Научная статья на тему 'ЖЕВАНИЕ БЕТЕЛЯ НА СЕВЕРНОЙ СУМАТРЕ: БАТАКИ КАРО И ИХ СОСЕДИ'

ЖЕВАНИЕ БЕТЕЛЯ НА СЕВЕРНОЙ СУМАТРЕ: БАТАКИ КАРО И ИХ СОСЕДИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Ключевые слова
БЕТЕЛЬ / ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ СТИМУЛЯТОРЫ / ЭТНОБОТАНИКА / БАТАКИ КАРО / СЕВЕРНАЯ СУМАТРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Янковская А. А.

Статья основана на полевых материалах, собранных автором в провинции Северная Суматра (Индонезия) в 2015 и 2018 гг. Практика жевания бетеля распространена по всей Юго-Восточной Азии и сопряжена со множеством ритуальных и коммуникативных функций. В современной Индонезии она сохраняется в сельской местности и не только, однако половозрастной состав употребляющих эту жевательную смесь претерпевает изменения. Среди этнических групп Северной Суматры (батакских народов, малайцев, а также ачесцев и гайо) можно наблюдать значительные различия в способах жевания и лексике, используемой для обозначения компонентов жвачки, в том числе бетельного листа и ореха арековой пальмы. Основное внимание в статье уделяется практике употребления бетеля среди батаков каро и ее роли в их повседневной жизни в настоящее время. Проводится сравнение между жеванием бетеля у каро и соседней группы батаков тоба, а также у других народов Северной Суматры, рассматриваются половозрастные аспекты этой практики, ее сосуществование с современными представлениями о красоте и роль бетеля в традиционной медицине и уходе за ребенком. В связи с последним автор обращает особое внимание на сохранение роли бетеля в практике surungi , заключающейся в оплевывании детей до двух лет бетельной смесью для защиты их от болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Янковская А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BETEL CHEWING IN NORTH SUMATRA: KARO BATAK AND THEIR NEIGHBORS

The article is based on the author’s field studies in North Sumatra, Indonesia, in 2015 and 2018. Betel chewing is an ancient cultural practice known all around Southeast Asia and associated with a number of ritual and social functions. In modern Indonesia, it can be still found in rural areas and beyond, yet the age and gender composition of those involved in the consumption of betel appears to undergo changes. Among the ethnic groups of North Sumatra (the Batak peoples, Malays as well as the Acehnese and Gayo), one can observe a remarkable diversity in the ways of betel chewing and the terms applied to the mixture’s components, i.e. betel leaf and areca nut. The article focuses on the practice of betel chewing among the Karo Batak, and on the role it plays in their daily activities nowadays. The author draws a comparison between betel chewing among the Karonese and the neighboring Toba Batak and other groups, and discusses a number of issues related to this practice, including its gender and age connotations, the impact of modern beauty standards and the role of betel in traditional medicine and childcare. Particular attention is paid to the role of betel in the practice of surungi .

Текст научной работы на тему «ЖЕВАНИЕ БЕТЕЛЯ НА СЕВЕРНОЙ СУМАТРЕ: БАТАКИ КАРО И ИХ СОСЕДИ»

DOI 10.31250/2618-8600-2021-2(12)-143-165

УДК 390 _

Музей антропологии и этнографии им. Петра

А. А. Янковская Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-0567-6627 E-mail: vulpecula@list.ru

I Жевание бетеля на Северной Суматре: батаки каро и их соседи

АННОТАЦИЯ. Статья основана на полевых материалах, собранных автором в провинции Северная Суматра (Индонезия) в 2015 и 2018 гг. Практика жевания бетеля распространена по всей Юго-Восточной Азии и сопряжена со множеством ритуальных и коммуникативных функций. В современной Индонезии она сохраняется в сельской местности и не только, однако половозрастной состав употребляющих эту жевательную смесь претерпевает изменения. Среди этнических групп Северной Суматры (батакских народов, малайцев, а также ачесцев и гайо) можно наблюдать значительные различия в способах жевания и лексике, используемой для обозначения компонентов жвачки, в том числе бетельного листа и ореха арековой пальмы. Основное внимание в статье уделяется практике употребления бетеля среди батаков каро и ее роли в их повседневной жизни в настоящее время. Проводится сравнение между жеванием бетеля у каро и соседней группы батаков тоба, а также у других народов Северной Суматры, рассматриваются половозрастные аспекты этой практики, ее сосуществование с современными представлениями о красоте и роль бетеля в традиционной медицине и уходе за ребенком. В связи с последним автор обращает особое внимание на сохранение роли бетеля в практике surungi, заключающейся в оплевывании детей до двух лет бетельной смесью для защиты их от болезней.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бетель, жевательные стимуляторы, этноботаника, батаки каро, Северная Суматра

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Янковская А. А. Жевание бетеля на Северной Суматре: батаки каро и их соседи. Этнография. 2021. 2 (12): 143-165. doi 10.31250/2618-8600-2021-2(12)-143-165

Peter the Great Museum of Anthropology and A. Iankovskaia Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy

of Sciences

St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0003-0567-6627 E-mail: vulpecula@list.ru

I Betel Chewing in North Sumatra: Karo Batak and Their Neighbors

ABSTRACT. The article is based on the author's field studies in North Sumatra, Indonesia, in 2015 and 2018. Betel chewing is an ancient cultural practice known all around Southeast Asia and associated with a number of ritual and social functions. In modern Indonesia, it can be still found in rural areas and beyond, yet the age and gender composition of those involved in the consumption of betel appears to undergo changes. Among the ethnic groups of North Sumatra (the Batak peoples, Malays as well as the Acehnese and Gayo), one can observe a remarkable diversity in the ways of betel chewing and the terms applied to the mixture's components, i.e. betel leaf and areca nut. The article focuses on the practice of betel chewing among the Karo Batak, and on the role it plays in their daily activities nowadays. The author draws a comparison between betel chewing among the Karonese and the neighboring Toba Batak and other groups, and discusses a number of issues related to this practice, including its gender and age connotations, the impact of modern beauty standards and the role of betel in traditional medicine and childcare. Particular attention is paid to the role of betel in the practice of surungi.

KEYWORDS: betel, ethnobotany, FOR CITATION: Iankovskaia A. Betel

chewing stimulants, Karo Chewing in North Sumatra: Karo Batak and Their

Batak, North Sumatra Neighbors. Etnografia. 2021. 2 (12): 143-165. doi

10.31250/2618-8600-2021-2(12)-143-165 (In Russ.).

История употребления бетеля в островной Юго-Восточной Азии насчитывает не одно тысячелетие, а его многочисленные ритуальные и социальные функции пронизывают культуры региона, тесно переплетаясь с другими практиками и мифологическими представлениями. Несмотря на общемировую тенденцию к отказу от этого легкого жевательного стимулятора, сегодня бетель по-прежнему широко распространен в австронезийском мире и в Индонезии в частности. В настоящей статье рассматривается современное бытование практики жевания бетеля у одного из народов этой страны — батаков каро, проживающих в провинции Северная Суматра.

