ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 82-14
DOI: 10.35330/1991-6639-2020-1-93-63-67
МАГОМЕТ МОКАЕВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Р.А. КЕРИМОВА
Институт гуманитарных исследований -филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» 360000, Нальчик, ул. Пушкина, 18 E-mail: [email protected]
В статье изложены факты творческой биографии известного карачаево-балкарского поэта Магомета Хасуевича Мокаева. Актуальность работы заключается в необходимости изучения наследия Магомета Мокаева, так как его литературные опыты ранее не становились в полной мере объектом научного осмысления.
В работе прослеживается эволюция творческого пути писателя, отмечен вклад поэта в становление балкарской духовной культуры, обозначены основные заслуги в усовершенствовании поэтического слога и обновлении жанровой составляющей национальной литературы.
Ключевые слова: Магомет Мокаев, сонет, карачаево-балкарская поэзия, современная поэзия.
Магомет Хасуевич Мокаев (1939-2007) - один из самых неординарных поэтов XX века. В его творческой деятельности отмечается проявление всех направлений (литературовед, переводчик, журналист, фольклорист), без которых невозможно полноценное развитие письменной культуры. И, безусловно, его творчество не могло не заинтересовать исследователей. В частности, З. Толгурова, Т. Биттирову («Поэзияны череги»), Ф. Урусбиеву («Портреты и проблемы»), Ж. Кулиеву («Мокаев Магомет Хасуевич (1939 -2006)») и др. [1, 8, 9, 10].
Магомет Мокаев родился 15 июня 1939 года в селении Верхний Баксан Эльбрусского района КБР. Отец Магомета Хасу Жашауевич был известным певцом народных песен, в селе его называли «жырчы Хасуу» - певец Хасу. Как отмечает сам поэт, «некоторые из сложенных им песен («Песня Любы», «Песня Гирпока» и другие) исполняются и поныне, но уже как народные». Мать Стампул была сванка из рода Мерлани Нико.
В юном возрасте Магомет был депортирован в Среднюю Азию, рос сиротой. Отец его погиб на войне, а мать он потерял через несколько лет после ссылки. После смерти матери жил с бабушкой по материнской линии, которая с детства ему привила любовь к знаниям. Магомет окончил среднюю школу в Казахстане и в 1958 году в возрасте семнадцати лет вернулся на Родину вместе со своей бабушкой.
Позитивные сдвиги в литературном процессе наблюдаются в эпоху «оттепели» (середина 1950-х - 1960-е гг.). Неблагоприятные исторические и социальные процессы в стране, обусловленные массовыми репрессиями, актуализировали собственную этническую специфику в поэзии многих регионов. В 1943-1957 годах литературная жизнь карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей и других высланных в Среднюю Азию народов была прервана. «Но эти же трагические события позволили начиная с 60-х годов по-новому взглянуть на устоявшуюся действительность, обнажив новые противоречия, что положило начало тенденции пересмотра многих аксиоматичных установок» [7, c. 67]. Художники слова постепенно начинают отходить от соцреалистического стиля мышления. В связи с этим поэзия шестидесятников, о каком бы регионе ни шла речь, - это явление неординарное, вырабатывающее принципиально обновленный мирообраз, с
переосмыслением традиций и экспериментами, по-новому представленными этнокультурными кодами и жанровой составляющей литературы.
Годы после возвращения для Магомета Мокаева стали очень насыщенными в творческом плане. Важнейшую роль в его творческой судьбе сыграло знакомство с Булатом Окуджавой. Известный поэт-песенник высоко оценил творения молодого поэта и включил несколько его стихов в сборник под названием «Молодые поэты Балкарии», который был издан в 1958 году.
В 1959 году он поступает на филологический факультет КБГУ и отделение журналистики при нем. В студенческие годы, помимо учебы, поэт занимается творчеством, научной и общественной деятельностью, в результате чего началось его близкое общение с
К. Кулиевым и К. Отаровым.
К. Кулиев сразу заметил талантливого молодого поэта и посодействовал изданию его первой книги «Жюрегими тебиую» (Биение моего сердца) (1960). Книга отличалась индивидуальным стилем, эмоционально-чувственными произведениями.
