Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
200
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенциализм / Тютчев / поэзия / русская литература / теория литературы / философия / existentialism / Tyutchev / poetry / Russian literature / literary theory / philosophy

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Мысовских Л.О.

В статье сквозь призму религиозного направления экзистенциальной философии С. Кьеркегора и К. Ясперса исследуется творчество русского поэта Ф. И. Тютчева, в стихах которого автор статьи обнаруживает множество экзистенциальных концептов, лежащих в основе философского восприятия природы русским поэтом. Автор статьи утверждает, что Тютчев в своем творчестве стремится не столько показать красоту природы, сколько представить свои взгляды на мироздание, законы, управляющие им и человеком, осветить вопросы, касающиеся человеческого существования, тайны которого поэт стремится познать через мир природы. Природа является доказательством существования Бога, а познание ее – синоним стремления к самопознанию. Таким образом, «пейзажная лирика» Тютчева – это, скорее, экзистенциальная лирика. Автор статьи приходит к выводу, что трагическая судьба человека в лирике Тютчева созвучна теме трагизма в трудах основателя экзистенциализма С. Кьеркегора, рисовавшего мрачные картины человеческого существования в отчаянии и трагедии. Экзистенциализм Кьеркегора предполагал, что человеческое существование есть процесс постоянного становления, поэтому личность должна развиваться, искать свое место, стремиться к подлинности. Однако, развитие личности, которое и есть превращение в личность, оплачивается ощущением трагедии человеческого существования. Человек остается один перед лицом опасностей и тайн мироздания. Гармония взаимоотношений человека и природы разрушается, и человек вновь стремится слиться в одно целое с природой, но это стремление вызывает отречение от своей индивидуальности, отречение от собственного «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL CONCEPTS OF F. I. TYUTCHEV’S POETRY IN THE CONTEXT OF THE RELATIONSHIP BETWEEN MAN AND NATURE

Russian poet F. I. Tyutchev’s work is examined through the prism of the religious direction of existential philosophy of S. Kierkegaard and K. Jaspers, in whose poems the author of the article discovers many existential concepts underlying the philosophical perception of nature by the Russian poet. The author of the article claims that Tyutchev in his work seeks not so much to show the beauty of nature as to present his views on the universe, the laws governing it and man, to highlight issues concerning human existence, the secrets of which the poet seeks to know through the world of nature. Nature is a proof of the existence of God, and the knowledge of it is synonymous with the desire for self-knowledge. Thus, Tyutchev’s “landscape lyrics” are rather existential lyrics. The author of the article comes to the conclusion that the tragic fate of man in Tyutchev’s lyrics is consonant with the theme of tragedy in the works of the founder of existentialism S. Kierkegaard, who painted gloomy pictures of human existence in despair and tragedy. Kierkegaard’s existentialism assumed that human existence is a process of constant becoming, therefore a person must develop, seek his place, strive for authenticity. However, the development of personality, which is the transformation into a personality, is paid for by a sense of the tragedy of human existence. Man remains alone in the face of the dangers and mysteries of the universe. The harmony of the relationship between man and nature is destroyed, and man again strives to merge into one with nature, but this aspiration causes renunciation of his individuality, renunciation of his own «I».

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ

ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА В КОНТЕКСТЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

И ПРИРОДЫ

УДК 82.01 : 502.313

http://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-443-45-54

Лев Олегович МЫСОВСКИХ,

магистр философии, аспирант филологического факультета

Уральского гуманитарного института Уральского федерального

университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия, e-mail: levmisov@yandex.ru

