Научная статья на тему 'Проблемы повышения качества экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах российской Федерации'

Проблемы повышения качества экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
274
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕСУРСНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕГИОН / ТИПИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аврамчикова Н.Т., Чувашова М.Н.

В статье определены роль и значимость качества экономического пространства для регионального развития, выявлена специфика экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, вскрыты проблемы формирования экономического пространства в регионах данного типа. Разработаны основные концептуальные положения формирования экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах, обеспечивающие проведение региональной экономической политики в соответствии с типизацией экономических пространств регионов и выделением специфических особенностей ресурсно ориентированных регионов. В ходе исследования определены основные направления повышения качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, предполагающие качественные преобразования территориальной структуры в регионах данного типа и способствующие повышению их конкурентоспособности, что является настоятельной необходимостью в условиях экономической глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Аврамчикова Н.Т., Чувашова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения качества экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах российской Федерации»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДк 332.146.2

проблемы повышения качества экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах российской федерации

н. т. аврамчикова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: avr-777@yandex.ru

м. н. чувашова,

аспирантка кафедры финансов и кредита E-mail: sadmari@rambler. ru Сибирский государственный аэрокосмический университет

В статье определены роль и значимость качества экономического пространства для регионального развития, выявлена специфика экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, вскрыты проблемы формирования экономического пространства в регионах данного типа. Разработаны основные концептуальные положения формирования экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах, обеспечивающие проведение региональной экономической политики в соответствии с типизацией экономических пространств регионов и выделением специфических особенностей ресурсно ориентированных регионов. В ходе исследования определены основные направления повышения качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, предполагающие качественные преобразования территориальной структуры в регионах данного типа и способствующие повышению их конкурентоспособности, что является настоятельной необходимостью в условиях экономической глобализации.

Ключевые слова: экономическое пространство, ресурсно ориентированный регион, типизация экономического пространства, территориальная структура, экономический рост.

Специфика экономического пространства ресурсно ориентированных регионов и проблемы его формирования

Экономическое пространство развивает исходные представления о территории и определяется как насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т. д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

Общеизвестно, что главными богатствами любой страны являются ее территория и население, они же являются и главными атрибутами государства. Успех экономического развития региона и страны в целом в значительной степени зависит от порядка организации и размещения объектов промышленного производства на его территории.

Анализ отечественных и зарубежных разработок в области региональных исследований позволил

Таблица 1 Валовой внутренний продукт на душу населения в ресурсно ориентированных регионах в РФ по сравнению с развитыми странами мира, тыс. долл.

авторам сделать вывод о том, что необходимыми условиями эффективности развития экономического пространства на региональном уровне являются его рациональная территориальная структура и опережающее развитие экономических анклавов, инновационная активность которых способствует распространению нововведений в зоны их влияния и обеспечивает сглаживание диспропорций в уровне социально-экономического развития региона в целом, обеспечивая рост экономики [1].

В России экономика ресурсно ориентированных регионов имеет очаговый тип развития, и инновационные процессы в ней, соответственно, носят выраженный локальный характер. Основными проблемами социально-экономического развития ресурсно ориентированного региона, в связи со его спецификой, являются:

— обширность территории и низкая плотность населения, что препятствует равномерному размещению производительных сил в экономическом пространстве региона;

— сосредоточенность природно-ресурсного потенциала на малоосвоенных и труднодоступных территориях региона;

— ограниченность численности экономически активного населения;

— очаговый тип развития промышленного комплекса, наличие резких диспропорций в уровне социально-экономического развития территорий;

— обусловленность экономического роста, как правило, за счет развития сырьевых отраслей;

— ограниченность инвестиционных и финансовых ресурсов и необходимость их целенаправленной привязки к точкам роста в экономике региона;

— высокая дифференциация в уровне доходов и качестве жизни населения региона.

С точки зрения взаимоотношений с федеральным центром основными проблемами остаются:

— дирижисткая политика выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, не обеспечивающая в должной мере регионам экономической свободы;

—недостаточная децентрализация в методах управления, предусматривающих передачу отдельных предметов ведения РФ на региональный уровень;

— низкая эффективность проводимой государственной региональной экономической политики, не порождающая у субъектов Федерации стимулов для вкладывания средств в науку и технологические разработки.

