Научная статья на тему 'Маком и фалак - жанры традиционной музыки устной традиции'

Маком и фалак - жанры традиционной музыки устной традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1198
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / ФАЛАК / УСУЛЬ / MAKOM / FALAK / USUL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галиахметова Азалия Юсуповна

Данная статья посвящена краткому сравнительному анализу двух жанров традиционной музыки Таджикистана макому и фалаку. В статье определяются наиболее общие закономерности существования и развития этих жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article is devoted the short comparative analysis of two genres of traditional music of Tajikistan makom and falak. In article the most general laws of existence and development of these genres contain.

Текст научной работы на тему «Маком и фалак - жанры традиционной музыки устной традиции»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Искусствознание 217

МАКОМ И ФАЛАК - ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ

А. Ю. Галиахметова

Российская академия музыки им. Гнесиных

Данная статья посвящена краткому сравнительному анализу двух жанров традиционной музыки Таджикистана - макому и фалаку. В статье определяются наиболее общие закономерности существования и развития этих жанров.

Ключевые слова: маком, фалак, усуль.

Given article is devoted the short comparative analysis of two genres of traditional music of Tajikistan makom and falak. In article the most general laws of existence and development of these genres contain.

Keywords: Makom, Falak , Usul.

В таджикском традиционном музыкальном творчестве существуют такие ведущие жанры устной традиции, как Шашмаком и фалак, которые принято считать феноменами, в наибольшей степени отражающими музыкальное мышление народа.

Шашмаком по праву считается вершиной классической профессиональной музыкальной традиции долинных таджиков. Мы знаем его в том виде, в котором он сформировался к концу XVIII века в Бухаре - на тот момент центре таджикской культуры. Существует множество определений этому понятию. С одной стороны, Шашмаком является сложным циклическим произведением, с другой - это теоретическая музыкальная система, в третьем случае - жанр, способ мышления и стиль. Такое множество аспектов делают данный цикл чрезвычайно сложным для понимания, что обусловлено длительной историей его бытования и развития.

Шашмаком как система музыкальной грамоты профессиональной традиционной таджикской музыки возникло на базе системы

макомов и вобрало в себя жанры и формы предшествующих эпох. На протяжении достаточно большого отрезка времени ( вплоть до XIX века) Шашмаком изучался посредством традиционной методики устод-шогирд (мастер-ученик) как научно-практическая система, которая объединяла в себе закономерности ладовой, ритмической организации, а также принципы формообразования. В XX веке на смену этому толкованию пришло понимание Шашмакома как сложного многоуровнего и многосоставного цикла из шести самостоятельных макомов.

Остановимся хотя бы кратко на происхождении термина маком. Он вошел в науку как месторасположение пальцев на грифе музыкального инструмента. Всегда существовала тесная историческая связь ладовой системы макомата непосредственно с тем или иным инструментом. Ладовая система VI-VII веков Хафтпарда (от персидского Парда - «лад», «тон», «ладок музыкального инструмента», в данном случае речь идет о семи «парда», примерно в Х в этот термин сменился арабским

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 217-220

.....

ш

218 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

словом «макам») ассоциировалась с инструментом Барбат, Дувоздахмаком - с инструментом уд, Шашмаком - с танбуром.

Целесообразно остановиться на изложении некоторых канонов системы, а также (в наиболее общем виде) обозначить основные её термины.

Итак, под Шашмакомом подразумевается макроцикл, состоящий из шести макомов: Буз-рук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок. Под термином маком - циклы, состоящие из инструментальной (мушкилот) и двух вокальных (наср) частей. Здесь, помимо обязательных для всех макомов частей (шуъбахои асоси), имеются и дополнительные части (шуъбахои илова-ги), присущие какому-нибудь одному макому.

Мушкилот и наср - инструментальный и вокальный разделы каждого отдельного ма-кома. Они являются субциклами, и в каждом из них имеются собственные принципы циклического образования. Мушкилот состоит из следующих частей (с различным количеством дополнительных частей внутри каждого мако-ма): тасниф, тарджеъ, гардун, мухаммас и сакиль. Наср состоит из двух частей - первой и второй группы шуъба.

Уровень шуъба, в свою очередь, имеет три разновидности:

1) сарахбор с тарона;

2) савт из пяти частей: савт, талкинча, кашкарча, сокинома, уфар;

3) инструментальный цикл, объединяющий в себе несколько частей мушкилота.

