УДК 327.82 Алексей СИНДЕЕВ
МАКСИМЫ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ1
Аннотация. Статья рассматривает главный приоритет внешней политики Германии и средства, которые необходимы для его реализации. На политиках этой страны лежит значительная ответственность. В настоящее время, спустя двадцать пять лет после объединения, появления демократической большой Германии, ей предстоит показать, насколько она в состоянии оказать содействие в создании нового миропорядка в Европе. В течение последних месяцев многое свидетельствует о том, что стратегическое планирование в МИД ФРГ в данном направлении происходит достаточно активно.
Ключевые слова: Германия, внешняя политика, Меркель, Штайнмайер.
Представление о современном мире
Немецкие политики констатируют появление нового представления о глобализации. Если раньше речь шла об "открытии мира" странами Запада и получении ими основной выгоды, то теперь начался обратный процесс: граждане из стран, в которых модернизационные процессы происходят слабыми темпами, пытаются получить причитающуюся им долю в состоявшемся в первые десятилетия глобализации экспорте благополучия. Скрыть от них информацию о положении дел в развитых странах и уровне доходов не представляется возможным. Кстати, в политическом дискурсе Германии одним из первых тезис об информационной стороне глобализации высказал бывший глава фракции партии "Левая" в бундестаге Г. Гизи, после отставки которого данный тезис приобрёл большую популярность.
Дополнительную сложность представляет, по мнению большинства немецких политиков, даже не то, что новый миропорядок пока отсутствует, а то, что обратной стороной этого становится насилие. Обострившиеся в ряде регионов мира конфликты сделали актуальными мониторинг деятельности имеющихся международных структур с последующей их активизацией и предварительную работу по подготовке к созданию новых. Реалистично представление о том, что данные процессы будут происходить крайне медленно и что границы между внутренней и внешней политикой постоянно размываются. В этой связи избежать регулярного общения и серьёзного информирования граждан о приоритетах, стратегии и тактике внешнеполитической деятельности правительства не представляется возможным. От об-
1 Аналитическая записка№23, 2015 (№23).
© Синдеев Алексей Александрович - доктор исторических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, [email protected]). DOI: http,//dx.doi.org/10.15211/soveurope220166568
щественных объединений гражданского общества во внешней политике будет зависеть многое. Внешнеполитическая эмансипация гражданина, о которой много писалось в теоретической политологии, становится частью действительности.
Сложность и неоднозначность мира и существующих в нём национальных интересов заставляет МИД ФРГ исходить из многообразия международных порядков, что, вне сомнения, таит определённую опасность хаоса, но в то же время требует от основных акторов желания и дополнительной ответственности создать необходимый инструментарий, ориентированный среди прочего на то, чтобы не допустить консервации миропорядка (миропорядков), или, по словам Ф.-В. Штайнмайера, обеспечить "воздух" [Welt aus den Fugen - was hält uns zusammen...]. Последнее позволит надеяться на то, что дальнейшее развитие поможет исправить ошибки, если они, конечно, будут сделаны. Идея многообразия международных порядков не предусматривает наличие врага, или противника в традиционном смысле восприятия данного феномена. Все легитимные акторы, если они обладают волей и готовы участвовать в согласованном упорядочивании международных отношений, превращаются в партнёров. Понимание партнерства, таким образом, частично также будет пересмотрено.
