Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТОЯТЕЛЯ ЛАТЫШСКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЫ БАШКИРСКОЙ АССР Э.О.ФРАНЦА'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТОЯТЕЛЯ ЛАТЫШСКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЫ БАШКИРСКОЙ АССР Э.О.ФРАНЦА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / СОЛИДАРНОСТЬ / ЛАТЫШИ / КРЕСТЬЯНСКИЕ КОЛОНИИ / ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА / МИССИОНЕР / ПАСТОР / КИРХА / МОЛЕЛЬНЫЙ ДОМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чегодаев Евгений Анатольевич

еских групп, способствующей этноконфессиональной консолидации и гражданской солидарности, как следствие сохранению этнической идентичности. Слабо изученная проблема в отечественной историографии рассмотрена на примере миссионера Эдуарда Оттовича Франца, настоятеля латышской евангелической-лютеранской общины Башкирии. Предложена биография Э.О. Франца, показана его роль в организации религиозной жизни латышских переселенцев, в первые годы Советской власти и в последующий период политических репрессий. Проанализированы немногочисленные документальные источники. Показана духовная деятельность Э.О. Франца, проходившая в сложный период, для лютеранской церкви, которая, потеряла не только государственную поддержку, но была разорена, лишилась настоятелей. В период раскола внутри самой церковной организации, когда остававшееся в стране духовенство предпринимало попытки к восстановлению деятельность церкви, к заполнению пасторских вакансий, в том числе и за счет подготовки наиболее подготовленных прихожан, пригодных к этой деятельности. В период массовых репрессий Э.О. Франц был арестован по обвинению в организации националистической повстанческой контрреволюционной организации, приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Даже после гибели Э.О. Франца, его имя продолжали использовать для фальсификации уголовных дел, приписывая ему вербовку, членов контрреволюционных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF THE LIFE OF THE RECTOR OF THE LATVIAN EVANGELICAL LUTHERAN COMMUNITY OF THE BASHKIR ASSR E.O. FRANZ

The article is devoted to the role of religious mentors in the functioning and development of ethnic groups and ethnic groups, contributing to ethno-confessional consolidation and civic solidarity, as a consequence of the preservation of ethnic identity. The poorly studied problem in Russian historiography is considered on the example of the missionary Eduard Ottovich Franz, rector of the Latvian Evangelical Lutheran community of Bashkiria. The biography of E.O. Franz is proposed, his role in the organization of the religious life of Latvian immigrants in the early years of Soviet power and in the subsequent period of political repression is shown. A few documentary sources have been analyzed. The spiritual activity of E.O. Franz, which took place during a difficult period, is shown for the Lutheran church, which lost not only state support, but was ruined, lost its abbots. During the period of schism within the church organization itself, when the clergy who remained in the country made attempts to. During the period of mass repressions, E.O. Franz was arrested on charges of organizing a nationalist insurgent counterrevolutionary organization, sentenced to death by firing squad. Even after the death of E.O. Franz, his name continued to be used to falsify criminal cases, attributing to him the recruitment of members of counter-revolutionary organizations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТОЯТЕЛЯ ЛАТЫШСКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЫ БАШКИРСКОЙ АССР Э.О.ФРАНЦА»

19. SaLavatova A.V. Osobennosti prostranstvennoj identichnosti v Gagauzii [Features of spatial identity in Gagauzia]. Comparative Politics, 2015, no. 4 (21), pp. 67-69 (in Russian).

20. GubogLo M.N. Russkij jazyk v jetnopoLitiches-koj istorii gagauzov (vtoraja poLovina XX veka) [Russian Language in the ethnopoLiticaL history of the Gagauz peopLe (second haLf of the XX century)]. M.: Staryj sad PubL., 2004, 431 p. (in Russian).

