Решетнеескцие чтения. 2015
AndDevelopment/eastern_siberia/vankorneft/ (data obra-shcheniya: 05.09.2015).
2. Baldin K. V., Vorob'ev S. I. Upravlenie riskami [Risk management]. Moscow : Yuniti-Dana Publ., 2010. 40 p.
3. Vishnyakov Ya. D. Obshchaya teoriya riskov [General theory of risk]. Moscow : Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 2010. 368 p.
4. Lagusta M. G. Riski v predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Risks in business]. Moscow : Infra-M Publ., 2010. 503 p.
5. Romanov V. A., Butuxanov A. G. Riskoobra-zuyshie factory: xarakteristika i vliyanie na riski (Risk factors: characteristics and impact on risks). Sankt-Peterburg, Krona Publ., 2011. 320 p.
© ToBCTOHomeHKO B. H., ByraHKHH A. M., 2015
УДК 332.1
МАГИСТРАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА: АНАЛИЗ ДАННЫХ ИНДЕКСА ИНТЕНСИВНОСТИ ПОГРУЗКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ГРУЗОВ (на примере Красноярского края)
М. Н. Чувашова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается магистрализация как один из параметров качества экономического пространства региона. По мнению автора, индикатором магистрализации является один из статистических показателей -индекс интенсивности погрузки основных грузов на всех видах транспорта. По данному показателю проанализированы основные отрасли за последние 10 лет согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), в том числе производство ракетно-космической продукции, относящиеся к статистическому показателю производства машин и оборудования, на примере Красноярского края.
Ключевые слова: магистрализация, индекс интенсивности погрузки, экономическое пространство, опорный каркас, регион.
TRAFFIC AND DELIVERY ACCELERATION IN THE REGION: THE ANALYSIS OF THE INTENSITY INDEX OF LOADING (оп example of Krasnoyarsk territory)
M. N. Chuvashova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This paper describes the traffic and delivery acceleration as one parameter of the quality of economic space region. The indicator of the traffic and delivery acceleration is one of statistic index to define an index of loading intensity. According to OKVED (All-Russian Classifier of Types of Economic Performance), the economic branches including production of space-rocket production relating to the statistic index as "production of cars and equipment" analyzes the indicator of the traffic and delivery acceleration on example Krasnoyarsk territory during 10 years.
Keywords: the traffic and delivery acceleration, the index of intensity of loading, economic space, supporting framework, region.
Специфика экономики Красноярского края как ресурсно-ориентированного региона России имеет очаговый тип развития промышленного комплекса, специализацию хозяйств по принципу добычи и переработки природных ресурсов. Экономический рост обусловлен развитием преимущественно сырьевых отраслей. Тип пространственной структуры Красноярского края - агломерационно-узловой, к этому типу относятся наиболее промышленно развитые части
страны: Северо-Запад, Центр, Поволжье, Урал, юг Сибири. [1]. Магистрализация - средство экономического сближения районов и центров, способ экономического сжатия территории; она была составной частью программы развития России еще в плане ГОЭЛРО. Магистрали - линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую провозоспособность. На них концентрируются перевозки
Логискики и управление цепями поставок^на предприятии
грузов и пассажиров, благодаря чему магистрали выполняют основную часть работы в межрайонном обмене. Полимагистрали возникают в результате следования общей трассой нескольких видов транспорта. Это приводит к еще большей (по сравнению с магистралями) концентрации связей на основных направлениях, образованию транспортных коридоров, что дает большие преимущества при строительстве транспортных систем и во время их эксплуатации. В СССР по-лимагистрализация была связана с формированием единых инфраструктурных систем: транспортной, энергетической, газоснабжения [2]. Российские ученые О. К. Кудрявцев, Б. С. Хорев, Г. М. Лаппо, Н. Н. Баранский предлагают использовать термин «опорный каркас расселения» (ОК), который выражает иерархически построенную совокупность центров разного уровня, основанную на концепции единой системы расселения. Линейные элементы ОК составляют магистрали и полимагистрали. Формирование опорного каркаса - это генерализованное выражение географического хода урбанизации, проявление центростремительных и линейно-стремительных тенденций.
Экономическая основа формирования ОК - углубление территориального, географического разделения труда, что обеспечивает повышение эффективности общественной деятельности, объективная необходимость совершенствования территориальной организации обществ [2].
Параметром оценки связности субъектов хозяйствования, т. е. магистрализации, выступает индекс интенсивности погрузки. В расчетах индексов интенсивности по виду экономической деятельности используются все виды транспорта, за основу приняты цепные индексы физических объемов перевозок грузов, по торговле - цепные индексы физических объемов оборота розничной и оптовой торговли [3].
На графиках показаны индексы интенсивности производства и погрузки ведущих отраслей экономики Красноярского края согласно ОКВЭД:
- добыча топливно-энергетических (ТЭ) полезных ископаемых;
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- производство машин и оборудования.
Одним из параметров оценки уровня магистрали-зации является статистический показатели «индекс интенсивности производства» и «индекс интенсивности погрузки».
На графиках ниже (рис. 1-4) показаны индексы интенсивности погрузки по четырем видам экономической деятельности.