Аннотация: В статье сквозь призму религиозного направления экзистенциальной

философии С. Кьеркегора и К. Ясперса исследуется творчество русского

поэта Ф. И. Тютчева, в стихах которого автор статьи обнаруживает множество

экзистенциальных концептов, лежащих в основе философского восприятия

природы русским поэтом. Автор статьи утверждает, что Тютчев в своем

творчестве стремится не столько показать красоту природы, сколько

представить свои взгляды на мироздание, законы, управляющие им

и человеком, осветить вопросы, касающиеся человеческого существования,

тайны которого поэт стремится познать через мир природы. Природа является

доказательством существования Бога, а познание ее – синоним стремления

к самопознанию. Таким образом, «пейзажная лирика» Тютчева – это, скорее,

экзистенциальная лирика. Автор статьи приходит к выводу, что трагическая

судьба человека в лирике Тютчева созвучна теме трагизма в трудах

основателя экзистенциализма С. Кьеркегора, рисовавшего мрачные картины

человеческого существования в отчаянии и трагедии. Экзистенциализм

Кьеркегора предполагал, что человеческое существование есть процесс

постоянного становления, поэтому личность должна развиваться, искать свое

место, стремиться к подлинности. Однако, развитие личности, которое и есть

превращение в личность, оплачивается ощущением трагедии человеческого

существования. Человек остается один перед лицом опасностей и тайн

мироздания. Гармония взаимоотношений человека и природы разрушается,

и человек вновь стремится слиться в одно целое с природой, но это стремление

вызывает отречение от своей индивидуальности, отречение от собственного «Я».

Ключевые слова: экзистенциализм, Тютчев, поэзия, русская литература,

теория литературы, философия

Для цитирования: Мысовских М. О. Экзистенциальные концепты поэзии

Ф. И. Тютчева в контексте взаимоотношений человека и природы // Культура

и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.

2021. № 4 (43). С. 45-54. http://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-443-45-54

45

Литературоведение

EXISTENTIAL CONCEPTS OF F. I. TYUTCHEV’S POETRY

IN THE CONTEXT OF THE RELATIONSHIP BETWEEN MAN

AND NATURE

Lev O. Mysovskikh, Master of Philosophy, PhD student

at the Philological Faculty, the Ural Humanitarian Institute,

the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin.

Russia, 620083, Yekaterinburg, Lenin Ave., 51, levmisov@yandex.ru

Abstract: Russian poet F. I. Tyutchev’s work is examined through the prism

of the religious direction of existential philosophy of S. Kierkegaard and K. Jaspers,

in whose poems the author of the article discovers many existential concepts underlying

the philosophical perception of nature by the Russian poet. The author of the article

claims that Tyutchev in his work seeks not so much to show the beauty of nature as

to present his views on the universe, the laws governing it and man, to highlight issues

concerning human existence, the secrets of which the poet seeks to know through the

world of nature. Nature is a proof of the existence of God, and the knowledge of it is

synonymous with the desire for self-knowledge. Thus, Tyutchev’s “landscape lyrics”

are rather existential lyrics. The author of the article comes to the conclusion that the

tragic fate of man in Tyutchev’s lyrics is consonant with the theme of tragedy in the

works of the founder of existentialism S. Kierkegaard, who painted gloomy pictures

of human existence in despair and tragedy. Kierkegaard’s existentialism assumed that

human existence is a process of constant becoming, therefore a person must develop,

seek his place, strive for authenticity. However, the development of personality, which

is the transformation into a personality, is paid for by a sense of the tragedy of human

existence. Man remains alone in the face of the dangers and mysteries of the universe.

The harmony of the relationship between man and nature is destroyed, and man again

strives to merge into one with nature, but this aspiration causes renunciation of his

individuality, renunciation of his own «I».

Keywords: existentialism, Tyutchev, poetry, Russian literature, literary theory,

philosophy.

For citation: Mysovskikh L. O. Existential concepts of F. I. Tyutchev's poetry in the

context of the relationship between man and nature. Cultural and Education: Scientifc

Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 4 (43), pp. 45-54.

