Камилова М.Х.
к.э.н.,с.н.с. Института Экономики АН РУз
Ходжаева К.А.
аспирантка Института Экономики АН РУз
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛьНОСТь И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
национальной экономики
Макроэкономическая среда и макроэкономическая стабильность занимают центральное место в определении индекса роста международной конкурентоспособности ^О) национальной экономики, влияя на экономический рост, состояние торговли и платежный баланс страны. Индекс включает такие показатели, как уровень развития финансового рынка, ожидаемый спад экономики, устойчивость банков, доступность кредита, удельные затраты на импорт оборудования, дефицит/профицит бюджета, норма сбережений, инфляция, норма инвестирования, реальный валютный курс, экспорт и импорт, индекс роста массы денег (М2), прямые иностранные инвестиции, ставка налога на прибыль, рыночная капитализация компаний и другие.
Как отметил Президент И.А.Каримов важнейшей целью и приоритетом социально-экономического развития республики на ближайшие годы, «является безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009-2012 годы и на этой основе обеспечение высоких и устойчивых темпов роста экономики, ее эффективности и макроэкономической сбалансированности»1
Существуют два разных, но взаимно не исключающие друг друга, подхода оценки макроэкономической среды: первый -ситуация в экономике, то есть стабильная или нестабильная, и второй -направления политики. Такое различение полезно в определении перспектив экономического роста: политика экономической стабильности может противоречить задаче его стимулирования. Другими словами, положение экономики может быть
1 И.А. Каримов. Доклад на Заседании Кабинета Министров,
посвященном итогам социально-экономического развития страны в
2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на
2010 год. - «Народное слово» 30 января 2010 года.
стабильным, но продолжение такой политики может не привести к экономическому росту. Как показывает практика, пока идут процессы стабилизации, усилия по стимулированию роста оказываются бесполезными. Это аргументируется тем, что политика реформ должна иметь, прежде всего целью достижение экономической стабильности, и только затем обозначаться долгосрочные проблемы роста и повышения конкурентоспособности.
Дополнительно следует отметить, что лишь когда будут достигнуты такие базовые показатели, как уменьшение дефицита бюджета и дефицита торгового баланса до управляемого уровней, поддерживающих конкурентоспособный обменный курс, уменьшающих диспропорции в финансовом секторе тогда, экономика будет иметь все необходимое для проведения политики экономического роста. Однако, это не означает, что не надо ставить цель на особую дискреционную политику на основе детер-
минантов экономического роста.
Позитивное влияние стабильной экономической среды и роли макроэкономической политики в её создании широко признано. Возникают вопросы взаимосвязи между экономической стабильностью и ростом, способностью макроэкономической политики стимулировать её и создавать конкурентоспособную производственную структуру.
Многие развивающиеся страны, которые приняли макроэкономическую программу стабилизации, в последние два десятилетия достигли устойчивого ускорения экономического роста, включая тех, которые были особенно успешными в снижении инфляции (таких как Мексика). Во многих других экономиках -начиная от африканских стран (ниже Сахары) до некоторых государств бывшего Советского Союза - показатели роста производства остаются низкими.
В то же самое время, постоянный дефицит торгового баланса в индустриальных странах (особенно в течении продолжительного времени в США) дает основание задаться вопросом: такой дисбаланс есть результат чисто макроэкономической политики и потому может быть решен соответствующими средствами фискальной, денежно-кредитной и политикой обменного курса или же он результат некоторых фундаментальных недостатков в производственной структуре этих экономик.