Благодаря присутствию бетеля во многих сферах жизни и культуры каро упоминания о нем часто можно найти в источниках и научной литературе, посвященной этой этнической группе. Тем не менее непосредственно к теме жевания бетеля у каро исследователи, насколько мне известно, до сих пор не обращались; в Индонезии некоторый интерес к ней можно наблюдать в последнее десятилетие, однако до сих пор он проявлялся лишь в студенческих работах. На общеиндонезийском материале практика употребления бетеля была рассмотрена в статье Э. Рейда (Reid 1985), а в еще более широком — общерегиональном — контексте — в работах Д. Ф. Руни, А. Петерс и Т. Дж. Зумбройха ^оопеу 1993; Peeters 1970; Zumbroich 2008). Среди отечественных исследований, посвященных бетелю в малайско-индонезийском регионе, можно отметить статьи Е. В. Ревуненковой и А. К. Касаткиной (Ревуненкова 2008а; Касаткина 2015).

Появление этой статьи непосредственно связано с многолетним интересом сотрудников отдела Австралии, Океании, Индонезии и Филиппин МАЭ РАН к этноботанике австронезийского мира (см.: Станюкович 2016). К различным аспектам практики жевания бетеля в филиппинском контексте неоднократно обращалась заведующая отделом М. В. Станюкович (Станюкович 2010а, б; 2015; Stanyukovich 2014). В 2011 г. в МАЭ состоялась конференция, посвященная роли жевательных стимуляторов в культурах мира, а по ее итогам в 2015 г. был опубликован сборник статей (Бетель, кава... 2015). Приняв участие в этой публикации со статьей, основанной на средневековых письменных источниках, впоследствии я получила возможность познакомиться с практикой жевания бетеля на живом полевом материале.

В 2014-2015 гг., во время учебы в г. Медан и поездок по Северной Суматре и соседним провинциям, я неоднократно наблюдала жевание бетельной смеси у разных этнических групп, в том числе у батаков каро. Весной и летом 2015 г. я взяла серию интервью у каро, проживающих в окрестностях г. Кабанджахе, а также отдельные интервью у представителей других этнических групп Северной Суматры. Большая часть данных, изложенных в этой статье, основана на моих наблюдениях

и интервью 2015 г, а также на некоторых дополнительных материалах, собранных в ходе полевого выезда на Суматру в августе 2018 г.

КАК ЖУЮТ КАРО

Каро, один из батакских народов индонезийского острова Суматра, населяют округ Каро и прилегающие к нему районы провинции Северная Суматра, а также юг соседней провинции Аче. Расположенная к северу от озера Тоба, их этническая территория представляет собой высокогорное лесистое плато с возвышающимися над ним вулканами Синабунг и Сибайяк. Помимо традиционного для них суходольного рисоводства, с начала XX в. каро занимаются также выращиванием овощей и фруктов на экспорт, чему благоприятствует прохладный горный климат. Большинство каро исповедуют синкретическую версию христианства, вобравшую в себя многие элементы предшествовавших ему религиозных практик и представлений. Для каро характерно деление на пять экзогамных групп (мерга), а их язык, относящийся к северной ветви батакских языков, значительно отличается от языка соседней группы батаков

Рис. 1. Продавщицы бетеля, ареки и табака на рынке Pajak Singa, г. Кабанджахе. Октябрь 2014 г. Фото А. Янковской

Fig. 1. Betel leaves, areca nuts and tobacco sellers at Pajak Singa market, Kabanjahe. October 2014. Photo by Aglaia Iankovskaia

тоба, так что языки этих двух родственных народов являются взаимно непонятными.

На Северной Суматре наблюдается общая для островной Юго-Восточной Азии тенденция: практика жевания бетеля сходит на нет в городах и сохраняется преимущественно в сельской местности. В центре г. Медан, столицы провинции, где проживает значительное число каро, присутствие этой практики почти не ощущается. Однако уже на окраине, в расположенном на юге города районе Сималингкар, откуда уходят автобусы в направлении административного центра округа Каро г. Кабанджахе, можно увидеть выставленные на продажу связки листьев бетеля и кроваво-красные следы плевков на асфальте. В самом Кабанджахе и окрестных деревнях такие пятна встречаются повсеместно, а рты и руки местных женщин среднего возраста и старше часто бывают окрашены в красный цвет.

У каро жевание бетеля (индонез. makan sirih, каро-батакск. man belo) сегодня практикуется преимущественно женщинами, поскольку среди мужчин оно почти полностью вытеснено курением сигарет. Посещение женщинами деревенских варкопов — небольших кафе с ограниченным выбором напитков и закусок, где мужчины собираются выпить кофе

Рис. 2. Продавщица и потребительница бетеля на рынке Pajak Singa, г. Кабанджахе.

Октябрь 2014 г. Фото А. Янковской Fig. 2. A betel seller and consumer at Pajak Singa market, Kabanjahe. October 2014. Photo by Aglaia Iankovskaia

и выкурить сигарету, — не одобряется. Женские компании собираются за жеванием бетеля — дома, в гостях друг у друга, на рынке и на вечерних посиделках у огня на улице перед домом (чуду). Жевание бетеля также является неотъемлемой частью различных праздничных торжеств — свадеб, похорон, календарного фестиваля Kerja Tahun, — которые в деревнях проходят внутри специальных строений-навесов, предназначенных для собраний (джамбур или лос). В ходе таких мероприятий, длящихся часами, женщины проводят время за жеванием бетеля и разговорами.

Бетельная жевательная смесь, которую сегодня используют каро, состоит из пяти компонентов. Три из них являются основными и присутствуют во всех многочисленных вариантах жвачки, известных в Юго-Восточной и Южной Азии. Это свежий лист бетельной лозы Piper Betle (индонез. sirih; каро-батакск. belo), орех арековой пальмы Areca Cathechu (индонез. pinang; каро-батакск. buah mayang) и толченая известь (kapur на обоих языках). Соединение этих трех компонентов необходимо для высвобождения алкалоидов, обеспечивающих легкий наркотический эффект бетельной смеси. К ним каро добавляют еще два элемента, являющиеся стандартными дополнениями к бетельной жвачке по всей Индонезии с конца XVIII в. (Reid 1985: 536-537), — гамбир (каро-батакск. gamber), вытяжку из листьев растения Uncaria Gambir в виде сухих бурых брусков, и табак (каро-батакск. mbako). Из этих же пяти компонентов состояла бетельная жвачка каро в начале XX в. (Joustra 1926: 147).

Кусочки ареки и гамбира и щепотку извести заворачивают в лист бетеля (или в два), кладут в рот и жуют, сплевывая образующуюся красную слюну на землю или в специальное ведерко. Затем в рот добавляют большой комок табака (suntil)1, размеры которого служат предметом шуток для соседних этнических групп, использующих меньшее его количество. Такой комок закладывают за щеку или губу, периодически перемещая его во рту при помощи указательного пальца. При помощи двух пальцев, указательного и большого, его могут на время вынимать изо рта, что приводит к характерному окрашиванию рук жующих.

Некоторые деревенские жители используют бетель и ареку со своих огородов, однако чаще ингредиенты жевательной смеси покупают. На рынках Кабанджахе, в том числе центральном и собирающемся по понедельникам Pajak Singa, можно увидеть торговцев табаком и ингредиентами бетельной жвачки. Орехи ареки продаются поштучно, сушеный табак из больших мешков — на развес, а сравнительно дорогой по местным меркам свежий лист бетеля — в виде связок, состоящих из нескольких стопок листьев (kepit). Схожую картину наблюдала в 1980-х гг. Мэри Стидли, и эта картина за последние десятилетия почти не изменилась:

1 Если быть точнее, то сунтилом называют комок табака уже после попадания в рот, т. е. смешанный с разжеванной бетельной жвачкой и впитавший в себя красную слюну.

