УДК 334.722+338.2+658
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Д.М. КРУПСКИЙ начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Республики Беларусь
НА. ХАУСТОВИЧ канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления Белорусского государственного экономического университета, г. Минск
Аннотация
В статье раскрывается содержательный аспект инновационного предпринимательства, представлена характеристика отдельных видов субъектов инновационной инфраструктуры. Проанализированы сильные стороны, обозначены проблемы развития инновационного предпринимательства, а также представлено свое видение условий активизации инновационного предпринимательства в Республике Беларусь.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, малый бизнес.
Abstract
The article reveals the substantial aspect of innovative business, with the characteristics of certain types of entities of innovation infrastructure. There was analyzed the strengths indicated by the problems of development of innovative enterprise, and presented special vision of the conditions of activation of innovative enterprise in the Republic of Belarus.
Key words: innovative entrepreneurship, innovation activity, small business.
ВВЕДЕНИЕ
В законодательстве стран мира, в том числе и нашей страны, отсутствует понятие «инновационное предпринимательство». Даже столь популярный сегодня свободный информационный ресурс интернета Википедия не идентифицирует этот термин [3]. Вместе с тем, под инновационным предпринимательством принято понимать предпринимательскую деятельность, направленную на коммерциализацию и (или) внедрение в производство результатов научной и научно-технической деятельности. Встречается и более короткое определение термина «инновационное предпринимательство»: создание и экономическая реализация новшеств [2].
Можно утверждать, что инновационное предпринимательство, как особый тип предпринимательства, получило распространение в США с начала 80-х годов двадцатого столетия, после принятия законов Стивенсона-Уайдлера и Байя-Доула, которые создали условия для участия частного бизнеса в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств. Это, в свою очередь, стало основой для формирования рынка научно-технической и инновационной продукции.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В содержательном плане инновационное предпринимательство может быть представлено следующим образом:
Инновационное предпринимательства
предполагает:
Рисунок 1 - Виды инновационного предпринимательства
Как свидетельствует мировой опыт, для занятия инновационным бизнесом требуется наличие компетентности в 2-х сферах:
- непосредственно организации и осуществления предпринимательской деятельности;
- конкретной области знаний, техники и технологий, на использовании результатов которой организуется инновационный бизнес.
По сути своей деятельности инноватор должен сочетать качества предпринимателя и ученого-разработчика (изобретателя), что является редкостью.
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что развитие сектора инновационного предпринимательства выступает одним из ключевых условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Это обуславливается следующими причинами:
- во-первых, инновационное предпринимательство гораздо восприимчивее к новшествам, что позволяет малым инновационным предприятиям успешно конкурировать с крупными компаниями;
- во-вторых, инновационное предпринимательство обладает высоким потенциалом адаптации к изменениям рыночной ситуации, как в кратко-, так и среднесрочной перспективе, что позволяет весьма гибко реагировать на рыночный спрос, создавать новые и модифицировать существующие человеческие потребности.
В странах с развитой рыночной экономикой сектор инновационного предпринимательства является серьезным игроком мирового рынка научно-технической и инновационной продукции, обладающим значительными экспортными возможностями.
Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, инновационная деятельность в мире продолжает развиваться. Во многих странах расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжают расти. Наблюдается концентрация производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции под контролем всего нескольких высокоразвитых стран. По некоторым экспертным оценкам, на долю семи высокоразвитых стран мира приходится до 90 % объема наукоемкой продукции. На рынке высокотехнологичной продукции доминирует узкий круг высокоразвитых стран: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, которые обладают 46 макротехнологиями и контролируют 80 % рынков. На долю США приходится 22 макротехнологии, Германии - 9, Японии - 7, Великобритании и Франции - по 4. По одной макротехнологии имеют Швеция, Швейцария, Норвегия и Италия [5].
По экспертным оценкам, к 2020 году в мировой экономике будут доминировать отрасли (виды экономической деятельности), использующие преимущественно технологии V и VI технологических укладов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики Беларуси требуется концентрация усилий государства по ускоренному формированию высокотехнологичного сектора (фармацевтика, био- и наноиндустрия, приборостроение и электроника, атомная энергетика, ИТ-индустрия), причем как на собственной, так и на импортной технологической базе.