(In Russ.).http:/ doi.org/10.24412/2310-1679-2021-443-45-54

Уже первые издатели и критики поэзии Федора Ивановича Тютчева –

И. С. Аксаков, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. А. Фет – подчеркивали

не только красоту образов природы, созданных русским поэтом, но и их

глубокую философичность. У Тютчева философское восприятие природы

лежит в основе его экзистенциально-мировоззренческих концептов. Прав-

нук и биограф Тютчева В. А. Пигарев писал: «у одного Тютчева философ-

ское восприятие природы составляло в такой сильнейшей степени самую

основу видения мира» [4, с. 203].

По отношению к поэзии Тютчева, часто использовался термин «пей-

зажная лирика». Однако, на наш взгляд, данный термин не в полной мере

отражает широкий круг тем, поэтически представленных в стихах Тютчева

о природе. В своем творчестве поэт стремится не столько показать кра-

соту природы, сколько представить свои взгляды на мироздание, законы,

46

Литературоведение

управляющие им и человеком, осветить вопросы, касающиеся человече-

ского существования, взаимоотношений природы и человека. Эта роман-

тическая вера в идентичность двух миров наиболее полно выразилась

в натурфилософии Шеллинга: «природа должна быть видимым духом,

дух – невидимой природой. Следовательно, здесь, в абсолютном тожде-

стве духа в нас и природы вне нас, с необходимостью должна решаться

проблема, как возможна природа вне нас» [7, с. 128].

Тютчев стремится познать тайны человеческого существования, ища

ответы в мире природы. Действие и состояния природы отождествляются

с действием и состояниями человека. Отождествление Бога с природой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у Тютчева связано с романтическим пантеизмом Шеллинга. Тютчев берет

у Шеллинга характерное понимание природы как живого, наполненного

духом целого, а также убежденность в единстве явлений природного мира

и мира человека. Двойственность бытия, восприятие природы и чело-

века как двух сторон диалога имеет свой источник в романтическом миро-

воззрении. Образы мира природы в стихах Тютчева можно трактовать

как аллегории. Природа является доказательством существования Бога,

а познание ее – синоним стремления к самопознанию. Таким образом,

«пейзажная лирика» Тютчева – это, скорее, экзистенциальная лирика, так

как поэт ищет ответы на свои экзистенциальные вопросы в поэтической

натурфилософии, а не в метафизике.

Мир природы показан Тютчевым с помощью образов ночи, дня, весны,

осени, зимы, лета, мотивов пространства, хаоса, неба, моря, земли. Эти

образы трансформируются в символы и мифы. Романтическая поэзия

и эстетика сформировались в кругу верований о том, что жизнь при-

роды первобытна и неделима, а доступ к ней имеет не ум, а воображение

с помощью символов. При этом Тютчев остается в рамках романтической

эстетики, не признающей механистического, бездушного отражения при-

роды. Природа создает символы, говорит символической речью, пишет

символической письменностью, и только через символы можно проник-

нуть в нее, вступить с ней в диалог. Тютчев берется за этот диалог, пыта-

ясь найти новый язык экзистенциальной поэзии.

В ранних стихотворениях Тютчева порой появляется прямое выраже-

ние мыслей и эмоций автора с помощью явно определенной лирической

темы: «Люблю грозу в начале мая» [6, с. 89]; «Нет, моего к тебе пристра-

стья / Я скрыть не в силах, мать – Земля!» [6, с. 137] Но в большинстве сти-

хотворений о природе лирическое «я» скрыто, особенно в «поэзии ночи».

Активный герой поэмы – природа – действует, творит и мыслит. Так реали-

зуется основной принцип трансцендентальной поэзии – единство творче-

ского действия природы и человека.

Стихотворение, которое можно считать программным в экзистенциаль-

но-пейзажной лирике Тютчева, – «Не то, что мните вы, природа» [6, с. 149].

