Научная статья на тему 'Максимизация прибыли как фактор управления конкурентоспособностью предприятия'

Максимизация прибыли как фактор управления конкурентоспособностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирильчук С. П., Коротков А. И.

В статье рассмотрена проблема актуальности максимизации прибыли как фактора управления конкурентоспособностью предприятия. Показана взаимосвязь прибыльности и конкурентоспособности современного предприятия. Предложена комплексная схема управления конкурентоспособностью предприятия пищевой промышленности. Выполнен факторный анализ прибыли ПАО«Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова». На примере выполненного исследования подтверждена значимость максимизации прибыли для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Максимизация прибыли как фактор управления конкурентоспособностью предприятия»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. № 1. С. 80-83.

УДК 338.45

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Кирильчук С. П., Коротков А. И.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: inturizm@mail-ru

В статье рассмотрена проблема актуальности максимизации прибыли как фактора управления конкурентоспособностью предприятия. Показана взаимосвязь прибыльности и конкурентоспособности современного предприятия. Предложена комплексная схема управления конкурентоспособностью предприятия пищевой промышленности. Выполнен факторный анализ прибыли ПАО «Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова». На примере выполненного исследования подтверждена значимость максимизации прибыли для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия.

Ключевые слова: прибыль, максимизация прибыли, конкурентоспособность предприятия.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной экономики, когда на рынке функционирует большое количество конкурирующих фирм, управлению конкурентоспособностью должно уделяться все большее внимание со стороны руководителей хозяйствующих субъектов. При этом невозможно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности без соответствующих показателей прибыльности предприятия [2].

Исследованием зависимости между показателями прибыльности и конкурентоспособности предприятия занимались многие отечественные и зарубежные ученые, которые подтвердили важность рассмотрения прибыли для анализа возможностей и угроз предприятия. Значительный вклад в исследование данного вопроса внесли такие экономисты, как Г.Л. Азоев, М. Альберт, И. Ансофф, Л.Е. Басовский, С.Л. Брю, М.И. Гельвановский, Е.Т. Гребнев, Ш.Ш. Магомедов, И.В. Раздольская, Л.Н. Родионова, С. Рэпп, С.Г. Светуньков, А. Смит, Р. И. Тихонов, М. Трейси, С. Фишер, Т.Г. Философова и другие. Результатом их исследований стало более точное определение таких понятий, как прибыль и конкурентоспособность, а также подтверждение взаимосвязи между этими важными дефинициями.

При всей значимости проведенных научных исследований недостаточно внимания авторами было уделено конкретным мероприятиям, которые необходимо осуществлять на предприятии с целью увеличения прибыли с одновременным повышением его конкурентоспособности. Также стоит отметить, что в каждой отрасли имеются свои особенности, которые влияют на механизмы формирования прибыли, и критерии определения конкурентоспособности предприятий. Данное утверждение подразумевает необходимость изучения взаимосвязи показателей прибыли и конкурентоспособности с учетом отраслевых особенностей.

В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ПАО «Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова», на примере которого

можно увидеть механизмы обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой отрасли.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Обеспечение конкурентоспособности на рассматриваемом предприятии содержит в себе выполнение производственных задач, которые стоят перед руководством хозяйствующего субъекта на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях управления конкурентоспособностью, основным показателем успеха которых можно считать уровень прибыли предприятия. Разработаем для этих целей комплексную схему управления конкурентоспособностью предприятия пищевой промышленности (рисунок 1).

Рис. 1. Управление конкурентоспособностью предприятия пищевой промышленности (составлено авторами с использованием [3]).

КИРИЛЬЧУКС. П., КОРОТКОВА. И.

Как видно из рисунка 1, критериями конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности являются показатели: конкурентоспособности товаров, комплексный показатель деятельности предприятия и рост его стоимости. Все эти показатели находятся в прямой зависимости от прибыли предприятия, что свидетельствует о необходимости ее тщательного анализа с целью максимизации и, соответственно, увеличения конкурентоспособности предприятия.

Для разработки мероприятий по увеличению конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности был проведен факторный анализ прибыли на примере ПАО «Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова». Данный анализ показал, что показатель прибыли за период с 2012 по 2014 год уменьшился с 9 до 886,5 тыс. руб., что обусловлено влиянием следующих факторов:

1) изменением отпускных цен на продукцию (+150,3 тыс. руб.);

2) изменением цен на материалы и тарифы (-203,4 тыс. руб.);

3) изменением объема реализации продукции (-2,66 тыс. руб.);

4) изменением структуры продукции (-0,23 тыс. руб.);

5) повышением уровня затрат (-414,9 тыс. руб.);

6) изменением структуры затрат (-424,62 тыс. руб.) [3].

Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение структуры затрат и увеличение затрат на 1 руб. произведенной продукции. Структурные сдвиги в составе произведенной продукции снизили прибыль на 424,62 тыс. руб., а за счет снижения объемов произведенной продукции эффект масштаба существенно сократился, и была потеряна возможность увеличения прибыли на 414,9 тыс. руб.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что взаимосвязи показателей прибыли и конкурентоспособности предприятия уделяется большое внимание со стороны ученых, что теоретически подтверждает значимость максимизации прибыли для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия. Однако на практике недостаточно внимания уделяется конкретным мероприятиям, необходимым для максимизации прибыли и последующего увеличения конкурентоспособности субъектов хозяйствования.

Предложенная схема управления конкурентоспособностью предприятия пищевой промышленности и проведенный факторный анализ позволяют сделать вывод, что увеличение объемов производства до прежнего уровня и улучшение качественных характеристик продукта позволит ПАО «Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова» увеличить прибыль, что в конечном итоге приведет к значительному росту конкурентоспособности предприятия.

Список литературы

1. Коротков А.И., Михайлова В.Е.Анализ прибыли предприятия и пути ее повышения (на примере ПАО «Симферопольский консервный завод им. Кирова») // Материалы тринадцатой

научно-практической конференции «Менеджмент предпринимательской деятельности». 2015. С. 84-86.

2. Ротанов Г.Н. Совершенствование управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Экономика и управление. 2013. Т. 26 (65), № 2. С. 125-131.

3. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 649 с.

4. Сухарева К.В. Напрямки дослвдження системи управлшня конкурентоспроможтстю товару тдприемства суб'екта зовшшньоекономпчно! дшльносп // 1нновацшна економжа. 2012. № 11 (37). С. 67-71.

Статья поступила в редакцию 26.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.