Научная статья на тему 'За 10 лет:избранные страницы хроники и переписки. К 60-летию профессора Л. В. Поляковой'

За 10 лет:избранные страницы хроники и переписки. К 60-летию профессора Л. В. Поляковой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «За 10 лет:избранные страницы хроники и переписки. К 60-летию профессора Л. В. Поляковой»

ЗА 10 ЛЕТ:

ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ ХРОНИКИ И ПЕРЕПИСКИ.

К 60-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Л.В. ПОЛЯКОВОЙ1

Эти лишь некоторые страницы хроники и переписки, насыщенные людьми, событиями, сюжетами, идеями, признанием и предложениями, достаточно ярко характеризуют личность заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора филологических наук, зав. кафедрой истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина профессора Л.В. Поляковой, определяют ее место в современной литературоведческой науке, раскрывают напряжение и плодотворность труда современного филолога, высвечивают грани творческого и просто человеческого портрета, очерчивают круг профессиональных и деловых контактов.

1991 год. Этапный для кафедры истории русской литературы и творческой судьбы заведующего кафедрой профессора Л.В. Поляковой год.

В сентябре в ТГПИ (с конца 1994 - ТГУ им. Г.Р. Державина) на базе кафедры литературы (с марта 1998 года - истории русской литературы) прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания», посвященная 50-летию выхода книги «Тамбовский фольклор» (Тамбов, 1941). По материалам конференции издано трехтомное одноименное издание (Тамбов: Изд-во

ТГПИ, 1991). И конференция, и трехтомник окончательно закрепили ориентацию кафедры на фундаментальную и академическую разработку темы «Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края». Под этим названием в 1990 году был опубликован первый межвузовский сборник статей (Тамбов: Изд-во ТГПИ).

В 1991 году в Центрально-Черноземном книжном издательстве (Воронеж) вышла очередная монография Л.В. Поляковой, «Цена битв. Из истории литературной борьбы советской эпохи», написанная на архивных источниках и с привлечением сведений со страниц периодической печати о начале литературной конфронтации середины 1980-х. Эта книга свидетельствовала о «смене вех» в творческой биографии автора и укрупнении профессиональных задач. Ранее специалистам по русской литературе XX века были хорошо известны монографии и другие яркие труды Л.В. Поляковой о русской поэзии XX века: «Поэзия рабочего мая. Очерк творчества Василия Казина» (М.: Совет, писатель, 1977), «Современная советская поэзия и проблемы социалистического реализма» (М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1984), «Поэзия и современность: «за» и «против» (М.: Современник, 1989), защищена докторская диссертация «Проблемы развития советской поэзии послевоенной эпохи (1946-1986): герой, традиции, поэтика» (Л.: Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН, 1988) и так далее. В научной, литературно-критической и библиографической литературе они получили большую прессу (диссертации в список не включены): Русские советские писатели. Поэты. Биобиблиографический указатель. М.: Книга, 1978. Т. 2. С. 92. 1984. Т. 7. С. 193. 1985. Т. 8. С. 160, 245. 1986. Т. 9. С. 124, 228. 1987. Т. 10. С. 3. 1989. Т. 12. С. 393, 422; Филологические науки. 1981. № 2; Русская литература. 1984. № 2. С. 181-184. 1986. № 3. С. 3, 186, 188; Лит. газета. 1984. 19 сент. (статья Ф.Ф. Кузнецова). 1988. 14 сент. (статья В.В. Семенова); Вопросы литературы. 1984. № 11. С. 24-26; Молодая гвардия. 1985. № 3. С. 258-259; Подъем. 1986. № 10. С. 133.

1 Обстоятельный творческий портрет с изложением конкретных научных достижений профессора Л.В. Поляковой и созданной ею тамбовской замятиноведческой школы помещен в «Вестнике Тамбовского университета» (Сер. Гуманитарные науки. 2001. Вып. 4).

1990. № 5, 1991. № 12; Вестн. Москов. ун-та. Сер. 9. Филология. 1987. № 3. С. 67; Лит. Россия. 1990. 12 мая (ред. статья).

Ссылки на работы Л.В. Поляковой о русской поэзии появились тогда и в книгах: Коробов В.И. Николай Старшинов. Литературный портрет. М.: Совет. Россия, 1985. С. 141; Редькин В.А. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. Калинин: Изд-во

КГУ, 1986. С. 124, 228; Современная эпическая поэма. Учебное пособие. Калинин: Изд-во КГУ, 1988. С. 30, 86; Ванюков А.И. Жанр и творческая индивидуальность. 5 глав из истории русской советской повести. Пособие к спецкурсу. Саратов: Изд-во СГУ, 1989. С. 3, 8; Малюкова Л.Н. Философская лирика (1946-1990) / Отв. ред. Л.В. Полякова. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1992. С. 137 и в других многочисленных изданиях.

1992 год. В ТГПИ на базе кафедры литературы проведены Первые Российские Замя-тинские чтения, по материалам которых вышел сборник тезисов «Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания» (Тамбов: Изд-во ТГПИ). В этом же году по замятинской проблематике опубликован ряд статей Л.В. Поляковой. В московское издательство «Просвещение» представлен том «Избранных произведений Е.И. Замятина», составленный и прокомментированный Л.В. Поляковой. Она является и автором вступительной статьи. В это время под ее руководством формируется тамбовская за-мятиноведческая научная школа, разрабатывающая широкий спектр проблем развития истории русской литературы XX столетия. Определился круг талантливых учеников, среди которых вскоре появятся весьма именитые доктора и кандидаты филологических наук.

Профессор Л.В. Полякова получает многочисленные запоминающиеся и поддерживающие в плодотворном начинании письма от своих коллег. «Моя дорогая, нежная моя любовь Лариса Васильевна! Живу осознанием счастья встречи с незаурядным человеком певучей души, который сотворил семью, науку, друзей. Люблю Вас, моя светлая и почитаю...» (ТВ. Иванова, зав. кафедрой литературы Петрозаводского пединститута). «Наверное, не было дня в течение этих почти двух месяцев, чтобы я не вспомнила замя-тинский Тамбов. На фоне обычной бытовой раздражающей суеты вперемешку с тихой

безумно-абстрактной радостью, благодарность Вам, восхищение Вашей энергичностью, стойкостью, талантом, умением собирать вокруг себя таких интересных людей просто помогают мне выживать... Буду бесконечно рада побывать в Тамбове, коль сложится, иль повидать Вас где бы то ни было...» (Н.М. Пономарева, преподаватель Гродненского пединститута, Беларусь).

1993 год. В сентябре кафедра литературы провела Юбилейную международную научную конференцию, посвященную 250-летию со дня рождения Г.Р. Державина, по материалам которой вышли издания «Творчество Г.Р. Державина. Специфика. Традиции» (Тамбов: Изд-во ТТПИ) и «Творчество Г.Р. Державина. Материалы Юбилейной международной научной конференции» (Тамбов: Изд-во ТГПИ). С благословения Л.В. Поляковой опубликована целая серия других работ о Г.Р. Державине, в том числе спецвыпуск журнала «Кредо» (№ 7-8). В этом же году вышел 2-ой выпуск коллективной монографии «Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края» (Тамбов: Изд-во ТГПИ), где помещен цикл работ о Е.И. Замятине и других писателях, жизнью и творчеством связанных с тамбовской землей.