Рис. 3. Ингредиенты бетельной жвачки и принадлежности для жевания (сумочка кампил

и ступка туту-туту), принадлежащие пожилой женщине из деревни Синга. Декабрь 2014 г. Фото А. Янковской

Fig. 3. Betel quid ingredients and chewing equipment (kampil and tutu-tutu) belonging to an elderly woman from Singa village. December 2014. Photo by Aglaia Iankovskaia

На каждом рынке каро есть торговки бело, обычно женщины постарше, одетые в саронги и тудунги2. Они сидят на земле или на корточках за столиками, на которых разложены тугие связки листьев, в то время как покупатели оценивают свежесть листьев, спрашивают об их происхождении, а порой и (ведь регулярные покупатели незаметно становятся друзьями) пробуют товар на вкус, вступая с продавцами в рыночную беседу — увлекательную и чисто женскую смесь шуток, сплетен и избитых жалоб, прерывистую и перемежающуюся быстрыми сделками, окриками прохожих и громкой критикой конкурентов. Цены разнятся и зависят от близости знакомства покупателей с продавцом, их умения торговаться, а также издержек, однако, в отличие от других рыночных мер измерения количества, связки листьев бетеля (кепит) всегда одного размера — двадцать плотно сложенных один поверх другого листьев с черенками, смотрящими в одну сторону для облегчения счета (Steedly 1993: 181-182).

2 Тудунг — головной убор замужних женщин каро, представляющий собой ткань, свернутую особым образом и образующую широкий валик надо лбом.

На рынке можно купить и связанные с жеванием бетеля утварь и аксессуары, однако немногие из них сегодня остаются в употреблении. Так, характерные для каро контейнеры для извести (tagan), представляющие собой покрытую рисунком бамбуковую трубку с крупной деревянной крышкой, в настоящее время можно увидеть разве что в музеях или частных коллекциях. Также едва ли можно увидеть в употреблении распространенные по всей Индонезии щипцы для измельчения ареки (индонез. kacip; каро-батакск. kalakati3), поскольку для этой цели каро, как правило, пользуются небольшим ножом. В то же время пожилыми женщинами по-прежнему широко применяется tutu-tutu — металлическая ступка с пестиком, в которой бетельную смесь толкут из-за невозможности ее разжевать. Такие ступки продолжают изготавливать и продавать на рынке, как и плетеные сумочки для бетеля — kampil (ПМА 2015, 2018).

В повседневной жизни для бетеля и необходимых принадлежностей каро сегодня используют фабричные сумки, косметички или пластиковые пакеты, а для хранения отдельных ингредиентов — те же пакеты или пластиковые контейнеры. Однако для более торжественных случаев, таких как посещение свадьбы или просто прием гостей, у немолодых замужних женщин каро есть кампил — плетенная из листа пандануса прямоугольная сумочка, украшенная геометрическим орнаментом и вставками из красной ткани и фольги. Такие сумочки можно найти в коллекциях МАЭ, датируемых концом XIX в. (например, МАЭ № 854-16), а также во многих батак-ских коллекциях музеев мира. Сегодня они по-прежнему востребованы и служат важным аксессуаром гостьи на свадьбе, такую сумочку держат в руках или кладут вместе с другими личными вещами в большую круглую плетеную корзинку (raga dayang). Непосредственно связан с бетелем и обязательный элемент костюма каро-батакской невесты, kujam, представляющий собой корзиночку из ткани и бисера в красно-черно-белых тонах, внутри которой находятся прямоугольные сумочки меньшего размера для компонентов жвачки. Такую корзинку с выглядывающими из нее свежими листьями бетеля можно увидеть на большинстве свадеб каро, даже если сама невеста бетель не употребляет.

В этом случае бетель не столько выполняет ритуальные функции, сколько выступает символом приверженности «традиционным» ценностям и обычаям каро. Несмотря на важнейшую роль бетеля в культурах большинства народов Индонезии, для каро он, как и для многих других, служит одним из маркеров этнической идентичности (наряду с тканью уис и «традиционным» домом с высокой крышей). Во всех музеях Северной Суматры, где в экспозиции представлены предметы каро-батакской культуры,

3 Слово kalakati (ср. тоба-батакск. halahati) в значении 'щипцы для ареки' можно также найти у ду-сунов малазийской части Калимантана (Касаткина 2015: 75). Вероятно, корни его следует искать в Южной Азии, где встречаются такие слова для этого инструмента, как adkatri (конкани) и adkatti (каннада), а санскр. kartati значит «разрезать» (я благодарю Марка Аранха за эту информацию).

можно найти принадлежности для жевания. В апреле 2015 г в Медане Государственным музеем провинции Северная Суматра была организована временная выставка, посвященная традициям жевания бетеля на Северной Суматре и отразившая общественный интерес к этой практике и ее стойкую ассоциацию с культурным наследием. Сегодня образ носительницы традиций каро, пожилой женщины (и/и/), помимо саронга, головного убора тудунг и ткани уис на плече, обязательно включает сумочку кампил с принадлежностями для жевания. Однако в то же время жевание бетеля продолжает существовать у каро как живая практика, изменяясь и распространяясь среди молодого поколения (йий^ 2011).

БЕТЕЛЬ У БАТАКОВ ТОБА И ДРУГИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ СУМАТРЫ

В культуре каро жевание бетеля, как и многие другие «традиционные» элементы, сегодня сохраняется как принадлежащее женскому миру. Курение сигарет, ассоциирующееся с современностью и заменившее бетель во многих сферах, воспринимается как мужская практика, и курящую женщину каро можно увидеть нечасто — по крайней мере, делающую это открыто. Такая тенденция характерна для всей Индонезии и, очевидно, объясняется мужской моделью курения, заимствованной индонезийцами у европейцев вместе с этой практикой (Reid 1985: 539). С этим

Рис. 4. Продавцы бетельных свертков в г. Лхоксемаве, пров. Аче. Июнь 2015 г. Фото А. Янковской

Fig. 4. Betel wraps sellers in Lhokseumawe, Aceh. June 2015. Photo by Aglaia Iankovskaia

связана в том числе и устойчивость жевания бетеля среди женщин, несмотря на его противоречие современным представлениям о красоте и цивилизованности: если для мужчин сигареты восполняют многие функции бетельной жвачки, то женщинам современное индонезийское общество не предлагает социально одобряемой альтернативы.

Примечательно, что у близких к каро батаков тоба границы между мужским миром курения и женским миром жевания представляются более размытыми. Курящих батачек тоба можно увидеть гораздо чаще, чем представительниц соседних этнических групп, и эта привычка необязательно служит для них заменой жевания бетеля — многие женщины совмещают эти две практики в повседневной жизни. Можно услышать также о жующих бетель мужчинах, однако происходит это преимущественно по праздникам, т. е. в ритуальном контексте (ПМА 2015).