Таким образом, Шашмаком - это цикл из 256-ти произведений - шуъба. Основные (асоси) шуъба имеют следующие признаки:

- обязательное присутствие во всех мако-

мах;

- обладание собственной ритмоформу-лой - усуль (самостоятельной системой ритмических формул, исполняемых ударным инструментом - дойрой);

- базирование на главных ладовых устоях системы макома.

Дополнительные (иловаги) шуъба:

- присутствуют лишь в отдельных мако-

мах,

- базируются на ритмоформуле предыдущего основного шуъба.

Необходимо также отдельно сказать о роли системы арабского стихосложения аруз в формировании и развитии цикла Шашма-ком. Известно, что многие ритмические закономерности усуля заимствованы или сформировались под влиянием арузных правил. Взаимосвязь аруза и системы Шашмаком заключается не только в соотнесении поэтических текстов с мелодиями. Этот уровень взаимодействия намного глубже и выражен в виде специальной системы ритмоформул, которая сформировалась на основе синтеза музыкального и поэтического начал. Ученые Средневековья, характеризуя эту связь, отмечали, что трактование макома как циклического произведения появилось как раз в период окончательного формирования Шашмакома, когда макомы (под влиянием развитых форм и традиций персидско-таджикской поэзии) совершенствовали свою ритмическую основу.

Ритм всегда являлся одним из активных компонентов макома, но свое совершенство ритмическая система достигла лишь в Шашма-коме, заимствовав во многом принципы системы стихосложения аруз. Такая определяющая роль аруза является закономерной ещё и потому, что веками поэзию и музыку развивала одна фигура - поэт-бастакор. Многое в строгости и стройности не только усулей , но и ритмического оформления самой мелодии, объяснимо только через аруз. Система Мако-ма подчинена строгим правилам ритмики. И именно ритмическая система усуль превратила систему Шашмакома в цикл (2, с. 85).

Фалак - еще одно уникальное явление таджикской музыкальной культуры, но оно относится к творчеству горных таджиков.

Фалак как явление традиционной музыки столетиями бытовало в условиях устной традиции. В отличие от Шашмакома, это явление считается малоизученным на сегодняшний день. Фалак формировался и развивался на пересечении народной и профессиональной музыкальной устной традиций, и до сих пор не утихают споры о его причастности к про-

.....

ш

Искусствознание 219

фессиональному наследию таджиков.

Издревле фалак существовал как фольклорный музыкальный жанр. Сам термин «фа-лак» имеет арабское происхождение (являлся видом творчества персидского народа и, вероятней всего, свое нынешнее название получил в процессе арабизации всего Востока, примерно в VIII-IX веках) и означает в прямом смысле «небо», а в переносном - «судьба». Содержание этих песнопений всегда было связано с темой злосчастной судьбы, в чем преимущественно обвинялось небо.

Ныне фалак является центральным для музыкальной культуры горных таджиков и, в основном, бытует в формах вокального и инструментального творчества в южном районе республики (главным образом, Куляб) и на Памире.

С жанром фалак связано определенное миропонимание горных таджиков, он является отображением музыкального мышления горцев. Как кулябский, так и памирский фа-лак связан с рядом свойств, проявляющихся в метроритмических, формообразующих, интонационных и ладовых особенностях музыки данных регионов. Его роль аналогична роли Шашмакома в музыке долинных таджиков. Несмотря на то, что фалак мы рассматриваем как один из жанров таджикской традиционной музыки, хотелось бы отметить, что его география на самом деле гораздо шире: как минимум, это Афганистан и Иран. Данные народы прежде всего связывает единство языка, генетическая общность народов, единое культурное пространство. Хотелось бы подробней остановиться на разновидностях фалака, бытующих на территории Таджикистана.

Прежде всего, нужно сказать, что фалак бывает как одночастным, так и циклическим, как вокальным, так и инструментальным, либо вокально-инструментальным.

Памирская разновидность этого жанра больше обращена к похоронному обряду. И даже сейчас в труднодоступных районах Памира, где традиции в большей степени сохранили свой первоначальный вид фалак бытует именно как часть похоронного обряда с назва-

нием фалаки мотами (похоронный фалак) либо фалак-фарёд (фалак-плач).

В некоторых районах Памира он исполняется, как правило, женщинами в ходе обряда. В других районах он может сопровождаться похоронным танцем. В этом случае добавляется инструментальное сопровождение. В похоронном танце фалак обычно исполняют в сопровождении даффа (ударного музыкального инструмента), на котором исполняется определенная ритмоформула, называемая в музыкальной практике зарби шикаста - «сломанный ритм». Это вовсе не случайно: движения этого танца призваны изображать «сломанные части тела».