1994-1995 годы. В декабре 1994 года в Тамбове прошли Вторые международные Замятинские чтения, с участием ученых из ведущих научных центров России, ближнего и дальнего зарубежья. К открытию чтений приурочено ставшее потом периодическим издание коллективной монографии в 2-х томах «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня» с фундаментальным предисловием Л.В. Поляковой. В статье «Роман Е. Замятина «Мы» и «Туннель» Б. Келлермана: конец Ренессанса», опубликованной здесь же, Л.В. Полякова впервые в научной литературе поставила вопрос о существующих перекличках романа «Мы» с произведением немецкого классика и о возможности рассмотрения замятинского романа в параметрах эстетики экзистенциализма.

В конце 1994 года Указом Президента России Л.В. Поляковой присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

В 1995 году на страницах газеты «Русская мысль», выходящей в Париже (Русская

мысль. ЬА РЕ^ЁЕ Я^БЕ. 1995. № 4059. 5-11 янв.), представлены заметки профессора Лозаннского университета (Швейцария) Леонида Геллера «Замятинские чтения в Тамбове», где автор писал: «Не исключено, что рождается новая академическая традиция: Тамбов застолбил Замятина как «своего писателя»... Достойна восхищения энергия профессора кафедры русской литературы Тамбовского пединститута Ларисы Поляковой, главного организатора встреч... Автора этих строк, запуганного постоянными воплями русских и западных «средств массовой информации» о крушении культуры в России, тамбовские чтения несколько успокоили, показав, что провинциальные центры как будто обретают ту силу культуры, которая отличала их до революции...».

Прошли первые защиты кандидатских диссертаций учеников профессора Л.В. Поляковой.

С. И. Красовская, молодой преподаватель из Запорожского педагогического института (Украина), написавшая под руководством Л.В. Поляковой диссертацию по поэтике иронии А. Платонова и успешно защитившая ее в диссертационном совете Тамбовского пединститута, писала своему научному руководителю: «Я счастлива, что Ваше присутствие в моей жизни не ограничивается только воспоминаниями, что оно материализуется в письмах, авторефератах Ваших аспирантов, я рада любой возможности общения с Вами, любому поводу обращения к Вам. В жизни очень немного такого «завораживающего» общения, основанного на каком-то трудно объяснимом магнетизме, великом обаянии личности. Вы для меня вот такой удивительный магнит, и мое душевное, духовное, интеллектуальное влечение к Вам не способны ослабить ни время, ни расстояние...».

1996 год. В самый разгар полемики об авторстве «Тихого Дона» на кафедре истории русской литературы ТГУ под руководством профессора Л.В. Поляковой, как бы вопреки этой надуманной и во многом сфальсифицированной дискуссии (чуть позже будет найдена рукопись гениального романа XX столетия) начнется работа над кандидатской диссертацией по творчеству «гонимого писателя» - «Космос философско-поэтического контекста романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»: система коррелят и символов», в

которую войдет сравнительный анализ поэтики «Тихого Дона» и «Поднятой целины» и будут обнаружены совершенно очевидные поэтические совпадения двух романов, лишний раз подтверждающие шолоховское авторство «Тихого Дона». Позже, уже после защиты своей диссертации, преподаватель Борисоглебского педагогического института Н.М. Муравьева напишет своему научному руководителю: «Спасибо Вам не только за то, что Вы руководили моей научной работой (а без Вас она просто не состоялась бы), но и за то, что в Вас я нашла того человека, с которого хочется «делать жизнь»...».

Придет письмо и из Ельца: «Высокочтимая Лариса Васильевна! Имею удовольствие Вас, блистательного ученого и организатора науки, поздравить с праздником Нового Года!.. Р.8. В ноябре стукнуло мне 70. По логике, надо бы радоваться, что при таких-то годах - и на этом свете... Но как-то грустновато. И все вертится в мыслях где-то вычитанная мудрость: «Молодость ушла - не попрощалась; старость пришла - не поздоровалась»... По научной части пытаюсь реализовать давнюю задумку. Ее черновое название: «Крестьянская педагогика в зеркале фольклора...» Последние дни штудировал «Неразгаданную тайну...» Ф. Кузнецова. Отменно эрудированная вещь. Лично меня не устраивает одно: идея, по которой «ранний Шолохов» как бы ни с кем, сам по себе, мысли-тел ь-созерцатель, и вопреки этому он мучим личностными «переоценками ценностей, утратой веры». Причем означенный «внутренний конфликт с властью» повязан (осложнен) воинственной неприязнью к диссидентству, открытому, демонстративному по причине патриотических убеждений писателя.

Зерно «закрытого, замкнутого в себе», затаенного Шолохова Ф. Кузнецов нашел, как он пишет, в записях Левицкой. Я же думаю, что он идет (может быть, не признаваясь в этом) от книги Осипова «Тайная жизнь Шолохова...». Но Осипов кричаще субъективен. В его рисунке великий писатель суетно самолюбив, самовлюблен и мелочно обидчив, то есть это двойник самого Осипова, потому что основной документально-хроникальный материал (журнально-газетные литературные рапорты и обзоры) он подает романной образно-психологической версией -догадками о том, как их чтение обижало самолюбие автора «Тихого Дона», подсчиты-

вающего, кто и сколько раз упомянут, в какой очередности... И это Шолохов?!!

Тут Осипов - всего-навсего лягушка, пытающаяся войти в роль, в образ великана...» (А.М. Стрельцов, профессор Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина).

1997 год. В Москве вышла книга: Замятин Е.И. Избранные произведения (М.: Международный издательский Дом «Синергия»), составленная Л.В. Поляковой. Она является автором вступительной статьи и комментариев. В сентябре прошли Третьи международные Замятинские чтения, опубликованы еще 4 тома коллективной монографии «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня...». Здесь помещена работа Л.В. Поляковой «ЯеаПа» или «геаНога»? О творческом методе Евгения Замятина». В результате анализа имеющихся точек зрения исследователей, тщательного изучения теоретического, историко-литературного и художественного наследия писателя Л.В. Полякова пришла к выводу: «...никакие рефрены, тире и многоточия, игра красок, звуков, никакая символика не только не скрывают, но зримо обнажают взгляд выдающегося реалиста...» (Творческое наследие Евгения Замятина... Тамбов, 1997. Кн. III. С. 24).

Освоен опыт написания и издания аннотированного библиографического указателя «Е.И. Замятин. Материалы к творческой биографии» (Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина). Под руководством Л.В. Поляковой коллектив кафедры истории русской литературы ТГУ становится постоянным держателем грантов ведущих федеральных фондов и программ: РГНФ, ФЦП «Интеграция»,

«Университеты России», «Открытое общество», Минобразования России. Вынашиваются планы - и будут осуществлены в самое ближайшее время - по написанию с привлечением иногородних специалистов Замятин-ской энциклопедии, по проведению в Тамбове Всероссийского конкурса научных студенческих работ «Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин»...

