Научная статья на тему 'Магические проклятия на примере четырех defixionum tab ellae из Северной Африки'

Магические проклятия на примере четырех defixionum tab ellae из Северной Африки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
664
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проклятия / связывающие заклятия / Карфаген / иудаизм / магия / defixionum tabellae / curse tablets / binding spells / Carthage / Judaism / magic / defixionum tabellae

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Влада Юрьевна Ахманова

Статья посвящена распространенному виду магической практики в античности — так называемым связывающим заклятиям (или проклятиям, defixiones, κατάδεσμοι). Чаще всего эти заклятия записаны на свинцовых табличках, поэтому их обычно называют defixionum tabellae; всего на данный момент известно более 1 500 экземпляров. Целью этих табличек было установление контроля над противником, нанесение ему вреда, вплоть до наступления смерти. В центре нашего внимания окажутся проклятия, связанные с римским миром зрелищ, прежде всего, с состязаниями колесниц. Объектами проклятий становились соперники, а заказчиками этих табличек не только участники и их родные, но и зрители. В статье предлагается перевод четырех свинцовых табличек с проклятиями, найденных в Карфагене и его окрестностях во II–III вв. н. э. (DT 237, 242, 295, 241). Исследование этих связывающих заклятий важно как для анализа культурного синкретизма народов Средиземноморья, так и для изучения функционирования и особенностей греческого языка в римской Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Binding spells on the example of four defixionum tab ellae from North Africa

The article examines the so-called binding spells (or curses, defixiones, κατάδεσμοι), a common type of magical practice in antiquity. Most often, these spells are written on lead tablets, so they are usually called defixionum tabellae; in total, more than 1,500 copies of them are known at the moment. The purpose of these tablets is to establish control over the enemy, as well as harm him, sometimes even cause death. The focus of our attention will be curses associated with the Roman world of spectacles, primarily with chariot competitions. Rivals became objects of curses, and not only participants and their relatives, but also spectators became customers of these plates. The article discusses four lead tablets with curses found in Carthage and its environs in the 2nd–3rd centuries AD (DT 237, 242, 295, 241). The study of these binding spells shows the evolution of the Greek language and the Mediterranean cultural syncretism.

Текст научной работы на тему «Магические проклятия на примере четырех defixionum tab ellae из Северной Африки»

с

и Влада Юрьевна Ахманова УДК 227 85

и студент, Филологический факультет,

и Санкт-Петербургский государственный университет

н (Университетская наб., д. 7-9-11, Санкт-Петербург, Россия, 199034) st077001@student.spbu.ru

s магические Проклятия на примере четырех

н defixionum tabellae из Северной Африки

рч

Статья посвящена распространенному виду магической практики в античности — так называемым связывающим заклятиям (или проклятиям, defixiones, KaxaSea^oi). Чаще всего эти заклятия записаны на свинцовых табличках, поэтому их обычно называют defixionum tabellae; всего на данный момент известно более 1 500 экземпляров. Целью этих табличек было установление контроля над противником, нанесение ему вреда, вплоть до наступления смерти. В центре нашего внимания окажутся проклятия, связанные с римским миром зрелищ, прежде всего, с состязаниями колесниц. Объектами проклятий становились соперники, а заказчиками этих табличек не только участники и их родные, но и зрители. В статье предлагается перевод четырех свинцовых табличек с проклятиями, найденных в Карфагене и его окрестностях во II-III вв. н. э. (DT 237, 242, 295, 241). Исследование этих связывающих заклятий важно как для анализа культурного синкретизма народов Средиземноморья, так и для изучения функционирования и особенностей греческого языка в римской Африке.

Ключевые слова: проклятия, связывающие заклятия, Карфаген, иудаизм, магия, defixionum tabellae

o

Vlada Yurevna Akhmanova .

a

Bachalor student, Faculty of Philology, r Saint-Petersburg State University h (Universitetskaya emb., 7-9-11, Saint-Petersburg, Russia, 199034) ^

st077001@student.spbu.ru c

Binding spells on the example of four defixionum tabellae ^ from North Africa

The article examines the so-called binding spells (or curses, defix-iones, KaxaSea^oi), a common type of magical practice in antiquity. Most often, these spells are written on lead tablets, so they are usually called defixionum tabellae; in total, more than 1,500 copies of them are known at the moment. The purpose of these tablets is to establish control over the enemy, as well as harm him, sometimes even cause death. The focus of our attention will be curses associated with the Roman world of spectacles, primarily with chariot competitions. Rivals became objects of curses, and not only participants and their relatives, but also spectators became customers of these plates. The article discusses four lead tablets with curses found in Carthage and its environs in the 2nd-3rd centuries AD (DT 237, 242, 295, 241). The study of these binding spells shows the evolution of the Greek language and the Mediterranean cultural syncretism.

Key words: curse tablets, binding spells, Carthage, Judaism, magic, defixi-onum tabellae

га Таблички с проклятиями, defixiones, или ката8естцо1, как

и они называются по-гречески, были неотъемлемой частью древ-tj ней средиземноморской культуры. В настоящее время извест-О но более 1 500 сохранившихся образцов подобных проклятий.

л Кажется, все в древнем мире пользовались ими или знали о них,

га

о но до последних десятилетий они считались чем-то малозна-g чимым, лишь изредка привлекая внимание ученых. Дж. Гегер, ^ автор замечательного по полноте обзора использования маги-2 ческих табличек в античности, который положен в основу это-^ го введения, указывает, что одной из причин такого пренебре-ч жения был зловредный характер этих табличек — не столько ^ реальный вред, нанесенный ими в древности, сколько потенциальный вред устоявшемуся представлению о классической Греции и Риме, не говоря уже об иудаизме и христианстве, как о бастионах чистой философии и истинной религии1. Прежде чем мы обратимся к рассмотрению этих табличек в контексте римских зрелищ, необходимо описать, что собой представляли defixiones, как они изготавливались и использовались.