Инновации становятся все более необходимым условием развития бизнеса и обеспечения его конкурентоспособности, а инновационные компании-лидеры получают все больше преимуществ над своими конкурентами, показывая более высокую динамику развития и качество роста [4].
В условиях открытости национальной экономики Беларуси, данное обстоятельство имеет особое значение, в том числе и с точки зрения обеспечения национальной безопасности в научно-технологической и экономической сферах.
Субъекты инновационного предпринимательства. Опыт экономически развитых стран мира свидетельствует, что «ядром», организационно-экономическим механизмом функционирования национальной инновационной системы является рынок научно-технической и инновационной продукции, посредством которого обеспечивается коммерциализация созданных результатов интеллектуальной деятельности и участие страны в процессе международного научно-технического обмена.
Традиционно структура рынка научно-технической и инновационной продукции включает 4-е сегмента:
- рынок патентов и лицензий на объекты интеллектуальной собственности;
- рынок наукоемких (инновационных) и высокотехнологичных товаров (продукции);
- рынок венчурных инвестиций;
- рынок труда в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
Экономической основой функционирования рынка выступает наличие значительного количества его участников, конкурирующих друг с другом.
Для обеспечения функционирования рынка требуется соответствующая инфраструктура. Имеются определенные отличия между понятиями «инфраструктура поддержки инновационной деятельности» и «инновационная инфраструктура».
Понятие «инфраструктура поддержки инновационной деятельности» нормативно в законодательстве нашей страны не определена и под ней понимается довольно широкий круг организаций и иных лиц, оказывающих содействие инновационной деятельности, включая и вопросы правовой защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
В законодательстве Республики Беларусь инновационная инфраструктура определяется как совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.
В свою очередь, под субъектом инновационной инфраструктуры понимается юридическое лицо, предметом деятельности которого является содействие осуществлению инновационной деятельности и которое зарегистрировано в качестве субъекта инновационной инфраструктуры в порядке, установленном законодательством [1].
К субъектам инновационной инфраструктуры относятся:
- технопарки;
- центры трансфера технологий;
- венчурные организации;
- иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Регистрация (продление срока действия регистрации) юридических лиц в качестве
субъектов инновационной инфраструктуры и лишение их этого статуса осуществляются по решению ГКНТ.
Более подробно остановимся на характеристике отдельных видов субъектов инновационной инфраструктуры.
Основным видом субъектов инновационной инфраструктуры являются научно-технологические парки (технопарки). Согласно законодательству Беларуси научно-технологический парк (далее - технопарк) - субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, целью деятельности которого является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности [1, с. 2].
Основное направление деятельности технопарка - оказание поддержки резидентам технопарка путем содействия в создании производств по выпуску новой продукции, освоении новой технологии для их реализации на рынке, содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения инноваций на внешний рынок, оказания услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов и т.д. Технопарк также может оказывать содействие в создании на его базе субъектов малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности и осуществлять материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение их деятельности.
Отношения технопарка с резидентами технопарка строятся на основании заключаемых между ними договоров на осуществление инновационной деятельности.
Период возможного нахождения субъекта инновационной деятельности в статусе резидента технопарка ограничивается сроком, предусмотренным учредительными документами технопарка. Организационная структура технопарка определяется им самостоятельно в соответствии с законодательством.
Таким образом, являясь коммерческими организациями, технопарки обеспечивают свое функционирование и развитие посредством получения доходов от оказания услуг своим резидентам:
- услуг аренды движимого (оборудование) и недвижимого (здания и помещения) имущества - основной вид доходов;
- услуг инновационного сервиса (лицензионно-патентные, инжиниринговые, научно-технические услуги, маркетинг инноваций, управление инновационными проектами, бизнес-планирование и инвестиционный консалтинг, поиск деловых партнеров и инвесторов, бухгалтерские и юридические услуги и т.п.).
Резиденты технопарка - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие инновационную деятельность с использованием предоставленного технопарком движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения, и оказываемых технопарком услуг (выполняемых
работ), пользующиеся статусом резидента на основании решения органов управления технопарка.
Другим видом субъектов инновационной инфраструктуры являются центры трансфера технологий. Трансфер технологий - комплекс мероприятий, направленных на передачу новшеств из сферы их получения (разработки) в сферу практического использования;
Центр трансфера технологий - субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий, или имеющий обособленное подразделение с численностью работников не менее семи человек, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий.
