Научная статья на тему 'МАКЛАЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2020, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ А. К. ОГЛОБЛИНА, В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА'

МАКЛАЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2020, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ А. К. ОГЛОБЛИНА, В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаги/Steps
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Станюкович Мария Владимировна, Янковская Аглая Алексеевна

В публикации представлен краткий обзор работы Отдела Австралии, Океании и Индонезии МАЭ (Кунсткамеры) РАН за последние годы в контексте истории и современного положения российских исследований стран Южных морей, культуры и языков австронезийских и австроазиатских народов Юго-Восточной Азии и Океании. Освещены основные направления работы, в том числе фундаментальные и полевые исследования антропологии, этнографии и фольклора, издательская и выставочная деятельность в год юбилея Н. Н. Миклухо-Маклая (2021). Приводится обзор Маклаевских чтений, состоявшихся в МАЭ РАН (Кунсткамере) 11 и 13 ноября 2020 г. и посвященных памяти выдающегося ученого, наставника значительной части современных российских специалистов по Индонезии и Малайзии А. К. Оглоблина (1939-2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACLAY READINGS 2020 DEDICATED TO THE MEMORY OF ALEXANDER K. OGLOBLIN IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY STUDIES OF THE ASIA-PACIFIC REGION

The paper presents a brief review of the work of the Department of Australia, Oceania and Indonesia of the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS, St. Petersburg, during recent years in the context of the history and current state of Russian studies of the Southern Seas countries and the cultures and languages of Austronesian and Austro-Asiatic peoples of Southeast Asia and Oceania. The authors describe the major directions of this work, including fundamental and field studies in anthropology, ethnography and folklore, as well as publishing and exhibiting activities related to the jubilee year of Nikolai N. Miklouho-Maclay (2021). The article contains a review of the conference “Maclay Readings” that was held at the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) on November 11 and 13, 2020, and was dedicated to the memory of Alexander K. Ogloblin (1939-2020), an outstanding scholar and teacher of many modern Russian specialists in Indonesian and Malaysian Studies.

Текст научной работы на тему «МАКЛАЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2020, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ А. К. ОГЛОБЛИНА, В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА»

Шаги / Steps. Т. 7. № 4. 2021 Научная жизнь

М. В. Станюкович а

СВОЮ: 0000-0001-8928-4844 и mstan@kunstkamera.ru

А. А. Янковская а

СЖ^: 0000-0003-0567-6627 и yankovskaya@kunstkamera.ru аМузей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург)

маклаевские чтения — 2020, посвященные памяти А. К. Оглоблина, в контексте современных исследований Азиатско-тихоокеанского региона

Аннотация. В публикации представлен краткий обзор работы Отдела Австралии, Океании и Индонезии МАЭ (Кунсткамеры) РАН за последние годы в контексте истории и современного положения российских исследований стран Южных морей, культуры и языков австронезийских и австроазиатских народов Юго-Восточной Азии и Океании. Освещены основные направления работы, в том числе фундаментальные и полевые исследования антропологии, этнографии и фольклора, издательская и выставочная деятельность в год юбилея Н. Н. Миклухо-Маклая (2021). Приводится обзор Маклаевских чтений, состоявшихся в МАЭ РАН (Кунсткамере) 11 и 13 ноября 2020 г. и посвященных памяти выдающегося ученого, наставника значительной части современных российских специалистов по Индонезии и Малайзии А. К. Оглоблина (1939-2020).

Для цитирования: Станюкович М. В., Янковская А. А Маклаевские чтения — 2020, посвященные памяти А. К. Оглоблина, в контексте современных исследований Азиатско-Тихоокеанского региона // Шаги/Steps. Т. 7. № 4. 2021. С. 332347. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-332-347.

Хроника поступила в редакцию 7 сентября 2021 г. Принято к печати 16 сентября 2021 г.

© М. В. СТАНЮКОВИЧ, А. А. ЯНКОВСКАЯ

Shagi / Steps. Vol. 7. No. 4. 2021 Academic Life

M. V. Stanyukovich a

ORCID: 0000-0001-8928-4844 h mstan@kunstkamera.ru

A. A. Iankovskaia a

ORCID: 0000-0003-0567-6627 h yankovskaya@kunstkamera.ru a Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Russia, St. Petersburg)

Maclay Readings 2020 dedicated to the memory of Alexander K. ogloblin in the context of contemporary studies of the Asia-pacific region

Abstract. The paper presents a brief review of the work of the Department of Australia, Oceania and Indonesia of the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS, St. Petersburg, during recent years in the context of the history and current state of Russian studies of the Southern Seas countries and the cultures and languages of Austronesian and Austro-Asi-atic peoples of Southeast Asia and Oceania. The authors describe the major directions of this work, including fundamental and field studies in anthropology, ethnography and folklore, as well as publishing and exhibiting activities related to the jubilee year of Nikolai N. Miklouho-Maclay (2021). The article contains a review of the conference "Maclay Readings" that was held at the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) on November 11 and 13, 2020, and was dedicated to the memory of Alexander K. Ogloblin (1939—2020), an outstanding scholar and teacher of many modern Russian specialists in Indonesian and Malaysian Studies.

To cite this review: Stanyukovich, M. V., & Iankovskaia, A. A. (2021). Maclay Readings 2020 dedicated to the memory of Alexander K. Ogloblin in the context of contemporary studies of the Asia-Pacific region. Shagi/Steps, 7(4), 332—347. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-332-347.

Received September 7, 2021 Accepted September 16, 2021

© M. V. STANYUKOVICH, & A. A. IANKOVSKAIA

Маклаевские чтения, которые с 1980-х годов проводит Отдел Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнологии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН (МАЭ РАН) — основной форум исследователей огромной области Южных морей в нашей стране. Эта междисциплинарная конференция ежегодно собирает исследователей австронезийского мира (Нусантары — островной Юго-Восточной Азии, Микронезии и Полинезии) и прилегающих территорий, имеющих древние связи с ним: Меланезии, Австралии, Индокитая. В чтениях принимают участие антропологи, этнографы, фольклористы, историки, лингвисты, литературоведы. С 1990-х годов, когда стали возможны индивидуальные длительные экспедиции, особое внимание на чтениях уделяется результатам полевой работы. Сотрудники отдела выезжают в экспедиции в Индонезию, Малайзию, на Филиппины, в Микронезию и Меланезию, Камбоджу и Вьетнам.