47

Литературоведение

Здесь четко определено положение лирического субъекта на фоне мате-

риалистического взгляда на природу, воспринимающего ее как бездушный

механизм. Для лирического субъекта природа – это мать, полная чувств,

говорящая с человеком на своеобразном языке лесов, звезд и ночей. Тех,

кто его не понимает, поэт описывает как глухонемых слепцов. Эти лириче-

ские «они» духовно ущербны в глазах Тютчева. Стихотворение носит явно

полемический характер, лирическая тема в самом начале стихотворения

вовлекает читателя в спор о том, что такое природа.

Сила природы очаровывала поэта как в ранний период его творчества,

так и в более поздний, изобилующий рядом трагических событий в его

личной жизни. После возвращения из-за границы, когда начинается его

роман с Еленой Александровной Денисьевой, Тютчев пишет стихотворе-

ние «Сияет солнце, воды блещут» [6, с. 196], в котором создает вырази-

тельный, пластичный пейзаж, насыщенный движением, блеском, красо-

той. Здесь нет разделения на мир природы и мир человека. Видна идея

их единства – «На всем улыбка, жизнь во всем» [6, с. 196]. Каждая строка

показывает радость бытия, деятельности природы. Первые две строки

отражают философский тезис о том, что природа – это живой организм.

Эта идея развивается в последующих строках: «И мир, цветущий мир при-

роды / Избытком жизни упоен» [6, с. 196]. Здесь также в предельно пла-

стичной форме представлена излюбленная мысль Тютчева и Шеллинга

о единстве мира природы и мира человека. Эта идея также появляется

в стихотворении «Еще земли печален вид» [6, с. 150]. Тут наиболее ярко

проявляются характерные черты экзистенциально-пейзажной лирики рус-

ского классика. Стихотворение состоит из двух восьмистрочных строф.

Первая показывает весеннее пробуждение природы на фоне грустного,

мертвого зимнего пейзажа. Вторую строфу содержательно можно разде-

лить на две части. Первые четыре строки говорят о пробуждении челове-

ческой души от духовного сна. В последних строках видения возрожден-

ной природы и обновленной человеческой души сливаются в неделимое

символико-изобразительное единство. Поэт подчеркивает этот процесс,

объединяя в одном предложении описание природы и состояния челове-

ческой души: «Блестит лазурь, играет кровь» [6, с. 150].

Персонификация природных явлений усиливается введением поэтом,

особенно на ранних этапах своего творчества, мифологических моти-

вов и фигур: Геба, Зевс, Музы, которые действуют и живут как люди. Эти

божества, олицетворяющие персонифицированные явления природы,

более четко подчеркивают единство человека и природы. Стихотворе-

ние «Весенняя гроза» [6, с. 320] пронизано радостным, свежим чувством

бытия. Процесс незаметного перехода от представления стихии при-

роды к человеческому определяется М. Л. Гаспаровым как «интериориза-

ция» [2]. В отличие от персонификации, которая с самого начала придает

48

Литературоведение

описываемому явлению характеристики человека, интериоризация озна-

чает постепенную, медленную персонификацию, как бы введение чело-

веческой души в феномен природы. В «Весенней грозе» Тютчев создает

образ весенней бури, показывая все этапы этого явления – от первого

грома до ливня. Стихотворение заканчивается мифологическими антропо-

морфными образами: «Ты скажешь: ветреная Геба / Кормя Зевесова орла /

Громокипящий кубок с неба / Смеясь, на землю пролила» [6, с. 320].