Эти таблички представляют собой тонкие кусочки свинца, как правило, фольги, с надписями, призывающими сверхъестественные силы — богов и демонов — против людей и животных. Кроме того, использовались и осколки керамики, известняк, драгоценные камни, папирус, воск и даже целые керамические чаши. Однако свинец, его сплавы и другие металлы оставались основным способом заручиться сверхъестественной помощью в установлении контроля над другими людьми (и животными, в случае скаковых лошадей) для тех, кто заказал или лично надписал табличку2.

Мы можем проследить эволюцию содержания defixiones. А. В. Петров пишет: «Анализ этих табличек показывает яркое типологическое единство содержащихся в них текстов начиная с IV по I в. до н. э., при этом они отличаются от известных

1 Gager J. G. Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World. New York, Oxford, 1992. P. 3.

2 Из отечественных исследователей в последнее время к вопросу о материале defixiones обращался С. Р. Тохтасьев. См.: Тохтасьев С. Р. Остра-кон с поселения Козырка XII ольвийской хоры // Hyperboreus. Studia clas-sica. 2002. Vol. 8.1. С. 72-98.

s

нам табличек 1-111 вв. н. э.»3. Самые ранние образцы являются самыми простыми: большинство табличек из Сицилии

и Аттики У-1У вв. до н. э. содержат только имя объекта в акку- ¡^

зативе, без глагола связывания и без упоминания божеств ^

или духов. Некоторые из них включают в себя имя божества ^

(в Аттике обычно Гермес или Персефона) и глагол катаЗею — ^

«связывать». Иногда встречаются особые формы написания ^

этих проклятий, состоящие либо в шифровании имен объектов ^

магического воздействия, либо в написании их, а иногда и пол- ^

ного текста заклинания, в обратном порядке. Такие методы явно §

___________ __________________„е4. За редким исключением в гре- ^

ческих табличках классического и эллинистического периодов ^

не встречаются «мистические» слова или формулы. Божества, Ц

которым обрекаются объекты заклятия, вполне привычны для ^

эллинов. Все они связаны с подземным миром: Гермес (Психо- ^

помп), Геката, Гея, Персефона, Аид; самые распространенные ^

эпитеты — xQoviog (подземный) и катоход (удерживающий, ^

связывающий)5. Примеры даже развернутых проклятий клас- ^

сической эпохи кратки и деловиты: «Проклинаю Мнесифеда §

язык, дело, руки, дух Мнесифеда» (DTA 52)6, но изредка встре- ^

чаются заклятья, «сделанные от души и со вкусом»: «Их всех, о

перечисленных на свинцовой пластинке, я проклинаю, обрекая ц

на ущербность, жажду, бездействие, исчезновение, бесславие, ^

слабость, забвение и их самих, и всех тех, с кем они общаются, §

и детей их, и жен» (DTA 55; пер. А. В. Петрова). Отличия этих ^

табличек от того, что мы видим в римское время, многочислен- § ны; Дж. Гегер выделяет следующие важнейшие:

В позднеримских табличках voces mysticae — слова, не принадлежащие греческому, латыни, арамейскому, ивриту или другому языку, используемому в то время — и подобные им формулы могут занимать от 80 до 90 % текста.

3 Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб., 2003. С. 34.

4 Gager J. G. Curse Tablets... P. 5.

5 Петров А. В. Феномен теургии. С. 36.

6 DTA — Wünsch R. Defixionum Tabellae Atticae. Berlin, 1873.

га Имена и призывания богов и духов становятся заметно

о длиннее, сложнее и «интернациональнее», включая сирий-

tj ские, финикийские, египетские, вавилонские имена богов.

О На табличках в изобилии появляются рисунки людей,

л животных и, вероятно, астрологические символы (characteres).

CQ

о Наблюдается общее увеличение египетских элементов,

g что демонстрирует слияние греческой, египетской и других ^ культур; среди этих элементов одним из наиболее заметных ^ является использование угроз против богов7. ^ Таблички римского периода заметно сложнее предше-

ч ствующих. Мы встречаемся с повторяющимися формулами, ^ палиндромами, всевозможными изображениями божеств и демонов, магическими гласными, треугольниками, квадратами, «крыльями» и другими фигурами, состоящими из букв, теофорными именами на -el и -oth, явно сконструированными по древнееврейским образцам, voces mysticae.

В древности существовало несколько подходов к этой «тарабарщине». Лукиан Самосатский с ироническим недоумением писал во II в.: «Пока ты не убедишь меня, присоединив к своим речам объяснение природы этих явлений, пока ты не объяснишь, почему лихорадка и опухоль боятся вещего имени или варварского заговора и в страхе бегут из железы, до тех пор твои речи останутся для меня старушечьими сказками» (Philopseud., 10; пер. И. И. Толстого). С другой стороны, философ-неоплатоник Ямвлих, живший в III-IV вв., страстно защищал эту практику. Он утверждал, что символы и чужеземные имена при правильном использовании передают магу силы богов, причем имена теряют свою силу при переводе на греческий язык (De myst. Aeg., 3,14; 7,5).

