Научная статья на тему 'МАХАЧКАЛИНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ: СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920–1930-Е ГОДЫ'

МАХАЧКАЛИНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ: СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920–1930-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / Дагестан / Махачкалинское музыкальное училище / Г.А. Гасанов / А.А. Тахо-Годи / ведущие педагоги / народная музыка / академическая музыка / национальные инструменты / репертуар / формирование школы исполнительства / education / Dagestan / Makhachkala Music College / G.A. Gasanov / A.A. Taho-Godi / leading teachers / folk music / academic music / national instruments / repertoire / developing school for performance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Э.Б. Абдуллаева

Процесс формирования профессиональной музыкальной культуры, начавшийся в Дагестане в 1920-е годы, охватил несколько десятилетий. Именно в этот период были достигнуты первые результаты многоплановой политики культурного строительства. В обширном контексте проблем центральное место отводилось развитию музыкального образования. В статье предпринят культурно-исторический анализ становления музыкального образования в Дагестане. Показана включенность образовательного и культурного развития Дагестана в общий поток гуманитарно-просветительского вектора страны. Отмечены сложности социально-бытового характера в процессе складывания образовательного процесса при общей интенсивной направленности развития культуры. Названы имена выдающихся организаторов и педагогов, внесших значимый вклад в музыкальное воспитание учащихся и формирование музыкального профессионализма в Дагестане. Автор приходит к выводам, что Г.А. Гасанов, возглавивший этот важный процесс, будучи первым руководителем специального учебного заведения, способствовал формированию исполнительского академического искусства, композиторской школы и основ музыкальной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKHACHKALA MUSIC COLLEGE: FORMATION OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE 1920–1930S

The process of forming a professional musical culture, which began in Dagestan in the 1920s, spanned several decades. It was during this period that the first results of a multifaceted policy of cultural construction were achieved. In the broad context of the problems, the central place is given to the development of music education. The article undertakes a cultural and historical analysis of the formation of music education in Dagestan. The inclusion of the educational and cultural development of Dagestan in the general flow of the country’s humanitarian and educational vector is shown. Difficulties of a social and everyday nature in the process of developing the educational process with a general intensive focus on cultural development are noted. The names of outstanding organizers and teachers who made a significant contribution to the musical education of students and the formation of musical professionalism in Dagestan were named. The author comes to the conclusion that G.A. Gasanov, who led this important process, being the first head of a special educational institution, contributed to the formation of performing academic art, a school of composition and the foundations of musical science.

Текст научной работы на тему «МАХАЧКАЛИНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ: СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920–1930-Е ГОДЫ»

УДК 377.5

Abdullaeva E.B., Cand. of Sciences (Art Criticism), musicologist, Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Federal Research Center of the Russian

Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: elklas@mail.ru

MAKHACHKALA MUSIC COLLEGE: FORMATION OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE 1920-1930S. The process of forming a professional musical culture, which began in Dagestan in the 1920s, spanned several decades. It was during this period that the first results of a multifaceted policy of cultural construction were achieved. In the broad context of the problems, the central place is given to the development of music education. The article undertakes a cultural and historical analysis of the formation of music education in Dagestan. The inclusion of the educational and cultural development of Dagestan in the general flow of the country's humanitarian and educational vector is shown. Difficulties of a social and everyday nature in the process of developing the educational process with a general intensive focus on cultural development are noted. The names of outstanding organizers and teachers who made a significant contribution to the musical education of students and the formation of musical professionalism in Dagestan were named. The author comes to the conclusion that G.A. Gasanov, who led this important process, being the first head of a special educational institution, contributed to the formation of performing academic art, a school of composition and the foundations of musical science.

Key words: education, Dagestan, Makhachkala Music College, G.A. Gasanov, A.A. Taho-Godi, leading teachers, folk music, academic music, national instruments, repertoire, developing school for performance

Э.Б. Абдуллаева, канд. искусствоведения, Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального

исследовательского центра РАН, г. Махачкала, Е-mail: elklas@mail.ru

МАХАЧКАЛИНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ: СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-1930-Е ГОДЫ

Процесс формирования профессиональной музыкальной культуры, начавшийся в Дагестане в 1920-е годы, охватил несколько десятилетий. Именно в этот период были достигнуты первые результаты многоплановой политики культурного строительства. В обширном контексте проблем центральное место отводилось развитию музыкального образования. В статье предпринят культурно-исторический анализ становления музыкального образования в Дагестане. Показана включенность образовательного и культурного развития Дагестана в общий поток гуманитарно-просветительского вектора страны. Отмечены сложности социально-бытового характера в процессе складывания образовательного процесса при общей интенсивной направленности развития культуры. Названы имена выдающихся организаторов и педагогов, внесших значимый вклад в музыкальное воспитание учащихся и формирование музыкального профессионализма в Дагестане. Автор приходит к выводам, что ГА. Гасанов, возглавивший этот важный процесс, будучи первым руководителем специального учебного заведения, способствовал формированию исполнительского академического искусства, композиторской школы и основ музыкальной науки.

