УДК 94(37)
Телин А. Е.
МАГИСТРАТУРА QUATTUORVIRI IURE DICUNDO В ГОРОДАХ КАМПАНИИ IV-III ВВ. ДО Н. Э.1
В статье рассмотрены вопросы происхождения, правовые нормы и механизмы функционирования магистратуры quattuorviri iure dicundo Capuam Cumas etc., т. е. «коллегии четырех для отправления правосудия в г. Капуе, г. Кумы и др.». Комиссия относится к числу низших ординарных римских магистратур и входит в так называемый вигинтивират. Члены данной коллегии отправлялись в некоторые города Кампании, находившиеся на особом положении и лишенные местной автономии.
Ключевые слова: Древний Рим, низшие римские магистратуры, vigintiviri, quattuorviri iure dicundo, Капуя.
Коллегия quattuorviri iure (или iuri) dicundo является одной из шести коллегий вигинтивирата, т. е. принадлежит к числу низших ординарных магистратур2. Источники донесли до нас крайне скудные сведения о данной коллегии, вероятно, из-за того, что коллегия действовала не в Риме. Картина создания данной коллегии содержится в тексте сочинения Тита Ливия. После окончания второй Латинской войны в 340-338 гг. Рим получил в подчинение кампанские города. По ее окончании кампанские города получили статус civitas sine suffragio, т. е. гражданская община
1 Исследование проводится при поддержке DAAD (программа Иммануил Кант III), Министерства образования и науки РФ, тем-план Ярославского государственного университета (ЗН-1094).
2 Подробнее о вигинтисексвирате: Телин А. Е. Вигинтисексвират (вигинтивират) в римском государственно-правовом устройстве / / Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 1. С. 14-19.
без права голоса: «Прочие латинские народы были лишены права заключать между собою браки, вести друг с другом торговлю и созывать общие собрания. Кампанцам же предоставили гражданство (без права голосования) — из уважения к их всадникам, не пожелавшим восставать вместе с латинами... Жителям Кум и Свессулы решили дать те же права и на тех же условиях, что жителям Капуи» (Liv. VIII.14.10)3.
Гражданство без права голоса означало если не уничтожение всяческой политической самостоятельности, то серьезное ее ограничение. Исторически первой общиной, получившей подобное гражданство, был этрусский город Цере, присоединенный Римом в 351 г. до н. э. Цере сохранял свои органы управления, но был лишен права участвовать в римских комициях: суд и верховный политический надзор находились в руках префекта. Подобная категория муниципий получила название «муниципии цере-анского права». Капуя оказалась в ещё более худшем положении — она была лишена не только права голоса, но и собственной высшей судебной магистратуры. Под начальством praefectus iure dicundo находилось несколько муниципий, лишенных даже органов коммунального управления4.
Отныне кампанские города как гражданские общины (municipia) были подчинены юрисдикции городского претора — praetor urbanus, разбиравшего дела между гражданами. Ему позволялось назначать в эти города praefecti iuri dicundo для исполнения его решений, и из-за назначения в них префектов города эти назывались также praefecturae. Эти префекты не относились к числу magistratus populi Romani, так как они не имели переданной от народа potestas, а толь-
3 Выводом римских колоний занималась магистратура triumviri coloniae deducendae agroque dividundo.
4 Нечай Ф. М. Рим и Италики. Минск, 1963. С. 40-41.
131
ко переданную претором iurisdictio (Liv. XXVI.16.15). Ливий отмечал, что, несмотря на то, что заселять Капую было разрешено, «город был город только по имени», указывая на отсутствие привычных римлянам атрибутов города — должностных лиц. Долгое время в городе не было ни гражданства, ни сената, ни народного собрания, ни магистратур. «Без общественного совета, без всякой власти население, ничем не связанно не могло и объединиться; для судопроизводства сюда из Рима ежегодно присылали префекта» (Liv. XXVI.16.15).
На префектуры была поделена вся территория с муниципиями civitas sine suffragio и гражданскими колониями. Кампанская префектура складывалась из трёх гражданских колоний — Вольтурн, Литерн, Пу-теол, четырех муниципий без права голосования — Кум, Ателл, Ацерр, Свесулы, и трех канцилиабул без права голосования — Капуи, Калатии, Казилина5.