Главный приоритет Германии
В этом контексте структурированию европейского региона в целом придаётся основное значение. С одной стороны, применительно к ЕС утверждается, что "Европы должно быть больше" (Ф.-В. Штайнмайер) [Europa. Warum und Wohin...], что заставляет предположить, что по ряду направлений придётся ожидать усиления наднациональных начал в интеграции; с другой - А. Меркель не скрывает, что современный ЕС уже сейчас не является Европой одной скорости [Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel...], что в некоторой степени релятивирует опасность дискуссии, происходящей в Великобритании. По всей видимости, относительно референдума о выходе Великобритании из ЕС, на исход которого напрямую Германия повлиять не может, был согласован следующий подход: подчёркивать то, что объединяет Европу и составляет фундамент европейской идеи - ценности и убеждения, выражать готовность идти на компромисс и напоминать, что, несмотря на многочисленные трудности, договариваться в прошлом удавалось, концентрироваться на главном, или, по словам А. Меркель, думать о главном, а также указывать на то, что Европа обязана действовать сообща. Референдум в Великобритании способен повлиять на появление своего рода европейской концепции трёх кругов, которая, впрочем, может устроить и Великобританию: первый круг - страны ЕС, усиливающие наднациональное в интеграции; второй - страны ЕС, отказывающиеся или пока не готовые к углубленному участию в интеграции; третий - страны-соседи ЕС, куда относится и Российская Федерация. Причём так называемый третий круг играет особую роль: он способствует дополнительному объединению интегрированных на разном уровне государств ЕС. Без него невозможна "Европа разных скоростей".
Соединённые Штаты, по словам А. Меркель, ожидают, что европейцы будут решать проблемы самостоятельно [Rede von Bundeskanzlerin Merkel zum Tag der Deutschen Industrie...]. Если это так, то усиление роли Европы в разрешении украинских событий санкционировано США и призвано выработать инструментарий антикризисного менеджмента, усилить доверие между различными игроками, а также не допустить появления новых противоречий в отношениях с различными партнёрами.
Максимы современной внешней политики Германии
67
По всей видимости, это действительно так, потому что Ф.-В. Штайнмайер стал позволять некоторую критику североамериканских коллег. Неоднократно он подчёркивал, что ещё в 2005 г. предлагал отказаться от однобокого восприятия Сирии как части какой-то оси зла. Он часто приводит историю, когда на вопрос-требование бывшего премьер-министра Канады, адресованное партнёрам, определить, кто теперь Россия - друг или противник, ответил: "Для нас она - большой сосед".
Средства построения нового миропорядка
Таких средств можно насчитать семь. Первое и основное - диалог с разными партнёрами и настойчивость. Переговоры по Ирану призваны, по мнению официального Берлина, доказать, что результат достигаем. При этом подчёркивается, что следует отказаться от логики победителей, поставить на первый план стремление прийти к компромиссу и установку, что безопасность и конфликт являются антагонистами.
Второе средство - использование проверенных структур, работа над повышением их дееспособности. Историческое значение ООН, с точки зрения Ф.-В. Штай-нмайера, состоит в том, что данная организация показала: "мы можем (выделено мной. - A.C.) создавать порядок" [Welt aus den Fugen - was hält uns zusammen...].
Третье средство - активизация принципа добрососедства. Социал-демократы указывают на В. Брандта и Э. Бара, на знаменитое "изменение через сближение", когда-то успешно осуществленное применительно к странам восточного лагеря.
Четвёртое средство - создание новых структур через достижение сотрудничества, допускающего маневр и приносящего пользу его участникам, так как в международных отношениях появляются неотрегулированные пространства. В этой связи предстоит повышать их легитимность, к примеру, договариваться о регулировании Интернета. Что касается процесса протекания изменений, то следует указать на появление двух новых принципов: неизбежности изменений и упорядоченного (регулируемого) их хода.
Пятое средство - усиление межгосударственного сотрудничества. Приведу лишь один пример: за последний год подготовлена экспертиза германо-австралийских отношений и представлен соответствующий доклад [Collaboration, Innovation and Opportunity...]. В ходе визита премьер-министра Австралии в Германию было согласовано, что правительства двух стран ежегодно будут проверять выполнение рекомендаций экспертов и корректировать при необходимости повестку двусторонних отношений.