Ключевые слова: образование, Дагестан, Махачкалинское музыкальное училище, Г.А. Гасанов, А.А. Тахо-Годи, ведущие педагоги, народная музыка, академическая музыка, национальные инструменты, репертуар, формирование школы исполнительства

После установления советской власти в Дагестане к лету - осени 1920 года стали открываться первые классы музыки, музыкальные студии, певческие классы в Темир-хан-Шуре (Буйнакске) и Дербенте. На их базе шел процесс формирования музыкальных школ. Уже в январе 1921 года музыкальная студия в Темир-хан-Шуре обучала двести учеников и фактически выполняла функцию музыкальной школы. В школе могли обучаться музыке дети разных возрастов. Закладывание основ профессионального музыкального образования в республике связано с датой 1 апреля 1926 года, когда в Буйнакске был открыт Дагестанский музыкальный техникум - первое в Дагестане и на Северном Кавказе музыкального учреждения среднего звена. При нем также была сформирована музыкальная школа. Учебные заведения были призваны обучить одаренных детей и юношей музыке и подготовить из их числа необходимые для республики музыкальные кадры. На протяжении длительного периода учебный процесс этих двух учебных учреждений был взаимосвязан.

Актуальность исследования состоит в том, что при научно-историческом подходе выявляется необходимость и важность обнаружения и включения в научный обиход новых материалов и сведений по исследуемой проблеме. Анализ складывания предпосылок и особенностей формирования первого профессионального музыкального учебного заведения в республике вносит важные сведения в составление общей картины развития музыкального образования в Дагестане.

Объектом исследования стал опыт формирования музыкальной образовательной институции в республике. Предмет исследования связан с большим потенциалом музыкального образования и Махачкалинского музыкального училища как его центра развития исполнительской и композиторской «школ», региональных музыкальных академических традиций.

В статье поставлена следующая цель: посредством диахронического анализа исследовать сложный период складывания и становления одного из значимых направлений гуманитарного образования в республике. Поэтому определяющими задачами стало изучение вклада первых педагогов и основоположника профессиональной музыки и музыкального образования в Дагестане ГА. Гасано-ва в эту важную миссию, проводимую при большой поддержке со стороны руководства Дагестана. Также важно было объективно представить все позитивные и негативные тенденции этого непростого процесса.

Теоретическое значение данного исследования заключается в возможности применения данного опыта для последующего диахронического и синхронического изучения процессов музыкального образования в разные социально-исторические периоды и в реалиях современности.

Практическое значение исследования состоит в возможности опоры на опыт и методы педагогов-основоположников, сформировавших важные направления в развитии музыкального образования и культуры и воспитавших плеяду успешных учеников.

Проводником государственных инициатив в культурные институции Дагестана был А.А. Тахо-Годи (1892-1937) - народный комиссар просвещения, ученый, обществовед, организатор народного образования, публицист, лингвист, педагог. При его непосредственном участии были сделаны первые шаги в основании системы образования, музыкального в том числе, становлении краеведения и музееведения, открытии научно-исследовательского учреждения в Дагестане.

Именно он порекомендовал кандидатуру Готфрида Алиевича Гасанова (1900-1965) в качестве организатора музыкального образования в Дагестане. Первым директором учебных заведений стал стипендиат Дагестана, молодой музыкант, в ту пору еще студент Ленинградской консерватории Г.А. Гасанов. В годы учебы он часто посещал родной край и принимал активное участие в культурной жизни республики, поддерживал тесные связи с его руководством. И поэтому неудивительно, что нарком просвещения А.А. Тахо-Годи предложил именно Г. Гасанову организацию первого в Дагестане и на Северном Кавказе музыкального училища. Предложение его заинтересовало, и по ходатайству правительства республики он досрочно (в январе 1926 года) сдал выпускные экзамены и полностью посвятил себя ответственной миссии.

В самом начале своей педагогической и организаторской деятельности Г. Гасанов проявил себя как сформировавшийся музыкант, специалист, осознающий сложность задач, поставленных перед ним. Обучение в Ленинградской консерватории по композиции (у профессора В.П. Калафати) и фортепиано (у профессора М.Н. Бариновой) сформировало профессиональный фундамент и основы профессиональной педагогической деятельности.

Приступая к работе в Дагестане, ГА. Гасанов имел определенные педагогические установки и планы по организации музыкального образования в республике. Свое видение по этим вопросам он частично изложил в докладе, подготовленном для Наркомпроса и опубликованном на страницах журнала «Ко-муз» - еженедельного журнала театра, музыки и кино. Журнал регулярно издавался в 1926 году в Махачкале. В докладе говорится, что «в плане работ, рассчитанном на семь лет, а по некоторым специальностям - на пять лет обучения, техникумом предусмотрена не только организация музыкальной школы первой и второй ступеней обычного типа, но и организация отделения национальной музыки опытно-показательного характера, целью которого является воспитание образованных музыкантов в среде коренных горцев» [1, с. 2].