В данном сборнике автор создает сквозной образ высланного из родных мест народа, сильного духом и стремящегося к возвращению на Родину. «Биение моего сердца» - это своего рода признание в неразрывной связи поэта с судьбой народа, желании служить и трудиться во имя и ради него. «В 1960-е годы, когда М. Мокаев пришел в поэзию, она уже была освещена светом таланта К. Мечиева, К. Кулиева, К. Отарова. Однако относительно поэтики и, в частности, ритмики и принципов рифмования ей недоставало много. Большинство поэтов, используя закон сингармонизма, опирались на аффиксальные или же глагольные рифмы типа: ташыбыз-ырхыбыз, бардыкъ-къарадыкъ, что не может считаться рифмой в строгом смысле» [8, с. 615]. Сложно не согласиться с рассуждениями известного литературоведа, более того, необходимо отметить, что обозначенная им проблема мало освещена в балкарском литературоведении.
Стремительный творческий рост Магомета Мокаева происходит после окончания учебы (1964). В 1964 г. он издает свой второй сборник стихов «Песни и годы», в этом же году становится членом Союза писателей СССР.
Вторая книга Мокаева представляет собой совершенно иную авторскую концепцию с обновленной формой балкарского стиха. Вероятно, художественный опыт автора совместно с его ориентацией на устное народное творчество, а также особое отношение к народной песне послужили теми факторами, которые повлияли на принципы рифмовки в его текстах.
Самобытность структуры образной мысли, разработка новой выразительной формы стиха были просто необходимы для духовной культуры балкарцев в период актуализации этнического самосознания. Развитие лирической линии, в основе которой философское начало - познание мира, формирование представлений о фундаментальных основах человеческого бытия, о ее наиболее важных сущностных чертах, в частности, о взаимоотношениях «человек - природа», создало многообразие содержания и богатство формы. Приблизительно в 60-е годы XX в. в литературной среде страны наблюдается тенденция к развитию народной песенной поэзии. Безусловно, данное литературное направление было близко Мокаеву. Актуальный на тот период у многих столичных поэтов силлабо-тонический принцип стихосложения заинтересовал молодого поэта. Особое предпочтение среди силлабо-тонических форм получил хорей, так как с его помощью усиливается «песенность» слога. Мокаев следовал традициям Гаспарова, который считал, что «ямб дает прерывные импульсы, хорей создает почву для непрерывного развития» [3, с. 51].
«Ни у кого из поэтов моего поколения не было такой свежести и чистоты языка, такой музыкальности и ладности строфы. Трудно было поверить - и не верили - что у молодого человека, выросшего в абсолютной оторванности от родимой почвы, в чужой среде, в самом деле может быть такое чувство и звучание родного языка! Зародившиеся сомнения быстро рассеялись, но отголоски их еще долго отдавались эхом, что в провинциальной
среде явление столь же привычное, как застарелая болезнь», - отмечал А. Теппев [4, с. 87].
В 1965 году Магомет Мокаев решает продолжить свое образование в Москве, поступив на литературные курсы при Союзе писателей СССР. Безусловно, годы, проведенные в столице, были весьма плодотворными для его творческого развития. В этот период выходит еще одна книга «Тень орла» (1965). А по возвращению в Нальчик в 1967 году издает очередной сборник «Турий рог» (1967). В основе лирики тех лет лежат исконно народные ценности с основными понятиями истины - о добре и зле, о дружбе и предательстве. Главными героями произведений являются простые труженики, по мнению автора, они олицетворяют связь человека с природой.
В 70-е годы Магомет Мокаев начинает работать корректором в редакции газеты «Путь к коммунизму», а впоследствии совмещает редакторскую деятельность на телевидении и в других научно-популярных изданиях. Долгое время являлся главным редактором журнала «Минги Тау».
Поэт в эти же годы издает несколько книг: «Свет жизни» (1970), «Песни белых высот» (1973), «Вольный ветер» (1976), «Звезда каравана» (1980). В пространстве художественного целого индивидуально-авторское мировосприятие Мокаева основывается на гуманистических началах, он с иронией подходит к освещению людских пристрастий к богатству, власти и т.д. Он довольно часто приводит некие сопоставления духовного и материального начал: «Только встретился с вами, седыми горянками. Засияло родное жилье. «Япришел к вам, пришел не с большими подарками /Вот - стихи вам и сердце мое» [5, с. 25]. Однако в центре внимания автора все же остается человек. А именно человек, посвятивший свою жизнь служению народу.
