Научная статья на тему 'Малайзия после всеобщих выборов 2018 г'

Малайзия после всеобщих выборов 2018 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЙЗИЯ / МАЛАЙЦЫ / МАХАТХИР МОХАМАД / ПАКАТАН ХАРАПАН / ОМНО / НАДЖИБ РАЗАК / MALAYSIA / MALAYS / MAHATHIR MOHAMAD / PAKATAN HARAPAN / UMNO / NAJIB RAZAK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочеткова Екатерина Вячеславовна

В статье рассматривается политическая ситуация, сложившаяся в современной Малайзии после победы Альянса Надежды во главе с Махатхиром Мохамадом на выборах в марте 2018 г., политика правительства страны, направленная на борьбу с коррупцией, улучшение качества жизни граждан, разрешение межнациональных и социально-экономических противоречий между общинами, предотвращение межэтнического конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Malaysia after the General Election 2018

The article deals with the political situation in modern Malaysia after the victory of the Alliance of Hope led by Mahathir Mohamad in the elections in March 2018, the policy of the government aimed at combating corruption, improving the quality of life of citizens, the resolution of interethnic and socio-economic contradictions between communities, the prevention of interethnic conflict.

Текст научной работы на тему «Малайзия после всеобщих выборов 2018 г»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (43), 2019_

© Кочеткова Е.В.

ИВ РАН

МАЛАЙЗИЯ ПОСЛЕ ВСЕОБЩИХ ВЫБОРОВ 2018 г.

Прошел год с того времени, когда 14-е по счету после обретения независимости парламентские выборы, состоявшиеся 9 мая 2018 г. в Малайзии, привели к безоговорочной победе оппозиции и приходу к власти новых лиц в стране. Национальный фронт (Barisan Nasional - BN) во главе с ОМНО получил лишь 79 мандатов из 222 (доля ОМНО - 54), тогда как оппозиционная коалиция Альянс надежды (Pakatan Harapan - PH) во главе с Махатхиром Мо-хамадом - 122 места в парламент, а Панмалайская исламская партия (PAS) - 181. Победа 92 -летнего Махатхира Мохамада стала политическим потрясением для страны с мусульманским большинством и является неоспоримым свидетельством существования демократии и демократических институтов в Малайзии.

Выборы положили конец 60-летней монополии правящей партии ОМНО и ее коалиции (BN) с момента обретения Малайзией независимости в 1957 г. К политическому поражению лидера Национального фронта Наджиба Разака привели грандиозный коррупционный скандал, связанный с его именем, подавление инакомыслия в обществе и введение непопулярного налога с продаж, который повредил, в том числе, многим бедным сельским сторонникам его коалиции.

Возвращение Махатхира Мохамада на пост премьер-министра Малайзии после 15-летнего перерыва жители страны воспринимали как начало новой эры экономического развития и процветания без коррупции и кумовства, межэтнических и религиозных противоречий в обществе.

Под его правлением в течение 22 лет (начиная с 1981 г. до ухода в отставку в 2003 г.) Малайзия превратилась в одного из азиатских экономических тигров 1990-х гг. Престижные проекты, такие как башни-близнецы Петронас, MSC Malaysia - мультимедийный супер коридор, который является особой экономической зоной и высокотехнологичным деловым районом страны, строительство современного автопроизводства (первое время совместно с «Mitsubishi») марки Proton, ставшего к концу 1980-х гг. крупней-

шим автопроизводителем в Юго-Восточной Азии, и ряд других продемонстрировали грандиозность его амбиций. Наряду с всесторонней модернизацией Малайзии, ему также приписывают автори-таритарность во власти, заключение в тюрьму неугодных политических противников в соответствии с Законом о внутренней безопасности 1960 г. и подчинение судебных инстанций.

Еще до майских выборов PH пообещал избирателям, что в случае победы Махатхир Мохамад будет назначен премьер-министром, но по истечении двух лет он передаст свой пост оппозиционному политику Анвару Ибрагиму (после того, как ему разрешат баллотироваться на выборах).

Анвар Ибрагим, который является избранным президентом Партии народной справедливости (Parti Keadilan Rakyat - PKR), одной из четырех партий в PH, в то время отбывал пятилетний тюремный срок. Он получил королевское помилование и был освобожден из тюрьмы через несколько дней после победы РН на майских выборах.