В процессе обучения ГА. Гасанов как организатор, педагог и первый директор техникума стремился постепенно приобщать горцев к современной европейской музыкальной культуре и развивать их способности на основе многонациональной традиционной музыки Дагестана. Такое обучение дагестанской молодежи, по его мнению, было более понятным и плодотворным. Поэтому в планах работы училища предусматривалось «обучение народной манере пения, национальной форме хорового исполнительства, игре на национальных инструментах, создание национального оркестра, изучение музыкальной теории на

основе своих мотивов [1, с. 3]. Немало сил и организаторских способностей понадобилось ГА. Гасанову для воплощения в жизнь своих педагогических принципов по подготовке национальных кадров. В ходе предварительной работы он отобрал тридцать способных детей из дагестанских селений и пригласил народного певца Хабиба из с. Араканы. В планах намечались обучение этих детей и организация ансамблевого и оркестрового исполнительства. Был собран необходимый инструментарий - сорок пять дагестанских народных инструментов для национального оркестра, намечен состав преподавателей для обучения на чагане, агач-ку-музе, зурне, балабане, кшуле. Г.А. Гасанов организовал и сам принял участие в музыкальной экспедиции летом 1926 года в Аварский и Гунибский округа Дагестана. Также он привлек коллег к созданию учебно-педагогического репертуара. ГА. Гасанов считал, что именно эти дети были самыми ценными кадрами учебного заведения, так как они, помимо музыкальной одаренности, владели языком, привыкли жить в горах и в дальнейшем могли быть направлены для работы в сфере музыкального образования в свои родные села.

Для решения поставленных ГА. Гасановым задач необходим был и состав педагогов, которых на тот момент в республике не было, поэтому руководство Дагестана приглашало педагогов-музыкантов из центральных городов страны. Самое активное участие в организации учебного процесса в музыкальном техникуме приняли талантливые русские педагоги - пианистки Елена Алексеевна Юдина (нач. XX в. - даты жизни на найдены) и Ольга Викторовна Тимушева (нач. XX в. - даты жизни на найдены), скрипачи Владимир Эрнестович Клин (даты жизни не найдены) и Иван Васильевич Сафонов (1891-1955). Класс духовых инструментов вел Арон Яковлевич Клейзмер (1883-1921), класс вокала - Мария Осиповна Андреева-Петровская (1873-1952), класс фортепиано - блестящая пианистка, дагестанка, первая в Дагестане женщина-композитор Дженнет Магомедовна Далгат (1885-1938) и др.

Первоначально число учащихся в техникуме было невелико. Занятия велись в классе фортепиано с обучением элементарной теории музыки и сольфеджио. Эти предметы вели Г Гасанов, Е. Юдина и О. Тимушева. Чуть позже, в 19261927 учебном году, наметился перевод техникума в Махачкалу. В этом виделись перспективы открытия классов скрипки, вокала, национальных инструментов и теоретического класса. Наркомпрос принял решение перевести учебное заведение в Махачкалу, в более крупный культурный центр, так как «ученики должны знать подлинный театр, слушать серьезную музыку, развивать свой вкус» [1, с. 4].

Готфрид Алиевич хорошо понимал специфику национальных условий, серьезно оценивал потребности и задачи, которые выдвигались ходом культурного развития Дагестана 1920-х годов. Не отрицая положительного значения раннего музыкального образования, он допустил возможность обучения в техникуме учащихся и без начального музыкального образования. Он считал, что «при наличии трудолюбия и способности можно без подготовки в объеме музыкальной школы добиться блестящих результатов» ..., и «дело не столько в подготовке, сколько в наличии хороших музыкальных данных и желания учиться, проявлять работоспособность» [2, с. 48.]. Г.А. Гасанов всячески старался создавать благоприятные условия для учащихся, думал об организации их быта, питания, возможности для самоподготовки и т. д.

В начале 1927 года техникум был переведен в Махачкалу. Однако с переездом учебного заведения возникли большие трудности в его работе. Техникуму было предложено неприспособленное для обучения здание бывшей церков-но-приходской школы, состоящее из трех классов и зала. Также не было общежития для детей, с которыми в Буйнакске уже была проведена определенная учебная работа, и достигнуты некоторые успехи. Поэтому перевезли лишь восемь наиболее одаренных детей. Но и этих учащихся разместили в общежитиях других техникумов. Таким образом, сложным, даже отрицательным моментом в деятельности техникума этого периода, сопровождавшим его на протяжении нескольких десятилетий, было недостающее количество учащихся из числа местных жителей, что не соответствовало основной задаче учреждения - подготовке национальных кадров.

