Логискики и управление цепями поставок^на предприятии
- взаимодействие со странами дальнего зарубежья;
- взаимодействие с международными организациями.
Международные двухсторонние соглашения о сотрудничестве в таможенных делах были заключены РФ со следующими странами: Англией, Германией, США, Аргентиной, Китаем, Финляндией, Южной Кореей и др.
Задачей таможенных органов по направлению международного таможенного сотрудничества является содействие развитию внешнеэкономической деятельности, интегрирование экономики России в мировую экономику [1].
По распоряжению Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р принята стратегия развития Федеральной таможенной службы РФ до 2020 года. Эволюция интеграционных операций и международного сотрудничества - одна из самых важных сторон деятельности Федеральной таможенной службы.
ФТС России намерена способствовать развитию интеграционных операций, закреплению сотрудничества с соседними странами, входящими в СНГ, Шанхайским объединением и другими международными организациями [2].
Следует отметить, что в 2014 году подписаны договоры о присоединении Армении и Киргизии к Евразийскому экономическому союзу [3], которые были успешно реализованы в 2015 году. На данный момент активно развиваются контакты между таможенными службами России и Китая, реализуется около 10 совместных проектов. Главный из них - «Экономический пояс Великого шелкового пути». Этот проект предполагает создание разветвленной системы транс-портно-логистических коридоров от Тихого океана до Европы [4].
Библиографические ссылки
1. Тенденции развития приграничного сотрудничества в Сибири [Электронный ресурс]. URL:
http://stu.customs.ru/index.php?option=com_content&vie w=article&id=1933:Тенденции%20развития%20пригра ничного%20сотрудничества%20в%20Сибири&catid =4:news&Itemid=136 (дата обращения: 10.10.2015).
2. Развитие международного таможенного сотрудничества и интеграционных процессов [Электронный ресурс]. URL: http://wingi.ru/content_articles_view/id-5593/ (дата обращения: 10.10.2015).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 169 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/17/495457. html (дата обращения: 10.10.2015).
4. Россия развивает международное таможенное сотрудничество [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view = article&id=20411:2015-01-23-09-33 -56&catid=40:2011 -01-24-15-02-45 (дата обращения: 10.10.2015).
References
1. Trends in the development of cross-border sotrudnichesva in Siberia [Electronic resource]. URL: http ://stu.customs.ru/index.php?option=com_content&vie w=article&id= 1933: Тенденции%20развития%20пригра ничного%20сотрудничества%20в%20Сибири&catid=4: news&Itemid=136 (date of visit: 10.10.2015).
2. The development of international customs cooperation and integration processes [Electronic resource]. URL: http://wingi.ru/content_articles_view/id-5593/ (date of visit: 10.10.2015).
3. Government Decree of 26 February 2015, N 169 [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/ 17/495457.html (date of visit: 10.10.2015).
4. Rossiya develops international customs cooperation [Electronic resource]. URL: http://customs.ru/index.php? option=com_content&view = article & ID = 20411: 201501-23-09-33-56 & CATID = 40: 2011-01- 24-15-02-45 (date of visit: 10.10.2015).
© Сурник А. П., Макарова Е. А., 2015
УДК 658.788
ФАКТОРЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АО «ВАНКОРНЕФТЬ»
В. Н. Товстоношенко, А. Ю. Буланкин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: teachervalya@mail.ru
В рыночных условиях все отрасли взаимосвязаны экономически между собой и зависят от развития деятельности друг друга. Функционирование ракетно-космической промышленности, обеспечивающей безопасность страны в мире, зависит напрямую от продукции нефтедобывающей отрасли, основным звеном которой является нефтедобывающий комплекс России, состоящий из совокупности самостоятельных предприятий, таких как АО «Ванкорнефть». В процессе логистической деятельности АО «Ванкорнефть» возникают различные ситуации риска, обусловленные различными факторами, связанными с геополитической обстановкой
Решетнеескцие чтения. 2015
в мире, с нестабильностью конъюнктуры рынка и др. Рассмотрены факторы и классификация рисков логистической деятельности предприятия.
Ключевые слова: нефте- и газодобыча, энергетические ресурсы, риск, факторы риска, классификация риска.
FACTORS AND RISK CLASSIFICATION OF THE LOGISTICS PERFORMANCES
OF JSC "VANKORNEFT"
V. N. Tovstonoshenko, A. Yu. Bulankin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: teachervalya@mail.ru
In all market conditions the industries are economically interconnected with each other and they are dependent on the development of the performance of each other. The operation of rocket and space industry, ensuring the safety of the country in the world depends directly on the products of the oil industry, the main element of which is an oil complex of Russia, composed by independent companies, such as JSC "Vankorneft". In the process of logistics performance of JSC "Vankorneft", there are various situations of risk due to different factors associated with the geopolitical situation in the world, with the instability of the market and others. The article discusses the factors and risk classification of the logistics activities of the company.