Из указанных префектов, однако, четверо впоследствии перешли в разряд magistratus populi Romani, преторы их больше не назначали — народу позволено было избирать их в трибутных комициях. Произошло это, судя по данным Ливия, в 318-317 г. до н. э.: «В этом году после того, как претор Луций Фурий издал для кампанцев законы, для Капуи стали избирать префектов, причём кампанцы сами настаивали и на том и на другом, видя в этом исцеление от пагубных внутренних раздоров» (Liv. IX.20.5).
Юрисдикция магистратов, по всей видимости, оставалась в том же объёме, что и юрисдикция ранее назначаемых префектов6. Было бы необоснованно приписывать несудебные полномочия quatuorviri в этих городах. По географическому объекту деятельности магистратов, в надписях коллегия называется
5 Нечай Ф. М. Указ. соч. С. 43.
6 Robinson O. F. The Sources of Roman Law: Problems and Methods for Ancient Historians. L.; N.Y., 1997. P. 6-7.
132
praefecti Сариат Cumas. Сферой официальной деятельности коллегии были кампанские города Капуя, Кумы, Вольтурн, Путеолы, Свессула, Ателла, Кала-тия, Казилин, Литерн, Ацерры. Возможно, среди вышеперечисленных городов были муниципии, находившиеся в привилегированном положении. Это положение было особо отмечено для Капуи, жителям которой было предоставлено гражданство, Кум, Свессулы ^гу. УШ.14), жителям которых давались те же права, что и жителям Капуи, Ацерр ^гу. УШ.17), Ателлы, Калатии: «Всем кампанцам, ателланцам, ка-латийцам, сабатинцам (кроме тех, кто сам или чьи родители были на стороне врагов) дали свободу, но с тем, чтобы никто из них не был римским гражданином или латином и чтобы те из них, кто был в Капуе, пока длилась осада, не оставались в городе или в Кампании после определенного срока... перешедших на сторону Рима раньше, чем Ганнибал подошел к Капуе, переселили на сторону Вольтурна, не дозволив ни строиться, ни иметь землю ближе чем в пятнадцати милях от моря. Имущество всех сенаторов и должностных лиц Капуи, Ателлы и Калатии продали Капуе; свободных людей, присужденных к продаже, отправили в Рим и продали там» ^гу. ХХУІ.34).
В качестве магистратов quatuorviri, вероятнее всего, начали избираться в 318 г. до н. э. Ливий, упоминая Капую, указывает, что в этом году начали избирать praefecti ^їу. ІХ.20). Использованное им множественное число praefecti, всё же, позволяет предположить, что мероприятие относилось к нескольким городам, поскольку для самой Капуи хватило бы и одного префекта ^їу. ХХУІ.16), да и в поздние времена четырёх человек вполне было достаточно для десяти упомянутых кампанских городов. Конечно, по данному краткому сведению Ливия утверждать, что уже в 318 г. до н. э. все десять кампанских городов были подчи-
нены юрисдикции quatuorviri, не представляется возможным. Все же, мы считаем, что начало избрания quatuorviri некоторыми из упомянутых кампанских городов именно с того года вероятнее, чем предположение, что первоначально начал избираться только один или двое магистратов, а позже уже четверо.
В литературе нет единого мнения в вопросе о датировке основания магистратуры ввиду ограниченности сведений источников. Теодор Моммзен считал, что выборы коллегии стали проводиться только после Гракхов7. Людвиг Ланге полагал достоверными сведения Ливия и опровергал существовавшую точку зрения о том, что эта магистратура не была учреждена вплоть до 194 г. до н. э.8 Э. Герцог отмечал, что в отрывке о создании префектов мы имеем дело с прообразом этой коллегии, которая окончательно была оформлена с созданием судебного округа в Капуе в 211 г. до н. э.9 Он так же утверждал, что выборы магистратов не могли пройти уже в 318 г. до н. э., согласно данным Ливия в книге IX, поскольку это противоречит его же сведениям о том, что ограничения по отношению к Капуе не допускают этого, как говорится в XXVI книге10. М. Райнер считает, что префекты изначально не рассматривались в качестве вспомогательного персонала преторов, так как путём выборов они получали магистратский статус. Автор так же отмечает, что окончательно численный состав магистратуры из четырех человек сложился во время новой реорганизации Кампании в 70-е-60е гг. II в. до н. э.11