Человек, стремящийся к самопознанию, пытается разгадать тайны при-

роды, но его познавательные возможности ограничены. Попытки чело-

века понять сущность бытия и познать тайны мироздания оказываются

тщетными. Это убеждение выражено Тютчевым в стихотворении «Фон-

тан» [6, с. 148]. Знание дано человеку, но оно ограничено высшей силой:

«Но длань незримо-роковая / Твой луч упорный преломляя / Свергает

в брызгах с высоты» [6, с. 148]. И если в творчестве Шеллинга чело-

век является частью природы, и даже его стремление к самопознанию

и открытию сущности бытия не нарушают гармонию мироздания, то Тют-

чевский образ человека изменчив: человек когда-то являлся элементом

природы, но в какой-то момент, совершив свой экзистенциальный выбор,

он отделился от нее и теперь живет по своим принципам, иногда внося

сумятицу в упорядоченный мир природы. Трагическая судьба человече-

ской личности, не способной найти себя в гармонии природы, показана

в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» [6, с. 224]. Поэт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использует метафору Паскаля, изображая человека как «мыслящий

тростник». Именно осознание драмы человеческого существования,

которая одновременно была свидетельством величия человека, связы-

вало Тютчева с французским религиозным философом Блезом Паска-

лем. Детально параллель между русским поэтом и французским филосо-

фом показывает Б. Н. Тарасов [5]. Развитие философской мысли Паскаля

можно найти у многих экзистенциальных философов, таких как С. Кьерке-

гор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, для которых было важно запечатлеть траге-

дию и парадоксы человеческого существования.

Трагическая судьба человека в лирике Тютчева созвучна теме трагизма

в трудах основателя экзистенциализма Сёрена Кьеркегора, рисовавшего

мрачные картины человеческого существования в отчаянии и трагедии:

«нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство, тре-

вога, дисгармония, страх перед чем-то неизвестным» [3, с. 39]. По мысли

Кьеркегора, единственный выход для человека – это вера в то, что в Боге

возможно невозможное, что в Нем время и вечность едины, что и жизнь,

и смерть имеют смысл. У современных исследователей можно найти

интересные сопоставления Тютчева и Кьеркегора. Так, В. С. Баевский

считает, что первенство в основании экзистенциализма можно отдать

именно Тютчеву: «в России на десять лет раньше Кьеркегора родился

49

Литературоведение

поэт мистических откровений, для которого его глубоко личные трагедии

были отзвуками мирового неустройства, подобно Кьеркегору – создатель

эзотерических текстов. Да, речь о Тютчеве» [1, с. 2].

У Тютчева трагичность существования часто связана с темой ночи.

Ночь – это время перехода человека из эмпирической в метафизическую

сферу, в которой он сам сталкивается с ужасом и красотой мироздания.

В поэзии Тютчева ночь открывает человеку темный хаос, «мир таинствен-

ный духов», бездну бесконечности. С такой лирической ситуацией чита-

тель сталкивается в стихотворении «День и ночь» [6, с. 157–158]. Слово

«день» здесь имеет огромное философское значение. По сути, это аналог

Кьеркегоровой веры, ибо день исцеляет больные души и является другом

богов и людей, в то время как ночь – это аналог отчаяния. В стихотворе-

нии «О чем ты воешь, ветр ночной?» [6, с. 144] тревога лирического субъ-

екта, невозможность выражения через язык накопленных чувств и мыс-

лей, растерянность, страх и восторг выражаются через использование

восклицаний, вопросов, многоточий, тире. Единственный язык, который

может передать целую гамму эмоций – это язык ночного ветра. Здесь ночь

говорит голосом ветра. С этого момента ночь в поэзии русского классика

становится не только временем откровений. Слова «воешь», «безумно»,

«страшный», «глухо жалобный», «мука» передают атмосферу страха,

неверия, ужаса перед силами природы.

Чрезвычайно торжественный, таинственный и недоступный образ ночи

показан поэтом в стихотворении «Видение» [6, с. 92–93]. Ночь становится

символом, который помогает проникнуть в самые глубокие сферы чело-

веческой души, и в то же время остается носителем тайн, недоступных

человеческому знанию. Мифологические образы сочетаются с мотивом

ночи – ночь сгущается как «хаос на водах». Землю настигает забвение,

только Музу пугают вещие сны, которые вдохновляют ее на творчество.

