Научная статья на тему 'Магометанский вопрос в России в настоящее время'

Магометанский вопрос в России в настоящее время Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
318
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магометанский вопрос в России в настоящее время»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.П. Остроумов

Магометанский вопрос в России в настоящее время

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 9. С. 316-329.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Магометанскій вопросъ въ Россіи въ настоящее время.

93Ъ ОБЩАГО числа 125.640.021 жителей Россійской Имперіи магометанъ считается—по переписи 1897 года— 13.906.972 человѣка (или 11,1 °/°), и т. о. магометане § составляютъ самую многочисленную иновѣрческую групп у ( въ нашемъ отечествѣ. При этомъ намъ, русскимъ, необходимо постоянно и твердо помнить, что рядомъ съ магометанами въ Приволжскомъ краѣ обитаютъ крещеные инородцы и язычники разныхъ племенъ, находящіеся подъ бытовымъ и религіознымъ вліяніемъ татаръ, а въ непосредственномъ сосѣдствѣ съ русскими подданными—магометанами живутъ магометане Бухары, Хивы, Авганистана и Персіи. Всѣ эти мусульмане считаютъ своимъ религіознымъ центромъ Мекку съ Каабой и чтутъ, какъ халифа, - турецкаго султана. Главнымъ объединяющимъ всѣхъ мусульманъ началомъ служитъ Коранъ и преданія (хадисы). Коранъ и преданія не подлежатъ никакой отмѣнѣ и составляютъ существенный и въ нѣкоторыхъ случаяхъ исключительный источникъ мусульманскаго законодательства, установившаго тѣсную, неразрывную связь между религіозными и гражданскими законами. Такой спеціальный характеръ главныхъ источниковъ мусульманскаго законодательства налагаетъ на послѣднее печать застоя, что и подтверждается исторіей ислама. Для насъ, русскихъ, это условіе имѣетъ особенное значеніе, такъ какъ многочисленные магометанскіе подданные Россіи являются самыми устойчивыми въ своихъ религіозныхъ вѣрованіяхъ и не легко примиряются съ распоряженіями русскаго правительства, хотя бы эти послѣднія не затрогивали основныхъ религіозныхъ доктринъ

ислама и клонились къ пользѣ самихъ мусульманъ. Таковыми были попытки русскаго правительства ко введенію въ магометанскихъ школахъ изученія государственнаго языка и къ подчиненію этихъ школъ общеправительственной инспекціи со стороны министерства народнаго просвѣщенія *). Не смотря на самыя умѣренныя желанія и намѣренія этого министерства, попытки его въ указанномъ направленіи, даже облеченныя формой закона * 2), не только не сопровождались положительнымъ успѣхомъ, но встрѣчали противодѣйствіе со стороны татаръ, и русское правительство вынуждено было отступать отъ своихъ законныхъ требованій. Мало этого. Русскіе подданные магометане являлись не только пассивными противниками предполагаемыхъ русскимъ правительствомъ реформъ учебнаго дѣла въ магометанскихъ школахъ, но и проявляли активную дѣятельность въ противоположномъ направленіи, особенно выразившуюся въ пропагандѣ ислама среди крещеныхъ и язычествующихъ инородцевъ Казанскаго края и Сибири. Параллельно съ пропагандой ислама, среди казанскихъ татаръ усилилась книго-издательская дѣятельность, а въ Крыму и на Кавказѣ появилась татарская публицистика, поставившая себѣ двойную, задачу—сближать и объединять всѣхъ магометанскихъ подданныхъ Россіи на принципахъ ислама и турецкой образованности и въ то же время вести полемику съ русскими дѣятелями по инородческому вопросу и даже съ европейскими писателями объ исламѣ 3).

Такимъ образомъ татарскіе просвѣтители россійскихъ магометанъ не отставали отъ обрусителей инородцевъ Россіи, стараясь доказать русскому правительству и русской интеллигенціи непримѣнимость русской обрусительной политики къ инородцамъ 4), а въ то же время собирались съ силами къ внутреннему обновленію, къ возрожденію ислама на началахъ,

J) Сборникъ документовъ и статей по вопросу объ образованіи инородцевъ. С.-Петербургъ, 1869.

а) Св. Зак. Рос. Имп. Томъ XI, ч. I, кн. VI. Правила Минист. Нар. ІІросв. отъ 26 марта 1870 года.

3) Въ этомъ отношеніи первое мѣсто принадлежитъ редактору бахчисарайской газеты „Переводчикъ“ И. Гаспринскому, а затѣмъ г.г. Баязитову, Девлетъ-Кильдѣеву, Агаеву, Султанову и нѣкоторымъ другимъ мусульманамъ внутренней Россіи.

4) См. брошюру „Русское магометанство“ и въ газетѣ „Переводчикъ“ ст. „Важное время“ въ №№ 19 ‘и слѣд. за 1905-й годъ.