7 Mommsen Th. Romisches Staatsrecht. Bd. 2. Teil 1. Tubingen, 1952. S. 903.
8 Lange L. Romische Alterthumer. B., 1876. S. 908.
9 Herzog E. Geschichte und System der Romischen Staatsverfassung. Leipzig, 1887. S. 851.
10 Ibid.
11 Reiner J. M. Geschichte der Staatsgewalt. Eine vergleichende Verfas-sungsgeschichte Europas von den Anfangen bis zur Gegenwart. Mun-
134
Сведения Ливия о появлении в Капуе префектов и магистратов носят весьма противоречивый характер. Ряд исследователей приходят к выводу, что в Капуе продолжала существовать собственная высшая судебная магистратура. Высшим магистратом Капуи этого периода они считают meddix tuticus, который по их предположениям обладал в том числе и высшей судебной властью12. На оскском языке (распространённом в Самнии, Кампании, Бруттии) словосочетание «меддикс тутикус» означало «общенародный судья». По мнению О. В. Кармазиной, связывать возникновение коллегии quattuorviri iure dicundo Capuam Cu-mas необходимо с реформами Гракхов, как это делал Т. Моммзен. Но учитывая тот факт, что сведения об этой коллегии носят фрагментарный характер, на сей счёт нельзя сделать однозначного вывода.
Причину для перехода от назначения префектов к их избранию в трибутных комициях нужно искать в особенностях положения кампанских городов в тот период времени. Как свидетельствует Ливий, введение в Капуе городского права претором Луцием Фу-рием проводилось с целью успокоения разрываемого политическими разногласиями города. Вероятно, что в это время назначенному претором префекту уже было невозможно продолжать отправлять правосудие, и получить potestas от magistratus populi Romani префекту можно было только путем выборов. Так же мы не имеем данных о том, отправляли ли quatuorviri правосудие совместно, или нет. По нашему мнению,
chen, 1999. S. 97.
12 Heurgon J. Recherches sue l'histoir, la religion et la civilisation prero-maine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. P., 1942. P. 234-236; Momigliano A. Quarto contributo alla storia degli studi classici e del mondo antico. R., 1969. P. 403; Tafaro S. Considerazioni sulla Tabula Bantina / / Diritto e Storia. 2009. № 8. URL: www.dirit-toestoria.it/8/Tradizione-Romana/ Tafaro-Tabula-bantina.htm (дата обращения: 01.06.2013).
каждый коллега получал под свою юрисдикцию два или три города, в которых он должен был задерживаться попеременно и отправлять правосудие. Отправлять правосудие не сообща позволяло ius inter-cessionis — магистраты являлись, прежде всего, не коллегией, а коллегами.
С течением времени происходили некоторые изменения в отношении этих городов к Риму. Например, Капуя, Ателлы, Калатия совсем потеряли самостоятельность в 210 г. до н. э. (Liv. XXVI.16; XXXIV), в 194 г. Путеолы, Вольтурн и Литерн вывели свои собственные городские колонии (Liv. XXXII.29; XXXIV.45). Но, по всей видимости, подобные изменения в статусе городов не вызывали никаких изменений в существующей магистратуре quatuorviri. Только теперь она фактически одновременно становилась для Капуи, Ателлы, Калатии и высшей должностной администрацией (Liv. XXVI.16). Также, когда все эти города получали полное римское гражданское право после Союзнической войны, у quatuorviri оставалась юрисдикция в десяти упомянутых кампанских городах. По крайней мере, мы можем об этом говорить потому, что официально магистратура продолжала существовать вплоть до Августа: Дион Кассий (Dio. Cass. LIV.26) упоминает, что в 20 г. до н. э. коллегия была упразднена. Связано это было, вероятно, с новым регулированием отношений италийских провинциальных городов. Следует также отметить, что коллегия с таким названием существовала во времена Республики и Империи в колониях. Ф. М. Нечай, проанализировав эпиграфические данные, касающиеся колоний латинского права, пришел к выводу, что в латинских колониях устанавливалась однотипная форма органов городского самоуправления. Повсеместно города
возглавлялись коллегией кваттуорвиров. Эта организация существовала в Соре, Сигнии, Цирцеях, Непете, Сетии, Калесе, Луцерии, Интерамне на Лирисе, Коре, Альбе, Нарнии, Беневенте и др.13 В период Империи в 1-11 в. н. э. коллегии с таким названием действовали в провинциальных городах. И. М. Наджафова, проанализировав эпиграфические данные, касающиеся колонии Аквилея, указывает на то, что в период Империи члены коллегии были высшими должностными лицами в муниципальных городах. Как правило, членами коллегии были образованные, богатые и знатные люди. Их деятельность в качестве верховных судей предполагала юридическое образование. Иногда они могли заниматься благоустройством города, а так же выступать в качестве верховных жрецов общины14.
