Научная статья на тему 'Малайзия в капкане исламизации: свобода совести в обмен на политический кредит'

Малайзия в капкане исламизации: свобода совести в обмен на политический кредит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
655
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малайзия в капкане исламизации: свобода совести в обмен на политический кредит»

Ю. Свешникова,

младший научный сотрудник НИУ ВШЭ (Москва), ассистент профессора в Международном институте исламской мысли и цивилизации (Куала-Лумпур) МАЛАЙЗИЯ В КАПКАНЕ ИСЛАМИЗАЦИИ: СВОБОДА СОВЕСТИ В ОБМЕН НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРЕДИТ

На фоне агрессивной деятельности исламистов в Ираке и Сирии другие потенциально опасные участки распространения воинствующего исламизма на время остались в тени. К числу таких регионов, на которые следовало бы обратить внимание, относится Юго-Восточная Азия с ее традиционно мягким исламом, завезенным мусульманскими купцами через Малаккский пролив. В странах Малайского архипелага ислам всегда смешивался с доисламскими обычаями, женщины традиционно были активны, а буквализм в толковании религиозных текстов не приветствовался. Отсюда и сильная суфийская традиция, и большое разнообразие различных школ, не только внутри суннитской ветви - например, шииты и мусульмане секты Ахмадия тоже представлены в странах архипелага.

Представительство ислама в странах Малайского архипелага довольно разнообразно, и процессы исламизации рознятся по интенсивности, в зависимости от каждой отдельно взятой страны. В странах с преобладающим мусульманским населением, таких как Малайзия или Индонезия, умеренная исламизация отчасти имеет тенденцию рассматриваться как позитивное стремление выстроить социальные процессы в соответствии с нормами ислама.

В данной статье речь пойдет о Малайзии, которая в последнее время проявила себя в качестве локомотива исламизации науки и общественно-политической жизни, при этом сохраняя статус «азиатского тигра», и в целом динамично развивающейся многонациональной и многоконфессиональной страны. Действительно ли государству Малайзия удается соблюдать баланс между традицией и модерном, который бы обеспечил мирное сосуществование столь разнообразного населения и положительный образ на внешней арене, который стратегически необходим для притока инвестиций? Судя по общественно-политическому дискурсу последних лет, борьба между традиционными элементами и модерном становится всё более заметной, а общество всё менее сбалансированным.

Исламское или светское государство?

Население Малайзии оценивается в более чем 30 млн жителей1, из которых большинство составляют малайцы, преимущественно мусульмане - около 50%. Общая доля мусульман в стране -около 60%. В экспертном сообществе и политической элите страны присутствуют те, кто уже сейчас назвал бы Малайзию «исламским государством», как, например, в 2001 г. о ней отозвался самый влиятельный за всю ее историю премьер-министр Махатир Мохамад. Поощрение этой концепции создало питательную почву для усиления радикалистских настроений, провоцирующих углубление межрелигиозных противоречий.

Волна «исламского пробуждения» настигла Малайзию в 1980-х годах, получив импульс от иранской революции 1979 г., и имела шанс прижиться в Малайзии, которая как постколониальное государство по-прежнему находилась в поиске национальной идентичности. «Стремление вернуться к "настоящему исламу" в то время было очень сильно, - говорит директор Исламского фронта возрождения (Islamic Renaissance Front - IRF) доктор Ахмад Фарук Муса. - В то же время некоторые политические лидеры видели в распространении этих идей возможность усилить свое собственное влияние»3.