По словам Анвара Ибрагима, премьер-министр Малайзии Ма-хатхир Мохамад будет по-прежнему играть жизненно важную роль в качестве государственного деятеля даже после смены руководства. «Даже если я возьму бразды правления в свои руки, д-р Ма-хатхир все равно будет играть роль государственного деятеля, который внес большой вклад в развитие страны. Поэтому я не вижу в этом никаких проблем», - сказал он журналистам на Национальном молодежном совете, который проходил 15 мая 2019 г.2

После восхождения на свой пост, новый премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад незамедлительно стал вести борьбу с коррупцией во власти, начиная с бывшего премьер-министра Наджиба Разака и членов его семьи, в связи с их причастностью к расхищению средств из государственного фонда 1MDB, а также провел ряд важных назначений на ключевые посты в различных министерствах и ведомствах страны. Неожиданным стало назначение на пост министра финансов этнического китайца Лим Гуан E^ га, на должность генерального прокурора индийца по происхождению Томми Томаса, и ряда других. Впервые за всю историю многонациональной страны, Махатхир Мохамад сформировал мерито-кратический и многорасовый кабинет.

Последним громким назначением в новом правительстве Малайзии стало назначение Латифы Койя главой Малайзийской антикоррупционной комиссии (MACC). Адвокат по правам человека,

46-летняя Латифа Койя была назначена, заменив Мохд Шукри Аб-дуллу, чей контракт должен был истечь 17 мая 2020 г. Родилась она в Керале, в Индии, но с 3-х месячного возраста жила в Куала-Лумпуре. В прошлом она занимала должности начальника Информационного бюро молодежного крыла и начальника Бюро по правовым вопросам PКR. Латифа Койя должна будет служить в качестве главы MACC в течение двух лет, начиная с 1 июня 2019 г.

Можно сказать, что назначение Латифы Койя, которое было личным решением Махатхира Мохамада, является одним из шагов по реформированию государственных институтов в Малайзии.

Мохд Шукри Абдулла работал в MACC в течение 32 лет, прежде чем досрочно вышел на пенсию в июле 2016 г. После возвращения в MACC Шукри Абдулла утверждал, что ему неоднократно угрожали при расследовании вопросов, связанных с фондом 1MDB и бывшей инвестиционной дочерней компанией SRC International. Он сказал, что его преследовали и угрожали в 2015 г., и однажды в его дом была отправлена пуля.

В прошлом году новый премьер-министр Махатхир Мохамад объявил, что бывший заместитель главного комиссара вернется, чтобы возглавить агентство по борьбе с коррупцией.

Через год после назначения, Офис премьер-министра (PMO) сообщил, что Янг ди-Пертуан Агонг (верховный правитель Малайзии, избираемый из числа султанов каждые 5 лет) удовлетворил просьбу Шукри Абдуллы о досрочном завершении его контракта в соответствии с подразделом 5 (3) Закона о MACC от 2009 г. «Правительство благодарит его за службу стране на протяжении всего срока его пребывания на посту главного комиссара MACC», - добавил он3.

На прошедших всеобщих выборах коалиция Пакатан Харапан (PH) представила свой предвыборный манифест, состоящий из 60 пунктов, которые она должна выполнить в случае своей победы4. Однако, после прихода к власти Альянс подвергся критике за то, что он не придерживается своих слов, а премьер-министр Махатхир Мохамад признал, что не все обещания манифеста выполнимы и назвал его «руководством».

Так, в своем предвыборном манифесте PH обязалась исполнить 10 ключевых обещаний в течение первых 100 дней. Из них только три обещания были выполнены в положенный срок. Первое из 10 обещаний было выполнено к 23-му дню, когда правительству удалось снизить налог на товары и услуги до 0% и принять меры по

снижению стоимости жизни. Также правительством страны был создан специальный комитет Кабинета министров для надлежащего обеспечения соблюдения малайзийского соглашения 1963 г. Конституция вступила в силу в день провозглашения независимости Малайской Федерации 31 августа 1957 г. В 1963 г. в связи с образованием Федерации Малайзии в неё были внесены дополнения (Акт о Малайзии). Он не изменил существа Конституции, которая по-прежнему сочетает в себе идеи западной демократии и принципы обеспечения особых прав коренного населения страны.