1998 год. Под руководством Л.В. Поляковой идет подготовка к организации в Тамбове Научного фонда Е.И. Замятина российского масштаба. Через 3 года на базе этого фонда и кафедры истории русской литературы ТГУ будет открыт Международный науч-

ный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина с филиалами в Ягеллонском (Краков, Польша) и Лозаннском (Швейцария) университетах. Центр стал базой для международного сотрудничества в провинциальном отечественном университете специалистов по русской литературе XX века. Здесь проходят стажировку аспиранты и преподаватели вузов России.

1999 год. В издательстве Московского университета вышла книга профессора Е.Б. Скороспеловой «Замятин и его роман «Мы» с посвящением «Участникам замятин-ских тамбовских семинаров и их вдохновительнице Л.В. Поляковой».

Ведется работа по подготовке Всероссийского «круглого стола» «История русской литературы на страницах современных вузовских учебных изданий», материалы которого займут две трети объема выпуска № 1 «Вестника Тамбовского университета» за 2000 год.

Профессор Л.В. Полякова, по-хорошему щепетильная в отношении учебно-методи-ческой литературы для студенческой молодежи (слишком много идет сегодня в печать конъюнктуры, политической и финансовой, слишком много случайных оценок и подходов), возглавила работу по написанию своих, на своей кафедре и своими коллегами новых программ и учебных пособий по истории русской литературы. К 2000 году вышел уникальный в своем роде труд из 15 отдельных изданий, включающих программные и методические материалы по фольклору, истории русской литературы всех веков, спецкурсам и спецсеминарам, методике преподавания литературы, контрольным заданиям, по фольклорной, педагогической и преддипломной практикам. Среди них, пожалуй, самый значительный труд (по степени сложности курса) - программа и методическое пособие по истории русской литературы XX столетия, где Л.В. Поляковой принадлежит общеконцептуальный раздел и большая часть индивидуально-творческого материала.

Пятнадцатикнижье, изданное кафедрой истории русской литературы, этот завершенный и цельный программный учебнометодический цикл пособий по всем историко-литературным и теоретическим дисциплинам для студентов 1-5 курсов филологического факультета, необходимый для получения базового классического университетско-

го литературного образования, вызывает интерес не только у тамбовских студентов, но и у специалистов-филологов других университетов России, пользуется огромным спросом (см. подробнее об этом издании: Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 2. С. 102-104).

2000 год. Издана монография Л.В. Поляковой «Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи» (Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина), написанная по итогам многолетних исследований автора и чтения курса лекций в Тамбовском и других университетах России и рекомендованная Научно-методическим советом по филологии Учебно-методического объединения университетов РФ в качестве учебного пособия. Здесь разработана общая концепция творчества Е.И. Замятина, характеризующая научные принципы тамбовской замятиноведческой школы. Отклики пришли из Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (см.: Саватеев В.Я. Новая книга о Замятине // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2000. Вып. 4), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (см.: Голубков М.М., Скороспелова Е.Б. На рубеже тысячелетий: Литература XX века как предмет научного исследования // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 2. С. 8, 19; Семиряга О.В. Новое о Замятине // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 3), Ягеллонского ун-та (Краков, Польша) (см.: Гилднер А. Портрет в теорети-ко-критических и биографических эссе Е.И. Замятина // Русский литературный портрет и рецензия в XX веке. Концепция и поэтика. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2002. С. 37), и других научных центров.

«Очень рад был получить от Вас теплое, душевное письмо. Спасибо за книги. Прекрасно вы издаете «Вестник...». Подборка критических работ о вузовских учебниках весьма впечатляюща. Да и другие материалы тоже, начиная с юбилейной статьи вашего ректора. А уж о книге Вашей, - писал доктор филологических наук профессор Калужского государственного педагогического университета А.П. Черников, - могу' сказать только в превосходной степени. Глубочайшие размышления Ваши о Замятине ставят исследователей его творчества на новый виток осмысления наследия и места его в рус-

ской литературе. Очень импонирует стиль Ваших размышлений, уверенный, вальяжный, убедительный, и тогда, когда Вы поддерживаете чьи-то мнения (напр., А. Ванюкова), и тогда, когда снисходительно и непоколебимо щелкаете по носу всякого рода юрких «исследователей», берущихся за дело, не зная существа его. Превосходно!». «Дорогая Лариса Васильевна! Поздравляю Вас с выходом в свет капитального труда о Замятине. Когда Вы только успеваете все это делать?.. Поражена обилием материалов, высоким уровнем анализа. Восхищена Вашим умом, филологической эрудицией и блестящим профессионализмом. Подумываю: надо бы написать рецензию. Попробую ее поместить у Удодова-младшего, который издает материалы своей лаборатории. Там бывают и рецензии» (Л.И. Зверева, доктор филологических наук профессор Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина).

Трудно перечислить страницы статей, докторских и кандидатских диссертаций, защищенных в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Воронеже, Екатеринбурге, Ростове, Ульяновске и других городах, где цитируется этот труд Л.В. Поляковой (см. частично: Л.В. Полякова. Материалы к творческой биографии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002).

Прошли Четвертые международные За-мятинские чтения. Изданы еще 4 книги «Творческого наследия Евгения Замятина...», тоже получившие большую прессу. Откликнулся и влиятельный лондонский журнал «The Slavonic and European Reviw» (2000. № 4. V. 78. P. 735-743). В своем докладе «О «скифстве» Евг. Замятина: художник в полемике «западников» и «славянофилов». Контур проблемы», опубликованном в одном из выпусков «Творческого наследия...», Л.В. Полякова подчеркнула национальную выразительность художника и поставила его в контекст одной из выдающихся полемик XIX-XX столетий. Она отметила, что писатель создал свой образ «скифа», который «и стал сердцевиной замятинской довольно-таки стройной общефилософской и гуманистической концепции. Вернее, конечно, будет сказать, - уточнила автор доклада, -сердцевиной, ядром и фендаментом большей части поисков и открытий Замятина стал весь национальный контекст его творчества. Именно этот контекст непосредственно реагировал на затруднения в гражданском и че-

ловеческом поведении творца. Образ же скифа в замятинской эстетике - лишь одно из многих, далеко не второстепенных, символических обобщений... Замятин не отвергал огульно западные достижения, а на протяжении всего своего творческого пути пытался «проинтегрировать» специфику русского национального характера и русской истории в параметрах мировой и прежде всего европейской цивилизации» (Творческое наследие Евгения Замятина... Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. Кн. VII. С. 36-37).