21. TanasogLu D. Uzun kervan. Kishinev: Literatura artistikje PubL., 1985, 415 p.

22. NikogLo D.E. PredstavLenija ob jetnicheskoj ter-ritorii i gosudarstvennosti gagauzov v hudo-zhestvennoj Literature [Ideas about the ethnic territory and statehood of the Gagauz peopLe in fiction]. Abyss, 2018, no. 3 (5), pp. 105-118 (in Russian).

23. Ozkan N. Gagavuz Türkcesi Grameri. Ankara: Türk DiL Kurumu YayinLari, 1996, 349 p.

24. Yeti§ti O. Gagauz DiLinde YayimLanan Í Lk Gazete: Ana Sozü. Karde§ KaLemLer AyLik Avrasya Edebi-yat Dergisi, Haziran 2018, no. 138, pp. 31-34.

© В.В. Цибенко,

кандидат исторических наук, директор научного центра, Южный федеральный университет, ул. Большая Садовая, 105/42, 344006, г. Ростов-на-Дону, Россия, эл. почта: tsibenkovv@sfedu.ru

25. AngeLi F. Gagauzskaya avtonomiya. Lyudi i fakty (1989-2005 gg.) [Gagauz autonomy. People and Facts]. Kishenev: UniversuL PubL., 2006, 260 p. (in Russian).

26. CeLikdonmez O. Balkan Ortodoks TurkLerinin basbugu Gagauz Stefan TopaL ve SuLeyman DemireL! Haber 5anLiurfa. AvaiLabLe at: https:// www.haber-sanLiurfa.com/yazarLar/omur-ceLikdonmez/baLkan-ortodoks-turkLerinin-basbugu-gagauz-stefan-topaL-ve-suLeyman-demireL/29823/ (Accessed: 28 December 2021).

27. Bondarenko N.S. Osmanskaya imperiya v ob-raze proshLogo gagauzov [The Ottoman Empire in the Gagauz image of the past], in Funkt-sionirovanie sLavyanskikh i drugikh yazykov i Literatur v kontekste yazykovoy situatsii RM [Functioning of SLavic and other Languages and Literatures in the context of the Language situation in MoLdova]. Ed. by L.V. Boykovoy. Komrat: KGU PubL., 2018, pp. 10-12 (in Russian).

© Tsibenko V.V.,

Southern Federal University, 105/42, ulitsa Bolshaya Sadovaya, 344006 Rostov-on-Don, Russia, e-mail: tsibenkovv@sfedu.ru

УДК 316.4.063.3 +330.3+ 39 DOI 10.24412/1728-5283_2022_1_94_100

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТОЯТЕЛЯ ЛАТЫШСКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЫ БАШКИРСКОЙ АССР Э.О.ФРАНЦА1

© Чегодаев Евгений Анатольевич

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленное структурное подразделение Федерального бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Статья посвящена роли религиозных наставников в функционировании и развитии этносов и этнических групп, способствующей этноконфессиональной консолидации и гражданской солидарности, как следствие сохранению этнической идентичности. Слабо изученная проблема в отечественной историографии рассмотрена на примере миссионера Эдуарда Оттовича Франца, настоятеля латышской евангелической-лютеранской общины Башкирии. Предложена биография Э.О. Франца, показана его роль в организации религиозной жизни латышских переселенцев, в первые годы Советской власти и в последующий период политических репрессий. Проанализированы немногочисленные документальные источники. Показана духовная деятельность Э.О. Франца, проходившая в сложный период, для лютеранской церкви, которая, потеряла не только государственную поддержку, но была разорена, лишилась настоятелей. В период раскола внутри самой церковной организации, когда остававшееся в стране духовенство предпринимало попытки к восстановлению деятель-

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания №АААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 20212023 гг.

ность церкви, к заполнению пасторских вакансий, в том числе и за счет подготовки наиболее подготовленных прихожан, пригодных к этой деятельности. В период массовых репрессий Э.О. Франц был арестован по обвинению в организации националистической повстанческой контрреволюционной организации, приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Даже после гибели Э.О. Фран-

ца, его имя продолжали использовать для фальсификации уголовных дел, приписывая ему вербовку, членов контрреволюционных организаций.