Основным направлением деятельности центра трансфера технологий является проведение исследований конъюнктуры рынка по выявлению возможностей коммерциализации новшеств, обеспечение правовой защиты новшеств, оказание услуг по управлению инновационными проектами и т.д.
В случае если статусом центра трансфера технологий наделено юридическое лицо, имеющее обособленное подразделение, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий, это юридическое лицо пользуется предоставляемыми ему как центру трансфера технологий льготами и преимуществами в части деятельности соответствующего обособленного подразделения.
Третий вид субъектов инновационной инфраструктуры - венчурные организации. Согласно белорусскому законодательству, венчурная организация - коммерческая организация, являющаяся субъектом инновационной инфраструктуры, предмет деятельности которой состоит в финансировании инновационной деятельности.
Основными направлениями деятельности венчурной организации являются: финансирование венчурных проектов; передача субъектам инновационной деятельности по договору лизинга необходимого оборудования; создание юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность и т.д.
Венчурная организация может передавать свое имущество, включая денежные средства, в доверительное управление в соответствии с законодательством.
Проблемы развития инновационного предпринимательства в Беларуси. Наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира отражает Глобальный индекс инноваций. Это исследование Международной бизнес-школы INSEAD, охватывающее 141 страну, в совокупности производящие 99,5 % мирового ВВП и в которых проживает 95 % населения планеты по 80 различным переменным, которое детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития.
В этом году список десяти мировых лидеров в области инноваций практически не изменился по сравнению с прошлым годом. В рейтинге стран мира по уровню инновационных возможностей и результатов по-прежнему лидирует Швейцария. За ней следуют Великобритания, Швеция, Нидерланды, Соединённые Штаты, Финляндия, Сингапур, Ирландия, Люксембург и Дания.
Беларусь в 2015 году заняла 53 место в общем рейтинге, между Вьетнамом (52) и Румынией (54), поднявшись за два года на 24 позиции (2013 год - 77 место) [6].
Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что сильные стороны Беларуси связаны с качеством человеческого капитала, развитием внутреннего рынка, развитием знаний и технологий (32 место по каждому критерию). Показатели развития инфраструктуры отмечаются на уровне ниже среднего (60 место). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (94 место), низкие показатели результатов творческой деятельности (94) и уровень развития бизнеса (94).
Среди стран бывшего СССР, охваченных исследованием, Беларусь занимает шестое место после Эстонии (23 место), Латвии (33), Литвы (38), Молдовы (44) и России (48).
Беларусь действительно имеет существенные наработки: это оптические и вакуумные технологии, мобильная связь, ЖКИ-экраны, цифровая фото- и кинотехника, лазеры, программирование, биотехнологии и генетика [5, с 16].
В условиях нашей страны дополнительным препятствием для развития инновационного предпринимательства выступает то обстоятельство, что, несмотря на отсутствие каких-либо законодательных ограничений, не поощряется практика занятия предпринимательской деятельностью у заведующих лабораториями (кафедрами) - основного звена руководителей, непосредственно выступающих организаторами научной и научно-технической деятельности.
Доминирующей тенденцией последних двух десятилетий является сужение базы для развития сектора инновационного предпринимательства. Это обуславливается тем, что основой для реализации инновационных бизнес-проектов являются результаты научно-технической деятельности (опытные образцы новой техники, технологии и материалы), имеющие коммерческий потенциал. Возникает спираль отрицательной обратной связи: недофинансирование научно-технической сферы - недостаточное количество коммерчески перспективных результатов научно-технической деятельности -отсутствие (недостаток) успешных инновационных проектов, направленных на коммерциализацию полученных результатов научно-технической деятельности. За период 2011-2014 гг. бюджетная составляющая наукоемкости ВВП снизилась с 0,26 % от ВВП в 2011 г. до 0,25 % от ВВП в 2014 г., что свидетельствует о совершенно недостаточном ресурсном обеспечении инновационного развития.
Наблюдается крайняя малочисленность и финансовая слабость сектора инновационного предпринимательства, выступающего, как это показывает мировая практика, основным двигателем инноваций. В 1992 году в республике было зарегистрировано 843 малых инновационных предприятий с численностью персонала 21,4 тыс. человек, в 1999 году - 503 с численностью персонала 5,7 тыс. человек, а в 2009 году - 301 с численностью персонала 3,4 тыс. человек.
