УДК 937-04
МАГИСТРАТЫ КАПУИ В САМНИТСКИЙ ПЕРИОД (V-III вв. до н.э.) SAMNITE MAGISTRATES OF CAPUA BETWEEN 5-3 CENTURIES BC
О.В. Кармазина О^. Karmazina
Воронежский государственный педагогический университет, Россия, 394343, Воронеж, ул. Ленина, 86
Voronezh State pedagogical University,
86 Lenin St., Voronezh, 394343, Russia
E-mail: olga.karmazina@mail.ru
Аннотация. В современной научной литературе остаются дискуссионными вопросы, связанные с составом и компетенцией самнитских магистратов. Проанализировав комплекс имеющихся в нашем распоряжении источников, можно констатировать наличие в Капуе самнитского периода магистратов, непосредственно подчинявшихся меддиксу тутикусу, верховному главе города: MEDDÎS MINIVE и MEDDÎS VEREHIAS. Первый был заместителем меддикса тутикуса, под вторым должен пониматься командующий военным отрядом. Предположительно должность MEDDÎS VEREHIAS в Капуе в 214 г. до н.э. занимал Статий Метий. Эта магистратура была коллегиальной, преимущество для занятия данной должности имели представители знатных кампанских родов.
Resume. The questions related to the composition and competence of Samnite magistrates still remain debatable in the current scientific literature. After analyzing the full range of all available sources (iuvilu from Capua, Tabula Bantina, Cippus Abellanus and some other Oscan inscriptions), it is possible to ascertain the presence in Capua between 5-3 centuries BC two magistrates - meddis minive and meddis verehias, who were directly under the meddix tuticus, the supreme ruler of the city. The first was the deputy meddix, we can't do any more specific conclusions about his competence. Under the second should be understood commander of the military unit. Presumably Statius Metius served as meddis verehias in Capua in 214 BC. The post of meddis verehias has been collegial, this position could be held by representatives of noble Campanian families. We can assume that, by analogy with meddix tuticus, other officials of Capua were elected for one year.
Ключевые слова: Кампания, Капуя, магистратура, меддикс, самниты.
Keywords: Campania, Capua, officials, meddiks, Samnites.
После самнитского завоевания в середине V в. до н.э., как отмечает Ф. Сартори1, в городах Южной Италии происходит процесс оскизации в политической сфере, что выразилось в появлении новых городских магистратов, в том числе, в этрусской колонии Капуя. О захвате самнитами власти в городе мы узнаем из сообщения Тита Ливия (4, 37, 1-2). Римский историк рассказывает о том, что в «год, когда консулами были избраны Гай Семпроний Атратин и Квинт Фабий Вибулан (423 г. до н.э. - К.О.), по преданию произошло событие чужеземное, но все же достойное упоминания - самниты захватили этрусский город Вультурн, нынешнюю Капую...». Самнитские магистраты в городе продолжали осуществлять свои полномочия вплоть до 211 г. до н.э., когда римляне захватили город и уничтожили все прежние органы управления: «не было в нем (в городе - К.О.) ни гражданства, ни сената, ни народного собрания, ни должностных лиц» «nullum civitatis nec senatum nec plebis concilium nec magistratus esse» (Liv. 26.16.9). Таким образом, «самнитский период» в истории Капуи может быть определен как время с 423 по 211 г. до н.э.
Изучение состава и компетенции должностных лиц Капуи в самнитский период является весьма актуальным, поскольку проливает свет на политическую организацию самнитских общин в целом. К изучению политических институтов самнитов историки обращаются лишь в начале XX в. В работах А. Розенберга2 и Ш. Вайнштоказ дается первая попытка обобщить данные эпиграфики об оскских магистратурах. Эти публикации породили не прекращающуюся до сих пор полемику между учеными разных стран о количестве, компетенции и субординации таких должностных лиц как meddiss tiüvtiks, meddiss minive и meddiss verehias. Причины этой дискуссии заключались в скупости и неясности толкования эпиграфических данных. После Второй мировой войны дискус-
1 Sartory F. Problemi di storia costituzionale italiota. Universita' degli studi di Padova. Publicazion dell Istituto di storia antica. Vol.1. Roma. 1953. P.17.