Keywords: oil and gas production, energy resources, risk, risk factors, classification of risk.
Россия - одна из основных нефтегазовых держав, обладающая большим потенциалом топливно-энергетических ресурсов в мире, ежегодное производство которых составляет более 12 % от мирового [1].
В настоящее время в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается только половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90 % добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, и при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать альтернативные регионы добычи [1].
Альтернативными и перспективными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
К основному источнику добычи энергетических ресурсов относится Ванкорское нефтегазоконденсат-ное месторождение, расположенное в Восточной Сибири на севере Красноярского края, и его освоением занимается акционерное общество «Ванкорнефть». Начальные извлекаемые запасы Ванкорского месторождения по состоянию на 1 января 2014 г. составили 500 млн т нефти и конденсата, 182 млрд кубометров газа (природный + растворенный). За счет получаемой продукции АО «Ванкорнефть» предприятия всех отраслей промышленности страны наращивают свой объем производства, в том числе и ракетно-космическая промышленность, которая обеспечивает решение проблемы обороноспособности России в современном мире.
Освоение и добыча энергетических ресурсов является сложным логистическим процессом, который происходит в наше время в условиях нестабильности, возникающей за счет мирового экономического кризиса, неспокойной геополитической обстановки в мировом сообществе, большой конкуренции на рынке по добыче и реализации нефти и газа и др. Все эти условия создают ситуации неопределенности, влияющие на деятельность предприятия, рискующего в той или иной степени своим имуществом, имиджем и жизнью людей. Для сглаживания негативных явлений необходимо выявить причины и факторы, под действием которых возникают рисковые ситуации.
Под риском понимается вероятность возникновения ситуации, происходящая в условиях неопределенности, приносящая отрицательный результат в связи с тем, что намеченные планы не осуществились и были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений [1]. Если риск не учитывается, то он становится источником убытков, влияющим на результаты логистической деятельности предприятия.
В ходе исследования выявлены факторы возникновения рисков, а также на основании общей классификации рисков, рассмотренной в работах различных авторов, занимающихся управлением рисками [2-5], определены виды рисков логистической деятельности АО «Ванкорнефть» (см. рисунок).
На рисунке представлены основные виды рисков, составляющие в сумме совокупный риск, который влияет на конечный результат логистической деятельности АО «Ванкорнефть», а также факторы их возникновения.
1. Финансовые риски связаны с текущим состоянием экономики страны и тенденциями её развития, напрямую оказывают влияние на развитие предприятия и характеризуются возможными денежными
Логискики и управление цепями поставокна предприятии
потерями в процессе осуществления логистической деятельности с изменениями значений параметров рынка, неиспользованием или использованием не в полной мере контрагентами своих обязательств.
2. Правовые риски (юридические риски) - риски, на основании которых соглашение между участниками окажется невозможно выполнить по действующему законодательству в связи с тем, что соглашение оформлено не в соответствии или с нарушением требований действующего законодательства России или ввиду несоответствия законов других стран, отсутствием договоренности по единым стандартам.
3. Отраслевой риск связан с правовым и финансовым, однако его целесообразно выделить в отдельную группу, тем самым показав его влияние на логистическую деятельность АО «Ванкорнефть». Все предприятия нефтедобывающей отрасли подвержены неожиданным, иногда резким изменениям, поэтому любая организация должна учитывать этот вид риска вне зависимости от ее вида деятельности. Данная группа включает риск изменения конъюнктуры рынка, риск структурных изменений, связанных с переходом на новые технологии [4].
4. Страновые и региональные риски непосредственно связаны с экономическим, политическим и
социальным положением отдельных административных или географических регионов России и стран мира.
Рассматривая классификацию рисков логистической деятельности АО «Ванкорнефть», можно сказать, что некоторые виды рисков приносят только убытки, другие имеют двойную природу, поэтому приносят как прибыль, так и убытки. На основании анализа делаем вывод, что большинство рисков негативно сказываются на логистической деятельности предприятия. Это подтверждает необходимость в оценке, прогнозе и управлении рисковыми ситуациями. Даже те риски, которые имеют двойную природу, могут негативно сказаться на финансовом результате при неблагоприятном исходе развития события, что, естественно, нежелательно для компании. Следовательно, АО «Ванкорнефть» заинтересовано в дальнейшем в своем развитии, что может обеспечить система управления рисками логистической деятельности предприятия. Система управления рисками позволит эффективно управлять будущими событиями, которые находятся в состоянии неопределенности, а также снижать возможность появления негативных событий, способствующих снижению рисков.