22

^разработанныхъ главнымъ образомъ въ Индіи 5), а затѣмъ перенесенныхъ на страницы стамбульскихъ и каирскихъ мусульманскихъ газетъ. Въ настоящее время—можно съ увѣренностью сказать—магометане Аравіи, Сиріи, Египта, Марокко и Туниса, Турціи, Авганистана, отчасти Персіи, Индіи, Бухары, Хивы, Китая и подданные Россіи сознательно считаютъ себя братьями и лучшимъ народомъ, по заповѣди Корана (3, 97— 100), тогда какъ иновѣрцы считаются врагами Бога. Поэтому исповѣдники Корана мечтаютъ о своемъ превосходствѣ надъ христіанами, какъ это стараются разъяснить передорые мусульмане въ своихъ публицистическихъ статьяхъ и отдѣльныхъ брошюрахъ и книгахъ, особенно Шейхъ-Абдулъ-Хаккъ • и Мирза-Али 6 7). Важно замѣтить при этомъ, что передовые россійскіе магометане продолжаютъ единодушно дѣйствовать въ своемъ направленіи, въ тб время какъ среди русскихъ просвѣтителей инородцевъ-христіанъ въ Казани появился раздоръ 1). Это вредно для дѣла и на руку магометанамъ... Какъ бы въ виду этого разногласія среди казанскихъ послѣдователей Н. И.

5) См. мои статьи „Что такое Коранъ?“ (Туркестанскія ВѢдЛ и мою же брошюру „Коранъ и прогрессъ“, а также книгу г. Мироніева „О положеніи инородцевъ въ Россіи“.

®) Такъ напр., Абдулъ-Хаккъ говоритъ: „Поймите, европейскіе изслѣдователи, что христіанинъ, независимо отъ своего общественнаго положенія, только потому, что онъ христіанинъ, въ нашихъ глазахъ—слѣпецъ, лишенный всякихъ человѣческихъ достоинствъ. Наше разсужденіе о немъ столь же просто, какъ и окончательно; мы говоримъ: „Человѣкъ, сужденіе котораго развращено до степени отрицанія очевидности Единаго Бога и до изобрѣтенія себѣ боговъ разныхъ видовъ, представляетъ самое низкое выраженіе человѣческаго скотства; говорить съ нимъ было бы униженіемъ для нашего разума и оскорбленіемъ величія Владыки вселенной“. „Въ силу этого чувства, составляющаго неотъемлемую принадлежность нашей души, мы не вступаемъ никогда въ серьезный споръ съ христіаниномъ, кто бы онъ ни былъ, и, когда мы вынуждены бываемъ обратиться къ нему съ рѣчью, всегда обращаемся съ нѣкоторымъ отвращеніемъ и внутреннимъ презрѣніемъ, отъ котораго мы никогда не можемъ совершенно воздержаться, даже тогда, когда мы говоримъ съ самыми высокопоставленными особами вашими“ („Послѣднее слово ислама Европѣ“. Переводъ съ французскаго. La Revue 1 Mars, 1902).

7) Разумѣются разногласія-въ Братствѣ Св. Гурія въ Казани, какъ объ этомъ можно судить по ст. Н. А. Бобровникова „По поводу отчета о дѣятельности Братства Св. Гурія за 37-й {1903—4) братскій годъ“. Ср. ст. М. А. Машанова „Отвѣтъ на докладъ чрезвычайной ревизіонной коммиссіи Братства Св. Гурія (Отд. оттиски изъ „Православнаго Собесѣдника“ за 1905 годъ). ' '

Ильминекаго,—выработавшаго глубоко обдуманную систему образованія рнородцевъ, удостоившуюся Высочайшаго вниманія въ Бозѣ почившихъ Императоровъ Александра II и Александра Ш,—руководители магометанъ въ лицѣ редактора бахчисарайской газеты «Переводчикъ» поспѣшили въ рѣзкихъ выраженіяхъ осудить эту систему, какъ вредную въ государственномъ смыслѣ. Приведемъ нѣсколько выписокъ изъ этой газеты.

№ 21, отъ 18 марта 1905 года:

„Одно время очень моднымъ и популярнымъ былъ „инородческій вопросъ“; объ немъ писали очень много, на этомъ конькѣ совершали карьеру, создавали имя и, увы, достаточно неудачныхъ опытовъ и начинаній, приносившихъ вредъ, потому что вмѣсто „сближенія“, растравлялась и возбуждалась отчужденность. По части инородческаго дѣла и обрусительныхъ проектовъ и опытовъ самое выдающееся мѣсто занималъ покойный Ильминскій и ученики его, разсыпанные и благоустроенные по нашему Востоку. Покойный дѣятель за свою убѣжденность, стойкость и строгую честность заслуживаетъ самаго искренняго почтенія, но онъ ошибался и тѣмъ нанесъ дѣлу сближенія мусульманъ сь русской культурой значительный вредъ. Его взгляды на мусульманъ и предполагаемые имъ въ отношеніи ихъ мѣры и тенденціи весьма ярко и картинно изложены въ сборникѣ его писемъ. Эти мѣры и тенденціи проводились его учениками и его единомышленниками въ разныхъ областяхъ, поддерживаемые его вліяніемъ и авторитетомъ. На нашемъ мусульманскомъ востокѣ не происходило ничего, что прямо или косвенно не одобрялось или не осуждалось покойнымъ, причемъ тѣ изъ провинціальныхъ дѣятелей, которые по воззрѣніямъ своимъ не подходили къ его мѣркамъ и тенденціямъ, удалялись или переводились въ другія мѣста. Онъ зналъ, какъ это устроить. Сильная рука Н. И. Ильминекаго чувствовалась не только на берегахъ Волги и Бѣлой, но и на берегахъ Иртыша, Сыръ-Дарьи и Заравшана. Въ чемъ же заключались его тенденціи? На это лучше насъ онъ отвѣтитъ самъ. Г. Юзефовичъ, одинъ изъ сотрудниковъ сенатора Ковалевскаго, ревизовавшаго Казанскую и Уфимскую губерніи, писалъ, что „новокрещенные татары, не смотря ни на какія крутыя и легкія мѣры, не отстанутъ отъ могеметанства“ 8). Н. И. Ильминскій

