Научная статья на тему 'Магистратура как инновационное звено высшей школы'

Магистратура как инновационное звено высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ ЗВЕНО / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабанов Владимир Николаевич

В статье рассматриваются инновационная роль и место магистратуры в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабанов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистратура как инновационное звено высшей школы»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Магистратура как инновационное звено высшей школы Бабанов В. Н.

Бабанов Владимир Николаевич /Babanov Vladimir Nikolaevich - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики, менеджмента и торгового дела, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Тульский филиал, г. Тула

Аннотация: в статье рассматриваются инновационная роль и место магистратуры в системе высшего образования.

Ключевые слова: магистратура, инновационное звено, высшая школа.

Магистратуру, по праву, следует рассматривать как ведущее инновационное звено высшей школы, полагая, что в целом высшей школе отводится роль инновационной системы подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства страны.

Инновационный характер магистратуры находит отражение в том, что она изменяет:

- цели, содержание, методы, технологии и формы организации учебно-познавательного процесса;

- систему контроля и оценки уровня образования.

Вносит изменения:

- в учебно-методическое обеспечение;

- в систему воспитательной работы;

- в учебные планы и учебные программы;

- в деятельность преподавателя и обучающегося.

Несмотря на то, что магистратура в системе высшего образования рассматривается как одна из её ступеней [1], она принципиально отличается по организации и содержанию образовательного процесса.

Это отличие заключается, прежде всего, в том, что в магистратуре учиться обучающемуся надо самому.

Это означает, что участие вуза в планировании индивидуальной магистерской полготовки обучающегося скорее должно носить рекомендательный характер, а в основе её организации должны лежать консультативная и координирующая составляющие. В противном случае, трудно рассчитывать на подготовку магистра, способного к самостоятельному участию в хозяйственных, научных и иных процессах.

Деятельность магистранта в период обучения должна быть подчинена главной цели: написанию и публичной защите выпускной квалификационной работы. Положительный результат достижения этой цели неоспоримо будет свидетельствовать о требуемом качестве выпускника и его готовности к самостоятельному труду.

На наш взгляд, о целенаправленности собственной деятельности магистранта можно прямо судить по количеству и качеству его публикаций. Разумеется, не следует пренебрегать другими критериями: своевременным выполнением текущих аттестационных требований программы обучения, качеством их результатов и т. п. Но для получения итоговой оценки необходимо выполнение выпускной работы. Другими словами, главным компонентом итоговой оценки выпускника магистратуры следует считать результат публичной защиты выпускной работы, выполненной магистрантом.

Завершение обучения в магистратуре и получение диплома магистра должны, безусловно, обеспечивать гарантированное трудоустройство выпускника. По нашему мнению, магистратура, не обеспечивающая выполнение этого условия, не может считаться полноценной.

Выполнение этого условия и предопределяет инновационность магистратуры.

Каковыми же должны быть шаги по выполнению условия полноценности магистратуры?

Следует отметить, что требуемые шаги лежат и во внутренней, и во внешней среде вуза.

В силу особенностей образовательного процесса магистратура должна быть наделена соответствующими правами и обязанностями. Она должна действовать не обязательно как отдельная единица в структуре образовательной системы, но точно как её органично встроенное в её структуру и одновременно самостоятельное звено, организующее и координирующее весь процесс магистерской подготовки. Это также означает, среди прочего, необходимость достойного финансового обеспечения деятельности магистратуры.

Магистратура, по своей сути, должна быть качественно новым механизмом подготовки кадров высокой квалификации. Критерием такой квалификации может служить только востребованность магистров работодателями. Это, в свою очередь, означает, что подготовка магистров должна опираться на тесное взаимодействие с организациями - работодателями. Причем, лучшим вариантом, на наш

взгляд, будет являться целевая подготовка магистров по заказу потенциальных работодателей. Очевидно, что подобная задача является достаточно сложной в организационном и финансовом плане.

Среди проблем, стоящих на пути создания эффективных магистратур, нельзя не упомянуть еще и о следующих.

Во-первых, нужна четкая позиция государства в отношении назначения и развития института магистратуры. Пока не очень понятно, какую роль отводит государство магистратуре и её выпускникам в социально-экономическом развитии страны. В каком направлении, и на каких принципах должна развиваться сама магистратура?

Во-вторых, важен вопрос, на какой теоретической базе должна вестись подготовка магистров. Этот вопрос особенно актуален для подготовки магистров экономических профилей. Дело в том, что сегодня нет однозначного мнения среди ученых и специалистов, какие из известных теорий могут считаться достоверными.

В-третьих, развитие института магистратуры как звена высшей школы потребует совершенствование системы хозяйствования. Если основой этой системы будет индивидуальное малое предпринимательство, то вряд ли такая система будет нуждаться в расширении магистерской подготовки.

Решение названных выше вопросов относится к внешним шагам по формированию полноценной магистерской подготовки.

Что касается внутренних шагов, то здесь наши предложения по организации магистерской подготовки, в частности в ТФ РЭУ им. Г. В. Плеханова, можно сформулировать следующим образом.

Профессиональная подготовленность и деятельность кадров в современных условиях выступает как важнейший фактор успешного функционирования организации, обеспечивая её конкурентоспособность и устойчивое развитие.

Способность и умение магистра видеть перспективы развития [2] своей организации сегодня становятся главным условием его профессионального успеха.

Смещение акцента в хозяйственной деятельности на её самоорганизацию предполагает, что ее участники, обучившись, способны осознанно изменять окружающую их среду. Таким образом, знания, получаемые магистрами в процессе обучения, становятся главным источником как их будущего благополучия, так и благополучия той организации, в которой им предстоит работать.

