Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство как фактор социально-экономического развития муниципального образования города Севастополя'

Малое и среднее предпринимательство как фактор социально-экономического развития муниципального образования города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / экономика муниципального образования / эффективность производства / мобильность ресурсов / инновационная активность / small and medium business / municipal economy / production effi ciency / resource mobility / innovative activity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехайчук Дмитрий Валерьевич, Павленко Ирина Геннадьевна, Букреев Игорь Александрович

Статья посвящена изучению влияния малого и среднего предпринимательства г. Севастополя на развитие экономики муниципального образования и Российской Федерации в целом. Исследуются положительные и отрицательные стороны малых и средних предприятий, что необходимо для оценки перспектив развития экономики. Методы. В исследовании применялся широкий набор общенаучных методов, таких как анализ и синтез, абстрактнологический, системный анализ. В работе проанализированы официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Крымстата в отношении развития малого и среднего бизнеса в г. Севастополе. Результаты. В результате исследования можно отметить динамичное развитие малого и среднего предпринимательства относительно рассматриваемого периода с 2017 по 2021 год. Среднее предпринимательство имеет базу сравнения оборота гораздо ниже, чем у малых предприятий, что показывает более высокий рост. Результаты исследования показывают, что в Южном федеральном округе рост оборота малых предприятий оказался более медленным относительно Республики Крым и города Севастополя. В работе исследуются положительные и отрицательные стороны разных форм предпринимательской деятельности и в качестве решения этого противоречия определена роль муниципальных образований. Так, установлено, что для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо развитие рыночных экономических механизмов на уровне малых предприятий, а по мере развития благоприятной перспективы требуется увеличение государственной поддержки. Выводы. Результаты исследования могут быть использованы в планировании развития малого и среднего бизнеса, а также в региональном развитии и обосновании роли региональных властей в социально-экономическом развитии муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and Medium Entrepreneurship as a Factor of Socio-Economic Municipality Development in Sevastopol

The article is devoted to the study of the infl uence of small and medium-sized business in the Sevastopol on the development of the economy of municipality and the Russian Federation as a whole. The positive and negative aspects of small and medium-sized enterprises are studied, which is necessary to assess the prospects for the development of the economy. Methods. The study used a wide range of general scientifi c methods, such as analysis and synthesis, abstract-logical, system analysis. The paper analyzes the offi cial statistics of the Federal State Statistics Service and Krymstat regarding the development of small and medium-sized businesses in Sevastopol. Results. The study can note the dynamic development of small and medium-sized businesses relative to the period under review from 2017 to 2021. Medium enterprises have a turnover comparison base much lower than that of small enterprises, which shows higher growth. The results of the study show that in the Southern Federal District the growth in the turnover of small enterprises turned out to be slower compared to the Republic of Crimea and Sevastopol. The paper examines the positive and negative aspects of various forms of entrepreneurial activity and defi nes the role of municipalities as a solution to this contradiction. Thus, it has been established that for the successful development of small and medium-sized businesses, it is necessary to develop market economic mechanisms at the level of small enterprises, and as a favorable prospect develops, an increase in state support is required. Conclusions. The results of the study can be used in planning the development of small and medium-sized businesses, as well as in regional development and substantiation of the role of regional authorities in the socio-economic development of the municipality.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство как фактор социально-экономического развития муниципального образования города Севастополя»

Экономика сферы услуг

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Нехайчук Д. В., Павленко И. Г., Букреев И. А. Малое и среднее предпринимательство как фактор социально-экономического развития муниципального образования города Севастополя // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 2. Ст. 6. http://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-2-6

Поступила в редакцию: 01.04.2023

Принята к публикации после рецензирования: 23.06.2023 УДК 346.26:332.012.2(477.75)

Малое и среднее предпринимательство как фактор социально-экономического развития муниципального образования города Севастополя

Нехайчук Дмитрий Валерьевич

Севастопольский филиал РЭУ им. В. Плеханова Севастополь, Российская Федерация доктор экономических наук, доцент, заместитель директора ORCID 0000-0003-2844-7130 e-mail: dimchikn@mail.ru

Павленко Ирина Геннадьевна*

Ставропольский государственный аграрный университет Ставрополь, Российская Федерация доцент кафедры туризма и сервиса ORCID 0000-0001-6783-6273 e-mail: 11irin@rambler.ru