Обычными для греческих defixiones классики и эллинизма божествами были, как уже говорилось, Гермес, Геката, Кора и Персефона, Аид (Плутон), Гея, «святая богиня» (на Сицилии) и, наконец, Деметра (часто упоминается вместе с «богами с ней»). Кроме того, обращались к Зевсу, «всем богам и богиням», Кроно-су, Матери богов и Фуриям (Эриниям). На латинских табличках наиболее распространенными именами являются Маны (духи

7 Gager J. G. Curse Tablets... P. 6-7.

умерших предков), Юпитер, Плутон (греческий Аид), Немезида, Меркурий (греческий Гермес) и различные водные нимфы. Око-

8 Tomlin R. S. O. The Curse Tablets // The Temple of Sulis Minerva at Bath. Vol. 2: The Finds from the Sacred Spring / Ed. by B. Cunliffe. Oxford, 1988. P. 59-277; Михайлова Т. А. Бриттские и латинские имена на табличках из храма Сулис-Минервы в Бате: столкновение культур? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. 16. 2012. С. 522-536.

ло 130 табличек из Бата (Британия) посвящены галло-римской ¡5! богине Сулис (также называемой Минерва)8. Наконец, появляются те высокосинкретизированные заклинания, в основном ^ из Северной Африки и Египта в III—VI вв. н. э., где появляются ^ боги, даймоны с тайными именами, персонифицированные сло- ^ ва (например, EULAMON), voces mysticae, содержащие элементы ^ иностранных божеств (IAO — Иегова иудаизма, ERESCHIGAL — ^ в шумеро-аккадской религии — богиня подземного мира), и осо- § бенно разнообразные египетские божества. Среди египетских ^ богов наиболее заметными являются: Тот (обычно отождест- ^ вляемый с Гермесом), Сет и Осирис. В дополнение к египетским Ц элементам можно найти заимствования из еврейских источни- ^ ков, из Персии, а позднее и из христианства. В целом выбор богов 5 и духов и их имен, по-видимому, определялся двумя факторами: ^ во-первых, местными обычаями и верованиями, а во-вторых, ^ магическими руководствами, которые использовались колдуна- ^ ми в данной местности в определенный период. § Язык defixiones достаточно шаблонен. В них встречаются ^ повторения, плеоназмы, метафоры и сравнения, персонифи- о кации, ритмические фразы, преувеличения, угрозы, обеща- ц ния, молитвы и формальные обращения. Для классификации ^

собственно магических формул были предложены различ- ^

Й

ные схемы, последняя по времени из которых принадлежит Й

К. Фараоне. Он предлагает всеобъемлющее разделение их § на три типа, при этом все три могут использоваться одновременно, даже на одной табличке:

Формула прямого связывания («Я связываю NN!»). К. Фараоне называет это перформативным высказыванием, предназначенным для самостоятельного действия, благодаря эффективной силе самих слов и без вмешательства какого-либо сверхъестественного источника. Но все же здесь следует помнить, что боги

га могли призываться устно либо при создании таблички, либо о при подбрасывании ее в могилу.

tj Молитвенные формулы, которые прямо или косвенно при-

О зывают к сверхъестественной помощи («Удержи NN!»). л Аналогии, при помощи которых заказчик желает, что-

CQ

о бы объект приобрел характеристики чего-то, упомянутого g в заклинании («Как этот свинец холоден и бесполезен, так ^ и NN будет холодным и бесполезным!»); это тоже может соче-^ таться с устными призывами к божественной помощи9. ^ Естественно, на табличке указывалось имя объекта про-

ч клятия и редко (в тех случаях, когда это было необходимо) — ^ имя клиента («Пусть сгинут все враги NN»). В римский период таблички иногда готовились заранее, оставляя место для вставки имен. Иногда представленные имена были слишком длинными, и писец был вынужден или сжимать их, или писать последние буквы под углом или даже между строк.

Некоторые из табличек оказываются частями целых ритуальных комплексов: иногда их погребали в специальных маленьких саркофагах, а порой к ним прикреплялись дополнительные элементы. В процессе связывания могли использоваться куклы или статуэтки. Они сделаны из свинца, глины или воска, почти у всех руки связаны за спиной; некоторые были, по-видимому, намеренно изуродованы. Часто на статуэтке было написано имя объекта воздействия. Интересен и другой тип, обнаруженный в могилах афинского Керамика (ок. 400 г. до н. э.). Это свинцовые фигурки, заключенные в миниатюрный гроб, сделанный из двух свинцовых листов, с именами жертв заклятия, написанными на всех листах и на трех фигурках10. Что касается мира зрелищ, конкретно гонок колесниц, то у нас есть уникальный экземпляр из девяти маленьких фигурок лошадей из Антиохии. Шесть из них несут одно имя; остальные — два11.

9 Faraone C. A. The Agonistic Context of Early Greek Binding Spells // Magika Hiera. Ancient Greek Magic and Religion / Eds. C. A. Faraone, D. Ob-bink. New York; Oxford, 1991. P. 4.

10 Jordan D. R. New Archaeological Evidence for the Practice of Magic in Classical Athens // Praktika tou XII diethnous synedriou klasikes archaiolo-gias. Athens, 1988. P. 273-277.

