кафедры эстрадного пения, Заслуженной артистки Узбекистана Зои Цой - класс Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доцента Дилором Омонуллаевой.
Располагая уникальным арсеналом талантливой молодёжи и ярких красивых голосов, открываются перспективы дальнейшего развития и формирования нового поколения высокопрофессиональных исполнителей отечественной эстрады.
Список литературы /References
1. Беков А. Жизнь музыки в обществе (Узбекистан, период Независимости) // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
МАЭСТРО МУХТАР АШРАФИ (1912-1975) Раджабов Х.Д. Email: Radjabov17158@scientifictext.ru
Раджабов Хикмат Джумаевич - доцент, кафедра исполнительского искусства, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Народный артист Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии имени Хамзы, лауреат международных премий Джавахарлала Неру и Гамаль Абдель Насера, композитор и дирижёр, кавалер пяти орденов, профессор Мухтар Ашрафи - автор четырех опер, трех балетов, трех музыкальных драм, двух симфоний, кантат, симфонических, вокально-симфонических сочинений, музыки к кинофильмам, камерно-инструментальных произведений, камерно-инструментальных произведений, романсов, песен.
Ключевые слова: музыкант, музыка, образование, культура, искусство, дирижёр, деятель.
MAESTRO MUKHTOR ASHRAFI (1912-1975) Radjabov Kh.D.
Radzhabov Khikmat Dzhumaevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF PERFORMING ARTS, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: People's Artist of the Soviet Union, twice laureate of the USSR State Prize, the Hamza State Prize, laureate of international prizes Jawaharlal Nehru and Gamal Abdel Nasser, composer and conductor, holder of five orders, professor Mukhtar Ashrafi, author of four operas, three ballets, three musical dramas, two symphonies, cantatas, symphonic, vocal and symphonic compositions, music for films, chamber instrumental pieces, chamber instrumental pieces, romances, songs.
Keywords: musician, music, education, culture, art, conductor, activist.
УДК 8.1
«Я - сын Бухары. Бухары, имеющий тысячелетние традиции» [1 ].
Мухтар Ашрафи родился 11 июня 1912 года в городе Бухаре, в семье музыканта. Систематическое музыкальное образование Мухтар Ашрафи начинается с
двенадцатилетнего возраста, когда он поступает учиться в Восточную музыкальную школу Бухаре по классу дутара.
В 1928 году в городе Самарканде открывается институт музыки и хореографии и М. Ашрафи становится одним из первых его студентов.
В самаркандский период (1928-1931 гг.) М. Ашрафи изучал у известных мастеров богатейшее музыкальное наследие Узбекистана. Под руководством видного музыкального деятеля и педагога Н.Н.Миронова собирал, записывал и изучал узбекские народные песни, познакомился с основами дирижирования и композиции.
В начале 1931 года М. Ашрафи, которому тогда ещё не исполнилось двадцати лет, был назначен музыкальным руководителем и дирижёром Государственного музыкального театра в Ташкенте. К 1932 году относится первое симфоническое сочинение композитора - марш «Курилиш» («Стройка»). В следующем году М. Ашрафи пишет музыкальную драму «Ичкарида» («На женской половине»). Она знаменательна с двух аспектов. Первым - введением в узбекский театр симфонического оркестра и началом творчества композитора как автора театральной музыки. Уже имея определенный опыт в области композиции и дирижирования оркестром. М. Ашрафи, ощущая недостаточность своей профессиональной подготовки, едет в Москву, где занимается композицией с 1934 по 1937 гг. В оперной студии Московской консерватории под руководством крупнейшего Советского композитора и педагога С.Н. Василенко. Занятия композицией продолжаются в течение трёх лет у М.О. Штейнберга в годы Великой Отечественной войны, когда Ленинградская консерватория находилась в Ташкенте.
Свое музыкальное образование М. Ашрафи завершает в 1948 году, окончив экспертном дирижерско-симфонический факультет Ленинградской консерватории.
Важной в творческом пути композитора, было создание первой национальной оперы, которую молодой композитор пишет совместно со своим учителем - видным советским композитором С.Н.Василенко.
Постановка оперы «Бурон» по либретто К.Яшина 11 июня 1939 года, положила начало рождению национальной оперы в Узбекистане.
В начале 1941 года была поставлена вторая опера, созданная М.Ашрафи также в содружестве с С.Н. Василенко - опера «Великий канал», посвященная строительству Большого Ферганского канала.
В годы Великой Отечественной войны М.Ашрафи создаёт ряд произведений -симфонии, марши, песни. Особое место в этом ряду занимают, Первая («Героическая») и Вторая («Слава победителям») симфонии. В эти же годы началась педагогическая работа М. Ашрафи в Ташкентской консерватории, где он вел класс специального дирижирования. В 1947 году Мухтар Ашрафи возглавил консерваторию в качестве ректора.
Более десятилетие отделяет «Великий канал» от третьей оперы М. Ашрафи «Дилором», известная в двух редакциях - 1958 и 1959 гг. она написана по мотивам поэмы А. Навои «Семь планет», творчески переосмысленной либретистами К. Яшином и А. Мухамедовым.