2 Rosenberg A. Der Staat der alten Italiker. Berlin, 1913.
3 Weinstock St. Zur oskischen Magistratur, Klio. XXIV. 1931. S.243-257.
сия о политических институтах самнитов была продолжена в работах Дж. Девото1, И. Парети2 и Ф. Сарториз. Внимание данных историков было приковано, прежде всего, к фигуре meddiss tiûvtiks, которого одни ученые считали городским, другие - федеральным магистратом. Авторы современных работ о самнитах4 продолжили исследование указанной проблемы. Однако они в большей степени рассматривают политическую ситуацию, сложившуюся в городах горного Самния и лишь в некоторых аспектах касаются Капуи самнитского периода. Тем не менее, нужно принять во внимание, что условия горного Самния сильно отличались от Кампании, где до прихода самнитов уже сложились города-государства этрусков со своей политической системой, следовательно, здесь мы имеем дело не с переносом на чужую территорию своих политических традиций, а со сложной трансформацией старой политической системы, подверженной иноземному влиянию.
В зарубежной историографии можно выделить единственную монографию, посвященную истории доримской Капуи, которая вышла в свет в 1942 г. Ее автор Ж. Эргон среди прочих вопросов уделяет внимание самнитским магистратам города, однако он подробно останавливается лишь на полномочиях меддикса тутикуса, не касаясь фигур двух других магистратов: meddiss minive и meddiss verehias5. Если обратиться к отечественной историографии, нужно констатировать с сожалением тот факт, что у нас отсутствуют труды, непосредственно посвященные самнитам6, а также политической истории доримской Капуи в частности7. Исходя из вышесказанного, целью данной статьи является формулировка собственной точки зрения автора относительно компетенции двух должностных лиц Капуи самнитского периода: meddiss minive и meddiss verehias.
Для решения поставленной проблемы мы имеем, к сожалению, не так много источников. Что касается письменных свидетельств, это, в основном, отрывки из Тита Ливия, в большинстве своем касающиеся периода второй Пунической войны. Относиться к ним нужно критически, поскольку автор и в описании римских политических реалий допускает ошибки. Кроме того, мы располагаем оскскими надписями - йовиле, обнаруженными в Капуе. Они были найдены еще в конце XIX в. в имении Патту-релли. К. Бук опубликовал 13 из них и предложил также свой перевод этих надписей. Он считал, что термин diuvila-, или iuvila- обозначает объект посвящения и связывал его с Юпитером8. Относительно выражения ekuk iuvilu «эта Йовиле» ученый предполагал, что сам камень тоже назывался йовиле или был пьедесталом для маленькой статуи. Е. А. Арслан9 связывает йовиле с культом самнитской богини (D)iovia или Giovia. Это предположение основано на данных одной из йовиле (FDB 2), которая содержит, кроме надписи, рельеф с женской головой, окруженной солярными лучами.
Большинство йовиле, как считает К. Бук10, относятся к III в. до н.э., а надписи 21-24, в которых отсутствуют i и ti, могут быть датированы началом III в. или концом IV в. до н.э. С точки зрения исследователя, надпись 21 - одна из самых ранних оскских надписей, кроме легенд на монетах. К этой датировке присоединяется Е. А. Арслан11. Он отмечает, что стилистическое решение рельефного изображения на одной из йовиле позволяет датировать стелу IV - первой половиной III в. до н.э. Ж. Эргон датировал йовиле временем, предшествующим 217 или даже 213-212 гг. до н.э.12. Важно, что йовиле относятся именно к тому периоду, о котором пишет Тит Ливий.
Для нас представляют интерес также оскские надписи из других городов Кампании, однако при их использовании необходимо помнить, что на завоеванной самнитами территории не было политического единства. Среди оскских надписей наиболее важной для нас является Tabula Bantina. Она была найдена в XVIII в. в трех фрагментах, ее текст повествует об организации и политико-административной модели общины осков на территории Бантии в Лукании. Эта надпись содержит синхронный оскский и латинский тексты, однако перевод оскских терминов на латинский язык не идентичен. Мнения ученых относительно датировки Tabula Bantina расходятся. Большинство ученых
1 Devoto G. Gli antichi Italici. Firenze, 1951.
2 Pareti I. Storia di Roma e del mondo romano. Torino, 1952.
3 Sartory F. Problemi di storia costituzionale italiota. Universita' degli studi di Padova. Publicazion dell Istituto di storia antica. Vol.1. Roma, 1953.
4 La Redgina A. Studi sull'Italia dei Sanniti, Catalogo della mostra tenutasi a Roma presso il Museo Nazionale Romano. A cura del Ministero per i Beni Culturali e Ambientali Soprintendenza Archeologica di Roma. Casa Editrice Electa. Milano, 2000. URL: http://www.sanniti.info (20. 06.2016); Salmon E.T. Il Sannio e i Sanniti, ed. it. Torino, 1995; Tagliamonte G. I Sanniti. Milano, 1996; Monaco D. Storia dei Sanniti e del Sannio. Isernia, 2002.