В результате стремления обуздать нарастающее влияние исламистских идей, упорядочить их и поставить на службу политической легитимности правящих элит были учреждены соответствующие государственные институты, такие как Малайзийский департамент исламского развития (Jabatan Kemajuan Islam Malaysia -JAKIM) и Исламский религиозный департамент штата Селангор (Jabatan Agama Islam Selangor - JAIS), уполномоченные издавать фетвы4. За время существования названных органов не раз появлялось предложение утвердить суннитскую ветвь власти (а иногда ее

1 Department of Statisctics Malaysia, official portal. - URL: http://www.statis-tics.gov.my/portal/populationclockNEW/BI.php

2 Malaysia, The World Fact Book, Central Intelligence Agency, updated January 8, 2014. - URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ geos/my.html

3 Zakaria N. Ulama and theologians trying to control Islam, December 25, 2013. - URL: http://www.theantdaily.com/news/2013/12/23/ulama-and-theologians-tryingcontrolislam

4 Предписания религиозно-правового характера, в данном случае обязательные к исполнению мусульманами.

конкретный мазхаб - шафиитский) единственно приемлемой версией ислама в стране. Также было запрещено проповедовать ислам согласно шиитскому учению, в связи с чем на собрания мусульман-шиитов был проведен ряд рейдов.

На самом же деле утверждать, что Малайзия - исламское государство, противоречило бы Конституции, из текста которой логически следует, что в стране осуществляется светское управление, а ислам как «религия государства» исключительно в церемониальных целях. Статья 3 Основного закона гарантирует каждому право мирно исповедовать свою религию. Исключение установлено ст. 11 (4), которая позволяет ограничивать религиозную пропаганду среди мусульман на уровне законодательства отдельных штатов или на уровне федерации в целом. Так, решением Национального совета фетв от 5 мая 1996 г. шиизм включен в список идейных течений, которые запрещено проповедовать, хотя и дозволено исповедовать.

В широком смысле всё то, что на сегодняшний день не соответствует традиционно принятому в Малайзии шафиитскому маз-хабу, может считаться в той или иной степени ересью, поскольку может нарушить единство малайцев1. Это создает дополнительные причины для нагнетания напряженности в отношении христиан и мусульман-шиитов, которых обвиняют в попытках обратить мусульман-суннитов в другую религию. Проблема здесь не только в религиозном единстве, но и в национальном, которое, в первую очередь, относится к малайско-мусульманской части населения, отсюда и плотное переплетение малайского национализма и ислама2. Однако если на заре независимости малайскими политиками использовался в большей степени националистический фактор, то с момента иранской революции и роста запроса на исламизацию общественной жизни стал преобладать религиозный компонент.

1 Marchinkowski Ch. Facets of Shi'ite Islam in Contemporary Southeast Asia (II): Malaysia and Singapore, Institute of Defence and Strategic Studies Singapore, N 121, December 29, 2006. - P. 11.

2 Согласно Конституции Малайзии, даже национальная принадлежность определяется в том числе через конфессиональную ориентацию - чтобы считаться малайцем, необходимо быть мусульманином.

Демонизация религиозных меньшинств

В ноябре 2005 г. в отчете о международной религиозной свободе Госдепартамента США было отмечено, что «правительство Малайзии выступает против интерпретаций ислама, которые оно сочло отклоняющимися от традиционных, утверждая, что эти взгляды угрожают национальной безопасности»1. Согласно вебсайту Малайзийского департамента исламского развития 56 учений были запрещены для проповедования мусульманам. Тогда они включали шиизм и даже трансцендентальную медитацию среди других2. Параллельно правительство проводит мониторинг деятельности религиозных меньшинств.

Отчет Госдепа уже 2012 г. подтвердил общий тренд ущемления прав религиозных меньшинств и показал, что одной из наиболее заметных целей нападок в последние годы оказались мусульмане3. Эти настроения имеют свои причины, не связанные с религиозной практикой меньшинства4 или с интенсивной проповеднической деятельностью шиитов среди суннитов. Атмосфера недоверия и даже ненависти создавалась постепенно через средства массовой информации, деятельность исламских организаций и с помощью высказываний некоторых политиков.