11 Seyrig H. Notes archeologiques // Berytus. Vol. 2. 1935. P. 48.

После того, как надпись была сделана, а все сопроводительные материалы вставлены или прикреплены, defixiones

12 Papyri Graecae Magicae / Ed. K. Preisendanz. Stuttgart, 1928. Vol. 1. P. 451-452.

13 Tomlin R. S. O. The Curse Tablets. P. 101.

свертывались или складывались и прокалывались одним

или несколькими гвоздями. За подготовкой defixiones сле- Еч

довал завершающий этап: они помещались в особые места, ^

где после особого ритуала должны были «активироваться»

и начать действовать. Магический папирус дает типичный ъ

список таких мест: «Закопайте (табличку) или [положи- ¡^

те в] реку, или землю, или море, или ручей, или могилу, или ^

в колодец»12. Если таблички были связаны со скачками, их ^

закапывали в цирке; годились и святилища, связанные с хто- ¡4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ническими божествами. Особой силой обладали места захо- ^

|тэ

ронения умерших в молодом возрасте или насильственной смертью. Считалось, что их души оставались в беспокойном ^ состоянии рядом с могилами до тех пор, пока не истечет срок ^ полной жизни, положенный им. В некоторых случаях этим ^ душам была обещана отсрочка от их несчастной участи, как ^ только они выполнят назначенную им задачу, как указано в табличке. ь

Насколько эффективны были эти заклятия? Конечно, ¡ч этот вопрос не стоит воспринимать буквально; точнее было ^ бы спросить: «Как сами древние оценивали эффективность § этих табличек?» Р. Томлин, опубликовавший более сотни британских defixiones из Бата, заметил по этому поводу: ^ «Практика нанесения надписей на них в течение двух сто- ^ летий <...> подразумевает, что они действительно работали. Или, скорее, считалось, что они работают; и возможно, эта вера была оправдана»13. Изготовление и использование табличек давало возможность человеку в безвыходном положении сделать хоть что-то. Это могло дать уверенность в помощи сверхъестественных сил в делах, любви, спортивных состязаниях или на суде. Те, кто по-другому не мог отстоять свои права или защититься, видели в этом шанс на отмщение. Наконец, так можно было помочь другу или родственнику, оказавшемуся в непростой жизненной ситуации. Надо полагать, что если эти таблич-

о

га ки просуществовали тысячу лет, то они неплохо выполняли эти о и множество других функций.

tj В нашем случае проклятия касаются цирковых состяза-

О ний, и именно они станут местом встречи разного рода гадал лок и предсказателей, «составлявших за несколько грошей о гороскопы для своих невзыскательных клиентов»14. В Риме, g в лощине между Палатином и Авентином находился Большой ^ Цирк, получивший свое окончательное устройство при Август сте. Цирковым играм предшествовала торжественная про-^ цессия, сразу после которой, на радость публике, выезжало ч обычно четыре колесницы (хотя бывало и больше). Беговых л обществ — «партий» в конце республики было два: «белые» и «красные». Это связано с тем, что возницы разных партий надевали туники соответствующих цветов. В начале империи к ним присоединились «зеленые» и «синие».

Профессия циркового возницы была чрезвычайно опасной. Победа сулила несметные богатства — Марциал пишет, что после одного часа победитель унесет пятнадцать тяжелых мешков ярко сверкающего золота (Mart., X, 74). Но одно неверное движение возницы на повороте означало верную смерть, и об этом стоит помнить, ведь поэтому, вероятно, мы находим так много defixionum tabellae, направленных против соперничающих команд: во время гонок часто происходили несчастья, пусть даже магия была здесь ни при чем.

Трудно переоценить культурное значение гонок на колесницах в греко-римском мире. Самое раннее сообщение

0 них в античной литературе появляется в «Илиаде» Гомера (XXIII, 262 sqq.) в длинном описании похоронных игр в честь Патрокла. Более полутора тысячелетий спустя византийская цивилизация все еще может быть описана, по словам Н. Бейн-са, как почитающая двух героев — христианского святого и победоносного возничего; с увлечением бегами христианские писатели и епископы безуспешно боролись со II в. Несомненно, римские авторы, даже когда заявляли о своей неприязни к этой стороне римской жизни, признавали ее важность и описывали гонки в мельчайших подробностях. В конце

1 в. Тацит пренебрежительно замечает: «И, наконец, особен-

14 Сергеенко М. Е. Простые люди Древней Италии. М.; Л., 1964. С. 143.

но распространенные и отличающие наш город пороки — страсть к представлениям лицедеев, и к гладиаторским играм, и к конным ристаниям — как мне кажется, зарождаются еще ^ во чреве матери» (Tac. De orat., 29). Примерно 300 лет спустя Аммиан Марцеллин насмешливо изображает фанатич- ^ ных любителей гонок, утверждавших, что само государство ^ падет, если их любимая команда не выйдет первой из старто- ^ вых ворот и не пройдет повороты должным образом (Amm. ^ Marc., XXXVII, IV, 28-31). Все делали ставки. Беспорядки ^ на бегах были нередки. Императоры регулярно заявляли § о своей поддержке любимых гонщиков, и во всех крупных ^ городах империи существовали могущественные группи- ^ ровки красных, белых, синих, зеленых, которые организо- Ц вывали финансовую и техническую поддержку своих команд ^ и азартно болели за них. Красочные рассказы о гонках сохра- ^ нились в юношеской поэме Сидония, позже ставшего епи- ^ скопом в Галлии в 470-х гг., и в «Деяниях Диониса» Нонна ^ (V-VI вв.). Гонки на колесницах продолжались и в христи- ^ анскую эпоху, несмотря на сопротивление таких деятелей, § как Иоанн Эфесский (VI в.), который ответил на план анти- ^ охийского патриарха построить ипподром, назвав его «цер- о ковью сатаны». Христианский писатель Кассиодор в VI в. ц дал сложную интерпретацию цирка и цирковых скачек как ^ астрологического и астрономического символа всей Вселен- ^ ной: 24 скачки каждый день — это 24 часа в сутки; 7 кругов ^ каждой гонки — дни недели; 12 порталов у входа — знаки § зодиака; поворотные столбы — тропики и т. д.