После 2009 года методология сбора статистических данных изменилась, и статистика по малым инновационным предприятиям не представляется. Однако негативную тенденцию в развитии инновационного предпринимательства можно проследить на основе следующей информации: количество микро- и малых организаций по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки» с 2010 по 2014 гг. снизилось на 30 % (таблица 1).
Таблица 1 - Количество микроорганизаций и малых организаций по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки» (раздел 73 по ОКРБ 005 2006), единиц_
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Малые организации 52 53 52 52 44
Микроорганизации 152 133 138 125 103
Всего 204 185 190 178 147
Текущее состояние сектора инновационной инфраструктуры Беларуси характеризуется следующими цифрами: на 01 января 2015 года в качестве субъектов инновационной инфраструктуры зарегистрировано 14 юридических лиц, в том числе:
- 12 технопарков, из них в Брестской области - 2, Витебской - 2, Гомельской - 2, Гродненской - 2, Могилевской - 1, Минской - 1, в г. Минске - 2;
- 2 центра трансфера технологий: в г. Витебске - 1, в г. Гомеле - 1.
- Необходимо отметить, что по данным Белстата по состоянию на 01 января 2015 года в Республике Беларусь зарегистрировано 111,8 тыс. субъектов малого предпринимательства, в которых было занято 818,5 тыс. человек.
Наблюдается устойчивая тенденция роста количества резидентов технопарков. Так, их общее количество в 2014 году составило 84 (в 2010 году - 7) с общей численностью персонала порядка 1 тыс. занятых. Это связано, прежде всего, с ростом площадей технопарков, которые за пятилетку увеличились с 19,2 тыс. кв. метров до 87,6 тыс. кв. метров (почти в 4,6 раза).
Основными направлениями деятельности резидентов технопарков являются такие высокотехнологичные направления как:
- приборостроение, машиностроение, электроника;
- оптика и лазерные технологии;
- энергетика и энергосбережение;
- информационные технологии, разработка программного обеспечения;
- медицина, фармацевтика, производство медицинского оборудования;
- био- и нанотехнологии.
В настоящее время основной проблемой развития технопарков в нашей стране являются отсутствие у них надлежащей материально-технической базы (недвижимого имущества), что не позволяет привлекать резидентов и получать объем доходов, достаточный для обеспечения нормального функционирования коллектива персонала технопарка численностью 10-15 человек.
Однако из 12 технопарков, получивших статус субъектов инновационной инфраструктуры, лишь 5 в полной мере выполняют функции, определенные действующим законодательством. Остальные 7 имеют численность персонала 2-3 человека и осуществляют капитальный ремонт (реконструкцию) зданий и помещений, не имея возможности привлечь более 1-3 резидентов.
Вместе с тем, численность резидентов технопарков (84 юридических лица) является крайне незначительной в общем количестве субъектов малого предпринимательства, что свидетельствует о той скромной роли, которую играют сегодня технопарки в качестве площадок для развития инновационного предпринимательства.
Что касается венчурных организаций, то в настоящее время лишь Белорусский инновационный фонд имеет статус венчурной организации.
Следует отметить, что на динамику развития как инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в целом, так и сектора инновационной инфраструктуры, в частности, оказывало и продолжает оказывать влияние то принципиальное обстоятельство, что в Республике Беларусь к настоящему времени имеются лишь отдельные элементы рынка научно-технической и инновационной продукции, что не позволяет в полной мере использовать в качестве стимула экономического и инновационного развития такой инструмент, как конкуренция товаропроизводителей.
В 2014 году в Республике Беларусь из 5998 имеющихся патентов сделки купли-продажи состоялись лишь на 48 патентов на изобретения и полезные модели в сфере научно-технической деятельности (0,8 процента). Из полученных белорусскими субъектами патентов в силе поддерживаются менее 30 процентов.
В Республике Беларусь осуществляют свою деятельность всего 84 патентных поверенных и 65 оценщиков объектов интеллектуальной собственности (51 из которых -действующие), причем в большинстве своем наблюдается совмещение функций патентных поверенных и оценщиков, что свидетельствует о крайне небольшой емкости отечественного рынка.
Главное препятствие для этого - наличие значительного государственного сектора, поскольку ни субъекты хозяйствования государственной формы собственности, ни
государственные органы, в ведении которых они находятся, не заинтересованы в конкуренции.
