Научная статья на тему 'Маэстро литературы (к юбилейному портрету профессора Л. В. Поляковой)'

Маэстро литературы (к юбилейному портрету профессора Л. В. Поляковой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Желтова Н. Ю.

This essay is on the milestones in the life and work of the celebrated literary scholar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAESTRO OF LITERATURE (TOWARDS THE JUBILEE PICTURE OF PROFESSOR L.V. POLIAKOVA)

This essay is on the milestones in the life and work of the celebrated literary scholar.

Текст научной работы на тему «Маэстро литературы (к юбилейному портрету профессора Л. В. Поляковой)»

МАЭСТРО ЛИТЕРАТУРЫ (К юбилейному портрету профессора JI.B. Поляковой)

ZheltovaN.Y. The maestro of literature (Towards the jubilee picture of professor L.V. Poliakova). This essay is on the milestones in the life and work of the celebrated literary scholar.

Запоминающимся и почетным званием «маэстро» (крупный деятель, выдающийся человек, мастер) редко отмечают женщин.

Сегодня героиня нашего рассказа именно женщина. И не просто женщина, но женщина-маэстро. Маэстро в своей единственной жизненной страсти, верность которой свято хранит и по сей день. Эта страсть -литература, русское слово, творчество. Ее полное «титульное» имя - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, член Союза писателей России, профессор Лариса Васильевна Полякова.

Унылый язык статистики с его цифрами, датами и неизбежными в этом случае юбилеями не может дать качественную оценку промелькнувшим зимам и веснам. Да и количественную отметку поставить порой затруднительно. Свойство человеческой памяти забывать все мелкое и суетное заставляет округлять десятые и сотые достигнутого до целых чисел. Однако скрытая энергетика «круглых дат» только лишь резюмирует масштаб сделанного, глубину осмысленного, напряжение прожитого. Сквозь эти цифры проступает не только судьба щедро одаренного душой и талантом человека, но и его радости и горести, победы и неудачи, любовь и разочарования.

О Л.В. Поляковой, человеке, ученом-лите-ратуроведе, литературном критике, краеведе,

педагоге, руководителе вузовской кафедры, воспитателе филологической молодежи, общественном деятеле можно написать увлекательный роман. Журнальные страницы позволяют дать лишь некоторые штрихи к портрету. Ее имя в переводе с греческого означает «чайка». Иногда кажется, что не годы пролетели над ее головой, а она сама белой птицей воспарила над временем, сверху четко различая нить своего Пути «чрез тернии к звездам».

Лариса Васильевна принадлежит к поколению «детей войны». Осмысливая пройденное, в автобиографии она говорит об «особенно примечательных и ко многому обязывающих» ярких «мгновениях бытия». На первое место поставлен 1942 год, дата рождения, «а потом, - уточняет Л.В. Полякова, - трудное, во что бы то ни стало выживание в годы страшной национальной беды, когда сам факт рождения становился знаменательным символом победы жизни над гибелью. Потому теперь оцениваю собственную жизнь и жизнь всех родившихся во время Великой Отечественной как меру любви, как бесценный дар природы, как добрый знак, оберегающий от конфронтаций, как, наконец, нравственный ориентир в отношении к Отечеству». Всего в жизни приходилось добиваться своим трудом, идти вперед, несмотря ни на какие трудности и лишения, прокладывая себе дорогу только силой и упорством характера. Литературный дар она унаследовала от отца -сельского журналиста, творческую энергию -

от матери, русской крестьянки, а любовь к жизни получила от родной староюрьевской земли, которая и по сей день, подобно «Не-упиваемой Чаше», продолжает давать силы и вдохновение для напряженной творческой работы.

