Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА С. КИНЯКИНА И Ф. ТЮТЧЕВА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА С. КИНЯКИНА И Ф. ТЮТЧЕВА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ВСЕЛЕННАЯ / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ГАРМОНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Надейкина С.В.

В статье рассмактривается сравнительно-сопоставительный анализ отдельных составляющих философской лирики С. Кинякина и Ф. Тютчева. Неустанные поиски ответов на насущные вопросы приводят авторов к философскому осмыслению мира, постижению «вечных» тем относительно роли и места человека во Вселенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL S. KINYAKIN AND LYRICS BY F. TYUTCHEV: COMPARATIVE ANALYSIS

The article presents the comparative analysis of separate components of philosophical lyrics S. Kinyakin and F. Tyutchev. The relentless search for answers to urgent questions lead the authors to the philosophical understanding of the world, the comprehension of «eternal» themes concerning the role and place of man in the Universe.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА С. КИНЯКИНА И Ф. ТЮТЧЕВА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

и Новейшего времени. Оригинальность и новизна его учения заключается не в самой теории микрокосма и поисках единения, что уже существовало в неоплатонизме, а также магии и мистицизме Средневековья, но именно в последовательном использовании данных идей как основания тщательно проработанной системы «соответствий и аналогий» в натурфилософии и медицине.

Использованные источники:

1. Амрахова Э.А., Живайкина А.А. Чума как явление средневековой культуры // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2012. - Т. 2. -№ 11. - С. 855.

2. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. — Москва: Новый Акрополь . — 2009.

3. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. -Краснодар, 2013. - С. 65-70.

4. Зорина Е. В. Парацельс // Дельфис. — 2000. — № 24. — url: http : //www. delphis. ru/j ournal/article/paratsels.

5. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. — Москва: Наука . — 1979.

УДК 82 - 14(470. 4) (045)

Надейкина С.В. студент бакалавр 4 курса филологический факультет научный руководитель: Налдеева О.И. ФГБОУВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева»

Россия, г. Саранск ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА С. КИНЯКИНА И Ф. ТЮТЧЕВА:

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Аннотация: В статье рассмактривается сравнительно-сопоставительный анализ отдельных составляющих философской лирики С. Кинякина и Ф. Тютчева. Неустанные поиски ответов на насущные вопросы приводят авторов к философскому осмыслению мира, постижению «вечных» тем относительно роли и места человека во Вселенной.

Ключевые слова: Философская лирика, лирический герой, Вселенная, предназначение человека, гармония.

Nadejkina S. V. the MBA student 4 course, faculty of Philology Supervisor: O. I. Nalgiev FGBOU VO ""MSPI. M. E. Evseveva"

Russia, Saransk PHILOSOPHICAL S. KINYAKIN AND LYRICS BY F. TYUTCHEV: COMPARATIVE ANALYSIS Abstract. The article presents the comparative analysis of separate components of philosophical lyrics S. Kinyakin and F. Tyutchev. The relentless search for answers to urgent questions lead the authors to the philosophical understanding of the world, the comprehension of «eternal» themes concerning the role and place of man in the Universe.

Keywords: Philosophical lyrics, lyrical character, the universe, purpose of man, harmony.

Философская лирика характеризуется чаще всего раздумьями о смысле жизни, об устройстве Вселенной, о месте человека в мире и его нравственных ценностях. Все это ярко прослеживается в творчестве известного русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Автора интересуют вечные идеалы и моральные ценности. Характерной особенностью его творчества является то, что в его медитативных стихотворениях высокая поэзия сочетается с философским осмыслением окружающей действительности.

Ф. И. Тютчева по праву называют и «певцом природы». Автор таких лирических стихотворений, как «Весенняя гроза» и «Еще в полях белеет снег...», считается признанным мастером пейзажа. Однако в этих стихотворениях поэт не просто воссоздает окружающую картину природы, но и заставляет задуматься о вечных вопросах бытия, загадках мироздания.

В стихотворении «Вопросы» (Из Гейне) лирический герой Ф.