Например, министр внутренних дел Ахмад Захид Хамиди высказался о том, что последователи этого направления ислама представляют угрозу национальной безопасности, поэтому шиизм надо ограничить. В 2013 г. Хамиди обвинил заместителя председателя Всемалайзийской исламской партии Мохаммада Сабу в принадлежности к шиизму5. Дело было названо «вопросом веры» и поручено Департаменту исламского развития для расследования, но по сути подразумевало обвинение в угрозе национальной безо-

1 URL: http://www.state.goV/j/drl/rls/irf/2005/51518.htm

2 Возможность задержания лиц, исповедующих запрещенные течения, предоставлял в течение долгого времени акт о внутренней безопасности, который предполагал возможность задержания без суда на срок до 60 дней, а в случае необходимости - до двух лет. Был отменен в 2012 г.

3 URL: http://www.state.goV/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/#wrapper

4 Например, в Малайзии нет практики кровавого самоистязания в дни Ашуры, годовщины мученической смерти третьего шиитского имама - Хусейна, как это можно иногда встретить, например, в Ираке.

5 Minister: Shiism to be curbed to protect national security, Malaysiakini, December 13, 2013. - URL: http://www.malaysiakini.com/news/249247

пасности1. Министр Хамиди прокомментировал это дело так: «Ислам ставит публичные интересы выше индивидуальных прав», подразумевая, что единство мусульманской уммы важнее прав отдельных меньшинств2. Заявления подобного рода поощрили практику превентивных действий в отношении предполагаемых угроз.

В июле 2013 г. главный министр штата Кедах Мухриз Маха-тир, сын Махатира Мохаммада, повторил эдикт Национального совета фетв и отметил, что основное беспокойство властей связано с опасностью обращения мусульман-суннитов в шиизм3, по сути апеллируя к религиозному единству малайского большинства как способу защиты публичного интереса.

Впрочем, шииты стали не единственным объектом нападок со стороны государственных институтов, политиков и исламских организаций из сторонников буквалистского толкования писаний. Летом 2011 г. был произведен рейд на методистскую церковь в Петалинге по подозрению обращения в христианство присутствующих там мусульман. Доказательств означенной деятельности представлено не было, но исламистские организации незамедлительно призвали к «защите мусульманской веры в стране»4 и необходимости принять более строгие законы, карающие вероотступ-ничество5.

Другой эпизод относится к 2008 г. и касается изъятия 32 Библий у христиан, возвращающихся из Филиппин, - книги были конфискованы и переданы для инспекции в Министерство внутренней безопасности . А 2 января 2014 г. сотни Библий были конфискованы из Библейского сообщества - на основании того,

1 Jakim to get proof of Mat Sabu's Shia link, New Straits Times, December 16, 2013. - P. 4.

2 Zurairi Ar. In religious auction, ulama urge PAS to shun «liberals» // The Malaysian Online, November 21, 2013. - URL: http://www.themalaymailonline.com malaysia/article/in-religious-auction-ulama-urge-pas-to-shun-liberals

3 URL: http://www.touristmy.com/%D8%AE%D8%A8%D8%B1-%D8%A7% D9%88%D9%84/7948-tourist-online-news-malaysia.html

4 Tosatti M. Malaysia, Radical Islam on the rise, November 23, 2011. - URL: http://www.vaticaninsider.lastampa.it/en/world-news/detail/articolo/malesiamalaysia-malasia-islam-diritti-delle-minoranze-derechos-de-las-minorias-minority-righ

5 Вероотступничество представляет собой еще одну долгоиграющую тему в малайзийском исламском дискурсе, в частности по вопросу: должно ли вероотступничество караться смертной казнью?

6 Bibles Confiscated at Airport, February 5, 2008. - URL: http://www.world-watchmonitor.org/2008/02-February/newsarticle_5212.html

что накануне решением суда было запрещено использование слова «Аллах» и ряда других слов арабского происхождения немусульманами в результате судебного разбирательства против католической газеты The Herald, начатого в 2007 г. В 2011 г. кабинет принял решение из десяти позиций, которое позволяло христианам Малайзии использовать коранические слова1, традиционно использовавшиеся на службах, а также для перевода религиозных текстов на малайский язык. Однако в июне 2014 г. Высший суд подтвердил решение апелляционной инстанции октября 2013 г. о запрете использовать слово «Аллах» и некоторые другие в публикациях и богослужениях2.