Чтения 2020 г. были посвящены памяти Александра Константиновича Оглоблина (1939-2020), покинувшего нас весной того же года. Выдающийся лингвист и филолог, известный во всем мире, А. К. Оглоблин внес неоценимый вклад в изучение австронезийских языков, в течение более чем полувека был основным преподавателем индонезийского языка на Восточном факультете Ленинградского/Санкт-Петербургского государственного университета (ЛГУ/СПбГУ), а также основателем школы преподавания яванского языка в России. Александр Константинович не только был учителем доброй половины участников Маклаевских чтений (включая авторов этого обзора) — он был постоянным участником этих чтений. Колоссальность вклада А. К. Оглоблина в исследование австронезийских языков затеняет его этнографические и культурологические работы — а их тоже было немало. Одним из первых востоковедов он еще в советское время совершал длительные поездки в Индонезию и Малайзию и прекрасно знал повседневную культуру этих стран.

А. К. Оглоблину принадлежат статьи по этикету, принципам ориентирования по сторонам света, растениям в нусантарской топонимии; собранные им этнографические коллекции украшают фонды Кунсткамеры. Первый же выпуск Маклаевского сборника, содержащий статьи с Маклаевской конференции 2004 г., был посвящен ему и его однокурснице и другу Елене Владимировне Ревуненковой [Станюкович 2008]. В нем были опубликованы списки основных работ юбиляров [Там же: 14-28, 29-46].

Информацию о прошедших Маклаевских чтениях мы, к сожалению, представляем нерегулярно, с большими промежутками1. Наша конференция «широко известна в узких кругах», среди немногочисленных отечественных специалистов по этому региону; в список постоянных участников входят не только исследователи из Санкт-Петербурга, но и москвичи, екатеринбуржцы, наши зарубежные коллеги, в том числе ученики и друзья А. К. Оглоблина. Формат публикаций по итогам конференции дважды менялся: с 1992 г. печатались тезисы2, а с 2008 г. — полноценные сборники статей в серии «Ма-

1 Автор предыдущего обзора, опубликованного в журнале «Шаги/Steps», пишет: «В последний раз обзор очередных чтений публиковался в 2007 году [Лебедева 2007] <.. .> Мы надеемся, что с этого года возобновится традиция ежегодных публикаций обзоров» [Касаткина 2016: 348]. Увы, эта надежда не оправдалась, хотя промежуток и сократился до пяти лет.

2 Об этом этапе см.: [Ревуненкова 1997: 3-9].

А. К. Огяоблин с участницами обряда выбора невесты Индонезия, остров Бутон, г. Баубау. 2005 г.

A. K. Ogloblin with participants in bride selection ritual Baubau City, Buton, Indonesia. 2005

клаевский сборник» (последний вышел в 2015 г.). Издание сборника было приостановлено (мы надеемся, временно) в связи с общей переориентацией российской науки на журнальные публикации, продиктованной вненаучными наукометрическими требованиями. Прискорбный процесс уничтожения сборников и атомизации исследований особенно губителен для малых специальностей, число специалистов по которым не столь велико во всем мире. Замена сборников на подборки в издаваемых нашим музеем журналах — «Этнография» и «Кунсткамера» — сократила наши возможности: если каждый сборник вмещал несколько десятков статей, то число статей в подборках значительно меньше (и оно сокращается), а их тематика ограничена профилем журнала. Статьи по лингвистике, литературоведению и пр. мы вынуждены передавать в другие издания, в результате чего целостность теряется.

Часть статей по материалам докладов на предыдущих Маклаевских чтениях была опубликована в Сборнике МАЭ [Белков 2018; Касаткина 2018a; 2018b; 2018c; Лебедева 2018a; 2018d; Ревуненкова 2018a; 2018b; 2018c; Станюкович 2018b; Шаскольская 2018]. Отдельные статьи вышли в изданиях нашего музея — в журнале «Кунсткамера» [Лебедева 2018c; Станюкович, Федоров 2018] и в сборнике «Материалы полевых исследований МАЭ РАН» [Станюкович 2017; Лебедева 2018b]; а также в публикациях других научных центров [Станюкович 2018a; Станюкович, Дмитренко 2018]; три статьи вышли позже в журналах «Этнографическое обозрение», «Вестник РГГУ» и «Entangled Reli-

gions» [Касаткина 2020; Станюкович 2020; Iankovskaia 2020]. В 2021 г. вышла книга «Берег Маклая в дневниках и записках этнографов», в которую вошли полевые материалы, хорошо известные участникам Маклаевских чтений по докладам [Винецкая, Туторский 2021; Лебедева 2021].

«Австронезийская мозаика» в журнале «Этнография» (2019) по материалам Маклаевских чтений 2018 г. была первой и самой крупной подборкой статей по результатам Маклаевских чтений. В нее вошли две статьи на английском и семь на русском языке. Открыла подборку большая статья Ханса Брандейса, блестящего немецкого специалиста по лютням в народной культуре юга Филиппин [Brandies 2019]3. Вторая англоязычная статья принадлежит известному филиппинскому исследователю севера архипелага Джун Приль-Бретт и посвящена роли Р. Ф. Бартона, десять лет проработавшего в МАЭ РАН, в изучении этнографии кордильерских народов [Prill-Brett 2019]. Д. В. Возчиков [2019] исследует образы Нусантары в отчете венецианца первой половины XV в., а Т. А. Денисова [2019] показывает, как бугийский юноша, ставший одним из самых знаменитых малайских интеллектуалов XIX в., описывает колониальную Батавию. А. А. Янковская [2019] по своим полевым материалам пишет о роли традиционных тканей в современной культуре бата-ков каро. Статья А. К. Касаткиной [2019] стала первой в ряду ее публикаций, посвященных музейной биографии набора для генитального пирсинга МАЭ № 22864 (вторая, со сравнительными материалами из Мюнхенского музея, вышла в Германии [Kasatkina, Appel 2019]). М. В. Фролова и А. И. Лунева [2019] рассматривают трактовки и интерпретации образа женского призрака кун-тиланак в современной индонезийской культуре и кинематографе. Наконец, А. А. Лебедева [2019] на собственном полевом материале пишет о современных этносоциальных процессах на западе Каролинских островов.

Следующие две подборки в журналах «Этнография» (рубрика «Австронезийская мозаика») и «Кунсткамера» опубликованы в 2021 г., в них в основном вошли материалы последних Маклаевских чтений, которым посвящен наш обзор4.

Маклаевские чтения — 2020 прошли 11 и 13 ноября в онлайн-формате. В программу вошли доклады, посвященные памяти Александра Константиновича Оглоблина и различным аспектам истории и культуры Азиатско-Тихоокеанского региона. Благодаря удаленному формату удалось расширить круг участников и слушателей конференции. В ней приняли участие 29 исследователей из пяти стран — России, Польши, Индонезии, Малайзии и Вьетнама. Рабочими языками конференции были русский и английский. Первое заседание — выступления директора МАЭ РАН А. В. Головнева и руководителя программы Европейских исследований Университета Индонезии Хенни Саптатиа (Henny Saptatia D. N.) — а также доклады индонезийских коллег были полностью проведены на английском языке.