8) Разумѣется ст. „Христіанство, мусульманство и язычество“, напечатанная въ „Русскомъ Вѣстникѣ“ 1883 г., т. 164. Но г. Гаспринскій напрасно считаетъ г. Юзефовича своимъ единомышленникомъ, такъ какъ въ этой статьѣ магометанству придается воинствующій, боевой характеръ. „Инородцы — говоритъ онъ, — въ особенности въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ они не находятся въ постоянныхъ сношеніяхъ съ магометанами, не

22*

боясь какихъ либо послабленій, усиленно доказывалъ, что« „отступниковъ нужно сдерживать и обуздать непремѣнно. Мнѣніе это интересно потому, что такъ называемые „ново-крещенные“ татары никогда не переставали исповѣдывать исламъ. Въ началѣ восьмидесятыхъ годовъ Гаспринскій, Девлетъ-Кильдѣевъ, Марза-Алимъ напечатали въ русскихъ газетахъ нѣсколько статей о мусульманствѣ и о татарахъ. Этого было достаточно, чтобы Николай Ивановичъ встрепенулся и забилъ тревогу о грозныхъ опасностяхъ. Онъ слѣдитъ и за генералъ-губернаторами и ихъ дѣятельностью на Востокѣ. Въ письмахъ къ К. П. Побѣдоносцеву онъ оцѣниваетъ дѣятельность каждаго изъ нихъ и хлопочетъ, чтобы: Туркестанскій край управлялся не опредѣленными законами, а волей генералъ-губернатора, основанной на сжатой инструкціи, въ коей должно, молъ, дать лишь общія указанія „политики“. По его мнѣнію въ мусульманскія провинціи не слѣдуетъ назначать питомцевъ Восточнаго Факультета и Лазаревскаго Института, такъ какъ они не имѣютъ патріотическо-массіонѳрскаго направленія. Надо предпочитать питомцевъ Казанской Академіи. Не миновала заботливаго вниманія Николая Ивановича и наша маленькая газетка... Избирается ли предсѣдатель земской управы, назначается ли новый муфтій,, предполагается ли открытіе школы, покойный Ильминскій подавалъ мнѣнія, совѣты, проекты. Муфтіевъ надо назначать изъ такихъ людей, которые, боятся урядника; школа должна быть таковой, чтобы мусульмане ничего далѣе Россіи не знали. И все въ этомъ родѣ. Надо замѣтить, что покойный не менѣе ратовалъ противъ русской земской школы и популярныхъ русскихъ народныхъ книгъ и всего свѣтскаго образованія вообще и имѣлъ успѣхъ. „Зловѣщія точки на. горизонтѣ“, „ехидство“, „изворотливость“, „ужасныя опасности“, „попустительства и безсердечіе русскихъ либераленъ“, доносимыя кому и куда слѣдуетъ, не остались безъ вліянія“.

№ 23, отъ 25 марта 1905 года:

„Конфессіональныя мусульманскія школы, бывшія въ завѣдываніи Оренбургскаго магометанскаго духовнаго собранія, были взяты въ вѣдомство министерства народнаго просвѣщенія. И за цѣлое 30-ти лѣтіе этого вѣдѣнія для этихъ

только не враждебны христіанству, но даже обнаруживаютъ явную склонность къ христіанскому просвѣщенію, съ которымъ стараются знакомить своихъ дѣтей помимо всякаго посторонняго къ тому побужденія“ (стр.. 64). „Сила магометанскаго духа, фанатическая вѣрность мусульманъ своей религіи, ненависть или вѣрнѣе презрѣніе къ христіанству берутъ начало какъ въ существѣ магометанскаго ученія вообще, такъ въ частности — въ относительномъ процвѣтаніи магометанства сравнительно съ-христіанствомъ на нашихъ восточныхъ окраинахъ“ (стр. 29).