Букреев Игорь Александрович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского в г. Ялте

Ялта, Российская Федерация доцент кафедры экономики и финансов ORCID 0000-0002-6903-946X e-mail: bukreev.igor@bk.ru

Введение. Статья посвящена изучению влияния малого и среднего предпринимательства г. Севастополя на развитие экономики муниципального образования и Российской Федерации в целом. Исследуются положительные и отрицательные стороны малых и средних предприятий, что необходимо для оценки перспектив развития экономики. Методы. В исследовании применялся широкий набор общенаучных методов, таких как анализ и синтез, абстрактно-логический, системный анализ. В работе проанализированы официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Крымстата в отношении развития малого и среднего бизнеса в г. Севастополе. Результаты. В результате исследования можно отметить динамичное развитие малого и среднего предпринимательства относительно рассматриваемого периода с 2017 по 2021 год. Среднее предпринимательство имеет базу сравнения оборота гораздо ниже, чем у малых предприятий, что показывает более высокий рост. Результаты исследования показывают, что в Южном федеральном округе рост оборота малых предприятий оказался более медленным относительно Республики Крым и города Севастополя. В работе исследуются положительные и отрицательные стороны разных форм предпринимательской деятельности и в качестве решения этого противоречия определена роль муниципальных образований. Так, установлено, что для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо развитие рыночных экономических механизмов на уровне малых предприятий, а по мере развития благоприятной перспективы требуется увеличение государственной поддержки. Выводы. Результаты исследования могут быть использованы в планировании развития малого и среднего бизнеса, а также в региональном развитии и обосновании роли региональных властей в социально-экономическом развитии муниципального образования.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономика муниципального образования, эффективность производства, мобильность ресурсов, инновационная активность.

Введение

В развитии экономики страны большую роль играет состояние ее региональных и муниципальных образований, их специализация в соответствии с преимуществами развития тех или иных отраслей. Стоит отметить, что для успешного развития малого и среднего предпринимательства (МСП) необходимо развитие рыночных экономических механизмов на уровне малых предприятий, а по мере развития благоприятной перспективы требуется увеличение государственной поддержки. Направлению исследования малого и среднего предпринимательства посвящено значительное количество научных публикаций отечественных и зарубежных авторов. В работах авторов [1-3] исследованы проблемы развития, роль и перспективы малого и среднего предпринимательства в экономике страны, определены стратегии развития предпринимательства и координирующие меры государства. Анализ последствий наложения экономических санкций и других ограничений на функционирование и развитие малого и среднего бизнеса, а также оценка эффективности мероприятий по поддержке проведены в работе [4]. В работе [5] представлены результаты анализа инструментов государственного управления и стимулирования инновационной деятельности.

В работах [6-10] исследуется влияние институциональных условий на развитие предпринимательства и инвестиционного климата на малый бизнес применительно к регионам и их специфики. Исследуются также вопросы экономической безопасности, изменение институциональных факторов в условиях санкций и их последствия для развития малого бизнеса. Представлены различия в тенденциях развития малых, средних и микропредприятий как на общероссийском уровне, так и в региональном разрезе, а также анализируются механизмы государственной поддержки в работе [11]. Интерес представляют исследования, проведенные в работе [12], где с использованием статистических методов (показателей асимметрии и эксцесса) дана оценка частотных распределений оборота на душу населения по малым и средним предприятиям, согласно которой наблюдается неравномерность экономического развития по регионам страны. Проведенная оценка в этой работе дополняет исследования, в которых рассматриваются влияния институциональных условий на развитие предпринимательства.

Можно отметить особенный статус и специализацию роли Севастополя в развитии экономики страны, что, как правило, относится к крупному предпринимательству. Численность сотрудников, которые заняты в малом бизнесе Севастополя, постоянно растет, поэтому с целью занятости и эффективного использования нереализованного потенциала города роль должна быть отведена малому и среднему бизнесу или крупным государственным проектам. Несмотря на наличие множества научных исследований МСП, необходимо сосредоточиться на конкретном контексте Севастополя, чтобы обеспечить более полное обоснование ситуации в регионе и его роли в экономике страны. Существует также необходимость обоснования роли, степени активности участия и принимаемых решений муниципальных образований в социально-экономическом развитии. Поскольку регионы страны еще и существенно отличаются между собой, то необходим учет этих различий при планировании развития МСП и реализации соответствующих национальных проектов.