Анализ состояния социально-экономического развития ресурсно ориентированных регионов, находящихся в основном в Сибири, по сравнению с макро- и мезоэкономическими показателями в мировой экономике [5] приведен в табл. 1.

На основании данных, представленных в табл. 1, следует, что интенсивность развития экономики регионов Сибири, которые являются в основном (за небольшим исключением) ресурсно ориентированными, с точки зрения уровня производства валового регионального продукта (ВРП) на душу населения существенно отстает от мировых показателей. Так, в 2011 г. в регионах Сибири ВРП на душу населения составил 7,9 тыс. долл., что на 77,8 % меньше, чем в странах мира с высоким доходом, и на 6 % меньше, чем в мире в среднем (от среднероссийских показателей это отставание составляет 34,2 %).

В этой связи авторами осуществлена систематизация всех субъектов РФ по показателю «валовой региональный продукт на душу населения» в отдельные группы. Результаты исследования представлены в табл. 2.

На основании данных, представленных в табл. 2, следует, что наибольший удельный вес в общем числе субъектов РФ (почти 52 %) занимают субъекты, систематизированные по исследуемому показателю в группу «до 100 тыс. руб. ВРП на душу населения» (данный уровень интенсивности производства материальных благ имеют 43 субъекта РФ, где проживает свыше 45 % населения страны). Таким образом, исследования свидетельствуют, что наибольшее число регионов России по размеру ВРП на душу населения имеет значения ниже, чем в среднем в мире.

Следуя логике проводимого исследования, авторами рассмотрено состояние основных макроэкономических показателей на душу населения в 2011 г.

Территория 2005 г. 2010 г. 2011 г.

Страны с высоким доходом 29,0 35,2 35,5

Мир в среднем 5,4 7,5 8,4

Россия 11,8 11,7 12,0

Сибирь 2,1 7,1 7,9

Таблица 2

Группировка регионов РФ по размеру валового регионального продукта

на душу населения в 2011 г.

Группы регионов РФ Регионы Удельный вес групп, °%

по ВРП на душу населения, тыс. руб. Количество В % к итогу Численность населения ВРП

До 100 9 10,8 5,4 4,2

101—200 43 51,8 45,1 34,9

201—300 21 25,3 31,3 28,5

301—400 5 6,1 6,6 10,3

401 и выше 5 6,0 11,6 22,1

Итого... 83 100 100 100

Таблица 3

Основные показатели развития Красноярского края по сравнению с СФО и среднестрановыми показателями в 2011 г. в текущих ценах

Объект исследования и показатель ВРП Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг Оборот розничной торговли

Российская Федерация, ВВП, всего, млрд руб. (в том числе на душу населения, тыс. руб.) 54 586,0 (381,8) 35 052,6 (245,1) 19 082,6 (133,5)

Сибирский федеральный округ, всего, млрд руб. (в том числе на душу населения, тыс. руб.) 4 795,6 (252,4) 3 121,9 (161,8) 2 064,1 (107,2)

Красноярский край, всего, млрд руб. (в том числе на душу населения, тыс. руб.) 1 188,8 (419,5) 990,2 (353,6) 361,6 (127,6)

в ресурсно ориентированном регионе (Красноярский край) по сравнению с аналогичными данными по СФО и России в целом. Данные исследования представлены в табл. 3.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что Красноярский край имеет показатели на душу населения выше, чем в среднем по России: по ВРП (ВВП) — в 1,1 раза, по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг — в 1,4 раза. По сравнению с аналогичными показателями в СФО превышение составляет 1,7 и 2,2 раза соответственно, что свидетельствует о наличии в данном ресурсно ориентированном регионе неиспользуемых резервов по повышению качества экономического пространства и эффективности его развития.

Основные положения концептуального подхода к формированию экономического пространства ресурсно ориентированных регионов

Основные положения концептуального подхода к формированию экономического пространства ресурсно ориентированных регионов базируются на взаимодействии теорий управления и региональной экономики с оценкой эффективности полученного результата и заключаются в следующем:

— в проведении региональной экономической политики в соответствии с типизацией экономических пространств регионов и выделением специфических особенностей ресурсно ориентированных регионов;

— в повышении качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов за счет изменения территориальной структуры, обеспечивающей размещение производства и транспортных коммуникаций в соответствии со спецификой регионов и учетом природно-климатических условий;

— в разработке критериев оценки качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов;

— в обосновании влияния экономического роста ресурсно ориентированных регионов как определяющего фактора формирования экономического потенциала для повышения качества экономического пространства.