5 Heurgon J. Recherches sue Г histoir, la religion et la civilisation preromaine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. Paris, 1942. P. 234-236.
6 Отдельные сюжеты, касающиеся политической системы самнитов, рассматриваются в книгах: Нечай Ф.М. Рим и италики. Минск, 1963; Маяк И.Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III - II вв. до н.э. М., 1971.
7 Автор данной публикации может сослаться только на свои собственные статьи, посвященные политической истории Капуи: Кармазина О.В. Проблема основания Капуи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2012. № 2. С. 28-35; Кармазина О.В. Сенат и народное собрание Капуи в самнитский период (5-3 вв. до н.э.) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серии: «Педагогические науки», «Гуманитарные науки», «Естественные науки». Воронеж, 2014. С. 224-228; Кармазина О.В. Йовиле как источник сведений о medix tuticus Капуи // LANTERNA NOSTRA. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк. СПб, 2014. С. 178-187.
8 Buck C.D. Grammar of oscan and umbrian. Boston, 1904. P. 247.
9 Arslan Е.А. La dea"Giovia" di Capua (CE), IV-III sec.a.C., Schede del Museo - Archeologia, n. 12, GRAL, Biassono, 2002, Р.1.
10 Buck C.D. Grammar of oscan and umbrian. Boston, 1904. P. 247.
11 Arslan ЕА La dea"Giovia" di Capua (CE), IV-III sec.a.C., Schede del Museo - Archeologia. n. 12. GRAL. Biassono, 2002. P. 1.
12 Heurgon J. Recherches sue l'histoir, la religion et la civilisation preromaine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. Paris, 1942. P. 234.
относят ее к I в. до н.э.1 и связывают с предоставлением жителям города римских гражданских прав через учреждение муниципия. Другие датируют Tabula Bantina домуниципальной эпохой - II в. до н.э. и рассматривают изложенную в ней конституцию как продукт влияния близкой латинской колонии Венузия2. Для нас важно, что в любом случае она относится к более позднему периоду, чем рассматриваемый нами. Об этом свидетельствует и язык надписи, в ней мы видим стремление «возродить» оскские политические термины3. Ф. Сартори4 также считает, что надпись относится к эпохе Гракхов, в то время, когда город приобрел определенную степень латинизации, что требовало введения латинских терминов. Таким образом, Tabula Bantina - не только результат компромисса, но и сопротивление экспансии «римской модели», здесь мы встречаем оскские политические элементы, но подвергшиеся романизации.
Второй важный эпиграфический источник - Cippus Abellanus. Эта надпись на оскском языке была найдена в l745 г. на территории древней Абеллы. Она представляет собой отрывок из договора между двумя городами на территории Кампании: Нолой и Абеллой о совместном использовании участка, прилегающего к храму Геракла. А. Ла Реджина датирует эту надпись II в. до н.э., возможно, временем после проведения реформ Гракхов (l20-ll0 гг. до н.э.)5. В надписи упоминаются должностные лица Нолы и Абеллы и сенаты этих двух городов.
Должностных лиц Капуи Ливий называет magistratus, magistratuum (Liv. 23.4.5). В частности, он отмечает, что в качестве условия вступления в город карфагенских войск в 2l6 г. до н.э. Капуя по договору получала право «сохранить своих должностных лиц и свои законы» «ut suae leges, sui magistratus Capuae essent» (Liv. 23.7л). Римский историк сообщает о том, что в курии (curia) Капуи существовало место магистратов (templo magistratuum). Также он отмечает, что в 2l3 г. до н.э. с разрешения магистратов (permissu magistratuum) знатные кампанские всадники под предлогом грабежа вражеских поместий направились в римский лагерь под Свессулой для переговоров с римским претором Гнем Фульвием (Liv. 24.47.l2). Вероятно, в данном случае под термином magistratuum понимается сенат, т.к. именно кампанский сенат, как следует из дальнейшего текста Ливия, принимал решения об отправке посольств. Вот те немногие пассажи римского историка, в которых встречается термин magistratus применимо к Капуе.
В оскских надписях должностные лица обозначаются термином MEDDÍS. Этот вывод, к которому склоняются большинство ученых6, был сделан, в том числе, на основании Tabula Bantina, в которой оскскому термину меддикс соответствует в латинской части слово magistratus (Со 28; Bu 2.). И. Парети отмечает, что меддиксы были магистратами городскими, а не федеральными7.