Гонка благочестия

Настроения защиты ислама и мусульман от распространения всевозможных идей, в частности относящихся к отличным течениям в исламе или абстрактным «западным ценностям», обусловлены внутри- и внешнеполитическими причинами, а отнюдь не реальной угрозой идейной целостности мусульманского большинства. Распространение этих настроений, нарушающих гармонию многоконфессионального государства, стало возможным благодаря особому климату, созданному в процессе политической борьбы двух основных политических партий - Объединенной малайской национальной организации (ОМНО) и Всемалайзийской исламской партии (ПАС). Политическое противостояние этих двух партий -националистической, борющейся за права малайцев, и консервативной исламской, со временем стало напоминать «гонку благочестия». Для того чтобы привлечь голоса малайско-мусульманского большинства, члены партий стали использовать любую возможность, чтобы обвинить оппонента в недостаточной преданности исламским идеалам. Так, программа изначально более националистической ОМНО, бессменного лидера в системе парламентской монархии Малайзии, приобрела крен в религиозную сторону.

1 Does 10-point agreement still hold? S'gor to ASK Zahid for clarification on Malay Bible, January 7, 2014. - URL: http://www.malaysia-chronicle.com/index.php? option=com_k2&view=item&id=210411:does-it-still-hold?-sgor-to-ask-zahid-for-clarificationon-10-point-agreement-for-malay-bible&Itemid=2#axzz2qrdKWNnF

2 Hellmann M. Malaysia's Highest Court Upholds Ban on Christians Using the Word, June 23, 2014. - URL: http://www.time.com/2910780/malaysias-highest-courtupholds-ban-on-christians-using-the-word-allah/

Согласно стратегии премьера Махатира, ОМНО изначально позиционировалась как единственная партия, способная гарантировать процветание малайцев и национальное единство. Со временем единство внутри малайской части мусульманской уммы также стало фактором политики партии. Доктор Фарук Муса замечает, что правительство, ведомое ОМНО, теперь «старается позиционировать себя как амир аль-муминин (лидер мусульман), а значит, все должны ему беспрекословно повиноваться»1. Изначально же традиционалистская ПАС стала частью относительно либеральной оппозиции. В этом процессе шиитский вопрос и взаимные межрелигиозные подозрения также стали удобным инструментом для «разоблачения» оппонентов в отступлении от идеалов ислама.

Осенью 2013 г. мусульманские НКО вместе с Малайзийским департаментом исламского развития заявили о глобальном заговоре против ислама, осуществляемом с помощью распространения идей либерализма, плюрализма, феминизма, социализма и других, о чем представитель департамента высказался в пятничной проповеди. В 2014 г. попытка подавить интеллектуальный протест, выразившийся в некоторых публикациях в СМИ и выступлениях на публичных мероприятиях, встретила реакцию в виде привлечения преподавателей и социальных активистов к ответственности согласно Акту о мятеже (Akta Hasutan).

Организации крайнего толка, такие как, например, Организация исламской солидарности (Ikatan Muslimin Malaysia - ISMA), именно в последние годы стали особенно активны в продвижении шариата как единственной основы законодательства страны, вместо дуальной правовой системы, включающей также светское законодательство. По инициативе ПАС на публичное обсуждение было вынесено предложение о введении исламского уголовного права в штате Келантан с соответствующими традиционной интерпретации телесными наказаниями. Подобные обсуждения создают ряд ложных дихотомий, когда неискушенной публике предлагается выбрать между поддержкой инициатив исламистских сил и тем, чтобы считаться отступником от исламских ценностей. Это, в свою очередь, делает более интенсивным поиск внешних врагов (21), раскольников в исламе и способствует распространению конспирологических теорий, что является удобным инструментом

1 Zakaria fr A PAS-Umno union not necessarily best for Islam, December 27, 2013. - URL: http://www.theantdaily.com/news/2013/12/27/pas-umno-union-not-necessarilybest-Islam

отвлечения публичного внимания от социально-экономических проблем.