С гонками колесниц часто были связаны призывы богов с просьбой содействовать победе и проклятия в адрес соперников по состязаниям15. Независимо от того, были ли таблички заказаны и изготовлены болельщиками или участниками скачек, они были обычным явлением в соревнованиях, когда группировки болельщиков, отдельные фанаты и возничие искали преимущества не только с помощью особых приемов в цирке или на ипподроме, но и с помощью defixiones, мешая

15 Пантелеев А. Д. Досуг христианина в сочинениях Тертуллиана // Мнемон. Вып. 9. 2010. С. 306-307.

выступлению человека и коня. В IV в. н. э., на пике строительства цирков, римские императоры начали издавать законы, запрещающие применять проклятия против возничих16.

Цирк, как до него амфитеатр, был микрокосмом римского государства17. Неприметная свинцовая табличка, исписанная, свернутая, пробитая гвоздем и закопанная под входными воротами, символизировала невидимый мир Рима — мир богов, духов и демонов с одной стороны, с другой — устремлений, напряжений и невидимой силы. Это был мир, где императоры, сенаторы и епископы не имели власти. Магия преследовалась римским законодательством с первых его шагов, но так никуда не исчезла, и мир состязаний, где теоретически должен был побеждать сильнейший (на практике для достижения результата законные средства подкреплялись совершенно незаконными методами) оказывается хорошей демонстрацией реального положения дел в империи и в умах римлян. Принципат сменился доминатом, традиционная римская религия и восточные культы — христианством, но стремление добиться нужного результата, используя все доступные

средства, осталось неизменным.

* * *

Мы предлагаем вниманию читателей переводы четырех африканских табличек с проклятиями. Обычно в подобных текстах переводчики опускают voces mysticae, но мы решили сохранить их, чтобы полнее передать атмосферу туманной загадочности, старательно культивирующуюся древними колдунами. Номера табличек (DT) указаны по изданию: Audol-lent A. Defixionum Tabellae quotquot innotuerunt tarn in Graecis orientis quam in totius occidentis partibus praeter Atticas in Corpore Inscriptionum Atticarum editas. Paris, 1904.

DT 237

16 Gager J. G. Curse Tablets... P. 45-46; Lee-Stecum P. Dangerous reputations: Charioteers and magic in fourth-century Rome // Greece and Rome. Vol. 53. 2006. P. 224-234.

17 Cameron A. Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford, 1976. P. 31.

О rn

H

с

H ^

и О

л я О

к

л

н

я «

S

S ч н Л

Северная Африка, Карфаген; свинцовая табличка размером 7,7 х 7,7 см, найдена в сложенном виде. Текст из 75 строк

образует длинный треугольник за счет того, что каждая стро- ^

ка меньше предыдущей. Проклятие направлено против возни- ^

чих и лошадей красных и синих команд. Имена проклинаемых ^

представляют собой латинские формы, переданные на грече- ^

ском. Некоторые строки в тексте повторяются. ^

§

Перевод н

Взываю к тебе, дух безвременно умершего, кем бы ты ни был, ^ч

великими именами стаАраВраА. аиВуерютаРаА. РастиВатею ^

а[А.ею стаца]РпВюр, свяжи коней, чьи имена и облик на этом щ

инструменте, который я доверяю вам: от красных — Сильвана, Ц

Сервата, Луя, Зефира, Бланда, Имбрая, Дива, Мариска, Рапи- щ

да, Ориента, Арбаста, от синих — Имминента, Дигна, Лиона, ^

£

Пезона, Хрисаспа, Аргута, Диресора, Фругифера, Евфрата, н Санкта, Эфиопса, Преклара. Свяжи их бег, их силу, их душу, Щ их натиск, их скорость, отними у них победу, воспрепятствуй ^ их ногам, помешай им, повреди сухожилия так, чтобы завтра § утром на ипподроме они не могли ни бегать, ни вообще ходить, ^ ни победить, ни покинуть стартовые ворота, ни продвинуться о на арене или треке18, но пусть они падут вместе со своими воз- Ц ничими: Евпрепетом, сыном Телесфора, и Гентием, и Фелик- ^ сом, и Дионисием «Кусакой» (Aл:o8dкvovта), и Ламуром. Ибо тебе приказывают аципкарллр еpxovстol ра^ааРиа Spuеvефlстl volVlстВеp'yа РпфирюрРпВ. Свяжи коней, чьи имена и изображения я доверил этому орудию: от красных — Сильвана, Сер-вата, Луя, Зефира, Бланда, Имбрая, Дива, Мариска, Рапида, Ориента, Арбаста, от синих — Имминента, Дигна, Лиона, Пезона, Хрисаспа, Аргута, Диресора, Фругифера, Евфрата, Санкта, Эфиопса, Преклара. Свяжи их бег, их силу, их душу, их натиск, их скорость, отними у них победу, воспрепятствуй их ногам, помешай им, повреди сухожилия, чтобы завтра утром на ипподроме они не могли ни бегать, ни ходить, ни победить, ни покинуть стартовые ворота, ни продвинуться на арене, ни объезжать углы, но пусть они падут вместе со своими воз-

18 2лaтlov — лат. 8раПо, пространство для состязания колесниц.

га ничими: Евпрепетом, сыном Телесфора, и Гентием, и Фелик-

и сом, и Дионисием «Кусакой», и Ламуром. Свяжи им руки,

^ отними у них победу, лиши их зрения, чтобы они не могли

О видеть соперничающих возничих, но, сверх того, выкинь их

л из колесницы и брось наземь, чтобы они волочились по всему ю

о ипподрому, особенно на поворотах, с изуродованным телом,

л

с лошадьми, на которых они ездили. Сейчас, быстро!

DT 242

^ Северная Африка, близ Карфагена; свинцовая табличка

^ размером 12,5 х 15,1 см, первоначально свернутая. В тексте содержится множество отсылок к иудаизму и, возможно, христианству.