В текстах йовиле8, обнаруженных в Капуе, кроме меддикса тутикуса, который являлся высшим магистратом города9, упоминаются другие должностные лица. Во-первых, в надписи (Co l07) отмечается: «в то время, когда меддиксом тутикусом был Минний Анний, йовиле утвердили» MI(ÎNNIEÎS). ANNI/ÎEÎ(S) MEDIK/KIAI TÚV(TIKAI) IÚVILAM PRÚF(AT)T(EN)S. Глагол PRÚF(AT)T(EN)S (утвердили) стоит во множественном числе. Это означает, что при церемонии освящения присутствовали, по крайней мере, два магистрата.
В надписи (Co ll7) говорится о том, что йовиле были освящены DAMSENNIAS двумя меддиксами - меддиксом тутикусом Капуи [M]EDIKID TÚVTIK(UD) KAPV(ANUD) и MEDIK(ID). MINIVE. Термин MINIVE А. Розенберг переводит как младший медикс и отмечает, что этот магистрат должен был следовать директивам старшего коллеги10. Здесь уместно обратиться к цитате из сочинения Феста «De verborum significatu»: (Festi L. 110. 19) Meddix apud Oscos magistratus est. Ennius (Ann. 298) "Summus ibi capitur meddix, occiditur alter"11. Несомненно, что упоминаемый Эннием summus meddix - это медикс тутикус. В цитате Энния речь идет о двух магистратах, один из которых захвачен, а другой - убит, причем из текста следует, что первый занимает более высокое положение по отношению к другому. Ф. Сартори, анализируя этот текст, предполагал, что под словом alter подразумевается именно MEDD(ÍS) MINIVE, а не магистрат вообще12. Он считал, что участие в церемонии освящения йовиле двух меддиксов говорит об отличии их обязанностей, по крайней мере, в религиозной сфере. А. Бернарди предполагал, что меддикс миниве - более поздняя магистратура, ко-
1 Untermann J. Italic languages, Encyclopaedia Britannica. URL: http://www.britannica.c0m/EBchecked/t0pic/297434/Italic-languages#ref603523 (20.06.2016)
2 Rosenberg A. Der Staat der alten Italiker. Berlin, 1913.
3 Del Tutto Palma L. La tavola bantina (sezione osca): proposte di rilettura. Padova-Urbino. 1989. P. 46
4 Sartory F. Problemi di storia costituzionale italiota. , Universita' degli studi di Padova. Publicazion dell Istituto di storia antica. Vol.1. Roma, 1953. P. 20.
5 La Regina A. I Sanniti, Italia omnium terrarium parens,a cura di G. Pugliese Carratelli, Milano. 1989. Pp. 301-432.
6 Weinstock St. Zur oskischen Magistratur, Klio, XXIV, 1931.S.243; Sartory F. Problemi di storia costituzionale italiota. , Universita' degli studi di Padova. Publicazion dell Istituto di storia antica. Vol.1. Roma. 1953. P.15.
7 Pareti I. Storia di Roma e del mondo romano. Torino, 1952. P. 611.
8 Транскрипция надписей дана по: Oscan and Umbrian Inscriptions. Text entry by J.Gippert (Frankfurt 1991) and V. Slunecko (Praha 1995). TITUS version with synoptical arrangement of original scripts by Jost Gippert, Frankfurt a/M, 28.2.1998 / 20.6.1998 / 1.6.2000 / 1.9.2002. Available at: http:titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ital/oskumb/oskum001.htm
9 Меддикс тутикус Капуи избирался преимущественно из знатных граждан Капуи на один год и являлся эпонимом. Сфера его деятельности ограничивалась сакральными делами, а также функциями, связанными с непосредственным управлением города (созыв сената и народного собрания, охрана города, прием послов, набор войска).
10 Rosenberg A. Der Staat der alten Italiker. Berlin, 1913. Ss. 17-20, 28.
11 В данном месте Фест ссылается на отрывок из «Анналов» Квинта Энния, в котором упоминается summus meddix.
12 Sartory F. Problemi di storia costituzionale italiota. Universita' degli studi di Padova. Publicazion dell Istituto di storia antica. Vol.1. Roma, 1953. P. 24.
