потенциал. Мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

131

сфере, которые вполне готовы к риску, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации;

6) возможность объединять усилия. Для того, чтобы малые предприятия были способны оказать сопротивление крупным и средним компаниям, целесообразно образовывать различного рода объединения как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Значения малого предпринимательства можно рассматривать с различных точек зрения в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Значение малого предпринимательства рассматривается с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек зрения.

В управленческой экономико-правовой трактовке субъекты малого предпринимательства - это особая группа субъектов хозяйствования, которые работают под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме, к которой относятся предприятия с определенной численностью работников [4]. Управленческая трактовка малого предпринимательства ограничивает его развитие тем, что позволяет предпринимателям, пользующимся таким «благоприятным» режимом, создаваемым и поддерживаемым государством, «расслабиться» с точки зрения постоянного поддержания высокой конкурентоспособности самого малого предприятия и его поступательного развития. По той же причине такое малое предприятие не сможет конкурировать на равных условиях с другими участниками рыночных отношений в случае отмены «благоприятного» режима хозяйствования.

С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки.

Социальный подход характеризует малое предпринимательство так: малые предприятия, выполняющие в экономике и обществе определенные функции, признаются особо существенными с социальной точки зрения, и играют очень важную роль в решении определенных социальных проблем государства. Социальную значимость малого предпринимательства можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения значения для экономического развития государства (увеличение числа налогоплательщиков и повышения уровня стабильности) и с точки зрения общественного развития (снижение уровня безработицы и снижение уровня преступности).

Экологическая значимость малого предпринимательства определяется используемыми источниками местного сырья, его близостью к потребителю, влиянием малого предпринимательства на свое непосредственное окружение, небольшими финансовыми возможностями платить штрафы за несоблюдение экологических норм. С экологической точки зрения малое

132 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

предпринимательство можно охарактеризовать так: малые предприятия, использующие инновационные технологии, которые позволяют не загрязнять окружающую среду, перерабатывать отходы или внедрять безотходные технологии. Экологическая значимость малого предпринимательства можно также рассматривать с точки зрения значения для экономического развития государства (снижение себестоимости и рост прибыли - рост налогооблагаемой базы) и с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и улучшение экологической обстановки в регионе).

Роль и значение малого предпринимательства с точки зрения формирования стратегии развития заключается в том, что формирование между потребителями и крупными предприятиями малых предприятий является фундаментом экономического развития государства [5]. Стратегию развития малого предпринимательства можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения значения для экономического развития государства (предпринимательская деятельность - источник средств к существованию, прибыль направляется на личное потребление и для государства только повышает уровень стабильности; укрупнение и развитие предприятия увеличивает прибыль и налогооблагаемую базу) и с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы).

На сегодняшний день существуют различные точки зрения в вопросе об отнесении предприятий и соответствующего вида предпринимательства к малому. Соберем все эти точки зрения в одну и дадим определение малому предпринимательству. Итак, под «малым предпринимательством» следует понимать не только целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счет производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую экономическую, социальную, экологическую и стратегическую составляющие данной хозяйственно деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства, но и стремление «малого предпринимательства» как экономической необходимости стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя, в соответствии с предлагаемыми критериями.

К критериям отнесения малого предпринимательства или предприятия к малому кроме численности работников стоит отнести цели предпринимательской деятельности (социальную и экологическую зависимость предпринимательства для государства и общества). Данные критерии должны определяться целями малого предпринимательства. Система целей должна соответствовать интересам региона, государства и общества в целом и самих малых предприятий.

В связи с разразившейся нестабильной экономической ситуацией огромное значение имеют вопросы стимулирования развития не любого малого

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

133

предпринимательства, а именно малого инновационного. Если мы стимулируем малое предпринимательство независимо от направления деятельности, мы решаем проблему занятости, несомненно очень важную, но не единственную, стоящую перед малым предпринимательством. Стимулируя же развитие малого инновационного предпринимательства, можно не только увеличивать занятость населения, но и начать поступательное развитие экономики.

Список литературы:

1. Федеральный Закон РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.

2. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. - Чита, 2011. - 441 с.

3. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. - М., 2007. - 236 с.

4. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: «Новый Логос», 2000. - 190 с.

5. Кошелева Т.Н. Стратегия развития малого инновационного предпринимательства. - СПб.: ГУАП, 2009.

6. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.М. Набатников. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 256 с.

7. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.П. Самарина. - М.: КНОРУС, 2009. - 224 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРСАЙТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ1

© Комиссарова М.А.* *, Хасаев Р.М.

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск

В статье говориться о проблемах обеспечения экономической устойчивости предприятий отечественной промышленности, формировании стратегий управления экономической устойчивостью и о возможностях проведения форсайт-исследования в данном направлении.

Ключевые слова: прогнозирование, форсайт-исследования, форсайт-проекты.

1 Результаты работы получены при поддержке проекта N° 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2015/143.

* Профессор кафедры «Управление социальными и экономическими системами», доктор экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.