Научная статья на тему 'Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур'

Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1483
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / DIALOG OF CULTURES / ДАГЕСТАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕМАТИЗМ / ПЕРВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА / THE FIRST NATIONAL OPERA / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MUSICAL INFRASTRUCTURE / DAGHESTAN NATIONAL SUBJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдулаева М. Ш.

Данная статья представляет собой анализ становления и развития профессионального музыкального искусства в Дагестане. Его формирование началось в первой трети XX века и инспирировано творческой деятельностью командированных в республику представителей русской художественной интеллигенции. Развитие профессионального музыкального творчества рассматривается в контексте культурного диалога «Россия Дагестан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents the analysis of formation and development of professional musical art in Daghestan. Its formation began in the first third of the XX century and inspired by creative activity of representatives of Russian art intellectuals sent to the republic. The development of professional musical art is considered in the context of cultural dialog «Russia Daghestan».

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур»

Примечания

1. Апатский В. Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства / В. Н. Апатский. - Киев: НМАУ. 2006. - 432 с.

2. Гриценко Ю. И. Технология освоения валторны / Ю. И. Гриценко. - М., 1991.

3. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах / Б. Диков. - М., 1956. - 101 с.

4. Ерёмкин Г. Методика обучения игре на фаготе / Г. Ерёмкин. - М., 1963.

5. Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990.

6. Платонов Н. И. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах / Н. И. Платонов. - М.: Музгиз, 1958. - 48 с.

7. ПушечниковИ. Ф. Искусство игры на гобое / И. Ф. Пушечников. - СПб., 2005. -312 с.

8. Розанов С. В. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах / С. В. Розанов. - Изд. 2-е. - М.: Музгиз, 1938. - 52 с.

9. Усов Ю. А. Методика обучения игры на трубе / Ю. А. Усов. - М., 1984. - 216 с.

М. Ш. Абдулаева

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Данная статья представляет собой анализ становления и развития профессионального музыкального искусства в Дагестане. Его формирование началось в первой трети XX века и инспирировано творческой деятельностью командированных в республику представителей русской художественной интеллигенции. Развитие профессионального музыкального творчества рассматривается в контексте культурного диалога «Россия - Дагестан». Ключевые слова: музыкальное образование, диалог культур, дагестанский национальный тематизм, первая национальная опера, музыкальная инфраструктура.

This article represents the analysis of formation and development of professional musical art in Daghestan. Its formation began in the first third of the XX century and inspired by creative activity of representatives of Russian art intellectuals sent to the republic. The development of professional musical art is considered in the context of cultural dialog «Russia - Daghestan». Keywords: musical education, dialog of cultures, Daghestan national subject, the first national opera, musical infrastructure.

Многообразные явления интеграции различных национальных культур являются той движущей силой музыкального искусства, которая наполняет его новым содержанием, рождает новые формы и средства выразительности, прогрессивные идеи, особенно когда во взаимодействие вступают принципиально различные художественные системы, а именно культуры Востока и Запада.

Диалог - это всегда развитие, взаимодействие. Методология взаимодействия культур, в частности диалога культур, была разработана в трудах М. -М. Бахтина. Ученый отметил: «Диалог не средство, а самоцель. Быть - значит

общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может и не должен кончаться» (8, с. 433).

По справедливому утверждению философа Р. М. Абакаровой, диалог -это «общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ воспроизведения культур, обладающих своим культурным пространством» (1, с. 50).

В контексте культурного диалога обратимся к вопросам становления дагестанского профессионального музыкального творчества.

Формирование профессиональных видов искусства — музыки, живописи, скульптуры, театра - обязано влиянию на общественно-культурную жизнь Дагестана русской культуры. Если в XIX веке процесс приобщения дагестанцев к культуре европейского типа сталкивался с предубеждением относительно всего, что несло с собой присоединение к России, с религиозным неприятием, и воздействие культуры было однонаправленным (Россия - Дагестану), то в XX веке, особенно начиная с середины второго десятилетия, приобщение горцев к русской культуре вылилось, по сути, в государственную программу, направленную на повышение культурно-образовательного уровня так называемых «малых народов».

Процесс складывания основ профессионального творчества нашел отражение в специальных исследованиях, посвященных как общим вопросам становления различных школ (6; 15; 16), так и творчеству отдельных представителей дагестанского искусства (9; 13; 17).

Вопрос о путях развития национального искусства в начале XX века сталкивался с проблемой совмещения, соединения, синтезирования опыта мирового классического искусства с традициями национальных культур народов Дагестана. Новые виды искусства, неизвестные в прошлом горцам, - профессиональная музыка, живопись, скульптура, театр - прошли интенсивный путь развития и за короткий период достигли уровня, обеспечивающего широкую известность и признание за пределами республики.