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» [6, с. 221] очарование

ночного моря привлекает человека, способного познать красоту стихии,

когда он находится наедине с морем. В нем рождается желание соеди-

нить свою душу со стихией. Как и в предыдущих стихах, человеческое «я»

имеет тенденцию сливаться в одно целое с природой.

Ночь в поэзии Тютчева показана в диалогическом ключе, в образе ночи

присутствуют противоположные эмоции и чувства. Часто это время пре-

подносится как опасное: «Ночь хмурая, как зверь стоокий / Глядит из каж-

дого куста!» [6, с. 148] Образ ночи рождает в человеке амбивалентные чув-

ства. С одной стороны, она привлекает человека своей загадочной красо-

той, с другой, – пугает его. Трагедия человека заключается в том, что он

разрывается между стихиями дня и ночи, между таинственными силами

хаоса и миром природы.

50

Литературоведение

Для Тютчева небесное измерение – это сфера священного, к кото-

рой стремится человек, пытаясь освободиться от ограничений, налага-

емых на него собственной несовершенной природой. Острая оппозиция

земли и неба представлена поэтом в стихотворении «Снежные горы»

[6, с. 112]. Разница между землей и небом имеет трагическое измерение:

земля, лишенная силы, погружается в сон, в то время как в небе ледя-

ные вершины гор играют с небесной лазурью. В стихотворении «Ноч-

ное небо так угрюмо» [6, с. 227] открытая оппозиция «земля-небо» отсут-

ствует. Внимание Тютчева направлено на создание образа темного, мрач-

ного неба и представление первобытного начала, имеющего свой исток

в хаосе. Однако, когда на мгновение появляется яркая вспышка, вместе

с ней можно увидеть элементы ландшафта – поля и леса. Заключитель-

ные строки, однако, вновь переносят читателя с земного плана на небес-

ный, где разгадываются важнейшие тайны бытия. В стихотворении «Хоть

я и свил гнездо в долине» [6, с. 212–213] лирический субъект, как птица,

хочет взмыть в небо, отринув все земное. Земля является сферой про-

фанного. В посвящении Е. Н. Анненковой [6, с. 211–212] небесный эфир

становится чем-то родным и близким человеческой душе. Подчеркивается

принадлежность человека к небесной сфере, где все лучше и чище, чем

на земле.

В поэзии Тютчева Земля представлена в нескольких контекстах. Пре-

жде всего, в размышлениях о месте человека на земле и его отношении

к нему. В данном случае мы имеем дело с двумя полярными установками:

человек как сын земли или как существо, принадлежащее к высшему,

духовному, миру, стремящееся к небесной сфере. Образ земли появля-

ется и в космогонии поэта относительно устройства мира и механизмов,

происходящих в нем. Явления, касающиеся земли, природы, порождают

процессы в психике человека («Фонтан»). Образ земли также появляется

в стихах, близких к христианской космогонии. В «Последнем катаклизме»

[6, с. 112] изображена своеобразная инверсия христианской космогонии.

Поэт представляет апокалиптический сценарий, когда земля разрушится

и покроется водами, над которыми, отражаясь, будет парить Дух Божий.

Процесс создания мира каким-то образом обращен вспять. Через пейзажи

стихии Тютчев создает «легендарную» метафору образа. Образ воды, без-

дны, кружащей вокруг земли и сливающейся со стихией воздуха, неод-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нозначен уже благодаря богатому и разнообразному значению символов

воды, неба, воздуха. Вода как промежуточный элемент между эфирными

элементами, такими как воздух и огонь, и неподвижными элементами,

землей, между жизнью и смертью. . Вода всегда находится в движении,

изменчива, дает жизнь, но и заключает в себе опасность, объединяя эти

два мира.

51

Литературоведение

Тютчевское видение мира построено на принципе антиномии явлений.