По словам информантов, способы жевания бетеля у каро, тоба, а также батаков сималунгун в целом схожи и различаются лишь размерами комочка табака (сунтил) — у каро он наиболее объемный, у тоба — небольшой или средний, а у сималунгун — средний по их собственной оценке и большой с точки зрения тоба (ПМА 2015). И тоба, и сималунгун используют те же, что и каро, пять основных компонентов смеси: бетель (тоба-батакск. demban или napuran), ареку (тоба-батакск. pining), известь (тоба-батакск. hapur), гамбир и табак. По желанию в жвачку могут добавлять также гвоздику, орех кемири (Aleurites Moluccana), кенчур (Kaempferia Galanga) или пару зерен риса — для укрепления зубов. Как и каро, тоба и сималунгун сегодня почти не используют специальных принадлежностей для бетеля, заменяя их косметичками, жестяными банками, пластиковыми пакетами и контейнерами, а также обычными ножами для измельчения ареки. Щипцы для ареки (тоба-батакск. halahati) встречаются редко, что информантка тоба с о. Самосир объяснила тем, что их сложно купить, поскольку изготавливают их в Аче (ПМА 2015).

Действительно, такие щипцы на Северной Суматре я видела в употреблении только у малайцев и ачесцев прибрежных районов острова — в городах Танджунг Пура (округ Лангкат, пров. Северная Суматра) и Лхоксемаве (пров. Аче). Пожилая малайка Фаузия из Танджунг Пуры, у которой я брала интервью в июне 2015 г., рассказала, что ее щипцы были привезены сравнительно недавно из Лхоксемаве взамен утерянных старинных, которыми она пользовалась до этого. В наследство от бабушки по отцу ей также достался латунный набор бетельных принадлежностей, состоящий из подноса и небольших круглых контейнеров для ингредиентов смеси. Такие наборы (см.: Rooney 1993: 42-43) распространены по всей Индонезии среди малайцев, яванцев и других народов, однако для батаков не характерны. Из своего набора Фаузия сегодня использует только один контейнер, остальные хранятся на чердаке

за ненадобностью. Ее нынешний комплект принадлежностей для жевания представляет собой корзинку, в которой находятся латунный контейнер с арекой, три пластиковые баночки с табаком, известью и гамбиром, щипцы и свежие листья бетеля.

Порядок жевания выглядит следующим образом: сначала в рот кладется и жуется арека, затем добавляется бетельный лист с известью и гамбиром, а затем — маленькая щепотка табака. Без табака жвачка представляется Фаузии недостаточно вкусной; нередко она жует табак отдельно. Для очищения зубов после жевания используется волокнистая оболочка ореха ареки, а маленькая ложечка для извести позволяет не запачкать руки. Фаузия жует бетель во дворе своего дома или в гостях, но только у близких людей, предпочитая не делать этого при посторонних. Из контекстов, когда жевание бетеля нежелательно, она смогла назвать лишь похороны (на которых не жуют открыто, но могут делать это на кухне или заднем дворе), и мечеть, где нельзя жевать внутри, но допустимо на улице. По словам Фаузии, почти никто из малаек в Танджунг Пуре не курит, а мужчины могут изредка жевать бетель, однако делают это гораздо реже, чем мужчины каро или ачесцы. Также она отметила, что в Аче в смесь кладут слишком много ареки, что может вызывать головную боль (ПМА 2015).

Позже в Лхоксемаве, втором по величине городе провинции Аче, в которой жевание бетеля адаптировалось к мусульманским порядкам (Стоун 2015: 48), я видела маленькие свертки для жевания, которые готовила и продавала пожилая супружеская пара в популярном месте вечерних прогулок. Способ их употребления предполагал проглатывание слюны, а не сплевывание. Свертки были двух видов — сладкие (аческ. ranup mameh) и горькие (аческ. ranup phet). Сладкая разновидность состояла из смешанной с сахаром измельченной ареки, завернутой в лист бетеля; известь в нее не добавляли. Горькие свертки включали больше ингредиентов: бетель (аческ. ranup), ареку (аческ. pineung), известь (аческ. gapu), кенчур (аческ. boh cuko) и ажгон (аческ. jeumujo). В обоих случаях компоненты заворачивали в лист бетеля и скрепляли палочкой из ореха ареки; для измельчения ареки использовали щипцы (аческ. rampagoe).

По словам продавцов, их покупателями в основном были мужчины, которые брали свертки либо для себя, либо домой для супруги. В Аче мужчины, в том числе молодые, жуют бетель, однако чаще это делают представители старшего поколения. Молодые девушки же, напротив, его избегают, поскольку боятся испортить цвет зубов (ПМА 2015). Никто из информантов не слышал о кормлении жениха и невесты друг друга бетелем, описанном путешественником XIV в. Ибн Баттутой в рассказе о султанате Самудра, находившемся в окрестностях современного Лхоксемаве (Янковская 2015: 38). Присутствие бетеля в свадебном контексте в Аче сегодня ассоциируется в первую очередь с обычаем Ba Ranup, включающим преподнесение семье невесты особой композиции из листьев

бетеля в виде башни. Важнейшая роль бетеля в свадебной обрядности и его передача стороной жениха стороне невесты в ходе сватовства характерны для всего малайско-индонезийского региона (Ревуненкова 2008б: 166). Малайцы Суматры преподносят бетель завернутым в ткань сонгкет, а гайо, населяющие внутренние районы Аче, — в специальном тканом конверте bebalun (ПМА 2015).

В июне 2015 г. такой конверт, а точнее комплект из конверта (сумочки без ручки), меньшей сумочки-кармашка для табака и салфетки, украшенных разноцветной вышивкой на черном фоне, можно было купить на рынке г. Такенгон. Там же, на рынке, продавали компоненты бетельной смеси. Гайо использует для жевания те же пять ингредиентов, что и другие народы Северной Суматры: бетель (гайо mangas), ареку (гайо pinang), известь (гайо kapur), гамбир (гайо kacu) и табак, — к которым добавляют также гвоздику и конел (konyel), красно-коричневое волокно из ароматической древесной коры. По словам продавца, слюна при жевании сглатывается, а жуют среди гайо в основном женщины, мужчины делают это редко и по особым случаям, в том числе на свадьбах и других праздниках. Позже в деревне Келиту, расположенной, как и Такенгон, на берегу озера Лаут Тауар, пожилой женщиной гайо мне был продемонстрирован порядок жевания: в лист бетеля она завернула кусочек ареки, известь, гамбир, гвоздику и конел, а затем положила сверток в рот (ПМА 2015).

Можно заключить, что способы употребления бетельной смеси у народов Северной Суматры схожи, но в то же время у каждого из них имеют свои особенности. Различаются соотношение ингредиентов, порядок их добавления, дополнительные ароматизаторы и принадлежности. Некоторые народы чаще ограничиваются основной пятеркой компонентов (бетель, арека, известь, гамбир и табак), другие дополняют смесь различными ароматическими добавками. Различается и терминология, применяемая к составляющим бетельной смеси в языках этих этнических групп (см. табл.). Примечательно, что наибольшее разнообразие терминов характерно для самого бетеля, что свидетельствует о древности и глубокой укорененности практики его жевания на Суматре4.

Таблица

Bahasa Indonesia Bahasa Karo Bahasa Batak Toba Bahasa Aceh Bahasa Gayo

Бетель sirih belo demban / napuran ranup mangas / belo

Арека pinang buah mayang pining pineung pinang

Известь kapur kapur hapur gapu kapur

4 Разнообразие терминов для бетеля характерно для всего Малайского архипелага и считается свидетельством исконности его употребления в регионе (Reid 1985: 529; Zumbroich 2008: 101).