Перевод

Я заклинаю тебя, кем бы ты ни был, духа мертвых, бога, создавшего небо и землю19, Иону20. Я заклинаю тебя, бога, владеющего подземной силой, заклинанием №1харолАп^. Я заклинаю тебя... бога... духов. Я заклинаю тебя, бога неотвратимости великим ApoupoPaapZa'ypav. Я заклинаю тебя, первородного бога земли рА.арА.£1аф9£фаА.. Я заклинаю тебя, бога ветров и духов Лайлама. Я заклинаю тебя, бога наказаний над всем живым... ралюкцпф. Я заклинаю тебя, бога и господина небесной тверди Ахрацахацареь Я заклинаю тебя, бога, правящего под землей всеми живыми ХаА.раАахаюРрп. Я заклинаю тебя, бога, ведущего мертвых, Святого Гермеса21, небес-

19 Формула, которая часто встречается и в христианской литературе: Perendy L. «Deum qui fecit caelum et terram»: Identifying the God of Christians in the Acts of Martyrs // Martyrdom and Persecution in Late Ancient Christianity: Festschrift Boudewijn Dehandschutter / Ed. J. Leemans. Leuven, 2010. P. 221-239.

20 О ветхозаветных именах и вообще элементах иудаизма в греко-римской магической традиции см.: Veltri G. Jewish Traditions in Greek Amulets // Bulletin of Judaeo-Greek Studies. 1996. Vol. 18. P. 33-47; Bo-hak G. Hebrew, Hebrew Everywhere? Notes on the Interpretation of Voces Magicae // Prayer, Magic, and the Stars in the Ancient and Late Antique World / Ed. by S. B. Noegel, J. Walker, B. M. Wheeler. University Park, 2003. P. 69-82.

21 Имеется в виду Гермес Психопомп, связанный с царством мертвых (др.-греч. ^ш^опорто^ — «проводник душ»).

ного Aюv кpеlфтov... подземного AрxФnстov. Я заклинаю тебя, бога, назначенного даровать каждому человеку 'yе'yе'yе'yеv

душу, Иао22. Я заклинаю тебя, бога, освещающего и затемня- ¡5! ющего мир ХецестеЛац. Я заклинаю тебя, бога, принесшего ^

людям знание всех магических искусств ХаРаюВ. Я заклинаю ^ тебя, бога Соломона Хоиарц^юоиВ. Я заклинаю тебя, бога ^ второй тверди, обладающего силой в самом себе МарцараюВ. ^ Я заклинаю тебя, бога возрождения ©юРарраРаи. Я закли- § наю тебя... бога... бочки с вином... ^и. Я заклинаю тебя, бога ^ этого дня, в который я заклинаю тебя АюаРаюВ. Я закли- § наю тебя, бога, обладающего силой этого часа, в который ^ я заклинаю тебя, Исос (Иисус). Я заклинаю тебя, бога, вла- Щ деющего небесной твердью 1аю фо^а. Я заклинаю тебя, бога || небес 1Виаю. Я заклинаю тебя, бога, милосердно давшего Щ мышление каждому человеку Nе'yе|a^)еvл:uеvlл:n. Я заклинаю ^ тебя, бога, создавшего весь род человеческий Xюolxaреa|aюv. н Я заклинаю тебя, бога, милосердно давшего зрение каждому ЙЗ человеку Hxетaрю^lеu. Я заклинаю тебя, бога, милосердно ^ давшего человеку движение суставами ©естВеvoВрlА.xеauv^lv. Ь Я заклинаю тебя, бога отца отцов ФvouфoPonv. Я заклинаю Ч тебя, бога, давшего тебе сон смерти и освободившего тебя § от цепей жизни ШВ^цат. Я заклинаю тебя, бога хозяина всех § сказаний ^хар. Я заклинаю тебя, бога, повелевающего сном ^ £ВoцPAonv. Я заклинаю тебя, бога воздуха, моря, подземного ^ мира и небес, бога, породившего начало морей, единородно- £ го, появившегося из самого себя, обладающего силой огня, воды, земли и воздуха О^аюее^афеть Я заклинаю тебя ещё раз землей именем Гекаты трёхликой, несущей дрожь, плети и факелоносца, в золотых сандалиях, напоившей землю кровью, верхом на коне акти.. ф1 ерестхе^аА. vеPouтoстouavт. Я называю тебе истинное имя, которое сотрясает Тартар, землю, глубины и небеса ФoрPaPoрфoрPa Poрфoрoр Раст^етефю ^Ал^аю наблюдатель vaлuферalю неотвратимость цасткеААл цасткеААю фvouкеvтaPaюВ oреoPaрZaр'yрa nстВavxouxnvxouxеюx, чтобы ты служил мне в цирке восьмого ноября и связал каждую конечность, каждое сухожилие, плечи, запястья и лодыжки возничих красной [команды]: Олимпа,

22 Обычное обозначение имени еврейского Бога в магической литературе.

га Олимпиана, Скортея и Ювенка. Измучь их мысли, их душу23

о и их чувства, так чтобы они не знали, что делают, вырви им

tj глаза, чтобы они не могли видеть ни себя, ни лошадей, на кото-

q рых они собираются ехать: египетского Каллидрома и любо-

л го другого вместе с ним; Валентина и Лампадия, и у Лампадия

о Маура; Хрисаппа, Юбу и Инда; Палмата и Суперба, у Кнесорапа

л Бубала; Эрейна и любую другую лошадь, на которой он соби-

^ рается поехать. И если он будет на другой лошади, пусть они

« не опередят и не победят.

к

3 DT 295

н

^ Северная Африка, Гадрумент; свинцовая табличка разме-

ром 5,8 x 8 см, текст на двух языках: само заклинание на латинском, voces mysticae и большинство имен на древнегреческом.