Отраслевые риски
Географические
климатически с
Реализация добываемого гага
Правовые риски
Страна и регион деятели тети
Фактический размер запаса
Цен Li нв сырую пефтъ. газ к нефтепродукты
Изменение правил таможенного -—ь-контроля н ПОШЛИ!]
Осуществление
проверок
ко] ггролирующик
Зависимость от монопольных поставщиков услуг по транспортировке нефти, газа и нефтепродуктов, и их тарифов
Изменение валютного регулирования
Судебные процессы в которых участвует Компания
Область охраны окружающей среды и промышлсшюй безопасности
Изменение налогового законодательства
Валютные
Совокупный риск
Изменения процентных ставок
Инфляция
Страновые н региональные риски
Финансовые риски
Факторы и виды рисков логистической деятельности АО «Ванкорнефть»
Библиографические ссылки
1. Внутренний сайт ЗАО «Ванкорнефть» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosneft.ru/Upstream/ ProductionAndDevelopment/eastern_siberia/vankorneft/ (дата обращения: 05.09.2015).
2. Балдин К. В., Воробьев С. И. Управление рисками. М. : Юнити-Дана, 2010. 40 с.
3. Вишняков Я. Д. Общая теория рисков. М. : Академия, 2010. 368 с.
4. Лагуста М. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М. : Инфра-М, 2010. 503 с.
5. Романов В. А., Бутуханов А. Г. Рискообразую-щие факторы: характеристика и влияние на риски. СПб. : Крона, 2011. 320 с.
References
1. Vnutrenniy sayt ZAO "Vankorneft'" [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.rosneit.ru/Upstream/Production
Решетнееские чтения. 2015
AndDevelopment/eastern_siberia/vankorneft/ (data obra-shcheniya: 05.09.2015).
2. Baldin K. V., Vorob'ev S. I. Upravlenie riskami [Risk management]. Moscow : Yuniti-Dana Publ., 2010. 40 p.
3. Vishnyakov Ya. D. Obshchaya teoriya riskov [General theory of risk]. Moscow : Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 2010. 368 p.
4. Lagusta M. G. Riski v predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Risks in business]. Moscow : Infra-M Publ., 2010. 503 p.
5. Romanov V. A., Butuxanov A. G. Riskoobra-zuyshie factory: xarakteristika i vliyanie na riski (Risk factors: characteristics and impact on risks). Sankt-Peterburg, Krona Publ., 2011. 320 p.
© ToBCTOHomeHKO B. H., ByraHKHH A. M., 2015
УДК 332.1
МАГИСТРАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА: АНАЛИЗ ДАННЫХ ИНДЕКСА ИНТЕНСИВНОСТИ ПОГРУЗКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ГРУЗОВ (на примере Красноярского края)
М. Н. Чувашова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: nikolesole@yandex.ru
Рассматривается магистрализация как один из параметров качества экономического пространства региона. По мнению автора, индикатором магистрализации является один из статистических показателей -индекс интенсивности погрузки основных грузов на всех видах транспорта. По данному показателю проанализированы основные отрасли за последние 10 лет согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), в том числе производство ракетно-космической продукции, относящиеся к статистическому показателю производства машин и оборудования, на примере Красноярского края.
Ключевые слова: магистрализация, индекс интенсивности погрузки, экономическое пространство, опорный каркас, регион.
TRAFFIC AND DELIVERY ACCELERATION IN THE REGION: THE ANALYSIS OF THE INTENSITY INDEX OF LOADING (оп example of Krasnoyarsk territory)
M. N. Chuvashova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nikolesole@yandex.ru
This paper describes the traffic and delivery acceleration as one parameter of the quality of economic space region. The indicator of the traffic and delivery acceleration is one of statistic index to define an index of loading intensity. According to OKVED (All-Russian Classifier of Types of Economic Performance), the economic branches including production of space-rocket production relating to the statistic index as "production of cars and equipment" analyzes the indicator of the traffic and delivery acceleration on example Krasnoyarsk territory during 10 years.
Keywords: the traffic and delivery acceleration, the index of intensity of loading, economic space, supporting framework, region.
Специфика экономики Красноярского края как ресурсно-ориентированного региона России имеет очаговый тип развития промышленного комплекса, специализацию хозяйств по принципу добычи и переработки природных ресурсов. Экономический рост обусловлен развитием преимущественно сырьевых отраслей. Тип пространственной структуры Красноярского края - агломерационно-узловой, к этому типу относятся наиболее промышленно развитые части
страны: Северо-Запад, Центр, Поволжье, Урал, юг Сибири. [1]. Магистрализация - средство экономического сближения районов и центров, способ экономического сжатия территории; она была составной частью программы развития России еще в плане ГОЭЛРО. Магистрали - линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую провозоспособность. На них концентрируются перевозки