Как можно видеть, слова для ареки и извести у всех народов в целом схожи. В случае с известью они соответствуют яванскому и малайскому кариг («известь») и восходят к протоавстронезийской форме *qapuR («известь») или *apuR («бетельная жвачка») (Дмитренко, Станюкович 2020: 14). Отсюда же, очевидно, происходит и один из тоба-батакских терминов для бетеля — паригап. Среди слов, обозначающих ареку, выделяется лишь каро-батакское buah тауаng, где buah, как и в индонезийском языке, означает «плод». Также интересно и слово Ье1о, обнаруживающее сходство с обозначениями бетеля в мон-кхмерских языках (Дмитренко 2015: 91). Помимо каро, его используют их соседи с севера гайо. Анализ происхождения каро-батакской терминологии, связанной с жеванием бетеля, не входит в задачи этой статьи, однако мог бы стать темой отдельного исследования.

ДЕРЕВНЯ СИНГА И ОКРЕСТНОСТИ: ЖЕВАНИЕ, ПЛЕВАНИЕ И ОПЛЕВЫВАНИЕ

В мае 2015 г. я взяла шесть интервью у практикующих жевание бетеля жительниц деревень Синга и Ламбар в окрестностях Кабанджахе (район Тигапанах) в возрасте от 33 до 97 лет (годы рождения: 1918(?), 1957, 1964, 1972, 1980 и 1982)5. Все информантки идентифицировали себя как каро и христианок, занимались сельским хозяйством; все были замужними женщинами с детьми или вдовами. В деревне Синга, где я бывала неоднократно в 2015-м, а также в 2018 г., были сделаны наблюдения этой практики в различных контекстах, также легшие в основу настоящей статьи. Расположенная в пятнадцати минутах езды от Кабанджахе, Синга окружена садами, огородами и суходольными рисовыми полями, принадлежащими жителям деревни. Население Синги в 2019 г. составляло 2858 человек, из них подавляющее большинство исповедуют христианство и незначительное число жителей — ислам, в деревне есть три церкви. Жители Ламбара (население 1388 человек) также в большинстве своем христиане, хотя процент мусульман там выше, чем в Синге (Кесата!ал ТщарашЬ... 2020: 25, 51).

В интервью я ориентировалась на опросник, составленный М. В. Станюкович для изучения бетеля и других жевательных стимуляторов (2010а). Удалось охватить далеко не все, весьма многочисленные, аспекты и культурные коннотации жевания бетеля у каро. В частности, почти незатронутыми остались символика бетеля и его ритуальные функции. Присутствие бетеля в обрядах жизненного цикла (например,

5 Я благодарю Априну Тариган за помощь в организации интервью, а также за уточнение ряда деталей.

в свадебном ритуале pinggan pasu6), а также в земледельческих ритуальных практиках каро (van der Goes 1997: 386-387, 392) известно из источников, однако изучение его роли в них сегодня требует более длительных наблюдений в самых разных контекстах. Собранные мною сведения можно условно разделить на три группы: (1) состав и способ употребления жвачки, связанные с ней принадлежности и терминология; (2) половозрастной состав жующих и некоторые аспекты этикета, т. е. кто и в каких ситуациях жует бетель; (3) представления о лечебных свойствах бетельной смеси и отдельных ее компонентов, применение их в народной медицине, а также оценка последствий жевания в контексте современных стандартов красоты.

Порядок жевания бетеля у каро был в общих чертах описан в начале статьи, однако, как оказалось, на практике его не всегда придерживаются. Так, часто вместе с бетельным листом используется заранее смешанный порошок из извести и гамбира, а арека добавляется в рот позднее; иногда в жвачку добавляют кемири. Также в ходе интервью выяснилось, что почти все информантки при жевании исключают из смеси ареку, т. е. один из ключевых компонентов. Пожилые люди часто поступают так из-за невозможности разжевать орех, однако самая старшая из опрошенных женщин единственная продолжала использовать ареку, измельченную в ступке. Среди причин отказа от этого ингредиента остальные информантки называли то, что от ареки повышаются пульс и давление и болит голова, а также то, что она вызывает зависимость. В то же время все опрошенные считали обязательным элементом жвачки табак, без которого процесс жевания для них неполноценен.

По словам информанток, они жевали бетель от трех до десяти раз в день и даже более (до двадцати раз в праздники) — в одиночестве и в компании, дома и в поле после работы, после еды для освежения дыхания. Из ситуаций, когда жевание не допускается, они смогли назвать только посещение церкви, объяснив это тем, что бетель отвлекает от восприятия проповеди. Действительно, в протестантской церкви Синги можно увидеть табличку, запрещающую жевание бетеля (наряду с курением и использованием мобильных телефонов). Основной причиной жевания информантки называли расслабляющее действие бетельной смеси, позволяющее снимать стресс и на время забывать о проблемах. В этом свете правильнее было бы называть бетель не жевательным стимулятором, а релаксантом (на что уже обращал внимание Э. Рейд (Reid 1985: 532-533)). Одной из женщин было отмечено, что жевание бетеля создает атмосферу общности и гостеприимства. Упоминалась и такая древняя

6 Pinggan рат — белая фарфоровая тарелка с листьями бетеля, рисом и деньгами, которая вместе с тканью уис преподносится семьей жениха родителям невесты во время свадьбы (ПМА 2018).

функция бетеля, как освежение дыхания (о ней сообщают еще средневековые источники (Васильков 2015: 21)).

На вопрос о том, когда они начали жевать бетель, информантки давали самые разные ответы. Две из них (1918 и 1972 г. р.) начали жевать после замужества (в возрасте 23-25 лет), а женщины 1957 и 1964 г. р. — совсем недавно, в 56 и 48 лет соответственно. Одна из последних также рассказала, что многие женщины каро начинают жевать из-за стресса или после того, как овдовели, — от скуки. Кроме того, она подтвердила распространенное мнение, что начинать жевать бетель можно после замужества, поскольку с этого момента женщина допускается в круг жующих на праздниках. В своем представлении о том, что жевание бетеля — занятие преимущественно замужних и пожилых женщин, каро сходятся с бата-ками тоба: так, информантка с о. Самосир, известная ткачиха, объяснила, что жуют бетель обычно женщины старше 30 лет, поскольку они «включаются в культуру пожилых людей» (masuk budaya orang tua) (ПМА 2015).

Тем не менее две самые молодые информантки каро (1980 и 1982 г. р.) рассказали, что начали жевать еще во время учебы в школе (в возрасте 7 и 15 лет), а пятилетняя дочь одной из них жевала бетель-ную жвачку (в состав которой входило и немного табака) во время интервью. Мать не видела в этом вреда, поскольку у ребенка еще не поменялись зубы. При этом остальные информантки, у которых я спрашивала, можно ли жевать бетель детям, отвечали отрицательно. Большинство ссылались на то, что для детских зубов вредна известь; также высказывались мнения, что ребенок испачкается и это неуместно в школе. Тем не менее, употребление бетеля детьми (девочками), по-видимому, остается у каро распространенным явлением.