Сегодня фалак в музыкальной практике Памира понимается в двух смыслах. В более широком - все, что носит импровизационный характер, не имеет метрической организации, излагается свободно и в высоком регистре, что символизирует отчаянное обращение к небесам. Даже в других циклических произведениях части (без ритмоформулы у ударных инструментов), имеющие импровизационный характер, называются фалак. Такой пример мы можем встретить в цикле Маддох (циклическое произведение религиозного содержания, состоящее из пяти частей). В более узком -это конкретный жанр, со своей первоначальной функцией обрядового сопровождения.

Таким образом, можно выделить три вида бытования жанра фалак на Памире сегодня:

1) как составная часть похоронного обряда;

2) как составная часть циклического произведения типа маддох;

3) как самостоятельное произведение.

И эти проявления обладают общими фольклорными свойствами:

- все три вида имеют общий стержень -обращение к небу (отсюда сольное исполнение, высокий регистр),

- в качестве стихотворного текста для па-мирского фалака во всех трех случаях избирается рубаи (стихотворный жанр, является олицетворением устного народного творче-

.....

I I I ■ М I I I

220 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

ства и занимает значительное место в различных формах музыкального фольклора).

Кулябская разновидность, в отличие от памирской, с самого начала была отъединена от обрядовости. Существуют два вида ку-лябского фалака: фалаки дашти (степной фа-лак) и фалаки роги (фалак из селения Рог). Однако, как подчеркивает в своем исследовании Ф. Азази, во-первых, определение фалаки дашти с географической точки зрения не подходит, поскольку Куляб - горная местность, а не степная. Во-вторых, с точки зрения зарождения жанра фалак, селения под распространённым названием Рог, которые наряду с Ку-лябской зоной находятся и в Афганистане, никак себя не проявили.

Азизи выводит версию того, что скорее всего слово дашт должно восприниматься в значении - равнинная местность, то есть равнина, расположенная среди гор. А слово рог -в значении зелёного луга у подножия горы или рощи.

Структура фалаки дашти всегда одночастна и состоит из нескольких предложений. Они и являются основной структурной единицей этой композиции (банди оханг, соответствует стихотворному байту). Каждое предложение обрамлено длительными паузами. Фа-лаки дашти очень сложен для исполнения, это связано с нетемперированностью строя (звукоряды фалака дашти включают в себя различные микроинтервалы, которые участвуют в формировании равноправных ступеней лада), с наличием огромного количества специфических украшений, которые исполняются вокалистом приемом нола (досл. - «плач»), кроме того, требует огромного мастерства принцип импровизационности развития. По-

мимо перечисленных, одной из главных задач для исполнителя становится, наряду со свободным и импровизационным изложением, необходимость соблюдения смысловых акцентов, обусловленных словесным текстом. Так же как и в памирском, в фалаке дашти в качестве текста выступают рубаи. Строение этого поэтического жанра накладывает яркий отпечаток на музыкальное формообразование. Один банди оханг вмещает в себя четыре строки рубаи.

Другая разновидность кулябского фала-ка - фалаки роги. Её принято считать плодом городской музыкальной культуры, по сути, это форма камерного музицирования. Её развитие протекало в теснейшей связи с поэзией. Фалаки рог дает возможность совершенно нового вида осмысления таджикско-персидской классики. В этот вид фалака впервые был внедрен другой жанр поэзии - классической газели. Смена формы текста привела к значительным изменениям музыкальной основы фала-ка, в частности, существенно поменялись рит-моформулы. Фалаки роги имеет одночастную и циклическую формы, исполняется преимущественно под собственный аккомпанемент, имеет (традиционную) сольную и ансамблевую, вокально-инструментальную формы бытования.

Итак, можно сделать выводы, что, в отличие от памирского фалака, где он занимает определённое место в фольклоре, фалак куляб-ский отчетливо обнаруживает некоторые качества, которые указывают на элементы профессионализма (нормы бытования, система учитель-ученик и т.д.), но до сих пор, в отличие от Шашмакома, фалак не признается в качестве жанра профессионального творчества.

Примечания

1. Азизова, Ф. Маком и Фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков / Ф. Азизова. - Душанбе, 2009. - 398 с.

2. Азизова, Ф. Шашмаком и Рага / Ф. Азизова. - Душанбе, 1999.

3. Беляев, В. Музыкальные культуры Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана / В. Беляев // Очерки истории музыки народов СССР. - М., 1962. - Вып. 1.

4. Еолян, И. Р. Традиционная музыка арабского Востока / И.Р. Еолян. - М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.