Научная статья на тему 'МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД'

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1288
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаланова О.Л.

В данной статье рассматриваются особенности такого постмодернистского художественного метода, как магический реализм, анализируются его истоки, история развития, причины возникновения. Также в статье обобщены черты произведений, написанных в духе магического реализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД»

УДК 82.01/.09

Шаланова О.Л.

магистрант ННГУ им. НИ. Лобачевского (Россия, г. Арзамас)

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности такого постмодернистского художественного метода, как магический реализм, анализируются его истоки, история развития, причины возникновения. Также в статье обобщены черты произведений, написанных в духе магического реализма.

Ключевые слова: постмодернизм, магический реализм, художественный метод, латиноамериканская литература

Эпоха постмодернизма господствует в мировой литературе с 1941 года - года, когда умерли ярчайшие представители модернистского течения Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф. В поиске новых форм, жанров и методов писатели и поэты обратились к магическому реализму. Сегодня этот термин имеет описательный характер.

Магический (мистический) реализм - художественный метод, в котором магические (мистические) элементы включены в реалистическую картину мира [2, с. 25].

Немецкий искусствовед Франц Роо активно анализирует постэкспрессионистские новаторские идеи и результаты собственных наблюдений и исследований излагает в статье «Постэкспрессионизм. Магический реализм» (1925), впоследствии вошедшей в фундаментальную антологию «Magical Realism: Theory, History, Community». Роо впервые пользуется термином «магический реализм» как определением для художественного метода, главенствующего в искусстве того времени. Он пишет о том, что на данном этапе человеческого развития искусство, как продукт человеческого разума, «стремится уйти от подражания реальным формам жизни, выразить скрытые связи между объектами и обыденным, которому до этого отказывали в какой-либо художественной значимости»[].

Э. Жалу, французский критик, писал: «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического - тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям» [2, с. 25].

В качестве предтечи магического реализма называют доколумбовую культуру индейцев: литературу, верования инков, ацтеков, майя. После испанской конкисты элементы магической реальности начинают проявляться в произведениях, имеющих индейские корни. Их авторами

выступали и сами индейцы, и вдохновленные испанские писатели. В числе последних выделяют перуанского священника Франсиско де Авилу, работавшего над этнографией народов кечуа («Рукописи Уарочири», 1608), и Педро Симона, интересовавшегося мифом об Эльдорадо, той мифической страны Южной Америки, которая манила иск-ателей приключений своими драгоценными богатствами («Noticias historiales», 1882-1892) [4, с. 16].

Вторая мировая война отвлекает внимание искусствоведов и литературоведов от магического реализма, но сразу после окончания военных действий возникает необходимость в новом искусстве для новой жизни. Литература Латинской Америки, менее всего пострадавшей от боевых операций 1939-1945 годов, внезапно выходит на передний план литературной арены послевоенного периода. Писатели снова обращаются к магическому реализму.

Для описания некоторых литературных работ латиноамериканских писателей к данному термину прибегает венесуэльский филолог Артуро Услар-Пьетри. Заинтересовавшись магическим реализмом, друг Услара-Пьетри кубинский писатель Алехо Карпентьер вводит подобное обозначение - «lo real maravilloso», что в приблизительном переводе означает «чудесная реальность», которым и пользуется в предисловии к собственной повести «Царство земное», опубликованной в 1949 году. Карпентьер нашел в магическом реализме необходимую для наиболее полного воплощения задумки обостренную реальность, в которой могут проявляться элементы чудесного, не уводя повествование в сторону фантастического («Царство земное», 1949).

Но уже в 1955 году термин перестает носить сугубо локальное использование. В своей статье «Magical Realism in Spanish American Fiction» (1955) Анхель Флорес превращает выражение «магический реализм» в устойчивое литературно-критическое понятие. Изначально Флорес считал данное понятие применимым исключительно к творчеству латиноамериканских поэтов, таких, как Г.Г. Маркес, Х. Л. Борхес, М.А. Астуриас, А. Карпентьер, однако позднее относит явление магического реализма к творчеству Ф. Кафки и М. Пруста [3, с. 229].

Выделяют два различных теоретических подхода к магическому реализму: первое - это отношение к нему как к соединению реального и фантастического в одном пространстве. Амарилл Чанади отмечает, что элементы фантастического играют разную роль в магическом реализме и собственно в фантастике [1]. Если в фантастической литературе мистически элементы воспринимаются как нечто «проблемное», враждебное, то магический реализм подобные элементы вбирает в себя как неотъемлемую часть картины мира, то есть нечто, чему мы не ищем объяснения. Анхель Флорес вспоминает Кафку с его «сложным искусством, где унылая обыденная реальность смешивается с невероятным миром его кошмаров» [1], и называет магический реализм «амальгамой реального и фантастического» [1].