В рамках данного концептуального подхода, а также на основании результатов проведенных исследований по выявлению факторов и проблем, влияющих на повышение качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, обобщены и систематизированы основные принципы, обеспечивающие повышение качества управленческих решений:

— принцип научной обоснованности — разработка и совершенствование критериев оценки качества экономического пространства с учетом достижений теории региональной экономики, апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий;

— принцип обеспечения качественного состояния экономического пространства региона;

— принцип инновационной активности — восприимчивость региона к инновациям, наличие в развивающихся отраслях полюса роста наукоемких и высоких технологий и распространение импульсов инноваций в зоны его влияния;

— принцип субсидиарности управления территорией — делегирование части полномочий органов исполнительной власти федерального центра на региональный уровень в целях их более эффективного исполнения.

Формирование положений концептуального подхода к формированию экономического пространства ресурсно ориентированных регионов обеспечивает разработку методологических установок по повышению его качества и способствует эффективности принятия управленческих решений.

основные направления повышения качества экономического пространства

ресурсно ориентированных регионов

Проведение региональной экономической политики в соответствии с типизацией экономических пространств регионов и выделением специфических особенностей ресурсно ориентированных регионов. Учитывая наличие территориальной дифференциации социально-экономического положения развития регионов РФ, целесообразно проводить региональную политику, которая должна принимать во внимание достаточно выраженную специфику их развития. В ходе исследования авторами была определена типизация экономических пространств ресурсно ориентированных регионов на примере регионов СФО с использованием интегральной оценки социально-экономического развития регионов по состоянию промышленного производства, уровню занятости населения, уровню жизни и бюджетно-финансовому положению. Типизация экономического пространства регионов РФ по уровню их развития можно представить в следующем виде:

1) регионы с развитым экономическим пространством — в данную группу входят регионы с высокой степенью агломерирования и высоким уровнем индустриального развития, научно-технического прогресса и интенсификации производства. Они располагают большим контингентом квалифицированных специалистов и рабочих, крупными и дорогостоящими промышленно-производственны-ми фондами, значительной научно-исследовательской и проектно-конструкторской базой (особенно в отраслях ВПК). Достаточный уровень сочетания рыночных отношений с их государственным регулированием позволяет иметь этим регионам собственные финансовые ресурсы для активизации «точек роста» и выполнять «донорские» функции для убыточных субъектов Федерации. Данная группа регионов призвана выступать «генераторами» экономического и организационного прогресса, с их помощью можно обеспечить стратегическую конкурентоспособность России в системе мирового хозяйства

В составе данной группы выделяется подгруппа высокотехнологичных регионов с ведущими отраслями индустрии — наукоемкими машиностроением и химической промышленностью. Данные регионы имеют высокий уровень производства промышленной продукции и, как правило, положительный баланс бюджетных потоков между регионами и федеративным центром. Из числа ресурсно ориентированных регионов СФО в данную подгруппу входят Омская, Томская и Новосибирская области. Подгруппа сырьевых регионов включает в себя регионы, специализирующиеся на добыче и производстве высококлассных видов первичного сырья и конструкционных материалов, на базовых отраслях промышленности — топливно-энергетической и металлургической. В СФО такими регионами являются Кемеровская, Иркутская области и Красноярский край.

Государственная региональная политика в регионах данного типа должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, активизации экономической деятельности с учетом имеющихся благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, в отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями. Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики неоиндустриального типа, формирования наукоемких, высокопроизводитель-

ных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг;

2) регионы со слаборазвитым экономическим пространством — к слаборазвитым (экономически отсталым) относятся регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяйственной деятельности, с однобокой (недиверси-фицированной) структурой экономики, с резким отставанием от основных регионов по развитию производственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры, с высокой безработицей и низким уровнем жизни, с наибольшей среди субъектов Федерации дотационностью территориальных бюджетов. В данную подгруппу из числа ресурсно ориентированных регионов СФО входят республики Тыва и Хакасия. Активная региональная политика в отношении регионов данного типа должна предусматривать их ускоренный экономический рост и социальный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер по государственной поддержке, направленной преимущественно на осуществление некапиталоемких (быстро окупаемых проектов и программ), на уменьшение бюджетной дотационности и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране.