Цель исследования - оценить тенденции развития и значение МСП для региональных и муниципальных образований в г. Севастополя, а также их роль и степень участия в этом процессе.

Материалы и методы исследования

Использование общенаучных методов анализа и синтеза, системного анализа позволили получить результаты динамики развития ситуации в России в малом и среднем предпринимательстве, в том числе по регионам и Севастополю. С использованием этих общенаучных методов исследован товарооборот и динамика развития малых и средних предприятий за 2017-2021 гг., оценен вклад этого сектора в ВВП страны. Авторами проведен анализ изменения показателей развития Южного федерального округа, Республики Крым и города Севастополя.

Результаты и обсуждение

Роль г. Севастополя в развитии МСП Республики Крым, Южного федерального округа

и России

МСП обеспечивает занятость населения, диверсификацию экономики страны, способствует внедрению инноваций и является драйвером экономического роста и развития во многих регионах и страны в целом. Развитие малого и среднего бизнеса имеет решающее значение, поскольку одной из его задач является содействие культуре предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в Республике Крым занимается оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобилей и мотоциклов

(2583 предприятия) и строительством (1568 предприятий). Эти отрасли также имеют наибольший оборот: оптовая и розничная торговля - 2,5 млрд руб., строительство - 9,6 млрд руб. Наименьшее количество малых предприятий занято в сфере культуры, спорта, отдыха и развлечений (78 предприятий) и предоставлении других видов услуг (129 предприятий). В этих отраслях также был наименьший оборот: в сфере культуры, спорта, отдыха и развлечений - 98 млн руб., а в оказании прочих видов услуг - 158 млн руб. Данные также свидетельствуют о том, что наименьшие обороты были в секторе сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (744 млн руб.), за ними следуют финансовая и страховая деятельность (249 млн руб.) 1.

Ситуация развития малого и среднего бизнеса в г. Севастополе характеризуется официальными статистическими данными Федеральной службы государственной статистики и Крымстата в отдельности. К сожалению, данные за 2020 год применительно к малым предприятиям опубликованы не были 2. Сведения, позволяющие оценить оборот малых предприятий в г. Севастополе, показывают уверенную позитивную тенденцию. Объем оборота малых предприятий в городе Севастополе ежегодно растет. Если в 2017 году он был на уровне 68266 млн руб., то по итогам 2021 года он увеличился до 102423 млн руб., т. е. рост составил 50 % в течение исследуемого периода.

Если говорить о средних предприятиях, то их оборот существенно ниже в регионе, чем у малых. Однако наблюдается уверенная тенденция к росту (рост более чем в 2 раза в 2021 году по сравнению с 2017 годом). Но стоит отметить момент в отношении базы сравнения оборота, которая гораздо ниже, чем у малых предприятий. Согласно данным по объему отгруженных товаров, произведенных субъектами малого бизнеса, можно отметить, что рост в исследуемом периоде составил 2,26 раза, что говорит об активном развитии предпринимательства в городе Севастополе. Более того, малые предприятия в городе стремятся развивать собственное производство товаров и услуг. Безусловно, важной ролью малого бизнеса в экономике является создание дополнительных рабочих мест. Поэтому, рассматривая динамику занятых в сфере малого бизнеса, можно отметить, что общая численность работающих на малых предприятиях Севастополя составила 12761 человек при общем обороте 56,1 млн руб. Из этой суммы 28,8 млн руб. пришлось на товары собственного производства.

Для того чтобы оценить вклад города Севастополя с точки зрения развития малого бизнеса в общий объем Республики Крым, вновь обратимся к официальным данным Росстата, а также вычислим доли имеющихся показателей (табл. 1).