Ключевые слова: религия, евангелическо-лютеран-ская церковь, конфессиональная консолидация, этническая консолидация, солидарность, латыши, крестьянские колонии, евангелическо-лютеранская община, миссионер, пастор, кирха, молельный дом, политические репрессии, НКВД

© Chegodaev Evgeny Anatolyevich

THE MAIN STAGES OF THE LIFE OF THE RECTOR OF THE LATVIAN EVANGELICAL LUTHERAN COMMUNITY OF THE BASHKIR ASSR E.O. FRANZ

R.G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies

The article is devoted to the role of religious mentors in the functioning and development of ethnic groups and ethnic groups, contributing to ethno-confessional consolidation and civic solidarity, as a consequence of the preservation of ethnic identity. The poorly studied problem in Russian historiography is considered on the example of the missionary Eduard Ottovich Franz, rector of the Latvian Evangelical Lutheran community of Bashkiria. The biography of E.O. Franz is proposed, his role in the organization of the religious life of Latvian immigrants in the early years of Soviet power and in the subsequent period of political repression is shown. A few documentary sources have been analyzed. The spiritual activity of E.O. Franz, which took place during a difficult period, is shown for the Lutheran church, which lost not only state support, but was ruined, lost its abbots. During the period of schism within the church organization itself, when the clergy who remained in the country made attempts to.

During the period of mass repressions, E.O. Franz was arrested on charges of organizing a nationalist insurgent counterrevolutionary organization, sentenced to death by firing squad. Even after the

death of E.°. Franz, his name raisin- T Key words: religion, Evangelical Lutheran Church, ued to be used to falsify criminal cas- confessional consolidation, ethnic consolidation, solidarity, es, attributing to him the recruitment Latvians, peasant colonies, evangelical Lutheran community,

missionary, pastor, church, prayer house, political repression, NKVD

of members of counter-revolutionary organizations.

Успешность функционирования и развития этносов и этнических групп во многом зависит от наличия религиозных наставников, которые способствуют не только конфессиональной, но и этнической консолидации, гражданской солидарности и как следствие сохранению этнической идентичности. Это пока еще слабо изученная проблема в отечественной историографии в настоящей статье рассматривается на примере миссионера Эдуарда Оттовича Франца, настоятеля латышской евангелической-лютеранской общины Башкирии в первые десятилетия Советской власти.

Сегодня имя Франца Эдуард Оттовича

мало кому известно. Память о нем еще сохраняется в среде латышей края. Чаще это рассказы о бывшем молитвенном доме в Архангельском районе республики, который называли домом Франча. В исторической литературе сведений о нем также не много, наиболее ранние из которых у латвийского историка А. Краснайса [1], отмечавшего Э.О. Франца в числе пасторов Советской России.

В сентябре 1992 г. в газете «Laiks» издаваемой в США на латышском языке, в статье под названием «В гостях у латышей Башкирии», Э.О. Франц упоминается как один из местных лютеранских священников [2].

Из латвийских изданий представляет

Рис. 1. Франц Эдуард Оттович Рис. 2. После обряда конфирмации, в центре Э.О. Фран

интерес биографический словарь И. Вел-гнерса [3], в котором приводятся даты жизни Э.О. Франца в Башкирии, о его заключении в Соловецкий лагерь и расстреле. В работах российских исследователей биографические данные на Э.О. Франца тоже не значительны. В монографии О.А. Лиценбергер «Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917-1938)» в разделе кратких биографий лютеранских пасторов отмечено, что Э.О. Франц "В 1922 г. упоминается как проповедник в латышской общине в Уфе» [4]. В.В. Солодовников в книге «Лютеранская диадема» отмечает Э.О. Франца, как участника синодального съезда Латышской евангелическо-лютеранской церкви в 1928 г. от Башкирской АССР [5]. В материалах местной периодической печати обнаружена только одна заметка дискредитирующей направленности под названием «Проговорился» [6]. В «Книге памяти жертв политических репрессий Башкирии» приводится информация об его осуждении к высшей мере наказания [7, т.5, с.217].