Чтения проходили в преддверии юбилейного года Н. Н. Миклухо-Маклая, первого в мире исследователя Новой Гвинеи и основателя этнографического метода включенного наблюдения, позднее сформулированного Брониславом Малиновским. Наш музей — один из основных правопреемников наследия

3 Фамилия автора статьи напечатана с ошибкой, правильно Brandéis.

4 Там же опубликованы статьи по докладам, сделанным на предыдущих Маклаевских чтениях [Носов 2021; Ревуненкова 2021].

Миклухо-Маклая, здесь хранятся его этнографические коллекции, часть его рисунков и рукописей, а коллектив нашего отдела играл основную роль в подготовке двух собраний сочинений ученого. Задаче достойно отметить юбилей Н. Н. Миклухо-Маклая была посвящена вступительная речь А. В. Головнева, открывшая чтения. Были обозначены два приоритетных проекта — посмертное издание книги Л. А. Ивановой о кунсткамерских коллекциях Маклая [Иванова 2021] и создание выставки, посвященной юбилею ученого. В ответной речи Хенни Саптатиа выступила с инициативой проведения в Индонезии параллельных ежегодных Маклаевских чтений.

Конференция была разделена на шесть секций. Первая секция, организованная индонезийскими исследователями, была преимущественно посвящена социально-политическим процессам, связанным с индонезийскими провинциями Папуа и Западное Папуа. Алаввий Абдуррауф М. (Alawwiy Abdurrauf M.; Ун-т Индонезии, Джакарта)5 рассказал об энергетической политике Индонезии в этих провинциях, а Рифки (Riefky; Ун-т Индонезии, Джакарта)6 охарактеризовал развитие сепаратистского Движения свободного Папуа за пределами страны — в частности, в Великобритании и Нидерландах. Доклад И. Маде А. Йогисвары (I. Made A. Yogiswara; Ун-т Индонезии, Джакарта)7 был посвящен шагам, предпринятым индонезийским правительством для преодоления сепаратистских настроений среди папуанской молодежи. Йулинар А. М. (Yulinar A. M.; Ун-т Индонезии, Джакарта)8 проанализировала вклад обрабатывающей промышленности в экономический рост провинции Папуа и ее связи с социокультурной идентичностью, а Ризки А. Зулкарнайн (Rizky A. Zulkarnain; Ун-т Индонезии, Джакарта)9 рассмотрел возможность применения индонезийским правительством опыта политики Франции в отношении ее заморских департаментов, которое могло бы способствовать установлению мирного взаимодействия с Западным Папуа и ослаблению сепаратистского движения в этой провинции. Завершил секцию доклад Герри Утамы (Gerry Utama; Ун-т Гаджа Мады, Джокьякарта), посвященный индонезийской диаспоре на Шри-Ланке, ее истории и влиянию на местную топонимию.

Вторую секцию чтений составили доклады, посвященные жизни и научным исследованиям А. К. Оглоблина. Особое внимание в ней было уделено этнографическим аспектам деятельности ученого, которые нашли отражение в собирании этнографических коллекций и полевых материалов, публикации статей этнографической направленности и участии в работе Отдела Австралии, Океании и Индонезии МАЭ РАН. Е. В. Ревуненкова (МАЭ РАН) в докладе «"Этнографическая ипостась" филолога А. К. Оглоблина» охарактеризовала в широком контексте этнографические интересы исследователя и его роль в научной жизни и формировании нашего отдела.

5 Доклад был подготовлен совместно с Акбаром Азми Х. (АкЬаг Azmi Н.), Хенни Сап-татиа и Ризки А. Зулкарнайном.

6 Доклад был подготовлен совместно с Хенни Саптатиа, Ризки А. Зулкарнайном и И. Маде А. Йогисварой.

7 Доклад был подготовлен совместно с Хенни Саптатиа, Йулинар А. М. и Рифки.

8 Доклад был подготовлен совместно с Хенни Саптатиа и И. Маде А. Йогисварой.

9 Доклад был подготовлен совместно с Хенни Саптатиа, Алаввием Абдуррауфом М. и Рифки.

Хенни Саптатиа (Ун-т Индонезии, Джакарта) много лет жила и училась в Санкт-Петербурге. А. К. Оглоблин и Е. В. Ревуненкова для нее — учителя и очень близкие люди. На Маклаевских чтениях 2004 г., посвященных их юбилею, она возглавила большую группу индонезийских студентов, пришедших почтить юбиляров и украсить конференцию индонезийскими песнями и танцами. На конференции 2020 г. она рассказала о поездке А. К. Оглоблина на Восточную Яву и Мадуру в 2015 г., ставшей его последним путешествием в Индонезию.

Другая ученица А. К. Оглоблина, яванистка А. К. Касаткина (МАЭ РАН), представила обзор дневников, сохранившихся в его архиве, уделив особое внимание описаниям его стажировки в Малайзии в конце 1970-х годов и повседневной жизни Ленинграда в середине 1980-х. На материалах архива А. К. Оглоблина было основано и сообщение С. В. Банит (СПбГУ), также учившейся у А. К., а потом много лет работавшей с ним вместе на индонезийском отделении Восточного факультета СПбГУ. Она рассказала о работе по разбору и систематизации архива и его составе, отражающем разносторонние интересы А. К. Оглоблина.

На т р е т ь е й с е к ц и и, завершившей первый день конференции, были представлены доклады, посвященные различным аспектам изучения языков и культур австронезийского региона. Т. А. Денисова (Технологический ун-т Малайзии, Куала-Лумпур), также учившаяся у А. К. Оглоблина, сопоставила исторические и квазиисторические сюжеты в малайской мусульманской историографии, рассмотрев, в частности, сюжет о профетическом сне в хронике «Хикайат Раджа Пасей»10. М. Ю. Ульянов (Ин-т стран Азии и Африки / ИСАА МГУ, Москва) рассказал об опыте преподавания яванского языка (нгоко) в ИСАА МГУ в 2019-2020 гг. и аргументировал выбранную методику. А. К. Оглоблин оказывал активную помощь при разработке этого курса, который в значительной степени основан на его материалах и его научном наследии. Доклад М. В. Станюкович (МАЭ РАН) был посвящен собаке — одному из первых спутников австронезийцев в их расселении с тайваньской прародины по просторам Юго-Восточной Азии и Океании. Докладчица ввела понятие регулярной жертвенной пирамиды, характерной для Юго-Восточной Азии, и рассмотрела особую роль собаки как жертвенного животного, в эту пирамиду не входящего. Были также проанализированы австронезийская «собачья» лексика, связанные с собакой сюжеты в мифах о потопе и происхождении человечества в целом или отдельных этнических групп, а также в представлениях о существах низшей мифологии и андрогинных божествах. В докладе были использованы полевые материалы автора (1995-2020)11. Е. С. Кукушкина (ИСАА МГУ) охарактеризовала образ шамана в малайской литературе первой половины XX в., отразивший разрыв между идеологическими установками и традиционным мировоззрением. В. Ю. Кириченко (Лондонская школа PR, Джакарта), опираясь на свои полевые наблюдения, рассказал о традиции празднования Рождества у христианского населения о. Амбон.