Таблица 1 - Оборот малых предприятий в Российской Федерации по регионам, городе Севастополе (включая микропредприятия) и Республике Крым в 2017-2021 гг., млн руб. 1 2

Российская Федерация / Регион 2017 2018 2019 2021 Изменение, %

Российская Федерация 48 459 53 314 52 963 57 197 118

Южный федеральный округ 3 800 3 588 3 695 3 994 105

Республика Крым 192 262 268 293 152

г. Севастополь 68 75 86 102 150

Удельный вес г. Севастополя Изменение

в РФ 0,14 0,14 0,16 0,18 0,04

в Южном федеральном округе 1,80 2,10 2,34 2,56 0,77

в Республике Крым 35,41 28,79 32,18 34,87 -0,54

Из представленных данных мы видим, что общий оборот малых предприятий в России в 2021 году выше на 18 %, чем в 2017 году. При этом в Южном федеральном округе рост оказался более медленным и составил только 5 %. В Республике Крым, напротив, происходит резкий рост объемов деятельности субъектов малого бизнеса, который составил за исследуемый период 52 %. Соответственно, скорость роста оборота малых предприятий в городе Севастополе оказалась чуть ниже, чем в среднем по Республике Крым. Вместе с этим мы определили удельные веса города Севастополя по объему оборота субъектов малого бизнеса в экономике различных регионов. В общем объеме оборота малых

1 Крымстат [Электронный ресурс]. URL: https://crimea.gks.ru/folder/27456

2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru

предприятий в России на Севастополь приходится 0,18 % в 2021 году, что выше, чем в 2017 году, ког -да доля составляла 0,14 %. Соответственно, вклад Севастополя в развитие малого бизнеса растет за последние годы. В экономике Южного федерального округа также растет влияние малого бизнеса из Севастополя. Если в 2017 году доля составляла 1,8 %, то в 2021 году она выросла до 2,56 %.

Рассмотрим также долю малого бизнеса г. Севастополя с точки зрения занятости (табл. 2).

Таблица 2 - Численность занятых сотрудников в сфере малого бизнеса в г. Севастополе и Республике Крым

в 2017-2021 гг., чел.

Российская Федерация / Регион 2017 2018 2019 2021 Изменение, %

Российская Федерация 11 986 265 11 819 790 11 340 533 10 652 426 89

Южный федеральный округ 1 063 371 1 041 963 1 005 054 880 411 83

Республика Крым 86 906 98 717 96 625 86 972 100

г. Севастополь 28 461 28 392 33 846 30 108 106

Удельный вес г. Севастополя Изменение

в РФ 0,24 0,24 0,30 0,28 0,05

в Южном федеральном округе 2,68 2,72 3,37 3,42 0,74

в Республике Крым 32,75 28,76 35,03 34,62 1,87

Согласно имеющимся данным, численность сотрудников, которые заняты в малом бизнесе, в целом по России и по Южному федеральному округу снижается. В Республике Крым она остается примерно на одном уровне. Однако в городе Севастополе был зафиксирован рост на 6 %, что указывает на активное развитие малого бизнеса в регионе. Если вычислить показатели структуры, то становится понятно, что роль города Севастополя в общем объеме занятых по России увеличивается (с 0,24 до 0,28 %). В Южном федеральном округе тоже наблюдается рост удельного веса (на 0,74 %).

Рассматривая долю в обороте по средним предприятиям города Севастополя в составе общего оборота средних предприятий Республики Крым, наблюдается значительная доля оборота средних предприятий именно на Севастополь. Однако эта доля ниже, чем у малых предприятий. В 2021 году она составляет 18 %, что на 1,9 % ниже доли 2017 года.

Малое предпринимательство обладает повышенной мобильностью и инновационной активностью, способностью быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынков, способно легче приспосабливаться к мезоэкономической среде региона. Стоит отметить, что малые предприятия и во многих отраслях средние предприятия имеют ограниченное финансирование инноваций и низкую кадровую емкость, что не даёт возможности достичь минимальных затрат производства как в крупном бизнесе.

Результаты проведенного исследования показали, что роль города Севастополя в развитии малого бизнеса возрастает относительно всего региона (Республики Крым), а также относительно Южного федерального округа и России. Однако если рассматривать данные по обороту средних предприятий города Севастополя, то здесь наблюдается противоположная тенденция - роль данного сектора в экономике снижается. В целом средний бизнес города Севастополя занимает меньшую долю в среднем бизнесе Республики Крым по сравнению с малым.