Возможность получения биографических данных появилась лишь с открытием ФСБ РФ доступа граждан к фондам архива по массовым репрессиям и снятия грифа секретности с документов бывших партийных и советских органовВ архиве ФСБ РФ по РБ

имеются следственные дела на Э.О. Франца, заводившиеся во время его арестов в мае 1929 г. и декабре 1937г., оба раза по обвинению в контрреволюционных преступлениях. Эти материалы и стали основой для написания данной статьи. В Национальном историческом архиве РБ, в отчетах секретарей Лат-секции Губернского комитета ВКП(б) зафиксированы отдельные эпизоды деятельности Э.О. Франца в период 1926 1927 гг. Обнаруженные сведения отрывочны, затрагивают короткие промежутки жизни Э.О. Франца и не позволяют подготовить подробную биографию. Тем не менее, они дают возможность получить представление об этом незаурядном человеке.

Родился Эдуард Оттович Франц (латыш. Francis, Eduards) 03 июля 1890 г. [10, т. 13, л. б/н]. в Латвии, в Маткульской волости, Талсинском уезде, в имении Федвалеи, в семье кузнеца [9, л. 9]. У Э.О. Франца было четыре брата: Карл, Фридрих, Кришьян и Макс, все они жили в Латвии и поддерживали с ним переписку [9, л.12]. До 1915 г. Э.О. Франц жил в г. Гольдинген (Кулдига), имел профессии мастера сельскохозяйственных машин и электромонтера. В Петроград прибыл в 1915 г. как беженец во время первой мировой войны. Работал до 1918 г. на аэ-ропланном заводе Щетинина, потом на Бал-

А

тийском судостроительном заводе. В период 1919-1920 гг. служил в Красной армии санитаром в 980 полевом госпитале в Петрограде [9, л. 4]. В 1921 г. поступил на миссионерские курсы, по окончанию которых в 1922 г. был направлен в Башкирию.

Это был сложный период, когда лютеранская, как и другие церкви страны, потеряла не только государственную поддержку, но и была разорена, лишилась настоятелей [4, с. 385]. Многие приходы оказались вне церковной организации, например, лютеране Башкирии, которых в дооктябрьский период обслуживали пасторы из г. Златоуста. Произошел раскол и внутри самой церкви. Об этом периоде - указанное исследование О.А. Ли-ценбергер, работы других авторов, среди которых выделяется книга епископа Т. Майе-ра «В Сибирь. В служении Евангелическо-Лютеранской Церкви» [11]. Остававшееся в стране духовенство пыталось восстановить деятельность церкви. Пасторские вакансии предполагалось заполнять не только лицами, имеющими теологическое образование или ранее обучавшимися, но и за счет подготовки пасторов из числа прихожан, наиболее пригодных к этой деятельности. Известно, что священнослужители в лютеранских общинах, были на особом положении. При этом надо учитывать, что пасторы, отличались своим образованием. Были среди них, и выпускники Дерпского университета. Например, Карл Балодис (служил в Златоусте в 1893-1895 гг.) [12] в дальнейшем стал профессором Берлинского и Рижского университетов. Карл Ирбе, исполнявший пастырское служение в период временных вакансий, в 1917 г. возглавил Латышскую консисторию в России, а после 1920 г. стал первым епископом Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, доктором теологии [13].

Традиционно высокий статус пастора не мог не привлекать лиц, желавших посвятить себя церковному служению. Смягчение государством политики по отношению к религии, особенно в период с 1923 по 1929 год, дала верующим надежду на сохранение церкви. Непродолжительную оттепель наиболее точно охарактеризовал епископ З.Шпрингер, на-

звав ее «Затишьем перед бурей» [11, с. 5]. Только этими обстоятельствами можно объяснить решение Э.О. Франца не возвращаться в Латвию, а заняться миссионерской деятельностью в латышских колониях Южного Урала. С началом деятельности Э.О. Франца религиозная жизнь в у латышей стала налаживаться. Впервые у них появился священник, непосредственно проживающий в крестьянской колонии.