Второй день Маклаевских чтений 2020 открыла четвертая секция, посвященная изучению Австралии и Океании. П. Л. Белков (МАЭ РАН) выступил с докладом об австралийском мифе о предке из Уламба, записанном

10 См. публикацию по материалам доклада: [Денисова 2021].

11 См. публикацию по материалам доклада: [Станюкович 2021].

собирателями Карлом и Теодором Штреловыми в первой половине ХХ в. А. А. Лебедева (МАЭ РАН) представила обзор курса лекций А. Л. Ященко «Антропогеография с этнографией» (1914-1915 гг.), копия рукописи которого хранится в архиве Отдела Австралии, Океании и Индонезии МАЭ РАН. Следующие три доклада были связаны с о. Пасхи. МАЭ РАН был центром исследования письменности о. Пасхи с довоенных времен, когда первые шаги в ее расшифровке были сделаны Б. Г. Кудрявцевым. Здесь работали гениальный Ю. Е. Кнорозов, И. К. Федорова, входившая в его группу по дешифровке, Н. А. Бутинов, также предпринимавший попытки чтения, и К. И. Поздняков. Дешифровка древних письменностей — чрезвычайно сложный процесс, в ходе которого результаты, достигнутые одними учеными, часто оспариваются другими. Р. Вечорек (Rafal Wieczorek; Варшавский ун-т) рассказал о своих подходах к письменности ронго-ронго, которая, по его мнению (разделяемому рядом коллег), до сих пор не дешифрована. Чрезвычайно ценными авторам данного обзора представляются изыскания Е. В. Коровиной (Ин-т языкознания РАН, Москва), которая занимается благородным делом восстановления утраченных достижений предшественников. После дешифровки в начале 1950-х годов письменности индейцев майя в середине того же десятилетия Ю. В. Кнорозов и его коллеги из МАЭ поставили себе новую, не менее амбициозную задачу: прочитать письменность о. Пасхи. С 1956 г. группа в составе Н. А. Бутинова, Ю. В. Кнорозова, Э. В. Зиберт, Р. Г. Ляпуновой, Л. Г. Розиной и др. работала над изданием «Corpus Inscriptionum Rapanuicarum», в котором, по замыслу авторов, должно было содержаться комментированное издание всех надписей ронго-ронго, однако этой книге не было суждено выйти из печати. Представленный доклад познакомил слушателей с процессом поиска автором следов этой работы. Последний доклад секции, подготовленный А. И. Дав-летшиным (Российский гос. гуманитарный ун-т / РГГУ, Москва; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики» / НИУ ВШЭ, Москва), был посвящен иконографическому анализу знаков на деревянной скульптуре с о. Пасхи из коллекций МАЭ РАН.

Пятая секция конференции собрала доклады, посвященные истории и культуре Нусантары. А. О. Захаров (Ин-т востоковедения РАН, Москва) проследил историю индонезийской правительственной награды — ордена Махапутра — с момента его учреждения в 1959 г. до настоящего времени. М. В. Фролова (ИСАА МГУ) продолжила тему, которой был посвящен ее доклад, опубликованный в «Австронезийской мозаике» в 2019 г., рассказав о призраках и других персонажах страшилок в детском фольклоре, постфольклоре и интернетлоре Индонезии12. Доклад Д. В. Возчикова (Уральский федеральный ун-т, Екатеринбург), также продолжающий успешно разрабатываемую им тему ранних европейских свидетельств о Нусантаре, был посвящен описаниям португальской Малакки в свидетельствах трех путешественников второй половины XVI в. — венецианцев Чезаре Федеричи и Гаспаро Бальби и англичанина Ральфа Фитча. Докладчик рассмотрел различия в описаниях города, его фортификационных сооружений и приходивших в него товаров13. А. А. Янковская (МАЭ РАН), опираясь на свои полевые материалы 2015 и 2018 гг., рассказала об

12 См. публикацию по материалам доклада [Фролова 2021].

13 См. публикацию по докладу [Возчиков 2021].

особенностях празднования свадьбы в современной каро-батакской деревне14, а Е. А. Бакланова (ИСАА МГУ) посвятила свой доклад теме детства в творчестве филиппинской писательницы Х. Эдроса-Матуте.

Доклады, составившие последнюю, шестую секцию конференции, осветили различные аспекты истории и культуры Вьетнама. Н. М. Краев-ская (Вьетнамский гос. ун-т, Ханой) рассмотрела предметный орнамент в ткачестве народа тхай, запечатлевший реалии материального окружения этой этнической группы, в том числе архитектурные сооружения, предметы быта и неживую природу. Доклад Ю. Д. Мининой (НИУ ВШЭ, Москва) был посвящен представлениям вьетнамцев о традиционном и европейском костюме в XVIII — начале XX в. Первые изменения в восприятии национального и иноземного костюмов произошли в среде вьетнамских католиков, посетивших Европу в XVIII в., о чем свидетельствуют записи в дневнике вьетнамского священника Филиппе Биня (1759-1832?). Однако настоящий слом прежних представлений произошел в период французской колонизации Вьетнама (18871954), когда «безличный» европейский костюм стал маркером политических и религиозно-философских взглядов.

Основанное на полевых материалах сообщение Е. В. Гордиенко (РГГУ) было посвящено культу духов — покровителей деревенских общин в современном вьетнамском городе15. Завершил секцию доклад И. В. Самариной (Ин-т языкознания РАН, НИУ ВШЭ, Москва), в котором реалии материальной культуры вьетов, в частности жилые постройки, были рассмотрены в контексте лингвистического описания и традиционной культуры.

Маклаевские чтения — 2021 состоятся в конце года в смешанном формате, что позволит совместить опыт очных конференций с онлайновым.