Положительные моменты были связаны с ростом количества учащихся, правда, за счет жителей столицы республики. Их количество выросло с тридцати до шестидесяти человек. Увеличился и педагогический штат техникума. Его составил коллектив энтузиастов и единомышленников из местных и приглашенных педагогов.

Активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность Ольги Викторовны Тимушевой и Елены Алексеевны Юдиной высоко ценил Готфрид Алиевич Гасанов. В училище они вели фортепианные классы и музыкально-теоретические дисциплины.

Ольга Викторовна была выпускницей педагогического факультета Московской консерватории и Института ритмического воспитания под руководством Н.Г. Александровой. Ее учителями были В.А. Цуккерман и М.С. Пекелис. О.В. Тимушева вела занятия по слушанию музыки, музыкальной грамоте и ритмике.

Елена Алексеевна Юдина - выпускница Ленинградской консерватории, прошедшая курс обучения в классе известного педагога Л. Николаева, была духовно близка Г. Гасанову. Общение с Еленой Алексеевной, изучение технических приемов, применяемых ею, обогатили его исполнительский опыт и помогли ему в формировании своего фортепианного мастерства. В лице Е. Юдиной он также нашел единомышленника. Она поддержала воспитательные принципы ГА. Гаса-

нова о важности связи профессионального образования с родной национальной почвой. Для воплощения своих идей Готфрид Алиевич предложил Елене Алексеевне написать пьесы для фортепиано. Миниатюры Е.А. Юдиной «Дагестанским детям» (Махачкала, 1927) были изданы музыкальным техникумом. В основу пьес положены аутентичные дагестанские мелодии [3]. Этот сборник стал первым в истории дагестанской нотной литературы изданием, основанным на национальном фольклоре, и первым опытом использования народных песен Дагестана для обучения детей в академическом формате. «В соответствии с педагогическим предназначением, - отмечает музыковед М.А. Якубов, - звуковая фактура этих пьес несложна, музыкальный язык также достаточно прост, формы элементарны. Все это обеспечивало доступность произведений для понимания и исполнения учащимися» [4, с. 148].

Большое значение для становления скрипичного класса имела педагогическая деятельность Владимира Эрнестовича Клина. Преподаватель скрипки В.Э. Клин был приглашен из Москвы. Он окончил Московскую консерваторию по классу скрипки И.В. Гржимали, преподавал в музыкальной школе в Смоленске. Работая в Махачкале, он требовал от своих учеников ответственного отношения к своим занятиям. Позже его педагогический опыт был продолжен другими педагогами скрипичного класса - И. Сафоновым, Х. Ханукаевым, Г Тамлером.

В числе открытых классов был класс духовых инструментов под руководством Арона Яковлевича Клейзмера - выпускника Одесского музыкального училища. Он с 1910 года жил и работал в Дагестане. Имея опыт духового капельмейстера, он знал каждый духовой инструмент, и эти знания активно применял в своей педагогической деятельности. В техникуме он обучал игре на фаготе, флейте, гобое, валторне, трубе. Заслугой Арона Яковлевича являлось создание ученического симфонического оркестра, занятия в котором были хорошей практикой для будущих оркестрантов. Оркестр под его руководством был участником всех городских мероприятий. В числе его учеников сформировалось много талантливых, ярких музыкантов, среди которых был Н.С. Дагиров.

В числе первых педагогов по классу сольного пения была Мария Осиповна Андреева-Петровская. Окончив Московскую консерваторию, она успешно выступала во многих известных российских коллективах, таких как Частная русская опера, антреприза Е. Кабанова и К. Яковлева, побывала на гастролях в Париже (1910). Сценическими партнерами Андреевой-Петровской были знаменитый Ф. Шаляпин, Ц. Давыдова, И. Томарс [5, с. 35]. Ее педагогическая деятельность в училище, начавшаяся с самых первых лет его существования, продолжилась (с некоторым перерывом) вплоть до 1950-х годов. В первый же год своей работы силами педагогов и учащихся она поставила «Пастораль» из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». За годы работы в училище воспитала целый ряд профессиональных музыкантов.

За три года интенсивной творческой и напряженной организационной деятельности ГА. Гасанова и всего коллектива училища были достигнуты определенные успехи, но было и чувство неудовлетворенности результатами.

В деятельности музыкального учебного заведения наметились две взаимосвязанных тенденции - общепросветительская и специально профессиональная. ГА. Гасанова настораживало чрезмерное усиление просветительства. Также в 1929 году планировалось объединить два учебных заведения: музыкальный техникум и театральную студию в теамузтехникум, лишив тем самым молодого директора перспектив для налаживания нормальной работы. Этот период ГА. Гасанов охарактеризовал как «безвременье». Осенью 1929 года, не видя перспектив дальнейшей работы в Дагестане, Г.А. Гасанов с группой ведущих педагогов ушел из училища и на пять лет покинул республику. В эти годы ГА. Гасанов преподавал в училищах Самары и Ленинграда.