Э.О. Францем были заключены договоры на религиозное обслуживание лютеран, проживающих в сельских обществах: Архангельской, Ауструмской, Балажинской, Балтийской, Цветаевской и Рижской колониях, а также с латышским обществом г. Уфы, которые были зарегистрированы в соответствующих кантонных комитетах. Размер материального вознаграждения в договорах не оговаривался и зависел от возможностей каждой отдельно взятой общины. Например, в 1929 г. Э.О. Франц получил вознаграждение от Балажинской, Цветаевской и Ауструмской колоний в общей сложности около 160 руб. Кроме того миссионер получал от граждан и добровольные пожертвования.

В г. Уфе, возобновляются деятельность лютеранской кирхи. Посещая сельские общины, Э.О. Франц проводит богослужения, совершает церковные таинства и обряды, в том числе венчание и конфирмацию. У латышей появляться надежда, что их жизненный уклад остается не рушимым. Но так продолжается не долго. Сворачивается НЭП, усиливается борьба с религией. Э.О.Франц, в конце 1920-х гг. пытается отстоять права верующих на свободу вероисповедания. Конфликт интересов верующих и власти наглядно показывают документы того времени. Секретарь Латсекции Губкома ВКП(б) Ю. Оль-ман, анализируя социально-экономическую жизнь Архангельской латышской колонии, отмечал, что «во главе верующих стоит священник Франс. Вся агитация Франса и его агентов-пелмельдеров (Регт^еш - церковный староста - Е. Ч.) сводится к тому, что крестьянство при существовании советской власти не имеет перспектив своего дальнейшего развития. ...Активные лозунги, призы-

Рис. 3. Свидетельство о прохождении обряда конфирмации за подписью Э.О.Франца

вающие к непосредственному действию против советской власти, пока открыто не выдвигаются. Возможно, что среди участников закрытых собраний сектантов это делается, но данных об этом в нашем распоряжении нет...» [10, св. 114, л. 51]. Власти вполне обоснованно опасались молитвенных собраний, так как последние были неподконтрольным местом встречи жителей латышских колоний, где они в отсутствии советских работников, могли обменяться новостями и высказаться по наболевшим вопросам. Они создавали среди латышей общественное мнение, противоположное официальной пропаганде. В 1927 г. молитвенный дом в Балтийской колонии был закрыт, попытки Э.О. Франца и прихожан отстоять свою церковь не увенчались успехом.

Находясь в Башкирии, Э.О.Франц почти ежегодно посещал Высший лютеранский церковный совет в г. Ленинграде, был в курсе конфессиональных дел, вел переписку с председателем ВЛЦС М. Лапиньшем

(латыш. Lapins), по совету которого два года самостоятельно готовился к сдаче экзаменов на получение пасторского сана. В феврале 1929 г. церковное руководство направило Э.О. Франца в кратковременную командировку в г. Витебск. Вместе с ним выехали пасторы Ю. Залит и А. Мигла с поручением урегулирования раскола, произошедшего в приходах западных областей страны [8, л.16], объявивших «о своей автономии от латышской лютеранской консистории» [4, с. 193]. На обратном пути из Витебска Э.О. Франц был арестован: вначале его держали на ст. Чудово, затем - в г. Новгород [8, л. 9] и г. Уфе. 8 июня 1929 г. ему было предъявлено обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР в контрреволюционной агитации с целью подрыва Советской власти. 14 сентября 1929 г. Особое совещание ОГПУ БАССР приговорило его к 3 годам лишения свободы.

Отбывал срок заключения Э.О. Франц в Соловецком лагере ОГПУ. 3 апреля 1932 г. менее чем за два месяца до освобождения, Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ дело Э. Франца было пересмотрено и по отбытию срока наказания он должен быть выслан в Северный край сроком еще на три года. Отбывал ли он это дополнительное наказание, не известно [9, т. 12, л. 32].

