Научная статья на тему 'МАГИКО-АЛХИМИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПАРАЦЕЛЬСА'

МАГИКО-АЛХИМИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПАРАЦЕЛЬСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАГИКО-АЛХИМИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПАРАЦЕЛЬСА»

успешную модернизацию российского общества; четвертое - формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; пятое - создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества.

Таким образом, формирование, функционирование и развитие культурной сферы - объективный процесс, обусловленный всей системой общественных отношений, материальными и духовными потребностями и интересами общества. Но этот процесс в то же самое время зависит и от субъективных факторов, от сознательной и целеустремлённой деятельности как представителей власти, так и работников сферы культуры. От их компетентности зависит успешность реализации задач, которые поставлены обществом и государством перед сферой культуры. Это необходимо учитывать как при разработке концепции культурного развития общества, так и при формировании общей программы развития культурной сферы каждого конкретного региона, а в регионе - того или иного учреждения культуры.

Использованные источники:

1. Ерасов, Б.С. Социальная культурология [Текст]/ Б.С. Ерасов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - С. 314.

2. Маевский, Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции [Текст] / Г.С. Маевский// Вестник Московского Университета. Политические науки. - 2002. №2. - С. 77.

3. Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации: Доклад (проект) [Текст]/ Государственный Совет Российской Федерации. Рабочая группа по приоритетам развития российской культуры. -М.: 2003. - С. 6.

4. Греф, Г.О. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (проект) [Текст]/ Г.О. Греф. - М.: 2000.

Мустафаева Д.Р. студент 2 курса лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России кафедра философии, гуманитарных наук и психологии научный руководитель: Живайкина А.А.

доцент Россия, г. Саратов МАГИКО-АЛХИМИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ПАРАЦЕЛЬСА Переход от Средневековья, где первостепенными членами человеческой жизни являлись Бог и Церковь, к антропоцентрическому мировоззрению эпохи Возрождения, несомненно, коснулся многих сфер

деятельности человека. Новообразованный общественный порядок призывал к изменениям человеческого сознания, воспитания человека нового типа, обрыва связей с закостеневшими образами прошлого, прочно закрепленными в головах за прошедшие века. Эпоха Возрождения характеризуется стремительным прогрессом в науке и естествознании, потому философия того времени снова стремилась постичь природу. Интерес к натурфилософии растет к концу XV - началу XVI века, соответственно тому, как меняется средневековая оценка природы как неавтономной сферы. Первоначально может показаться, что это возврат к космоцентризму античной мысли, вместе с тем, в восприятии природы и интерпретации человека философия Возрождения обладает своими особенностями.

Из общих черт, которые свойственны натурфилософии Возрождения, следует выделить пантеизм философской мысли и представление о равенстве микрокосма и макрокосма, доминирование качественного истолкования природы. Образцом пантеистического воззрения, где на основании идеи единства микро- и макрокосмоса естествоведческое начало одерживало победу над сверхъестественным, могут служить убеждения швейцарского врача, алхимика, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма, который больше известен как Парацельс.

В основе его философских исканий стоит человек и его связь с Богом, природой и социумом. Парацельс признается основателем немецкой натурфилософии, впрочем особо внимание он уделял медицине, которая во многом основывалась на философии, теологии, алхимии и астрологии. Фактически философские труды Парацельсом не были созданы, он излагал мысли в трактатах на медицинские, социальные, антропологические, алхимические, теологические и политические темы.

Рассматривая точку зрения Парацельса о природе мира, следует упомянуть понятие « Mysterium Magnum», или «великое таинство». Это сверхчувствительная первичная материя, откуда все берет начало и куда в конечном счете возвращается, основа всего существующего в многообразии его форм. Человек представляется как микрокосмос, объединенный со Вселенной. И поскольку микрокосмос аналогичен макрокосмосу, самопознание человека есть основа обретения могущества над природой, понимания Вселенной и Бога.

Дуализм человеческой сущности заключается в том, что его физическая оболочка относится к видимому миру, тонкие же тела - миру потустороннему. Оба они не бесконечны, что обрекает личность на неотвратимую смерть. Вместе с тем в человеке сокрыт неугасимый божественный принцип, за счет которого осуществимо перерождение в бессмертную и духовную личность.