Перевод

Y£aa£[|a]iYaS[<x>v] ia[m] am РаиРю е^а^е... aoneaav KavBapa epnaxryaA. aavKiaxn 8ю8е[к]акптп акроироРоре кобуре бролхбп тартароСхе avox avox катаРре^ю ужасные вещи против... vvn кaтavеlкavSpa Sa^am^i изумительный аероиаРиод поручаю тебе, так как он злословил о моих замыслах, пусть устремятся к нему адские демоны, свяжи ноги этих лошадей, чтобы они не могли бежать, чьи имена здесь написаны и представлены: Инклет, Нитид, Патриций, Наута awuv aa тахарх^; свяжи их так, чтобы они не могли бежать завтра и послезавтра в цирках; Патриций, Нитид, Наута, Инклет тахарх^, чтобы не могли бежать завтра и послезавтра и каждый час падали в цирке так же, как ты лежишь здесь безвременно почивший. Сейчас, сейчас, быстро, быстро, потому что они их прогоняют, поющие злую песню демоны!

DT 241

Северная Африка, Карфаген; свинцовая табличка в форме квадрата, каждая сторона 11,5 см. Табличка представляет собой заклятие против возничих и лошадей команды синих. Найдена

23 Используется фpéva вместо обычного пуеица.

свернутой вместе с шестью другими табличками в могиле рим- ^

ского чиновника на языческом кладбище (рис. 1). р

5

Перевод ^

ХецестЛац 8ацатацеvеug АпстмаААеАац Ашкац ер^иве^ §

югаиР^ юервпВ юлакерР^В пюцаАВаРпВ aААaстav. Прокля- ^

тие. Я заклинаю тебя великими именами, чтобы ты связал каж- §

дый член и сухожилие Викторика, которого родила земля — мать §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всего живого, возничего синих, и лошадей, на которых он соби- Н

рается участвовать в скачках: у Секундина Юбениса, Адвоката §

и Бубалона, у Викторика — Помпеяна, и Баяна, и Виктора, и Экс- р

емия, и Доминатора, который Мессала, и всех других, связанных щ

с ними. Свяжи их ноги24, и напор, и прыжки, и бег, ослепи их глаза, Ц

чтобы они не могли видеть, скрути их душу и сердце, чтобы они щ

не могли дышать. Так же, как этот петух связан по рукам, ногам ¡

и голове, так завтра свяжи ноги и руки, и голову, и сердце Викто- н

рика, возничего синих, и лошадей, на которых он собирается уча- Щ

ствовать в скачках: у Секундина Юбениса, Адвоката и Бубалона, ^

у Викторика — Помпеяна, и Баяна, и Виктора, и Эксемия, и Доми- Ь

натора, который Мессала, и всех других, связанных с ними. Так- ^

же заклинаю вас богом над небесами, восседающим над Херуви- о

мами, разделившим землю и море, 1аю аРрюю арРаВюю ставаю Ц

aSюvaí, чтобы вы связали Викторика, возничего синих, и лоша- ^

дей, на которых он собирается участвовать в скачках: у Секун- Ь

дина Юбениса, Адвоката и Бубалона, у Викторика — Помпеяна, £

и Баяна, и Виктора, и Эксемия, и Доминатора, который Мессала, § чтобы они не заполучили завтра в Цирке победу. Сейчас, сейчас, быстро, быстро!

Список ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Михайлова Т. А. Бриттские и латинские имена на табличках из храма Сулис-Минервы в Бате: столкновение культур? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2012. Вып. 16. С. 522-536 [Mikhaylova T. A. Brittskie i latinskie imena na tablichkakh iz khrama Sulis-Minervy v Bate: stolknovenie kul'tur? [British and Latin names on the tablets from the temple of Sulis Minerva at Bath: a clash

24 Используется океХг| вместо обычного лои^.

и of cultures?] // Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya. £ Saint-Petersburg, 2012. Vyp. 16. S. 522-536].

& 2. Пантелеев А. Д. Досуг христианина в сочинениях Тертуллиа-

и на // Мнемон. 2010. Вып. 9. С. 299-314 [Panteleev A. D. Dosug khristianina v sochineniyakh Tertulliana [The Leisure of a Christian in Tertullian's £ Writings] // Mnemon. Saint-Petersburg, 2010. Vyp. 9. S. 299-314]. о 3. Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой

g философии и религиозной практики в эллинистическо-римский ^ период. СПб., 2003 [Petrov A. V. Fenomen teurgii: Vzaimodeystvie yazycheskoy filosofii i religioznoy praktiki v ellinistichesko-rimskiy period ® [The Phenomenon of theurgy: The Interaction of Pagan Philosophy S and Religious Practice in the Hellenistic-Roman Period] / Saint-н Petersburg, 2003].

4. Сергеенко М. Е. Простые люди Древней Италии. М.; Л., 1964. [Sergeenko M. E. Prostye lyudi Drevney Italii [The common people of Ancient Italy] / Moscow; Leningrad, 1964].

5. Тохтасьев С. Р. Остракон с поселения Козырка XII ольвийской хоры // Hyperboreus. Studia classica. Vol. 8.1. 2002. С. 72-98 [Tokhtas'ev S. R. Ostrakon s poseleniya Kozyrka XII ol'viyskoy khory [Ostracon from the Kozyrka settlement of the XII Olbian choir] // Hyperboreus. Studia classica. Vol. 8.1. Saint-Petersburg, 2002. S. 72-98].

6. Bohak G. Hebrew, Hebrew Everywhere? Notes on the Interpretation of Voces Magicae // Prayer, Magic, and the Stars in the Ancient and Late Antique World / Ed. by S. B. Noegel, J. Walker, B. M. Wheeler. University Park, 2003. P. 69-82.