Формирование и развитие профессионального творчества композиторов Дагестана - актуальный и малоисследованный вопрос дагестанского музыковедения. Отдельные работы М. А. Якубова (17; 18), освещающие первую половину XX века, выделяют преимущественно творчество Г. А. Гасанова как основоположника дагестанской композиторской школы. М. А. Коркмасова ис-

следует процесс становления дагестанской симфонической музыки (11). Монографии М.А. Якубова, З.З. Абуевой, З.З. Агагишиевой (5), посвященные деятельности отдельных дагестанских композиторов, при очевидных своих достоинствах (рассмотрение стиля, творческого метода) не отражают степень влияния русской музыкальной культуры на развитие профессионального музыкального творчества в Дагестане. Работа С. А. Агабабова (4) относится к разряду популяризующих. Названными публикациями, в сущности, исчерпывается музыковедческая библиография, посвященная дагестанской профессиональной музыкальной культуре. Таким образом, проблема влияния русской музыкальной культуры на развитие музыкальной культуры Дагестана, а также вопрос о взаимовлиянии музыкальных культур в XX веке остаются на сегодняшний день не исследованными.

Музыкальная культура новоевропейского типа не могла сформироваться в условиях дагестанского общества XIX века. Прежде всего отсутствовали соответствующие новоевропейские институты образования, в то время как безусловным приоритетом пользовались структуры мусульманской традиции. Новое искусство прокладывало себе дорогу первоначально в формах, обладающих наибольшей национальной определенностью. Таковыми стали поэтическая и прозаическая литература, а также национальный драматический театр, который изначально был связан с музыкой, так как репертуар составляли преимущественно музыкальные спектакли, музыкальной основой таких постановок служили инструментальные переложения народных песен, бытовая музыка того времени.

Октябрьская революция 1917 года оказала на дагестанскую культуру огромное влияние. Перемены, произошедшие в дагестанском музыкальном искусстве после революции, были настолько существенными, что дали основание ут-

верждениям об исключительно послереволюционном существовании национальной музыкальной культуры. Универсальный для национальных республик бывшего СССР тезис о том, что своим развитием национальные культуры обязаны исключительно Октябрьской революции 1917 года, опирается на факт послереволюционного формирования композиторских школ в большинстве республик. На это, в частности, указывают в своих исследованиях Э. В. Адцее-ва (7), Л. Е. Кумехова (12), С. И. Махней (14).

В сущности, возникновение композиторского искусства в Дагестане целиком и полностью инспирировано послеоктябрьской действительностью - это ее детище, явление изначально «советское». Именно этому времени принадлежат достижения и поражения дагестанского музыкального искусства, оценить которые по-настоящему еще предстоит с большой исторической дистанции.

Профессиональная сфера композиторского творчества Дагестана сформировалась в 1930-е годы и прошла все типичные стадии, свойственные зарождению и развитию профессионального музыкального искусства в национальных республиках страны. Главным в процессе становления дагестанского профессионального музыкального творчества было органическое слияние богатейших достижений национального фольклора и достижений мировой музыкальной культуры, прежде всего русской классической музыки.

Осмысливая период 1920-1990-х годов в истории дагестанской национальной музыкальной культуры, мы отводим решающую роль появлению местных композиторов-профессионалов. В связи с этим устанавливается следующая периодизация исследуемого исторического периода.

Первый этап (1920-е годы) предваряет создание национальной композиторской школы. В период «культурной революции» протекает деятельность

представителей русской художественной интеллигенции, «командированных» в национальные республики.

В 1920-е годы в Дагестане делаются самые первые шаги в создании национальной профессиональной музыки, пионерами которой стали Д. М. Далгат, И. В. Сафонов, Е. А. Юдина. Фортепианные миниатюры Юдиной «Дагестанским детям» (сборник пьес на мотивы дагестанских народных песен) - первое опубликованное сочинение, основанное на материале дагестанского музыкального фольклора. Важность сборника для педагогической деятельности отметил в предисловии к его изданию композитор Г. А. Гасанов: «Предлагаемый сборник в нашей практике является первым опытом применения народных песен Дагестана в роли учебно-методического пособия» (18, с. 70).

Обработки фольклорного материала явились основой «Сюиты на народные дагестанские темы» для скрипки и фортепиано И. В. Сафонова. Учитывая критические замечания М. А. Якубова о качестве обработки Сафоновым национального музыкального материала, связанного с непониманием специфики дагестанского мелоса (что, в сущности, характерно и для фортепианного сборника Юдиной), отметим безусловно позитивную роль «дагестанского» периода творчества русских специалистов: композиторская школа в Дагестане пошла по пути освоения инструментальных жанров; достижения русских специалистов оказались в поле зрения местных молодых композиторов. Таким образом, «командированные» композиторы заложили основы будущей национальной композиторской школы.