В свою очередь, отсутствие конкуренции не создает стимула для внедрения в производство результатов научно-технической деятельности и, в дальнейшем, вывода на рынок наукоемких (инновационных) и высокотехнологичных товаров, созданных на их (результатов научно-технической деятельности) основе, что, в конечном итоге, самым негативным образом сказывается как на конкурентоспособности отдельных субъектов хозяйствования, так и на конкурентоспособности национальной экономики в целом. Кроме того, отсутствие спроса на инновации сдерживает развитие таких сегментов рынка научно-технической продукции, как рынок лицензий и патентов, рынок венчурных инвестиций, рынок труда в сфере научно-технической деятельности.
Условия активизации инновационного предпринимательства. Решение назревших проблем в области инновационного предпринимательства и инфраструктуры прямо предполагает проведение активной государственной политики, имеющей четко сформулированные цель и задачи, а также предусматривающей содержательный комплекс мер по ее реализации. В этой связи, авторами представлено свое видение, какой должна быть такая активная политика.
Имея на сегодняшний день достаточно высокий уровень развития человеческого капитала (32 место в мире согласно Глобальному индексу инноваций), ключевую роль в становлении малого инновационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его поддержки и развития, формирование полноценной рыночной инновационной инфраструктуры, которая должна включать в себя:
- площадки для инновационного предпринимательства;
- механизм государственно-частного партнерства в сфере инновационного предпринимательства;
- отечественный рынок научно-технической и инновационной продукции.
Площадками для инновационного предпринимательства могут выступать, к примеру, Парк высоких технологий, Китайско-Белорусский индустриальный парк, научно-технологические парки и свободные экономические зоны, что предполагает приоритетное финансирование расходов на их инфраструктуру и развитие материально-технической базы за счет средств республиканского и местных бюджетов;
Суть механизма государственно-частного партнерства в сфере малого инновационного предпринимательства заключается в том, что ГКНТ (либо созданное на его базе Министерство инновационного и технологического развития) использует Белорусский инновационный фонд в качестве соучредителя для создания с физическими и (или) юридическими лицами, являющимися правообладателями объектов интеллектуальной собственности, либо заинтересованными во вложении инвестиций, хозяйственные общества для коммерциализации перспективных результатов научно-технической деятельности (объектов интеллектуальной собственности) в отраслях высокотехнологичного сектора, в том числе созданных за счет бюджетных средств.
Для развития отечественного рынка научно-технической и инновационной продукции потребуется обеспечить принятие на уровне руководства государства следующих стратегических решений:
- во-первых, по селективной (избирательной) приватизации и реструктуризации организаций государственной формы собственности (машиностроение и металлообработка, легкая, пищевая и деревообрабатывающая промышленность);
- во-вторых, по развитию сектора малого инновационного предпринимательства на основе использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств.
В случае принятия и последующей реализации таких стратегических решений, начнется формирование конкурентной среды и будет создан массовый платежеспособ-
ный спрос на инновации в отраслях национальной экономики, что приведет к интенсивному развитию всех сегментов отечественного рынка научно-технической продукции. Это позволит создать благоприятные условия для участия нашей страны в международном научно-техническом обмене, обеспечит «встраивание» национальной инновационной системы Беларуси в глобальную инновационную систему.
Использование указанных инструментов потребует изменения направления потоков финансовых ресурсов государства, которое будет заключаться в реальном свертывании государственной поддержки тех отраслей и секторов национальной экономики Беларуси, продукция которых находится на завершающей стадии жизненного цикла, при одновременном наращивании бюджетных расходов на создание условий, включая строительство необходимой инфраструктуры, для обеспечения ускоренного формирования высокотехнологичного сектора и развития инновационного предпринимательства.
Для воплощения задуманного потребуется реализация комплекса следующих мер:
- увеличение ежегодных лимитов бюджетных расходов на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, предусмотренных на 2016-2020 гг. до 1 % от планируемого объема ВВП.