школъ ровно ничего не сдѣлано, кромѣ того, что мусульманское населеніе было запугано и раздражено. Не говоримъ о преподаваніи, но даже въ смыслѣ улучшенія жалкой внѣшности этихъ школъ не ударили палецъ о палецъ, такъ что причина причисленія мектебовъ и мѳдресъ къ вѣдомству министерства народнаго просвѣщенія остается загадочнымъ вопросомъ. Точно также духовныя училища Туркестанскаго края находились въ вѣдѣніи особой дирекціи. Тутъ нашли даже излишнимъ учрежденіе для мусульманъ „духовнаго правленіяи, возложивъ его обязанности на областныя правленія и переименовали „казія“ въ народнаго судью, какъ бы указывая населенію, что казіи упразднены. Постройка новыхъ мечетей, особенно въ приволжскихъ губерніяхъ, обставлялась большими формальностями, до согласія на таковое мѣстнаго епископа. Для цѣлой киргизской волости, равной по пространству двумъ нашимъ уѣздамъ, считался достаточнымъ одинъ мулла. Учитель сартъ или татаринъ изъ среды киргизъ изгонялся наряду съ попытками замѣнить мусульманскій алфавитъ русскимъ. Для сартовъ былъ установленъ народный судья, судившій ихъ по шеригату, но въ этотъ судъ не допускались киргизы, которые обязаны были судиться по своимъ обычаямъ (адату). Мусульмане европейской Россіи были лишены права собственности въ средней Азіи, а любой средне-азіатскій мусульманинъ „сартишка“, иногда очень почтенный, могъ быть безапелляціонно посаженъ подъ арестъ до двухъ недѣль по усмотрѣнію уѣзднаго начальника силой его дискресціонной власти. Всѣ эти и подобныя мѣропріятія, болѣе или менѣе систематичныя, вселили въ многомилліонное населеніе боязнь за благополучіе своей религіи, вселили недовѣріе ко всякому мѣропріятію администраціи, предполагая во всемъ обрусительно-миссіонерскія намѣренія. Всѣ эти „механическія“ воздѣйствія привели къ результатамъ совершенно обратнымъ тѣмъ, что ожидалось. Чтобы не распространяться за предѣлы газетной статьи, приведемъ лишь голые факты. Мусульмане Поволжья гораздо болѣе религіозны, чѣмъ мусульмане нашего Юга; мечетей, мектебовъ, учащихся, мюридовъ они имѣютъ сравнительно въ нѣсколько разъ больше южанъ, т. е. крымцевъ и кавказцевъ. Въ то время, когда среди сѣверныхъ мусульманъ ко всякимъ „мѣрамъ“ и „предложеніямъ“ администраціи относятся съ опаской и подозрѣніемъ, на югѣ ничего подобнаго не замѣчается. Особенно замѣтно и рельефно выражается „опаска“ и „довѣріе“ мусульманъ къ русской культурѣ въ школьномъ, учебномъ дѣлѣ. Въ гимназіяхъ университетской Казани и въ самомъ университетѣ вы не найдете и одного десятка обучающихся мѣстныхъ мусульманъ, а тамъ у персидской границы, въ захолустномъ городѣ Шушѣ болѣе трети учащихся мусульмане. Въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ Россіи получаютъ нынѣ спеціальное образованіе

болѣе ста студентовъ мусульманъ, изъ нихъ 85°/о южанъ, 10°/о киргизъ и. только 5°/о мусульманъ Поволжья. Вотъ яркій, бьющій въ глаза результатъ различныхъ административныхъ системъ, примѣнявшихся къ мусзшьманамъ внутренней Россіи и ѳя южныхъ окраинъ; вотъ плоды инородческой политики Скарятина, Ильминскаго—на сѣверѣ и кн. Воронцова съ его школой-^на югѣ. На сѣверѣ отчужденіе, на югѣ замѣтное пріобщеніе къ русской культурѣ. Этотъ рѣзко различный результатъ получился вопреки русскимъ вѣротерпимымъ законамъ и желаніямъ правительства, вопреки глубоко разумнымъ и высоко-гуманнымъ предуказаніямъ нашихъ Государей. Меня всегда поражала и дерзость, и политическая слѣпота „дѣятелей инородческаго дѣла“, рѣшавшихся печатно осуждать мудрую и единственно полезную политику Екатерины Великой, которая въ 10 лѣтъ болѣе обрусила нашъ Востокъ, чѣмъ всѣ мелкіе духовные и гражданскіе радѣтели въ цѣлое столѣтіе. Благодаря этимъ „просвѣтителямъ“, просвѣщеніе мусульманъ далеко отстало и дѣло сближенія съ русской гражданственностью сильно затормозилось. Но манифесты и указы освѣтили жизнь новымъ блескомъ и дали ей новый ходъ. Пришло время исправить все это и дать возможность мусульманскому населенію Россіи правильно и свободно пойти рука объ руку съ русскимъ народомъ на благо и могущество Россіи“.

Для главной цѣли настоящей статьи, полагаемъ, достаточно приведенныхъ выписокъ изъ газеты «Переводчикъ»,, но должно замѣтить, что съ точки зрѣнія русскаго патріота вся статья «Важное время» очень любопытна не только въ основной своей мысли, но и въ подробностяхъ, показывающихъ, съ какою ловкою изворотливостью современные татарскіе публицисты затуманиваютъ глаза русскаго начальства.