Меры государственной поддержки МСП

В регионе (Республика Крым и город Севастополь, в частности) существуют меры государственной поддержки для малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее значимых инициатив является грантовая поддержка социальных предприятий. По состоянию на 2022 год более 2,2 тыс. предприятий Севастополя получили гранты на поддержку своих проектов, направленных на решение социальных задач. Правительство планирует продолжить эту поддержку в новом году, и круг получателей расширяется. Теперь даже индивидуальные предприниматели с инвалидностью, не имеющие наемных работников, могут получить статус социального предприятия и всю доступную в связи с этим поддержку 1.

1 Мой бизнес. Портал малого и среднего предпринимательства города Севастополя [Электронный ресурс]. URL: https://mb92.rn/news/v_2023_godu_sotsialnye_biznesmeny_vnov_smogut_poluchit_grantovuyu_podderzhku/; Справочная информация: «Антикризисные меры 2022-2023. Экономическая поддержка бизнеса в субъектах Российской Федерации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_415814/58a184d5f2577acb45f38181e28de3441eab6cc8/

Исследование разных форм предпринимательства позволило нам выделить преимущества и недостатки этих разных форм предпринимательства, а также существующие способы решения проблемы этого противоречия на уровне муниципального образования г. Севастополь (табл. 3) [13; 14].

Таблица 3 - Преимущества и недостатки МСП в экономическом развитии муниципального образования

Положительные стороны функционирования МСП Недостатки функционирования МСП Меры поддержки МСП муниципального образования Севастополя

Занятость ресурсов

МСП проявляют себя в простоте открытия и позволяют увеличить занятость населения в краткосрочной перспективе При наличии внешнего конкурента крупного масштаба на межрегиональном или государственном уровне не в состоянии ему эффективно противостоять. Много малых предприятий не доживают до уровня средних и не выживают вообще В регионе (Республика Крым и город Севастополь, в частности) существуют меры государственной поддержки для МСП. Одной из наиболее значимых инициатив является грантовая поддержка социальных предприятий, что позволяет увеличить занятость населения

Эффективность производства и распределения ресурсов

МСП, как правило, находятся в состоянии повышенной конкуренции по причине их мобильности и относительной легкости открытия и тем самым не могут иметь монопольную позицию. МСП относительно крупных способны направить ресурсы в более выгодные сферы деятельности Несмотря на эффективность распределения ресурсов, МСП не всегда могут обеспечить эффективность производства. МСП согласно специфике отраслей не всегда способны обеспечить производство с наименьшими издержками (эффективность производства) Поддержка стартапов на ранних стадиях, интеграция цифровых технологий, инвестиции в инфраструктуру и расширение финансовой поддержки. Данные действия способствуют развитию малых предприятий до уровня средних, и последние, в свою очередь, увеличивают свои масштабы деятельности

Качество производимого продукта и его продвижение

Деятельность МСП более конкурентоспособна и мобильна, что позволяет быстро реагировать на изменение спроса и менять продукт Существуют сложности относительно эффективного продвижения своего продукта на межрегиональном и государственном уровнях Задача продвижения на межрегиональный и государственный уровень может быть возложена на региональные и местные органы власти

Роль в инновационном и инвестиционном процессах

Несмотря на низкую способность финансирования, МСП способно к созиданию нового и перспективного. МСП неспособно к действиям, направленным на поглощение перспективного бизнеса. Простота открытия предприятия с новой идеей увеличивает инновационный потенциал экономики Неспособность финансировать множество производственных программ и поглощать перспективный бизнес в целях реализации всех конкурентных преимуществ в совокупности, что эффективно при наличии конкуренции на уровне государственном и региональном В настоящее время в Севастополе оказываются меры государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. Севастополь, будучи портовым городом и популярным туристическим направлением, имеет благоприятную среду для процветания малого и среднего бизнеса

Институциональная среда в Севастополе для поддержки малого и среднего бизнеса является всеобъемлющей, но возможные улучшения можно отнести к решению проблем поддержки стартапов на ранних стадиях, интеграции цифровых технологий, сотрудничества с университетами и научно-исследовательскими институтами, инвестиции в устойчивую инфраструктуру и расширение финансовой поддержки.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что малый и средний бизнес в Севастополе растет и способствует экономическому развитию города. Однако важно отметить, что эти тенденции могут не сохраниться в будущем и потребуют постоянной поддержки и инициатив по развитию со стороны правительства и частного сектора для поддержания и ускорения роста. При этом в Севастополе созданы благоприятные условия для процветания малого и среднего бизнеса благодаря различным инициативам и грантовой поддержке со стороны правительства. Расширение круга получателей гран-товой поддержки за счет индивидуальных предпринимателей с инвалидностью, не имеющих наемных

работников, является важным шагом на пути к созданию инклюзивной и разнообразной бизнес-среды. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Севастополе оптимистичные, и предприниматели могут воспользоваться доступными мерами поддержки, чтобы расти и вносить свой вклад в экономику города.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы

1. Амелина Е. А. Малое и среднее предпринимательство: место в экономике России и анализ текущего состояния // Калужский экономический вестник. 2019. № 4. С. 43-47.