Сложившаяся ситуация горячо обсуждалась в прессе. Отмечались незначительные результаты работы и необходимость серьезной поддержки со стороны общественности и руководства республики [6]. Даже ставился вопрос о перепрофилировании учебного заведения либо его закрытии.

Проблемы техникума выносились на заседания партийных и правительственных организаций. Так, 18 июня 1930 года на коллегии Наркомпроса [7] по его работе было принято постановление, а в августе этого же года состояние подготовки музыкальных кадров обсуждалось в ВКП(б) Дагестана [8]. В мае 1930 года техникум обследовала рабочая бригада [9], а осенью здесь работала специальная комиссия [10]. Музыкальное образование обсуждалось на коллегии Наркомпроса от 14 февраля 1931 года [11].

Однако в правительственных кругах не было единого мнения о необходимости создания в республике именно музыкального образовательного центра. Обсуждались вопросы воспитания и приобщения дагестанской молодежи к европейским образцам искусства и обучения по классическим канонам. На уровне руководителя Наркомпроса высказывалось негативно отношение к западноевропейскому искусству. На одном из заседаний Комитета, где обсуждались вопросы музыкального образования, он заявил: «.Дагестану вовсе не нужна та музыка, которую культивируют приходящие учащиеся, на европейских инструментах» [12]. Разногласия царили и среди представителей педагогического коллектива учебного заведения. Некоторые из них считали обучение местной молодежи безнадежным делом. «Что вы с ними носитесь?, - обратились они к учителям, внимательно относившихся к горцам, - .никакого толку из них не будет» [6]. Часть педагогов и учащихся были убеждены, что «.музыкальному техникуму национальная музыка не нужна» [13].

За период «безвременья» была уничтожена сцена, заказанная в 1928 году Готфридом Гасановым, на которой помещалось два рояля, потери были в нотной библиотеке и коллекции инструментов. Рояль и два фортепиано были сданы в прокат кинотеатру и частным лицам. Помещение техникума нуждалось в срочном ремонте [14].

Однако здравый смысл возобладал, и техникум сохранил право на свое самостоятельное существование. В приведенных выше правительственных документах указывались ошибки в работе техникума, был предложен комплекс мер по их преодолению.

Положительным фактом в жизни учебного заведения можно считать назначение на должность директора Ивана Григорьевича Савченко (1904-1967). В 1932 году по приглашению Наркомпроса республики он приехал в Дагестан и принял руководство музыкальным заведением [15, с. 49]. С его приходом прекратилась постоянная смена в административном корпусе, почти двадцать лет Иван Григорьевич возглавлял Махачкалинское музыкальное училище.

1930-е годы в республике были отмечены стремительным ростом системы народного образования, разнообразием форм культурно-просветительской работы. В годы довоенных пятилеток национальные районы охватила сеть массовых библиотек, изб-читален, клубов, домов и дворцов культуры, стационарного и передвижного кино, театров. Сельские жители не только овладевали грамотностью, но и активно приобщались к различным видам искусства [16, с. 23].

1930-е годы «... явились началом решающего, переломного периода в истории становления профессиональной музыкальной культуры Дагестана.» [4, с. 147]. В это десятилетие развивалось сольной, ансамблевое и оркестровое исполнительство, шло формирование профессионализма европейского типа, складывалось композиторское творчество. Появился ряд профессиональных исполнительских коллективов: симфонический ансамбль (на его основе в последующие годы формировался симфонический оркестр дагестанского радио и телевидения); ансамбль народных инструментов дагестанского радио (будущий оркестр дагестанских народных инструментов); Государственный музыкально-этнографический ансамбль.

Для этих коллективов требовался национальный репертуар, для работы в профессиональных коллективах нужны были специализированные кадры, а не просто талантливые от природы музыканты. Понимая, что уровень, успешная деятельность композиторов, творческих коллективов зависят от степени их профессиональной подготовленности, руководство республики приняло решение не «... оставлять в пренебрежении исполнительские кадры для Дагестана.» [17], потребность в которых была велика. «.Даже в крупнейшем центре Махачкале нужда в мало-мальски приличных музыкантах чрезвычайно остра» [17].

