Научная статья на тему 'М. ЖИДЕЛЬС. РАСПАД КАТОЛИКО-АПОСТОЛЬСКОЙ СЕКТЫ В ЛАТЫШСКИХ КОЛОНИЯХ'

М. ЖИДЕЛЬС. РАСПАД КАТОЛИКО-АПОСТОЛЬСКОЙ СЕКТЫ В ЛАТЫШСКИХ КОЛОНИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
канфесіі на Беларусі / католіка-апостальская царква / латышы / Магілёўшчына / Латрошча / religious tradition in Belarus / Catholic-apostolic Church / Latvians / Mahilioŭ region / Latroshcha

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М. Королёв

Публікацыя ўяўляе сабой пераклад часткі нарысу М. Жыдэльса пра паўстанне ў латышскіх калоніях абшчын католіка-апостальскай царквы. Асаблівая ўвага сканцэнтравана на яе дзейнасці на Магілёўшчыне ў Пятровічах/Латрошчы. Таксама прыведзена фінальная частка нарысу, дзе распавядаецца пра лёсы гэтых абшчын у СССР. У каментарах пада-дзены звесткі, якія павінны аблегчыць разуменне аўтарскага тэксту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. Zhidels. The collapse of the Catholic-apostolic sect in the Latvian colonies

The publication is a translation of part of the essay by M. Zhidels about the rising of the communities of the Catholic-apostolic Church in the Latvian colonies. The main attention is focused on its activities in the Mahilioŭ region such as Piatrovichy/Latroshcha. Also the final part of the essay tells about the fate of these communities in the USSR. The comments provide information that should facilitate the understanding of the author's text.

Текст научной работы на тему «М. ЖИДЕЛЬС. РАСПАД КАТОЛИКО-АПОСТОЛЬСКОЙ СЕКТЫ В ЛАТЫШСКИХ КОЛОНИЯХ»

Латыши и белорусы: вместе сквозь века. - 2022. - Вып. 11. - С. 85-91.

АРХИВЫ И ВОСПОМИНАНИЯ

I-

УДК 94(476X284.1+284.6) М. ЖИДЕЛЬС. РАСПАД КАТОЛИКО-АПОСТОЛЬСКОЙ СЕКТЫ

В ЛАТЫШСКИХ КОЛОНИЯХ1

M. Zhidels. The collapse of the Catholic-apostolic sect in the Latvian colonies

М. Королёв (M. Karaliou),

редактор перевода, комментарии г. Варшава, Польша

Публшацыя уяуляе сабой пераклад часта нарысу М. Жыдэльса пра паустанне у латышсшх калотях абшчын католша-апостальскай царквы. Асаблiвая увага сканцэнтравана на яе дзейнасщ на Магшёушчыне у Пятровiчах/Латрошчы. Таксама прыведзена фiнальная частка нарысу, дзе распавядаецца пра лёсы гэтых абшчын у СССР. У каментарах пада-дзены звесткi, яшя павiнны аблегчыць разуменне аутарскага тэксту.

Ключавыя словы: канфесii на Беларуш, католiка-апостальская царква, латышы, Магшёушчына, Латрошча.

The publication is a translation of part of the essay by M. Zhidels about the rising of the communities of the Catholic-apostolic Church in the Latvian colonies. The main attention is focused on its activities in the МаЫНой region such as Piatrovichy/Latroshcha. Also the final part of the essay tells about the fate of these communities in the USSR. The comments provide information that should facilitate the understanding of the author's text.

Keywords: religious tradition in Belarus, Catholic-apostolic Church, Latvians, МаЫНой region, Latroshcha.

Возникновение католико-апостольской церкви2 в латышских колониях

1 Zidels M., Katolu-apustulu zektes sabrukums latvju kolonijas, [в:] Skilters K. (red.), Religisko organizaciju sabrukums padomju saveenibas latvju eedzivotaju vidu, Maskava 1931, 56.-86.lpp. По утверждению автора, вынесенному в подзаголовок, при написании очерка использованы материалы центрального церковного архива секты.