Экономическая стабильность и рост благосостояния - важные цели макроэкономической политики. Инструменты макроэкономической политики, однако, воздействуют на рост и конкурентоспособность в различных и часто противоречивых направлениях и важно отделять при этом положительные и негативные влияния. Создает ли макроэкономическая политика сначала соответствующую среду или ориентирует ее сразу на экономический рост? Важнейшим фактором остается поведение инвестиций - их формы, масштабы и эффективность. Макроэкономическая среда в значительной мере определяет уровень инвестиций. Это отмечал и лауреат Нобелевской премии Р.Солоу.2
Один из способов увидеть, как инвестиции влияют на экономический рост - делать
вложения в увеличение основного капитала - фактора производства, влияющего на его повышение. Если это отношение выразить в форме производственной функции, то экономический рост может быть равным сумме роста индивидуальных затрат, каждая из которых измеряется соответствующей долей заработанного в выпуске продукции, предполагая здесь постоянный возврат на факторы производства, которые получают вознаграждение равное стоимости их предельной полезности, то есть
dY у dKi Y Ki
(1)3
где Y выпуск, К представляет вложения и Ы - доля возврата на вложения в общем выпуске. Таким образом, вклад накопления к экономическому росту равен сумме долям прибылей и доходов от процентной ставки. С тех пор, как эта доля установилась в пределах между 25 и 35%, по некоторым подсчетам, она дает не более 1/3 общего экономического роста. Впоследствии был включен технический прогресс как наиболее важный детерминант экономического роста.
Другой метод демонстрирующий связь между инвестициями и ростом есть в условиях так называемого равенства Харрода -Домара, который исходит от соответствия национального дохода сбережениям и инвестициям.
Рост национального дохода здесь равен соотношению темпов сбережений И и возрастающего соотношения капитал - доход (V)
7 _ V (2)4 Акцент на подъем доли сбережений, прозванный «естественным благоразумием для развития экономики»5, позже дополнен включением международной торговли, приведшей к рождению двух моделей экономического роста. Эти модели признают: трудности платежного баланса могут ограничивать рост, эти страны способны принимать иностранную финансовую помощь для ликвидации дефицита торгового баланса и будут иметь
2 Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия, перевод с английского. М. 1992.
3 World Bank Development Report. Irfan al Haque The Macroeconomic Environment and Competitiveness, Trade, Technology and International competitiveness. Washington, 1995, p.51.
4 World Bank Development Report. Irfan al Haque The Macroeconomic Environment and Competitiveness, Trade, Technology and International competitiveness. Washington, 1995, р.52.
5 Sen Amartya. "Development: Which Way Now?" Economic Journal
93(372)' 1983:p.748
высокий инвестиционный рейтинг, а отсюда рост (наоборот, страны с торговыми излишками могут иметь более высокие сбережения и более низкие темпы роста)
Здесь нет несовпадения между производственной функцией формулы (равенство 1) и равенство Харрода -Домара (2), их различает то, что первая описывает условия предложения, а второй условия спроса. На практике соотношение поступления дохода на капитал в первой формуле предполагает варианты в соответствии с производственными условиями и ценовым фактором, в то время как в равенстве Харрода-Домара оно берется как параметры, отражающие производственную эффективность. Однако, оно не выражает полной динамики накопления капитала, то есть выгод от увеличивающегося возврата от масштаба роста и абсорбции технологии, а также роста квалификации труда.
Исследования, проведенные на примере индустриально развитых экономик, показывают большое влияние инвестиций на рост производительности, особенно в промышленности, которая является основой для международной конкурентоспособности. Отклонения в сторону регрессионной прямой, в значительной степени, связаны с темпами инвестиций.
Исследование конкурентоспособности экономики США конца 80х годов выявило тесное взаимоотношение в индустриальных странах не только между ростом производительности и увеличением темпов соотношения капитал/ труд, но и между ростом производительности и темпами национальных сбережений61.
Это предполагает динамическое взаимоотношение капитал - выпуск (продукции), показывая увеличивающийся возврат на использованный капитал чаще, чем уменьшающийся, что показало бы в статичной производственной функции, которая не учитывала новую технологию. То, что рост производительности позитивно коррелирован с темпами сбережений, указывает на то, что национальные сбережения в индустриальных странах есть детерминант темпов инвестиций.
На основе данных по развивающимся странам, в том числе и новых индустриальных,
6 Hatsopoulous George N. Paul R. Krugman and Laurence Summers 1988. "US Competitiveness: Beyond the Trade Deficit". Science 24 (15), p. 299-309
Б.Делонг и Л.Саммерс исследовали тесную связь между инвестициями в оборудование и ростом производительности. Эта связь подтверждена статистически в различных условиях, показывающих, что инвестиции в оборудование дают от 1\4 до 1\3 в темпах роста экономики. В соответствии с одним из этих подсчетов, увеличение на 1% темпов инвестиций в оборудование может увеличить производительность на 0,25 -0,33 п.п72
Как известно, инвестиции в один сектор экономики стимулируют инвестиции в другие и ускоряют технический прогресс. Таким образом, накопление капитала ведет кувеличению степени возврата на него, хотя эти инвестиции не отражают социальный возврат. Государственная политика, поэтому может восполнить этот недостаток рыночной экономики.