И. Тютчева задумывается о месте человека во Вселенной, о своем предназначении. Юноша пытается получить ответ у моря, но оно остается безмолвным к вечным вопросам человеческого бытия: Над морем, диким полуночным морем Муж-юноша стоит -В груди тоска, в уме сомненья -И, сумрачный, он вопрошает волны: «О, разрешите мне загадку жизни, Мучительно-старинную загадку, Скажите мне, что значит человек?» [5]

Заслуженного поэта-современника Республики Мордовия Сергея Васильевича Кинякина многие называют поэтом-философом. Его поэзия по своему идейно-художественному содержанию полна глубоких переживаний,

чувственности и сердечного лиризма. Некоторые особенности творчества поэта рассмотрены в работах авторов статьи [2], [3], [4].

Сергей Васильевич Кинякин, как и русский поэт Федор Иванович Тютчев, большое внимание уделяет пейзажным картинам. Через изображение явлений природы, мордовский поэт раскрывает внутренний мир, переживания и чувства лирического героя. Так, в стихотворении «Ацам» («Покрывало») автор повествует:

Простямак, вирнязе, - одста акшелф прять, -Ацамть ланга таргань

киня-такорня. Моньге ланган ётась -

лакшторфоц, Тарад лаца коцордсть-моцордсть пакарне [1]. (Перевод здесь и далее подстрочный, наш - С.В., О.И.). Прости меня, мой лесок, - с молодости поседевшую голову, -По зеленому покрывалу протоптал я путь-дорожку. Треск этот на себе почувствовал я, Подобно веткам хрустели мои кости.

Окружающая природа понимается обоими поэтами-философами как мир, наделенный противоречивыми чувствами, тонкой душевной организацией, мир, в котором можно найти ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Природа для них - это нечто одушевленное и очеловеченное.

Ф. Тютчев в стихотворении «Не то, что мните вы, природа... » отождествляет человека с природой: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык [5].

С. Кинякин не случайно объединил стихотворения о природе в цикл под названием «Вирти седиезень панчса» («Лесу открою свое сердце»). В этот ряд произведений вошли такие стихотворения, как «Ацам» («Покрывало»), «Пиче пора» («Сосновый бор»), «Мон и пичесь» («Я и сосна»), «Сире вирь» («Старый лес») и другие, наделенные глубоким философским смыслом. В них прослеживается трепетное и своеобразное восприятие мира, взволнованное любовное внимание в описаниях окружающей родной природы. Поэт называет человеческую жизнь - лесом, в котором можно с легкостью заблудиться. Тон мяляфтк, цёрай: Эряфське сонць - вирь. Тон мяляфтк, козк суват и поват вири: Ков вяти янць, Кись кона пяльде сась. А васьфтовоть -

васькафттанза шири Аф аньцек таньфсь, а нльне шиненясь [1].

Ты запомни, сынок, Сама жизнь - лес.

Ты запомни, как войдешь и попадешь в лес: Куда ведет дорога, С какой стороны пришла? А обманешься -Увлечет в сторону Не только вкус, но даже запах.

Похожее сравнение можно встретить и в стихотворении Ф. Тютчева «Дым»:

Здесь некогда, могучий и прекрасный Шумел и зеленел волшебный лес, -Ни лес, а целый мир разнообразный, Исполненный видений и чудес [5].

Таким образом, для лирического героя стихотворений Ф. Тютчева и С. Кинякина характерна жажда познания подлинной жизни - человеческой и исторической. Для авторов жизнь человека неразрывно связана с природой. В их стихах «оживают» масштабные образно-философские категории: Родина и Мать-земля, народ и человечество, жизнь и время. В вечном поиске истины находится их лирический герой.

Использованные источники:

1. Кинякин С. В. Шачень эряма павазукс = Родился быть счастливым. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 110 с.

2. Надейкина, С. В. Ведущие мотивы в поэзии С. Кинякина / С. В. Надейкина // Новая наука: проблемы и перспективы : международное науч. периодическое издание по итогам Международной науч. -практической конференции (26 сентября 2016 г, г. Стерлитамак) : [материалы] в 2 ч. Ч. 2. -Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2016. - С. 134-136.

3. Налдеева О. И. Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика : автореф. дисс. на соискание ученой степени докт. филол. наук : 10.01.02. - Саранск, 2013. - 40 с.

4. Налдеева О. И. Художественное осмысление и воплощение религиозных мотивов в современной мордовской поэзии // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2012.- № 2 (22). - С. 136-142.

5. Тютчев, Ф. И. Стихотворения. - Москва : Правда, 1978. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.