Роо же, как представитель европейской литературы, отходит от латиноамериканских канонов магического реализма, рассматривая его в ином ключе - как более пристальный, углубленный взгляд на будничную реальность. Магический реализм выступает здесь как иной угол зрения, позволяющий

увидеть скрытые в ней глубины и тайны, переосмыслить ее границы, создать более сложную картину миру, не уходя в фантастику, ирреальность.

В 60-е годы XX века магический реализм начал занимать все более прочное положение в умах художников и писателей не только Южной Америки, но и Европы, что подвигло критиков отождествить мощнейшее авангардистское течение с данным термином. Магическому реализму удалось погасить межкультурные различия, сочетая в себе элементы быта и глобальных проблем; в этом стиле удалось гармонично соединить, казалось бы, полярные характеристики: порой чуждые реализму преувеличения действительности перемешиваются с типичными и свойственными обычному человеку категориями мышления и поведения.

Мистическая основа произведений на протяжении всего существования литературы часто становилась доминирующей, поэтому магический реализм не мог не вобрать в себя черты произведений, принадлежащих к совершенно разным течениям.

Реализм, взятый за основу в магическом реализме, передает произведениям, написанным в этих рамках, всю реалистичную составляющую нашего мира. Открывая книгу, написанную в духе магического реализма, читатель не окунется в выдуманные миры, не познакомится с фантастическими существами и супергероями. Он увидит привычный для восприятия обыкновенный мир с обыкновенными вещами.

Его мистическая черта была подсвечена литературой эпохи Барокко, когда представители данного течения ставили перед собой задачу подчеркнуть все отвратительные, экстравагантные, преувеличенные, смешные, трогательные или шокирующие детали бытия, при этом словно гипнотизируя читателя ловким их смешением.

Готические романы передали свою специфику магическому реализму в отношении насмешек над смертью и судьбой. Отсюда в произведения, написанные в духе магического реализма, входят преступления, совершаемые героем одни за другими, спровоцированные жаждой мести, писатель прибегает к иронии, а финал делает катастрофическим по своему характеру.

Обобщим черты произведений, написанных в духе мистического реализма:

1. Мистический реалист часто обращается к национальному, историческому или духовному опыту в мотивировке сюжетных ситуаций и характеров, что создает культурный контекст.

2. В тексте существует две реальности, первичная и скрытая, которые сосуществуют и взаимопроникают друг в друга.

3. Причины возникновения фантастических элементов не называются, а герои просто принимают их и не оспаривают.

4. Чаще всего причина и следствие приводятся в обратном порядке.

5. Течение времени искажено: оно имеет цикличный характер или кажется отсутствующим. Также часто используется прием временного коллапса - ситуации, в которой настоящее напоминает или повторяет прошлое.

6. Пространство искажается за счет смещения границ между реальным и ирреальным, к примеру, с помощью сна.

7. Мистический реалист часто прибегает к символам и образам.

8. В тексте произведения могут упоминаться фольклорные, мифологические и легендарные сюжеты.

9. Психологического анализа поступков героев автор не предоставляет, а только подробно описывает детали сенсорного восприятия и душевную жизнь героев.

10. Точки зрения на события альтернативны, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо.

11. Оставляя финал открытым, автор произведения предлагает читателю самому определить, что было более истинным - фантастическое или реальное.

Так, магический реализм можно назвать одним из проявлений, по К.Г. Юнгу, «проекций коллективного бессознательного» [4, с. 17], и он является важной частью этой проекции, раскрывая новые грани реальной жизни.

Магический реализм нельзя назвать литературным течением, скорее, это художественный метод. Он по своей природе является органичным переплетением различных жанров и форм, вобрал в себя яркие черты предшествующего литературного опыта и воплотил в новой реальности с вкраплениями чудесного, которые позволяют еще более подробно переосмыслить бытие и собственную личность.

Список литературы:

1. Закревская, А. Магический реализм. Версия Андре Дельво / А. Закревская. - Икусство кино, 2014. - №5. - [Режим доступа]: URL: http://old.kinoart.ru/archive/2014/05/magicheskij-realizm-versiya-andre-delvo;

2. Титкова, Н.Е., Лобова, О.Л. Роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» в контексте мистического реализма / Н.Е. Титкова, О.Л. Лобова. // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 25-28;

3. Шаршун, С. Магический реализм/ С.Шаршун // Числа. - 1932. - № 6. - С. 229-294;

4. Якимович, А.К. Реализмы 20 века; Магический и метафизический реализм; Идеологический реализм; Сюрреализм / А.К. Якимович. - М.: Галарт - Олма-Пресс, 2001. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.