Появились новые участники научных встреч в Тамбове, новые авторы коллективной, теперь уже 11-томной монографии. И -снова переписка: «Дорогая Лариса Васильевна! Простите за такое, может быть, слишком личное обращение, но иначе не получается. Вы представить себе не можете, как я благодарна Вам за память и неизменно доброе ко мне отношение. Это при том, что я вот уже год, как пропала из поля Вашего зрения. У меня немало знакомых среди профессуры. Все эти люди достойные, хотя и разные. Вы для меня относитесь к числу (очень ограниченному) тех, кто меня поражает. Ведь достигнув такого уровня, как я заметила, очень трудно остаться просто добрым, внимательным, терпимым и не мелким человеком. А Вы именно такая. Я вряд ли посмела бы сказать Вам это лично, на бумаге как-то проще...» (М.Н. Капру сова, доцент Борисоглебского государственного педагогического института). «Любим и ценим Вас как крупнейшего современного литературоведа и критика, прекрасного педагога и общественного деятеля...» (А.П. Черников, зав. кафедрой литературы профессор Калужского государственного педагогического университета). «Дорогая Лариса Васильевна, Вы -тот сильный централизующий стержень, к которому притягиваются интересные и неординарные личности. Это - дар Божий, но это -и адский труд. А иначе и быть не может» (О.Г. Карасева, аспирантка Ульяновского государственного педагогического университета). «...Примите мое восхищение всем тем, что Вы сделали и делаете в замятинове-дении» (Н.Р. Скалон, доктор филологических наук профессор Тюменского государственного университета). «Ты сделала так много и для науки, и для молодежи (не счесть всех, кому ты дала путевку в жизнь, будучи научным руководителем, оппонентом, рецензентом). Высокая принципиальность не мешает

твоей, как теперь говорят, толерантности. Я ценю твое умение выслушивать собеседника, давая ему право на свое мнение... Горжусь дружбой с тобой». (В.В. Агеносов, доктор филологических наук профессор Московского педагогического государственного университета).

В конце года в Москве (МПГУ) защищена докторская диссертация Л.Е. Хворовой «Эпопея С.Н. Сергеева-Ценского «Преображение России» в культурно-аксиологической парадигме русской литературы», написанная под научным руководством Л.В. Поляковой.

2001 год. 20 марта в Тамбове защищена докторская диссертация «Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры» доцента Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Н.Н. Комлик.

«Для меня большая честь оппонировать диссертационное сочинение Надежды Николаевны Комлик в центре замятиноведения, где целеустремленно ведется работа во имя того, чтобы концентрировать то наиболее ценное, что создано исследователями Замятина за последнее десятилетие!

К чувству гордости от возможности соприкоснуться с людьми, положившими в наше сложное время столько сил на работу по собиранию научных сил, по изданию целого комплекса трудов и библиографических справочников, по становлению и развитию новой отрасли литературоведения, связанной с творчеством Евг. Замятина, присоединяется радость соучастия в рождении научного труда, открывающего замечательную страницу в исследовании творчества Евгения Замятина...

Исследовательница поставила перед собой сложнейшую задачу: не игнорируя эволюционных моментов наследия Е.И. Замятина и учитывая его жанровую многосостав-ность, описать творчество писателя как синхронную художественную систему, в которой - поверх жанровых барьеров и несмотря на внешнюю проблемно-тематическую мно-гослойность - с начала творческого пути и до его завершения действуют одни и те же фундаментальные закономерности. Более того, исследовательницу не удовлетворяет выявление суммы рядоположенных принципов, ее влечет задача более грандиозная - создание системного, по-лингвистически строгого описания, в котором разные уровни текста соотносятся как изоморфные, реализующие в

разных регистрах единую художественную программу. Пафос работы в том, чтобы, не ограничиваясь скрупулезным учетом «мотивов», выявить единую художественную логику их взаимодействия, понять природу смыслообразования в замятинском мире...

Диссертацию можно назвать блестящей по широте охвата материала и по скрупулезности, с которой учитываются и обсуждаются нюансы замятинской художественности. Эта тщательность, за которой чувствуется серьезная научная школа, делает заведомо мало продуктивными со стороны рецензента возможные частные замечания...

Читая исследование Надежды Николаевны, испытываешь чувство глубокой благодарности к исследовательнице за тот гимн русскому человеку, русской народной культуре, какой стала ее работа. Пафос этого исследования особенно ценен сегодня, когда обычным стало выражение презрения к собственному народу, демонстрация сомнений в его исторической состоятельности. Как важно в такой момент услышать раздающийся из глубин русской жизни сильный и чистый голос в защиту России и ее исторического будущего!..».

(Из отзыва оппонента доктора филологических наук профессора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Е.Б. Скороспеловой о докторской диссертации Н.Н. Комлик «Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры», выполненной под научным руководством профессора Л. В. Поляковой).

«Знаю я малиновою ранью / Лебеди летят над Лебедянью» - вот такие поэтические строки пришли мне на память, когда я слушал о лебедянце Замятине. Не буду вдаваться в содержание того, о чем здесь говорилось раньше, но хочу сказать, что Надежда Николаевна очень хорошо знает и понимает содержание своей работы. И нужно отдать должное Ларисе Васильевне Поляковой, которая очень хорошо подготовила эту работу. Всем бы так руководить творческим исследованием!

И еще о мыслях, возникших в связи с защитой докторской диссертации Надежды Николаевны. Я всегда решал для себя вопрос, где я работаю: на периферии или в провинции. В старое доброе время я думал, что лучше говорить, что я работаю в периферийном университете. Но сегодня я ясно по-

нял, почувствовал другую парадигму. Периферия в данном случае не звучит. Периферия -это окраина, это место, удаленное от центра. Звучит обидно. А вот провинция, провинциальная лебедянская, елецкая, тамбовская, пензенская земля - это звучит! Потому что российская провинция - это не окраина, а самый центр, сердцевина России. Здесь ее корни, ее начало. Будьте внимательны и бережны к этому слову! И эту мысль-идею утверждает диссертация Надежды Николаевны...».

(Из выступления доктора филологических наук профессора Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского В.Д. Бондалетова на защите докторской диссертации Н.Н. Комлик «Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры».

«Лариса Васильевна! Дорогой мой человек! Нет слов, чтобы выразить всю мою признательность и любовь к Вам! Получила от Вас свою «продукцию» с Вашей правкой, и так стало неловко перед Вами за то, сколько сил и времени Вы тратите на меня. А заслужила ли я такое внимание к себе?! И как, чем я отплачу Вам за ту бескорыстную помощь, которую вот уже три года Вы оказываете мне?! Низко кланяюсь Вам, дорогой мой Учитель. Какую хорошую школу я прошла под Вашим руководством! Дай Бог Вам здоровья и счастья... Письмо Ваше, как всегда, кладезь мудрости и богатейшего опыта.

Завтра пойду к Лидии Ивановне (профессор Елецкого университета Л.И. Зверева. -Е. Л.), будем вместе думать, как откликнуться на предполагаемое нововведение в школах на вступительных экзаменах. Обязательно будем будировать общественное мнение. Глупое учительство. Не ведают, что творят. Сами себе и детям роют яму. Хотят лишить нас великой традиции, превратить в манкуртов...» (Н.Н. Комлик, доктор филологических наук профессор Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина).