2 Католическая апостольская церковь возникла в Англии в начале 1830-х гг. Основой своего вероучения признаёт Апостольский и Никейский символы веры. Верят в бессмертие души, искупительную жертву Иисуса Христа на кресте, воскресение и вознесение Христа, допускают наличие у человека свободной воли. 7 христианских таинств понимаются ими как знаки Божественной благодати. В Католической апостольской церкви практиковались глоссолалия (говорение на иноязыках), пророчества, одним из даров Святого Духа считалась возможность исцеления. Всем этим последователи Католической апостольской церкви напоминают современных пятидесятников, и их нередко считают ранними пятидесятниками. Обрядность довольно торжественная, сочетающая элементы римско-католического, православного и англиканского ритуалов.

Многие из переселенцев в Латрощу (Беларусь) в Латвии были батраками и издольщиками1. Вначале они получили незастроенный и заросший кустарником и лесом участок земли имения Петровичи размером около 500 десятин. Здесь было даже болото. В течение первых пяти лет арендная плата не вносилась. Позже, когда земля была уже обработанной, арендная плата увеличивалась каждый год. Только в 1910 году земля была продана колонистам. Интерес арендодателя заключался в том, чтобы продлить аннуитет2 как можно дольше, потому что арендодатель получал от аннуитета тройную прибыль: во -первых, получил арендную плату за участок неиспользуемой ранее земли, во-вторых, этот непригодный участок превратился в пригодный и, в-третьих, продал колонистам тот же земельный участок по 93 рубля за десятину. Таким образом, эксплуатация использовалась по полной программе. Именно поэтому многие колонисты оказались в очень сложных материальных условиях. Эти трудности усугублялись незнанием русского языка и бюрократическим характером работы большей части местных властей. В этих обстоятельствах большинство колонистов обратилось к религии за облегчением своего тяжелого положения. Однако «церковь Господа»3 не смогла их принять.

В 1891 году в латышских колониях в Могилёвской губернии миссионеры распространяли брошюры, изданные сектантами и рижским пастором Бушем. В результате некий латышский колонист, Давис Балодис, прочитал эти брошюры, стал проповедником и начал вербовать своих сторонников. В том же году он переехал в Петровичи (Латрощу), где также вёл агитацию и собрал вокруг себя определённую группу последователей. Из брошюры под названием «Освящение баптистов» они узнали о секте апостольцев. 20 сентября 1891 года один из колонистов, Мартиньш Эйзенграудс, написал письмо тогдашнему префекту Апостольской церкви в Риге Тауриньшу, адрес которого был указан в брошюре, где кратко рассказал о сложившейся ситуации. Началась переписка между колонистами и проповедниками рижской апостольской секты. Результатом этой переписки стало то, что в июне 1892 года рижские проповедники Я. Шиба и А. Кошкинс провели в Петровичах торжественные богослужения, которые оставили определённое впечатление у колонистов. После этого многие колонисты выразили желание вступить в секту апостольцев. Приехавшие из Риги проповед-

1 Арендаторы земли, которые платили за неё собственнику не деньгами, а долей урожая.

2 Аннуитет - схема выплат, при которой долг гасят равными суммами и через равные промежутки времени. В саму выплату входит не только задолженность, но и набежавший процент.

3 По всей видимости, автор имеет в виду Лютеранскую церковь.

ники также согласились, что в Петровичах следует основать церковь, а поскольку новой церкви нужны были свои проповедники и служители, они выбрали 8 человек, которые были направлены в Ригу, чтобы углубить знание учения апостолов и совершить обряд посвящения. Интересно отметить, что лидером новой общины был не Д. Балодис, первый проповедник учения этой секты и главный её основатель в латышских колониях, но М. Эйзенграуд. Как причина было указано, что Д. Балодис был очень религиозным человеком, который со своей фанатичной приверженностью и сильной верой был непригоден для руководства церковью1, в то время как М. Эйзенграуд, который быстро уловил цели проповедников, доказал свою пригодность для работы в этой должности.