Его следующая опера - «Сердце поэта» (либретто И. Султанова) была поставлена в 1962 году. Она посвящена поэту демократу Фуркату и отражает предреволюционные события в Узбекистане. Премьера этой оперы в Самарканде ознаменовала рождение второго в Узбекистане театра оперы и балета, организованного Мухтаром Ашрафи.
Значительный успех принесло композитору создание балетов «Амулет любви» (1969), «Тимур Малик» (1970) «Стойкость» (1971), «Любовь и меч» (1973).
Балет «Амулет любви» написан по мотивам индийской драмы Б. Гарги «Сонни и Мехвал». Он пользуется неизменным успехом и был удостоен республиканской премии Узбекистана имени Хамзы. Музыка балета была также удостоена международной премии имени Джавахарлала Неру.
Период 1950-х годов в творчестве М. Ашрафи можно охарактеризовать как период «широкого охвата» жанров. Наряду с ранее отмеченными, значительное место отводит автор вокальной музыке - от кантатно-ораториальных произведений до песен и романсов. Широкое признание получило его кантата «Песня о счастье» (1951).
Как дирижёр он выступал и в крупнейших театрах с гастролями в Москве, затем в Сочи, Кисловодске, Пятигорске, и за рубежом. В частности большую помощь М. Ашрафи оказал деятельности Каирского оперно-балетного коллектива.
Последним крупным сочинением М. Ашрафи является эпическая оратория «Сказание о Рустаме» по мотивам поэмы «Шахнаме А. Фирдоуси. В ней наряду с текстом А.Фирдоуси использованы также стихи современного таджикского поэма Л. Шерали.
Практическая музыкальная деятельность Мухтара Ашрафи черезвычайно разнообразна. На протяжении всего творческого пути две ветви - композиция и исполнительство - постоянно переплетены. Главный дирижёр и художественный руководитель оперного театра, интерпретатор многих оперных и балетных спектаклей М. Ашрафи часто выступал и на сцене в качестве дирижёра симфонического оркестра. Свое дирижёрское мастерство как педагог он передает своим ученикам, многие из которых стали видным дирижёрами как в Узбекистане, так и в других братских республиках. С 1930 года он художественный руководитель и лавный дирижёр музыкального театра (ныне Государственного академического Большого театра имени А. Навои), а с 1943 по 1947 годы - его директор. С 1947-1862 годы - М. Ашрафи ректор и заведующий кафедрой оперной подготовки Ташкентской консерватории, с 1864-1966 годы - директор, художественный руководитель и главный дирижёр Самаркандского театр оперы и балета. С 1966 года ректор Ташкентской государственной консерватории.
М. Ашрафи возглавлял декады узбекской литературы и искусств в Москве, участвовал в жюри многих конкурсов и смотров музыкального искусства. Заслуги М. Ашрафи в развитии многонационального искусства отмечены присвоением ему почетных званий заслуженного артиста Республики Узбекистан (1937), Народного артиста Узбекистана (1939), Народного артиста СССР (1951), Кавалер пяти орденов. Дважды его произведения удостаивались Государственных премий (1943 и 1952), республиканской премии имени Хамзы (1970). Он также является лауреатом международных премий Дж. Неру (1972) и Г.А. Насера (1973).
Дом-музей Мухтара Ашрафи (1912-1975) посвящен известному узбекскому композитору, Народному артисту СССР, одному из основоположников национальной оперы, дирижёру, всю свою жизнь посвятившему развитию музыкальной культуры Узбекистана. Музей был открыт для посетителей в 1982 году.
Он занимает квартиру, в которой М. Ашрафи жил и работал с 1965 по 1975 годы. Здесь были созданы балеты «Амулет любви», «Тимур Малик», оратория «Сказание о Рустаме», заключена первая глава книги воспоминаний. Музейное собрание включает в себя личный архив М. Ашрафи (1930-1970), представляющий интерес для историков, музыковедов, всех, кто интересуется узбекской музыкальной культурой. В музее хранятся ценные рукописи, фотографии, документы, афиши, программы спектаклей, книги, нотные издания, грампластинки и коллекция узбекских музыкальных инструментов.
В экспозиции помещены партитуры первых сочинений, материалы о первой национальной опере «Буран» (в соавторстве с С.Н. Василенко). Материалы музея знакомят посетителей с творческой деятельностью Ашрафи в 40-50-е годы. В годы войны композитор написал знаменитую «Героическую симфонию», симфонию «Слава победителям».
В 1950-70 годы М. Ашрафи создает оперы «Дилором», «Сердце поэта» и ряд симфонических произведений. В экспозиции музея отражена работа над этими сочинениями. В музее имеется музыкальный салон, где проводятся камерные
концерты, небольшие выставки. Здесь можно прослушать аудиоаписи произведений Мухтара Ашрафи.
Список литературы / References
1. Ашрафи Мухтар. Музыка в моей жизни. Ташкент, 1975.
2. Азимов Каримжон. Дирижеры Узбекистана. Ташкент, 2001.