2. Кузьмин В. Н. Малое и среднее предпринимательство как инструмент реализации экономической функции государства // Вестник Юридического института МИИТ. 2020. № 1(29). С. 107-117.

3. Pavlenko I. G., Bukreev I. A. Subregional Features of Entrepreneurship Development in the Recreational Sphere // Research of Economic and Financial Problems. 2023. № 1.2. http://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-1-2-1-8

4. Теребова С. В., Устинова К. А. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 2(76). С. 107-123. doi: 10.37614/2220-802X.2.2022.76.009.

5. Шубин М. А., Антохин Ю. Н. Статистический анализ государственного воздействия на развитие инновационной деятельности // Экономика. Право. Инновации. 2021. № 3. С.63-72. http://dx.doi. org/10.17586/2713-1874-2021-3-63-72.

6. Краснова Л. А., Мешкова Я. Р. Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в России и Тюменской области и оценка его эффективности // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 17. № 1. С. 124-136.

7. Букреев И. А. Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 2. С. 110-118. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10210.

8. Tsohla S. Building scenarios based on the system ensuring development of business activity in the hospitality sector [Текст] / S. Tsohla, N. Simchenko, I. Pavlenko, I. Bukreev // 2nd International Scientific Conference on «Competitive, Sustainable and Safe Development of the Regional Economy» (CSSDRE 2019) Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. Vol. 83. P. 153-158. DOI: 10.2991 / CSSDRE-19.2019.30

9. Рабинович Л. И., Карпухина И. В., Удалов Д. В. Изменение институциональной среды как угроза экономической безопасности малого и среднего бизнеса России // Экономическая безопасность. 2018. № 4(33). С. 26-36.

10. Хончев М. А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. 2022. № 6. С. 42-48.

11. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы / И. В. Краковецкая, Е. С. Воробьева, И. В. Вотякова и др. // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Том 13. № 1. С. 113-124. doi: 10.18334/epp.13.1.117093.

12. Горбунова Е. А., Шаныгин С. И. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 4-12. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-4-12.

13. Porter M. Competitive Strategy. New York, 1980. 396 р.

14. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Флинн Ш. М. Экономикс: принципы, проблемы и политика : учебник. 19-е изд., англ. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2017. 1028 с.

References

1. Amelina E. A. Maloe i srednee predprinimatel'stvo: mesto v ekonomike Rossii i analiz tekushhego sos-toyaniya // Kaluzhskij ekonomicheskij vestnik. 2019. № 4. S. 43-47.

2. Kuzmin V. N. Maloe i srednee predprinimatelstvo kak instrument realizacii ekonomicheskoj funkcii gosudarstva // Vestnik Yuridicheskogo instituta MIIT. 2020. № 1 (29). S. 107- 117.

3. Pavlenko I. G., Bukreev I. A. Subregional Features of Entrepreneurship Development in the Recreational Sphere // Research of Economic and Financial Problems. 2023. № 1.2. http://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-1-2-1-8

4. Terebova S. V., Ustinova K. A. Maly'j i srednij biznes v novy'x e'konomicheskix usloviyax // Sever i ry'nok: formirovanie e'konomicheskogo poryadka. 2022. № 2(7б). С. 107-123. doi: 10.37614/2220-802-X.2.2022.76.009.

5. Shubin M. A., Antoxin Yu. N. Statisticheskij analiz gosudarstvennogo vozdejstviya na razvitie innova-cionnoj deyatel'nosti // E'konomika. Pravo. Innovacii. 2021. № 3. S. б3-72. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2021-3-б3-72.