7. Cameron A. Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford, 1976.

8. Faraone C. A. The Agonistic Context of Early Greek Binding Spells // Magika Hiera. Ancient Greek Magic and Religion / Eds.

C. A. Faraone, D. Obbink. New York; Oxford, 1991. P. 3-32.

9. Gager J. G. Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World. New York, Oxford, 1992.

10. Jordan D. R. New Archaeological Evidence for the Practice of Magic in Classical Athens // Praktika tou XII diethnous synedriou klasikes archaiologias. Athens, 1988. P. 273-277.

11. Lee-Stecum P. Dangerous reputations: Charioteers and magic in fourth-century Rome // Greece and Rome. 2006. Vol. 53. P. 224-234.

12. Papyri Graecae Magicae / Ed. K. Preisendanz. Stuttgart, 1928. Vol. 1.

13. Perendy L. «Deum qui fecit caelum et terram»: Identifying the God of Christians in the Acts of Martyrs // Martyrdom and Persecution in Late Ancient Christianity: Festschrift Boudewijn Dehandschutter / Ed. J. Leemans. Leuven, 2010. P. 221-239.

14. Seyrig H. Notes archeologiques // Berytus. 1935. Vol. 2. P. 42-50.

15. Tomlin R. S. O. The Curse Tablets // The Temple of Sulis Minerva at Bath. Vol. 2: The Finds from the Sacred Spring / Ed. by

17. Wunsch R. Defixionum Tabellae Atticae. Berlin, 1873.

s

S

B. Cunliffe. Oxford, 1988. P. 59-277. g

16. Veltri G. Jewish Traditions in Greek Amulets // Bulletin g of Judaeo-Greek Studies. 1996. Vol. 18. P. 33-47. S

s

S

I I

se §

5 g

£

8

ta S

o S

s

s

s

о я и

с

н в

w О

X/ /X/

д^сс е CACNe/x/0

С МСС1ЛАЛЛДА М ATA М 6 N € Y С Л Н J N А АЛ С ЛАЖ/ ЛА1ЛАМ;СМОУВ€ЛН1АКОУВ1А1Ш«р»Не / 1 Ш П А! С €Р В НОН ШМАЛ9АВ Н ОАЛЛАСАМ КАТАРА€10РК1 ZOIYMACKATATU)NM£rAAU)NONO«ATUJNINA К АТА йН С Н Т t (1 А N М 6ЛОСКА1ПА N N € Y Р О N В I К Т UI Р I К О V OXfTiKtNPHM НТН I'flANTOCtNtYXONHNIOXOYTOY О

/В € N €TOY К А I Т Ш N t П П UJ N AYTOYlUNMEAAICAAYNINCiKOYN. ilNOYIOYB6NINKAIATBOKATONKAIBOYBAAONKAlBlKTmPlKOY , nOMnHlAN0YKAIBAIANOYKAIBIKT0P06KAi€ilM10YKA \lT Ш N W £ С С А Л Ш NAOMI N AT О РА К А 1 OCOl € А N С Y N Z EY Х8Ш

—I CtNAYTOICKATAiHCONAYTWNTACKUHKAITHNOPMHNKAI „ J TOIIHiiHWAKAlTONaPOMONAMAYPWCONAYTWNTA | €MMATAINAMHBAenuiCINCTP€BAU>CONAYTWN THNtYXH N KAITHNKA P й I A N I N A M H N€WC I N ШС О Y Г ОС0ААеКТШРКАТАД€ДеТА1ТО1СПОС1КА1ТА1СХ€РС1ТХА1ТН КбфАЛНОУТШС К AT АД Н С АТАТА С К€ А Н К А I ТА С X I РАС К А I Т Н N К £ ф А Л И N К A IT И N К А Р Д IА N В I KTIU PI KOYTOYH N IOXOYTOYB6N€ TOYfNTHAYPINHM€PAKAITOYCinnOYCOYCMeAAI€AA YN INCEKOYNAINOYIOYBCNINKAIATBOK AT ONKAIBOY BAAON KAIAAYPIATON К A I В I KTUJPIKOYnOMnH I A N О N К A I В A 1 A N С N KAlBIKTOPAlCAlillM I OYN KA I T UU NM6CCAAHC AOMINATONKAiOCOKANAYTOICCYNZSYXevuClNATIC £0PKIZU>YMACKATAT0Y€nAN0YT0Y0YPAN0Ye60Y

€ P О Y В IOAIOPICACTHN Г H N А Ш А В P 1АШ A P В A0I АШ TWPIHNTONHNI О XO N TOYB6N6TOY KA ITOYClfinOYCOYC M €AAl€AAYNIN CEKOYNAINOYIOYB€NtNKAlATOYOKATONKAIBlKTWPIKOY ^^ ПОМПН I A N О N KA IBAlANONKAl В I KTOPAKAI€flMlOYM ^ KAITWNM€CCAAHCAOMNATONINA€nlN€IKHNM6 ^ €Ae/////N€NTHAYPINHM€PA€NTWKIPKWHAHHAH \ TAXYTA ////

Ф м 3 а ^ э И LLVn Л А г ® "I

iOPKIZUlYM ACKATATOY€flANOY

iTOYKAOHM€NOY€niTU>N X € P О Y В KA1 XUL' PICACTHNUAAACCAN 1АШ (A iU)NAilNAKATAiHCHT6»IK1

?

я>

Рис. 1. Tabella defixionis из Карфагена, содержащая многочисленные voces mysticae. Источник: Gager J. G. Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World. New York, Oxford, 1992. P. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.