Исламизация

и внешнеполитические приоритеты

Внешняя политика Малайзии, особенно со времени премьерства Махатира Мохамада (1981-2003), была также нацелена на решение в первую очередь внутриполитических задач. Расширение сотрудничества с Саудовской Аравией в эру Махатира помогло привлечь многомиллионные инвестиции на развитие инфраструктуры - строительство дорог, портов, больниц, а также удовлетворить некоторые религиозные потребности - обеспечить квоты на хадж, получить инвестиции в религиозное образование и проекты по распространению «правильного» ислама суннитского толка. С января 1985 г. было даже запущено вещание совместной саудийско-малайзийской радиостанции Нида уль-ислам («Голос ислама»), прямо из Мекки, с контентом о событиях в мусульманском мире1. В мае 2014 г. в медиа разыгрался скандал в отношении компании «Кэддберри», в шоколаде которой якобы обнаружили производные свинины. Повторные тесты не подтвердили предположение, но неприятный осадок остался и, вероятно, нанес урон имиджу шоколадного гиганта.

За время развития двусторонних отношений страны подписали ряд соглашений, в том числе о нецелесообразности двойного налогообложения в мае 2013 г., соглашения о сотрудничестве в сфере науки и технологии, в том числе последнее в декабре 2011 г. В 2013 г. Малайзия открыла в КСА торговую миссию2. Саудовская Аравия утвердилась на 19-м месте в списке торговых партнеров Малайзии, и на 16-м месте - по объемам импорта. В 2011 г. государства подписали соглашение о сотрудничестве в области безопасности.

В попытке обеспечить соответствующий имидж мусульманской страны и сбалансировать организации, требующие большей

1 McDaniel D.O. Broadcasting in the Malay World: Radio, Television, and Video in Brunei, Indonesia, Malaysia and Singapore, New Jersey: Ablex Publishing Company, 1994. - P. 121.

2 Fareed S. Malaysia to expand trade ties with Saudi Arabia // Saudi Gazette. -URL : http ://www. saudigazette. com. sa/index. cfm?method=home.regcon&contentid= 20130522166780

исламизации общественной жизни, правительство запустило ряд инициатив, например Международный исламский университет Малайзии, аффилированный с Организацией исламского сотрудничества (ОИС), Исламский фонд экономического развития, Организацию исламского банкинга и др.

Параллельно ОМНО работала над созданием имиджа Малайзии как динамично развивающейся мусульманской страны, которая станет примером для мусульманской уммы, участвуя в обсуждении палестинского вопроса, решении вопросов мусульманских меньшинств в регионе. Эти достижения со временем стало возможным противопоставить ПАС, которая с 1979 г. поддерживала активные контакты с новым иранским шиитским режимом1 и рассматривала его в качестве успешной модели исламского государства. Противопоставить некоторую альтернативную политику ПАС оказалось важным для ориентации ОМНО на укрепление отношений с Саудовской Аравией, одним из главных беспокойств которой с 1979 г. стало возможное распространение иранской революции в другие мусульманские страны.

С идеологической точки зрения ситуация тоже складывалась в пользу КСА. Если шиитское учение неоднократно называлось представляющим угрозу суннитско-шафиитскому единству, то экстремистские взгляды, вдохновленные ваххабизмом, который является основной идеологией Королевства, официального порицания в Малайзии так и не нашли2. В сумме с ростом числа задержаний иранских граждан по подозрению в контрабанде наркотиков и использовании иранцами Малайзии в качестве перевалочного пункта для нелегальной миграции в Австралию, а также повышением напряженности в отношении Ирана со стороны КСА в связи с перспективой американо-иранского потепления Малайзия также заняла более жесткую позицию в отношении шиитского меньшинства и иранских мигрантов. В том числе для иранцев безвизовый въезд был сокращен с 90 дней до двух недель, по официальному заявлению - в связи с попыткой предотвратить нелегальную миграцию. Параллельно с ужесточением визового режима и удли-