Ключевыми факторами, определяющими качество подготовки магистров в ТФ РЭУ им. Г. В. Плеханова, на наш взгляд, являются следующие.

1. Организационная структура и формы обучения магистров.

2. Межкафедральный характер организации этого процесса при его координации научным руководителем магистерской подготовки.

3. Стимулирование труда научных руководителей магистерских программ и магистрантов.

4. Соответствие материальной, технической и лабораторной базы магистерских программ требованиям образовательных стандартов.

5. Применение при реализации магистерских программ электронных средств обучения.

6. Изучение и использование опыта магистерской подготовки в отечественных и зарубежных вузах.

7. Формирование результативной и эффективной системы набора для обучения в магистратуре.

В кратком изложении содержание перечисленных выше факторов состоит в следующем.

Главным звеном организационной структуры подготовки магистров должно стать звено, например,

Центр магистерской подготовки, координирующее всю магистерскую подготовку в ВУЗе или филиале.

Кроме того, координирующие функции может выполнять Совет по развитию магистерской подготовки, в состав которого следует пригласить руководителей хозяйственных, научных, образовательных и иных организаций.

Важным для достижения высококачественного результата в подготовке магистров является соответствующее стимулирование труда научного руководства магистерскими ООП и магистрантами.

Понятно, что создание и развитие магистратуры требует определенных затрат. Однако при должной организации магистратура выйдет на режим финансовой самодостаточности.

Перспективным представляется применение в магистерской подготовке электронного обучения. Этот рекомендованный ФГОС ВО метод обучения дает возможность повысить гибкость системы подготовки магистров, сделать её более удобной и оперативной с точки зрения координации образовательного процесса в звене «преподаватель-магистрант». Кроме того, применение этого метода позволит в итоге снизить затраты на подготовку магистров. В частности, за счет уменьшения расходов, обусловленных эксплуатацией учебных площадей.

Предложенные шаги по организации магистерской подготовки могут быть приняты во внимание и при организации бакалаврской подготовки, организации подготовки в рамках дополнительного образования и в иных видах образовательной деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС ВО (по направлениям подготовки, уровень магистратуры).

Преимущества создания фирменной торговой сети для производителя мясных изделий на примере ООО «Ариант» Попова Т. О.

Попова Татьяна Олеговна /Ророуа Ta.tia.na О1в%сюпо. — экономист, кафедра экономики, управления и инвестиции, факультет экономика и управление, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье анализируются преимущества вертикально-интегрированного холдинга. Описываются способы реализации произведенной продукции конечному потребителю. Ключевые слова: вертикально интегрированный холдинг, торговая сеть.

Компания «Ариант» - крупнейший агропромышленный комплекс в Уральском федеральном округе. Основными видами деятельности являются производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Ассортимент товаров включает в себя свыше 150 видов мясной, колбасной продукции, изготовленной из собственного сырья. Продукция представлена в сети собственных фирменных магазинов, а так же в крупнейших торговых сетях [1]. По итогам 2015 года агрофирма занимает 14-е место в рейтинге крупнейших производителей свинины в России, производя 46,8 тыс. т продукции в год. Уникальность холдинга заключается в полном производственном цикле: от производства зерновых культур до реализации произведенной продукции конечным покупателям. Как известно, одним из важнейших факторов, влияющих на экономическую деятельность организации, выступает его организационно-производственная структура (ОПС).

Организационная производственная структура предприятия в совокупности включает комплекс или упорядоченную систему взаимосвязанных производственно-технологических стадий (этапов или операций), выполняемых последовательно или по определенному производственному алгоритму (технологическому регламенту), направленных на получение товарной продукции определенного потребительского назначения с целью ее последующей реализации. ОПС предприятия мясоперерабатывающей промышленности, включающих полный производственный цикл, обладает преимуществами организационного и экономического характера: единая гибкая система управления всеми стадиями производства, возможность регулирования производства продукции в зависимости от состояния потребительского и сырьевого рынка. С целью гибкого решения проблем с поставками сырья предприятия мясоперерабатывающей отрасли образуют вертикально интегрированные группы, которые объединяют этапы растениеводства, животноводства, обеспечивают хранение мясного сырья, его переработку и обеспечивают реализацию готовой продукции [2].

Полный производственный цикл состоит из следующих стадий:

- стадия подготовки сырья. В качестве сырьевого ресурса выступает продукция животноводческой отрасли АПК: предприятия, занимающиеся разведением сельскохозяйственных животных;

- стадия предварительной обработки сырья - система подготовительных производственных этапов, направленных на получение исходного продукта;

- стадия производства продукции - система производственно-технологических операций, выполняемых по четко заданному алгоритму, с целью получения готового продукта;

- стадия реализации готовой продукции потребителям по средствам оптово-розничной торговли.

Успешному развитию агрохолдинга «Ариант» способствует реализуемая на предприятии

организационно-производственная модель замкнутого цикла производства.

Исходя из вышеизложенных в работе выводов, мы пришли к необходимости каналов сбыта продукции. Существует два способа реализации продукции собственного производства: через сеть фирменных магазинов и через сторонних оптовых покупателей.

Доля фирменной сети и сторонних сетей в общем объеме реализации не изменяется на протяжении последних трех лет и составляет соответственно 83 % и 17 %. В общем объеме реализации по фирменной сети колбасные изделия занимают 50,8 % в структуре продаж, мясные полуфабрикаты 47,79 %. В структуре колбасных изделий 30 % занимают колбасы копченые, 22 % колбасы вареные, 18 % сосиски. В структуре мясных полуфабрикатов 50 % занимают деликатесы из свинины, 13 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.