Следующие четыре обещания были выполнены частично. Например, цены на бензин стабилизировались на 29-й день, но правительство не смогло ввести целевые субсидии на бензин в течение 100-дневного срока, как было обещано.

Два пункта находились на стадии планирования, и только один из них был выполнен через 100 дней.

Было объявлено, что 1 млрд RM (658 млн долл. США) будет выделен в помощь фермерским хозяйствам по выращиванию масличной пальмы в апреле 2019 г., с целью погашения их долга, но программа была продлена после того, как закончились первые 100 дней.

Одно обещание можно считать невыполненным. Правительство не смогло создать Королевскую комиссию по расследованию (Royal commission of inquiry - RCI) дел, связанных с 1MDB, Felda, Mara и Tabung Haji, и, вместо этого, возможно, придется подождать несколько лет, так как RCI может вступить в противоречие с текущими судебными делами5.

Таким образом, Махатхир Мохамад признал к концу 100 дней своего правления 13 августа 2018 г., что новая администрация столкнулась с трудным периодом для выполнения своих обещаний, и его партия не ожидала, что сможет победить на майских выборах. «На самом деле, мы не рассчитывали на победу и сформировали толстый манифест со всевозможными обещаниями... Мы должны идти на жертвы, чтобы выполнить свои обещания. Если мы не сможем их выполнить, нам понадобится веская причина, которую смогут понять люди», - сказал он6.

В дополнение к первым 10 пунктам PH также обязался выполнить 60 обещаний из своего «толстого» манифеста в течение пяти лет. К уже выполненным также относится создание Консультативного совета по народному согласию населяющих Малайзию этносов. Сорок два из 60 обещаний либо все еще находятся на стадии

планирования, либо еще не введены в действие. Пункт по отделению Генеральной прокуратуры от государственной прокуратуры считается невыполненным. Как полагают эксперты, генеральный прокурор не может быть одновременно юридическим советником правительства и прокурором.

Таким образом, только два обещания были выполнены, в том числе упразднение ГСТ (налог на товары и услуги) и создание Консультативного совета по народному согласию. Пятнадцать были частично выполнены. К их числу относятся:

1. увеличение объема доступного жилья для покупки и аренды;

2. улучшение качества и охвата общественного транспорта;

3. улучшение доступа к медицинским услугам и повышение их качества;

4. попытка управлять государственными компаниями на мировом уровне, в соответствии с международными стандартами;

5. государственные закупки должны обеспечивать справедливое распределение средств для налогоплательщиков;

6. ограничение срока полномочий премьер-министра и реструктуризация Департамента премьер-министра;

7. поддержка творческого молодого поколения, свободного от притеснения;

8. введение налоговой системы, позитивной к людям и предпринимателям;

9. повышение доходов большинства;

10. реализация схемы EPF (домохозяйки могут открывать счета фонда Employees Provident Fund с минимумом RM 5 в рамках первой трехэтапной программы по расширению сети социального обеспечения для всех групп в стране);

11. обеспечение долгосрочного процветания народа;

12. восстановление достоинства парламента;

13. разрешение крупных скандалов, связанных с фондами 1MDB, Felda, Mara и Tabung Haji.

К частично выполненным пунктам относится также лозунг «Малайзия должна быть известна своей честностью, а не коррупцией» и попытка взять на себя усилия по урегулированию палестинского кризиса и проблемы рохинджа.

Самая большая категория обещаний связана с институциональными и политическими реформами. В настоящее время 12 из 19 обещаний либо еще не введены в действие, либо находятся на стадии планирования. Шесть из этих обещаний были выполнены

частично, включая реструктуризацию Департамента премьер-министра и упразднение Национального бюро по гражданским вопросам и национальной программы обслуживания молодежи. Например, из-за значительного увеличения студенческого долга и отсутствия средств PH отменил обещание отложить погашение студенческих кредитов (PTPTN) для всех выпускников, чьи зарплаты ниже RM 4,000 (1,314 долл.) в месяц7.