С огромной благодарностью Лариса Васильевна вспоминает сегодня родную Староюрьевскую среднюю школу и учительницу литературы Анастасию Назаровну Юдакову, которая сориентировала свою способную ученицу в профессиональном выборе, разглядела в ней прекрасные задатки будущей яркой звезды на небосклоне отечественного литературоведения. Совсем еще юная Лариса весьма профессионально писала стихи и прозу, регулярно публиковавшиеся в местной печати. Закономерным было и то, что после окончания школы с медалью она выдержала экзамены в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Об этом, «втором мгновении бытия», «блеске... судьбы» - об учебе в 60-е годы на филологическом факультете МГУ - Л.В. Полякова рассказывает в той же автобиографии: «Лекции, школы и личности таких выдающихся филологов, как С.И. Радциг, Н.К. Гудзий, В.В. Виноградов, Н.И. Кравцов, С.М. Бонди, В.Н. Турбин, А.Н. Соколов, К.В. Горшкова, П.Г. Богатырев и другие замечательные ученые, оказали колоссальное влияние и на формирование нравственного облика молодых филологов моего поколения, и на воспитание здорового чувства профессионального долга».

Здесь, в МГУ, судьба напомнила о себе: Лариса Васильевна пришла работать под руководство профессора Н.И. Кравцова. Творческая деятельность этого филолога с мировым именем на протяжении двух десятилетий (с начала 1940-х до конца 1950-х годов) была связана с Тамбовским пединститутом, где он основал ту самую кафедру литературы, которую много лет спустя, в 1989 году, возглавит его ученица, обеспечив преемственность поколений и повторив опыт учителя в создании нового самостоятельного подразделения теперь уже Тамбовского университета -кафедры истории русской литературы.

После окончания Московского университета с рекомендацией в аспирантуру молодой специалист с блестящими перспективами Л.В. Полякова выбирает Комсомольск-на-Амуре, что вполне отвечало ее порывистой натуре, активному общественному задору и

романтическому характеру студенчества 1960-х. В Комсомольске-на-Амуре она проработала всего год, еще год прошел в Тобольском пединституте, после чего поступила в очную аспирантуру Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской, окончательно заявив о себе как специалисте в области истории русской литературы XX века. Именно во время учебы в аспирантуре имя критика и литературоведа Л.В. Поляковой прочно и надолго закрепилось на страницах центральной печати, в том числе академической.

Возвращение в 1973 году в Тамбов оказалось счастливым. На родной земле Ларисе Васильевне удалось создать замечательную семью. Об этом, «третьем» прекрасном мгновении бытия, когда родилась дочь Лариса, Л.В. Полякова пишет как о «совершенно неповторимом, освещенном лучезарным светом, этапе, связанном с трудным и поздним рождением дочери». «С того момента, -уточняет Л.В. Полякова, - усовершенствовались и усложнились мои критерии, мои измерения так называемых вечных ценностей. Главным из них оказалось материнство». И все же неуемная творческая и деятельная натура брала свое. Параллельно с воспитанием дочери создавалась докторская диссертация, и в 1988 году она была успешно защищена в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Ленинграде. Это начало нового, особенно заметного, знакового периода жизни и творчества профессора Л.В. Поляковой.

Каждый, кто хоть однажды соприкасался с неповторимой индивидуальностью Ларисы Васильевны, наверняка отмечал, что ее творческий портрет, как неординарной и яркой личности, искренней и открытой и потому слабо самозащищенной, требовательной к себе и другим, писать не просто. Сложно выбрать ракурс и подобрать краски. В спектре цветовой гаммы, несомненно, преобладают небесная ясность мысли, сдержанная строгость, динамичность линий научного стиля и вместе с тем радужная палитра идей, догадок, решений, зеленый отсвет надежды на возрождение и процветание отечественной литературы, науки, России. Одна из статей Л.В. Поляковой так и завершается словами: «Наша точка отсчета - в наших душах. А им нужен отдых от ненависти. Пора созидать, созидать себя, своих детей, будущее Родины. Пусть слабый, беспомощный, одинокий не упадет в отчаянии. Он не нужен бизнесу с