В преддверии конференции 2021 г. были выполнены задачи, поставленные на Маклаевских чтениях — 2020: выпущена книга Л. А. Ивановой о кун-сткамерских коллекциях Миклухо-Маклая, подготовленная к печати трудами Е. В. Ревуненковой и Т. И. Шаскольской [Иванова 2021], и практически одновременно (15 июля 2021 г.) в Круглом зале Кунсткамеры открылась выставка «Николай Николаевич Миклухо-Маклай: к 175-летию со дня рождения»16. Основная роль в ее создании принадлежит сотруднице Отдела Австралии, Океании и Индонезии А. А. Лебедевой.

Центральное пространство выставки посвящено папуасам Берега Маклая и меланезийцам, а в витринах внешнего круга помещены предметы из других регионов, в которых работал исследователь. Из более чем 500 предметов «маклаевских» коллекций нужно было отобрать те, которые интересны не только с научной точки зрения, но и с позиций экспонирования, а также достаточно надежно атрибутированы, представляют различные сферы культуры и коррелируют с рисунками Миклухо-Маклая. Иллюстративные материалы были помещены рядом с предметами. Впервые демонстрируется неизвестная до недавнего времени коллекция антропологических фотографий. Портреты

14 Публикация А. А. Янковской была подготовлена по материалам доклада, сделанного на предшествующих Маклаевских чтениях [Янковская 2021].

15 См. публикацию по материалам доклада: [Гордиенко 2021].

16 См.: https://www.kunstkamera.ru/news_list/museum/v_kunstkamere_otkrylas_vystavka_ nikolaj_nikolaevich_mMuhomaklaj_k_175letiyu_so_dnya_rozMemya.

Обложка книги [Иванова 2021] Витрина выставки

Cover of the book [Ivanova 2021] «Николай Николаевич Миклухо-Маклай:

к 175-летию со дня рождения». МАЭ РАН. 2021 г. Фото С. Б. Шапиро

Display of the exhibition 'Nikolai N. Miklouho-Maclay: To the 175th Anniversary of His Birth'. Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera). 2021. Photo by S. B. Shapiro

представителей различных этнических групп (представленные в увеличенных копиях) создают баланс между «миром вещей» и «миром людей». Научное наследие Н. Н. Миклухо-Маклая отнюдь не перешло в раздел «истории науки», оно остается актуальным и востребованным.

Литература

Белков 2018 — Белков П. Л. Карточные каталоги отдела Австралии и Океании. К истории изучения ранних океанийских коллекций МАЭ // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 129-139.

Винецкая, Туторский 2021 — Винецкая А. А., Туторский А. В. Записи из поездки на Берег Маклая в 2010 году // Берег Маклая в дневниках и записках этнографов / Отв. ред. А. В. Туторский. СПб.: Алетейя, 2021. С. 287-313.

Возчиков 2019 — Возчиков Д. В. Амок, попугаи и волшебное дерево: мир Нусантары в описании венецианского купца XV в. // Этнография. 2019. № 1(3). С. 73-98.

Возчиков 2021 — Возчиков Д. В. Пряности и угроза с моря: Малакка глазами венецианского купца XVI века // Этнография. 2021. № 3(13). С. 53-74.

Гордиенко 2021 — Гордиенко Е. В. Деревенские духи в городе: вьетнамский культ духов-покровителей местности в условиях современного города (по материалам полевых исследований в г. Вунгтау, Вьетнам) // Кунсткамера. 2021. № 2(12). С. 148-160.

Денисова 2019 — Денисова Т. А. Батавия глазами очевидца. Автобиографические заметки из хроники «Драгоценный дар» // Этнография. 2019. № 1(3). С. 99-129.

Денисова 2021 — Денисова Т. А. Профетический сон в малайской мусульманской историографии и его интерпретация // Этнография. 2021. № 3(13). С. 75-100.

Иванова 2021 — Иванова Л. А. Этнографическое собрание Н. Н. Миклухо-Маклая: материалы и исследования по источниковедению и атрибуции / Отв. ред. Е. В. Ревуненко-ва, Т. И. Шаскольская. СПб.: МАЭ РАН, 2021. (Кунсткамера — Архив; Вып. 9).

Касаткина 2016 — Касаткина А. К. Маклаевские чтения — 2016 // Шаги/Steps. Т. 2. № 4. 2016. С. 348-358.

Касаткина 2018a — Касаткина А. К. Заколки дусунов (Северный Борнео; совр. Сабах, Малайзия) из коллекции МАЭ № 2286 // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 61-87.

Касаткина 2018b — Касаткина А. К. К каталогу материалов Альберта Грубауэра из Северного Борнео // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 50-60.

Касаткина 2018c — Касаткина А. К. Украшения из плодов бусенника (Coix lacryma-jobi) в коллекции МАЭ № 2286 // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 88-100.

Касаткина 2019 — Касаткина А. К. Музейная биография набора для генитального пирсинга из коллекции МАЭ № 2286. Те(к)стовая модель цифровой публикации // Этнография. 2019. № 1(3). С. 139-160.

Касаткина 2020 — Касаткина А. К. Цифровое «пространство знания» и мобилизация этничности: размышление о цифровых перспективах Петербургской Кунсткамеры // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 34-50.

Лебедева 2007 — Лебедева А. А. Маклаевские чтения — 2007 // Этнографическое обозрение Online. 2007, ноябрь. С. 1-5. URL: http://journal.iea.ras.ru/online/2007/EOO2007_6b.pdf.

Лебедева 2018a — Лебедева А. А. Коллекция доктора Отто Финша в собраниях МАЭ РАН // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 118-128.

Лебедева 2018b — Лебедева А. А. Не добили? Судьба жителей поселения Били-Били в XXI веке // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 18 / Отв. ред. Е. Г. Федорова. СПб: МАЭ РАН, 2018. С. 205-222.

Лебедева 2018c — Лебедева А. А. Очерк современной культуры папуасов Берега Маклая (социум, экономика, объекты культуры, самоопределение) // Кунсткамера. 2018. № 1. С. 168-178.

Лебедева 2018d — Лебедева А. А. Ткачество в Микронезии (исторический аспект, полевые и музейные материалы) // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 11-28.

Лебедева 2019 — Лебедева А. А. Современные этносоциальные процессы на западе Каролинских островов // Этнография. 2019. № 1(3). С. 193-204.

Лебедева 2021 — Лебедева А. А. Воспоминания о Папуа (2017 год) // Берег Маклая в дневниках и записках этнографов / Отв. ред. А. В. Туторский. СПб.: Алетейя, 2021. C. 314-340.

Носов 2021 — Носов В.А. Фиджийский конфликтный конундрум: к вопросу о сосуществовании культур // Кунсткамера. 2021. № 3(13). С. 147-157.