Вместе с тем, на стадии планирования находятся такие пункты как целевое и справедливое распределение национального богатства, предоставление целевых субсидий на бензин, отмена платы за проезд, поддержка экономического роста бумипутра и всех граждан страны, повышение достоинства работников и создание более качественных рабочих мест, продвижение интересов orang asli (коренных народов) на полуострове Малайзия, баланс экономического роста с охраной окружающей среды, стимулирование инвестиций и упрощение бизнес-процессов и торговли, расширение возможностей государственной службы, восстановление авторитета и независимость государственных университетов и высших учебных заведений, поощрение целостности института семьи и добрососедства, обеспечение процветания народа Сабаха и Саравака путем повышения их экономического роста, содействие повышению роли Малайзии в международных учреждениях и ряд других8.

Не прорабатывались еще такие пункты, как восстановление доверия общества к судебным и правовым институтам, укрепление роли и полномочий местных органов власти, продвижение интересов сельского и отдаленного населения, создание Комиссии по равным возможностям для всех жителей Малайзии, защита суверенитета и безопасности Сабаха и др.

Такое неспешное выполнение обещанных пунктов предвыборной программы является одной из многих причин, почему избиратели теряют надежду на новое правительство, за которое они проголосовали год назад, но пятилетний срок, который предстоит работать, может еще дать время и возможности PH, чтобы исправить ситуацию.

В ответ на критику в адрес смягчения национальной политики в государстве, Махатхир Мохамад утверждает, что его партия При-буми Берсату Малейсия (Parti Pribumi Bersatu Malaysia - PPBM) будет всячески защищать интересы титульной нации, в том числе с помощью специальных программ для малайской молодежи и предпринимателей, а также обеспечит профессиональную подготовку и

образование для женщин в сельских районах, занимающихся предпринимательской деятельностью9.

Возрождение ОМНО с начала года вызвало борьбу за лидерство различных фракций, входящих в ее состав, и контроль над когда-то доминирующей партией после ее ошеломляющего поражения на всеобщих выборах в Малайзии в прошлом году. Борьба за власть, по всей видимости, начнется на Генеральной Ассамблее партии в ноябре 2019 г., когда ее члены примут решение о конституционных поправках, которые должны лишить лидеров, осужденных за преступления, права занимать партийные посты.

В случае одобрения эти поправки предотвратят возможность возвращения во власть бывшего премьер-министра Наджиба Разака и его бывшего заместителя, Ахмада Захида Хамиди, а также партийных военачальников, которым в настоящее время предъявлены уголовные обвинения в коррупции и злоупотреблении властью. Как сообщает источник The Straits Times, продвигает эти поправки исполняющий обязанности главы ОМНО Мохамад Хасан, а его союзник и вице-президент Халед Нордин возглавляют комитет, которому поручено контролировать процесс конституционных изменений. Чтобы поправка прошла, необходимо собрать две трети голосов делегатов Ассамблеи10. Наджиб Разак и Захид Хамиди отрицают свою неправоту, и их сторонники считают, что PH стремится еще больше ослабить оппозицию, привлекая ее лидеров к суду.

Попытка не дать осужденным лидерам бороться с властью путем внесения поправок в партийную Конституцию происходит в то время, когда ОМНО встает на ноги после того, как она оправилась от поражения в мае прошлого года. Ахмад Захид Хамиди, который занял пост президента партии после того, как Наджиб Разак ушел в отставку, сам был вынужден уйти в отпуск на пять месяцев после того, как 17 из 54 депутатов ОМНО дезертировали, и ему было предъявлено обвинение в коррупции и злоупотреблении властью и отмывании денег на сумму в несколько десятков миллионов ринг-гитов11.

Партия начала восстанавливаться после того, как Захид Хами-ди передал свои обязанности заместителю президента Мохамаду Хасану в декабре прошлого года, выиграв три серии дополнительных выборов в этом году с помощью нового политического союзника ПАС. Однако не все заслуги в этом приписываются бывшему главному министру штата Негри Сембилан Мохамаду Хасану, так как серия побед ОМНО также совпала с возвращением Наджиба Ра-

зака в политику. В настоящее время бывший премьер-министр страны является главой подразделения ОМНО в г. Пекане.