В 1926 году в Дагестане было открыто музыкальное училище. Организатором и руководителем учебного заведения стал Г. А. Гасанов. Преподавательский состав представляли приглашенные из Москвы и Ленинграда музыканты: пианистки Е. А. Юдина, О. В. Тимуше-ва, скрипачи В. Э. Клин и И. В. Сафонов;

духовой класс вел А. Я. Клейзмер, класс сольного пения - М. И. Андреева-Петровская, затем В. В. Зайцева. Класс фортепиано вела также Д. М. Далгат. Деятельность приглашенных педагогов была направлена на приобщение горцев Дагестана к общеевропейской культуре, и одним из качественных средств в этом направлении стало введение специального музыкального образования. Большое значение придавалось подготовке профессиональных музыкальных кадров из числа коренных национальностей Дагестана. С этой целью учащихся-горцев приобщали к овладению игрой на музыкальных инструментах симфонического оркестра. Таким образом, Дагестанское музыкальное училище выполняло большую работу по развитию национальной культуры и воспитанию музыкантов-профессионалов для Дагестана.

К началу 1930-х годов в стране оформляется государственная концепция многонациональной культуры. Государство начинает направлять развитие искусства в директивном порядке (в 1932 году вышло правительственное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», следствием которого стало формирование Союза советских композиторов). В творческой практике ведущих отечественных композиторов 1930-1950-х годов (С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, Т. Хренникова, И. Дунаевского) произошла переориентация, которая во многом была связана с преодолением крайностей предшествующего периода, с утверждением демократизма («музыка о массах и для масс»), оптимистической настроенности, а также «советского образа жизни» в его наиболее привлекательных сторонах (10, с. 6).

Материал музыкально-поэтического творчества народов Дагестана послужил основой для создания ряда произведений советских композиторов. Это, в частности, относится к творчеству С. Н-

. Василенко (финальная часть симфонической сюиты «Советский Восток» называется «Дагестан» и основана на дагестанских танцевальных мелодиях), З. Левиной (вокальный цикл «Шесть дагестанских песен»), И. И. Рогальского («Дагестанская сюита» для симфонического оркестра, дополненного народными инструментами), И. К. Шапошникова («Дагестанская рапсодия»), А. Ма-иляна (кантата на стихи С. Стальского «Поэма о Дагестане») (18, с. 122-123). Произведения, основанные на дагестанской национальной тематика, способствовали включению песенно-танце-вального фольклора народов Дагестана в интонационную среду отечественной музыкальной культуры первой половины XX века.

1930-1940-е годы - начальный период становления дагестанской композиторской школы. Он знаменателен появлением на титульных листах фамилии Г. А. Гасанова. Особенность творческого облика Г. А. Гасанова (1900-1965) исторически обусловлена его принадлежностью к этапу в становлении национальной профессиональной музыки, который можно определить как «школьный». Для творчества Гасанова характерно расширение жанрового диапазона, освоение крупных классических форм (инструментального концерта, балета, оперы). Его творческий метод ближе всего к романтическому (1). К тому же интонационный строй, принцип построения аккордовых вертикалей, общий колорит гармонии настолько близки романтическому стилю, что некоторые фрагменты сочинений Гасанова вызывают у музыкантов-исполнителей ассоциации с творчеством крупнейшего русского композитора С.В. Рахманинова. (Камерно-вокальные произведения композитора в аспекте преломления в них романтического метода рассмотрены нами в работе «Творчество Г. Гаса-нова в контексте межкультурного диалога».)

В сущности, для «школьного» пери-

ода исторического становления «механические заимствования», копирования, очевидные несовершенства неизбежны. На это, в частности, указывает Л. Е. Кумехова, исследуя процесс становления профессиональной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии (12). Для дагестанской национальной школы, начинавшей в 1930-1940-е годы свой творческий путь, «подтягивание» под нормы академического искусства оказалось прогрессивным, так как усвоение этих норм дало возможность приобщения дагестанской культуры к мировой.

Наиболее яркое событие в культурной жизни Дагестана 1930-х годов связано с жанром оперы. В 1937 году было создано самое знаменитое произведение дагестанской оперной музыки -«Хочбар» Г. Гасанова. Особое место этого произведения определяется как музыкальными достоинствами, так и очень существенным историко-культурным параметром: это было первое произведение дагестанской музыки на историческую тему. Значение оперы «Хочбар» для истории дагестанской профессиональной музыки выходит за рамки создания первой национальной оперы.

Появление такого жанра, как опера, знаменовало собой окончательный переход к формам европейского композиторского творчества. В опере Г. Гасано-ва впервые выявилась тенденция к созданию единого национального музыкального стиля, к выработке общедагестанского интонационного словаря. Знаменателен сам факт создания первой дагестанской оперы на русском языке. Г. Гасанов утвердил трагедию как знаковый жанр дагестанского музыкального театра, предвосхитив творческие поиски композиторов следующих поколений: балет «Горянка» М. Кажлаева, оперу «Горцы» Ш. Чалаева, оперу «Йырчи-Казак» Н. Дагирова.