№ 29, отъ 15 апрѣля 1905 года:

„Длинный рядъ вѣковъ жизнь и культура русскаго и тюркскаго народовъ взаимодѣйствуютъ. Если сейчасъ въ нашу мысль и жизнь проникаетъ вліяніе русское, то въ прошедшемъ Россія восприняла многое отъ насъ. Въ русскомъ языкѣ, въ русской мысли и въ образѣ правленія легко прослѣдить вліяніе нашего тюрко-татарскаго племени. На Московскую Русь если повліяла Византія, то рядомъ съ ней несомнѣнно и наше „азіатское“ вліяніе. Бояре и воеводы не только по костюму напоминаютъ нашихъ мурзъ и бековъ ханскихъ временъ. Близость и родство русской и тюрко-татарской культуръ прекрасно характеризуется существующими отношеніями. Не смотря на грубые неумѣстные затѣи обрусительныхъ дѣльцовъ, несмотря на гласные и негласные доносы и черныя краски ихъ писцовъ 9), слава Богу, добрыя отноше-

а) Курсивъ нашъ.

нія народовъ не поколеблены. Въ русскомъ нѣтъ недоброжелательности, враждебности, обидчивости „къ татарину“ и, обратно, у послѣдняго нѣтъ никакихъ дурныхъ чувствъ или помысловъ въ отношеніи „руси“. Повсемѣстно, въ европейской и азіатской Россіи, мусульмане и русскіе прекрасно уживаются и нигдѣ они другъ друга не эксшіоатируютъ; нигдѣ между ними зависти, соперничества, недовольства, экономической розни не возникаетъ. Горсточка татаръ вѣками живетъ-поживаетъ въ глубокой Московіи (Рязанская губернія), а группы мужичковъ рязанскихъ или черниговскихъ не дурно чувствуютъ себя среди башкиръ, киргизъ, татаръ и сартовъ, усвоивая отчасти ихъ языкъ, одежду и обиходъ.

„Отцы миссіонеры и ихъ пиджачные единомышленники могутъ не одобрять такое добродушное, мирное сожительство 10 *), но это неопровержимый и яркій фактъ. Это дѣйствительность, вытекающая изъ обшей печали, общаго горя и общей нужды русской и мусульманской массы. Ихъ свела въ одно общая великая равнина-родина, простирающаяся отъ' подножій Алтая и Памира до болотъ Балтійскаго моря; ихъ породнило общее горе отъ неумѣнья жить. Въ то время, когда воля Провидѣнья свела въ одно Московію и Татарію, на Руси не было ни поляковъ, ни армянъ, ни нѣмцевъ, ни грузинъ. Сейчасъ эти два древніе элемента Россіи составляютъ массу свыше ста милліоновъ. Положите рядомъ русскую соху, тюркскій сабанъ, русскій топоръ и тюркскій балта, русскій войлокъ п азіатскую кошму, московскій кафтанъ и самаркандскій халатъ, русскій самоваръ и бухарскій чайный кумганъ и многое другое, если желаете воочію видѣть, что все это дѣло рукъ одного мастера. Оно и понятно, ибо до сегодня мусульманинъ инородецъ, и живой, бойкій, ярославецъ, подъ свистъ и грохотъ откуда-то проскочившаго къ намъ паровоза, продолжаютъ ѣздить на деревянныхъ осяхъ, пребывая, если не въ бронзовомъ, то въ „деревянно-камышевомъ“ періодѣ культуры. Имъ ли не быть родными, имъ ли быть во враждѣ!

Сравните эпосы и народныя думы русскія и тюрко-татарскія и вы увидите, что на разныхъ языкахъ эти два народа излагаютъ одно и тоже горе, одни и тѣже жалобы и печали. И это совершенно понятно, ибо оба богатыря изъ вѣка въ вѣкъ преслѣдовались одной и той же гидрой о трехъ головахъ въ видѣ тяготъ, неправды и невѣжества.

Такъ было въ прошломъ, а въ будущемъ эти народы пойдутъ, ибо должны итти, рука объ руку и), чтобы обрѣсти одинаково имъ нужные свѣтъ, правду и сносную жизнь. Пора выбраться одному изъ темной сакли, другому—изъ закопченой курной избы...

10) Почему же не одобрить то, что хорошо? Н. О.

и) Вотъ этого то и желаетъ русское правительство. Н. О.

Гораздо рѣзче редакторъ «Переводчика» писалъ 29 апрѣля 1905 года въ JV« 35 въ статьѣ подъ заглавіемъ «Золотыя слова», именно:

„Нашимъ читателямъ хорошо извѣстно, что очень много гадостей было писано въ газетахъ про мусульманъ разными „просвѣтителями“, чтобы дискредитировать это смирное, но стойкое населеніе въ глазахъ русскаго общества и центральнаго правительства. О фанатизмѣ мусульманъ, о вредѣ ихъ мактабовъ, объ антигосударственности ихъ книгъ и т. п. жарились на патріотическомъ маслѣ длинныя статьи и доклады, которые были нами своевременно опровергаемы. Жизнь и выдержка самыхъ мусульманъ подтвердили ихъ лойяльность и добропорядочность. Это важное обстоятельство блестяще очерчено золотыми словами журнала Комитета министровъ, гдѣ между прочимъ читаемъ: „Проживая въ составѣ Россіи уже въ теченіе многихъ столѣтій, мусульманское населеніе внутреннихъ губерній исполняло всегда долгъ свой передъ государствомъ, наравнѣ съ коренными подданными и не доставляло правительству какихъ-либо особыхъ заботъ въ отношеніи политическомъ12). Будучи затѣмъ весьма твердымъ въ правилахъ своего вѣроученія, населеніе это, никогда, однако, не проявляло стремленія къ прозелитизму среди русскаго народа. Кромѣ того, не смотря на сохранившіяся еще нѣкоторыя отличія внутренняго и внѣшняго быта, населеніе это сроднилось съ Россіею и вполнѣ ей дружественно“.