его ориентацией на хищника. Но он нужен Родине, он ее сын. Россия, давшая миру Ломоносова и Рахманинова, Кутузова и Петра Первого, Менделеева и Скрябина, маршала Жукова и Гагарина, не может погибнуть. Она защитит нас от рабства. Если обессилена моя Родина сегодня, она обязательно найдет опору в своей великой истории и снова, как и ранее, определит для себя и для всего человечества маршрут на грядущее». Достойная дочь своей земли! Потому и фон у творческого портрета Л.В. Поляковой особый, двуплановый. С одной стороны, раздолье родных среднерусских степей, взрастивших в ней какую-то «скифскую» мощь темперамента и одновременно лиризм неуспокоенной натуры, с другой - Тамбовский университет, надежная крепость и тыл, строительству которых Л.В. Полякова отдала 30 лет своей творчески насыщенной жизни. Здесь до конца раскрылась основательность лидера, ученого и педагога.

Идея присвоения возрожденному на Тамбовщине университету величественного имени поэта и губернатора Г.Р. Державина, можно сказать, во многом исходила от профессора Поляковой. Еще в 1993 году в рекомендациях юбилейной международной научной конференции, проводимой кафедрой литературы Тамбовского пединститута в год 250-летия Г.Р. Державина, было впервые записано о целесообразности присвоения пединституту имени певца Плениры. Кстати, на этом же научном форуме Л.В. Полякова была представлена к Почетному званию заслуженного деятеля науки Российской Федерации. В определенном смысле Лариса Васильевна сама по характеру является одновременно как бы «поэтом и губернатором»: ее творческая деятельность всегда теснейшим образом связана с общественной. Мало на какие значительные события в стране, городе, университете Лариса Васильевна так или иначе не откликнулась. Примером ее последнего громкого и тревожного публичного выступления могут служить напечатанные в ряде центральных российских изданий и в местной печати статья «И мы сохраним тебя, русская речь...» и коллективное письмо ведущих ученых России, среди которых значится и фамилия Поляковой, - о катастрофическом состоянии дел в вопросах преподавания русского языка и литературы в вузе и школе. Эти выступления получили широкий общественный резонанс.

Жанр литературной публицистики, в котором успешно работает Л.В. Полякова, можно условно охарактеризовать как «раздумья о наболевшем». Раздумья эти часто оказываются пророческими. К примеру, еще в 1990 году, в пору торжества всеобщего разрушительного нигилизма, в статье «Вы мало любили...», обращаясь к интеллигенции, она писала: «Каждый из великих сынов своего Отечества знал о мировом предназначении его Родины. Говорим о великих. Но и мы сегодня не имеем права - и оснований - предавать их веру. Не будем уподобляться тем «выходцам», о которых с горечью писал Пушкин: «Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории ее, ни славы ее. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев»... Пусть в нас возродится вера и сила духа наших великих предков, пусть помогут они нам возвыситься над мелочной суетой».

«Возвыситься над суетой», жить по «гамбургскому счету» - это тоже о Л.В. Поляковой. В 2002 году она отмечает еще одну знаменательную дату - 40 лет после первой заметной публикации. В сентябрьском номере тамбовской областной газеты «Комсомольское знамя» за 1962 год было напечатано еще студенческое «Письмо из Москвы», открывшее длинный список из более 330 статей и 7 монографий. Тематика выступлений в научной и общественной прессе поражает. Богатая оригинальными идеями творческая натура Л.В. Поляковой, влекомая своеобразным азартом научного поиска, постоянно жаждет расширения диапазона исследовательских интересов. Здесь, очевидно, сказалось влияние ее многолетнего, с аспирантских лет, научного наставника В.Р. Щербины, члена-корреспондента АН СССР, заместителя директора Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, доктора филологических наук, профессора. Именно под его руководством Лариса Васильевна сформировалась как крупный ученый, работающий практически во всех жанрах литературоведения.