В конце 2000-2001 годов на страницах центральной и местной печати опубликована статья Л.В. Поляковой «И мы сохраним тебя, русская речь...». Об очередном эксперименте Министерства образования» (Русская словесность. 2000. № 5; Лит. Россия. 2001. 1 дек.; Тамбов, жизнь. 2000. 16 дек.; Звезда. 2000. 22 дек.; Совет. Россия. 2001. 10 янв.; Изв. 2001. 18 янв.; другие издания).

В это же время ряд изданий в России и за рубежом публикуют «Обращение к общественности России»: «Мы, преподаватели литературы более двадцати университетов и педагогических вузов страны, представляющие почти все регионы России, отчетливо осознавая свою профессиональную ответственность за литературное образование в стране - как в вузах, так и в школах, обращаемся к педагогической общественности. Нас серьезно беспокоят намечаемые и уже происходящие в последние годы перемены в государственной политике литературного образования... 1. Замена выпускного сочинения изложением... 2. Существенное сокращение часов предмета «Литература» во всех классах средней школы в пользу предметов лингвистического цикла. 3. Перевод русской литературы из федерального блока обязательных учебных предметов в национальнорегиональный блок... Мы требуем от сегодняшних реформаторов образования бережного отношения к национальному достоянию и гордости России - к ее литературе. Мы уверены, что восстановление роли учебного предмета «Литература» как главного инструмента формирования духовного мира растущей личности должно стать стержневой, стратегической линией воспитательной парадигмы школьного образования. Бугров Борис Семенович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Полякова Лариса Васильевна, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина; Лейдерман Наум Лазаревич, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современной русской литературы Уральского педагогического университета (г. Екатеринбург)... И далее еще 26 подписей. Публикация письма будет повторена и в «Литературной газете» (2002. № 33. 14-20 авг.).

2002 год. В первой половине этого года профессор Л.В. Полякова выступила с научными докладами на пленарных заседаниях в Нижегородском, Московском педагогическом государственных университетах, в Московском государственном открытом педаго-

гическом университете им. М.А. Шолохова. После одной из этих конференций, где вместе с немногими другими отечественными и зарубежными профессорами Л.В. Полякова была приглашена на встречу с губернатором, она получила письмо: «Милая Лариса Васильевна! Метеором Вы пролетели над Нижегородской землей, осветив на мгновение ее изношенные, покрытые морщинами и коростой холмы и равнины. И хотя это был только миг, его хватило, чтобы все оживилось и пришло в движение. Даже губернатора зацепили, лицо неприкасаемое, полубоже-ственное. Спасибо Вам за визит. Если Вы его повторите - это будет второй подарок судьбы» (И.К. Кузьмичев, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета).

Чуть позже пришло и еще одно письмо, на этот раз из Москвы: «Дорогая Лариса Васильевна! Получил Вашу открытку, которую очень ценю. Я ведь, практически, еще никому не показывал и не рассылал эти свои новые книжки, кроме людей очень близких (речь идет о присланных Л.В. Поляковой новых книгах: Есин С.Н. Попутные мысли. Опыт исследования о писательском труде. М.: Лит. ин-т им. А.М. Горького, 2002; Харченко В.К. Писатель Сергей Есин: язык и стиль. М.: Совр. писатель, 1998. - Е. Л.). Поэтому Ваша оценка для меня очень важна. В известной мере она совпадает с тем, что мне сказали эти самые близкие, но знающие люди: наверное я предприму некоторый демарш в сторону науки. За лето я должен это решить. Но пока увлечен своими Дневниками и новой книжкой суховатой сегодняшней прозы. Я пишу «Новые египетские сказки», маленькие рассказы о новых русских на отдыхе. Сегодня как раз ехал в институт, и вдруг возникло предощущение, что именно сейчас я могу начать рассказ, который не дается мне две или три недели. Остановил машину у бортика на Ленинском проспекте, достал записную книжку и написал первых два абзаца. Может быть, пойдет и дальше - главное начать.

У меня осталось прекрасное впечатление от Горького (Нижнего Новгорода) и нашей Конференции. Я так же рад нашему с Вами знакомству, которое высоко ценю. Если будете в Москве - не проходите мимо ...» (С.Н. Есин, писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького.)

В русскоязычном американском еженедельнике «Publicity. Реклама» (Чикаго. 10-16 июля) опубликован развернутый творческий портрет профессора JI.B. Поляковой «Возвышаясь над мелочной суетой». Автор, профессор Т.Т. Лиокумович завершает свою аналитическую работу словами: «Поиск истины - целенаправленная забота ученого. Л.В. Полякова живет с неизменной надеждой на процветание русской словесности, на благотворную силу воздействия художественного слова... Верная дочь России, возвышаясь над мелочной суетой повседневности, служит родной земле с полной отдачей физических сил и деятельной энергией. Мысли и чувства, рожденные творческим подъемом, оказываются сильнее, чем боль сердца».

ИЗ ЮБИЛЕЙНЫХ ПОЗДРАВЛЕНИЙ

2002 год - юбилейный год профессора Л.В. Поляковой. К торжественному чествованию юбиляра на Ученом совете Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в феврале поступило более 60 поздравлений из российских вузов и академических институтов, редакций журналов и средств массовой информации, от зарубежных коллег: Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, редакций журналов «Вопросы литературы», «Филологические науки», «Москва», из Кракова, Белостока, Лозанны, Чикаго, Украины и Беларуси. Откликнулись все ведущие отечественные университеты.

«Многоуважаемая Лариса Васильевна поздравляя Вас с замечательным юбилеем чувствуем торжественность Вашего душевного состояния Спешим засвидетельствовать свою вам любовь и глубокое почтение Спасибо за то что Вы есть в филологической науке прежде всего в замятиноведении Сорок лет назад Вы стали студенткой нашего факультета Сегодня в 60 - прекрасно сдали экзамен на принадлежность к плеяде выдающихся литературоведов России Будьте здоровы Обнимаем Декан филологического факультета МГУ профессор Марина Леонтьевна Ремнева».

«Дорогая Лариса Васильевна филологический факультет Воронежского университета сердечно поздравляет Вас известного ученого видного деятеля науки славным юбиле-

ем надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества За последнее десятилетие Вами в Тамбове создан Международный научный центр по изучению творчества Замятина достигший впечатляющих результатов и ставший закономерным следствием успешной работы тамбовской научной школы за-мятиноведения Добра здоровья счастья Декан филологического факультета ВГУ профессор Акаткин Зав кафедрой русской литературы XX века профессор Никонова».

«...Вы являетесь не только основателем научной школы, создателем и вдохновителем коллектива единомышленников-замятино-ведов, но, что особенно существенно, Вами восстановлены многие страницы в истории отечественной литературы. Это стало возможным прежде всего благодаря Вашему, Лариса Васильевна, подвижническому труду и вместе с тем трепетному отношению к русскому культурному наследию... Кафедра литературы Волгоградского государственного университета».