Мир природы и внутренний мир человека сочетают в себе противополож-

ные элементы, которые поэт воспринимает диалектически. Жизнь при-

роды и жизнь человека подчинены полярным силам, являющимся при-

чиной постоянных изменений: день и ночь, времена года, радость от гар-

монии мира и ужас перед лицом хаоса. В результате человек, бренным

телом находящийся на земле, а душой стремящийся в небеса, оказыва-

ется в состоянии экзистенциальной расколотости, о котором Карл Ясперс

писал: «духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает

себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя

в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается

на антиномии» [8, с. 322]. В процессе освобождения человек стремится

достичь единства с высшей формой существования, которой может быть

Абсолют или Бог. Это желание отчетливо выражается в лирике Тютчева.

Человек не удовлетворен, он стремится освободиться от ограничений,

налагаемых его несовершенной природой.

В философской миниатюре «С поляны коршун поднялся» [6, с. 142],

изображающей стремительный подъем ввысь свободной птицы, звучит

горькое, ироничное заключение: человек – «царь земли» – на самом деле

ее пленник. Поэт показывает, что любой поиск смысла в мире природы

может оказаться бессмысленным. Возможно, любое исследование зако-

нов, управляющих природой, попытка увидеть больше, чем показывают

эмпирические данные, окажется ошибкой. Слова «Загадки нет и не было

у ней» [6, с. 148] звучат как горькое сомнение в идеалистическом подходе

к природе. Освобождение человека, изображенного в поэзии Тютчева,

в конечном счете кажется невозможным, потому что человек не спосо-

бен выйти за границы, существующие в нем самом. Он не может достичь

веры или слиться в единство с бесконечностью и природой. Расхождение

между человеком и природой, показанное Тютчевым, вызвано внутренним

конфликтом, определяющим экзистенциальную расколотость человека.

Индивид не может окончательно освободить себя, и в этом трагедия его

существования. Но то, что человек осознает «недостатки» своей природы,

является его великим достижением.

К несчастью, вера также не всегда дает утешение, а следовательно,

не может быть основой человеческого существования. По мнению поэта,

причиной тому является «болезнь века» – атеизм и общий духовный упа-

док, захвативший души тогдашнего поколения. Человек эпохи Тютчева

хочет веры, но в то же время отвергает ее. Поэт перефразирует цитату

из Евангелия от Марка (9:24). В отличие от библейского персонажа чело-

век эпохи Тютчева «И жаждет веры. . но о ней не просит. .» [6, с. 185]. Герой

Тютчева впадает в отчаяние. Однако отчаяние в данном случае не просто

случайное чувство, а отношение к жизни, потому что, как писал Кьеркегор,

52

Литературоведение

«человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного,

свободы и необходимости» [3, с. 29]. Страдания, вызванные двойственно-

стью человеческой природы, страхом перед тайнами бытия, заставляют

Тютчева стремиться к Богу, несмотря ни на что: «Пускай страдальческую

грудь / Волнуют страсти роковые / Душа готова, как Мария / К ногам Христа

навек прильнуть» [6, с. 202].

Для Тютчева важен не только вопрос веры, но и категории христиан-

ской этики. В стихотворении «Когда на то нет божьего согласья» [6, с. 222]

есть важная мысль о страдании, которое обладает, как и позже в твор-

честве Ф. М. Достоевского, личностно образующими качествами и тем

самым освобождает личность. Страдание понимается поэтом в христиан-

ском духе, оно становится категорией искупления. Вера, с другой стороны,

является одним из немногих факторов, которые могут принести утеше-

ние страдальцу. Именно поэтому в данном стихотворении тема страдания

не сопровождается темой экзистенциальной тревоги.

Тютчев создает поэтические произведения, которые показывают гар-

монию природы и трагизм человеческого существования. Парадоксально,

но его мировоззрение сочетает в себе разные, порой даже полярно про-

тивоположные взгляды. В центре внимания Тютчева находится человече-

ская личность. Поэтому его мировоззрение характеризуется своего рода

поэтическим антропоцентризмом. Поэт отводит человеку ведущее место

в космосе, интерпретирует мир с исключительно человеческой позиции.