Коллегии вигинтисексвирата, осуществлявшие полицейский надзор и выполнявшие судебные функции, имели чрезвычайное важное значение для повседневной жизни Рима. Юрисдикция quattuorviri шге dicundo Сариат Cumas, о которой известно немного, по всей видимости, оставалась в том же объеме, что и юрисдикция ранее назначаемых praefecti шп dicundo для исполнения решений городского претора. Мы считаем, что было бы необоснованно приписывать несудебные полномочия quatuorviri в городах, в которые они направлялись для отправления правосудия.
Источники
Ливий Тит. История Рима от основания города / Под ред.
Е. С. Голубцовой. Ред. пер. М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе.
Т. 1-3. М., 1989-1992.
13 Нечай Ф. М. Указ. соч. С. 72-73.
14 Наджафова И. М. Аквилея: муниципальное управление 1-11 вв. н. э. // Политические структуры и общественная жизнь Древнего Рима (проблемы античной государственности). Ярославль, 1993. С. 56-66.
Dio's Roman History I With an English Transl. by E. Cary. Vol. 1-9. L.; N.Y., 1914-1927.
Livius Titus. Ab urbe condita libri. I Ed. primam curavit W. Weissenborn, ed altera, quam curavit M. Muller. Lipsiae, 1906-1909.
Livius Titus. History: In 13 vols. I Transl. by B. O. Fister. Cambridge, 1926-1943.
Литература
Наджафова И. М. Aквилeя: муниципальное управление I-II вв. н. э. II Политические структуры и общественная жизнь Древнего Рима (проблемы античной государственности). Ярославль, 1993. С. 56-66.
Нечай Ф. М. Рим и италики. Минск, 1963.
Телин А. Е. Вигинтисексвират (вигинтивират) в римском государственно-правовом устройстве 11 Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 1. С. 14-19.
Herzog E. Geschichte und System der Romischen Staatsverfas-sung. Leipzig, 1887.
Heurgon J. Recherches sue l histoir, la religion et la civilisation preromaine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. P., 1942.
Lange L. Romische Alterthumer. B., 1876.
Momigliano A. Quarto Contributo alla Storia degli Studi Classici e del Mondo Antico. R., 1969.
Mommsen Th. Romisches Staatsrecht. Tubingen, 1952.
Reiner J. M. Geschichte der Staatsgewalt. Eine vergleichende Verfassungsgeschichte Europas von den Anfangen bis zur Gegenwart. Munchen, 1999.
Robinson O. F. The Sources of Roman Law: Problems and Methods for Ancient Historians. L.; N.Y., 1997.
Tafaro S. Considerazioni Sulla Tabula Bantina 11 Diritto e Storia. 2009. № 8. URL: www.dirittoestoria.itI8ITradizione-RomanaITafaro-Tabula-bantina.htm (дата обращения: 01.06.2013).
A. E. Telin
Quattuorviri iure dicundo in Campania IV-III centuries BC
The article is devoted to studyof the questions of origin, legal norms, and mechanisms of functioning of the magistracy quattuorviri iure dicundo Capuam Cumas etc, i.e. «a board of four for administration of justice in Capua, Cumas etc». The board was a part of twenty-six magistratus minores, so-called viginti-sexviri. The members of the quattuorviri iure dicundo were sent to some towns of Campania deprived of local autonomy.
Key words: Ancient Rome, Roman minor magistracies, vigintiviri, quattuorviri iure dicundo, Capua.