Сложно сказать, является ли жевание бетеля незамужними девушками и девочками современной тенденцией, связанной с ослаблением социального контроля. В прошлом, выходящем за пределы памяти ныне живущих каро, разрешение жевать бетель девочки получали в возрасте около 7 лет после процедуры подпиливания зубов (Loeb 1933: 44), однако это ограничение, по-видимому, исчезло вместе с практикой зубных модификаций. Вероятно, в какой-то момент на смену этому раннему обряду инициации пришло строго нерегламентированное представление о замужестве как начале взрослой жизни и уместном времени для того, чтобы начинать жевать бетель. Карина Гинтинг, старейшая жительница Синги (на момент интервью ей было 97 лет), рассказала, что во времена ее молодости незамужние девушки в деревне не жевали бетель, хотя никто им этого не запрещал. Сама она пробовала его до замужества — в частности, с пожилыми женщинами в поле. Одна из молодых информанток, начавшая жевать в детском возрасте, также отметила, что поначалу делала это редко и в привычку это у нее вошло гораздо позже.

Рис. 5. Карина Гинтинг. Дер. Синга, май 2015 г. Фото А. Янковской Fig. 5. Karina Ginting. Singa village, May 2015. Photo by Aglaia Iankovskaia

Матери и бабушки всех информанток, по их словам, жевали бетель, однако никто из них не мог вспомнить, чтобы это делали их отец или дед. По свидетельству Карины Гинтинг, чье детство пришлось на 1920-е гг., уже в то время большинство мужчин в деревне не жевали бетель, а курили. То есть тогда, по всей видимости, среди мужчин каро, бывших активными потребителями бетеля в 1900-х гг. Уош1та 1926: 147), уже завершился переход от жевания к курению, происходивший по всей Индонезии со второй половины XIX до середины XX в. (Reid 1985: 538-539). Все опрошенные женщины подтвердили, что мужчины каро сегодня редко жуют бетель. Признание одной из них, что ее супруг иногда жует бетель дома вместе с ней, вызвало смех и умиление среди присутствовавших женщин. В то же время самые молодые из информанток рассказали, что их мужья не находят жевание бетеля привлекательным и ругаются, если жены не чистят зубы после него.

Среди жующих бетель женщин каро сегодня можно встретить разные подходы к гигиене: кто-то жует аккуратно, так что окрашиваются только губы, создавая эффект красной помады, или регулярно чистит зубы, сохраняя их белый цвет; другие же имеют неровные красные подтеки вокруг рта и рыжеватый цвет зубов. Почти все опрошенные информантки

Рис. 6. Жительницы дер. Синга на ежегодном празднике Кеца ТаЬип. Март 2015 г. Фото А. Янковской

Fig. 6. Singa village residents at Kerja Tahun annual festival. March 2015.

Photo by Aglaia Iankovskaia

назвали белый цвет зубов более красивым, чем темный оттенок, однако, по-видимому, не все были готовы прилагать усилия для его достижения. Воспоминания о практиках чернения и подпиливания зубов, бытовавших среди батаков в прошлом (Ревуненкова 2010: 119; Joustra 1926: 178; Loeb 1933: 44), и связанных с ними представлениях о красоте сегодня почти стерлись из памяти каро. Так, никто из каро, которым я показывала фотографию набора инструментов для подпиливания зубов из коллекций МАЭ (МАЭ № 381A-20-25, конец XIX в.), не смог назвать назначения этих предметов (ПМА 2018). Потемнение зубов из-за жевания бетеля сегодня воспринимается приверженцами этой практики скорее как нежелательное (но для многих незначительное) последствие привычки, от которой они не готовы отказаться. При этом красный цвет губ, окрашенных бетель-ной жвачкой, продолжают считать красивым, особенно для женщин старшего возраста.

Все опрошенные информантки, а также другие женщины каро, с которыми я говорила, оценивали воздействие бетеля на здоровье как исключительно положительное и не находили в нем никакого вреда, кроме косметического — потемнения зубов. Для здоровья зубов смесь считается даже полезной: мужчины каро, жующие бетель эпизодически, делают это

не только в ритуальных контекстах, но и как лекарство от зубной боли. Многие информантки могли назвать полезные свойства отдельных ингредиентов смеси, применяемых в народной медицине. Так, отваром бетель-ного листа промывают глаза и раны, а также принимают его внутрь от женских недомоганий. Кроме того, свежий бетель без других ингредиентов советуют жевать при боли в горле и кашле. Распространенные представления о лечебных свойствах бетеля активно используются производителями косметики, например зубной пасты или мыла для интимной гигиены. Известь, по словам информанток, помогает от ожогов и кожного зуда после укусов насекомых, а гамбир — от боли в животе.

Однако важнейшая роль бетельной смеси в народной медицине каро связана с практикой, известной как surungi и заключающейся в оплевывании маленьких детей бетельной слюной для защиты их от болезней. Этот обычай, направленный на усиление жизненной силы ребенка и защиту его от злых сил, известен из свидетельств первой половины XX в. (Ревуненкова 2010: 112) и, согласно моим полевым материалам, сохраняется у каро и по сей день. В его основе лежат представления о целебных свойствах и бетельной жвачки, и слюны, распространенные по всей Юго-Восточной Азии. Схожие с surungi практики оплевывания можно найти у многих народов региона, в том числе у соседей каро — батаков тоба и гайо (ПМА 2015), а также у даяков и перанакан ^оопеу 1993: 31-32).

Процедуре surungi регулярно подвергаются дети в возрасте до двух лет, после чего ее проводят все реже и постепенно прекращают. Мать (или бабушка) разжевывает бетельную смесь и оплевывает (а точнее опрыскивает, особым образом распыляя слюну) все тело ребенка с головы до ног. Продемонстрированные информантками действия были похожи не столько на плевки, сколько на резкое выдыхание воздуха сквозь зубы. По свидетельству Карины Гинтинг, процедуру начинают с рук, а затем переходят к голове, телу и ногам. Необходимость делать surungi для ребенка она назвала одной из причин, почему во времена ее молодости многие женщины начинали жевать бетель после замужества. Тогда эта процедура, как правило, осуществлялась самой матерью, однако сегодня ее часто делают бабушки или другие старшие родственницы. Помимо ребенка, ей также подвергается мать сразу после родов (ПМА 2015).

В основе surungi лежит идея защиты (от болезней и вредоносных сил), то есть это действие производится профилактически. Наряду с ним в народной медицине каро существует практика оплевывания и взрослых, и детей для лечения определенных недомоганий (насморка, головной боли, боли в горле), известная под более общим словом sembur (индонез. тепуетЬиг — 'обрызгивать, опрыскивать'). Такое оплевывание производится не бетельной жвачкой, а разжеванной смесью других растительных компонентов — таких как имбирь, кемири, кенчур, черный перец или чеснок (иногда среди них бывает арека). Орошается не все тело,

а определенные зоны, например лоб и шея. В Синге в случае простуды за такой медицинской помощью обращаются к родственнице или соседке, известной своими крепкими зубами (ПМА 2015). В 2018 г. такая женщина по моей просьбе продемонстрировала два способа лечебного оплевывания — surungi (для ребенка или недавно родившей женщины) и sembur для простуженного. В первом случае она растирала смесь по коже руками, а во втором делала точечные плевки и оставляла их как есть (ПМА 2018).