В кризисные годы была тенденция к уменьшению добычи и переработки, уменьшилась погрузка на железнодорожном, автомобильном тарнспорте и эксплуатация трубопроводов (рис. 1). Ввод в эксплу-тацию в 2004 г. одного из крупнейших месторождений - Ванкорского не позволило выровнить уровень добычи по сравнению с 2005 и 2006 г. С 2013 г. наблюдается рост добычи и погрузки углеводородного сырья. Благодаря применяемым технологическим ре-
шениям, коэффициент извлечения нефти на Ванкор-ском месторождении вырос на 17 % и в 2013 г. было добыто 21,4 млн т нефти и газового конденсата - один из самых высоких показателей в России [4].
0«
ни
Щ4 .>Х* ЛИ ММ Щ Н4 №1*
Рис. 1. Добыча ТЭ полезных ископаемых: индекс интенсивности погрузки, %
Индекс интенсивности погрузки в металлургической отрасли в целом остается неизменным, кроме кризисных годов: с 2005 по 2008 гг. наблюдается спад производства (рис. 2). Толчком к росту производства стало введение в эксплуатацию Хакасского алюминиевого завода, построенного на подготовленной площадке рядом с Саяногорским алюминиевым заводом. «РУСАЛ» только на 5,6 % сумел прирастить мощность алюминиевых заводов, доставшихся в порядке советского наследства. Еще два новых завода -Богучанский (600 тыс. т) и Тайшетский (750 тыс. т), так до сих пор остались недостроенными [5]. Временно приостановленные проекты строительства двух алюминиевых заводов не позволяют сделать рывок в экономическом развитии данной отрасли, поэтому показатели индекса интенсивности погрузки с 2010 по 2016 гг. остаются неизменными.
2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016
Рис. 2. Металлургическое производство: индекс интенсивности погрузки, %
Производство и рспределение электроэнергии имеет равномерные показатели индекса интенсивности погрузки (рис. 3). Это связано, на наш взгляд, с традиционно сложившейся организацией производства и возобновляемостью ресурсов.
Показатель «производство машин и оборудования» учитывает производство ракетно-космической продукции (рис. 4), снижение уровня производства в кризисные годы, с 2009 г. наращивание темпов, с 2010-2012 гг. наблюдается спад, с 2013 г. по на-
Решетнееские чтения. 2015
стоящее время уровень производства равномерен, но ниже, чем был до кризиса. Обусловлено это нестабильной экономической и политической обстановкой в мире, уменьшением финансирования госзадания на предприятиях ОПК, уменьшении инвестиций.
2004 2006 2003 2010 2012 2014 2010
Рис. 3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды: индеск интенсивности погрузки, %
2004 2006 200S 2010 2012 2014 2016
Рис. 4. Производство машин и оборудования: индекс интенсивности погрузки, %
Индекс интенсивности погрузки на всех видах транспорта показывает интенсивность эксплуатации транспортного полотна: чем выше количество перевозимых грузов, тем больше эксплуатация и потребность в строительстве новых магистралей. Освоение северных территории Красноярского края ведется экстенсивно и носит локальный характер. Увеличение погрузки, строительство трубопроводов позволит улучишь качественные характеристики экономического пространства.
Библиографические ссылки
1. Чувашова М. Н. Систематизация факторов, влияющих на качество экономического пространства
ресурсно-ориентированных регионов // Вестник СибГАУ. 2014. Вып. 5(57). С. 314-318.
2. Лаппо Г. М. География городов [Электронный ресурс]. URL: http://geum.ru/book/129/891.html (дата обращения: 25.08.2015).
3. Индексы интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности // Ежемесячный журнал НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2014/12/10/110505 8343/indbas_14-10.pdf] (дата обращения: 25.08.2015).
4. Официальный сайт «Ванкорнефть» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosneft.ru/Upstream/ ProductionAndDevelopment/eastern_siberia/vankorneft/ (дата обращения: 26.08.2015).
5. Верхотуров Д. Кризис РУСАЛА [Электронный ресурс]. URL http://krasvremya.ru/krizis-rusala/ (дата обращения: 26.08.2015).
References
1. Chuvashova M. N. Systematization of factors affecting the quality of economic space of the regions with resource based economy [Sistematizacija faktorov, vlijajushhih na kachestvo jekonomicheskogo prostranstva resursno-orientirovannyh regionov] // Vestnik SibGAU. 2014. No. 5(57), рр. 314-319 (In Russ.).
2. Lappo G. M. Geografija gorodov [City's geography] (In Russ.). Available at: http://geum.ru/book/ 129/891.html (accessed: 25.08.2015).
3. Indexes of intensity of release of goods and services in basic types of economic activity: Monthly scientific journal, High school of Economics [Indeksy intensivnosti vypuska tovarov i uslug po bazovym vidam jekonomicheskoj dejatel'nosti: Ezhemesjachnye zhurnal, NIU VShJe]. Available at: http://www.hse.ru/data/2014/ 12/10/1105058343/indbas_14-10.pdf] (accessed 25.08.2015). (In Russ.)
4. The officially website "Vankorneft" [Oficial'nyj sajt "Vankorneft'"]. Available at: http://www.rosneft.ru/ Upstream/ProductionAndDevelopment/eastern_siberia/va nkorneft/ (accessed: 26.08.2015) (In Russ.).
5. Verhoturov D. The crisis in Rusal [Krizis RUSALA]. Available at: http://krasvremya.ru/krizis-rusala/ (accessed: 26.08.2015) (In Russ.).
© Чувашова М. Н., 2015