В Путраджайе в соответствии с духом Хари Рая Айдильфитри, главным праздником малайцев-мусульман, знаменующим окончание Рамадана и День победы после месяца поста, когда все стараются попросить друг у друга прощения, премьер-министр Ма-хатхир Мохамад, которого сопровождали его жена Сити Хасма Ис-маил и несколько внуков, всенародно попросил у малайзийцев прощения за все недостатки правительства в прошлом году. «Я желаю всем мусульманам 'Selamat Hari Raya Aidilfitri' и 'mohon maaf zahir dan batin' (просить прощения) у всех малайзийцев, если мы не принесли облегчения в течение прошлого года», - сказал он, обращаясь к тем, кто присутствовал на открытии Хари Райа Айдильфи-три во дворце Сери Пердана в среду 5 июня 2019 г. Он добавил, что мир и согласие позволяют малайзийцам спокойно жить друг с другом. «Я благодарен за то, что могу отпраздновать Хари Райя

(праздник) с вами в этом году и молиться, чтобы я смог сделать то

12

же самое в ближайшие годы», - сказал 93-летний премьер .

При поддержке оппозиционных партий ОМНО и Parti Islam SeMalaysia малайцы вышли на улицы Куала-Лумпура в декабре прошлого года в знак протеста против плана правительства Пакатан Харапан ратифицировать Международную конвенцию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В конечном итоге это соглашение правительством так и не

13

было подписано .

В последние несколько месяцев правительство Малайзии и оппозиционные партии активно борются за малайские голоса. Обвинение в том, что преимущественно состоящая из китайцев Партия демократического действия (DAP) контролирует правительство Пакатан Харапан (PH), вызвало негативную реакцию в обществе и было активно поддержано оппозицией.

Две крупнейшие малайские мусульманские партии - ОМНО и Parti Islam SeMalaysia (PAS) - делают ставку на таких людей, как Зам Яхайя, начальник отдела информации Umno Bangsar South, с тем, чтобы еще активнее распространять информацию, что многие малайцы обеспокоены не достаточным вниманием правительства к малайским и мусульманским проблемам14.

Прошел год, и Пакатан Харапан Малайзии борется с проблемами консолидации своей власти и умиротворения разнообразного электората. В то время, как у молодого правительства во главе с

Махатхиром Мохамадом есть еще четыре года для проведения реформ, ему необходимо решить вопросы, связанные с экономикой и этническими привилегиями.

Первая эйфория после ошеломительной победы Альянса надежды прошла, и спустя год после первой в истории смены правительства Малайзии в обществе появляется недовольство политикой партии. Разочарование избирателей уже начинает ощущаться, усугубляемое слабой поддержкой Пакатан Харапан (PH) со стороны малайского мусульманского большинства. Даже реформаторски настроенные горожане, которым новое правительство обязано своей победой, теряют надежду в Новой Малайзии15.

«Да, меня будут обвинять как расиста за изобличение судьбы малайцев и бумипутра. Но в течение 70 лет я наблюдал, как происходил упадок моего народа», - сказал Махатхир Мохамад в своем выступлении на 2nd Parti Pribumi Bersatu Malaysia (Bersatu), ежегодном общем собрании 29 декабря 2018 г.16

«Политически удобно раздражать людей. Но я не буду идти на компромисс по этому вопросу - наша экономическая программа должна быть основана на потребностях, а не на расовых признаках... мы должны отказаться от расовой политики и паникерства, с тем, чтобы Малайзия процветала... распределение доходов и прибыли, которые были сосредоточены в руках малайской элиты, прежде всего это должно быть устранено, чтобы обеспечить равные возможности для всех», - заявил Анвар Ибрагим в выступлении в Деван Ракьят в марте 2019 г.17

Недавний опрос Merdeka Center показал, что только 39% избирателей дали Pakatan Harapan положительную оценку. Рейтинг

премьер-министра Махатхира Мохамада упал с 71% в августе 2018

18

г. до 46% в конце мая 2019 г. На дополнительных выборах в Сандакане альянс ОМНО-ПАС одержал ряд побед.

«Это правительство не заботится о малайцах и мусульманских правах. В настоящее время наш большой дом полон "penumpang" (мал.- пассажир, приезжий) ... Нас заставляют чувствовать себя гостями в нашей собственной стране. Это бесхребетное правительство, которое мы должны отвергнуть», - заявил Мохамад Хасан в своем выступлении во время дополнительных выборов в Селангоре 28 февраля 2019 г.