торая появилась в то время, когда меддикс не мог уже справляться в одиночку со всеми возложенными на него функциями1. Д. Монако выдвигает гипотезу, согласно которой MEDD(ÍS) MINIVE возглавлял территориальное объединение pagus, главное поселение независимого деревенского округа, выше которого стояла структура, называемая touto2 и управляемая меддиксом тутикусом3. Ж. Эргон считал, что под выражением MEDD(ÍS) MINIVE следует понимать не конкретное должностное лицо, а категорию меддиксов, которые по своему положению стояли ниже, чем меддикс тутикус, как римские praetores minores по отношению к praetor urbanus4. М. Вайншток полагал, что на основании текста Энния необходимо говорить о наличии в оскских городах-государствах трех меддиксов: sum-mus, superior (maior), minor5. Большинство историков выступили против такого толкования. В частности, Дж. Девото, исследовав весь комплекс эпиграфических источников, сделал вывод о том, что типичной ситуацией для оскских городов была неравная коллегиальность двух должностных лиц -«меддикса и вицемеддикса»6. С моей точки зрения, под термином MEDD(ÍS) MINIVE следует понимать конкретного магистрата, поскольку в цитате Энния речь, по всей видимости, идет о чрезвычайной ситуации, в которой город лишился своего верховного управления: один магистрат убит, другой захвачен. Следовательно, оба они и составляли это верховное правительство.
Кроме MEDD(ÍS) MINIVE в надписях Капуи мы находим также упоминание о MEDD(ÍS). PIS INÍM VEREHIAS FUST, который тоже присутствует при освящении йовиле (Со ll4) 7. В так называемой Tabula Iguvina умбрский термин VEREIIAI упоминается в связи с палестрой, т.е. «с мужчинами, способными к военной службе»8. Исходя из этого слово VEREHIAS (Gen. S.), трактовалось учеными по-разному. К. Бук9 переводит его как iuventutis и видит в этом термине аналог римской iuventus. Согласно Т. Моммзену и E. Эндержу, vereia следует переводить как dvitas, «государство», следовательно, выражение MEDD(ÍS). PIS INÍM VEREHIAS FUST означает «меддикс, который и государства (государственный) был»10. В современной научной литературе11, однако, преобладает точка зрения, согласно которой термин vereia следует переводить как «военный отряд молодежи». Д. Монако предполагает, что эти юноши являлись первоначально «стражами ворот», т.к. оскский термин VERO соответствует латинскому слову porta12. Со временем этот институт превратился в отдельные отряды наемников, возглавляемые командирами. В частности, Э. Кампаниле13 в своей статье «О семантике оскского термина MEDDÍS)» приводит надпись из Кум III в. до н.э. (Ро. l32), в которой упоминается посвящение Зевсу Флагию PR(Ú). VEREIIAD, которое он переводит как «от наемников» (compagnia di ventura). В связи с таким толкованием оскского термина vereia, нам представляется интересным место из сочинения Ливия, где историк сообщает о командующем военным отрядом кампанцев Статии Метии Statius Metius (должность его не указана). Из текста следует, что в 2l4 г. до н.э. этот магистрат по приказанию меддикса тутикуса Гнея Магия отправился защищать от римлян Казилин. Статий Метий возглавлял (praeerat) две тысячи кампанцев и семьсот солдат Ганнибала. (Liv. 24.l9.l). Этот магистрат непосредственно подчинялся меддиксу тутикусу, который в указанное время занимался набором войска: «вооружал без разбору и рабов, и чернь, чтобы напасть на римский лагерь, пока консул занят осадой Ка-зилина» (Liv. 24Л9.2). Таким образом, с нашей точки зрения, положение и функции Статия Метия могут соответствовать должности meddiss vereiias, которая упоминается в надписи (Со ll4).
В связи с должностью meddiss vereiias хотелось бы также упомянуть о событиях, относящихся к истории Сицилии III в. до н.э. По рассказу Диодора (2l, 2.) служившие у Агафокла кампанцы после смерти тирана в 282 г. до н.э. обязаны были покинуть Сицилию; но на пути домой толпа мамертинов из числа кампанцев была допущена жителями Мессены в город и предательски захватила его. Об этом же событии сообщает Полибий (Pol. 1.7). Письменная традиция подтверждается эпиграфическим источником - надпись III в. до н.э., обнаруженная в Мессене (Co 1). Она написана на оскском языке, но греческим алфавитом. В надписи сообщается, что ETENE КАЛШ1Е STATTIHIS (Stenis Kalinis Stattieis) и MAPAE ПОМППЕЕ NIYM^IHE (Maras Pompties Niumsdieis), меддиксы МЕДДЕ1Н и народ мамер-тинцев EINEIM TOfTO MAMEPTINO сооружают OYnSENE храм или жертвенник Аполлону. Эта надпись вызвала дискуссию среди ученых относительно того, почему в ней указаны два меддикса тути-куса, а не один, как в городах южной Италии. Не углубляясь в суть этой дискуссии, хотелось бы выска-
1 Bernardi A Meddix // Athenaeum, n.s. XXIV, 1946. P. 97.
2 У пелигнов, например, touto состоял из 28 pagi.