Из всех традиционных функций бетеля у каро (ритуальных, коммуникативных, медицинских) его использование в практике surungi сегодня представляется в наименьшей степени подверженным изменениям. Ритуальные функции бетеля сохраняются, однако приобретают все более формальный характер, а его роль «социального клея» теряет свою универсальность. Если в прошлом бетель жевали все взрослые члены общества, то сейчас его употребление превратилось в предмет личного выбора, а коммуникативные функции этой практики во многом перешли к курению сигарет и питью кофе. В то же время за последнее столетие жевание бетеля приобрело у каро новые коннотации, связанные с тендерными ролями и этнической идентичностью. В свете его вытеснения курением среди мужчин жевание стало восприниматься как женское занятие, а его ассоциация с традицией и противопоставление современности превратили его в один из маркеров «каро-батакскости».

Изменения происходят и в способах употребления бетельной жвачки среди каро. Насколько можно судить при небольшом числе опрошенных, наблюдается тенденция к отказу от ключевого компонента смеси — ореха арековой пальмы — и превращению табака из дополнительной добавки в ее обязательный элемент. Можно ли говорить о процессе замещения основных действующих веществ традиционной смеси, а именно содержащихся в ареке алкалоидов, схожим с ними по воздействию никотином (Станюкович 2010б: 312), способно показать лишь исследование на основе большей выборки. Так или иначе, присутствие большого количества табака в каждой порции бетельной жвачки превращает женщин каро в активных потребительниц того же наркотического вещества, что употребляют и их курящие мужья.

Собранные мной сведения о жевании бетеля у батаков каро основаны на небольшом количестве интервью и требуют дальнейшего уточнения. Они отражают отношение к этой практике основной группы ее приверженцев среди этого народа — замужних женщин среднего и старшего возраста. В будущем было бы интересно опросить большее количество информантов из разных половозрастных групп — как каро, так и представителей других народов Северной Суматры, а также расширить круг вопросов. Тем не менее, я надеюсь, что уже собранные материалы, изложенные в этой статье, внесут вклад в изучение жевания бетеля в островной Юго-Восточной Азии. Они отражают современное состояние

этой культурной практики на Суматре, почти не описанное в литературе, и позволяют проследить динамику ее эволюции в культуре каро.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПМА 2015 — Полевые материалы автора. Поездки в округ Каро, провинция Северная Суматра, и другие районы провинций Северная Суматра и Аче, Индонезия, в марте-июне 2015 г.

ПМА 2018 — Полевые материалы автора. Экспедиция в округ Каро, провинция Северная Суматра, Индонезия, в августе 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5).

Васильков Я. В. Употребление бетеля в Индии по данным древних письменных источников // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5). С. 17-31.

Дмитренко С. Ю. «Бетельная» лексика в современном кхмерском языке: базовая терминология // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 89-108.

Дмитренко С. Ю., Станюкович М. В. Заметки о бетельной терминологии в языках Юго-Восточной Азии // Языки стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки: материалы XIV Международной научной конференции, Москва, 23-24 ноября 2020 г. М.: Ключ-С, 2020. С. 13-16.

Касаткина А. К. Употребление бетеля в Сараваке и Сабахе: из путевых заметок // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 70-88.

Ревуненкова Е. В. Ритуально-символическая роль бетеля в малайско-индонезийском регионе в прошлом и настоящем // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб.: МАЭ РАН, 2008а. С. 459-463.

Ревуненкова Е. В. Сулалат-ус-салатин: Малайская рукопись Крузенштерна и ее культурно-историческое значение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008б.

Ревуненкова Е. В. Ребенок в представлениях батаков Северной Суматры // Ревуненкова Е. В. Индонезия и Малайзия — перекресток культур: сб. статей. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 103-122.

Станюкович М. В. Бетель и другие легкие жевательные стимуляторы растительного происхождения. Основные направления исследования (программа) // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. СПб.: МАЭ РАН, 2010а. С. 323-328.

СтанюковичМ. В. «Сын бетельного ореха и листа бетеля»: символика Areca cathechu и Piper betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин // Acta Lingüistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2010б. № 1. С. 306-340.

Станюкович М. В. Черное и белое. Бетель, чернение и подпиливание зубов и колониальные предрассудки // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5). С. 243-264.

Станюкович М. В. О российских исследованиях австронезийской этноботаники (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Океания) // Роль ботанических садов в сохранении и мониторинге биоразнообразия Кавказа: материалы юбилейной Международной научной конференции, 6-10 сентября 2016 г. Сухум, 2016. С. 438-450.

Стоун К. Бетель за пределами своего культурного ареала // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 42-62.

Янковская А. А. География бетеля в «Путешествии» Ибн Баттуты // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5). С. 32-41.

Ginting M. "Man Belo" (Sebuah Etnografi Kegiatan Menyirih Sebagai Identitas Sosial Generasi Muda Karo di Kelurahan Titi Rantai, Kecamatan Medan Baru, Medan). Skripsi Sarjana. Medan: Universitas Sumatera Utara, 2011.

van der Goes B. Beru Dayang: The Concept of Female Spirits and the Movement of Fertility in Karo Batak Culture // Asian Folklore Studies. 1997. Vol. 56. No. 2. Pp. 379-405.

Joustra M. Batakspiegel. Tweede, Vermeerderde Druk. Leiden: S. C. van Doesburgh, 1926. 382 p. (Uitgaven van het Bataksch Instituut, № 21)

Kecamatan Tigapanah dalam angka 2020. Berastagi: Badan Pusat Statistik Kabupaten Karo, 2020.

Loeb E. M. Patrilineal and Matrilineal Organization in Sumatra: The Batak and the Minangkabau // American Anthropologist. Vol. 35. No. 1. 1933. P. 16-50.

PeetersA. Le Chique de Betel. Thèse pour le Doctorat. Paris, 1970. Vol. I-II. MS.

Reid A. From Betel-Chewing to Tobacco-Smoking in Indonesia // The Journal of Asian Studies. 1985. Vol. 44. No. 3. Pp. 529-547.

Rooney D. F. Betel Chewing Traditions in South-East Asia. Kuala Lumpur: Oxford University Press, 1993.

Steedly M. M. Hanging without a Rope: Narrative Experience in Colonial and Postcolonial Karoland. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1993.

Stanyukovich M. V. Betel, 'Lonely Heroes' and Magic Birth in the Philippines and Beyond: Comparative Mythology, Field Work and Folklore Corpora // Sources of Mythology: Ancient and Contemporary Myths. Ed. K. Antoni, D. Weiss. Proceedings of the Seventh Annual International Conference on Comparative Mythology (15-17 May 2013, Tuebingen). Zurich; Berlin: LIT, 2014. rp. 179-206.

Zumbroich T. J. The Origin and Diffusion of Betel Chewing: A Synthesis of Evidence from South Asia, Southeast Asia and Beyond // eJournal of Indian Medicine. 2007-2008. Vol. I. rp. 87-140.

REFERENCES

Betel', kava, kola, chat. Zhevatel'nye stimuliatory v rituale i mifologii narodov mira [Betel, Kava, Cola, Chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology]. Ed. M. V. Stanyukovich, A. K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2015. (In Russian).

Dmitrenko S. Yu. ["Betel lexica" in the Modern Khmer Language: Basic Terminology]. Betel', kava, kola, chat. Zhevatel'nye stimuliatory v rituale i mifologii narodov mira [Betel, Kava, Cola, Chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology]. Ed. M. V. Stanyukovich, A. K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2015, pp. 89-108. (In Russian).