Долгое время Л.В. Полякова пристально занималась русской поэзией XX века. Многочисленны ее выступления в печати по вопросам развития поэтического творчества. Она участвовала в самых авторитетных

творческих дискуссиях на страницах центральной печати. Первая и пока единственная в научной литературе монография о прекрасном поэте В.В. Казине (Поэзия рабочего мая. М.: Советский писатель, 1977), докторская диссертация «Проблемы развития советской поэзии послевоенной эпохи (1946— 1986): герой, традиции, поэтика», фундаментальная монография «Поэзия и современность: «за» и «против» (М.: Современник, 1989), другие публикации с литературными портретами Блока, Маяковского, Есенина, Твардовского, многих современных поэтов, с постановкой проблем о месте в поэтическом творчестве эпического и лирического начал, о параметрах и характере поэтической условности, о трансформации в XX веке так называемых «вечных» тем и сюжетов, о синтезе реализма и модернизма - эта и другая актуальная, сложная для решения проблематика работ Л.В. Поляковой притягивает внимание специалистов и вызывает многочисленные заинтересованные оценки и отклики.

Искать истину в процессе научного обсуждения, диалога - исследовательское кредо Л.В. Поляковой-ученого. От кандидатской диссертации об истории литературной группы 20-х годов «Кузница», построенной на неизвестных архивных материалах (1973), через целую серию работ о поэзии и жанровых модификациях к монографии «Цена битв...» (Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1991) об истории литературной борьбы столетия, в том числе и в момент раскола Союза писателей СССР в конце 80-х годов, и далее к основательным работам о Е.И. Замятине - таков творческий путь известного ученого Л.В. Поляковой как историка русской литературы XX века. Именно работы о Замятине и деятельность по совершенствованию процессов изучения его наследия закрепили авторитет исследователя в России и принесли международную известность. Стало возможным создание в Тамбовском университете собственной литературоведческой школы. Однако для практической реализации этой возможности потребовалось настоящее мужество. Современная финансовая конъюнктура заставила ученых России выживать - в прямом смысле этого слова. Для таких, как Л.В. Полякова, в этой экстремальной ситуации оказалось важнее всего не спасти собственную репутацию, а обязательно содействовать сохранению отечественной науки, создавая при этом новые исследова-

тельские направления с современными подходами к решению неотложных литературоведческих проблем, с поисками оптимальных путей для объективного изучения литературы филологической молодежью.

В настоящее время диапазон научных пристрастий профессора Л.В. Поляковой широк: от сложнейших теоретических работ в области творческого метода, жанра, литературных традиций до анализа индивидуальной поэтики практически всех значительных русских писателей XX века и предшествующих литературных эпох. Работы Л.В. Поляковой охотно публиковали и публикуют лучшие отечественные издания самых разных научных и общественно-политических направлений. Среди них «Русская литература», «Вопросы литературы», «Октябрь», «Знамя», «Звезда», «Молодая гвардия», «Литература в школе», «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни», «Волга», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Правда», «Советская культура». Целый ряд ее научных работ опубликован в академических и вузовских сборниках. Практически ежегодно Л.В. Полякова выступает на страницах тамбовской печати. Яркие, подчас острые, провоцирующие на немедленный ответ выступления в местной печати добавляют новые штрихи к творческому портрету ученого. В монографии «Выбор. Страницы литературно-краеведческой критики» (Тамбов: Книжная лавка писателя, 1996) собраны литературные портреты тамбовских писателей, закрепившие имя Л.В.Поляковой в области краеведческой науки. Не случайно в юбилейном номере регионального литературно-художественного журнала «Подъем» (Воронеж. 2001. № 1) отмечен большой вклад известного критика, многолетнего члена редколлегии Ларисы Поляковой в становление и развитие литературы Черноземья, в процессы поиска и поддержки молодых талантов России. Она является научным редактором и официальным рецензентом более 30 изданий, вышедших не только в Тамбове, но и в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Твери, Вологде, Абакане и Ельце. Ссылки на ее работы в отечественных и зарубежных литературоведческих журналах, монографиях, диссертациях, в вузовской научно-методической литературе и библиографических источниках многочисленны.

Профессор Л.В. Полякова внесла значительный вклад в «возвращение» и изучение

творческого наследия выдающегося русского писателя Е.И. Замятина (1884-1937), уроженца некогда тамбовской Лебедяни. С его именем связана, пожалуй, самая яркая страница в ее творческой биографии 1990-х годов. На сегодняшний день она является одним из ведущих отечественных замятиноведов, чьи труды в этой области воспринимаются общепризнанной современной классикой.