Для экономически отсталых регионов актуальны задачи предотвращения снижения уровня жизни населения и минимизации отрицательных последствий, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуации и проявлениям депопуляции населения. Основными способами решения указанных проблем являются осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников в новое строительство, главным образом в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной и социальной), а также стимулирование частных капиталовложений в отдельные секторы экономики (включая АПК) посредством льготных кредитов и налогов и т. д. (т. е. данные регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики, включая активизацию территориальной интеграции);

3) регионы с экономическим пространством, находящимся в стадии депрессии — регионы данного типа характеризуются:

— сравнительно высоким уровнем экономического потенциала;

— значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства;

— повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов.

Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нестабильных снабженческо-сбытовых связей или переориентации стратегического курса (например, развитие ВПК) эти регионы совсем недавно отличались глубоким и неизжитым экономическим спадом, высокой безработицей, малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением. В СФО таким регионом является Алтайский край.

В качестве одной из главных установок региональной политики выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирования финансовых взаимоотношений с федеральным центром. Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов являются:

— льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ;

— введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест;

— использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов и др.

Актуальным также является поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их в преимущественно наиболее конкурентные проекты — базовые звенья структурных преобразований;

4) регионы с кризисным экономическим пространством — к данному типу состояния экономического пространства относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широких общественно-политических конфликтов и глубоких экономических потрясений и т. д. В настоящее время в СФО регионов данного типа нет.

Подведя итог представленной типизации, можно сделать вывод, что для развитых регионов упор делается на активизацию частного предпринимательства, для слаборазвитых и кризисных — на государственную поддержку, в то время как для

депрессивных регионов оптимальным является сочетание обоих направлений и механизмов хозяйствования [3].

Изменение территориальной структуры ресурсно ориентированного региона, обеспечивающей размещение производства и транспортных коммуникаций в соответствии с его спецификой и учетом природно-климатических условий. В процессе освоения и хозяйственного использования территории формируется территориальная структура экономического пространства, к которой относятся следующие типы организации: очаговая и рассеянная; равномерно-узловая и агло-мерационно-узловая. Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда и капитала. Большинство стран мира имеет неоднородное экономическое пространство, в границах которого выделяются особые части: анклавы и эксклавы, при этом анклав понимается как обособленный участок, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (свободные и офшорные зоны), а эксклав — как отделенная от основной территории часть. Структура пространственных теорий региональной экономики складывается из теорий развития региона, теорий межрегиональных экономический отношений, классических теорий размещения.

Территориальная структура экономического пространства представляет собой ряд хозяйственных систем, расчленяющихся на регионы различного ранга. Пространственное разделение труда утрачивает черты географичности и трансформируется из территориального в технологическое или функциональное. Условием территориального разделения труда и его предпосылкой служат отказ территории от самообеспечения всем необходимым и специализация на производстве какого-либо продукта для обмена.

Территориальная организация производства и территориальное размещение производительных сил осуществляются и совершенствуются по мере развития человеческого общества. Пространственный аспект развития особенно важен для России, имеющей большую протяженность и значительные региональные и поселенческие особенности. Красноярский край занимает 1/6 часть России, на его территории проживает свыше десяти национальностей, в связи с чем пространственный

аспект развития для него очень важен. В рыночных условиях размещение производительных сил имеет свои закономерности и особенности.

Территориальное разделение труда обусловливает специализацию регионов на отраслях экономики, сосредоточение и развитие которых там особенно эффективны. Это связано с использованием более дешевых (по сравнению с другими регионами) природных, трудовых и других ресурсов, выгодой от расположения, местных социально-экономических условий и факторов. Объективными предпосылками территориального разделения труда служат дифференциация географических условий и достигнутый уровень развития производительных сил в различных районах страны.