6. Krasnova L. A., Meshkova Ya. R. Sravnitel'ny'j analiz razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii i Tyumenskoj oblasti i ocenka ego e'ffektivnosti // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: E'konomika, 2019. T. 17. № 1. S. 124-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bukreev I. A. Strategiya razvitiya predprinimatel'skoj deyatel'nosti v rekreacionnoj sfere na osnove subregional'ny'x osobennostej Kry'ma // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. T. 13. Vy'p. 2. S. 110-118. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10210.

8. Building scenarios based on the system ensuring development of business activity in the hospitality sector / S. Tsohla, N. Simchenko, I. Pavlenko, I. Bukreev // 2nd International Scientific Conference on «Competitive, Sustainable and Safe Development of the Regional Economy» (CSSDRE 2019) Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. Vol. 83. P. 153-158. DOI: 10.2991 / CSSDRE-19.2019.30

9. Rabinovich L. I., Karpuxina I. V., Udalov D. V. Izmenenie institucional'noj sredy' kak ugroza e'konomicheskoj bezopasnosti malogo i srednego biznesa Rossii // E'konomicheskaya bezopasnost'. 2018. № 4(33). С. 26-36.

10. Xonchev M. A. Institucional'ny'e usloviya razvitiya malogo biznesa v usloviyax sankcij // Finansovy'e ry'nki i banki. 2022. № 6. С. 42-48.

11. Tendencii razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossijskoj Federacii v krizisny'x usloviyax: vy'zovy' i perspektivy' / I. V. Krakoveczkaya, E. S. Vorob'eva, I. V. Votyakova et al. // E'konomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2023. Tom 13. № 1. S. 113-124. doi: 10.18334/epp.13.1.117093.

12. Gorbunova E. A., Shany'gin S. I. Osobennosti razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v re-gionax Rossii // E'konomika. Pravo. Innovacii. 2022. № 1. S. 4-12. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-4-12.

13. Porter M. Competitive Strategy. New York, 1980. 396 р.

14. E'konomiks: principy', problemy' i politika : uchebnik / K. R. Makkonnell, S. L. Bryu, Sh. M. Flinn. 19-e izd., angl. M. : NICz INFRA-M, 2017. 1028 s.

Small and Medium Entrepreneurship as a Factor of Socio-Economic Municipality Development in Sevastopol

Dmitry V. Nekhaichuk

Sevastopol branch of the PRUE V. Plekhanov Sevastopol, Russian Federation Doctor of Economics, Associate Professor, Deputy Director ORCID 0000-0003-2844-7130 e-mail: dimchikn@mail.ru

Irina G. Pavlenko*

Stavropol State Agrarian University Stavropol, Russian Federation Associate Professor of the Department of Tourism and Service ORCID 0000-0001-6783-6273 e-mail: 11irin@rambler.ru

Igor A. Bukreev

Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in Yalta

Yalta, Russian Federation Associate Professor of the Department of Economics and Finance ORCID 0000-0002-6903-946X e-mail: bukreev.igor@bk.ru

Introduction. The article is devoted to the study of the influence of small and medium-sized business in the Sevastopol on the development of the economy of municipality and the Russian Federation as a whole. The positive and negative aspects of small and medium-sized enterprises are studied, which is necessary to assess the prospects for the development of the economy. Methods. The study used a wide range of general scientific methods, such as analysis and synthesis, abstract-logical, system analysis. The paper analyzes the official statistics of the Federal State Statistics Service and Krymstat regarding the development of small and medium-sized businesses in Sevastopol. Results. The study can note the dynamic development of small and medium-sized businesses relative to the period under review from 2017 to 2021. Medium enterprises have a turnover comparison base much lower than that of small enterprises, which shows higher growth. The results of the study show that in the Southern Federal District the growth in the turnover of small enterprises turned out to be slower compared to the Republic of Crimea and Sevastopol. The paper examines the positive and negative aspects of various forms of entrepreneurial activity and defines the role of municipalities as a solution to this contradiction. Thus, it has been established that for the successful development of small and medium-sized businesses, it is necessary to develop market economic mechanisms at the level of small enterprises, and as a favorable prospect develops, an increase in state support is required. Conclusions. The results of the study can be used in planning the development of small and medium-sized businesses, as well as in regional development and substantiation of the role of regional authorities in the socio-economic development of the municipality.

Keywords: small and medium business, municipal economy, production efficiency, resource mobility, innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.