3 Monaco D. Meddix tuticus. URL: http://www.sanniti.info/smmeddix.html (20.06.2016)
4 Heurgon J. Recherches sue l'histoir, la religion et la civilisation preromaine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. Paris, 1942. P. 236.
5 Weinstock St. Zur oskischen Magistratur // Klio, XXIV. 1931. S.245.
6 Devoto G. Gli antichi Italici. Firenze, 1951. P. 259.
7 В данном случае мы отступаем от транскрипции, данной J.Gippert и V. Slunecko, а именно «PUN. MEDD(IKIAIS). PIS INIm VEREHIAS FUST», и предлагаем чтение «PUN. MEDD(IS). PIS INIm VEREHIAS FUST», поскольку, с нашей точки зрения, это выражение является калькой с надписи (Со 113) «PUN. MEDDlS KAPV(ANS) ADFUST».
8 Interpretatio tabulae Iguvinae II. 1878. Bonn, 46. S. 4.
9 Buck C.D. Grammar of oscan and umbrian. Boston, 1904.
10 Цитирую по: Enderis E. Versuch einer Formenlehre der oskischen Sprache. Zürich, 1871. S. 30.
11 La Regina A. Appunti su entita' etniche e strutture istituzionali nel Sannio antico, AION, III.1981. P. 129: Untermann J. Wörterbuch des Oskisch-Umbrischen, Winter, Heidelberg, 2000.
12 Monaco D. Meddix tuticus. URL: http://www.sanniti.info/smmeddix.html (20.06.2016)
13 Campanile E. Per la semantica di osco "meddiss", LA TAVOLA DI AGNONE NEL CONTESTO ITALICO. Lingua, storia, archeologia dei Sanniti. Convegno di studio - Agnone 13-15 Aprile 1994 - Cosmo Iannone editore - Isernia, 1996. UPL: http: www.sanniti.info /smmeddix.html (20.06.2016)
зать предположение, что указанные в приведенной надписи из Мессены люди занимали должность meddiss vereiias и были изначально предводителями наемников, захвативших город, которые обозначаются в надписи как народ (TOfTO, tuto) мамертинцев. Такая трактовка позволяет допустить наличие нескольких меддиксов. Для нас представляется интересным то, что Статий Метий, который, как мы предполагаем, занимал в Капуе должность meddiss vereiias, и упоминаемый в надписи из Мессены медикс Стений Калиний Статий происходили из одного рода - Статиев1.
О том, что должность медикс верехиас могли занимать представители одного рода, свидетельствуют три надписи из Кум III в. до н.э. (Ро 132, Ро 133, Ро 134). В первой из них сохранились лишь две начальные буквы имени - MR, в двух других ясно читаются имена: Миний Хеий Паций MIN(IS) . HEÍI(S) . PAK(KIEÍS) и Мамерк Хеий Деций MA(MEREKS) . HEÍIS . DE(KKIEÍS) - оба из рода HEÍIS. После имен во всех трех надписях следует сокращение m.v.i4mm.m.x. Первые две буквы этой аббревиатуры нужно трактовать как M(EDDÍS) V(EREIIAS) - должность, которую занимали данные люди.
Таким образом, проанализировав весь комплекс имеющихся в нашем распоряжении источников, можно констатировать наличие в Капуе самнитского периода магистратов, которые непосредственно подчинялись меддиксу тутикусу: MEDDÍS MINIVE и MEDDÍS VEREHIAS. Первый, скорее всего, был заместителем медикса тутикуса (вицемедиксом), сделать каких-либо более конкретных выводов о его компетенции мы не можем. Под вторым должен пониматься командующий военным отрядом. Предположительно должность MEDDÍS VEREHIAS в Капуе в 214 г. до н.э. занимал Статий Метий. Эта магистратура, вероятно, была коллегиальной. Преимущество для занятия этой должности имели представители отдельных знатных кампанских родов. Мы можем предположить, что по аналогии с медиксом тутикусом другие должностные лица Капуи избирались на один год.
Сокращения
Bu - Buck C.D. 1904. Grammar of oscan and umbrian. Boston.
Co - Conway R.S. 1899. Dialectorum italicarum exempla selecta._Cambridge.
FDB - Franchi de Bellis A. 1981. Le iovile capuane. Firenze.
Библиография
Кармазина О.В. Йовиле как источник сведений о medix tuticus Капуи // LANTERNA NOSTRA. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк / под. ред. С.Ю.Сапрыкина, Н.В.Бугаевой. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2014. С. 178-187.
Кармазина О.В. Проблема основания Капуи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. № 2. С. 28-35.