В 2000 году осуществилась давняя мечта Л.В. Поляковой: в Тамбовском университете при кафедре истории русской литературы был создан Научный фонд Е.И. Замятина. Недавно он получил статус международного с открытием филиалов в Лозаннском университете (Швейцария) и Ягеллонском университете в Кракове (Польша).

Международные Замятинские чтения, проводившиеся в Тамбове уже четырежды (1992, 1994, 1997, 2000), стали образцом проведения коллективных научных мероприятий, где неизменная дружеская атмосфера и деловой настрой участников, представителей ведущих научных центров России, Ближнего и Дальнего Зарубежья способствуют созданию творческих мастерских по наиболее сложным вопросам современного замятино-ведения. О знаменитых Замятинских чтениях в Тамбове были отклики не только в российской печати, но и в парижской газете «Русская мысль», в журнале «Посев» (Франкфурт-на-Майне), на страницах влиятельного лондонского журнала «The Slavonic and European Reviw». Швейцария, Польша, Германия, США, Великобритания, Франция, Чехия, Румыния, Болгария, Южная Корея, Япония, а также Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдова обозначены на географической карте научно-деловых и творческих контактов профессора Л.В. Поляковой. Во многом благодаря именно этим связям Тамбов за рубежами нашей родины приобрел славу и признание международного центра науки.

Целью организации Научного фонда Е.И. Замятина стало стремление создать на родной для писателя земле научно-исследовательскую, учебно-методическую, информационно-библиографическую базу для вузовского и школьного изучения наиболее проблематичных вопросов истории русской литературы XX столетия через освоение сложной творческой судьбы «возвращенного» «русского англичанина». Потребовались приобщение к изучению наследия Е.И. Замятина новых исследователей, максимальное

использование нравственного потенциала замятинского творчества с целью профессионального воспитания учащейся молодежи, сохранение и распространение необходимой информации, коллективный обмен достигнутыми результатами. Определилась задача сделать открытия зарубежных коллег достоянием отечественных специалистов и преподавателей-словесников, написать и издать серию коллективных и индивидуальных монографий, библиографических указателей, аннотированных каталогов, учебных пособий и программ с учетом новых документов и на основе обстоятельно выверенной историколитературной концепции, обеспечить возможность работы с созданной в Тамбове базой данных молодым и опытным филологам, учителям, аспирантам, студентам и старшеклассникам не только в соседних с тамбовским, но и в весьма отдаленных от центра России регионах.

Практические достижения тамбовской школы замятиноведения под руководством профессора Л.В. Поляковой впечатляют. По итогам работы над замятинской проблематикой издан ряд многотомных трудов «Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания» (Тамбов, 1992), «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня» (Тамбов, 1994, 1997, 2000. Т. I - X), два аннотированных библиографических указателя «Е.И.Замятин. Материалы к библиографии. Части I - II» (Тамбов, 1997, 2000). Написана целая серия программ, учебно-методических пособий и научных статей. Защищены 2 докторские и несколько кандидатских диссертаций. Начата работа по созданию «Замятинской энциклопедии».

Авторитетный историк литературы XX века, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Е.Б. Скороспелова, оценивая личный вклад Л.В. Поляковой в создание нового направления отечественной науки - замятиноведения, издала свою монографию «Замятин и его роман «Мы» (М., 1999) с посвящением «участникам замятинских тамбовских семинаров и их вдохновительнице Л.В. Поляковой».