После отбытия наказания Эдуард Отто-вич Франц к богослужебной деятельности больше не возвращался, молений не проводил [9, т. 12, л. 271], да это было и невозможно без заключенных договоров на религиозное обслуживание. С организацией колхоза был закрыт и молельный дом в Архангельской колонии. Э.О. Франц устроился работать бондарем на Муллакаевский крахмальный завод [9, т. 12, л. 34].

До 1937 г. репрессии в Башкирии еще не имели национальной окраски и были продиктованы только «безопасностью государства», как ее представляли руководители большевистской партии. Положение коренным образом изменилось в период Большого террора. Как известно, НКВД СССР провел ряд национальных репрессивных кампаний. Репрессиям подверглись представители всех слоев латышского населения - от простых

А

крестьян и рабочих до лиц, занимающих ответственные должности в государственном аппарате и учреждениях республики. В числе первых, арестованных был и Э.О. Франц. По версии следствия, в Башкирии в то время «действовали» две контрреволюционные организации, которые в конечном итоге объединились и создали одну более мощную. Как ни парадоксально, одной из «контрреволюционных организаций» руководил лютеранский миссионер Э.О. Франц, в ее состав входили церковные старосты и простые верующие, которые собирались на молитвенные собрания, что и явилось основанием обвинения в контрреволюционной деятельности. Другую «контрреволюционную организацию» возглавлял инструктор просветительного общества «Прометей» в Башкирии, инструктор БашЦИК А.И. Рудзит, убежденный коммунист, активный организатор колхозов, боровшийся с религией и, в частности, с деятельностью Э.О. Франца. Признаний добивались как физическим, так и моральным воздействием, протоколы фальсифицировались. В 1954 г. И.Я. Марков, который в тюрьме примерно две недели находился в одной камере с Э. О. Францем, рассказал, что «Э.О. Франца почти каждую ночь водили на допросы, откуда он приходил утром и почти всегда избитый» [9, т. 13, л. 10]. Дела обвиняемых оформляли в «альбомы», которые направлялись в Москву для рассмотрения во внесудебном порядке Комиссией НКВД и Прокурора СССР. Всего по этому делу высшую меру наказания вынесли 230 арестованным, остальные были осужде-

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Krasnais, V. Latviesu kolonijas. Riga, 1938. 178 p.

2. Reine А. Ciemos pie latviesiem Baskirijá// Laiks. 1992. 2 septembri.

3. Veigners, I. Latviesi Austrumzemes. II sejums. Biográfiská várdnica Regionálás kariogramas. Riga 2009. 227 p.

4. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеран-ская церковь и советское государство (19171938). М.: Готика, 1999. С.385.

5. Солодовников В.В. Лютеранская диадема. Псков. 2010. С.84.

6. Проговорился Б.А. // Власть труда. 1923. 14 июня.

ны на различные сроки лишения свободы. 29 января 1938 г. Эдуард Оттович Франц в особом порядке Комиссией НКВД и Прокурора СССР был приговорен по статье 58, пункты 7 и 11 УК РСФСР, к высшей мере наказания расстрелу. 13 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение. Реабилитировали его посмертно 25 июня 1957 года. Даже после гибели Э.О. Франца его имя продолжали использовать для фальсификации уголовных дел, приписывая ему вербовку членов контрреволюционных организаций, «выявленных» уже позже.

Таким образом, миссионер Франц Эдуард Оттович в первые годы Советской власти для латышей Башкирии стал не только религиозным лидером, но шире духовным наставником. Его деятельность способствовала сохранению идентичности латышских колонистов, консолидации этнической группы благодаря организации социальной жизни через регулярные встречи с населением разных латышских колоний с обсуждением проблем, обряды и праздники. В результате политических репрессий и борьбы с религией в 30-40 годы XX в. были ликвидированы не только церковные приходы, но и лютеранское духовенство. Религия потеряла свою консолидирующую силу и влияние на латышскую диаспору. Последовавшая ликвидация хуторских хозяйств окончательно разрушила жизненный уклад латышей Башкирии. Результатом стал их массовый исход с земли, ставшей для них второй родиной. Успешное развитие этнической группы латышей Башкирии прервалось.