Кармазина О.В. Сенат и народное собрание Капуи в самнитский период (5-3 вв. до н.э.) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серии: «Педагогические науки», «Гуманитарные науки», «Естественные науки». Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2014. С. 224-228.
Маяк И.Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III - II вв. до н.э. М.: Изд-во МГУ, 1971.
Нечай Ф.М. Рим и италики. Минск: Изд-во Министерства высш., сред. спец. и проф. образования БССР, 1963.
Arslan Е.А. La dea"Giovia" di Capua (CE), IV-III sec.a.C., Schede del Museo. Archeologia, 2002. N. 12. P.1-2.
Bernardi A. Meddix. Athenaeum. 1946. XXIV. P. 97.
Buck C.D. Grammar of oscan and Umbrian, Boston: Ginn & Company, 1904.
Campanile E. 1996. Per la semantica di osco "meddivss", LA TAVOLA DI AGNONE NEL CONTESTO ITALICO. Lingua, storia, archeologia dei Sanniti. Convegno di studio - Agnone 13-15 Aprile 1994 - Cosmo Iannone editore, Isernia, 1996. URL: http: www.sanniti.info /smmeddix.html (20.06.2016)
Devoto G. Gli antichi Italici. Firenze, Vallecchi, 1951.
Del Tutto Palma L. La tavola bantina (sezione osca): proposte di rilettura. Padova-Urbino, 1989.
Enderis E. Versuch einer Formenlehre der oskischen Sprache. Zurich: in Commission bei S.Höhr, 1871.
Franchi de Bellis A. Le iovile capuane. Firenze: L.S.Olschki, 1981.
Heurgon J. Recherches sue Thistoir, la religion et la civilisation preromaine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. Paris: E. De Boccard, 1942.
Italic languages, Encyclopaedia Britannica. URL:
http://www.britannica.com/EBchecked/topic/297434/Italic-languages#ref603523 (20.06.2016)
La Regina A. Appunti su entitav etniche e strutture istituzionali nel Sannio antico. AION. III. 1981. P. 122-129.
La Regina A. I Sanniti, Italia omnium terrarium parens. A cura di G. Pugliese Carratelli. Milano: Scheiwiller, 1989.
La Redgina A. Studi suüTtalia dei Sanniti, Catalogo della mostra tenutasi a Roma presso il Museo Nazionale Romano. A cura del Ministero per i Beni Culturali e Ambientali Soprintendenza Archeologica di Roma: Casa Editrice Electa. 2000. URL: http://www.sanniti.it (20.06.2016)
Monaco D. Meddix tuticus. URL: http: www.sanniti.info/smmeddix.html (20.06.2016)
Monaco D. Storia dei Sanniti e del Sannio. Isernia, 2002.
1 Мы знаем о том, что меддиксы тутикусы Капуи неоднократно избирались из рода Блоссиев. См. Кармазина О.В. Йовиле как источник сведений о medix tuticus Капуи // LANTERNA NOSTRA. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк. СПб., 2014. С. 178-187.
Oscan and Umbrian Inscriptions. Text entry by J.Gippert (Frankfurt 1991) and V. Slunecko (Praha 1995). TITUS version with synoptical arrangement of original scripts by Jost Gippert, Frankfurt a/M, 28.2.1998 / 20.6.1998 / 1.6.2000 / 1.9.2002 URL: http:titus.unifrankfurt.de/texte/etcs/ital/oskumb/oskum001.htm (20.06.2016) Pareti I. Storia di Roma e del mondo romano. Torino: Unione Tipografico-Editrice Torinese, 1952. Rosenberg A. Der Staat der alten Italiker. Berlin: Weidmann, 1913. Salmon E.T. Il Sannio e i Sanniti, Torino: ET Saggi, 1995.
Sartory F. Problemi di storia costituzionale italiota. Universitav degli studi di Padova. Roma: Publicazion dell Istituto di storia antica. Vol. 1. 1953.
Tagliamonte G. I Sanniti. Milano: Longanesi, 1996.
Tafaro S. Considerazioni sulla Tabula Bantina. Diritto e Storia, 2009. N. 8 URL: http://www.dirittoestoria.it/8/Tradizione-Romana/Tafaro-Tabula-bantina.htm (20.06.2016) Untermann J. Wörterbuch des Oskisch-Umbrischen. Heidelberg: Winter, 2000. Weinstock St. Zur oskischen Magistratur. Klio, 1931. XXIV. S. 243-257.
References
Arslan Е.А. La dea"Giovia" di Capua (CE), IV-III sec.a.C., Schede del Museo. Archeologia, 2002. N. 12. P.1-2.
Bernardi A. Meddix. Athenaeum. 1946. XXIV. P. 97.