10 октября 1893 года в Петровичах был торжественно открыт новый приход апостольской церкви. Он состоял из 68 взрослых прихожан. На открытии присутствовали делегаты из Англии В. фон Диттманн и Х. Девентер. С основанием новой общины руководители секты развили бурную деятельность: распространялась соответствующая литература, приезжали представители апостольской церкви из Риги, которые организовывали торжественные богослужения, принимали новых членов и т.д. Все эти церемонии были предметом гордости колонистов, так как они вносили разнообразие в их серые будни. В это же время возникали новые группы апостольских сектантов: в латышских колониях Грудиновка, Булата, Карачина и Зарубица (все они находились в Могилёвской губернии).

• . .. ';! Католико-апостольская церковь в Грудиновке. Изображение из книги.

1 В 1919 году, когда Д. Балодис узнал, что руководители апостольской секты дали ему такую характеристику, он разорвал все контакты с сектой (прим. автора).

26 октября 1896 года католико-апостольская секта Петровичей получила свой дом молитвы. Молитвенный дом был построен ударными темпами - практически за месяц. Древесина была предоставлена старым дворянином, который прислал из Англии 300 рублей. С организацией секты возникли разногласия между прихожанами апостольской церкви и лютеранами. Обе враждующие стороны с жалобами друг на друга обращались не к «богу», а к уряднику, приставу и губернатору. Тогдашний лютеранский пастор Могилёва Мачулан, которому апостольская секта казалась опасным соперником, также активно участвовал в борьбе. Прежде всего пастор Мачулан старался навредить Апостольской церкви. Когда учитель Грудиновс -кой колонии Скрабис стал членом апостольской секты, пастор Мачулан добился от администрации школы увольнения Скрабиса из школы и Грудиновская колония осталась без учителя. Колония Петровичи, где в то время не было своей школы, попросила власти разрешить им нанять Скрабиса в качестве учителя, оплачивать его труд и содержать школу за свой счёт. Пастор Мачулан высказался по этому поводу следующим образом:

«В апостольской общине в Петровичах никогда не было и не будет школы. Учитель господин Скрабис никогда больше не будет учителем и не сможет им стать, если не покается и не вернётся в церковь Лютера»1.

Здесь вы наглядно можете увидеть, как этот досточтимый отец ратовал за народное образование. Напротив, досточтимый отец стал настоящим пропагандистом безграмотности. Из-за его самолюбия целые колонии остались без школы. Личные интересы пастора весили больше, чем интересы двух латышских колоний.

При любой возможности пастор Мачулан старался навредить католико-апостольской церкви. В такие «трудные минуты жизни» местная апостольская церковь вынуждена была обратиться за помощью в Петербург к главе католико-апостольских общин в России дворянину фон Диттманю, который всегда знал, к кому обратиться в Министерстве внутренних дел. Петровичский урядник и пристав мало прислушивались к протестам преподобного Мачулана, а более ценными считали взятки, которые собирали для них в Апостольской церкви2. В Петровичах, где было всего несколько лютеранских семей, столкновений с апостольцами не было, но в Грудиновке, где лютеране составляли большинство и где у каждой общины была своя церковь, происходили даже грабежи. В

1 Хроника Петровичской апостольской общины (прим. автора).

2 Отчёт церковной кассы (прим. автора).

конце концов, разногласия зашли так далеко, что 5 июля 1906 года лютеране сожгли церковь апостольцев.

Как бы ни были враждебны друг другу эти две общины, последователи апостольской секты не отвергали полностью лютеранские предписания. Например, дети получали образование сначала в апостольской церкви, а затем - в лютеранской; замужние женщины ходили как к одному пастору, так и к другому. Также они подходили и к причастию. Несмотря на то, что по обычаю апостольских сект они приступали к причастию каждое воскресенье, несколько раз в год они приступали к причастию в лютеранской церкви, говоря, что «кашу маслом не испортишь». Эта путаница продолжалась вплоть до распада апостольской церкви.