«...Ваш жизненный путь оказался связанным с историей нашего вуза. Вы были талантливой аспиранткой и дали нам замечательный повод для гордости, достигнув огромных успехов в литературоведческой науке и педагогической деятельности. Ваши яркие литературоведческие книги и статьи широко известны в России и за ее пределами... Огромная армия Ваших учеников служит отечественному просвещению, ориентируясь на Вас... Поражает Ваша творческая энергия, огромный научный потенциал. Ваша многолетняя работа на поприще литературоведения отмечена высоким профессионализмом, добрым вниманием и дружеским участием к коллегам и ученикам. Пользуясь замечательным поводом, хочется высказать Вам нашу благодарность, уважение и восхищение... Декан факультета русской филологии Московского педагогического университета профессор Копосов, зав. кафедрой русской литературы XX века профессор Алексеева».

«Кафедра русской литературы XX века Московского педагогического государственного университета сердечно поздравляет Вас со славным юбилеем... Мы высоко ценим наше творческое сотрудничество Дорожим профессиональным и личным общением с талантливым ученым критиком публицистом общественным деятелем Желаем тамбовской литературоведческой школе процветания... Заведующий кафедрой профессор Лазарев».

«Дорогая Лариса Васильевна! Редакция и редакционная коллегия журнала «Подъем» сердечно поздравляют Вас, известного критика и литературоведа, давнего автора и члена редколлегии журнала с юбилеем. Мы высоко ценим Вашу подвижническую работу по отстаиванию традиций русской национальной литературы... Директор журнала

А. А. Голубев. Главный редактор И. И. Евсе-енко».

«...Мы восхищены Вашим уникальным талантом, красотой, щедростью души, которыми Вы лечите страну в трудное время! Хорошо думать и знать, что люди, подобные Вам, с душой и талантом, всегда были в России и спасали ее... А. Русский, соб. корр. Информационного телеграфного агентства России (ИТАР ТАСС)».

В последние годы многочисленные отклики на труды Л.В. Поляковой связаны в основном с именем Е.И. Замятина. Однако, не сократился диапазон оценок и на страницах общелитературоведческих и других изданий (диссертации в список не включены): Кто есть кто в русском литературоведении. Справочник. Ч. III. П-Я. М.: ИНИОН, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 1994. С. 33-34; Шенцева Н.В. Художественный мир Е.И. Замятина: Уч.-метод, пос. Йошкар-Ола: Изд-во МГПИ, 1996. С. 52, 56, 91, 96, 99, 135 и др. (Сер.: Новое о русской литературе. Вып. VIII); Русские писатели. Поэты. Биобиблио-графический указатель. С.-Пб.: Российская нац. б-ка, 1996. Т. 19. С. 125, 127, 128, 173; Замятин Е.И. Материалы к библиографии. Часть I / Под ред. Л.В. Поляковой. Сост. Г.Б. Буянова, С.А. Косякова, О.В. Нечаева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина,

1997. №№40, 41, 42, 43,44, 65, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 188, 189, 195, 198, 200, 201; Новое о Замятине. Сб. материалов под ред. Л. Геллера. М.: Мик, 1997. С. 236, 237, 240, 243, 289, 292, 297, 305, 308-314; Науменко-Порохина А.В. Русская лирическая поэзия 1960-1980-х годов. Основные тенденции развития. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 1998. С. 350; Бараков В.Н. Почвенное направление в русской поэзии второй половины XX века: типология и эволюция. М.: Изд-во МПГУ, 1998. С. 360, 395; Материалы для библиографии новой научной литературы об А.С. Пушкине (1990-1998). М.,

1998. С. 104; Алексей Николаевич Верстов-ский. Биобиблиографический указатель.

Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина,

1999. № 992, 993, 1281, 1900; С четырех сторон Россия... Тамбовский край на карте страны. Тамбов: Пролетарский светоч, 1999. С. 91; Замятин Е.И. Материалы к библиографии. Часть II / Под ред. Л.В. Поляковой. Сост.: Г.Б. Буянова, С.А. Косякова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. №№ 90, 92, 93, 94, 95, 96, 163, 164; Е.И. Замятин и мировая культура XX века // Ежеквартальник русской филологии и культуры. С.-Пб., 2000. С. 8; Дорожкина В.Т. Литературная жизнь. Прошлое и настоящее. Фрагменты истории Тамбовской областной писательской организации. Тамбов: Кн. лавка писателя, 2000. Форзатц. С. 46-47; Заслуженные деятели науки, науки и техники Российской Федерации - члены коллектива университета. Полякова Лариса Васильевна. Фото и другие материалы // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Итоги и перспективы развития. Историко-статистический очерк. Монография / Под общ. ред. В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. С. 34, 50-53, 139, 140; Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М.: Изд-во МГУП, 2000. С. 353; Евсеев В.Н. Проза Е.И. Замятина. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. С. 67, 157, 171; Евсеев В.Н. Роман «Мы» Е.И. Замятина (жанровые аспекты). Ишим: Изд-во ИГПИ,

2000. С. 8, 108; Комлик Н.Н. Творческое наследие Е. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец: Изд-во ЕГПИ, 2000. С. 28, 75, 101, 226; Русская мысль. LA PENSEE RUSSE. Париж, 1995. № 4059. 5-11 янв.; Волинь. 1995. 21 Листопада; Филология. Исследования на соискание ученых степеней кандидата и доктора филологических наук в 1995 году в России. Справочник. Головной совет «Филология» при Госкомвузе Российской Федерации. Саратов: Изд-во СГУ, 1995. С. 59; Мол. гвардия. 1996. № 1. С. 247; Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 1996. Вып. 1, 2. С. 109-112. Вып. 3-4. С. 126-129, 131, 132. 2000. Вып. 4. С. 93-95. 2001. Вып. 1. С. 95, 96-97, 104. Вып. 2. С. 87-91, 102, 104; Правда. 1996. 19 нояб.; Русский язык и литература в учебных заведениях. Киев, 1997. № 7-8. С. 40, 41, 42; Слово. М., 1997. № 11-12. С. 11-12; Российская национальная б-ка.

1999. № 11. С. 3; Липецкая газета. 2000. 26 сент.; The Slavonic and European Reviw.

2000. № 4. V. 78. Р. 735-743; Русская словесность. 2000. № 5. С. 97-100; Изв. 2001. 18 янв.; Подъем. 2001. № 1. С. 13; Филологические науки. 2001. № 1. С. 124; Лит. Россия. 2001. 1 дек.; Вестн. Москов. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 2. С. 8, 19. № 3. С. 47-48; Аргументы и факты. 2002. № 7. Февр.; Русский литературный портрет и рецензия в XX веке. Концепция и поэтика. С.-Пб.: Изд-во С.Пб. ун-та, 2002. С. 37; Publicity. Реклама. Чикаго, 2002. 10-16 июля и так далее.