Крупная творческая удача Л.В. Поляковой - монография «Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи» (Тамбов, 2000). Эта книга вместе с другими работами автора и работами других замятиноведов, несомненно, не только положила начало прорыву в изучении творчества Е.И. Замяти-

на в нашей стране, но и для самой Ларисы Васильевны стала своеобразным венцом последнего десятилетия XX века, прошедшего под яркой звездой открытий Евгения Замятина. Именно на страницах монографии «Евгений Замятин...», написанной по итогам многолетних исследований и чтения курса лекций на филологическом факультете Тамбовского университета и других университетов России в период с конца 1980-х годов, разработана общая концепция творчества Е.И. Замятина, характеризующая научные принципы тамбовской замятиноведческой школы. Здесь писатель «примерян» к представлениям Н.А. Бердяева о русском антире-нессансном трагическом характере гуманизма отечественной литературы, к иным философским теориям этого и других мыслителей, поставлен в контекст полемики «западников» и «славянофилов». Рассмотрена творческая эволюция писателя, дана периодизация его творческого пути, проанализированы ведущие художественные произведения, публицистические, литературно-теоретические, литературно-критические работы и эпистолярное наследие Замятина. Интерпретации произведений хорошо структурированы и новы. Отдельные главы посвящены проблеме творческого метода писателя и характеристике современного состояния науки о Замятине.

Л.В. Полякова имеет собственный подход к творческому наследию писателя и четко формулирует свою оригинальную концепцию. Она рассматривает Е.И. Замятина как характерную писательскую индивидуальность для литературного развития не только первых десятилетий, но всего XX столетия. Его творчество, по утверждению автора монографии, подтверждает оценку истории русской литературы XX века как цельной литературной эпохи со своими специфическими чертами и парадоксами. В осмыслении творчества Замятина зарубежным литературоведением Л.В. Полякова констатирует своего рода крен, «модернизацию» и «западнизацию» писателя-реалиста. Замятин-неореалист продолжал традиции, конечно же, прежде всего народной культуры, культуры русской провинции, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского и работал в общем литературно-философском контексте не только с Ницше, Шопенгауэром, Шпенглером, но в первую очередь с русскими религиозными философами Н.А. Бердяевым,

И.А. Ильиным, Г.П. Федотовым, Н.Ф. Федоровым, П.А. Флоренским и другими. Профессор Л.В. Полякова считает возможным говорить о существовании в русской литературе XX века феномена «замятинского» человека, характеризующегося самим Замятиным таким определением, как «скифство». Он создал свой образ восточного человека, одинокого, «сросшегося с конем», вольного «вечного кочевника», всегда готового на мятеж. Этот образ и стал сердцевиной замятин-ской довольно-таки стройной общефилософской и гуманистической доктрины.

Л.В. Полякову и представителей созданной ею научной школы особо интересует вопрос об историософской позиции писателя, который в давней полемике «западников» и «славянофилов» художественно сформулировал свою точку зрения. Он не отвергал огульно западные достижения, а на протяжении всего своего творческого пути пытался «проинтегрировать» специфику русского национального характера и русской истории в параметрах мировой и прежде всего европейской цивилизации.

В выборе замятинского материала в качестве основного научного интереса для Л.В. Поляковой нет случайности. Укоренившееся в отечественной литературе реноме писателя как «еретика», «матроса на мачте», бунтаря против догм, расхожих клише и ярлыков необыкновенно созвучно творческому темпераменту Л.В. Поляковой. Она, конечно, борец по натуре, всегда принципиальный и яркий, свободомыслящий общественный и научный деятель, иногда острый и полемичный, иногда непримиримый, готовый революционным путем отказаться от старого хлама во имя потока свежего воздуха в науке и литературе. Но в первую очередь, Л.В. Полякова - труженик, созидатель и преумножа-тель любви и добра. Это цель и смысл ее жизни. Это особенно чувствуют те, кто идут следом. А многие из учеников Л.В. Поляковой идут не только следом, но и по ее стопам. Под ее руководством защищены 2 докторские и 13 кандидатских диссертаций. А сколько еще молодежи на подходе, на подступах к вершинам литературоведческого Олимпа!