Перед администрацией и педагогическим составом техникума стояла непростая задача обеспечения районов Дагестана и образованных первых профессиональных исполнительских коллективов грамотными, образованными музыкантами. Для этого необходимо было приобщить к учебе как можно больше талантливой молодежи. В начале 1930-х годов были предприняты шаги по вовлечению в музыкальное обучение ребят из различных районов республики. Педагоги во главе с директором Иваном Григорьевичем Савченко выезжали в горные районы для выявления наиболее одаренных подростков. Им удалось отобрать ребят, которые очень хотели приобщиться к миру искусств, овладеть музыкальными знаниями на профессиональной основе. В эти же годы в техникуме учились Наби Дагиров из с. Верхнее Казанище, Абдулла Магомедов из с. Вачи, Зейнал Яхьяев из с. Кака-Шура и другие [5, с. 59, 95, 139]. И все же в списках учащихся ребят из различных районов республики было не так много. У техникума по-прежнему не было своего общежития. Его администрация оказалась в сложной ситуации. С одной стороны, требовалось активно привлекать к учебе горскую молодежь, а с другой, она не имела возможности обеспечить пребывание своих потенциальных учеников в столице. Отсутствие общежития при Музыкальном техникуме создавало немалые трудности в развитии музыкального образования в Дагестане. Тогда же, в 1930-е годы, дирекция техникума каждый раз в своих отчетах, докладных обращала внимание партийных, правительственных, профсоюзных органов и на непригодность учебных помещений.

Стремясь поддержать развитие музыкальной культуры в национальном регионе, государство взяло на себя материальные расходы по содержанию учащихся из районов. Горские ребята были обеспечены всем необходимым: местом для проживания, мебелью, постельными принадлежностями, одеждой, обувью, учебными пособиями по специальным и общеобразовательным предметам, стипендией, питанием [18]. На администрацию техникума была возложена ответственность за образование, нравственное и художественно-эстетическое воспитание, расширение общего кругозора, за здоровье и даже санаторно-курортное лечение интернатских ребят.

Хотя средств выделялось не так много, а в отдельные годы из стипендий учащихся вычитались некоторые суммы, основные выплаты шли из бюджетных средств. В разные годы на государственном попечении находились в среднем 20-40 учащихся. Этого, конечно, было недостаточно, учитывая активность приобщения населения к различным видам художественной культуры. Другой немаловажной причиной незначительного числа обучавшихся студентов в музтехни-куме были непрестижность профессии музыканта, недопонимание сути и сферы применения местным населением. Здесь требовалось время для осознания горцами широты возможностей музыкального искусства, время для приобщения его к слуховому восприятию европейских форм музыки и инструментария.

В 1935 году в Дагестан вернулся Г. А. Гасанов с супругой. А.Ф. Бойко вместе с Готфридом Алиевичем преподавала во 2-м Музыкальном училище в Ленинграде. В музыкальном техникуме она продолжила свою педагогическую деятельность, преподавая курс общего фортепиано на духовом отделении.

Благодаря стараниям директора Ивана Григорьевича в предвоенные годы педагогический состав пополнился приглашенными на работу П.И. Хворостухи-ным (пианист), ГФ. Тамлером (скрипка), Н.Ф. Марценко (музыкальная литература, баян), Е.Н. Бродской (вокал) [19], Х.М. Ханукаевым (скрипка, национальные инструменты). На старшем курсе техникума анализ форм, инструментоведение вел ленинградский композитор, музыковед Мирон Ильич Плоткин [15, с. 42]. К работе в техникуме была привлечена Ф.В. Молева, [20], имевшая большой опыт в качестве аккомпаниатора и в педагогической практике, берущей начало в дореволюционном Дагестане. После окончания техникума была оставлена в нем преподавателем по классу рояля Г.А. Афансьева [21].

Таким образом, опираясь на уже имевшийся «костяк» старых педагогов (В.Э. Клин, С.И. Иванову, А.Я Клейзмер, А.И. Земинского, Л.И. Дружинникова) и привлекая новые силы, И.Г Савченко сумел сформировать достойный педагогический коллектив, который старался в меру своих сил способствовать дальнейшему развитию музыкального образования и искусства в Дагестане.

На протяжении всего довоенного периода Махачкалинский музыкальный техникум являлся главным центром республики, средоточием основных профессиональных сил, на которые возлагались большие задачи, с которыми связывались надежды на дальнейшее развитие дагестанского искусства.

Необходимо было продолжать традиции, заложенные Г. Гасановым, по разработке методик работы с учащимися-горцами на национальных инструментах, учебных пособий и планов, увеличению объема учебного репертуара, основанного на традиционном мелосе.

В 1934 году Хизгил Михайлович Ханукаев (1898-1972) был приглашен в Дагестанский музыкальный техникум преподавателем музыкально-теоретических дисциплин и класса скрипки. Его плодотворная деятельность в стенах музыкального техникума продолжалась до ухода на пенсию [22, с. 23]. Его деятельность в качестве педагога, обучившего многих талантливых оркестрантов на национальных инструментах, представляет особую ценность как вклад в подготовку национальных кадров. Им был организован класс национальных инструментов, в котором проходили обучение будущие чаганисты, кеманчисты, таристы, агач-ку-музисты, исполнители на духовых и ударных народных инструментах [15, с. 42]. С приходом Х. Ханукаева Махачкалинский техникум стал «кузницей кадров» исполнителей на национальных инструментах. Понимая важность профессионального подхода к учебному процессу, в организованных им национальных классах он на протяжении многих лет занимался сбором музыкального фольклора народов Дагестан и изучением дагестанской народной музыки, активно работал над разработкой учебно-методических пособий.