ЕЩЕ ОТКЛИКИ УЧЕНИКОВ

С.В. Федотова, кандидат филологических наук, доцент кафедры дисциплин гуманитарного цикла ТОИПКРО:

«Очень долгое время Лариса Васильевна олицетворяла для меня советский научный Олимп. Спектры наших интересов, как мне казалось, были диаметрально противоположны: для нее - это советская литература, для меня - религиозно-философское осмысление дореволюционной русской классики. Однако уже на V курсе института Лариса Васильевна удивляет нас тем, что открывает цикл лекций по советскому периоду интересными размышлениями о проблеме свободы в XX веке. Родственность проблематики, хотя и при другом ее понимании, приводит меня в аспирантуру под руководство профессора Поляковой. А дальше цепь удивлений, раскрывающих своеобразие личности Ларисы Васильевны, стремительно раскручивается. Сначала мой руководитель настаивает на теме диссертации по Вяч. Иванову, сложному поэту-мыслителю «серебряного века», достаточно далекому (как мне тогда ошибочно виделось) от ориентации кафедры. Затем она поражает нестандартным (но глубоко оправданным!) методом руководства исследованием, отчасти аналогичным обучению плавать на глубине. А с какой радостью Лариса Васильевна помогает в насущных вопросах - за что ей моя прочная и неизменная благодарность...

Но больше всего раскрывается она в наших долгих беседах о религиозно-философских исканиях Вяч. Иванова и его современников, выступая не как холодный олимпиец, воспитанный на соцреализме, а как умный, искренне стремящийся понять чужие идеи ученый. Это мне урок на всю жизнь. И несмотря на то, что для нас с Ларисой Василь-

евной и сейчас больше тем для полемики, чем для обоюдного согласия, именно она стала для меня учителем, воплощающим в своей практике древний принцип познания: «Платон мне друг, но Истина дороже».

В.В. Колчанов, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина:

«Представление о Ларисе Васильевне Поляковой выражено наиболее сильно в образе Ф. Гельдерлина «ангел дома». Изначальный человеческий опыт уже здесь схватывается ясно и отчетливо. «Ангел дома» -это жизнь в окружении своем, это любовь, труд, осознание себя в качестве члена коллектива, целостность которого воспринимается как единичная сущность. В реке времен это еще и этимологическая связь с античной просодией. Лары в римской мифологии -божества, покровители дневных перекрестков, коллективов и их земель, устанавливающие гармоничные отношения между людьми. Так живут они, бессмертные Энеиды, в желанных детях своих, и частенько воспаряет над домом их безмолвный эфир...».

Н.Ю. Желтова, кандидат филологических наук, докторант кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина:

«В одном из интервью Лариса Васильевна сказала, что главное в человеке - это его сердце, и каждому из нас надо его иметь. Действительно, «зорко одно лишь сердце...». Талант, трудолюбие, подвижничество в любимом деле, способность прямо идти к поставленной цели, добиваться результатов, и, не останавливаясь на достигнутом, идти дальше - таков, наверное, алгоритм успеха Поляковой-ученого, залог ее полной самореализации в творческой деятельности. Но лишь Сердце - залог любви, любви, от которой проступают слезы на глазах учеников и стоит комок в горле от невыразимой благодарности за присутствие в твоей судьбе не только мудрого наставника, но человека с Большим Сердцем...

Я часто вспоминаю жаркий июль 92-го... На вступительных экзаменах «отвечаю» образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» и «Судьбу человека» Шолохова. Волнуюсь так, что почти не обращаю внимания на только что вошедшую и подсевшую к столику экзаменатора женщину с проникновенными ум-

ными глазами. Приятным шелковистым голосом она задает мне один вопрос за другим. Не помню что, но пытаюсь ответить. Женщина кивает и снова уходит. Получив «пятерку», вне себя от радости, выбегаю в коридор. Там снова вижу знакомую женщину, она подходит ко мне, улыбается, представляется как профессор Лариса Васильевна Полякова и говорит, что я буду учиться у нее в аспирантуре. Для семнадцатилетней абитуриентки из Рассказова поступление в далекую аспирантуру казалось событием из области фантастики. Надо ли говорить, что все так и случилось?..

На протяжении всех студенческих лет Лариса Васильевна не упускала меня из виду, активно побуждая к занятиям научными упражнениями. По ее же выражению, она стала тем самым локомотивом, который повел меня в нужном направлении и на весьма большой скорости. На втором курсе у меня была уже первая публикация - скромные тезисы, составленные с помощью Ларисы Васильевны, которыми я, однако, очень дорожу. На третьем году обучения она доверила мне выступить на Международных Замятин-ских чтениях. В 1995 году под ее руководством я стала первым лауреатом областной именной стипендии имени Е. Баратынского, а в 1997 - первым победителем университетского конкурса научных студенческих работ, а еще через два года мною была досрочно защищена первая в Тамбове кандидатская диссертация по творчеству Е.И. Замятина. И сейчас - докторантура. Хотя, конечно, были не только победы... Но рядом была Лариса Васильевна, прозорливое сердце которой всегда безошибочно знало, как мне помочь, как вернуть веру в себя и способность дальше работать.

Прошло ровно десять лет с момента моей первой встречи с Ларисой Васильевной, но по сей день она является моим бессменным научным руководителем, чем я очень горжусь. По сей день она не перестает меня удивлять своим потрясающим умением ярко Жить и талантливо Работать, и каждый день я благодарю судьбу за то, что она подарила мне радость общения с человеком Большого Сердца...».

Л.Е. Хворова, доктор филологических наук, профессор Тамбовского государственного технического университета:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Лариса Васильевна Полякова - человек удивительный. Я, одна из ее аспирантов и докторантов, могу сказать так без преувеличения. Пятнадцать лет назад она, рядовой преподаватель кафедры, очаровала меня своими лекциями об Ахматовой и Маяковском, Блоке и М. Горьком, которые читала так убедительно и вместе с тем вдохновенно, возвышенно, что ей хотелось непременно подражать и уж обязательно учиться у нее в аспирантуре. Так произошло мое первое знакомство с Ларисой Васильевной, и оно решило мою судьбу: я пришла работать на кафедру литературы.

Личность Ларисы Васильевны столь многогранна и глубока, что о ней можно долго и долго говорить. С каждым годом она раскрывала для меня какие-то новые грани. Безусловно, как и всякий «выламывающийся» человек, Лариса Васильевна сложна, порою в чем-то даже и противоречива. И - неудобна. Для лентяев, лодырей, для тех, кто привык просто работать, а не видеть в своем деле великий, вечный смысл.

Тщательность, добросовестность, бескомпромиссность и прямота в редком сочетании с добротой, великодушием и всепрощением - вот таким для меня навсегда останется мой любимый Учитель, о котором всегда думаю с теплотой и нежностью. Убеждена, что именно в этом и состоит смысл настоящей любви. Она, эта любовь, не крикливая и пафосная, а тихая, деликатная, незаметная, но очень прочная, прошедшая испытание нелегкими временами. Такая любовь спасительна».

И.А. Сайганова, студентка института филологии и журналистики ТГУ им. Г.Р. Державина.:

«Современность зачастую учит нас не верить не только красивым фразам, но и простым и мудрым в своей простоте человеческим словам. К счастью, в жизни нашей есть другие учителя. И глядя на них, ты понимаешь, что на сильной земле действительно родятся сильные, под стать ей, люди. Из лучших зёрен крепкого колоса вырастут другие колосья, - пожалуй, именно в этом тезисе раскрывается смысл жизни таких людей -наших учителей, достойного их представителя - Ларисы Васильевны Поляковой.