Территориальное разделение труда приводит к развитию между регионами межрегиональных связей по обмену продукцией и услугами. Наряду с региональным разделением труда идет процесс внутрирегиональной специализации, являющийся отражением внутрирайонного разделения труда. Этот процесс сопровождается сосредоточением производства и населения в отдельных частях территории. В результате, на внутрирегиональном уровне возникают промышленные пункты, центры, узлы и территориальные кластеры.

Необходимо отметить, что за рубежом получили развитие экономические концепции районирования и размещения производительных сил на основе выделения зон тяготения и рыночных зон.

Идея экономического районирования за рубежом нашла отражение в концепциях «полюсов роста», «центральных мест», «зон тяготения» и в реализации на практике в промышленных парках, технопарках, технополисах. Эта идея инициируется правительствами зарубежных стран для осуществления территориальных сдвигов в размещении производительных сил и для проведения селективной региональной политики, особенно для депрессивных и экономически отсталых районов. Данный опыт регионального развития и внедрение территориального фактора в процесс принятия федеральных и государственных решений являются для России своевременной и актуальной задачей.

Развитие рыночных отношений внесло коррективы в теоретические основы территориальной организации производства в России. Политика выравнивания развития регионов утратила свою эффективность. Прежние инструменты управления региональным развитием не работают, а зачастую

их использование приводит к негативным результатам. В условиях рынка разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Российской Федерации является объективной тенденцией. Постоянное увеличение этого разрыва, несмотря на межбюджетные трансферты, становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты, т. е. предел политики выравнивания территорий еще не достигнут. Настало время принципиально изменить отношение к концепции управления региональным развитием и, следуя требованиям рынка, перейти к политике поляризованного развития (развития, сфокусированного на приоритетах).

Поляризованное развитие регионов предполагает, что можно «подхватить» естественный процесс поляризации экономического развития и придать ему сбалансированный и управляемый характер. При этом необходимо формирование регионов — локомотивов роста (опорных регионов), оказывающих инновационное и инвестиционное воздействие на остальную территорию. При данном подходе будут достигнуты следующие результаты: сохранится территориальная целостность страны и отдельных ее регионов; произойдет сокращение площадей кризисных территорий; сформируется глобальный регион, сопоставимый с мировыми глобальными регионами [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие территориальной структуры осуществляется на основе урбанизации страны и магист-рализации транспорта. Оба эти процесса определили нарастание территориальной концентрации в разных ее формах: точечной (крупные города), ареальной (городские агломерации) и линейной (цепочки городов, мегалополисы).

1. Урбанизация. В XX в. в России свершилась урбанистическая революция. За столетие в 2,2 раза увеличилось число городов, однако главное заключается в развитии и умножении числа больших городов. Категория больших городов приобретает новые свойства во всех подсистемах: в экономической базе, в населении, в планировочной организации. Тем самым осуществляется принципиальное изменение территориальной структуры страны и распределения населения. Рост больших городов — это общемировая тенденция. Они обладают потенциалом, который делает их локомотивами развития своих регионов и страны в целом. Авторы подчеркивают, что большие города — это не просто лидеры социально-экономического развития, дви-

гатели прогресса, создатели нового во всех сферах жизни (вокруг городов все более центрируется и территориальная организация, т. е. они являются фокусами территориального развития) [4].

Вокруг больших городов возникают города-спутники, порождающие агломерации — «созвездия» городов, которые стали ключевой формой современного расселения. Агломерация является средством повышения доли экономичных коротких связей, что очень актуально для обширных и малоосвоенных территорий Сибири. Около 30 % общего числа новых городов, возникших в России в течение XX в., составило ближайшее окружение крупных центров, умножив их потенциал. Возник новый тип городов — наукограды, которые также являются преимущественно городами-спутниками крупных региональных центров. Критики недавнего прошлого, когда пишут о том, что напрасно создавалось большое количество новых городов, в то время как надо было развивать старые, забывают, что крупные центры старой России (кроме Петербурга) не имели в своем непосредственном окружении городов. Следовательно, создание новых городов-спутников было необходимостью, ибо обеспечивало закономерный переход к агломерационной (постгородской) стадии развития расселения. В виде крупных многофункциональных центров, потенциал которых был усилен городами-спутниками, были созданы активные точки роста. Именно благодаря им были достигнуты успехи в развитии образования, культуры и искусства, науки и техники, созданы ядерная энергетика, лазеры, реактивная авиация и т. д.