7. Книга памяти жертв политических репрессий РБ. Уфа, 2005. Т. 5. С. 217.

8. Архив Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Башкортостан. ВФ № 4612.

9. Архив Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Башкортостан. ВФ № 3748. Т. 1. Т. 19.

10. Национальный архив Республике Башкортостан. Ф. 122. Оп. 6. Д. 150. Св. 114.

11. Епископ Т. Майер. В Сибирь. В служении Евангелическо-Лютеранской Церкви. М. Готика, 2005. С.176.

12. Ба. Балодис Карл // Большая советская энциклопедия: [сайт] URL: http://dic.academic.ru/

dic.nsf/bse/67041/%D0%91%D0%B0%D0%BB %D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%81 (дата обращения: 11.03.2012). 13. Курило О.В. Лютеране в России XVI-XX вв. М., 2002. С. 165.

R E F E R E N C E S

1. Krasnais, V. Latviesu kolonijas. Riga, 1938. 178. Lpp. (In Latvian).

2. Reine А. Ciemos pie latviesiem BaskTrija// Laiks. 1992. 2 septembri.

3. Veigners, I. Latviesi Austrumzemes. II sejums. Biografiska vardnica Regionalas kariogramas. Riga 2009. 227. lpp. (In Latvian).

4. Licenberger O.A. Evangelichesko-lyuterans-kaya cerkov" i sovetskoe gosudarstvo (1917— 1938) [The Evangelical Lutheran Church and the Soviet State (1917-1938)]. M.: Gotika, 1999. P. 385. (In Russian).

5. Solodovnikov V.V. Lyuteranskaya diadema [Lutheran Diadem]. Pskov. 2010. P. 84. (In Russian).

6. Progovorilsya B.A. [Let it slip] // Vlast" truda. 1923. 14 iyunya. (In Russian).

7. Kniga pamyati zhertv poLiticheskix repressij RB [The Book of memory of the victims of political repression of the Republic of Belarus]. Ufa, 2005. T. 5. P. 217. (In Russian).

8. Arxiv UpravLeniya federaL'noj sLuzhby' bezo-pasnosti Rossijskoj Federacii po RespubLike Bashkortostan. VF № 4612.

9. Arxiv UpravLeniya federaL'noj sLuzhby' bezo-pasnosti Rossijskoj Federacii po RespubLike Bashkortostan. BO № 3748. T. 1. T. 19.

10. NacionaL'ny'j arxiv RespubLike Bashkortostan. F. 122. Op. 6. D. 150. Sv. 114.

11. Episkop T. Majer. V Sibir\ V sLuzhenii Evan-geLichesko-Lyuteranskoj Cerkvi [To Siberia. In the ministry of the EvangeLicaL Lutheran Church].M. Gotika, 2005. P. 176. (In Russian).

12. Ba. BaLodis KarL // BoL'shaya sovetskaya e'ncikLopediya: [sajt] URL: http://dic.academ-ic.ru/dic.nsf/bse/67041/%D0%91%D0%B0% D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%81 (data obrashheniya: 11.03.2012)

13. KuriLo O.V. Lyuterane v Rossii XVI-XX vv. [Lutherans in Russia of the XVI-XX centuries]. M., 2002. P. 165. (In Russian).

© Е.А. Чегодаев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, 450077, Россия, г. Уфа, ул. К. Маркса, 6, эл. почта: ligo2010@mail.ru

© Chegodaev E.A.,

candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Department of Ethnography, Institute of Ethnological Research. R.G. Kuzeev Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 450077, Russia, Ufa, st. K. Marksa, 6, e-mail: ligo2010@mail.ru

1ÖÖ|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.