Период 1950-1990 годов - качественно новая ступень в развитии про-

фессиональной дагестанской музыки. До 1963 года специалисты с высшим музыкальным и музыкально-педагогическим образованием готовились за пределами Дагестана. Открытие музыкально-педагогического факультета Дагпедин-ститута (1964 год) решило проблему подготовки специалистов данного профиля для районов и городов Дагестана.

Постепенно в республике складывается типичная для советского и постсоветского государства музыкальная инфраструктура: открываются музыкальные школы, филармония, формируется Союз композиторов, открываются Дербентское музыкальное училище, Дагестанский Государственный театр оперы и балета.

Период 1950-1990 годов связан с именами композиторов, получивших серьезное консерваторское образование, свободно владеющих как классическими, так и современными приемами композиторского письма, пробующих себя в различных жанрах. Их творчество отмечено смелостью поисков и яркой индивидуальной манерой, что позволяет судить о своеобразии их творческого метода. Благодаря этому, дагестанские композиторы второй половины XX века с полным правом могут не только претендовать на свою нишу в многонациональной дагестанской культуре, но и быть интересными современному слушателю любой страны.

Таким образом, за короткий период дагестанская профессиональная музыкальная культура прошла ускоренными темпами все этапы становления композиторской школы в республике. Форсированный метод развития характерен для национальных музыкальных школ. При такой «концентрации исторического времени и событий» (11, с. 3) композиторская школа за одно поколение «пробежала» предшествующую музыкальную историю, вобрала ее опыт и обобщила его на качественно ином уровне. Композиторская школа в Дагестане сложилась, она имеет свои успехи,

достижения, собственный национальный метод. Решающую роль в этом процессе сыграла российская музы-

кальная культура, ставшая связующим звеном между дагестанской и новоевропейской традициями.

Примечания

1. Абакарова Р. М. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокуль-туре / Р. М. Абакарова. - СПб., 2003. - 176 с.

2. Абдулаева М. Ш. Творчество Г. Гасанова в аспекте межкультурного диалога / М. Ш. Абдулаева // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. -Тамбов, Издание ТГМПИ, 2009. - С. 91-94.

3. Абуева З. С. Магомед Гусейнов / З. С. Абуева. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1992. - 28 с.

4. Агабабов С. А. Деятели музыкального искусства Дагестана / С. А. Агабабов. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1960. - 152 с.

5. Агагишиева З. З. Магомед Касумов / З. З. Агагишиева. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1991. - 22 с.

6. Адильханов А. Г. К истории становления изобразительного искусства Дагестана / А. Г. Адильханов // Дагестанский музей изобразительных искусств. - Махачкала: Юпитер, 2002. - С. 69-84.

7. Адцеева Э. В. Формирование и развитие профессионального творчества композиторов Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Э. В. Адцеева. - Л., 1989.

- 18 с.

8. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М.: Сов. Россия,

1979. - 320 с.

9. Гейбатова-Шолохова З. А. Аскар-Сарыджа / З. А. Гейбатова-Шолохова. - Махачкала: Юпитер, 2000. - 277 с.

10. Демченко А. И. К периодизации отечественной музыки XX века / А. И.Демченко // Музыка российских композиторов в контексте культуры XX века. - Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. консерватории, 1999. - С. 5-7.

11. Коркмасова М. А. Дагестанская симфония / М. А. Коркмасова. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1990. - 104 с.

12. Кумехова Л. Е. Советский период в кабардинской музыкальной культуре в контексте исторического времени / Л. Е. Кумехова // Музыка российских композиторов XX века в контексте культуры. - Астрахань: Изд-во Астраханской гос. консерватории, 1999. -С. 14-15.

13. Магомедова-Чалабова М. И. Первый профессиональный художник Дагестана / М. И. Магомедова-Чалабова // Возрождение. - 1995. - № 2. - С. 71-80.

14. Махней С. И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур): автореф. дис. . канд. искусствоведения / С. И. Махней. - Магнитогорск, 1997.

- 26 с.

15. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941 / ред. Д. М. Магомедов.

- М.: Наука, 1987. - 320 с.

16. Становление профессионального искусства Дагестана / ред. Д. М. Магомедов. -Махачкала, 1982. - 84 с.

17. Якубов М. А. Отец дагестанской музыки / М. А. Якубов. - Махачкала: Даг. кн. изд.,

1980. - 166 с.

18. Якубов М. А. Очерки истории дагестанской советской музыки. / М.А.Якубов. -Махачкала: Даг. кн. изд., 1974. - Т. I. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.