2. Магистрализация. Как известно, магистрали-зация — это повышение скорости движения и провозоспособности всех видов транспорта. В России (вследствие ее огромных просторов и расстояний) данный инструмент изменения территориальной структуры весьма актуален. Именно в России для освоения пространства создавались мощные и скоростные виды транспорта и строились самые протяженные в мире железные дороги. Дальнейшее развитие магистрализации позволит эффективно и с большой экономической выгодой для России использовать ее межконтинентальное положение. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, обобщив результаты разработок собственных и других организаций, предложил концепцию развития транспортных коридоров на территории России, предполагающую

создание и развитие трех широтных и четырех меридиональных коридоров, использование которых существенно повысит конкурентоспособность восточных регионов страны.

Агломерирование и магистрализация обеспечивают экономическое сжатие пространства. Не сжатие путем «выбраковывания» территорий, а именно экономическое сжатие на основе рациональной территориальной организации. Точки роста при этом возникают не только в «привилегированных» районах, а повсеместно, обеспечивая повышение качества жизни населения. В результате использования данных инструментов развития территориальной структуры формируется опорный каркас, который образован совокупностью ведущих центров и соединяющих их магистралей, — это рассредоточенная концентрация. В опорном каркасе сочетаются две разнонаправленные тенденции развития: к территориальной концентрации и к рассредоточению. Для нашей страны всегда было характерным предопределенное географическими и историческими условиями развитие урбанизации и «вширь», и «вглубь». Выполнение городами центральных функций заставляет их рассредоточиваться, стремиться к более или менее равномерному охвату территории. Выгода от экономического сжатия пространства, наоборот, заставляет их собираться территориальными группами, образовывать агломерационные скопления (при этом необходимо отметить, что экономическое сжатие пространства происходит достаточно активно в условиях подъема, развития, а не спада и кризиса).

Завершение создания и капитальный ремонт территориальной структуры — это одно из условий возрождения России, а рационализация территориального устройства — это важный резерв ее развития. Многое зависит от того, какую модель экономического развития удастся реализовать России: с акцентом на сырьевых отраслях или же, наоборот, на высокотехнологичных производствах. У России есть большие возможности и для каждого из обоих направлений, и для их сочетания. При всех обстоятельствах, особенно принимая во внимание существующую ситуацию, сырьевые отрасли сейчас и в обозримом будущем будут составлять основу экономики России. Они дают основную продукцию для экспорта и валютную выручку. Поэтому будет продолжаться использование богатейших ресурсов Севера. Это предопределяет необходимость пристального внимания к Северу вообще, определение

эффективной северной политики, что обусловливает актуальность вопросов развития ресурсно ориентированных регионов страны в целом и СФО в частности.

Как отмечают авторитетные российские ученые, строительство трансконтинентальных транспортных магистралей, в котором заинтересовано и мировое сообщество, внесет существенные изменения в территориальную структуру России. Связность и повышение качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов Сибири, т. е. ее агломерирование и магистрализа-ция, обеспечат крупные сдвиги в территориальной структуре [4].

Обоснование влияния экономического роста ресурсно ориентированного региона на повышение качества его экономического пространства. Решение задачи повышения качества экономического пространства напрямую связано с преодолением автаркических тенденций, с развитием межрегиональных связей для рационального использования конкурентных преимуществ территорий в интересах как региональных сообществ, так и государства в целом, способствующих экономическому росту региона любого иерархического уровня.

В рамках неоклассической теории механизм самоорганизации экономического пространства реализуется за счет потоков трудовых и финансовых ресурсов. Считается, что регионы, находящиеся в стадии зрелости, являются источниками капитала, так как сбережения у них превышают инвестиционные возможности. Обусловлена данная ситуация следующими обстоятельствами:

— во-первых, сбережения растут более высокими темпами, чем доходы;

— во-вторых, на стадии зрелости происходит стабилизация или даже снижение предложения рабочей силы за счет завершения этапа урбанизации. Капитал из развитых регионов направляется в менее развитые, так как там имеются возможности получения большей нормы прибыли за счет низкой стоимости рабочей силы и других производственных факторов. Кроме этого, отстающие в развитии регионы имеют возможности роста предложения рабочей силы за счет миграции сельского населения в города.