Такими разсужденіями редакторъ «Переводчика» какъ бы подготовлялъ проживавшихъ въ разныхъ мѣстностяхъ татаръ къ формальному обращенію къ русскому правительству съ разными своими заявленіями. Въ виду воспослѣдовавшаго 12 декабря 1904 года манифеста о вѣротерпимости и Высочайшихъ указовъ отъ 18 февраля и 17 апрѣля 1905 года, разныя группы татаръ-магометанъ представили въ Комитетъ министровъ нѣсколько петицій, съ содержаніемъ которыхъ мы и познакомимъ читателей.

Въ петиціи оренбургскаго муфтія говорится:

Въ виду 7 п. указа отъ 12 декабря 1904 года, коимъ предположенъ пересмотръ дѣйствующихъ постановленій, ограничивающихъ права инородцевъ, въ результатѣ котораго должно, быть уравненіе ихъ въ правахъ съ кореннымъ населеніемъ Россіи—считаю своевременнымъ указать на стѣсненія, которымъ подвергаются—во многихъ случаяхъ помимо,

І2) Однако иначе очерчивалась дѣйствительность во всеподданнѣйшихъ отчетахъ генералъ-губернаторовъ и военныхъ губернаторовъ тѣхъ областей, въ которыхъ живутъ магометане. И. О.

а иногда и даже вопреки велѣніямъ закона — подданные Е. И. В., исповѣдывающіе мусульманскую религію: 1. Магометане, окончившіе курсъ наукъ въ русскихъ учебныхъ заведеніяхъ и имѣющіе, по своему образованію, право прѳпо-' даванія, фактически лишаются этого права—Исключительно за то, что они исповѣдываютъ магометанскую религію, а именно: имъ воспрещается преподаваніе научныхъ предметовъ кому бы то ни было, кромѣ своихъ единовѣрцевъ; цѣль такого воспрещенія болѣе чѣмъ непонятна. 2. Магометане, обучающіеся въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ, лишены права на полученіе стипендій и пособій, чѣмъ въ значительной степени преграждается доступъ магометанъ къ высшему образованію. 3. Магометане, служащіе въ войскахъ, лишены возможности исполнять обряды своей религіи, за упраздненіемъ должностей военныхъ муллъ. Во время настоящей войны съ Японіей и только на врейя войны—учреждены штатныя должности магометанскихъ муллъ при штабахъ первой, второй и третьей манчжурскихъ армій и при штабѣ пріамурскаго военнаго округа; въ мирное же время военныхъ муллъ нѣтъ, и магометанская молодежь, ежегодно призываемая въ числѣ 40,000 человѣку на службу въ войскахъ, во все время дѣйствительной службы остается безъ духовныхъ пастырей, что ведетъ въ иныхъ случаяхъ къ стѣсненію въ исполненіи религіозныхъ обрядовъ и даже лишенію послѣдняго напутствія при погребеніи. Объ устраненіи этой ненормальности хотя и послѣдовало В. повѳлѣніе, но въ исполненіе не приведено. 4. При построеніи магометанскихъ мечетей наблюдаются правила, установленныя ст. ст. 54—159 т. XII, ч. I, при чемъ ст. 137, относящаяся къ округу таврическаго духовнаго правленія, требуетъ, чтобы въ нѣкоторыхъ случаяхъ спрашивалось согласіе на постройку мечети мѣстнаго архіерея; въ округѣ оренбургскаго духовнаго собранія указанная 157 ст. не должна имѣть примѣненія, такъ какъ для Оренбургскаго округа существуетъ спеціальная статья 156, по которой согласія архіерея для разрѣшенія постройки мечети не требуется, а между тѣмъ нѣкоторые изъ губернаторовъ и въ округѣ оренбургскаго духовнаго собранія примѣняютъ не относящуюся къ нему 157 ст. XII т., 1 ч. и не разрѣшаютъ постройку мечетей, если на это не согласенъ архіерей. Разрѣшеніе постройки мечетей въ зависимости отъ согласія или несогласія на это православныхъ архіереевъ представляетъ изъ себя не установленное закономъ стѣсненіе магометанъ, такъ какъ архіерей, въ виду присущихъ ему миссіонерскихъ обязанностей, естественно долженъ желать, чтобы магометанскихъ мечетей было какъ можно меньше. 5. Къ числу незаконныхъ стѣсненій, претерпѣваемыхъ магометанами, нужно отнести и допускаемый нѣкоторыми изъ губернаторовъ произволъ въ отноше*-ніи магометанскихъ духовныхъ лицъ. Изъ дѣлъ духовнаго