Dmitrenko S. Yu., Stanyukovich M. V. [Notes on the Betel Terminology in the Languages of Southeast Asia]. Iazyki stranDal'nego Vostoka, Iugo-VostochnoiAzii i ZapadnoiAfriki: materialy 14 Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Moskva, 23-24 noiabria 2020 g. [Languages of the Countries of the Far East, Southeast Asia and West Africa: Proceedings of the 14th International Academic Conference, Moscow, 23-24 November 2020]. Moscow: Kliuch-S Publ., 2020, pp. 13-16. (In Russian).

Ginting M. "Man Belo" (Sebuah Etnografi Kegiatan Menyirih Sebagai Identitas Sosial Generasi Muda Karo di Kelurahan Titi Rantai, Kecamatan Medan Baru, Medan). Skripsi Sarjana. Medan: Universitas Sumatera Utara Publ., 2011. (In Indonesian).

Iankovskaia A. A. [The Geography of Betel in "The Journey" of Ibn Battuta]. Betel', kava, kola, chat. Zhevatel'nye stimuliatory v rituale i mifologii narodov mira [Betel, Kava, Cola, Chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology]. Ed. M. V. Stanyukovich, A. K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2015, (Maklay Publications. Issue 5), pp. 32-41. (In Russian)

Joustra M. Batakspiegel. Tweede, Vermeerderde Druk. Leiden: S. C. van Doesburgh Publ., 1926. 382 p. (Uitgaven van het Bataksch Instituut, no. 21). (In Dutch).

Kasatkina A. K. [Betel in Sarawak and Sabah: From the Travel Notes]. Betel', kava, kola, chat. Zhevatel'nye stimuliatory v rituale i mifologii narodov mira [Betel, Kava, Cola, Chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology]. Ed. M.V. Stanyukovich, A.K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2015, (Maklay Publications. Issue 5), pp. 70-88. (In Russian).

Kecamatan Tigapanah dalam angka 2020. Berastagi: Badan Pusat Statistik Kabupaten Karo Publ., 2020. (In Indonesian).

Loeb E. M. Patrilineal and Matrilineal Organization in Sumatra: The Batak and the Minan-gkabau. American Anthropologist, 1933, vol. 35, no. 1, pp. 16-50. (In English).

Peeters A. Le Chique de Betel. Thèse pour le Doctorat. Paris Publ., 1970. Vol. I-II. (In French).

Reid A. From Betel-Chewing to Tobacco-Smoking in Indonesia. The Journal of Asian Studies, 1985, vol. 44, no. 3, pp. 529-547. (In English).

Revunenkova E. V [Sulalat-us-Salatin: The Malay Manuscript of Kruzenshtern and Its Cultural and Historical Significance]. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie Publ., 2008. (In Russian).

Revunenkova E. V. [The Notion of a Child in Batak Traditional Concepts of Northern Sumatra]. Indoneziia iMalaiziia -perekrestok kul'tur: Sbornik statei [Indonesia and Malaysia—Crossroads of Cultures. Collection of Papers]. Ed. M. V. Stanyukovich, A. K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2010, (Maklay Publications. Issue 2), pp. 103-122. (In Russian).

Revunenkova E. V. [The Ritual and Symbolic Role of Betel in the Malay-Indonesian Region in the Past and Present]. Radlovskii sbornik: Nauchnye issledovaniia i muzeinye proekty MAE RAS v 2007 g. [Radlovskii Collection of Articles: Academic Studies and Museum Projects of the MAE RAS in 2007]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2008, pp. 459-463. (In Russian).

Rooney D. F. Betel Chewing Traditions in South-East Asia. Kuala Lumpur: Oxford University Press Publ., 1993. (In English).

Stanyukovich M. V. ["The Son of Betel Nut and Betel Leaf": The Symbolics of Areca Cathechu and Piper Betle in the Folklore and Traditional Culture of Ifugao and Other Peoples of the Philippines]. Acta Linguistica Petropolitana. Trudy / instituta lingvisticheskikh issledo-vanii [Works of the Institute of Linguistics], 2010, no. 1, pp. 306-340. (In Russian).

Stanyukovich M. V. [Betel and Other Light Chewing Stimulants Based on Plants. Field Manual (Program / Questionary)]. Radlovskii sbornik: Nauchnye issledovaniia i muzeinye proekty MAE RAS v 2009 g. [Radlovskii Collection of Articles: Academic Studies and Museum Projects of the MAE RAS in 2009]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2010, pp. 323-328. (In Russian).

Stanyukovich M. V. [Black and White. Betel, Teeth Blackening and Filing, and Colonial Prejudices]. Betel ', kava, kola, chat. Zhevatel 'nye stimuliatory v rituale i mifologii narodov mira [Betel, Kava, Cola, Chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology]. Ed. M. V. Stanyukovich, A. K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2015, (Maklay Publications. Issue 5), pp. 243-264. (In Russian).

Stanyukovich M.V. [On the Russian Studies of Ethnobotany of Austronesian Area (The Philippines, Indonesia, Malaysia, Oceania)]. Rol'botanicheskikh sadov v sokhranenii i monitoringe bioraznoobraziia Kavkaza. Materialy iubileinoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 6-10 sentiabria 2016 g. [The Role of Botanical Gardens in the Conservation and Monitoring of the Biological Diversity of the Caucasus]. Sukhum, 2016, pp. 438-450. (In Russian).

Stanyukovich M.V. Betel, 'Lonely Heroes' and Magic Birth in the Philippines and Beyond: Comparative Mythology, Field Work and Folklore Corpora. Sources of Mythology: Ancient and Contemporary Myths. Ed. K. Antoni, D. Weiss. Proceedings of the Seventh Annual International Conference on Comparative Mythology (15-17 May 2013, Tuebingen). Zurich; Berlin: LIT Publ., 2014, pp. 179-206. (In English).

Steedly M. M. Hanging without a Rope: Narrative Experience in Colonial and Postcolonial Karoland. Princeton, New Jersey: Princeton University Press Publ., 1993. (In English).

Stone C. [Betel Beyond its Cultural Homelands]. Betel', kava, kola, chat. Zhevatel'nye stimuliatory v rituale i mifologii narodov mira [Betel, Kava, Cola, Chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology]. Ed. M. V. Stanyukovich, A. K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2015, (Maklay Publications. Issue 5), pp. 42-62. (In Russian).

van der Goes B. Beru Dayang: The Concept of Female Spirits and the Movement of Fertility in Karo Batak Culture. Asian Folklore Studies, 1997, vol. 56, no. 2, pp. 379-405. (In English).

Vasil'kov Ya.V. [Betel Chewing in India in the Light of the Ancient Written Sources]. Betel', kava, kola, chat. Zhevatel'nye stimuliatory v rituale i mifologii narodov mira [Betel, Kava, Cola, Chat. Chewing Stimulants in Ritual and Mythology]. Ed. M. V. Stanyukovich, A. K. Kasatkina. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2015, (Maklay Publications. Issue 5), pp. 17-31. (In Russian).

Zumbroich T. J. The Origin and Diffusion of Betel Chewing: A Synthesis of Evidence from South Asia, Southeast Asia and Beyond. eJournal of Indian Medicine, 2007-2008 , vol. 1, pp. 87-140. (In English).

Submitted: 15.04.2021 Accepted: 30.05.2021 Article published: 01.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.