Отрицательная корреляция между экономическим ростом и инфляцией подтверждена на исследовании 23 развивающихся экономик С. Фишером (1993г.).
Высокие темпы инфляции могут повлиять или не повлиять на поведение сбережений. Однако, внутренние инвестиции могут упасть в случае вывоза капитала, даже когда сбережения не падают. Показатель регрессионной линии Фишера подтверждает негативную корреляционную связь между инфляцией и накоплением капитала, а также показывает отрицательное влияние в целом на рост производительности. Одна из негативных причин в том, что инфляция выступает как вид налога, который имеет тенденцию влиять на изменения цен и делать производительные сектора (которые открыты международной конкуренции) менее привлекательными для инвесторов, чем внутренние сектора, такие как недвижимость. Таким образом, если общий темп инвестиций не падает, ориентация на инвестиционные перемены ведет к замедлению роста и падению конкурентоспособности. Неопределенность снижает эффективность ценового механизма, являющегося причиной падения производительности труда.
В условиях высокой инфляции идет потеря конкурентоспособности, а появление трудностей с платежным балансом прерывает экономический рост. Рост государственных расходов
7 WB Trade, Technology, and International Competitiveness, Washington, 1995, p.54.
f V.
и как следствие его бюджетный дефицит чаще всего и является причиной инфляции.
Имеются два важных момента касающихся следствий негативной взаимосвязи между инфляцией и экономическим ростом. Ряд стран, которые поддерживали относительно низкие темпы инфляции, но при этом терпели неудачу в достижении высоких темпов роста (например, африканские страны зоны франка в течении 1980х годов). В то же время некоторые другие столкнулись с высокой инфляцией, сопровождаемой высоким экономическим ростом и активной внешнеторговой деятельностью (как например Бразилия в 1970х гг.).
Исследование статистических показателей по инфляции, росту ВВП и темпов роста экспорта в различных регионах мировой экономической системы в 1965-1980-е и 1980-1990-е годы81 показало, что ускоренная инфляция была связана с падением роста в зоне Суб-Сахариальной Африки и Латинской Америки, в то время как в Юго-Восточной Азии растущие темпы экономического роста сопровождались падающими темпами инфляции. Однако, такая связь не была замечена на Ближнем Востоке, Северной Африке и индустриальных странах ОЭСР. В этих случаях, снижение инфляции ассоциируется с медленным падением показателей ВВП. Республика Корея, Япония показали такую же тенденцию: наблюдалось падение и в инфляции и в темпах роста ВВП в течение обоих периодов.
Влияние инфляции на динамику экспорта прослеживается менее четко. Лишь в немногих случаях это, казалось, обнаруживалось например в Корее в течении 1965-1980 гг., когда экспорт резко увеличился в условиях высокой инфляции. Так же страны Латинской Америки в течении 1980х гг. достигли значительного увеличения экспорта по сравнению с 1965-1980-ми гг., несмотря на очень высокий показатель инфляции. Некоторые страны, особенно ближневосточные экономики в течение 1970-х гг., способствовали «торговому шоку» в мировой экономике, что спровоцировало инфляционное давление, но поддержало ускоренный рост экспортной выручки.
Вышеуказанные сравнения делают воз-
8 См. World Bank Development Report. Irfan al Haque The Macroeconomic Environment and Competitiveness, Trade, Technology and International competitiveness. Washington, 1995
можным сделать выводы о том, что, хотя экономическая стабильность, экономический рост и международная конкуренция, взаимно усиливающие факторы, связь не так уж четка и прямолинейна. Для некоторых стран возможно сочетание высокой инфляции (скажем более 50% в год) с высоким ростом в течение короткого периодов (2 или 3 года), например, как в Бразилии и Перу в течение середины 1980х годов.