собранія усматриваются, напримѣръ, такіе случаи: 16 августа 1904 года Уфимскимъ губернскимъ правленіемъ заслушано предложеніе губернатора отъ того же 16 августа объ удаленіи муллъ 1-й и 2-й адзагулоскихъ соборныхъ мечетей, какъ не удовлетворяющихъ своему назначенію, и постановлено означенныхъ муллъ удалить отъ должностей съ отобраніемъ указовъ на духовное званіе, а въ декабрѣ того.же года губернаторъ нашелъ удаленныхъ муллъ вполнѣ отвѣчающими своему назначенію, и губернское правленіе, по предложенію губернатора, снова допустило ихъ къ прежнимъ должностямч. Для всякаго ясно, что въ два-три мѣсяца человѣкъ радикально измѣниться не можетъ, а возвращеніе къ прежнимъ должностямъ муллъ, которые за два мѣсяца до этого были удалены по несоотвѣтствію ихъ своему назначенію, доказываетъ, что и прежде они назначенію своему соотвѣтствовали, и что удаленіе ихъ отъ должностей было результатомъ такъ называемаго усмотрѣнія, то-есть произвола. А такъ какъ магометанскіе муллы не назначаются, а избираются приходами, то произвольныя удаленія муллъ отъ должности живо чувствуются населеніемъ, какъ попраніе его правъ въ области религіозной жизни, возбуждая глухое недовольство существующими порядками. Поэтому желательно, чтобы отношеніе администраціи къ магометанскимъ духовнымъ лицамъ соотвѣтствовало тому высокому положенію, которое занимаютъ духовныя лица въ глазахъ магометанскаго населенія, а въ частности—чтобы при удаленіи магометанскихъ духовныхъ лицъ соблюдались требованія закона, который ни губернаторамъ, ни губернскимъ правленіямъ не предоставляетъ права удалить означенныхъ духовныхъ лицъ въ административномъ порядкѣ, т. е. по своему' усмотрѣнію.

Въ обширной запискѣ, поданной г. предсѣдателю комитета министровъ С. Ю. Витте, казанскіе мусульмане просятъ, чтобы:

муфтій и казіи духовнаго собранія избирались населеніемъ; всѣ дѣла брачныя, семейныя и наслѣдственныя рѣшались магометанскимъ духовнымъ собраніемъ; разрѣшеніе строить мечети, открытіе мектебовъ, медресе и назначеніе учителей зависѣло отъ духовнаго собранія, какъ то было до 1870 года; учрежденіе вакуфовъ и завѣдываніе ими было въ вѣдѣніи духовнаго собранія; дано было право свободнаго возраженія и обсужденія въ случаяхъ неосновательныхъ толкованій и нападокъ на исламъ; дано было разрѣшеніе приписаться къ мусульманскому обществу такъ называемыхъ „отпавшимъ отъ православія“ татарамъ, которые записаные какъ-то христіанами, однако всегда оставались мусульманами; о чемъ особымъ прошеніемъ на имя г. министра внутреннихъ дѣлъ просятъ особые уполномоченные и отъ самихъ „отпавшихъ“; дѣти, незаконно рожденные мусульманкой, могли вос-

питываться въ религіи ихъ матери;- духовныя лица были освобождены отъ воинской повинности и во время нахожденія въ духовномъ званіи, въ отличіе отъ сельскаго населенія, пользовались правами почетныхъ гражданъ; незнаніе русской грамоты не служило препятствіемъ къ избранію на духовную должность пожилыхъ людей; мусульманской печати были дарованы общія права, разрѣшено преподаваніе элементарныхъ наукъ на родномъ языкѣ й уничтоженій' нѣкоторые ограниченія, какъ напримѣръ пріобрѣтеніе недвижимой собственности въ Средней Азіи; наконецъ, записка* йро-ситъ, при обсужденіи этихъ ходатайствъ и другихъ дѣлъ, касающихся мусульманъ, призывать къ совѣщанію преД0і>а-вителя Оренбургскаго духовнаго собранія и всего мусульманскаго общества.

Московскіе мусульмане въ своемъ прошеніи ходатайствуютъ», чтобы: „. ■

муфтій и кадіи выбирались собраніемъ представителей отъ всего муфтіата на опредѣленное число лѣтъ (не болѣе пяти) изъ лучшихъ и достойнѣйшихъ мусульманъ религіозно образованныхъ; разсмотрѣніе и рѣшеніе всѣхъ дѣлъ, вытекающихъ изъ семейныхъ, брачныхъ и наслѣдственныхъ отношеній мусульманъ, были подчинены исключительно Орен-* бургскому духовному собранію; Оренбургскому духовному правленію предоставлено было право давать разрѣшенія на постройку мечетей, на открытіе мѳктебовъ и медресе, на опредѣленіе въ эти школы учителей, а также на веденіе и контроль надъ вакуфами; мусульманамъ была дарована такая же свобода слова и печати, какая будетъ дарована закономъ общей прессѣ, но съ однимъ ограниченіемъ, а именно: чтобы всякія разсужденія о религіи магометанской, о текстахъ Корана и т. п. не подвергались свѣтской цензурѣ, а разсматривались исключительно составомъ Оренбургскаго мусульманскаго духовнаго собранія; тѣмъ изъ мусульманъ, предки коихъ были крещены и зарѳгистрованы христіанами, но для которыхъ ученіе православной церкви остается чуждымъ и непонятнымъ,—разрѣшить имъ открыто и безъ боязни исповѣдывать исламъ; чтобы подкинутыя дѣти, представляющіе всѣ признаки расоваго мусульманскаго происхожденія были отданы на попеченіе мусульманъ съ зарёгистрованіемъ ихъ въ мусульманскую вѣру; на судахъ и по отбыванію воинской повинности мусульманскія духовныя лица должны быть уравнены съ православнымъ духовенствомъ; преподаваніе въ мусульманскихъ школахъ профессіональныхъ и общеобразовательныхъ происходило на родномъ языкѣ, самое же открытіе такихъ школъ было бы предоставлено лицамъ и обществу мусульманскаго вѣроисповѣданія по явочной системѣ; чтобы законъ оказывалъ противодѣйствіе насильственному обращенію мусульманъ въ православіе и урегулиро-