Ревуненкова 1997 — Ревуненкова Е. В. Немного об истории и географии Маклаевских чтений // Этнография, история и культура стран Южных морей (Маклаевские чтения 1995— 1997 гг.) / Отв. ред. и сост. Е. В. Ревуненкова, Н. А. Бутинов. СПб.: МАЭ РАН, 1997. С. 3-9.

Ревуненкова 2018a — Ревуненкова Е. В. Людмила Алексеевна Иванова // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 207-209.

Ревуненкова 2018b — Ревуненкова Е. В. Макет Кунсткамеры «Традиционная каро батак-ская деревня» в историко-культурном аспекте // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 140-170.

Ревуненкова 2018c — РевуненковаЕ. В. «...Судьбы скрещенья» (из жизни исследователей и собирателей индонезийских коллекций) // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 171-208.

Ревуненкова 2021 — Ревуненкова Е. В. Н. Н. Миклухо-Маклай и изучение папуасов Новой Гвинеи // Этнография. 2021. № 3(13). С. 6-26.

Станюкович 2008 — Индонезийцы и их соседи: Festschrift Е. В. Ревуненковой и

А. К. Оглоблину / Отв. ред. М. В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН, 2008. (Маклаевский сб.; Вып. 1).

Станюкович 2017 — Станюкович М. В. Эпос и обряд: обзор полевых материалов по похоронному сказанию яттука (йаттука), записанному на Филиппинах в феврале 2012 г. // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 17: Памяти Е. А. Алексеенко / Под ред. Е. Г. Федоровой. СПб.: МАЭ РАН, 2017. C. 191-2012.

Станюкович 2018a — Станюкович М. В. Белая дама и ее либрета // Фольклор и антропология города. Т. 1. № 1. 2018. С. 302-320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Станюкович 2018b — Станюкович М. В. Кокосовая чарка, бамбуковый стакан. Этнография и этноботаника хмельной культуры Юго-Восточной Азии // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 29-49.

Станюкович 2020 — Станюкович М. В. Пляски плодородия. Церковь Пресвятой Девы рыболовной сети, Танцующего св. Пасхалия и св. Клары Ассизской на Филиппинах и ее языческое наследие // Вестник РГГУ Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 5. С. 112-139.

Станюкович 2021 — Станюкович М. В. Собака в культуре филиппинцев и других австро-незийцев: этнография, лингвистика, мифология, ритуал // Этнография. 2021. № 3(13). С. 27-52.

Станюкович, Дмитренко 2018 — Станюкович М. В., Дмитренко С. Ю. Рисовая брага / кувшинное вино. Сопоставительный анализ лексики филиппинских и бахнарических языков // Языки стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки / Отв. ред. Е. Н. Колпачкова. СПб.: Изд-во ЦСО, 2018. С. 274-284.

Станюкович, Федоров 2018 — Станюкович М. В., Федоров Р. В. Неотложная полевая этнография Юго-Восточной Азии. Север Камбоджи и юг Филиппин // Кунсткамера. 2018. № 1. С. 109-121.

Фролова, Лунева 2019 — Фролова М. В., Лунева А. И. Месть кунтиланак: индонезийский призрак в современной культуре // Этнография. 2019. № 1(3). С. 173-192.

Фролова 2021 — Фролова М. В. Современные формы фольклора о призраках Индонезии // Этнография. 2021. № 3(13). С. 101-122.

Шаскольская 2018 — Шаскольская Т. И. Из Архива МАЭ РАН: статья А. Б. Пиотровского «Игры народов Австралии и Океании» // Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании / Отв. ред. М. В. Станюкович; Ред. А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 101-117.

Янковская 2019 — Янковская А. А. Ритуальный текстиль в каро-батакской деревне (по материалам полевого выезда в 2018 г.) // Этнография. 2019. № 1(3). С. 130-138.

Янковская 2021 — Янковская А.А. Жевание бетеля на Северной Суматре: батаки каро и их соседи // Этнография. 2021. № 2(12). С. 143-165.

Brandies 2019 — Brandeis [= Brandies] H. The boat lutes of the Philippines // Этнография. 2019. № 1(3). С. 6-72.

Iankovskaia 2020 — Iankovskaia A. A. At the edge of the world of Islam: Ibn Battuta in the Malay Archipelago // Entangled Religions. Vol. 11. No. 5. 2020. https://doi.org/10.46586/ er. 11.2020.8673.

Kasatkina, Appel 2019 — Kasatkina A. K., Appel M. A "missing link"? A set of genital piercing instruments from British North Borneo in the collections of Albert Grubauer in St. Petersburg and Munich // Journal Fünf Kontinente. Bd. 3. 2019. P. 195-219.

Prill-Brett 2019 — Prill-Brett J. Roy Franklin Barton: His role contributions to Cordillera ethnographic and cultural studies // Этнография. 2019. № 1(3). С. 161-171.

References

Belkov, P. L. (2018). Kartochnye katalogi otdela Avstralii i Okeanii. K istorii izucheniia rannikh okeaniiskikh kollektsii MAE [The card-indexes of the Department of Australia and Oceania. From the history of the studies of early Oceanic collections in MAE]. In M. V. Stanyukov-ich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul'tura narodov Indone-zii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 129-139). MAE RAN. (In Russian).

Brandies [= Brandeis], H. (2019). The boat lutes of the Philippines. Etnografia, 2019(1(3)), 6-72.

Denisova, T. A. (2019). Bataviia glazami ochevidtsa. Avtobiograficheskie zametki iz khroniki "Dragotsennyi dar" [Batavia in the memoirs of an eye-witness: Autobiographical notes from the chronicle TuhfatAn-Nafis]. Etnografia, 2019(1(3)), 99-129. (In Russian).

Denisova, T. A. (2021). Profeticheskii son v malaiskoi musul'manskoi istoriografii i ego inter-pretatsiia [Prophetic dream in Malay Muslim historiographyand its cultural and historical interpretation]. Etnografia, 2021(3(13)), 75-100. (In Russian).

Frolova, M. V., & Luneva, A. I. (2019). Mest' kuntilanak: indoneziiskii prizrak v sovremennoi kul'ture [The vengeance of Kuntilanak: Indonesian ghost in modern culture]. Etnografia, 2019(1(3)), 173-192. (In Russian).

Frolova, M. V. (2021). Sovremennye formy fol'klora o prizrakakh Indonezii [Modern forms of Indonesian ghostlore]. Etnografia, 2021(3(13)), 101-122. (In Russian).

Gordienko, E. V. (2021). Derevenskie dukhi v gorode: v'etnamskii kul't dukhov-pokrovitelei mestnosti v usloviiakh sovremennogo goroda (po materialam polevykh issledovanii v g. Vungtau, V'etnam) [Rural spirits in the city: The Vietnamese cult of tutelary spirits in a modern city (according to field work in Vung Tau, Vietnam)]. Kunstkamera, 2021(2(12)), 148-160. (In Russian).