- централизация средств инновационных фондов и наращивание ресурсной базы Белорусского инновационного фонда;
- обеспечение приоритетного финансирования расходов на создание инфраструктуры и развитие материально-технической базы Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка, научно-технологических парков и свободных экономических зон;
- создание системы государственной поддержки кластерных проектов, предусматривающих формирование инновационно-промышленных кластеров в высокотехнологичном секторе;
- подготовка и реализация, в том числе с использованием международной технической помощи, серии пилотных кластерных проектов, предусматривающих формирование инновационно-промышленных кластеров в высокотехнологичном секторе;
- организация системы бизнес-инкубирования (с использованием инструментов государственной финансовой и нефинансовой поддержки) субъектов малого предпринимательства, находящихся на начальной стадии деятельности, осуществляющих свою деятельность в высокотехнологичном секторе;
- расширение практики предоставления Белорусским инновационным фондом займов, инновационных ваучеров и грантов для физических и юридических лиц для реализации инновационных проектов, предусматривающих коммерциализацию объектов промышленной собственности;
- снятие ограничений и поощрение практики занятия предпринимательской деятельности, предусматривающей коммерциализацию созданных результатов научно-технической деятельности, для работников государственных научных учреждений и учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, включая заведующих лабораториями (кафедрами);
- поощрение практики использования механизма государственно-частного партнерства при создании государственными научными учреждениями (учреждениями высшего образования) совместно с частными инвесторами субъектов малого предпринимательства (в форме хозяйственных обществ) для коммерциализации созданных результатов научно-технической деятельности;
- организация и проведение государственными органами информационно-разъяснительной работы по вопросу применения инструментов стимулирования инновационной деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Лидирующие в области инноваций государства создали тесно увязанные инновационные экосистемы, в рамках которых инвестиции в человеческий капитал в сочета-
нии с сильной инновационной инфраструктурой поддерживают высокий уровень творческой деятельности [7].
В качестве первоочередных шагов по созданию благоприятных условий для формирования и развития рынка научно-технической и инновационной продукции выступают следующие меры:
- формирование перечня организаций промышленности государственной формы собственности, подлежащих реструктуризации и (или) приватизации;
- организация и реализация серии пилотных проектов по приватизации (реструктуризации) организаций промышленности государственной формы собственности, в том числе с использованием международной технической помощи, и с привлечением отечественных и зарубежных консалтинговых организаций;
- проведение инвентаризации результатов научно-технической деятельности (объектов интеллектуальной собственности), принадлежащих государству, на предмет выявления коммерческого потенциала (востребованности на рынке);
- организация и проведение серии маркетинговых исследований, направленных на изучение отечественного и зарубежного спроса на научно-техническую продукцию, созданную в Республике Беларусь, и подготовка на этой основе конъюнктурных обзоров отдельных рынков (машиностроительной, нано- и биотехнологической продукции и др.), необходимых для принятия управленческих решений по развитию высокотехнологичного сектора и коммерциализации созданных результатов научно-технической деятельности;
- развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, включая службы организаций по интеллектуальной собственности, институт оценщиков объектов интеллектуальной собственности, патентных поверенных;
- создание эффективного организационно-экономического механизма коммерциализации результатов научно-технической деятельности, принадлежащих государству, на базе Республиканского центра трансфера технологий, и организацию деятельности национального агентства по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в форме хозяйственного общества с использованием государственно-частного партнерства, а также 3-х базовых инжиниринговых центров (по одному в системах НАН Беларуси, Министерства образования и ГКНТ) для сопровождения процесса внедрения в производство научно-технической продукции. Потребуется также наделить субъекты инновационной инфраструктуры функциями в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности, для чего необходимо внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
- поощрение профессионально-деловых контактов и связей, направленных на развитие сетевого взаимодействия между научным сообществом Республики Беларусь и отечественными и зарубежными бизнес-ассоциациями (общественными объединениями предпринимателей и работодателей, венчурных инвесторов и бизнес-ангелов);
- организация работы с изобретателями и рационализаторами, включая организацию массового обучения методикам интеллектуального творчества, направленным на решение изобретательских и научно-технических задач (проблем), в том числе в рамках молодежного республиканского конкурса «100 идей для Беларуси», на повышение качества продукции (ТРИЗ, ФСА, «Бережливое производство», TQM, 6 сигм и т.п.), в том числе с привлечением зарубежных консалтинговых организаций и известных специалистов (экспертов);
- организация международного научно-технического и инновационного сотрудничества.
Организация и поддержка стартап-движения. Стартап представляет собой распространенное на Западе и достаточно новое для Беларуси явление и может быть определен как [8]:
- организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости;
- временная структура, существующая для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели;
- быстрорастущая компания.