Buck C.D. Grammar of oscan and Umbrian, Boston: Ginn & Company, 1904.
Campanile E. 1996. Per la semantica di osco "meddTss", LA TAVOLA DI AGNONE NEL CONTESTO ITALICO. Lingua, storia, archeologia dei Sanniti. Convegno di studio - Agnone 13-15 Aprile 1994 - Cosmo Iannone editore, Isernia, 1996. URL: http: www.sanniti.info /smmeddix.html (20.06.2016)
Del Tutto Palma L. La tavola bantina (sezione osca): proposte di rilettura. Padova-Urbino, 1989.
Devoto G. Gli antichi Italici. Firenze, Vallecchi, 1951.
Enderis E. Versuch einer Formenlehre der oskischen Sprache. Zürich: in Commission bei S.Höhr, 1871.
Franchi de Bellis A. Le iovile capuane. Firenze: L.S.Olschki, 1981.
Heurgon J. Recherches sue Lhistoir, la religion et la civilisation preromaine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. Paris: E. De Boccard, 1942.
Italic languages, Encyclopaedia Britannica. URL:
http://www.britannica.com/EBchecked/topic/297434/Italic-languages#ref603523 (20.06.2016)
Karmazina O.V. Problema osnovaniya Kapui // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya. Voronezh: Izd-vo VGU, 2012. № 2. S. 28-35.
Karmazina O.V. Senat i narodnoe sobranie Kapui v samnitskiy period (5-3 vv. do n.e.) // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serii: «Pedagogicheskie nauki», «Gumanitarnyie nauki», «Estestvennyie nauki». Voronezh: Izd-vo VGPU, 2014. S. 224-228.
Karmazina O.V. Yovile kak istochnik svedeniy o medix tuticus Kapui // LANTERNA NOSTRA. K yubileyu professora Ii Leonidovnyi Mayak / pod. red. S.Yu.Sapryikina, N.V.Bugaevoy. SPb.: Izd-vo «Aleteyya», 2014. S. 178-187.
La Redgina A. Studi sullTtalia dei Sanniti, Catalogo della mostra tenutasi a Roma presso il Museo Nazionale Romano. A cura del Ministero per i Beni Culturali e Ambientali Soprintendenza Archeologica di Roma: Casa Editrice Electa. 2000. URL: http://www.sanniti.it (20.06.2016)
La Regina A. Appunti su entitav etniche e strutture istituzionali nel Sannio antico. AION. III. 1981. P. 122-129.
La Regina A. I Sanniti, Italia omnium terrarium parens. A cura di G. Pugliese Carratelli. Milano: Scheiwiller, 1989.
Mayak I.L. Vzaimootnosheniya Rima i italiytsev v III - II vv. do n.e. M.: Izd-vo MGU, 1971.
Monaco D. Meddix tuticus. URL: http: www.sanniti.info/smmeddix.html (20.06.2016)
Monaco D. Storia dei Sanniti e del Sannio. Isernia, 2002.
Nechay F.M. Rim i italiki. Minsk: Izd-vo Ministerstva vyissh., sred. spets. i prof. obrazovaniya BSSR, 1963.
Oscan and Umbrian Inscriptions. Text entry by J.Gippert (Frankfurt 1991) and V. Slunecko (Praha 1995). TITUS version with synoptical arrangement of original scripts by Jost Gippert, Frankfurt a/M, 28.2.1998 / 20.6.1998 / 1.6.2000 / 1.9.2002 URL: http:titus.unifrankfurt.de/texte/etcs/ital/oskumb/oskum001.htm (20.06.2016)
Pareti I. Storia di Roma e del mondo romano. Torino: Unione Tipografico-Editrice Torinese, 1952.
Rosenberg A. Der Staat der alten Italiker. Berlin: Weidmann, 1913.
Salmon E.T. Il Sannio e i Sanniti, Torino: ET Saggi, 1995.
Sartory F. Problemi di storia costituzionale italiota. Universita' degli studi di Padova. Roma: Publicazion dell Istituto di storia antica. Vol. 1. 1953.
Tafaro S. Considerazioni sulla Tabula Bantina. Diritto e Storia, 2009. N. 8 URL: http://www.dirittoestoria.it/8/Tradizione-Romana/Tafaro-Tabula-bantina.htm (20.06.2016)
Tagliamonte G. I Sanniti. Milano: Longanesi, 1996.
Untermann J. Wörterbuch des Oskisch-Umbrischen. Heidelberg: Winter, 2000.
Weinstock St. Zur oskischen Magistratur. Klio, 1931. XXIV. S. 243-257.