Iankovskaia, A. A. (2019). Ritual'nyi tekstil' v karo-batakskoi derevne (po materialam polevogo vyezda v 2018 g.) [Ritual textiles in the Karo Batak village: A report on the field studies in 2018]. Etnografia, 2019(1(3)), 130-138. (In Russian).

Iankovskaia, A. A. (2020). At the edge of the world of Islam: Ibn Battuta in the Malay Archipelago. Entangled Religions, 11(5). https://doi.org/10.46586/er.11.2020.8673.

Iankovskaia, A. A. (2021). Zhevanie betelia na Severnoi Sumatre: bataki karo i ikh sosedi [Betel chewing in North Sumatra: Karo Batak and their neighbors]. Etnografia, 2021(2(12)), 143-165. (In Russian).

Ivanova, L. A. (2021). Etnograficheskoe sobranie N. N. Miklukho-Maklaia: materialy i issle-dovaniia po istochnikovedeniiu i atributsi [The ethnographic collection of N. N. Miklouho-Maclay: Materials and studies in source criticism and attribution] (E. V. Revunenkova, & T. I. Shaskol'skaia, Eds.). MAE RAN. (In Russian).

Kasatkina, A. K. (2016). Maklaevskie chteniia — 2016 [Maclay Readings 2016]. Shagi/Steps, 2(4), 348-358. (In Russian).

Kasatkina, A. K. (2018a). Zakolki dusunov (Sevemyi Borneo; sovr. Sabakh, Malaiziia) iz kolle-ktsii MAE № 2286 [Dusun hairpins (North Borneo; cont. Sabah, Malaysia) in the collection MAE no. 2286]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 61-87). MAE RAN. (In Russian).

Kasatkina, A. K. (2018b). K katalogu materialov Al'berta Grubauera iz Severnogo Borneo [Towards the catalogue of materials brought by Albert Grubauer from North Borneo]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 50-60). MAE RAN. (In Russian).

Kasatkina, A. K. (2018c). Ukrasheniia iz plodov busennika (Coix lacryma-jobi) v kollektsii MAE № 2286 [Ornaments made of Job's tears (Coix lacryma-jobi) in the collection MAE no. 2286]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 88-100). MAE RAN. (In Russian).

Kasatkina, A. K. (2019). Muzeinaia biografiia nabora dlia genital'nogo pirsinga iz kollektsii MAE № 2286. Te(k)stovaia model' tsifrovoi publikatsii [Museum biography of a set of genital piercing tools from the collection MAE № 2286. A textual (and test) model of a digital publication]. Etnografia, 2019(1(3)), 139-160. (In Russian).

Kasatkina, A. K. (2020). Tsifrovoe "prostranstvo znaniia" i mobilizatsiia etnichnosti: razmyshle-nie o tsifrovykh perspektivakh Peterburgskoi Kunstkamery [The digital "space of knowledge" and the mobilization of ethnicity: Reflecting on the digital prospects of the St. Petersburg Kunstkamera]. Etnograficheskoe obozrenie, 2020(1), 34-50. (In Russian).

Kasatkina A. K., & Appel, M. (2019). A "missing link"? A set of genital piercing instruments from British North Borneo in the collections of Albert Grubauer in St. Petersburg and Munich. Journal Fünf Kontinente, 3, 195-219.

Lebedeva, A. A. (2007). Maklaevskie chteniia — 2007 [The Maclay Conference — 2007]. Etnograficheskoe obozrenie Online, 2007(November), 1-5. http://journal.iea.ras.ru/online/2007/ E002007_6b.pdf. (In Russian).

Lebedeva, A. A. (2018a). Kollektsiia doktora Otto Finsha v sobraniiakh MAE RAN [Collection of Dr. Otto Finsch in MAE stored in Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Science]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul 'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 118-128). MAE RAN. (In Russian).

Lebedeva, A. A. (2018b). Ne dobili? Sud'ba zhitelei poseleniia Bili-Bili v XXI veke [Not yet beaten to death? The fate of residents of Bili-Bili settlement in the 21st century]. In E. G. Fedorova (Ed.). Materialy polevykh issledovanii MAE RAN (Vol. 18, pp. 205-222). MAE RAN. (In Russian).

Lebedeva, A. A. (2018c). Ocherk sovremennoi kul'tury papuasov Berega Maklaia (sotsium, eko-nomika, ob"ekty kul'tury, samoopredelenie) [On the contemporary culture of Maclay Coast Papuans (society, economy, cultural items, self-representation)]. Kunstkamera, 2018(1), 168-178. (In Russian).

Lebedeva, A. A. (2018d). Tkachestvo v Mikronezii (istoricheskii aspekt, polevye i muzeinye materialy) [Weaving craft in Micronesia (historical aspect, field and museum material)]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul 'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 11-28). MAE RAN. (In Russian).

Lebedeva, A. A. (2019). Sovremennye etnosotsial'nye protsessy na zapade Karolinskikh ostro-vov [Contemporary ethnosocial processes in the Western part of the Caroline Islands]. Etnografia, 2019(1(3)), 193-204. (In Russian).

Lebedeva, A. A. (2021). Vospominaniia o Papua (2017 god) [Memories of Papua (2017)]. In A. V. Tutorskii (Ed.). BeregMaklaia v dnevnikakh i zapiskakh etnografov (pp. 314-340). Aleteiia. (In Russian).

Nosov, V. A. (2021). Fidzhiiskii konfliktnyi konundrum: k voprosu o sosushchestvovanii kul'tur [Fijian conflict conundrum: To the question of coexistence of cultures]. Kunstkamera, 2021(3(13)), 147-157. (In Russian).

Prill-Brett, J. (2019). Roy Franklin Barton: His role contributions to Cordillera ethnographic and cultural studies. Etnografia, 2019(1(3)), 161-171.

Revunenkova, E. V. (1997). Nemnogo ob istorii i geografii Maklaevskikh chtenii [A few words about the history and geography of the Maclay Conferences]. In E. V. Revunenkova, & N. A. Butinov (Eds.). Etnografiia, istoriia i kul'tura stran Iuzhnykh morei (Maklaevskie chteniia 1995-1997 gg.) (pp. 3-9). MAE RAN. (In Russian).

Revunenkova, E. V. (2018a). Liudmila Alekseevna Ivanova. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 207-209). MAE RAN. (In Russian).