Решение назревших проблем в области инновационного предпринимательства и инфраструктуры прямо предполагает проведение активной государственной политики, имеющей четко сформулированные цель и задачи, а также предусматривающей содержательный комплекс мер по ее реализации. В этой связи, авторами представлено свое видение, какой должна быть такая активная политика.
Ее цель: создание условий для массовой коммерциализации созданных в Республике Беларусь результатов научно-технической деятельности посредством облегченного доступа начинающих предпринимателей (инициаторов инновационных и высокотехнологичных стартапов) к финансовым ресурсам и услугам инновационного сервиса.
Задачи активной государственной политики:
- обеспечение организационно-структурного, кадрового и материально-технического развития субъектов инновационной инфраструктуры;
- организационная, информационная и финансовая поддержка организаций, осуществляющих подготовку и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в изобретательскую, предпринимательскую и инновационную деятельность;
- создание условий для облегченного доступа к финансовым и организационным ресурсам субъектов малого инновационного предпринимательства, находящимся на начальной стадии деятельности;
- поощрение (стимулирование) к занятию инновационной и предпринимательской деятельности научных работников высшей квалификации и профессорско-преподавательского состава учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Для этого целесообразно реализовать комплекс следующих мероприятий:
1. В области организационно-структурного, кадрового и материально-технического развития субъектов инновационной инфраструктуры:
- принятие решений, предусматривающих включение действующих научно-технических парков в систему подведомственных организаций ГКНТ;
- завершение ранее начатых инновационных проектов, предусматривающих создание и развитие материально-технической базы научно-технологических парков;
- обеспечение выделения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, направленных на развитие материально-технической базы научно-технологических парков: ООО «Технопарк Полесье» (г.Пинск), ООО «Апсель» (г.Лида), РИУП «Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета», РИУП «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета», РИУП «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник»;
- обеспечение привлечения кредитных ресурсов КНР для развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры на условиях долевого со-финасирования инновационных проектов по схеме: «60 % -кредитные ресурсы КНР, 30 % -бюджетные средства, 10 % -средства научно-технологических парков (собственные и заемные);
- проработка вопроса и инициация ГКНТ создания научно-технологических парков в городах областного подчинения, имеющих промышленный и научно-технический потенциал (Бобруйск, Барановичи, Мозырь, Солигорск, Горки, Орша);
161
- развитие Белорусского инновационного фонда в качестве организации (субъекта инновационной инфраструктуры), оказывающей комплексную поддержку (финансовую, организационную и информационную) инновационному предпринимательству;
- организация и проведение регулярных мероприятий для персонала субъектов инновационной инфраструктуры, направленных на повышение квалификации, информирование и внедрение передовых мировых практик оказания услуг инновационного сервиса;
- организация целевого обучения (стажировок) отдельных категорий работников субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе за рубежом;
- проработка вопроса и инициация создания Республиканской ассоциации инновационного предпринимательства и инфраструктуры в качестве саморегулирующейся организации участников рынка научно-технической и инновационной продукции.
2. В области организационной, информационной и финансовой поддержки организаций, осуществляющих подготовку и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в изобретательскую, предпринимательскую и инновационную деятельность:
- формирование и обеспечение реализации ежегодных планов организации и проведения стартап-мероприятий в регионах и г.Минске;
- оказание местными органами власти организационной, информационной и финансовой поддержки организаций, осуществляющих подготовку и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в изобретательскую, предпринимательскую и инновационную деятельность, включая предоставление субсидий организаторам стартап-мероприятий с учетом требований законодательства;
- развитие конкурса БРСМ «100 идей для Беларуси» в качестве национальной площадки для информационного продвижения и коммерциализации научно-технических разработок молодежи, в том числе посредством выделение бюджетных средств, предусмотренных на развитие государственной системы научно-технической информации для финансирования мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в изобретательскую и инновационную деятельность.