Особый интерес представляет тот факт, что несмотря на то, что творчество Мокаева имеет четкую ориентацию на устное народное творчество и топос Родины является основным концептом в его художественно-образной системе индивидуального стиля, сам автор полагал, что лучшие стихи о Родине он еще не написал. Для него первостепенным являлось качество создаваемого текста. Магомет Мокаев был ярым противником всего противоречащего званию «высокой» поэзии, а именно: выступал против графомании и бездарного сочинительства. В его понимании поэзия должна ориентироваться на классические каноны литературы. Исходя из этой точки зрения, Магомет Мокаев постепенно, уже в зрелом возрасте, после того, как утвердился в литературной среде, решил обратиться к лирическому жанру сонета. Поэт в какой-то степени стремился выйти за рамки принятых норм и стандартов. Он был знатоком западной и восточной поэзии, что позволило ему умело внедрить новые формы и жанры в свой текст. «Строгость формы четырнадцатистишия, его стихотворный размер, внутренняя композиция нужны были мне для широких обобщений. Я хотел мою Балкарию вывести на мировую арену...», - рассуждал он [4, с. 197].
Полагаем, что следствием обращения к сонетной форме послужило не желание расширить границы поэтического текста, для этого ему достаточно было обратиться к жанру поэмы. У Мокаева были совершенно другие задачи, которые, по нашему мнению, зародились в процессе его переводческой деятельности. Он увлеченно занимался переводами Петрарки, Шекспира и др. на балкарский язык. И поиск новых форм выражения - это попытка создания нового стиля в балкарской словесности.
Так, в конце 80-х в переводе на русский язык выходят «100 сонетов о Балкарии» и поэма «Карачай». Вместе с восьмистишиями они составили книгу «Мост в ущелье». Мокаевский сонет приближен к классическому итальянскому сонету: «Особенно итальянцы в своих сонетах и секстинах дали блестящий пример такого рефлектирующего чувства, которое в определенной ситуации не просто выражает с внутренней сосредоточенностью и непосредственностью настроения тоски, боли, желания и т.д. или же созерцание внешних предметов, но часто и отходит от них размышляя, заглядывает в мифологию, историю, в прошлое и настоящее и, однако, всегда возвращается назад, внутрь себя в единое целое» [2,
с. 526]. Ключевой задачей было ввести данный жанр в балкарскую словесность, не утратив при этом национальный колорит, присущий карачаево-балкарской поэзии.
В 1989 году за свои труды и плодотворную деятельность Магомет Мокаев был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КБР, а в 1994 году ему присвоено высокое звание «Народный поэт Кабардино-Балкарии».
В 1996 году автор издает книгу «Мельница жизни» [5]. Создание метафорического образа сущности бытия является следствием мифоэпического мышления автора, который обосновывает теории о быстротечности жизни и в то же время приводит примеры непрерывности некоторых вещей. А именно: бесконечность для поэта сохраняется в духовных ценностях, все остальное, по его мнению, уйдет в забвение.
В 2008 году выходит книга «Магомет Мокаев: Биение сердца. Жизнь и творчество», в которую включены статьи, воспоминания коллег о жизни и творчестве народного поэта, в нее также вошли «Сонеты Родины моей». Составителем данного сборника является сам автор.
Магомету Мокаеву судьбой было отведено прожить 66 лет. Безусловно, такие люди избраны свыше, и в этом есть определенная закономерность. С Магометом Мокаевым связан новый этап в развитии карачаево-балкарской словесности, он увековечил свое имя в истории духовной культуры карачаево-балкарского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биттирова Т.Ш. Жашау дерслери: Поэзияны череги. Нальчик, 2005. С. 72-77.
2. Гегель Г.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1971. 620 с.
3. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: метрика и ритмика. М., 1974. С. 223.
4. Мокаев М. Магомет Мокаев: Биение сердца. Жизнь и творчество. Нальчик: Эльбрус, 2008. 248 с.
5. Мокаев М..X. Избранные произведения: в 2 томах. Т. 2. Нальчик: Эльбрус, 2001.416 с.
6. Мокаев М. Мельница жизни. Нальчик: Эльбрус, 2004.
7. Шаманова-Блимготова Ф.Д. Карачаевская лирическая поэзия. Эволюция жанра в историко-литературном контексте. М.: Илекса. 2017. 272 с.
8. Толгуров З.Х. История карачаево-балкарской литературы. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2012. С. 613-617.
9. Урусбиева Ф. Портреты и проблемы. Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. Нальчик: Эльбрус, 1990. 164 с.
10. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elbrusoid.org/articles/remember/387401/. (Дата последнего обращения 2.02. 2010).