В рамках антропоцентризма можно выделить метафизический антропо-

центризм, который воспринимает человека как существо автономное,

но определяемое историческим временем, в которое он встроен. Точно так

же тютчевская концепция человека может быть встроена в круг философ-

ской антропологии, главной целью которой является разработка общей

концепции человека, в рамках которой можно было бы ответить на вопрос

о видовой сущности человека и человеческой природе. Тютчев пытается

определить место и роль человека в мире природы, что также является

задачей философской антропологии. Мировоззрение Тютчева специфи-

ческим образом отражается в поэтическом пространстве. Это простран-

ство имеет вертикальный характер. При создании пейзажа поэт исполь-

зует мотивы неба и земли. Между ними находится природа, мир и человек.

Социальное пространство, которое можно охарактеризовать как горизон-

тальное, менее важно для Тютчева.

Освобождение человека может быть достигнуто через самопозна-

ние, понимание смысла своего существования. Это сближает Тютчева

со взглядами Кьеркегора. Экзистенциализм Кьеркегора предполагал, что

человеческое существование есть процесс постоянного становления, поэ-

тому личность должна развиваться, искать свое место, стремиться к под-

линности. Личность действует, чтобы стать бесконечной, и в то же время

53

Литературоведение

обращается к конечности. Отход от одного из этих путей приводит к рас-

паду полноценной личности, приводя ее к состоянию экзистенциальной

расколотости. Таким образом, по мнению Кьеркегора, невозможно запе-

чатлеть существование в единой формуле. Существование человека

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

означает его связь с трансценденцией, стремлением вырваться из брен-

ного существования к истинному существованию, выражением которого

становится религия. Отчаяние, таким образом, становится одной из важ-

нейших категорий мышления, оно означает потерю собственной личности.

Человеческое существование ошеломляет. Если раньше человек был

неотъемлемой частью мира природы – элементом, гармонично вписан-

ным в структуру мира, то с ростом самосознания возникают вопросы

о том, кто такой человек, что такое природа и в чем смысл существования?

Гармония разрушена. А развитие личности, которое и есть превращение

в личность, оплачивается ощущением трагедии человеческого существо-

вания. Человек остается один перед лицом опасностей и тайн мирозда-

ния. Ощущение одиночества и бессилия человека перед лицом необъят-

ности мироздания и его тайн приводит к желанию раствориться, слиться

в одно целое с природой, потерять себя в бесконечности. В то же время

это стремление вызывает отречение от своей индивидуальности, отрече-

ние от собственного «Я».

Список литературы

1. Баевский В. С. Тютчев: поэзия экзистенциальных переживаний / Известия

Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2003. – Т. 62. – № 6.

С. 1–10.

2. Гаспаров М. Л. Композиция пейзажа у Тютчева. Избранные труды. Т. 2.

Москва, 1997. –С. 332–361.

3. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Москва: Академический проект, 2014. 160 с.

4. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. Москва: Издательство Акаде-

мии наук СССР, 1962. 384 с.

5. Тарасов Б. Н. Тютчев и Паскаль (антиномии бытия и сознания в свете христи-

анской онтологии) // Русская литература, 2000. №4. С. 26–45.

6. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. Ленинград: Советский писа-

тель, 1957. 430 с.

7. Шеллинг Ф. В. Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой

науки. Санкт-Петербург: Наука, 1998. 518 с.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Москва: Политиздат, 1991. 527 с.

9. Gosetti-Ferencei J. A. The Ecstatic Quotidian: Phenomenological Sightings

in Modern Art and Literature. Penn State Press, 2007. 280 p.

10. Sartre Jean-Paul. Literature and Existentialism. New York: The citadel press, 1962.

164 p.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.