Шестое средство - развитие демократических институтов. Ситуация с распространением демократии в начале XXI в. является неоднозначной. Ещё несколько лет назад применительно к Афганистану Германия допустила, что в данной стране будет построена особая модель демократии. Одновременно с этим ФРГ не собирается отказываться от более осторожного продвижения демократической модели, потому что наличие демократических государств позволяет ей как обеспечивать баланс системы международных отношений, так и надеяться на то, что в итоге возобладает некий единый миропорядок, хотя "демократический стандарт" пока всё же теряет свою приоритетность. Седьмое средство - повышение эффективности превентивных мер. Неслучайно отдел планирования в Министерстве иностранных дел Германии активизировал работу по выявлению потенциальных угроз и опасностей. Экспертному сообществу, в том числе диалогу между представителями разных стран придаётся существенное значение.
Выводы
1. Вряд ли правы те аналитики, которые после соответствующих речей президента страны, министра иностранных дел и министра обороны на конференции по безопасности в Мюнхене упрекают Германию в слабой активности на международной арене.
2. Основной приоритет ФРГ на ближайшие несколько лет будет заключаться в отлаживании механизма и структурной организации европейской интеграции. До тех пор, пока это не получится, ожидать инициатив по созданию новых структур или излишней активности вряд ли целесообразно. Референдум в Великобритании, хотя он и будет приковывать внимание СМИ и общественности, является только одной из проблем.
3. В этом контексте особую роль будет играть активизация проверенных временем структур, в первую очередь ОБСЕ. Германия серьёзно готовилась к председательству в2016г.в данной организации.
4. Следует подчеркнуть, что российская дипломатия действует успешно в рамках выработанной стратегии: готовность к диалогу сопровождается поддержкой многополюсности развития. Средства и подходы германской дипломатии к выстраиванию европейского миропорядка приемлемы для России при условии, что ФРГ готова добиваться их осуществления и брать на себя свою долю ответственности. Двусторонние российско-германские отношения, направленные на поддержку усилий по формированию общеевропейского миропорядка с учётом интересов России, Германии и ЕС, следует активно поддерживать и на экспертном уровне.
5. Отношения с США вряд ли останутся прежними. "Нормандский формат" по Украине показывает, что Европа способна не бояться ответственности и не допускать, насколько это возможно, вооружённой конфронтации.
Список литературы/ References
Collaboration, Innovation and Opportunity, Report of the Australia-Germany Advisory Group // dfat.gov.au/about-us/publications/international-relations/Documents/australia-germany-advisory-group.pdf
Europa. Warum und Wohin: Rede von Außenminister Frank-Walter Steinmeier beim Politischen Forum Ruhr // www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2015/151028-BM-Polit_Forum_Ruhr.html
Welt aus den Fugen - was hält uns zusammen? Die internationale Ordnung 70 Jahre nach Gründung der Vereinten Nationen." Rede von Außenminister Frank-Walter Steinmeier an der FU Berlin // www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2015/151021_BM_FU.html
Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel zum Europäischen Rat am 18. Dezember 2015 // www.bundesregierung.de/Content/DE/Mitschrift/Pressekonferenzen/2015/12/2015-12-18-bk-eurorat.html
Rede von Bundeskanzlerin Merkel zum Tag der Deutschen Industrie 2015 des Bundesverbands der Deutschen Industrie e. V. am 3. November 2015 //
www.bundesregierung.de/Content/DE/Rede/2015/11/2015-11-03-bkin-bdi.html
The maxims of the Germany's modern foreign policy
Author. Sindeev A.A. Professor of the Russian Academy of Sciences, Dr. Sci. (History), Leading Researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article examines the main priority of the German foreign policy and the means necessary for its implementation. The German politicians bear significant responsibility. At present, 25 years after the reunion the country is expected to prove its ability to support a new political order in Europe. During the last months, the strategic planning at the Ministry of Foreign Affairs of Germany seems to be active in this direction.
Keywords: Germany, foreign policy, Merkel, Steinmeier.