Для возможности проявления в человеке Духа происходит поэтапное растворение природной души, весь микрокосм изменяется для возвращения своей первичной божественной сущности. Как всякий неблагородный

металл обладает стремлением к превращению в золото, так и человек стремится к возврату в Materia Spiritualis — «духовную материю» — путем всеобъемлющей трансформации своего существа.

Следовательно, алхимия представляется отделением божественного от природного, сродни тому, как чистое в химических реакциях способно отделяться от примесей. Именно в этом Парацельс видел предмет алхимии: ее задача - духовная трансфигурация, а не меркантильное стремление обладания земным золотом. Этот алхимический путь завершается освобождением микрокосмоса от материи и возвращением к Богу, восстановлением утраченной с ним гармонии.

Из характерных особенностей философии Парацельса можно выделить не только логически выстроенную взаимосвязь космологии, теологии, натурфилософии и медицины по аналогии с идеей тождества макро- и микрокосма, но и планомерное изложение данных суждений о природе, не имевшее похожего до того времени. Основополагающая концепция системы Парацельса - потерянное единство между человеком и Богом вслед за изгнанием его из рая. В основе этого единства лежит баланс трех взаимно связанных сил, свойственных всему живому, универсальных начал - ртути (дух), соли (тело), и серы (душа). Тело принадлежит миру материи, дух и разум - миру энергий. Человек, возникший из двух миров, связывает их в единое целое.

Парацельс уходит от общепринятой научной рационализации, так распространенной в античности и средневековье, и придерживается личных принципов, по которым философия - знание, которое получено практическим путем. Человек, объединяющий в себе все многообразие образующих мир элементов - это минералы, флора и фауна, небесные тела -обладает способностью обрести знания о Природе прямо из нее самой, находясь в ней, не с помощью «внешних» познаний рационального мышления. Лишь Природа располагает целостным знанием, она есть мудрость, она же и философия.

При этом медицина у Парацельса - божье творение, которое создано намеренно для возможности восстановления человеком потерянной с миром гармонии. Врач очищается Богом через знание макрокосма и мастерство применения его в своей медицинской практике. По этой причине именно «медицина порождает врача», это практическое искусство. Следовательно, окружающий земной мир проводит лекарю нечто вроде проверки - умения применить средства излечения положенным образом в природной лаборатории - в мире, со всеми компонентами его наполняющими. Из принципа аналогичности человеческого микрокосма природному макрокосму логически ученым выдвигается теория существования в природе лекарства против любого недуга.

Парацельсом было введено в практику большое количество эффективных медикаментов. Его новаторские идеи и революционные взгляды существенно повлияли на формирование опытной медицины Нового

и Новейшего времени. Оригинальность и новизна его учения заключается не в самой теории микрокосма и поисках единения, что уже существовало в неоплатонизме, а также магии и мистицизме Средневековья, но именно в последовательном использовании данных идей как основания тщательно проработанной системы «соответствий и аналогий» в натурфилософии и медицине.

Использованные источники:

1. Амрахова Э.А., Живайкина А.А. Чума как явление средневековой культуры // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2012. - Т. 2. -№ 11. - С. 855.

2. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. — Москва: Новый Акрополь . — 2009.

3. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. -Краснодар, 2013. - С. 65-70.

4. Зорина Е. В. Парацельс // Дельфис. — 2000. — № 24. — url: http : //www. delphis. ru/j ournal/article/paratsels.

5. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. — Москва: Наука . — 1979.

УДК 82 - 14(470. 4) (045)

Надейкина С.В. студент бакалавр 4 курса филологический факультет научный руководитель: Налдеева О.И. ФГБОУВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева»

Россия, г. Саранск ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА С. КИНЯКИНА И Ф. ТЮТЧЕВА:

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Аннотация: В статье рассмактривается сравнительно-сопоставительный анализ отдельных составляющих философской лирики С. Кинякина и Ф. Тютчева. Неустанные поиски ответов на насущные вопросы приводят авторов к философскому осмыслению мира, постижению «вечных» тем относительно роли и места человека во Вселенной.

Ключевые слова: Философская лирика, лирический герой, Вселенная, предназначение человека, гармония.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.