Устойчивый экономический рост может наблюдаться на основе смягченного уровня инфляции относительно долгое время, как это было в ряде стран Латинской Америки и Южной Корее в течение 1965-1980х гг.
Это еще раз говорит о том, что связь между инфляцией и экономическим ростом непрямая, в то время как очень высокие и очень низкие темпы инфляции не могут быть совместимы с ускоренным ростом - очень низкие темпы могут сказаться на занятости, росте производства. Такие страны как Ирландия, Корея и Испания, которые успешно провели политику дефляции, сделали это в значительной мере ценой сокращения производства. Агрессивные стабилизационные меры также ведут к ослаблению того, что Дж. Кейнс называл «природным чутьем», или чувством оптимизма на будущее, что немаловажно для увеличения инвестиций. Также есть показания, что ожидания и институты регулируют темпы инфляции, которые варьируют по странам. По этим причинам в латиноамериканских странах наблюдается тенденция иметь значительно более высокие темпы инфляции, чем восточ-ноазиатские страны. То есть стабильного функционального отношения между инфляцией и ростом, кажется, не существует для отдельных стран; но очевидно, что экспорт существенно уменьшает уровень инфляции. Это означает, что нет какой-либо значительной причины, по которой инфляция должна всегда быть снижена для достижения экономического роста.
Низкая инфляция - важная цель макроэкономической политики, но в некоторых обстоятельствах, особенно в случаях умеренной инфляции, снижение инфляции может вызвать повышение цен в условиях спада в производстве и росте. Таким образом, инфляция может сделаться существенным, когда падает произ-
водство и высокая безработица и возможно установление экономической стабильности, скорее через административное вмешательство, чем через сжатие спроса.
Как показывает мировой опыт, многие страны обеспечивают повышение своей конкурентоспособности на базе роста инновационной ёмкости экономики, включающей такие факторы как доля расходов в ВВП на образование, рост числа ученых и инженеров, увеличение количества заявок на патенты. В целом все многообразие конкурентных преимуществ можно свести к двум основным видам: ресурсные и инновационные.
В Узбекистане уделяется значительное внимание этому фактору повышения конку-
рентоспособности, реализуемого в рамках Национальной программы подготовки кадров. Свидетельством этого является доля расходов на образование в ВВП Узбекистана в 2005 г. -9,0%, в то же время как в Казахстане он составляет 4,7%, Кыргызстане - 5%, Таджикистане -2,8%, России - 4,1%, Великобритании - 5,4%, Германии - 4,8%, Италии - 4,7%, США - 5,4%, Индии - 3,4%, Китае - 4,7%9.
Таким образом, макроэкономическая стабильность имеет целью усилить способность национальной экономики достичь устойчивого экономического роста в течение среднего показателя промежутка времени.
9 Доклад о человеческом развитии. Узбекистан 2007-2008». Ташкент, ПРООН, 2008.С.176
Список литературы:
1. И.А. Каримов. Доклад на Заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. - «Народное слово» 30 января 2010 года.
2. Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия, перевод с английского. М. 1992.
3. «Макроэкономическая политика и бедность в Узбекистане». Ташкент, ПРООН, 2005.
4. Райская Н., Сергиенко Я., А.Френкель. «Стабильное развитие экономики и инвестиционный спрос». «Мировая Экономика и Международные Отношения». №1, 2004.
5. «На пороге XXI века. Доклад о мировом развитии 1999/2000». Всемирный Банк, 2000.
6. «Материалы Госкомстата по статистике за 2008 год», Ташкент, 2009.
7. «Доклад о человеческом развитии. Узбекистан 2007-2008». Ташкент, ПРООН, 2008.
8. «Знания на службе развития. Доклад о мировом развитии» 1998/99». Вашингтон: Всемирный Банк, 1999.
9. Sen Amartya. "Development: Which Way Now?" Economic Journal 93(372)' 1983:p.748.
10.Hatsopoulous George N., Paul R. Krugman and Laurence Summers 1988. "US Competitiveness: Beyond the Trade Deficit". Science 24 (15), p. 299-309
11.World Bank Development Report. Irfan al Haque The Macroeconomic Environment and Competitiveness, Trade, Technology and International competitiveness. Washington, 1995
12.Developing Countries". WB Research Observer 8(2) 1993: 211-37.