Слово - первооснова уже пройденного и еще не начатого - объединяет Ларису Ва-

сильевну с ее многочисленными учениками. С надеждой на бесконечность и прочность этой связующей нити - моя благодарность профессору Л.В. Поляковой».

Е.А. Зверева, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики ТГУ им. Г. Р. Державина:

«Началом нашей совместной с Ларисой Васильевной научной работы стало мое дипломное сочинение о творчестве М. Цветаевой, тему которого подсказала именно она. Мой научный руководитель никогда не пыталась загнать неопытного студента в рамки того аспекта исследования, которое представлялось заслуженному профессору более продуктивным. В первую очередь, Лариса Васильевна приветствовала самостоятельность и поощряла мои, иногда беспомощные, но независимые суждения. Ей принадлежала и идея избрать творчество С.Н. Сергеева-Ценского материалом моего диссертационного исследования.

На протяжении всей весьма нелегкой работы над диссертацией я всегда ощущала безграничность ее благожелательности и терпения. Лариса Васильевна заново учила меня читать и писать, упорно билась над моей манерой изложения, ругала за то, что я держу мысль за хвост и не даю ей развернуться. Но что бы Лариса Васильевна ни говорила, я всегда знала, что это моя «научная опора», которая никогда не рухнет, не предаст, всегда найдет время для доброго слова и бесценного совета. И хотя сейчас я формально не отношусь к питомцам кафедры истории русской литературы, твердо знаю, что найду в «кафедральном доме» Ларисы Васильевны научную и просто дружескую поддержку в любой ситуации».

А.М. Шестерина, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики ТГУ им. Г. Р. Державина:

«Не учителя выбирают учеников, ученики выбирают себе Учителей. Это суждение стало почти аксиомой. А потому называю Ларису Васильевну своим Учителем. Сейчас даже трудно вспомнить, сколько раз ее пример, ее совет помогали мне выбрать правильную дорогу. Могла ли я, всю жизнь мечтавшая о преподавании литературы в школе, вообразить, что когда-нибудь буду учить

студентов азам журналистики, разрабатывать сайты в Интернете, думать о создании собственной сетевой газеты? Теперь, пройдя часть этого пути, я понимаю, что он был подсказан мне моим Учителем правильно. Я хотела бы сказать Ларисе Васильевне СПАСИБО за тот правильно сделанный за меня выбор. Если можно экспериментировать над формой благодарности, я бы на весь разворот написала в адрес Ларисы Васильевны только одно слово СПАСИБО, но написала бы на всех языках мира.

Просматривая сборник афоризмов С. Ленца, я вдруг поняла, что именно Лариса Васильевна научила меня, пожалуй, самому важному: «Умные мысли приходят в голову изнутри» (и да будет мне позволено не оформлять сноску)».

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

С.Б. Прокудин, кандидат филологических наук, зав. кафедрой литературы ТГПИ с конца 1960-х до начала 1980-х годов:

«Доктор филологических наук, профессор Лариса Васильевна Полякова возглавила кафедру истории русской литературы в конце 1980-х годов. С этого момента вся работа кафедры, особенно научная, не просто оживилась, она приобрела принципиально новое качество. Научное и педагогическое дарование Л.В. Поляковой дополняются несомненными организаторскими способностями, проявившимися во многих начинаниях: открывается аспирантура, затем докторантура; возникает активное сотрудничество с крупными научными центрами ближнего и дальнего зарубежья; регулярно проводятся международные Замятинские чтения, научные конференции по творчеству Г.Р. Державина, С.Н. Сергеева-Ценского, по литературному краеведению, устному народному творчеству. Кафедра становится научно-методическим центром по работе с учителями-словесниками области, проводятся ежегодные семинары по наиболее сложным вопросам школьного преподавания литературы...

Прекрасное знание русской литературы, и, прежде всего литературы прошлого века, широкая осведомленность в деталях литературного быта позволяют ей свободно ориентироваться в книжном море. Лариса Васильевна автор ряда монографий, многочисленных публикаций в центральной и областной

периодике, она работает, увлекая других силою своего научного авторитета, исследовательским энтузиазмом, живой заинтересованностью не только в своей, но и в чужой работе. Этот характер заведующего кафедрой Л.В. Поляковой я почувствовал на себе. Сколько творческих усилий и энергии пришлось ей затратить на организацию моего диалога с американским профессором К. Эмерсон по проблематике «Евгения Онегина» Пушкина!

У Пушкина есть стихотворение, в котором поэт рисует образ русского человека-гражданина. В частности, в стихотворении возникает образ женщины не с хладною душой, «но с пламенной, пленительной, живой». Это пушкинское представление о женщине вполне может быть адресовано Ларисе Васильевне».

Из творческого портрета профессора Л. В. Поляковой, написанного ее учениками и коллегами и опубликованного в «Вестнике Тамбовского университета» (Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 4): «Дух талантливой личности Л.В. Поляковой сказывается во всем, будь то создание науч-

ного труда, общение с докторантами и аспирантами, лекция для студентов, организация научной конференции, заседание кафедры или праздничный вечер. Врожденная духовная прозорливость русского народа по достоинству оценивает присутствие в обществе таких его членов, как Л.В. Полякова. Такие служат катализатором нравственного здоровья нации. И чем больше их социальная востребованность, тем выше духовный потенциал, который мы оставляем потомкам. Они неузнаваемо преображают и духовно возделывают наше бренное земное существование. Их неутомимая энергия не дает остановиться на пол пути, во что бы то ни стало заставляет добиваться полной самореализации, помогает каждому ощутить себя архитектором собственной судьбы».

Подборка материалов осуществлена Е.А. Лядовой, кандидатом филологи-ческих наук, доцентом кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, ученицей профессора Л. В. Поляковой.

К 50-летию Г.А. ВОДОПЬЯНОВОЙ

С.А. Косякова

Уже около 30-ти лет Галина Александровна Водопьянова преподает. В 1974 году Галина Александровна окончила факультет русского языка и литературы Тамбовского государственного педагогического института. Работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 21 г. Тамбова, методистом и преподавателем в Тамбовском филиале Московского государственного института культуры. С 1984 года работает на кафедре литературы ТГПИ (ныне - кафедре истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина) - сначала в должности ассистента, затем - старшего преподавателя.

На протяжении многих лет Г.А. Водопьянова занимается проблемами поэтики

русской классической литературы, в частности, литературы XIX столетия.

Галина Александровна является автором 23 научных и учебно-методических работ. Среди них - методические рекомендации «Олимпиады, викторины, игры, ринги» (Тамбов, 1995), учебное пособие «Тарханы в судьбе М.Ю. Лермонтова» (Тамбов, 1998), методические рекомендации для абитуриентов, поступающих на филологический факультет. Кроме того, ею уже несколько лет разрабатываются вопросы и задания к областным олимпиадам школьников по литературе.

В 1999 году кафедра истории русской литературы ТГУ им. Г.Р. Державина организовала Всероссийский «круглый стол» «История русской литературы на страницах современных вузовских изданий», материалы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.