3. В области создания условий для облегченного доступа к финансовым и организационным ресурсам субъектов малого инновационного предпринимательства, находящихся на начальной стадии деятельности:
- предоставление за счет средств займа Всемирного банка по проекту «Повышение конкурентоспособности в Республике Беларусь» услуг бизнес-инкубирования и инновационных ваучеров и грантов для реализации инновационных проектов физических лиц и субъектов малого инновационного предпринимательства, находящихся на начальной стадии деятельности;
- привлечение международной технической помощи для реализации мероприятий (проектов), направленных на обучение навыкам инженерно-технического творчества и инновационного предпринимательства, обеспечение сетевого взаимодействия между изобретателями, разработчиками и предпринимателями (потенциальными инвесторами);
- расширение практики предоставления Белорусским инновационным фондом грантов для коммерциализации собственных научно-технических разработок победителям Республиканского конкурса инновационных проектов и конкурса «100 идей для Беларуси»;
- принятие решения о создании в ГУ «БелИСА» консультационно-методического центра маркетинга инноваций и услуг инновационного сервиса;
- принятие решения о создании на базе РИУП «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» инкубатора малого предпринимательства для участников конкурса «100 идей для Беларуси».
4. В области поощрение (стимулирование) к занятию инновационной и предпринимательской деятельности научных работников высшей квалификации и профессорско-преподавательского состава учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования:
- принятие решений коллегиальных органов республиканских органов государственного управления, Президиума НАН Беларуси, направленных на поощрение к занятию инновационной и предпринимательской деятельности научных работников высшей квалификации и профессорско-преподавательского состава учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования;
- расширение практики принятия решений коллегиальных органов республиканских органов государственного управления, Президиума НАН Беларуси, предусматривающих передачу физическим лицам, являющимся разработчиками научно-технической продукции, созданных за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности для ее последующей коммерциализации на условиях, определенных Указом Президента №59;
- расширение практики создания субъектов малого инновационного предпринимательства при научных организациях и учреждениях высшего образования, в том числе с участием частных инвесторов и деловых партнеров;
- организация мероприятий в системе НАН Беларуси и Министерства образования, направленных на обеспечение взаимодействия научных работников высшей квалификации и профессорско-преподавательского состава учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, заинтересованных в коммерциализации собственных научно-технических разработок с потенциальными инвесторами и деловыми партнерами (контактно-кооперационные биржи, ярмарки, выставки, нетворкинг и др.).
ВЫВОДЫ
По итогам выполнения предложенных мероприятий предусматривается достижение к 2020 году следующих индикаторов:
- количество научно-технологических парков - 15;
- количество резидентов - 300;
- количество субъектов малого предпринимательства, основным видом деятельности которых являются исследования и разработки - 480;
- количество физических лиц и субъектов малого предпринимательства, которым предоставлены инновационные ваучеры и гранты - 160;
- количество стартап-мероприятий, проводимых на территории Республики Беларусь ежегодно - 300;
- количество участников (без учета организаторов, экспертов и инвесторов) стартап-мероприятий, проводимых на территории Республики Беларусь ежегодно -24 тыс. человек.
Резюмируя выше изложенное, необходимо сказать о том, что сложившаяся ситуация в научно-инновационной сфере требует от государства безотлагательного принятия назревших решений, обуславливаемых также и началом перехода мировой экономики к VI технологическому укладу. При отсутствии таких решений «окно технологических возможностей» в складывающемся новом мировом разделения труда закроется для нашей страны на ближайшие 40-60 лет, что самым негативным образом скажется на конкурентоспособности национальной экономики, и, в конечном итоге, на национальной безопасности Беларуси как суверенного государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РБ О государственной инновационной политике и инновационной деятельности от 10 июля 2012 г. № 425-З
2. Курс предпринимательства /под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара, М., ЮНИТИ, 1997г
3. Инновационное предпринимательство // Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/w/index.php?search - Дата доступа :07.11.2015.
4. Исследование PricewaterhouseCoopers: «Рост через инновации: российский и международный опыт». [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 31.10.2013. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/31/6383
5. Енин Ю. И., Основные направления развития инновационной деятельности малого и среднего бизнеса Республики Беларусь/ институциональные механизмы развития малого и среднего бизнеса, материалы 1 международной научно-практической конференции, Минск, 30-31 января 2014 года, с. 15.
6. The Global Innovation Index [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://www.globalinnovationindex.org/content/page/data-analysis/ - Дата доступа : 07.11.2015
7. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2014 года //Центр гуманитарных технологий, Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс] Режим доступа : http://gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841- Дата доступа : 07.11.2015.
8. Стартап / Материалы Википедии [Электронный ресурс] Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/ Стартап - Дата доступа : 07.11.2015.
Статья поступила в редакцию 3 декабря 2015 года.