Revunenkova, E. V. (2018b). Maket Kunstkamery "Traditsionnaia karo batakskaia derevnia" v istoriko-kul'turnom aspekte [Historical and cultural context of the model of the traditional Karo Batak village (Kunstkamera)]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul 'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 140-170). MAE RAN. (In Russian).

Revunenkova, E. V. (2018c). ".. .Sud'by skreshchen'ia" (iz zhizni issledovatelei i sobiratelei indoneziiskikh kollektsii) ["Fates interlacing." (From lives of researchers and gatherers of Indonesian collections)]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 171-208). MAE RAN. (In Russian).

Revunenkova, E. V. (2021). N. N. Miklukho-Maklai i izuchenie papuasov Novoi Gvinei [N. N. Miklouho-Maclay and his studies of the Papuans of New Guinea]. Etnografia, 2021(3(13)), 6-26. (In Russian).

Shaskol'skaia, T. I. (2018). Iz Arkhiva MAE RAN: stat'ia A. B. Piotrovskogo "Igry narodov Avstralii i Okeanii" [From the Archive of the Museum of Anthropology and Ethnography: The article by A. B. Piotrovskiy "Games of the peoples of Australia and Oceania"]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 101-117). MAE RAN. (In Russian).

Stanyukovich, M. V. (Ed.) (2008). Indoneziitsy i ikh sosedi = Indonesians and their neighbours: Festschrift E. V. Revunenkovoi i A.K. Ogloblinu [Indonesians and their neighbors = Indonesians and their neighbours: Festschrift for E. V. Revunenkova and A. K. Ogloblin]. MAE RAN. (In Russian).

Stanyukovich, M. V. (2017). Epos i obriad: obzor polevykh materialov po pokhoronnomu ska-zaniiu Yattuka, zapisannomu na Filippinakh v fevrale 2012 [An overview of field materials on the Yattuka hudhud ni nosi, a ritual chant recorded at the funeral of Lucbut of Boco, Nun-gawa, Asipulo at February 2012]. In E. G. Fedorova (Ed.). Materialypolevykh issledovanii MAE RAN (Vol. 187, pp. 191-212). MAE RAN. (In Russian).

Stanyukovich, M.V. (2018a). Belaia dama i ee libreta [The White Lady and her Libreta]. Fol'klor i antropologiia goroda, 1(1), 302-320. (In Russian).

Stanyukovich, M.V. (2018b). Kokosovaia charka, bambukovyi stakan. Etnografia i etnobotanika khmel'noi kul'tury Iugo-Vostochnoi Azii [Coco cup, bamboo cup. Ethnography and eth-nobotany of alcohol in Southeast Asia]. In M. V. Stanyukovich, & A. K. Kasatkina (Eds.). Muzeinye kollektsii i sovremennaia kul 'tura narodov Indonezii, Malaizii, Filippin, Okeanii (pp. 29-49). MAE RAN. (In Russian).

Stanyukovich, M. V. (2020). Pliaski plodorodiia. Tserkov' Presviatoi Devy rybolovnoi seti, Tant-suiushchego sv. Paskhaliia i sv. Klary Assizskoi na Filippinakh i ee iazycheskoe nasledie [Fertility dance. The Church of Our Lady of a Fishnet, of Dancing St. Pascual and of St. Clara of Assisi (the Philippines) and its ancient pagan heritage]. VestnikRGGU, Ser. Litera-turovedenie. Iazykoznanie. Kul'turologiia, 2020(5), 112-139. (In Russian).

Stanyukovich, M. V. (2021). Sobaka v kul'ture filippintsev i drugikh avstroneziitsev: Etnografi-ia, lingvistika, mifologiia, ritual [Dog in the culture of the Filipinos and other Austronesians: Ethnography, linguistics, mythology]. Etnografia, 2021(3(13)), 27-52. (In Russian).

Stanyukovich M. V., & Dmitrenko, S. Iu. (2018). Risovaia braga / kuvshinnoe vino.

Sopostavitel'nyi analiz leksiki filippinskikh i bakhnaricheskikh iazykov [Rice home brew / jar wine: A comparative analysis of Philippine and Bahnaric languages vocabulary]. In E. N. Kolpachkova (Ed.). Iazyki stran Dal'nego Vostoka, Iugo-Vostochnoi Azii i Zapadnoi Afriki (pp. 274-284). Izdatel'stvo TsSO. (In Russian).

Stanyukovich, M. V., & Fedorov, R. V. (2018). Neotlozhnaia polevaia etnografiia Iugo-Vostoch-noi Azii. Sever Kambodzhi i iug Filippin [Urgent anthropological field work in Southeast Asia. The North of Cambodia and the South of the Philippines]. Kunstkamera, 2018(1), 109-121. (In Russian).

Vinetskaia A. A., & Tutorskii, A. V. (2021). Zapisi iz poezdki na Bereg Maklaia v 2010 godu [Notes from a trip to the Maclay Coast in 2010]. In A. V. Tutorskii (Ed.). Bereg Maklaia v dnevnikakh i zapiskakh etnografov (pp. 287-313). Aleteiia. (In Russian).

Vozchikov, D. V. (2019). Amok, popugai i volshebnoe derevo: mir Nusantary v opisanii venet-sianskogo kuptsa 15 v. [Amok, parrots and a magic tree: The world of Nusantara as described by a 15th century Venetian merchant]. Etnografia, 2019(1(3)), 73-98. (In Russian).

Vozchikov, D. V. (2021). Prianosti i ugroza s moria: Malakka glazami venetsianskogo kuptsa 16 veka [Spices and the threat from the sea: Malacca as seen by a 16th-century Venetian merchant]. Etnografia, 2021(3(13)), 57-74. (In Russian).

•ft «ft «ft

Информация об авторах

Мария Владимировна Станюкович

кандидат исторических наук ведущий научный сотрудник, зав. Отделом Австралии, Океании и Индонезии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3 Тел.: +7 (812) 328-08-12 н mstan@kunstkamera.ru

Аглая Алексеевна Янковская

кандидат исторических наук младший научный сотрудник, Отдел Австралии, Океании и Индонезии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3 Тел.: +7 (812) 328-08-12 н yankovskaya@kunstkamera.ru

Information about the authors

Maria V. Stanyukovich

Cand. Sci. (History) Leading Research Fellow, Chair of the Department of Australia, Oceania and Indonesia, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Russia, 199034, St. Petersburg, University Emb., 3

Tel.: +7 (812) 328-08-12 s mstan@kunstkamera.ru

Aglaia A. Iankovskaia

Cand. Sci. (History) Junior Research Fellow, Department of Australia, Oceania and Indonesia, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Russia, 199034, St. Petersburg, University Emb., 3

Tel.: +7 (812) 328-08-12 s yankovskaya@kunstkamera.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.