Совместно с ленинградским музыковедом М.Н. Плоткиным Х.М. Ханукаев написал работу «Дагестанская народная музыка» [23]. В ней впервые систематизированы сведения о ладовом характере и музыкальной структуре песен дагестанских народов, дается характеристика инструментальной музыке и описаны разновидности и основные группы музыкальных инструментов.

Х.М. Ханукаев - автор многочисленных учебно-методических музыкальных пособий. «Большой интерес, в частности, - пишет С. Агабабов об одном из них, - представляет учебное пособие для тара в двух частях: 1 часть содержит упражнения, способствующие освоению техники игры на инструменте, аппликатуре и т. д., 2 часть - репертуарный материал - переложения произведений русской, западноевропейской классики, сочинения советских, дагестанских композиторов и народные песни» [15, с. 43]. По аналогии школы игры на скрипке он составил учебное пособие для чаганы с фортепиано, основанное на музыкальном фольклоре народов Дагестана. А в выполненный им сборник переложений для агач-кумуз вошли разнообразные пьесы для развития технических навыков исполнителя. Это были первые учебные пособия по обучению игры на национальных инструментах, созданные профессионально образованным музыкантом. Вспоминая 1930-е годы, один из учеников Х.М. Ханукаева отметил «.творческое горение педагога, чьи мысли были целиком обращены на решение задач культурного строительства в республике» [24].

Свой вклад в обучение на национальных инструментах внес Иван Григорьевич Савченко. Живя и работая в Дагестане, Иван Григорьевич проникся чувством большой любви к этому краю, его народам. Он создал «Школу игры для агач-кумуза» и учебник теории музыки и сольфеджио, цикл из 32 пьес для домры, мандолины, кеманчи и гобоя, используя знакомый для дагестанской молодежи песенно-танцевальный материал [15, с. 51].

В процессе педагогической работы преподаватели техникума вырабатывали собственную методику обучения, сочиняли педагогический репертуар. Накопленный опыт способствовал формированию профессиональной исполнительской школы на национальных инструментах, и большая заслуга в этом принадлежит Х. Ханукаеву, И. Савченко и М. Плоткину. В конце 1930-х годов в училище велось обучение по следующим специальностям: «Фортепиано», «Струнные, духовые, народные инструменты» и «Пение». За пятнадцать лет существования (1926-1930) в учебном заведении образовались исполнительские коллективы: хор, ансамбль баянистов, струнный квартет, симфонический и духовой оркестры.

Отмечая важность учебного заведения в деле подготовки «хорошо подкованных» профессиональных музыкальных кадров, в своей статье «Дагестанская музыка» Г Гасанов особо выделил организацию работы духового отдела А. Клей-змера [25].

Одним из значимых мероприятий училища является создание студенческого симфонического оркестра, в котором учащиеся осваивали симфонический репертуар и овладевали важной формой исполнительства.

Весь предвоенный период существования учебного заведения можно охарактеризовать как поиск направлений его развития, структурных преобразований, частого пересмотра учебных программ.

Образовательная, концертная, музыкально-просветительская, научно-поисковая и издательская деятельность училища в 1920-1930-е годы в целом показывает картину активных устремлений руководства и преподавательского состава к созданию условий подготовки кадров специалистов, соответствующих требованиям новой - советской культуры. На протяжении первых десятилетий при всех сложностях и недочетах различного порядка складывались основы

Библиографический список

для практического воплощения принципов академического музыкального образования. В этот период из состава преподавателей и учащихся были созданы хоровые и инструментальные коллективы; велась на регулярной основе научно-экспедиционная работа по изучению традиционной музыки народов Дагестана; на базе музыкального училища были опубликованы первые научные и нотные издания на материале национального фольклора. Потенциал Махачкалинского музыкального училища стремился быть максимально реализованным в области образования и воспитания музыкантов-специалистов и в концертно-просвети-тельской деятельности.

Проведенное автором исследование вносит вклад в изучение становления и развития специального музыкального образования в Дагестане в известном образовательном учреждении - Махачкалинском музыкальном училище им. ГА. Гасанова, сохраняющем традиции академического образования на протяжении почти ста лет. Гипотезы и векторы исследования могут заинтересовать специалистов для дальнейшего изучения проблем музыкальной педагогики и музыкального образования.

1. Гасанов ГА. Дагестанский государственный музыкальный техникум. Комуз. 1926; № 1: 2-5.

2. Якубов М.А. Отец дагестанской музыки. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980.