валъ дѣятельность миссіонеровъ въ этомъ отношеніи; въ войскахъ чтобы нижнимъ чинамъ мусульманамъ предоставленъ былъ отдѣльный котелъ и полная возмнойсность къ совершенію въ мирное время религіозныхъ обязанностей. Кромѣ означенныхъ мѣропріятій, касающихся духовныхъ сферъ мусульмане, ходатайствуѳтся о предоставленіи мусульманамъ одинаковыхъ съ кореннымъ населеніемъ Россіи гражданскихъ правъ съ сравненіемъ ихъ на государственной службѣ и по отбыванію воинской повинности. Ходатайство московскимъ мусульманъ завершается просьбой, чтобы въ число игранныхъ отъ населенія людей для участія въ предвари-тедьцой разработкѣ и обсужденіи законодательныхъ предположеній были и избранные отъ мусульманъ.

Кавказскіе мусульмане въ представленной депутатами Эриванскихъ мусульманъ петиціи просятъ:

Объ уравненіи правъ мусульманъ со Всѣми остальными подданными Россіи во всѣхъ отношеніяхъ съ отмѣной всѣхъ существующихъ для мусульманъ ограниченій: по городскому общественному самоуправленію, по государственной службѣ; о предоставленіи лицамъ, принадлежащимъ по рожденію къ высшимъ мусульманскимъ сословіямъ (ханы, беки, алагары, сеиды и дѣти духовныхъ лицъ) всѣхъ правъ и преимуществъ по поступленію въ учебныя заведенія и на государственную службу, кои предоставлены христіанамъ тѣхъ же сословій; о назначеніи духовныхъ лицъ по выбору мусульманскаго общества и утвержденіе въ должности приходскихъ муллъ, уѣздныхъ и приходскихъ казіевъ и членовъ губернскихъ меджлисовъ закавказскимъ муфтіемъ и шейхуль-исламомъѵ которые должны избираться съѣздомъ депутатовъ изъ духовныхъ и свѣтскихъ лицъ отъ населенія края; объ основательномъ преподаваніи учащимся мусульманамъ во всѣхъ учебныхъ заведеніяхъ закона Божія и родного языка, причемъ назначать на должности законоучителей непремѣнно лицъ духовнаго званія и предоставить преподавателямъ этихъ предметовъ права и преимущества на равнѣ съ остальными народностями; о преподаваніи въ начальныхъ школахъ всѣхъ предметовъ на родномъ языкѣ учащихся, причемъ государственный языкъ обязательно преподается какъ главный предметъ; объ устраненіи всякихъ стѣсненій въ вопросѣ объ открытіи мусульманскими обществами и отдѣльными лицами всякаго рода школъ съ допущеніемъ пріема въ эти школы учащихся безъ различія національностей; о допущеніи мусульманъ къ занятію должности преподавателей во всѣхъ низшихъ, среднихъ и высшихъ учебныхъ заведеніяхъ, съ отмѣной всѣхъ существующихъ нынѣ въ этомъ отношеніи ограниченій; объ отмѣнѣ существующаго ограниченія въ принятіи лицъ изъ мусульманъ въ число присяжныхъ и частныхъ повѣренныхъ; объ отмѣнѣ всѣхъ стѣсненій въ во-

просѣ о постройкѣ мусульманами мечетей и молельныхъ домовъ вообще, а въ частности передача мусульманскому обществу состоящей въ цидатели гор. Эривани въ вѣдѣніи военнаго министерства старой мечети и разрѣшеніе ея реставраціи; расходованіи доходовъ съ вакуфныхъ имѣній исключительно согласно волѣ жертвователей, на настоятельныя нужды мечетей и на благотворительныя дѣла; согласно съ этимъ измѣнить текстъ 106 ст. по л. о мусульманскомъ духовенствѣ; объ учрежденіи въ Тифлисѣ .духовной семинаріи для мусульманъ и открытія высшихъ учебныхъ заведеній на Кавказѣ для всѣхъ; о разсмотрѣніи трудовъ бывшей бѳкской комиссіи и утвержденіи въ правахъ дворянъ лицъ высшаго мусульманскаго сословія; объ отведеніи свободныхъ казенныхъ земель въ надѣльное пользованіе мѣстныхъ крестьянъ; о введеніи суда присяжныхъ по образцу общеимпѳрскихъ судовъ и о введеніи земскихъ учрежденій.

Таковы взгляды, желанія и надежды русскихъ магометанъ въ настоящее время.

Н. Остроумовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.