Примерно к 1901 году католико-апостольские приходы в латышских колониях были окончательно сформированы и действовали с хорошо отлаженной церковной организацией. Они получали значительные поддержку от апостольских церквей в Англии и Риге. Они отправляли туда отчёты о своей деятельности, получали соответствующие директивы и работали по установленному плану. В 1901 году (согласно собственной статистике апостольцев) число прихожан в латышских колониях составляло 2091. Для работы с ними было назначено: 1 епископ-ангел2, 4 пресвитера, 11 диаконов и 2 иподиакона, т.е. 18 специально обученных агитаторов. Мало какая организация могла похвастаться таким большим количеством агитаторов.

До 1917 года всероссийский центр Апостольской церкви находился в Петрограде под руководством дворянина Виктора фон Диттманя. 21 января 1917 года В. фон Диттманс умер, а на его место выдвинулся глава Одесской и Южных общин Август Кошкинс. Всероссийский центр должен был быть перенесен в Москву, но из-за революции и гражданской войны Кошкинс не смог поехать в Москву и до 1922 года жил в Одессе.

Тем временем Петроградская апостольская община была распущена, а в 1922 году была распущена и одесская община, в которой осталось

1 98 мужчин и 111 женщин. Петровичи (Латроща) - 91 человек, Грудиновка - 36, Карачина -19, Зарубица - 10, Булата - 15, Павловка - 6 [с. 80].

2 Согласно принятой в Апостольской церкви традиции, епископа называли «ангелом» (следуя фрагменту из Апокалипсиса гл. 2 и 3) и определяли как «епископа, рукоположенного апостолом». Ему подчинялись все местные служители, и он отвечал за благополучие соответствующих общин. Хотя ангелы обладали полной властью в своих общинах, предполагалось признание ими надзора со стороны апостолов.

всего 12 человек. В том же году Кошкинс переехал в Латвию, а апостольскими общинами остался руководить «ангел» Латрощи М. Эй-зенграуд. Вследствие этого всероссийский центр апостольских общин был перенесен в Латрощу. 18 ноября 1923 года умер руководитель московской общины Дидрихс Скриба. Московская община осталась без руководителя, её посещают М. Эйзенграуд и его брат Фрицис, который был пастором в Латроще. Здесь находились единственные служители церкви апостольцев, которые имели право проводить все обряды. Летом 1927 года умер «ангел» М. Эйзенграуд, а летом 1929 года за свою контрреволюционную деятельность в ссылку был отправлен единственный пастор Ф. Эйзенграуд. Остался только один церковный служитель - дьякон Эвальдс Ильге.

Когда 17 декабря 1929 года церковь в Латроще была закрыта, последний дьякон остался без работы и даже без рабочей одежды1.

После смерти «ангела» Эйзенграуда и закрытия церкви в Латроще разрозненные члены апостольской секты остались без организационного руководства и даже без организационного центра.

В 1930 году в Советском Союзе насчитывалось всего около 100 человек, считающих себя последователями апостольской секты, в основном старики. Молодые люди идут своим путём, они мало что знают об этой секте. Старые люди более консервативны и закрыты в своих догмах, чтобы развивать какую-то работу и привлекать в секту новых последователей. Только те, кто находится за границей, т.е. зарубежные высшие служители церкви, могут назначать пастора для оставшихся адептов секты для организации и управления ими по законам апостольской церкви. Кроме того, оставшиеся верующие не в состоянии содержать пастора, а зарубежной буржуазии его содержать невыгодно. Поэтому эта секта обречена на уничтожение. Её тёмное прошлое интересует нас лишь в той мере, в какой понимание прошлого необходимо для того, чтобы на его руинах укрепить новый латрощин-ский коллектив «Ста» и способствовать лучшему будущему -строительству социализма.