3. Юдина Е.А. Дагестанским детям: сборник пьес на мотивы дагестанских народных песен в 4 и в 2 руки для рояля. Махачкала: Дагестанский государственный музыкальный техникум, 1927.

4. Якубов М.А. Музыкальная культура Дагестана. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941. Москва: Наука, 1987: 144-158.

5. Шабаева А. Деятели музыкальной культуры Дагестана: Справочник. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2006.

6. Гей И. Безобразия в теамузтехникуме. Красный Дагестан. 1930; 20 сентября.

7. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. Р 17. Оп. 10. Д. 93. Л. 5.

8. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д.173. Л. 153.

9. ЦГА РД. Ф. Р 117. 0п.10. Д. 93. Л. 7.

10. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 47.

11. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 44.

12. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 162.

13. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 1.

14. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 44, 47.

15. Агабабов С.А. Деятели музыкального искусства Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.

16. Каймаразов ГШ. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР 1960.

17. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 55.

18. ЦГА РД. Ф. Р 716. Оп. 5. Д. 28. Л. 207-212.

19. ЦГА РД. Ф.Р 716. Оп. 6. Д. 25. Л. 225.

20. ЦГА РД. Ф.Р 716. Оп. 5. Д. 20. Л. 1 (об).

21. ЦГА РД. Ф. Р 716. Оп. 5. Д. 20. Л. 1 (об).

22. Якубов М.А. Северокавказские эскизы (очерк о музыкальной жизни Северного Кавказа). Советская музыка. 1968; № 5: 23-35.

23. Хакукаев Х.М., Плоткин М.И. Дагестанская народная музыка. Махачкала: Даггиз, 1948.

24. Керимов С. Старейший музыкант. Дагестанская правда. 1968; 31 августа.

25. Гасанов ГА. Дагестанская музыка. Дагестанский альманах. Пятигорск, 1937: 47-101.

References

1. Gasanov G.A. Dagestanskij gosudarstvennyj muzykal'nyj tehnikum. Komuz. 1926; № 1: 2-5.

2. Yakubov M.A. Otec dagestanskoj muzyki. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1980.

3. Yudina E.A. Dagestanskim detyam: sbornik p'es na motivy dagestanskih narodnyh pesen v 4 i v 2 ruki dlya royalya. Mahachkala: Dagestanskij gosudarstvennyj muzykal'nyj tehnikum, 1927.

4. Yakubov M.A. Muzykal'naya kul'tura Dagestana. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana 1917-1941. Moskva: Nauka, 1987: 144-158.

5. Shabaeva A. Deyateli muzykal'noj kul'tury Dagestana: Spravochnik. Mahachkala: lYaLI DNC RAN, 2006.

6. Gej I. Bezobraziya v teamuztehnikume. KrasnyjDagestan. 1930; 20 sentyabrya.

7. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan (CGA RD). F. R. 17. Op. 10. D. 93. L. 5.

8. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D.173. L. 153.

9. CGA RD. F. R. 117. 0p.10. D. 93. L. 7.

10. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 44.

12. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 162.

13. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 1.

14. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 44, 47.

15. Agababov S.A. Deyateli muzykal'nogo iskusstva Dagestana. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1960.

16. Kajmarazov G.Sh. Kul'turnoe stroitel'stvo v Dagestane (1920-1940 gg.). Mahachkala: Dagestanskij filial AN SSSR, 1960.

17. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 55.

18. CGA RD. F. R. 716. Op. 5. D. 28. L. 207-212.

19. CGA RD. F.R. 716. Op. 6. D. 25. L. 225.

20. CGA RD. F.R. 716. Op. 5. D. 20. L. 1 (ob).

21. CGA RD. F. R. 716. Op. 5. D. 20. L. 1 (ob).

22. Yakubov M.A. Severokavkazskie 'eskizy (ocherk o muzykal'noj zhizni Severnogo Kavkaza). Sovetskaya muzyka. 1968; № 5: 23-35.

23. Hakukaev H.M., Plotkin M.I. Dagestanskaya narodnaya muzyka. Mahachkala: Daggiz, 1948.

24. Kerimov S. Starejshij muzykant. Dagestanskaya pravda. 1968; 31 avgusta.

25. Gasanov G.A. Dagestanskaya muzyka. Dagestanskij al'manah. Pyatigorsk, 1937: 47-101.

Статья поступила в редакцию 19.04.24

УДК 376.433

Abramova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Natalya.abramoff@mail.ru Fedotova V.E., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Baalikka.vv@gmail.com

WORK FOR CORRECTION AND DEVELOPMENT OF PRONUNCIATION IN SPEECH OF CHILDREN OF EARLY AGE WITH CEREBRAL PALSY IN THE FAMILY. The article emphasizes the importance of early age in children's development. At this age, there is a high rate of maturation of psychophysical functions. The significance of corrective and developmental work in shaping the pronunciation aspect of speech in young children with cerebral palsy in the family is noted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.