1 Idris A. Malaysia's Relations with Saudi Arabia Under Tun Dr. Mahathir Era, 1981-2003 // University Utara Malaysia, Perpustakaan Sultanah Bahiyah. - URL: http://www.repo.uum.edu.my/3171/1/S7.pdfttp://repo.uum.edu.my/3171/1/S7.pdf

2 Idris A. Malaysia's Relations with Saudi Arabia Under Tun Dr. Mahathir Era, 1981-2003 // University Utara Malaysia, Perpustakaan Sultanah Bahiyah. - URL: http://www.repo.uum.edu.my/3171/1/S7.pdfttp://repo.uum.edu.my/3171/1/S7.pdf

нением процесса рассмотрения заявлений ограничились возможности трудоустройства иранцев в Малайзии, и, скорее всего, в дальнейшем негласное ограничение коснется приема иранских студентов в университеты - по причине защиты национальной безопасности на идеологическом уровне.

В сентябре 2013 г. в результате продолжительной кампании против мусульман-шиитов исламистские группы направили министру иностранных дел просьбу прекратить дипломатические отношения с Ираном. На что, однако, министр заявил, что проблемы распространения шиизма в Малайзии являются внутренними и не касаются отношений государства с Ираном1 (26).

В целом пример Малайзии соответствует теории о прочной взаимосвязи внешней и внутренней политики постколониальных стран, где внешняя политика строго ориентирована на удовлетворение внутриполитических нужд. Национальная идентичность также отчасти определяется через внешнюю политику, что для Малайзии отражается в стремлении выступать прогрессивным лидером мусульманского мира с одновременным акцентом на исламских ценностях в их местной интерпретации и попытках исламизации различных сфер жизни, порой в ущерб интересам этноконфессиональных меньшинств и единству многомиллионной нации.

Ислам на этом пути послужил правящей элите как в качестве исходной базы для выстраивания внешней и внутренней политики, так и инструментом для балансирования в борьбе с оппонентами и выполнения внешнеполитических задач, в частности привлечения инвестиций со стороны суннитских покровителей и партнеров.

Использование ислама в качестве такого инструмента задействовало и прием поиска внешнего и внутреннего врага, на роль которого в том числе успешно подошли мусульмане-шииты - внутренний враг внешнего происхождения. Внутри страны борьба с девиантными течениями позволяет повысить легитимность действующей власти и сплотить мусульманское большинство вокруг правительства, вовне - создать образ прогрессивного суннитского государства, следующего правильным канонам ислама. В этом смысле восприятие «шиитской угрозы» сближает Малайзию с суннитскими монархиями Персидского залива. В то же время отношение к буквалистскому толкованию Священных Писаний в духе ваххабитской идеологии более лояльное, а местами боль-

1 http://www.touristmy.com/8226-/^j(Jlf- j4tltourist-online-news-malaysia.html

шая строгость в подходе к ритуальной стороне ислама может восприниматься как знак большей духовности, т.е. в позитивном ключе, несмотря на включение таких организаций, как Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), в список террористических организаций.

В долгосрочной перспективе стремление к большей ислами-зации встретит активное сопротивление этноконфессиональных меньшинств и прогрессивно настроенных элементов внутри мусульманского большинства. Консервативные группы постараются определить последних как внутреннего врага, выполняющего замысел внешних сил. С другой стороны, прогрессивные силы в самом политическом истеблишменте предпримут попытки сгладить этот тренд путем предложения новых инициатив и вынесения их на публичное обсуждение, как, например, теперь на различных уровнях обсуждается пакет законопроектов о национальном единстве, имеющий небольшие шансы на принятие в ближайшем будущем.

«Вестник аналитики», М., 2014 г., № 4, с. 56-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.