«Мусульмане, особенно молодежь, были использованы врагами ислама, до такой степени, что происходят изменения политики, которая подвергает опасности мусульман в нашей стране. Когда ею

правят и доминируют немусульмане», - такое заявление прозвучало из уст главы ПАС Абдулы Хади Аванга 17 февраля 2019 г.19.

Многие видят причину разочарования избирателей в невыполнении Пакатан Харапан своего предвыборного манифеста. Центр Мердека предполагает, что снижение поддержки связано с недовольством избирателей состоянием экономики, работой администрации и озабоченностью по поводу прав и привилегий малайцев, а также «справедливым» отношением к другим расам. Многие эксперты считают, что правительство Пакатан Харапан должно сосредоточиться на немедленном осуществлении своего предвыборного манифеста.

Победа на дополнительных выборах и снижение поддержки населения могут служить тревожным сигналом для нового правительства, поскольку есть опасения, что расово-религиозная политика в стране может выйти из-под контроля. Приведенные выше высказывания свидетельствуют о возрождении политики этнорелигиозной идентичности. Расовая полемика заняла центральное место в публичных дискуссиях. Это происходит из-за того, что ОМНО и ПАС по-прежнему делают все, чтобы в стране сохранялась и расширялась гегемония малайской этнической группы. Новое правительство, напротив, призывает к умеренности во взглядах и сдержанности в вопросах межэтнического характера.

С момента своего основания в 1946 г. ОМНО стремилась к лидерству в поисках независимости через социальное строительство малайской идентичности. При этом партия увековечила миф и продолжила ложные псевдонаучные утверждения колониальных хозяев, такие как «ленивый малаец», «продажный китаец» и «пресмыкающийся и обманывающий индиец». В то время как британцы использовали эти стереотипы для оправдания империализма, ОМНО использовала их для оправдания своей власти.

Вместо развития и укрепления общества, получившего независимость, ОМНО разыгрывала китайскую и индийскую политическую карту для поддержания своей гегемонии. Она также служила целям китайской и индийской элит BN, считая их единственными, кто способен вести переговоры и иметь дело с ОМНО. Использование этих стереотипов позволило ОМНО сохранить власть, подняв призрак «китайского пугала», в то время как индиец стал человеком-невидимкой, а уроженцы Сабаха и Саравака - забытыми людь-20

ми .

Можно сказать, что постоянная игра на чувствах малайцев-мусульман со стороны про-малайски настроенных партий может рано или поздно привести к дальнейшему увеличению расовой напряженности в обществе, и как следствие, разжиганию межнационального конфликта, влекущих за собой различные провокации и насильственные действия.

Остается надеяться, что вновь избранный премьер-министром Махатхир Мохамад, имеющий богатый опыт управления таким многонациональным государством, как Малайзия, сможет восстановить межэтническую и межконфессиональную гармонию в стране и приведет ее к дальнейшему прогрессу и процветанию, как и было обещано в его предвыборном манифесте. Не зря многие избиратели, особенно это касается малайской части населения, идентифицируют его как «отца государства», вспоминая выдающиеся достижения и успехи, которые сопровождали Малайзию во время его правления с 1981 по 2003 гг.

1 Malaysiamemilih.com/ Malaysia memilih 2018

2 The Straits Times, May 15, 2019 Malaysia Today, June 12, 2019

4 Pakatan Harapan// http://www.pakatanharapan.com.my

5 The EDGE Markets, December 04, 2018

6 The Straits Times, May 7, 2019

7 The Straits Times, May 7, 2019

Pakatan Harapan manifesto, harapantracker.org

9 The Sunday Times, 30 December 2017

10 The Straits Times, May 30, 2019

11 The Straits Times, March 11, 2019

12 The Straits Times, June 5, 2019

13 The Straits Times, December 8, 2018

14 The Straits Times, May 27, 2019

15 The Straits Times, May 5, 2019

16 Malaysia Today, May 23, 2019

17 Malaysia Today, May 23, 2019

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Merdeka Center /www.merdeka.org

19 Harakah Daily /www.harakahdaily.net

20 Malaysia Today, May 23, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.