Таким образом, в соответствии с представлениями неоклассической экономической теории важнейшей составляющей механизма самоорганизации экономического пространства является

миграция капитала, которая позволяет ускорить процесс развития регионов и работает в направлении сглаживания региональных неравенств.

Наряду с миграцией капитала неоднородность экономического пространства, выраженная как существенная дифференциация в уровне доходов, обусловливает также миграцию рабочей силы. При этом направление миграционных потоков, как правило, является противоположным по отношению к потокам капитала. Таким образом, движение рабочей силы направлено из бедных регионов в богатые, что способствует росту региональной дифференциации.

Интегральный эффект миграции рабочей силы и капитала зависит от их относительной мобильности. Если капитал обладает высокой мобильностью, а рабочая сила — низкой, то основное влияние на изменение экономического пространства будут оказывать потоки капитала, и, следовательно, отстающие регионы будут показывать более высокие темпы роста по сравнению с развитыми. Однако если капитал является иммобильным, а рабочая сила — мобильной, то регионы, имеющие высокий уровень доходов и недостаток рабочей силы, будут иметь высокий уровень роста населения и валового регионального продукта.

Основными задачами экономического развития в регионах являются:

— наращивание расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;

— повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;

— диверсификация промышленного производства;

— опережающее развитие отраслей, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;

— приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства и ряд других задач.

Необходимо учитывать, что промышленная политика на современном этапе развития носит не отраслевой, а региональный характер. Экономический рост в регионе основывается на формировании региональных и местных рынков, эффективных региональных хозяйственных комплексах и «точках роста», опережающее развитие которых обеспечи-

вает эффективность развития ресурсно ориентированного региона.

Однако необходимо отметить, что для реализации данной политики необходима определенная степень финансовой свободы регионов, позволяющая им оперативно управлять экономикой региона и формировать стратегию развития на перспективу.

Состояние экономики ресурсно ориентированного региона в динамике рассмотрим на примере Красноярского края (табл. 4).

На основании данных, представленных в табл. 4, следует, что в исследуемом регионе имеет место динамичное развитие экономического пространства: устойчивые темпы роста ВРП, рост общего объема производства товаров и услуг, в том числе инновационных товаров. Имеют также тенденцию к росту инвестиции в основной капитал и среднемесячная начисленная заработная плата. Однако региону не хватает финансовых средств, необходимых для повышения инновационной восприимчивости, о чем свидетельствует снижение в 2011 г. на 39 млрд руб. сальдированного финансового результата по сравнению с предыдущим годом.

Выводы по результатам исследования

В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что в настоящее время в региональной экономической политике, проводимой федеральным центром, наблюдается некоторое сочетание интересов центра и регионов, что позволяет в определенной мере обеспечивать темпы роста региональной экономики в ряде субъектов Федерации.

Вместе с тем для повышения качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, активизации их инновационного развития при реализации региональной экономической политики со стороны федерального центра необходимы учет специфики развития экономики данных регионов и качественные преобразования территориальной структуры в регионах данного типа, что является настоятельной необходимостью в условиях экономической глобализации.

Кроме того, необходимо учитывать, что одним из условий развития страны с федеративным государственным устройством является наличие финансовой самостоятельности всех субъектов Федерации, при отсутствии которой дотационный субъект Федерации подлежит банкротству и при-

соединению к наиболее сильным в экономическом отношении регионам. Именно такая постановка вопроса отвечает статусу Федерации, сохраняющей и развивающей рынок и каждого входящего в нее субъекта.

Список литературы

1. Аврамчикова Н. Т. Теоретические аспекты оценки качества экономического пространства // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 35 (266). С. 2—13.

2. Аврамчикова Н. Т. Перспективы развития региона с разреженным экономическим пространством в условиях глобализации // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 5 (140). С. 16—19.

3. Кистанов В. В. Объединение регионов России М.: Экономика. 2007. 139 с.

4. Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа. М.: Новый хронограф. 2012. 504 с.

5. URL: http://ereport. ru/stat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.