1 П р и м е ч а н и е р е д а к т о р а. Помимо всех этих препятствий, которые автор называет в качестве причин распада секты, отметим также, что её окончательный распад произошёл благодаря интенсификации социалистического строительства. Сельскохозяйственный коллектив в Латроще был организован весной 1929 года. Половина всей колонии уже входила в состав колхоза, когда ещё существовала католико-апостольская община в Латроще. В ноябре 1929 года состоялся Второй Всебелорусский съезд рабочих-латышей, который принял решение о коллективизации всех латышских хозяйств на 100% в течение года. Когда делегаты съезда вернулись домой и рассказали колонистам о решениях съезда, в колхоз начался приток новых крестьянских масс. После того, когда большинство колонистов Латрощи уже вступило в колхоз, на основании общего решения собрания колонистов католико-апостольская церковь была превращена в настоящий культурный центр колонии - клуб. К. Шкильтер

Мало какая из сект, процветавших в латышских колониях, оставила такой богатый материал, как католико-апостольская секта. В этих материалах лидеры секты открыто изобличают собственную деятельность и поступки1.

Развитие секты апостолов является хорошей иллюстрацией того, как лидеры секты из проповедников «слова Божия» превращаются в контрреволюционеров. И это не исключительный случай. Такова судьба каждой религиозной организации. Деятельность апостольской секты доказывает, насколько беспощадно вели и ведут себя вожди религиозных организаций в борьбе против революции, против культурного строительства. Борьба с религией - задача каждого воинствующего безбожника.

1 Отметим, что большинство «материалов» - это не более чем голословные утверждения, основанные на априорном обвинении. Так, на с. 78-79 читаем пример изобличения:

Характеризуя контрреволюционную деятельность Эйзенграуда, следует отметить следующее. До тех пор, пока Айзенграуд мог служить буржуазии, она нуждалась в нём, но когда он больше не мог этого делать, его выбросили как ветхую тряпку. Когда Эйзенграуд перестал быть успешным в своей контрреволюционной работе, когда его влияние среди латрощенских колонистов поселенцев уменьшилось, а апостольская секта начала распадаться, он обратился к своим латвийским «братьям» и попросил их позаботиться о том, чтобы его приняли как латвийского гражданина и впустили в Латвию. На это Кошкин дал ему краткий и понятный ответ: «Здесь ты не нужен». И действительно, за свои услуги, шпионскую и контрреволюционную работу, Эйзенграуд уже получил свои иудины гроши. Выполнив свою роль, он стал больше не нужен и был уволен начальством.

В заключение следует отметить, что Эйзенграуд выступал против советской власти не только потому, что ему платила иностранная буржуазия, но и потому, что его вынуждали к этому классовые интересы. В течение многих лет Эйзенграуд эксплуатировал доверчивых людей из Латрощи. Революция лишила его этой возможности. Из-за этого Эйзенграуд как эксплуататор преобразился в злейшего врага революции. Он был неспособен выполнять какую-либо другую, более полезную работу. Он посвятил 35 лет своей жизни только одной цели - затемнить сознание народа, живя за счёт своих доверчивых «собратьев».

Брат Эйзенграуда Фрицис и его близкие родственники - все они были буржуями (Ьыёы) в Латроще, которые когда-то играли ведущую роль в жизни колонии. Советы обуздали их эксплуататорские наклонности и поставили их бывших слуг на ведущие роли. Вполне естественно, что эти люди не могли довольствоваться таким положением. Ещё при жизни Эйзенграуда под его руководством в Латроще из местных буржуев была создана группа контрреволюционеров, которые боролись против политики советского правительства.

Когда в 1927 году Эйзенграуд умер, руководство контрреволюционной группой взял на себя его брат Фрицис. Им удалось привлечь на свою сторону часть крестьян-середняков. Летом 1929 года деятельность этой группы была разоблачена и четыре семьи были депортированы. Находясь в ссылке, они пытались продолжать влиять на одного или двух своих приверженцев, оставшихся в Латроще. В письме в Латрощу высланный Ф. Эйзен-грауд наставлял:

«... Вы скажите Тому и Аннет, что они и все молодые новообращённые не должны идти с детьми мира. Молодым людям трудно жить без временных удовольствий, но лучшие набраться терпения».

В этих строках была и последняя попытка сохранить своё влияние. Однако вместе с ликвидацией контрреволюционной группы было ликвидировано и её влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.