Профессор Л.В. Полякова, историк русской литературы XX века, где все так непросто переплетено и сегодня еще более осложнилось, по-хорошему щепетильна в отношении учебно-методической литературы для студенческой молодежи. Слишком много

идет сегодня в печать конъюнктуры, цолити-ческой и финансовой. Слишком много случайных оценок и подходов. Именно поэтому Л.В. Полякова возглавила работу по написанию своей, на своей кафедре и со своими коллегами новой программы и учебного пособия по истории русской литературы XX века, где ей принадлежит общеконцептуальный раздел и большая часть индивидуальнотворческого материала. Именно неравнодушие к тому, как преподается сегодня отечественная литература, обусловило организацию и проведение в начале 2000 года на базе журнала «Вестник Тамбовского университета» Всероссийского «круглого стола» по обсуждению новейших учебников по истории русской литературы.

Обостренное чувство профессионального долга профессора Л.В. Поляковой знакомо и студентам. Для них она - прежде всего авторитетный специалист, блестящий преподаватель. Только самый чуткий студент догадывается, как тщательно умудренный многолетним опытом работы профессор Полякова готовится к каждой лекции, какую ответственность она чувствует за каждое произнесенное слово. Это понимают и коллеги по кафедре: знают - формального отношения заведующего кафедрой к тому или иному решению не будет.

Особая страница в творческой биографии ученого связана с общеобразовательной школой. Л.В. Поляковой принадлежит идея написания особого типа сочинения на вступительных экзаменах в университет, творческого сочинения, абсолютно исключающего возможность использования шпаргалок. И этот опыт Тамбовского университета был дважды освещен на страницах журнала «Русская словесность». По инициативе Ларисы Васильевны при кафедре создан координационный центр, занимающийся вопросами связи вуза со школой. На базе этого центра совместно с ИПКРО Тамбовской области проводятся учебные Ежегодные областные семинары учителей-словесников и литературные олимпиады старшеклассников.

Дух талантливой личности Л.В. Поляковой сказывается во всем, будь то создание научного труда, общение с докторантами и аспирантами, лекция для студентов, организация научной конференции, заседание кафедры или праздничный вечер. Коллеги из других городов России отзываются о ней восторженно: «... Человек удивительной

энергии и творческих возможностей, бескорыстный ученый» (профессор Н.Н. Комлик, доктор филологических наук, зав. кафедрой русской литературы XX века и зарубежной литературы Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина), «...Духовный вдохновитель, великий организатор, человек, который умеет привлечь...» (Т.В. Иванова, кандидат филологических наук, зав. кафедрой русской литературы Карельского государственного педагогического университета), «...Крупнейший современный ученый-филолог, критик и публицист» (В.А. Юдин, доктор филологических наук, профессор Тверского государственного университета)...

Врожденная духовная прозорливость русского народа по достоинству оценивает присутствие в обществе таких его членов, как Л.В. Полякова. Ее яркая научная, литературно-критическая, литературно-публицистическая и общественная деятельность не могла остаться без справедливых и заслуженных наград. В конце 1994 года в Тамбовский университет пришло известие о присвоении профессору Л.В. Поляковой Почетного звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации. В 1997 году она стала первым (и единственным) лауреатом областной литературной премии им. А.К. Во-ронского как литературный критик, а в 2000 году - также первым лауреатом Всероссийской литературной премии «Преображение России» имени С.Н. Сергеева-Ценского.

Такие, как Л.В. Полякова, служат катализатором нравственного здоровья нации. И чем больше их социальная востребованность, тем выше духовный потенциал, который мы оставляем потомкам. Они неузнаваемо преображают и духовно возделывают наше бренное земное существование. Их неутомимая энергия не дает остановиться на полпу-ти, во что бы то ни стало заставляет добиваться полной самореализации, помогает каждому ощутить себя архитектором собственной судьбы. К месту и своевременно хочется выразить Ларисе Васильевне свою признательность и восхищенно произнести: «Маэстро Полякова - браво!!!».

Мы поздравляем Вас, дорогая Лариса Васильевна, с замечательным юбилеем и желаем крепкого здоровья, незатухающего творческого огня, теплой благодарной любви...

От имени учеников и коллег профессора Л.В. Поляковой докторант кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г.Р. Державина Н.Ю. Желтова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.